Цензор и религ. лубок в России//Книжное знание в отеч. культуре XVIII-XX вв. М., 1994. С. 87-99; он же. К истории иконогр. споров в XVII ст.: Гравюра «Иисус Христос. Господь Вседержитель» без бороды//Филевские чт.: Тез. докл. 4-й междунар. конф. М., 1995. С. 108-112; он же. О первом издании Синодика Л. Бунина: (По мат-лам коллекций РГБ)//Румянцевские чт., 1995. М., 1996. Ч. 2. С. 168-175; он же. Западноевроп. источники рус. религ. лубка//Др. Русь и Запад: Науч. конф.: Книга резюме. М., 1996. С. 229-232; он же. «Описание Иерусалима» Симона Симоновича и Христофора Жефаровича в рус. лубочных изданиях: (Исслед. и сводный кат. книг, хранящихся в моск. собраниях). М., 1996 (совм. с Н. А. Топурия); он же. Цельногравированный Синодик в рус. обиходе XVIII-XIX вв.//Православие и рус. народная культура. М., 1996. Кн. 6. С. 23-59; он же. «Сотворение мира» в рус. лубочной традиции//Живая старина. 1997. 1. С. 10-12; он же. «Безликие злодеи» и «чертяки» рус. лубка//Там же. 4. С. 10-12; он же. «Библия Ектипа» Кристофа Вайгеля и рус. лубочный Апокалипсис//Проблема копирования в европ. искусстве: Мат-лы науч. конф. М., 1998. С. 117-125; он же. Неск. замечаний к истории рус. гравированной Библии//Книжная культура России: История и современность. М., 2003. Вып. 1. С. 125-131; он же. Рукопись «Страсти Христовы» 1730-х гг. с гравюрами XVII и XVIII вв.//Румянцевские чт., 2008. М., 2008. С. 365-370; он же. Коллекция рус. цельногравированных книг XVIII-XIX вв. науч. б-ки Тверского гос. ун-та. Тверь, 2009. (CD ROM); он же. Ранняя рус. ксилография XVII-XVIII вв. и оформление сб. 4717 из Музейного собр. НИОР РГБ//Румянцевские чт., 2009. М., 2009. Ч. 1. С. 262-267; он же. Ярославский экземпляр Сказания о 12 сивиллах и его издательская история//Чт. по истории и культуре древней и новой России: К 100-летию Д. С. Лихачёва. Ярославль, 2009. С. 246-253; он же. Неизв. венская гравюра «Св. Иоанн Рильский со сценами Жития и видом Рильского монастыря» 1844 г. и иконогр. традиция изображения святого в графике XVII-XIX вв.//Εικων ραι τεχνη: Церк.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрей Иванович (Андрей Иоаннов; 9.08.1751, Москва - март 1813, С.-Петербург), прот., деятель единоверия , один из первых исследователей старообрядчества . Из старообрядцев- федосеевцев . После присоединения к православной Церкви был рукоположен во иерея, с 1787 г. служил в ц. во имя Св. Троицы на Б. Охте в С.-Петербурге (церковь разобрана в 1836, убранство перенесено в возведенный на ее месте Свято-Духовский храм, который был освящен в 1844). Присоединил к правосл. Церкви значительное число старообрядцев- беглопоповцев , преимущественно в Стародубье . Члены стародубского дьяконова согласия , последователи инока Никодима , стремившегося к примирению с Русской Церковью, во главе с иноком Пафнутием 4 нояб. 1787 г. прибыли в столицу и передали митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Гавриилу (Петрову) прошение, в котором выразили желание иметь «благословенное (канонически поставленное.- Е. А.) священство». В их деле принял участие и Ж., посоветовавший им приготовить общее послание Святейшему Синоду о «благословенном священстве» с подписью мн. лиц и передавший его по назначению. Также Синоду была представлена просьба старообрядцев стародубского Климова посада (ныне пос. Климово Брянской обл.) о направлении им священника в Успенскую ц. Результатами стали позволение Синода правосл. священникам совершать богослужение в стародубских слободах по старопечатным книгам и направление в Стародубье Ж. (1787). Прот. Андрей Журавлёв. Гравюра. 1794 г. (РГБ) Прот. Андрей Журавлёв. Гравюра. 1794 г. (РГБ) 8 нояб. 1788 г. Ж. прибыл в стародубские слободы, где поначалу был радушно принят. Затем началась борьба между «согласными и несогласными» на единоверие старообрядцами. Особенно остро стоял вопрос о преобразовании в правосл. церкви старообрядческих часовен в Климовом посаде, в слободах Зыбкой (ныне г. Новозыбков), Злынке и в Покровском и Малиноостровском мон-рях. Ж. пришлось выдержать жестокие нападки противников, что нашло отражение в одном из его писем: «Ей, духу моего недостает к терпению, верьте, и сердце от страха несказанно ноет» ( Верховский Т.

