Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (Л. 171 об.) Сотворение Адама. Миниатюра из Киевской Псалтири. 1397 г. (Л. 171 об.) Рукопись 1591 г., написанная для вклада в костромской Ипатьевский мон-рь (т. н. Первая Ипатьевская, в наст. время хранится в архиве ГММК), имеет более 570 миниатюр, часто занимающих целый лист, и является роскошным образцом «аристократической» редакции Псалтири. Однако содержание миниатюр носит преимущественно истолковательный, а не исторический характер. Особый иконографический извод представляет список Псалтири, написанной в 1548 г. в Новгороде при архиеп. Феодосии и иллюстрированной, как установил Ю. А. Неволин, мастером-знатоком западноевроп. гравюры кон. XV - 1-й пол. XVI в. (ГИМ. Увар. 592-1°), работавшим позднее в Москве при митрополичьем и царском дворах, где он участвовал в создании лицевого Жития свт. Николая Чудотворца (РГБ. Ф. 37. Больш. 15) и Егоровского лицевого сборника (РГБ. Ф. 98. Егор. 1844). Коронование Христом имп. Алексея I Комнина, имп. Ирины и их сына Иоанна. Миниатюра из Псалтири Барберини. Кон. XI в. (Fol. 5v) Коронование Христом имп. Алексея I Комнина, имп. Ирины и их сына Иоанна. Миниатюра из Псалтири Барберини. Кон. XI в. (Fol. 5v) Из отдельных ветхозаветных книг наиболее часто иллюстрируемой является Книга Иова, в т. ч. с комментариями Олимпиодора Александрийского (Патмос, мон-рь Иоанна Богослова - Cod. 171, с миниатюрами VII-VIII и XI вв.; Marc. gr. 538, 905 г.; Vat. gr. 749, IX-X вв.; Vatop. 590, XII в.; Hieros. Patr. Αγου Τφου 5 (один лист в РНБ. Греч. 382), XIII в.; Laur. B 100, XIII в.; Paris. gr. 134, XIII в.; Paris. gr. 135, 1362 г.); Афины, Византийский музей - Cod. 62, XII в.; Vat. gr. 751, XIII в.; Vat. gr. 1231, XIII в.). Известны иллюстрации к Книге пророка Исаии (Vat. gr. 755, X-XI вв.), к Книге Премудрости Соломона (Копенгаген, Королевская б-ка - Gl. Kongl. Saml. 6, X в.). Особую группу составляют иллюминированные Книги пророков с толкованиями, к-рые, как правило, содержат портретные миниатюры (Vat. Chigi R VIII 54, X в.; Taurin. В I 2, X-XI вв.; Laurent. Plut. V 9, XI в.; Vat. gr. 1153, XIII в., Bodl. MS Nev. College 44, 1200 г.). В этом ряду следует назвать рус. рукопись 1489 г. (РГБ. Ф. 173. 20).

