64 «Бояр» – гостиница, располагавшаяся по адресу: Обыденский 1-й пер., д. 1 (напротив Храма Христа Спасителя). 65 Николай Николаевич Мамонов (см. примеч. 53) был казначеем «Кружка ищущих христианского просвещения». 66 Эдинбург, ныне Дзинтари – «Янтари» (латыш.) – часть г. Юрмала в Латвии, курортный р-н, излюбленное место жительства русских аристократов с 70-х гг. XIX века; назван в 1874 г. по случаю свадьбы дочери царя Александра II (1818–1881) Марии Александровны (1853–1920) и принца Альфреда, герцога Эдинбургского (1844–1900), второго сына английской королевы Виктории (1819–1901). 68 Владимир Александрович Кожевников (1852–1917), философ, историк культуры, публицист; последователь и издатель трудов Н. Ф. Федорова; почетный член Московской Духовной Академии; член «Кружка ищущих христианского просвещения»; автор ряда апологетических статей, большая часть которых вышла в «Религиозно-философской библиотеке» Михаила Новоселова и ее изданиях. Автор фундаментального труда «Буддизм в сравнении с христианством» (Т. 1–2. Пг., 1916), который, как и многие из статей последнего периода его творчества, своим источником имел доклады В. А. Кожевникова в собраниях «Кружка», а также на устраиваемых «Кружком» публичных чтениях. 69 Павел Борисович Мансуров (1860–1932), камергер, дипломат, церковный деятель; один из учредителей «Кружка ищущих христианского просвещения»; член Предсоборного Присутствия 1906 г., член Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. 76 Имение Самариных Измалково находилось между станцией Баковка Белорусской ж.д. и Переделкино Киевской ж.д.; было занято детским санаторием, ныне место находится в запустении. 80 Таким образом, полное название Кружка – «Кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви». Более ранний вариант устава (с замечаниями Ф. Д. Самарина ) приведен ниже в Приложении 2. 84 Анна Митрофановна – помощница дочери Ф. Д. Самарина Софьи, ухаживавшая за ней во время ее болезни; в 1906–1909 гг. подолгу жила с ней в Париже, Измалкове и др. местах (см.: ОР РГБ, ф. 265, к. 118, ед. хр. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

6 окт. 1857 г. Е. был хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. 13 окт. следующего года по предложению Московского митр. Филарета определен епископом Симбирским и Сызранским. 16 окт. 1860 г. освятил Всехсвятскую ц. на старинном кладбище Симбирска (ныне Ульяновск), в 1872 г.- Казанский собор в Сызрани. Е. не чувствовал себя сильным администратором, но все дела решал очень аккуратно и основательно. Почти не выступал с проповедями, но почитался православными Симбирской епархии за молитвенность и аскетический образ жизни. Усердно отстаивал права вдов и сирот духовенства, жертвовал собственные средства, раздавал милостыню. Внимательно следил за состоянием дел в Симбирской ДС, часто бывал в муж. и жен. гимназиях, выпускные экзамены по Закону Божию у гимназистов принимал лично. По воспоминаниям чуваш. просветителя И. Я. Яковлева , часто конфликтовал с кафедральным прот. А. Охотиным, фактически управлявшим консисторией. Подозревал Охотина в корыстолюбии, но не мог добиться ни отстранения, ни уменьшения его влияния. 7 дек. 1874 г. по болезни был уволен на покой, поселился в архиерейском доме симбирского Покровского мон-ря. По сведениям некролога, Е. наложил на себя обет молчания, а по отзывам Яковлева, он просто был неразговорчив, особенно с незнакомыми людьми. Перед смертью предсказал, что в день его кончины в Симбирске случится большой пожар, что и произошло. Отпевал Е. архиеп. Симбирский и Сызранский Варсонофий (Охотин). На погребение Е. съехались тысячи людей со всей Симбирской епархии. Похоронен в Никольском кафедральном соборе Симбирска, в склепе, устроенном на средства его почитателя, богатого симбирского помещика и помощника прокурора Синода А. А. Арапова. В 20-х гг. XX в. собор был снесен, могила Е. не сохранилась. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3629 [Личное дело студента]; Д. 5063 [Личное дело преподавателя]; Оп. 2. Д. 584. 1841 г.; Д. 598. 1842 г.; Д. 683. 1844 г.; РГБ. ОР. Ф. 172. К. 142. Д. 25 [Переписка 1854-1856 гг.]. Соч.: Св. Ириней, еп. Лионский//ПрТСО. 1843. Ч. 1. С. 385-413; О любящих Бога//Там же. 1845. Ч. 3. 2-я паг. С. 69-84; О прообразовательном смысле Свящ. Писания//Там же. 1846. Ч. 4. С. 503-520; Оброцы греха смерть//Там же. 1854. Ч. 13. С. 492-507; Речь по наречении во еп. Дмитровского//Там же. 1857. Ч. 16. С. 518-520.