http://pravenc.ru/text/182357.html

М., 2006. С. 370-372). Уже по документам и письменным источникам XV-XVI вв. известно, что собор был каменным; свидетельства его строительства имеются в рукописях Жития прп. Сергия (т. н. Пахомиевской рукописи и житийной рукописи XV в., хранящейся в Троице-Сергиевой лавре). Н. Н. Воронин на основании анализа этих записей считал, что 1-й собор был деревянным, но в камне был построен при прп. Григории (до 1389, см.: Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 205). Наиболее важные сведения о начальном периоде строительства собора были получены в ходе архитектурно-археологических работ 1969-1970 гг. под рук. Б. Л. Альтшуллера и М. Х. Алешковского. Они обследовали небольшой 4-угольный обвод из камней в виде фундамента в подвале собора, к-рый Н. Д. Иванчин-Писарев упоминал как место заложения камня прп. Сергием Радонежским ( Иванчин-Писарев. 1844. С. 154-155). Его изучение показало, что церковь принадлежала к типу небольших белокаменных храмов с 4 пристенными опорами и была подобна ц. Рождества Пресв. Богородицы в с. Городня Тверской земли (1391) и храму в Бобренёвом мон-ре, а более всего - Никольской ц. в с. Каменском (2-я пол. XIV в., ныне Наро-Фоминский р-н). Собор в честь Богоявления Старо-Голутвина мон-ря. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Собор в честь Богоявления Старо-Голутвина мон-ря. Фотография. Нач. XXI в. (РГБ) Основания пристенных опор (пилонов) в углах четверика собора лежат на 2 уровнях. Более ранние, прямоугольные, вытянутые по оси «восток-запад», имеют перевязку с кладкой прилегающих стен. Над ними выложены квадратные в плане опоры, не связанные с кладкой. Эта особенность, считают исследователи, появилась после случившейся на завершающем этапе строительства (вероятно, при возведении сводов) катастрофы. Разрушение потребовало быстрой переделки. Видимо, поэтому была изменена форма опор, поставленных на месте прежних, но более широких в направлении «север-юг». Алешковский предположил, что именно к собору мон-ря относится летописное известие под 1378 г.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

2 . asopis eského Musea. Praha, 1846. 3 . Dü mler. Die pannonische Legende wom heiligen Methodius. Wein, 1854. 4 . Gieseler I. K. Lehrbuch der Kirchengengeschichte. 6 Bd. Bonn, 1844. 5 . Miklosich Fr. Lexicon palaeo-slovenico-graeco-latinum emendatum auctum. Vindobonae, 1862–1865. 6 . Mosheim J. L. Institutiones historiae ecclesiasticae antiguae et recentioris. Altera Helmstadii, 1764. 7 . Neander A. Allgemeine Geschichte der christlichen Religion und Kirche. Hamburg, 1828. 8 . Necrologie A. Gorski//Polybiblion Revue bibl. Universelle. 2. 9 . Šafárik P. J. Památky drevniho pismenictví Jihoslovanû. Praha, 1851. 1 Троицкий Н. Воспоминание о протоиерее А. В. Горском † 1875 г. окт. 11-го дня//Чтения в Московском Обществе любителей духовного просвещения. 1881. Т. 3. С. 425. 2 Попов С. Ректор Московской Духовной Академии протоиерей А. В. Горский//Богословский вестник. 1896. 1. С. 60. 3 Воронец Е. Н. К воспоминаниям о скончавшемся в Бозе протоиерее А. В. Горском. Харьков, 1877. С. 6. 