Идеал красоты сводится к соразмерности частей, к гармонии, к пропорциональности, соразмерность же и пропорциональность, выражаемые в математических формулах, в свою очередь сводятся к числам. Эти числа суть умопостигаемые основания вещей и движений. Они вне пространства и времени. Закон квадрата непространствен, закон согласованных движений во времени сам не во времени и не разделяется на части его интервалами. Чтобы создать прекрасное, художник должен созерцать эти внепространственные и вневременные числа. Но ум его слаб, и потому вневременное он созерцает как движущееся во времени. 2628 В его уме неподвижные числа превращаются в числа движущиеся и служат для него идеалом, который он стремится осуществить в своем произведении. Но, чтобы воплотить эти числа в дереве или камне, ему нужен навык к согласованным и размеренным движениям членов, т.е. таким, которые управляются законами чисел. Когда он приобретает навык к ритмическим движениям, то их числовые отношения воплощаются в его мускулах. От чисел, находящихся в навыке, нужно отличать числа, сообразно которым действительно движутся члены художника, когда, пользуясь своей технической подготовкой, он работает над произведением искусства, чтобы отпечатлеть в материи умопостигаемые числа красоты. Если числа навыка сосуществуют, то числа привычного движения развертываются во временной последовательности. Результатом движения чисел во времени является пропорциональное, соразмерное и гармоническое произведение – дом или статуя. Здесь числа, определяющие соотношения частей, становятся пространственными и видимыми. Так неподвижные умопостигаемые числа, вечно пребывающие в Божественной Премудрости, в движении души и тела художника переходят в числа временные, а эти последние становятся в произведении искусства числами пространственными, определяющими его размер и соотношение частей. 2629 Только что описанный процесс ясен, потому что он сознателен. Но такой же процесс, только не сопровождаемый сознанием, блж. Августин предполагает и в механических действиях человека и животных. Все движения тела произвольные, как ходьба, еда, питье, и непроизвольные, как биение пульса и дыхание, соразмерны, правильны, совершаются ритмически. Следовательно, и они не более как движущиеся числа, но есть еще другие, высшие, неподвижные числа, мановению которых бессознательно повинуется душа, приводя в движение свое тело. 2630 Пение соловья и соразмерные движения прочих животных обусловлены также действием в них неизменного закона чисел, которому они следуют помимо воли и сознания. 2631

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Η. П. Конда­кова» (ПФА РАН. Ф. 2. Оп. 17. Д. 94. Л. 37–38). 2628 Имеется в виду Музей палеографии, собранный Н. П. Лихачевым и основанный в июне 1925 г., с выставкой по истории письменности и документа с древнейших времен. Музей размещался в особ­няке Η. П. Лихачева по адресу: Петрозаводская ул., 7 (ныне здание СПбИИ РАН). Первоначально находился при Археологическом отделении ЛГУ, в 1925 г. вошел в состав РАН. Η. П. Лихачев, избран­ный академиком в том же году, стал заведующим музеем. В 1930 г. это учреждение стало называться Музей книги, документа и письма, а с 1931 г. – Институтом книги, документа и письма АН СССР. 2629 Имеется в виду статья «L’enlèvement du Christ», предназначенная для второго тома выходивше­го в Париже журнала «Byzantion» (1925 (1926). Т. 2). В первых трех томах этого издания статья опубликована не была, во всех изданных библиографиях Жебелева упоминания о ней отсутствуют. 2630 Речь идет о машинописном сборнике в честь 35-летия научно-педагогической деятельности С. А. Жебелева, собранном в 1926 г. его друзьями и коллегами из Ленинграда, Москвы, Харькова, Саратова, Тифлиса, Одессы, Митавы по инициативе И. И. Толстого. В том же году тиражом 600 экземп­ляров С. А. Жебелев издал бесплатную брошюру на французском языке с перечнем авторов, названий и кратких аннотаций статей рукописного сборника в свою честь. См.: Recueil Gébélev, Exposé sommaire. Leningrad, 1926. 12 p. (Издание ГАИМК). 2631 И. И. Толстой (старший) был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Его могила до нашего времени не сохранилась. См.: Исторические кладбища Петербурга: Справочник-путеводитель/Сост. А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. СПб., 1993. С. 201. 2633 Речь идет о статье М. И. Ростовцева для машинописного сборника в честь С. А. Жебелева. Не надеясь на выход сборника в России, М. И. Ростовцев опубликовал статью с посвящением С. А. Жебелеву в трудах пражского Семинария им. Η. П. Кондакова. См.: Ростовцев М. И. Бог-всадник на юге России, в Индо-Скифии и в Китае//SK. 1927.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всего в стране заражены 281 752 человека 17 мая. ПРАВМИР. Количество заболевших коронавирусом нового типа в России за сутки выросло на 9 709 человек, сообщает оперштаб по борьбе с распространением болезни. Число новых случаев не превышает 10 тысяч человек второй день подряд. Новые заболевшие выявлены во всех регионах, больше всего в Москве (3855), Подмосковье (907) и Санкт-Петербурге (451). Всего в стране заражены коронавирусом 281 752 человека. Больше всего больных в Москве (142 824), Московской области (27 369) и Санкт-Петербурге (10 462). Погибли от COVID-19 за время эпидемии 2631, вылечились 67 373 человека. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 1 марта, 2024 29 февраля, 2024 29 февраля, 2024 28 февраля, 2024 27 февраля, 2024 21 февраля, 2024 20 февраля, 2024 19 марта, 2024 5 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/v-rossii-snova-zafiksi...