http://pravenc.ru/text/209475.html

2049 «Толкование на Книгу Бытие» – одно из самых значительных сочинений митр. Филарета (Дроздова) . Было создано и опубликовано Русским Библейским обществом как пролог к готовившемуся переводу Библии на русский язык. В отличие от большинства изданий Общества, во многом благодаря высокому положению митр. Филарета не было запрещено в 1820–1830-х гг. 2056 Письмо без даты, датируемое нами весной 1847 г. как написанное после магистерского диспута К. С. Аксакова, состоявшегося 6.III.1847 г.//РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 4. 97. Л. 49. 2057 Письмо Ю. Ф. Самарину без даты, датируемое нами концом 1844-го или началом 1845 г., поскольку в нем идет речь о стихах К. С. Аксакова в ответ на стихотворение Н. М. Языкова «Не нашим» (РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 4. 97. Л. 26), и письмо И. С. Аксакову без даты, датируемое нами февралем – мартом 1860 г. как написанное после смерти Я. И. Ростовцева//РГБ. Ф. 3 (ГАИС/III). К. III. 1б. Л. 53 об., 56 (порядок листов нарушен). 2062 Письмо И. С. Аксакова родным от 10.V.1846 г.//Аксаков И. С. Письма к родным, 1844–1849/Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1988. С. 248. (Лит. памятники). 2063 Статья не названа. Возможно, речь идет о статье «О современном литературном споре», запрещенной цензурой в 1848 г. Возможно, о статье о воспитании, которую безуспешно в 1848 г. пытался провести через петербургскую цензуру А. Н. Попов . 2067 См. статью А. С. Хомякова «Англия» (1848), где драма названа «прекрасной», а перекличка стрельцов у стен Кремля, которой она заканчивается, «поэтической»: «голос народа, обнимающего своею любовию и уважением весь великий собор своих городов» (Хомяков А. С. О старом и новом: Статьи и очерки/Вступ. ст. и коммент. Б. Ф. Егорова. М.: Современник, 1988. С. 189–190). 2068 Письмо без даты, датируемое нами концом августа 1849 г., поскольку в нем сообщается о чтении Н. В. Гоголем II тома поэмы «Мертвые души» Аксаковым, о чем известно из письма И. С. Аксакова ( см.: Аксаков И. С. Письма к родным, 1849–1856/Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1994. С. 506. (Лит. памятники); РГБ. Ф. 3 (ГАИС/III). К. III. 1б. Л. 20 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Таким образом, самая одежда Иоанна служила знаком и царского достоинства, и покаяния» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 10. 4). Много внимания св. отцы уделяли толкованию «крещения Иоаннова» в связи с крещением Господним. Так, блж. Иероним объяснял: «Троякая причина была для того, чтобы Спасителю принять Крещение от Иоанна. Во-первых, чтобы, так как Он родился человеком, исполнить всякую правду и смирение перед законом. Во-вторых, чтобы Своим крещением утвердить значение крещения Иоаннова. В-третьих, чтобы, освящая воды Иордана, показать через нисхождение голубя пришествие Святого Духа во время крещения верующих» ( Hieron. In Matth. I 3. 13). По мнению свт. Иоанна Златоуста, евангельские слова: «...ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф 3. 15) - означают, что И. П. и Спаситель «все предписанное законом исполнили, не преступили ни одной заповеди» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 10. 1). Прп. Ефрем Сирин замечает, что в крещении Господь принял власть священника, тогда как царское достоинство дома Давидова Он получил по рождению. Передать эту власть мог только потомок Аарона, каковым был И. П. ( Ephraem Syr. In Diatess. 2. 1). При этом в святоотеческой традиции часто встречается мнение, что отец И. П. Захария был не просто священником, а одним из первосвященников ( Ioan. Chrysost. In Matth. 10. 3; 12. 2). «Стоит среди вас Некто...» Проповедь св. Иоанна Предтечи об Иисусе Христе. Миниатюра из «Слова похвального на Зачатие св. Иоанна Предтечи». Сер. XVI в. (РГБ. Ф. 98 1844. Л. 163) «Стоит среди вас Некто...» Проповедь св. Иоанна Предтечи об Иисусе Христе. Миниатюра из «Слова похвального на Зачатие св. Иоанна Предтечи». Сер. XVI в. (РГБ. Ф. 98 1844. Л. 163) Св. отцы отличают «крещение Иоанново» от иудейского обряда: «Крестил Иоанн уже не по-иудейски, потому что не водой только, но и в покаяние, однако же не совершенно духовно, потому что не присовокупляет: и духом» ( Greg. Nazianz. Or. 39). Смысл крещения «во оставление грехов» заключался в том, что «нераскаянны были иудеи и никогда не чувствовали грехов своих, но, будучи подвержены крайним порокам, всегда считали себя праведными, а это-то особенно и губило их, и отдаляло от веры...