http://pravenc.ru/text/186989.html

Филиграни: 1) «Лев» трех видов типа: Хивуд 1950, 3138 (1668); Тромонин 1844, 1295 (1708); Каманин, Витвицка 1923, (1676, 1677, 1678), (1676); 2) «Герб города Амстердама» трех видов типа: Клепиков 1958, 159 (1691, 1703, 1706, 1709), 143 (1675, 1676, 1692, 1693), 129 (1670, 1683, 1701, 1703, 1714, 1720); Черчилль 1935, (1691). Филигрань «Герб города Амстердама» на листах с духовным завещанием патриарха Никона определена мной дополнительно. Содержит: «Житие» патриарха Никона Ивана Шушерина (без начала, с приписками) (л. 1 – 72); «Сказание» о святых мощах в Кресте из Крестного монастыря (л. 73 – 75 об.); вирши Симеона Полоцкого (л. 77 – 96 об.); послание патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу из Ферапонтова монастыря (л. 97 – 104 об.); послание патриарха Никона патриарху Константинопольскому Дионисию (л. 105 – 118); «Возражение» патриарха Никона на вопросы боярина Симеона Стрешнева и ответы Паисия Лигарида (л. 118 – 485 об.); духовное завещание патриарха Никона (л. 485 об – 493 об.); отписка Каллиста епископа Полоцкого царю Алексею Михайловичу (л. 494 – 497); «Извещение» о низложении патриарха Никона (л. 497 об. – 500 об.); «Дела врачебные» патриарха Никона (л. 501 – 509 об.). Ркп. подробно описана: Музейное собрание 5, 510 – 511. Челобитная патриарха Никона из Ферапонтова монастыря – Б Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – А 10.РГБ, собр. В. М. Ундольского (ф. 310), Сборник середины XVIII в. Полуустав. 477 л. 4°. Переплет: доски в коже, корешок кожаный, две застежки. Филиграни: «Герб города Ярославля» типа: Клепиков 1978, – тип 2 (1737 – 1742), 785 (1734 – 1741); «Рго Pamria» двух видов – первый напоминает: Клепиков 1978, 80 (174.); Клепиков 1959, 23 (1749 и 1753); 24 (1749); 25 (1754); второй – Клепиков 1978, 79 (1735, 1744, 1745, 1754); герб типа: Клепиков 1978, 288 (1746). Содержит: «Известие» о патриархе Никоне Ивана Шушерина (л. 1 – 234); список с таможенной грамоты царя Алексея Михайловича 1654 г. (л. 234 – 242); список с грамоты царя Алексея Михайловича в Воскресенский монастырь о наименовании места Новым Иерусалимом (без конца) (л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1841 г. Д. был утвержден в должности члена Комитета по изданию творений св. отцов в рус. переводе, коллеги называли его «высокопочтеннейшим отцом всех книг, нами издаваемых» (Там же. С. 467). Под его редакцией вышли в свет 42 тома творений святителей Григория Богослова, Василия Великого, Ефрема Сирина, Афанасия Александрийского, Кирилла Иерусалимского, Макария Египетского, Нила Синайского, Исаака Сирина, Григория Нисского, Епифания Кипрского, св. Иоанна Лествичника, сщмч. Исидора Пелусиота, блж. Феодорита. Для уточнения перевода Д. обращался к греч. рукописям и различным спискам древних слав. переводов, хранившихся в Синодальной б-ке, старался передать особенности стиля произведений и терминологию св. отцов. Переводам Д. доверял митр. Филарет (Дроздов). Д. также принял участие в переводе Библии на рус. язык (той части НЗ, над которой работала корпорация МДА). Арх.: РГБ ОР. Ф. 233. К. 56. Ед. хр. 20. Л. 26; Ф. 559. К. 9. Ед. хр. 13, 14; ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 2. Д. 1048. Л. 7 об.- 11; Оп. 4. Д. 5061. Л. 58-61, 74; Д. 5268. Л. 16 об. Соч.: Св. Лев, папа Римский. М., 1849; Слова покойного прот. П. С. Делицына, проф. МДА. М., 1864. Пер.: Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание св. ап. Павла к Римлянам: Пер. с греч. М., 1839; он же. Толкование на Послание св. ап. Павла к Галатам. М., 1842; он же. Толкование на Послание св. ап. Павла к Коринфянам. М., 1843; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение правосл. веры. М., 1844. Лит.: Смирнов С. К. , прот. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1855; он же. Проф. МДА прот. П. С. Делицын//ПрТСО. 1863. Ч. 22. С. 684-695; он же. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1879; Голубинский Д. Ф. Восп. о математических занятиях проф. прот. П. С. Делицына//Там же. С. 696-713; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 497; Глаголев С. С. Прот. П. С. Делицын//Памяти почивших наставников. Серг. П., 1914. С. 1-12; У Троицы в Академии (1814-1914): Юбил. сб. Серг. П., 1914. С. Х, 1, 4-5, 8-9, 65, 72, 73-75, 84, 86, 112, 118-119, 135, 197, 363, 365, 366, 442, 467, 468, 473, 525, 606, 713; Лисица А. Ю. Математика в МДА//XXXVI Всерос. науч. конф. по проблемам математики... и методики преподавания естественнонауч. дисциплин, 22-26 мая 2000 г.: Тез. докл. хим. и пед. секции. М., 2000. С. 77.