4 ОР РГБ. Ф. 78. К. 24. Ед. хр. 68. Л. 13 об. В. С. Горский – А. В. Горскому от 23 марта 1834 г. 14 «Может ли разум, который есть свет истины и руководитель жизни, как он имеет обыкновение называться, человека к познанию истины сам по себе привести?». – Здесь и далее прим. авт. 19 См.: Мельков А. С. Развитие церковно-исторической науки в России до начала ХХ века//Журнал Московской Патриархии. 2003. 2. С. 70–75. 23 Постников П., свящ. Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского//У Троицы в Академии, 1814–1914 гг.: Юбилейный сб. исторических мат-лов/Издание бывших воспитанников Московской Духовной Академии. М., 1914. С. 259. 43 Цит. по: Лавров А. Слово в день годичного поминовения ректора Московской Духовной Академии, протоиерея Александра Васильевича Горского//Православное обозрение. 1876. 12. С. 719. 52 Смирнов С. К. Воспоминания о покойном ректоре М. Д. А. протоиерее А. В. Горском//Православное обозрение. 1876. 11. С. 482. 62 ОР РГБ. Ф. 78. К. 24. Ед. хр. 68. Л. 21 об. В. С. Горский – А. В. Горскому от 19 июня 1834 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Как видно, разногласие по вопросу о духовном мире между Епископом Игнатием и Феофаном ничуть не поколебало высокого почтения последнего к первому, что само по себе уже побуждает нас склониться к заключению, что и в указанном случае по вопросу о духовном мире мы имеем дело не столько с разногласием, сколько с недомыслием или недоразумением, которое легко могло быть совершенно устранено личною беседою или даже перепискою Епископов-подвижников, если бы оно возникло уже не после смерти Игнатия Брянчанинова » 72 . 3 Например, с сентября 1847 г. по март 1853 г. владыка Филарет посещал обители своей епархии более 150 раз. 4 Письма Митрополита Московского Филарета к наместнику Троице-Сергиевой Лавры Антонию. Ч. IV. М., 1884. С. 66. 19 Письма 1 и 2 – РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 2. Письмо 3 – РГБ ОР. Ф. 425. С 4. 11 – публикуется впервые. 26 Параскева Михайловна Толстая. – О ней см. Настоящее издание, т. 8, с. 95, письмо 3. (Далее – т. 8) 32 Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, ф. ЯМЗ-1542; письма были переданы Музеем Издательству им. Святителя Игнатия Ставропольского при Храме Сошествия Святого Духа на Апостолов на Лазаревском кладбище и этим Издательством переданы для публикации в Настоящем издании. – Примеч. О. Шафрановой.. 38 Проектировал храм И. И. Горностаев (1821–1874) – академик архитектуры; см. также примеч. на с. 313 39 …архитектором Горностаевым… – А. М. Горностаев, дядя И. И. Горностаева; об А. М. Горностаеве см. с. 578–579 41 14 августа 1866 г. Николо-Бабаевский монастырь посетили Государь Цесаревич Александр Александрович (будущий Император Александр III) и Великий Князь Владимир Александрович 42 Храм во имя Иверской Божией Матери в Николо-Бабаевском монастыре был освящен 8 сентября 1877 г 43 Домашняя беседа. СПб., 1865. 46. С. 1344–1345; см. письмо Святителя 25 к Преосвященному Нилу. 47 Архиепископ Гедеон (в миру Георгий Иванович Вишневский; 1797–1849) – с 1834 г. – епископ Полтавский и Переяславский, с 1844 – архиепископ. 49 Алексей Александрович Волоцкой (1806–1875) – сенатор, генерал-лейтенант, губернатор Ставропольского края, вологодский уроженец, хороший знакомый святителя Игнатия еще с детства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Г. Юнгом-Штиллингом , считавшим, что события во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. свидетельствуют о близости конца света, а Наполеон - это последний антихрист. Этой же теме посвящено соч. Г. «Толкования на Слово 105 о антихристе преподобного отца Ефрема Сирина» (РГБ. Ф. 17. 