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

После возобновления в 1839 г. египетско-тур. конфликта М. некоторое время проживал в резиденции Александрийского патриарха Иерофея I , пользуясь поддержкой российского генконсула в Александрии гр. А. И. Медема. В Бейрут М. вернулся 22 марта 1840 г. по рекомендации А. Н. Муравьёва , считавшего, что продолжительное отсутствие патриарха «может повредить делам церковным» (Письмо А. Н. Муравьева к патр. Мефодию, 23 окт. 1839 г.//РГБ НИОР. Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 21. Л. 9-9 об.). Осенью 1840 г. противостояние османского султана и Мухаммада Али переросло в войну. На стороне К-поля действовал брит. флот; население Сирии, недовольное налоговым гнетом и рекрутскими наборами, восстало в тылу у египтян. Армия Ибрагим-паши потерпела поражение и отступила в Египет. Во время военных действий патриарх вместе с 2 тыс. христиан укрывался в монастыре Баламанд под Триполи. Егип. войско разорило неск. правосл. обителей в Ливанских горах; иеродиак. Феофил, убитый солдатами в мон-ре св. Иакова Персянина, был причислен к лику мучеников. После восстановления в Сирии власти султана полная свобода вероисповедания христиан по настоянию великих держав была сохранена. Вернувшись из Александрии, М. был вынужден противостоять прозелитической деятельности католических и протестантских общин. Протестантская пропаганда начала распространяться в Ливане с 20-х гг. XIX в. с опорой на дипломатическую поддержку зап. держав, особенно после учреждения в Иерусалиме англо-прусской епископии (1841). В дек. 1844 г. М. обращался к рус. представителям с просьбой «облегчать участь православных христиан, страждущих ныне более, нежели когда-либо, от нападения неистовых американцев» (Письмо от 17 дек. 1844 г.//РГБ. НИОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 48. Л. 67-67 об.). Благодаря решительным действиям М. в Тиро-Сидонской епархии было возвращено в Православие ок. 100 семейств. Увенчалась успехом и деятельность М. по возвращению епархий, перешедших в унию в надежде на политическое покровительство Франции. В 1846-1847 гг. под омофор Антиохийского патриарха вернулась Амидская епархия во главе с митр. Макарием, в 1849 г.- ок. 60 семейств г. Сайды (Сидона), с 1720 г. состоявших в унии.

http://pravenc.ru/text/2563108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА (совр. г. Александров Владимирской обл.), дворцовое село, принадлежавшее московскому великокняжескому дому с XIV в. Расположена на берегу р. Серой, на половине пути между Троице-Сергиевым мон-рем и Переславлем-Залесским. Вероятно, в нач. XVI в. рядом со Старой слободой появилась Новая слобода, или Новое село Александровское, Новая Александровская слобода, ставшая загородной резиденцией московского вел. кн. Василия III Иоанновича (1505-1533). Остановка в А. с. предшествовала великокняжеским объездам мон-рей и дворцовых владений для охоты, здесь в 1528 г. Василий III принимал посольство казанского хана Сафа-Гирея. А. с. сохранила свое значение дворцового села и при царе Иоанне IV Васильевиче Грозном (1533-1584), а после 1564 г. стала фактически столицей опричнины : здесь функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума, в А. с. принимались посольства из Англии, Швеции, Крыма, Дании и др. В период пребывания в А. с. царя Иоанна Васильевича с опричным двором слобода на короткий период превратилась в крупный культурный центр, фактически выполняя столичные функции. Здесь активно велось книгописание: в кон. 60-х - 2-й пол. 70-х гг. XVI в. переписывался и иллюстрировался Лицевой летописный свод, возможно, лицевое житие свт. Николая (РГБ. Больш. 15) и не менее богато украшенный миниатюрами сборник РГБ. Егор. 1844. В 1568-1569 гг. был написан комплект Миней-Четьих , отдельные тома к-рого в XVII в. вложены кн. Д. М. Пожарским в Соловецкий мон-рь , (РНБ. Сол. 501/520, окт.; 505/524 и 504/523, нояб.; 508/527, февр.; 514/533, май); писались и богослужебные книги - Минея служебная нотированная («конархистная») на авг. (РГБ. Рогож. 332, 1569 г.), в XVII в. также принадлежавшая Пожарским. Во 2-й пол. 70-х - нач. 80-х гг. XVI в. в А. с. действовала типография, организованная Андроником Тимофеевым Невежей ; из ее изданий известны Псалтирь (1577) и Часовник (ок. 1577 и 1580). Процветало в это время в А. с. и церковное певч. искусство. По свидетельству XVII в., здесь при царском дворе трудились известные церковные композиторы поп Феодор Христианин (Крестьянин) и Иван Нос , распевший и изъяснивший Триоди «и святым многим стихиры и славники... крестобогородичны и богородичны минейные» ( Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 22).