http://pravenc.ru/text/171640.html

РГАДА, ф. 188, оп. 1, ед. хр. 785 (1-я четверть XIX в.), л. 28 об.–29; НИОР РГБ, ф. 344, ед. хр. 256 (2-я половина XVIII - 1-я четверть XIX в.), л. 216; ф. 178, ед. хр. 10404 (1806 г.), л. 63; ф. 17, ед. хр. 54, л. 1–2 (XIX в.). Ср. список 1806 г.: Абалихин Б. С., Абалихина Г. И.Из истории общественно-политического движения в России первой четверти XIX в.//Советские архивы. 1970. 1. С. 93; а также вариант, приписываемый А. С. Хвостову: «Мысли XIX века» 1810 г.//Поэты-сатирики конца XVIII – начала XIX в./Сост. Г. В. Ермакова-Битнер. Л., 1959. С. 595–596. См. Champfleury Histoire de l’imagerie populaire. Paris, 1869. P.191–211. Buchwald-Pelcowa P . Satyra czasó w saskich. Wrocaw, 1969. S.217–218. Ср. польский «Sejm Piekelny» (1622) – Brückner A .Sejm Piekelny. Satyra obyczajowa (1622 r.). Kraków 1903; английский «The Hellish Parliament» (1641) – Boyes B. Op. cit. P.429. Сводный каталог русской книги XVIII в. Т. 2. М., 1964. С. 414. РГАДА, ф. 188, оп. 1, ед. хр. 378 (271 лист, 1802 г.). НИОР РГБ, ф. 17, ед. хр. 54 (XIX в.), л. 1 об. РГАЛИ, ф. 1296, оп. 2, ед. хр. 57, л. 78 об. НИОР РГБ, ф. 218, ед. хр. 894 (1-я четверть XIX в.). С. 153. Перетц В. Н. Указ соч. С. 436. РГАДА, ф. 188, оп. 1, 1158 (1844 г.), л. 3 об. НИОР РГБ, ф. 218, карт. 988, ед. хр. 9 (конец XIX в.), л. 9 об. Ср. список «крестьянина Юромской волости» Мезенского уезда Архангельской губернии Ефима Павловича Шарыгина (РО БАН, 28.2.181 (2 листа, 1893 г.)) или копию с детским рисунком на полях (НИОР РГБ, ф. 218, карт. 988, ед. хр. 9 (10 листов, конец XIX в.). Фрагмент драматического диалога «Ездок и Коневал». Записан в Заонежье от плотника П. М. Калинина из деревни Падмозеро. Текст диалога Калинин «понял от падмозерского старика Ефима Андреева» ( Ончуков Н. Е. Северные народные драмы. СПб., 1911. С. 118–123). Небылица – Песни и прибаутки, записанные Г. Н. Потаниным в д. Аксеньевой в 3-х верстах от г. Никольска//Живая старина. 1899. Вып. 4. С. 523. Фольклор Саратовской области/Сост. Т. М. Акимова. Саратов, 1946. С.397.