Взгляд, поддерживавшийся впоследствии Григорием VII и его школой 2631 именно, что преемник ап. Петра воспользовался в этом случае коренящимся в его должности правом низложения монархов по своему усмотрению, совершенно чужд идеям времени и не сообразен с обстоятельствами дела. Захария умер в марте 752 года, немного раньше или после совершения одобренного им акта. Избранный на его место Стефан не дожил до посвящения, и поэтому большинством писателей не считается даже в списке пап, так что его преемник, другой Стефан, иногда называется вторым, а иногда третьим папой этого имени 2632 . Королем ломбардов теперь был Айстульф, и он, по примеру своих предшественников, возобновил нападение на Рим. Стефан, при посредстве великолепных подарков, добился от него обещания мира на 40 лет; но этот договор почти немедленно затем был нарушен Айстульфом, который захватил Равенну и требовал от римлян признать его своим государем. В крайней нужде папа отправил послов к императору с просьбой о помощи, и в то же время, прибив нарушенный договор к кресту, занимался испрошения помощи от Бога торжественными молитвами и покаянными процессиями. Но посольство в Константинополь оказалось бесплодным, и когда Стефан, полагаясь на успех своего предшественника Захарии в подобных случаях, отправился в Павию, в надежде тронуть Айстульфа личными просьбами, то хотя он и встретил почтительное обращение с собой, однако же ему не удалось добиться какого-либо обещания в снисхождении. У него оставалась одна только надежда на Пипина, с которым он вошел в тайные сношения 2633 . Он решил отправиться во Францию, и так как Айстульф старался отговорить его от этого, то опасение, чтобы ломбардец не задержал его силой, содействовало ускорению его путешествия за Альпы. Услышав о приближении папы, Пипин выслал своего сына Карла (будущего Карла Великого) на встречу ему в качестве почетного конвоя, а сам вместе с королевой, младшими принцами и придворной знатью вышел к нему на встречу на целую милю от дворца в Понтион-Ле-Перш (6 янв. 754 г.). Стефан, со своим духовенством, явились во вретищах и осыпанные пеплом, и бросились к ногам короля, смиренно умоляя его о помощи против ломбардов. Пипин принял просителей со знаками необычайного почтения. Он в свою очередь пал ниц перед папой, и держа под уздцы его лошадь, шел рядом с ним, когда он ехал 2634 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—46— в следующий курс и 1 оставлен в ΙΙΙ курсе на второй год. Из 51 студентов IV курса – 8 студентов имели в среднем выводе по ответам и сочинениям за все четыре года академического курса балл не менее 4½, 38 – не менее 4 и 5 – не менее 3; один студент представил неудовлетворительное для степени кандидата сочинение и десять студентов вовсе не представили кандидатских сочинений. – 34 студента IV курса выпущены из Академии со степенью кандидата богословия и 17 – с званием действительного студента Академии. Что касается поведения студентов, то оно в отчетном году в общем было удовлетворительно; в частности же в первую половину учебного года оно нарушено было прискорбными действиями некоторых студентов, – имевших, к сожалению, влияние на большинство, – направленными против бывшего и.д. Инспектора Академии. Незаконный образ действий их найден Советом и Правлением Академии, заслуживающим наказания – уменьшением на единицу балла по поведению. Вследствие сего, баллом 5 отмечено за отчетный год поведение лишь 53 студентов, не принимавших, как выяснилось, участия в этих непорядках, баллом 4 – поведение 149 студентов и баллом 3 – поведение 4 студентов. Состояние здоровья студентов было вообще удовлетворительно: из 206 студентов пользовались в академической больнице в течение отчетного года: в сентябре – 4 студента, в октябрь – 16, в ноябре – 14, в декабре – 24, в январе – 4, в феврале – 13, в марте – 6, в апреле – 7, в мае – 8, в июне – 1 и в июле – 1. 2625 Т.е. никто не может видеть Бога и остаться в живых, – или ни один человек не может видеть Бога. 2626 Т.