7, 1820-1821 гг.). В качестве источников для толкований Г. использует Свящ. Писание, Апокалипсис, Четьи-Минеи, «Книгу о вере», Кириллову книгу, труды прп. Максима Грека и сщмч. Киприана. (В старообрядческой традиции считалось, что в этом сочинении Г. прочитал имя Наполеона как имя антихриста, но этот сюжет в сочинении отсутствует.) Предположительно может быть связана с Г. изданная совр. последователями федосеевства «Книга Зерцало таинств и конца всемирного» (М., 2004). Оппоненты Г. в доносах на него исказили мн. факты его биографии и смысл его трудов, создали образ «ужасного изувера», лукавой «семиименной особы», перекочевавший в т. ч. и в совр. историографию. Основываясь на этом недобросовестном источнике, мн. старообрядческие авторы и исследователи безосновательно считают Г. автором апокрифического «Апокалипсиса седмитолкового». Г. был талантливым художником (украсил миниатюрами и орнаментами ркп. «Книги об антихристе» - РГБ. Ф. 98. 906), искусным каллиграфом, писал, подражая старопечатному шрифту. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 16. Оп. 31. Д. 9 [следствие по делу Г.]. Лит.: Кельсиев В. И. Сб. правительственных сведений о раскольниках. Лондон, 1860. Вып. 1. Л. 42-74; Нильский И. Ф. Семейная жизнь в рус. расколе. СПб., 1869. Вып. 1. С. 356-380; Титов А. А. 1844-1848 гг.: Дневные дозорные записи о моск. раскольниках//ЧОИДР. 1885. Кн. 2. С. 11; Никанор (Кудрявцев), архим. Гнусин//РБС. Т. Герберский-Гогенлоэ. С. 398-408; Иващенко Н. , Коршунова Н. Собиратель//Альманах библиофила. М., 1985. 18-19. С. 128, 142; Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической лит-ре позднего феодализма. Новосиб., 1988. С. 36; Любопытный П. О. Словарь и каталог, или Библиотека: [Ксерокоп. воспроизв.]. М., 1997. С. 106-107; Наставник Сергий Симеонович Гнусин//Месяцеслов на 2001 г. христиан древлеправославно-кафолич. исповедания и благочестия старопоморского согласия. М., 2001. С. 88-89; Агеева Е. А. Антихрист в представлении старообрядцев//ПЭ. Т. 2. С. 575-581. Е. А. Агеева Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/165191.html

Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Гравюра Л. А. Серякова. 1878 г. (РГБ) Свт. Иннокентий (Борисов), архиеп. Херсонский и Таврический. Гравюра Л. А. Серякова. 1878 г. (РГБ) И. был приглашен в Москву на коронацию Александра II. В день коронации, 26 авг. 1856 г., назначен членом Синода. После возвращения из Москвы приехал в апр. 1857 г. в Крым. Во время поездки И. посетил Бахчисарайский Успенский скит, Балаклавский во имя великомученика Георгия Победоносца монастырь , Симферополь, Корсунский мон-рь и 11 мая, уже совсем больной, вернулся в Одессу. И. был действительным членом Российской академии (1836) и С.-Петербургской АН (1841), Одесского об-ва истории и древностей (1840), почетным членом МДА (1844), КДА (1851), Киевского (1835), С.