http://sedmitza.ru/lib/text/4682862/

1948. P. 223-263; In aquas// Costanza S., ed . Ps.-Basilii ες τ δατα κα ες τ γιον βπτισμα. Messina, 1967. P. 39-44; рус. пер.: Беседа 17 «На день св. мч. Варлаама». Беседа 25 «О милости и суде». Беседа 26 «Утешение больному»//Творения. М., 1846, 1993 р . С. 274-279, 391-404; письма: PG. 32. Col. 220-1112; The Letters. In 4 vol./Ed. R. J. Deferrari, M. R. P. McGuire. L., 1926-1934; Lettres: In 3 vol./Ed. Y. Courtonne. P., 1957, 1961, 1966; рус. пер.: Письма 1-336//Творения. М., 1847. Ч. 6. 1848. Ч. 7; Письма 1, 3, 4, 12, 14, 19, 20/Пер. Т. А. Миллер//Памятники визант. лит-ры IV-IX вв. М., 1968. С. 65-69; Переписка с Аполлинарием (письма 361-362)//Пер. и коммент. П. Б. Михайлова//Богосл. сб./ПСТБИ. 2003. 12. С. 71-78; указатели: CPG. N 2835-2908, 2909-2914 (dubia), 2920-2963 (spuria), 2965-3005 (versiones); Coulie B., Kindt B . Thesaurus Basilii Caesariensis: Opera omnia. Pars 1: Introd., enumeratio lemmatum et formatum A-I. Pars 2: enumeratio lemmatum et formatum K-O[mega]. Turnhout, 2002; Библиогр. указ. к «Творениям Св. Отцов в рус. переводе»//БВ. 2003. 3. С. 292-297. Лит.: BHG, N 244-262; Tillemont S. L. de. Mémoires pour servir а l " histoire ecclésiastique des six premiers siècles. P., 1703. T. 9. Р. 1-304, 628-691; Maran P. Vita Basilii// Basilii Opera omnia que extant. P., 1839 T. 3. P. XXXVIII-CCLIV; ActaSS. Iun. T. 3. P., 1867. P. 295-436; Зубков Е. В. О трудах св. Василия Великого в пользу монашества: Канд. дис. 1844. Ркп.//РГБ. Ф. 78. К. 37. Ед. 9; Деревицкий А. Плутарх Херонейский и св. Василий Великий: (Опыт правосл. отношений христианства к философии)//ВиР. 1885. Т. 1. Ч. 2. 13. С. 1-27; Harnack A. von. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freiburg, 1887; idem. Diodor von Tarsus: Vier pseudojustinianen Schriften als Eigentum Diodors. Lpz., 1901; Dräseke J. Apollinarios von Laodicea: Sein Leben und seine Schriften: Nebst einem Anh.: Apollinarii Laodiceni quae supersunt dogmatica. Lpz., 1892; Спасский А. А. Ист. судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