е. при буквально-историческом смысле, изречения могут иметь идейно-духовный и преобразовательный смысл. 2630 Мариин. Зограф. Галич др. приб.: ты еси, а Остром. Юр. и др.: кто убо ты еси. Но Св. Ал.: что убо? – без прибавки. 2631 Без συ с Син. и др нек. Но тепер. Слав. приб. ты согл. Алекс. и многим. У св. Ал. есть, но в Остром. Мар. Зогр. Гал. и др. нет. 2634 Примечательно, что и древние Иудеи считали Малахию тожественным с Ездрой, каковое мнение разделяет Иероним. Некоторые считали пророка за Ангела. Св. Амвросий Медиоланский цитует пророка под именем Иезекииля. См. подробности в наших примечаниях к переводу толкования Св. Кирилла на Малахию, предисл. и I. 1–2 (ч. 11-я, стр. 234–237).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—693— кого видения и прорицания ему и прочим не происходило, и как оное вертение оканчивалось, то паки садились на лавки». 2630 80-летний старик Логинов, уроженец г. Ярославля, сосланный в Сибирь «за оказавшуюся его по делу вину из… Москвы, назад тому… годов с 30, с прочими колодники, в вечную заводскую работу (в Полевский завод), – на следствии 1761 г. показал: «Во время пения и его, Логинова, сидящего с лавки легко поднимало одного, и ходил вкруг, якобы в беспамятстве, не долгое время и никакого в том хождении устатку себе не чувствовал, а более одного разу такого ему вкруг вертения не приключалось». 2631 Вообще, Сибирские хлысты, привлеченные к следствию Тобольской консисторией во 2-й половине XVIII столетия, настойчиво и с поразительным единодушием заверяли, что «оное сдергивание с лавки и вертение чинят они не сами собою, но сходит-де на них милость Божия», сдергивает с лавок и вертит их. 2632 —694— В кружке Татариновой, на радениях, «некоторые из присутствовавших, как бы движимые особенным чувством духовной радости, подобно Давиду, плясавшему при перенесении кивота, порывались с своих мест, выбегали на средину круга и предавались сильному телесному движению большею частью кружась на одном месте в правую сторону, до полного изнеможения». 2633 Члены кружка были уверены, что «радение происходило независимо от собственной их воли, по вдохновению свыше». 2634 Напр., тайный советник В.М. Попов, однажды, «слушая пророческое слово Татариновой, начал кружиться невольным образом, сам испугавшись столь сильного над собою духовного явления». 2635 По словам самой Татариновой, радельные телодвижения были «следствием того, когда в… религиозных занятиях кого-либо восхищал дух, коему нельзя было противиться», и «радели телом только те, кем двигала сильная о Господа радость». 2636 На шалопутском радении в ст. Конеловке, в момент общего «хождения в духе», «один казак оказался в сильно возбужденном состоянии: его трясло как в лихорадке, лицо с каждым мгновением меняло свое выражение, и, наконец, он буквально как стрела вылетел на средину комнаты; бормоча непонятные слова, он кружился по комнате, едва касаясь пола ногами». 2637 Самарские монтаны, «приведенные в восторг силою св. Духа, с хохотом совскакивали с своих мест»… 2638 Подобным образом, члены «армии спасения» (салютисты), в порыве религиозного

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь обращаюсь к Вам с словом о действиях Николаевского Братства. Я просил Алексея Осиповича 2625 написать к Вам 14 февр(аля), и Вы из его письма знаете почти все. Я, впрочем, повторю, если угодно. Начинаю с заведения нашего. Из принятых в него мальчиков один оказался дурен по поведению, худо и учился; мы его отдали на руки отцу. Это Ладожин, сын лишенного сана священника. Его место заступил другой бедняк. Уволили, по прошению, и г. Нарского, 2626 которому трудно показалось и в класс ходить, и дома заниматься с детьми, находясь при них без отлучки. Это увольнение получить ему было нетрудно. В нем не нашли мы того, чего желалось. К счастию, наши дети недолго оставались без руководителя. Место Нарского согласился занять г. Широкогоров, один из отличных студентов Виф(анской) сем(инарии). 