-Петербургского (1849), Московского (1855), Харьковского ун-тов, Датского Королевского общества сев. антиквариев (1836), Об-ва сельского хозяйства Юж. России (1851), Вольного экономического (1849), Русского географического (1851), Русского археологического (1852) об-в и др. Награжден орденами св. Анны 2-й степени, украшенным имп. короной (1829), и 1-й степени (1839), св. Владимира 3-й (1835) и 2-й (1848) степени, св. Александра Невского (1853), греч. орденом Спасителя 1-й степени (1851). Один из просвещеннейших рус. архипастырей, И. отличался широким кругозором, универсальностью знаний и практическим умом. Хорошо разбирался в философии, естествознании, во всеобщей и в российской истории, в палеографии, археологии, географии, статистике, политической экономии, геологии, анатомии. Свободно владел франц., нем., польск., древнегреч., лат., древнеевр. языками. Б-ка И., насчитывавшая ок. 2 тыс. наименований (ок. половины на иностранных языках), в 1862 г. была передана в Херсонскую ДС и составила специальное, «Иннокентиевское» отд-ние. И. имел богатые ботаническую и минералогическую коллекции. Он был «человек чувства и воображения, натура живая, подвижная и отзывчивая» ( Барсов. 1883. 11/12. С. 630). Однажды, читая книгу по астрономии, И. был так «поражен величием и устройством миров, что упал ниц» ( Иеремия (Соловьёв). 1885. С. 7). Обладал твердой волей, был общителен, умел располагать к себе людей и влиять на них, старался привлекать к своей деятельности всех, в ком видел проблески способностей и желание трудиться. М. П. Погодин называл его «великим гражданином земли Русской». Кончина, почитание

http://pravenc.ru/text/389617.html

На царе платье с каймой, расшитой жемчугом, и узорчатый плащ, скрепленный на груди овальной фибулой, на голове царский венец с 2 ярусами «городцов», отдаленно напоминающий Казанскую шапку; у И. В. большие глаза, длинный тонкий нос, грозно сдвинутые брови и раздвоенная на конце борода; вокруг головы нимб (надпись: «Благоверный и христолюбивый, Богом венчанный, великий государь царь и великий князь Иоанн Василиевич, всея Великия России, многих государств государь и самодержец»). Очевидно, палешане использовали в качестве образца портрет И. В. из Круглого зала Оружейной палаты. Царь Иоанн IV. Фрагмент гравюры. 1582 г. (ГММК) Царь Иоанн IV. Фрагмент гравюры. 1582 г. (ГММК) В изводе «Родословное древо российских государей» И. В. изображен также на картине 1731 г. И. Никитина (из собрания Ф. Ф. Юсупова, ГРМ; см.: Живопись: Кат./ГРМ. СПб., 1998. Т. 1: XVIII в. С. 135-136. Кат. 342), на костяных пластинах 1772-1774 гг. и на кружке 1774 г. с.-петербургской мастерской О. Х. Дудина (ГИМ, ГММК; см.: Государственный Ист. музей: Альбом/Сост.: Е. М. Юхименко. М., 2006. С. 400-401. 22). По указанию президента АХ А. Н. Оленина акад. Н. И. Уткин в 1832 г. выгравировал портрет И. В. на основе рисунка из Титулярника 1672 г. (помещен в изд.: Устрялов Н. Г. Сказания кн. Курбского. СПб., 1833. 2 т. СПб., 18422, 18683). Условные портреты И. В. и изображения событий его царствования имеются на мн. книжных эстампах ( Филиповский Е. Е. Краткое ист. и хронол. описание жизни и деяний великих князей рос., царей, императоров. М., 1805-1810. 3 т.; Похорский Д. В. Российская история с 63 портретами вел. государей. М., 18373; Живописный Карамзин, или Рус. история в картинах/Изд.: А. Прево. СПб., 1836-1844. 