16-17). Гонения на пророка Сцены из Книги прор. Иеремии. Миниатюра из Книги Пророков. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 179 об.) Сцены из Книги прор. Иеремии. Миниатюра из Книги Пророков. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 179 об.) (Иер 36-45). В И. п. к. содержится история возникновения первых записей слов пророка. Господь повелел Иеремии взять «книжный свиток» и записать в него все то, что Он говорил ему «об Израиле и об Иуде», чтобы жители Иудеи имели возможность впосл. прочесть написанное, покаяться и обратиться к Богу (Иер 36. 1-3). По приказанию пророка, находившегося в тот момент в заключении, эту работу выполнил за него Варух, сын Нирии: он записал «из уст Иеремии все слова Господа» и прочел все записанное «вслух народа в доме Господнем» (Иер 36. 4-6). Весть об этом поступке дошла до неск. людей, приближенных к царю, которые призвали Варуха для того, чтобы выслушать слова, написанные в книге (Иер 36. 11-15). Потрясенные услышанным, они передали свиток царю Иоакиму, а Варуху и Иеремии дали возможность скрыться. Когда свиток читали царю, он и его слуги «не убоялись, и не разодрали одежд своих» (Иер 36. 24); по мере прочтения он отрезал «три или четыре столбца» и бросал в стоявшую перед ним жаровню, так что в итоге «уничтожен был весь свиток на огне» (Иер 36. 23-24). Иоаким приказал даже арестовать Иеремию и Варуха, однако это не было исполнено, т. к. «Господь сокрыл их» (Иер 36. 26). По повелению Божию они восстановили все слова, к-рые были написаны на сожженном свитке, «еще прибавлено к ним много подобных тем слов» (Иер 36. 32). Иоаким, согласно пророчеству Иеремии, будет наказан за свой грех - его «труп... будет брошен на зной дневной и на холод ночной», и уже ни один из его потомков не станет править на престоле Давида (Иер 36. 30). Пленный царь Седекия перед царем Навуходоносором. Миниатюра из «Исторической Библии». 1372 г. (Den Hang. MMW. 10B23. Fol. 192v) Пленный царь Седекия перед царем Навуходоносором. Миниатюра из «Исторической Библии». 1372 г. (Den Hang. MMW. 10B23.

http://pravenc.ru/text/293622.html

17). Поэтому Христос постоянно находится с грешниками. Он ест и пьет с ними; о Нем даже говорят, что Он «друг мытарям и грешникам» (Мф 11. 19). Он прощает грешницу, совершившую прелюбодеяние (Ин 8. 3-11), освобождает от грехов одновременно с исцелением от физических недугов (Мк 2. 3-12), первым вводит в рай разбойника (Лк 23. 40-43), даже просит Небесного Отца простить тех, кто Его распяли, ибо они «не знают, что делают» (Лк 23. 34), и призывает Своих учеников прощать другим их согрешения «до седмижды семидесяти раз» (Мф 18. 21-22). Принося Себя в жертву за человеческий род, Христос «берет на Себя грех мира» (Ин 1. 29) и дарует «во оставление грехов» (Мф 26. 28) Свое Тело и Свою Кровь, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3. 15). Он не только Сам имеет власть прощать грехи (Мф 9. 6), но и дарует ее Своим ученикам (Ин 20. 23). Однако не любой Г. может быть прощен Богом: «...всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф 12. 31-32). Хула на Св. Духа - это, по мнению толкователей ( Athanas. Alex. In Matth. 12. 31; Ioan. Chrysost. In Matth. 41. 3), свободное, сознательное и упорное противление грешника Богу, исключающее какое бы то ни было признание им ошибочности своего поведения и соответствующее покаяние, без чего прощение становится невозможным. Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. 668. Л. 143 об.) Наложение на грешников печати зверя. Миниатюра из лицевого Апокалипсиса с толкованиями архиеп. Андрея Кесарийского. 3-я четв. XVIII в. (РГБ. Ф. 98. Егор. 668. Л. 143 об.) Проблема Г. у ап. Павла решается через призму его учения о двух Адамах. «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5.