2627 Я упросил его поступить в наше заведение по крайней мере до июля; тогда, если ему не слюбится, мы можем найти достойного ему преемника из студентов даже Академии. Теперь Бог милостив. Наше заведение не сиротствует, и можно быть уверену, что Павел Николаевич поведет дело не так, как г. Нарский… О. Гастев 2628 изменил своему слову. Сперва он был болен и не давал нам ответа, а теперь начистую отказался. Степан Иванович 2629 полагает, что этому отказу причиной жена Гастева, которой, кажется, не по сердцу возиться с чужими детьми. Бог с нею! О. Беляев 2630 не прочь взять до 8 чел(овек). Затруднение только в том, что он все смотрит во священники… Как бы не разорилось гнездо, которое совьем у него. И то сказать надо, что в Андроньевск(ом) училище, 2631 по соседству коего живет Беляев, учится немного детей, потому что только два класса в нем – третий и четвертый; следов(ательно), истинно бедных найдется тут немного и не из первых классов. Но на днях этот вопрос решим неотложно. Из Дмитровского училища 2632 я получил сведения чрез братчика, соборного свящ(енника) Богоявленского, 2633 о трех бедных учениках. Им можно будет послать денежное пособие, как делаем мы это одному из учеников, живущих в бурсе Донского училища. На выдачу денежных пособий позволили мы отчислить до полутораста рубл(ей) сер(ебром).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Охотное, одушевленное стремление, неослабное усердие, постоянная готовность проходить христианский подвиг постепенного и всестороннего совершенствования " в духе указанного неуклонного постоянства, препобеждая все встречающияся на пути препятствия, – это настроение христианина в аскетической письменности обозначается и характеризуется термином ревности ( ζλος) 2621 . В св. Писании этому, как и многим другим понятиям. придано религиозно-нравственное значение. В св. Писании названное свойство христианского подвижничества представляется метафорически – под образом « горения духа» 2622 , « огня» 2623 и противополагается холодности духа 2624 , происходящей вследствие ослабления его горения, пламенения – вообще его угасания 2625 . Образ огня для представления духа ревности встречается и у свв. Отцов Церкви. По выражению, напр., св. Исаака C., ревность «горячностью своею» уподобляется «огненным углям» 2626 . Такое свойство «ревность» получает несомненно от своего источника, каковым в психологическом отношении является «раздражительная в душе сила» 2627 , то есть, по нашей теперешней терминологии, сердце 2628 . Значение «ревности» в подвижнической духовной жизни в высшей степени важно. «Это – добродетель, без которой не производится доброе; – от времени до времени она движет, возбуждает, распаляет и укрепляет человека пренебрегать плотию в скорбях и в страшных встречающих его искушениях, непрестанно предавать душу свою на смерть, и идти навстречу отступнической силе ради совершения того дела, которого сильно возжелала душа» 2629 . Это состояние включает в себя и момент боязни, – вследствие отовсюду окружающих христианина препятствий, лишиться тех благ богообщения, которые для него дороже всего в мире 2630 , а также непременно предполагает возбуждаемое этим опасением положительное стремление во что бы то ни стало устранить эти препятствия, постепенно, но неуклонно приближаться, несмотря на эти препятствия, к достижению намеченной цели – непосредственному богообщению. Вот почему «ревность» называется «стражем» «добродетели» 2631 . Но ее значение, как мы видели, в этом отношении не ограничивается только отрицательною ролью устранения встречающихся на пути богообщения препятствий, – нет, эта «ревность» является и положительною и притом очень важною силою истинного подвижничества 2632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