http://pravenc.ru/text/64482.html

Арсений (Митрофанов, Алексей), игумен и архимандрит Святогорского Успенского монастыря Изюмского уезда Харьковской губернии (1844–1859). Письма к Моисею (Путилову). 1846, 1854, 1858 гг.//РГБ, ф. 213, к. 90, ед. хр. 16. Арсений, архимандрит Святогорского монастыря. Портрет. Литография//РГБ, ф. 213, к. 111, ед. хр. 11. Формулярные списки настоятелей и настоятельниц монастырей в 1848 г.//РГИА, ф. 796, оп. 180, д. 1638. Ведомости о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1849 г.//РГИА, ф. 796, оп. 131, д. 2009. Об увольнении в Иерусалим монаха Глинской пустыни Израиля. 1849–1850 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1157. Об увольнении в Иерусалим проживающего в Глинской Богородицкой пустыни Курской епархии архимандрита Иоанникия. 1849–1850 гг.//РГИА, ф. 796, оп. 130, д. 1158. Об увольнении послушника Глинской пустыни Тарабана за границу для поклонения Св. местам. 1852.//РГИА, ф. 796, оп. 133, д. 1700. Иерархических каталогов Российских древних епархий поверка с летописями. 1853 г./Священник Михаил Диев //РГИА, ф. 834, оп. 2, д. 1768. Главная опись церковного и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727. Ведение церковных и монастырских приходорасходных книг и современное положение по ним денежного хозяйства//РГИА, ф. 834, оп. 4, д. 783. Об увеличении числа монашествующих и об учреждении больницы для больных иноков Глинской Богородицкой общежительной пустыни. 1854 г.//РГИА, ф. 796, оп. 135, д. 115. Документы (свидетельства о послушании, пострижении в монашество), выданные разными монастырями лицам разных сословий//РГБ, ф. 213, к. 109, ед. хр. 30. Сведения, кем были управляемы монастыри в 1860 г.//РГИА, ф. 796, оп. 142, д. 1826. По представлению Сергия, епископа Курского об увольнении на покой настоятеля Глинской пустыни игумена Иоасафа и о назначении на его место иеромонаха Ювеналия. 16 окт. 1861 г.//РГИА, ф. 796, оп. 142, д. 1804. Письма митрополиту Сергию Ляпидевскому Ювеналия, архимандрита по делам Курского епархиального управления. 1862 г.//РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 639.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

четв. XV в. Восточнослав. печатные издания Апостола сопровождаются гравюрой ап. Луки с московского 1564 г. В укр. изданиях XVII в., начиная с львовского издания М. Слёзки 1639 г., помещалось значительное число гравюр, выполненных под влиянием западноевроп. иконографии (32 гравюры работы киево-печерского мон. Илии). Иллюстрированное Откровение ап. Иоанна (Апокалипсис) в визант. искусстве появляется поздно и имеет небольшое число миниатюр (Paris. Vod. gr. 239, 1422 г.; Б-ка Чикагского ун-та - поствизант. рукопись XVI в.). В западноевроп. искусстве Апокалипсис, напротив, является одной из наиболее часто иллюстрируемых рукописных книг: Апокалипсис с толкованиями Беата Лиебанского с подробными иллюстрациями в тексте (Нью-Йорк, б-ка Пирпонта Моргана. 644, 950 г.; Жерона (Испания), ризница собора, ок. 975 г.; Мадрид, Национальная б-ка. В 31а, ок. 1047 г.; Эль-Бурго-де-Осма, б-ка собора, 1086 г.; Paris. Lat. 8878, XI в.; Бамберг, Гос. б-ка. 140, после 1000 г.), Апокалипсисы в полных лицевых Б. (напр., Б. из ц. Сан-Паоло фуори ле Мура в Риме, 1000 г.). У юж. славян в средневековье иллюстрации к Апокалипсису не получили заметного распространения в связи с ограниченной рукописной традицией самого памятника. На Руси живописный цикл Апокалипсиса был известен с нач. XV в. (роспись Благовещенского собора Московского Кремля, выполненная в 1405 г. Феофаном Греком не сохр.; икона XV в. из Успенского собора Московского Кремля). Бурный расцвет рус. традиции иллюстрации Апокалипсиса в XVI-XVII вв., вероятно, вызван эсхатологическими ожиданиями в 1492 г. «конца седьмой тысячи лет». Новый толчок эсхатологические настроения обрели (в особенности в старообрядческой среде) в связи с реформами Патриарха Никона в сер. XVII в. В XVI-XVIII вв. получили распространение лицевые Апокалипсисы с большим числом иллюстраций (старшие образцы: Псалтирь - РГБ. Больш. Ф. 37. 432, 2-я четв. XVI в.; Апокалипсис толковый. РГБ. Егерев. Ф. 466. 6, 2-я пол. XVI в.); Апокалипсис толковый лицевой чудовской редакции в составе Сборника-конволюта - РГБ. Егор. Ф. 98. 1844. Л. 1-94, посл. четв. XVI в. и др.), иконография к-рых отчасти формировалась под влиянием западноевроп. гравюрных образцов (напр., ГИМ. Увар. 58, сер. XVII в.; ГИМ. Син. 5, 90-е гг. XVII в.). Сюжеты Апокалипсиса рано появляются в южнослав. книжной гравюре. В 1562-1563 гг. в Тюбингене вышло протестант. глаголическое издание НЗ с 26 гравюрами работы неизвестного нем. мастера, а в 1563 г.- кириллическое с 27 гравюрами Апокалипсиса (оба напечатаны словенцем П. Трубаром). В России цикл иллюстраций к Апокалипсису был впервые напечатан в составе лицевой Библии Василия Кореня в 1691 г. В 1712 г. издание толкового Апокалипсиса с 13 гравюрами (переиздано в 1768, а в 1717 в черниговском издании НЗ была издана 21 гравюра на тему Апокалипсиса работы Никодима Зубрицкого и иером. Макария (Синицкого)). Эти гравюры кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. оказали большое воздействие на иконографию лубочных изданий XVIII-XIX вв.