http://pravenc.ru/text/166453.html

I. Учение о Боге. Если в 1-й ч. книги (Ис 1-39) Бог представлен как грозный Судия, Который непременно покарает всех нарушителей закона (1. 28), то в главах 40-55, когда наказание уже совершилось («за неправды… сделано удовлетворение» - 40. 2), Господь Саваоф изображается единственным Искупителем (  ) (41. 14; 43. 14) и Утешителем (  ) (51. 12; ср.: 40. 1) израильского народа. Как и в 1-й ч. И. п. к., в Ис 40-55 пророк торжественно возвещает открытую ему истину: Бог свят; Он ни с чем не сравним, и человеческий разум не в состоянии охватить Его безмерную тайну (40. 12-17). Идолы, которым поклоняются язычники, не более чем кусок позолоченного дерева. Есть лишь единственный Творец Вселенной, перед Которым материки - пылинки, а народы - увядающая трава; Его велению подвластны созвездия; у Него нет двойника и соперника. Гимн 40. 22-31 прославляет величие и всемогущество Бога - Творца Вселенной (40. 22, 26, 28), неизмеримость и непознаваемость Его разума (40. 28, 13; ср.: Рим 11. 34; 1 Кор 2. 16). В отличие от 1-й ч. книги во 2-й постоянно повторяется мысль о единственности Господа Саваофа: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис 44. 6; ср.: 41. 4; 43. 10; 44. 8; 45. 5; 46. 9). Выражение «кроме Меня нет Бога» иногда получает более развернутую форму - «прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (43. 10). Часто встречается развернутое обличение идолопоклонства, к-рое есть глупость и обман (40. 18-21; 42. 17; 44. 9-20). Воздвижение Креста, с апостолами Петром и Павлом, пророками Иеремией и Исаией. Миниатюра из Евангелия XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1051. Л. 10 об.) Воздвижение Креста, с апостолами Петром и Павлом, пророками Иеремией и Исаией. Миниатюра из Евангелия XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1051. Л. 10 об.) II. Господь - Творец мира и Искупитель. «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я» (45. 12; ср.: 40. 28). Говоря о Создателе, пророк указывает на положение человека перед Богом: «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: «что ты делаешь?» и твое дело скажет ли о тебе: «у него нет рук»?» (45. 9). Бог не только Творец мира, с этим неразрывно связано то, что Он - Творец Израиля (43. 1, 7, 15; 44. 2, 21): Господь вызвал этот народ к существованию, «избрал» Израиля и «избавил» его. Глаголы «сотворить» (    ) и «избавить» (  ) используются в Ис 40-55 как синонимы (ср.: 44. 1-2).

http://pravenc.ru/text/674802.html

Вслед за этим Иезекииль описывает херувимов, причем это описание во многом сходно с 1-м видением славы Господней в начале И. п. к.: пророк говорит, что это «те же животные, которых видел» он при р. Ховар. Все тело херувимов и передвигавшиеся вместе с ними колеса «были полны очей», и у каждого было 4 лица: «первое лицо - лицо херувимово, второе лицо - лицо человеческое, третье лицо львиное и четвертое лицо орлиное» (Иез 10. 14-15). Поднявшись, херувимы перенеслись к восточным вратам храма, а над ними встала «слава Бога Израилева» (Иез 10. 19). Пророчество Иезекииля о падении Иерусалима. Миниатюра из Книги пророков. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 255) Пророчество Иезекииля о падении Иерусалима. Миниатюра из Книги пророков. 1888 г. (РГБ. Ф. 242. 187. Л. 255) Иезекииль был поднят духом, который перенес его также к вост. вратам храма. Там он увидел «князей народа», развращавших народ и дававших «худой совет в городе сем». Пророк, на к-рого при виде беззакония «нисшел... Дух Господень», обратился к народу с грозным обличением (Иез 11. 1-5). Говоря от имени Бога, он предсказывает скорый суд над Иерусалимом: Бог наведет меч на его жителей, боящихся меча и нарушавших заповеди, и отдаст их в руки чужеземцев (Иез 11. 7-12). Когда во время этого пророчества один из слушавших князей, Фалтия, сын Ванеев, умер, Иезекииль в ужасе «пал... на лицо, и возопил громким голосом», умоляя Бога не истреблять до конца «остаток Израиля». Утешая его, Господь говорит, что, хотя Он и рассеял мн. израильтян «по землям», Он тем не менее будет «для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (Иез 11. 13-16). Бог соберет рассеянных израильтян «из народов» и вернет их в «землю Израилеву»; Он даст им «сердце единое», вложит в них «дух новый», и они уничтожат на Св. земле «все гнусности ее и все мерзости ее». Вместо «сердца каменного» Он вложит в них «сердце плотяное», чтобы они могли соблюдать заповеди. От имени Бога Иезекииль возвещает обетование о том, что после мн. лет наказания Бог простит и примет Свой народ: «...и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез 11. 17-21). По окончании пророчества слава Господня поднялась и встала «над горою, которая на восток от города», определяемой обычно как Масличная (Елеонская) гора; оттуда, согласно Иез 43. 1-3, слава Господня в будущем должна вернуться в храм (ср.: Зах 14. 4; Деян 1. 9-12). Дух поднял Иезекииля и перенес его обратно «в Халдею, к переселенцам», к-рым он по окончании видения сообщил все слышанные им слова Господа (Иез 11. 22-25).

http://pravenc.ru/text/293579.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010