2623 . Grumel V La chronologie. – Paris, 1958 (остающееся до сих пор лучшим исследование Вальтера Грюмеля по византийской хронологии, эрам, индиктам, летоисчислению с соответствующими расчетными таблицами). 2624 . Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. – Munchen, 1978. – Bd. 1–2 (итог изучения византийской светской литературы; незаменимый справочник). 2625 . The Hutchison Dictionary of Arts: Словарь искусств/Пер. Т Ф. Гвоздевой, Ю. В. Дубровина, О. И. Зверева, В. И. Наумова. – М., 1996. 2626 . Der Kleine Pauly Lexikon der Antike in funt Banden. – Munchen, 1979 (ценная немецкая энциклопедия по античной истории). 2627 . Karayannopulos I. E. Pegai tes byzanties istorias. – Thessaloniki, 1970. – 495 s. (источники византийской истории, на греч. яз.). 2628 . Karayannopulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz (3241453). – Weisbaden: Otto Harrassowitz, 1982. Я-Hbd. 1. Hpt. 1 bis 3. Methodic. Typologie. Randzonen/Bearb. von G. Weiss. – XXVI, 236 S.; Hbd. 2. Hpt. 4. Hauptkquellen. Allgemein Quellenlage (nach Jahrhunderten geerdnet). Anhang: Die wichtigster Urkundenkomplexe und Archive/Dearb. Von J. Karayannopulos u. G. Weiss. – S. 237–661 (методика, типология и наиболее полный указатель важнейших комплексов византийских письменных источников и их изданий; особенно важен для начинающего исследователя). 2629 . L’Annee philologique: Bibliographie critique et analytique de l’antiquite Greco-Latine. – Paris: Les Belles Letters, 1914–2002. – T. 1–81. 2630 . Lexikon des Mittelalters. – Munchen; Zurich, 1980–1998. – Bd. 1–9 (многотомный энциклопедический словарь по истории средних веков). 2631 . Lexikon zur byzantinischen Grazitat, besonders des 9. – 12. Jahrhunderts/Ed. E. Trapp et al. – Wien, 1994–2001. – T. 1. A – K. – 1070 S. (словарь византиногреческой культуры и языка, особенно IX-XII вв., изданный Австрийской АН; дополняет уже существующие словари древнегреческого языка – Liddell – Scott, патристики – Lampe и языка византийской народной литературы – E. Kriaris; будет из двух томов по четыре выпуска, которые выйдут к 2014 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Холм или гора, от равныя земли мерно взнявшаяся 2625 в высоту певговыми древесы и березием, белозрачною светлостию облеченными и зеленым листвием одеянными, самовозрастшими, яко насажденными, украшенная. Место честнейшее, отцелегалище святейшее, богоудобренное, святолепнейшее предков пустынных почивалище, сладкоуханное постнических телес О, коль всежеланно бых хотела видети моих вселюбезнейших братцев в сицевом месте положенных телесы, поне бы своими нещасливыми руками тех мертвы краснолепныя любезныя мне уды во гробех положила, хотя бы, слезоточащими и уже потемнелыми от горких слез бедными моими очесы гробов их персть присно приходящи и созерцающи, утешалася. О, страно, удаленная разстоянием, приближающася в самое мое сердце остна, никогдаже могущаго притупитися болезнию! О, место братомертвенное, не ктому твое имя стропотное 2626 на моем изсохшем языце, медвеною росою, но прегорчайшею пелынею возливающися, поминается! О, имя, всякаго именитаго меча моя члены же и составы всепрелюто пресецающее! Что твоя лживая слава? Что твое тщетное пред другими странами величание? Что твоих богатых явлений показание суетное? Что твоих металлонов сребренных и златых околовительных 2627 блистание лестное? Ничтоже разумею, разве обида, досада, слезы мне вечные, сушилище плоти и костей моих непреходящее, угрызалище моего сердца непрестающее, Дóндеже истаявшия кости моя гроб тойжде восприимет. «Не скорби, – вещает Сибирь, – о, дево пустыневозрастшая 2628 , горлице пустынелюбная, славий жалковещающий, утешися от печали презельныя 2629 . Вскую мене твоими сладкими пенными 2630 , укорными и горкими словесы чрез толькое разстояние местное 2631 убодаеши? Не могу не слышати твоих горковопиятелных гласов, не хощу минути без утешения тебе, не терплю гласы твоя плачевныя толики слышати, тебе не поувещати, аще и неестественно есть мне вещати. Разжени 2632 облаки сгущенных мыслей твоих сладкими поведании. Радуйся, а не печалуй, веселися, а не тужи. Делившая прежде моя вожделеныя корысти с тобою, ныне раздели презмерие печали 2633 твоея со мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010