http://pravenc.ru/text/209475.html

включается в число 8 основных пороков ( Зарин. 1996. С. 274-275). Прп. Евагрий страсти Г. отдает 1-е место среди страстей ( Evagr. De octo vit. 6//PG. 40. Col. 1273; Greg. Nyss. De virgin. 4); прп. Иоанн Кассиан Римлянин помещает Г. на 4-е место, после чревоугодия, блуда и корыстолюбия (сребролюбия) ( Ioan. Cassian. Collat. V 2, 10), Марк Пустынник - после сребролюбия, тщеславия и сластолюбия ( Marc. Erem. Or. 1. 101-104), так же и прп. Иоанн Лествичник ( Ioan. Climacus. 8. 29). Прп. Иоанн Дамаскин ставит Г. после печали: «...будучи оскорбляемы или думая, что нас оскорбляют, мы огорчаемся: и тогда происходит смешанное чувство - из желания и гнева» ( Ioan. Damasc. De fide orth. II 16). Свт. Иоанн Златоуст советует найти причину страстной болезни Г., и, уничтожив причину, уничтожим и саму болезнь; причиной Г. святитель считает гордость ( Ioan. Chrysost. In Act. 32. 3). И свт. Тихон Задонский поучает, что Г. рождается от самолюбия (гордости), ибо самолюбец во всем ищет корысти, славы, чести, но когда встречает препятствия, то гневается и «тщится гнев свой в дело произвести, то есть отомстить, что свойственно есть злобе» (Т. 2. С. 178). Свт. Феофан Затворник также считает, что Г. происходит от гордости: подави гордость и Г. «отстанет» (Письмо 833). Свт. Игнатий (Брянчанинов) , говоря о «сродстве» пороков, полагает, что «от ненависти и памятозлобия является ожесточение сердца. По причине ожесточения сердца начинают преобладать в человеке плотские ощущения и плотское мудрование, а от этого возжигается блудная страсть... является стремление к корыстолюбию и славе человеческой...» (Т. 5. С. 351-352). Ангел изливает одну из чаш Гнева на землю. Миниатюра из Апокалипсиса. XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1844. Л. 66) Ангел изливает одну из чаш Гнева на землю. Миниатюра из Апокалипсиса. XVI в. (РГБ. Ф. 98. 1844. Л. 66) Одной из причин Г. является нетерпеливость, с к-рой человек возлагает на другого вину за свое состояние ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. VIII 15, 18). Г., будучи бурным, стремительным, легко возбуждаемым, всякий раз колеблет душевную устойчивость, нарушает психическое равновесие, вносит в духовную жизнь беспорядочность, расшатанность.

http://pravenc.ru/text/165179.html

В 1840 г. была образована Камчатская, Курильская и Алеутских о-вов епархия . Ее первым епископом стал прот. Иоанн Попов-Вениаминов, принявший постриг с именем Иннокентий и возведенный в сан архимандрита. 30 янв. 1841 г. свт. Иннокентий посетил Троице-Сергиеву лавру и МДА, где уговорил нек-рых студентов вместе с ним отправиться на Камчатку. Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский. Литография. 1868 г. (РГБ) Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский и Коломенский. Литография. 1868 г. (РГБ) Свт. Иннокентий учил юных миссионеров тому, что не только молитва, исполнение треб и проповедь Слова Божия могут привлечь в Православие коряков и чукчей, долго сопротивлявшихся продвижению веры в приполярные районы. Большое значение имеют благочестивая жизнь священника, его нелицемерное служение людям и Богу, трудолюбие, нравственные устои и любовь к пастве. Примером стало служение свящ. Стефана Попова-Вениаминова, родного брата свт. Иннокентия, к-рый прибыл на Камчатку с малолетним сыном в сент. 1834 г. и вскоре был назначен настоятелем в строившуюся Николаевскую ц. в с. Лесная. Отец Стефан обучил коряков разведению домашнего скота, строительству домов, объяснил устройство печей. При помощи учеников, прихожан-коряков, он основал поселок и «благовидную церковь» по русскому образцу ( Барсуков. 1997. С. 165-166). В 1843 г. по благословению еп. Иннокентия эта церковь была перенесена на р. Палану и стала называться лесновско-паланской Николаевской. В том же году он отправил на 3 года в Анадырь свящ. Романа Верещагина. В 1844-1849 гг. о. Роман с пономарем И. Трифоновым крестил ок. 225 чукчей. В 1844 г. на базе гижигинской Спасской ц. была создана Анадырская миссия. Необходимость личного участия в делах миссий и приходов побуждала свт. Иннокентия совершать далекие рискованные путешествия по Камчатскому краю и Вост. Сибири. В 1842-1843 гг. он объехал всю епархию: 8 мая 1842 г. он выехал из Новоархангельска (ныне Ситка, шт. Аляска, США), посетил острова Уналашка, Еловый (ныне Спрус), Атка, Унга, Прибылова и Беринга; 19 авг.

http://pravenc.ru/text/1470157.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ Портрет прп. Макария (Иванова). 1854 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ) Портрет прп. Макария (Иванова). 1854 г. Худож. иером. Гавриил (Спасский) (РГБ) (Спасский Григорий Лукич; 1817, г. Воротынск Калужской губ.- 2.01.1871, с. Петропавловское Мосальского у. Калужской губ.), иеросхим. Оптинский, Белокопытовский. Из духовного звания. Окончил Калужскую ДС по 1-му разряду. 25 февр. 1842 г. поступил в Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. 18 сент. 1843 г. прп. Моисеем (Путиловым) был пострижен в рясофор в скитской ц. во имя Иоанна Предтечи. 16 авг. 1844 г. по слабости здоровья переведен из обители в Предтеченский скит. 1 окт. 1844 г. пострижен в мантию, 9 дек. 1845 г. в Калуге Г. рукоположен во иеродиакона (одновременно с Г. прп. Амвросий (Гренков) был рукоположен во иеромонаха), вместе с прп. Амвросием совершал в Оптиной пуст. первую чреду священнослужения. 17 апр. 1848 г. в Калуге еп. Николаем (Соколовым) Г. был рукоположен во иеромонаха. Нес послушание на клиросе, занимался иконописью и живописью. Помогал прп. старцу Макарию (Иванову) отвечать на письма духовных детей. 8 окт. 1849 г. назначен казначеем в малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь . В 1851 г. из-за болезни отказался от должности и вернулся в Оптину пуст. В 1855 г. по неизлечимой болезни Г. был уволен за штат. Г. духовно окормлял нек-рых насельников и богомольцев Оптиной пуст., в т. ч. свящ. Андрея Щёголева (см. Авраамий Белокопытовский ) и А. Е. Белокопытову . Под рук. Г. в 1868 г. Белокопытова основала в своем имении в с. Петропавловском Боголюбивую в честь Казанской иконы Божией Матери жен. общину (с 1892 мон-рь). При общине были учреждены жен. уч-ще и больница. В 1868 г. Г. приехал в с. Петропавловское, жил в небольшой келье. По благословению Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принял деятельное участие в устройстве в барском доме Казанской ц., духовно окормлял сестер (ок. 30 чел.), ввел в Боголюбивой обители богослужебный устав Оптиной пуст. В 1869 г. Г. благословил свящ. А. Щёголева переехать в общину.

http://pravenc.ru/text/161313.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010