3 т.), на гравюрах «Портрет имп. Петра I» П. Пикара (1717, РНБ), «Вел. князья и цари Российские» нач. XIX в. (ГИМ, РНБ), на литографиях «Таблица русских государей от Рюрика до Александра II» 1858 г., «Вел. князья, цари и императоры Российские» 1862 г., изготовленных в мастерской И. А. Голышева во Мстёре (ГЛМ), и др. Образцом для мн. живописных повторений и эстампов стал портрет И. В., выполненный в технике меццо-тинто гравером И. Штенглином с оригинала И. И. Бельского в 1742 г. Ровинский указал 80 гравированных портретов И. В. XVIII-XIX вв., в т. ч. конные изображения, ростовые и оплечные (со статуи М. М. Антокольского), с Судебником в руке, фантастические по сюжетам, лубочные и т. д. ( Ровинский. 1887. Т. 2. Стб. 1013-1026). Царь Иоанн IV. Гравюра из кн.: «Oderborn P. Iohannis Basilidis... vita». Witebergae, 1585 (РГБ) Царь Иоанн IV. Гравюра из кн.: «Oderborn P. Iohannis Basilidis... vita». Witebergae, 1585 (РГБ)

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНОН Конон (Смирнов (Дураков)), старообрядческий еп. Новозыбковский. Фотография. 1915 г. (ГПИБ) Конон (Смирнов (Дураков)), старообрядческий еп. Новозыбковский. Фотография. 1915 г. (ГПИБ) (Смирнов (Дураков) Косма Трофимович; 12.10.1798, ст-ца Есауловская области Войска Донского (не существует, затоплена) - 21.01.1884, Владимир), еп. Новозыбковский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию . Род. в казачьей старообрядческой семье, отец - полковой писарь. В юности Смирнов ушел из дома и дал обет принять монашество, но был возвращен и по воле родителей вступил в брак, имел сына и дочь. К. служил в армии «около 30 лет в Грузии, и на Кавказской линии, и внутри Войска Донского» (РГБ НИОР. Ф. 496. К. 1. Д. 1. Л. 1). По-видимому, на рубеже 30-х и 40-х гг. XIX в. Смирнов заинтересовался идеями беспоповцев об антихристе , разделял мнение о совершившемся духовном воцарении антихриста, полагал (как мн. старообрядцы), что под именем Иисус Греко-Российская Церковь чтит антихриста, считал, что эсхатологические пророчества должны исполниться в ближайшем будущем. Смирнов вел полемику по данным вопросам, в частности, с насельниками старообрядческого Лаврентьевского монастыря на Ветке близ Гомеля (закрыт в 1844). О спорах с К. вспоминал в 1863 г. И. Г. Кабанов (Ксенос), живший в Лаврентьевском монастыре ок. 10 лет (1834-1844) (Письмо к Кириллу Белокриницкому, названное «Объяснение и всенижайшее прошение», 13 янв. 1863 г.//Братское слово. 1891. Т. 2. 14. С. 391-392). Эти воззрения отразились в толковании на 12-ю гл. 3-й Книги Ездры, к-рое К. написал, по-видимому, во 2-й пол. 40-х гг. или ранее. В 1845 г. Смирнов расстался с женой с ее согласия и принял иночество в посаде Лужки Черниговской губ. (ныне село в Стародубском р-не Брянской обл.) от старца Тихона. Прожив 5 лет в Лужках в условиях суровой аскезы, К. отправился странствовать, жил в старообрядческих Куреневском и Черкасском мон-рях.

http://pravenc.ru/text/1841970.html

297. Стурдза А.С. Архимандрит Макарий, подвижник и благовестник слова Христова (в мире: Михаил Глухарев)//Странник. 1860. Т. 2, 4, отд. I. С. 117–129. 298. Судьбы нашего православного миссионерства//Душеполезное Чтение. 1891. Ч. 1, III. С. 496–500. 299. Сулоцкий Александр , протоиерей. Архиепископ Евгений (Казанцев), как архипастырь Тобольский//Странник. 1872. Т. 2, 4, отд. I. С. 3–57; 5, отд. I. С. 97–152; 6, отд. I. С. 181–221. 300. Сулоцкий Александр , священник. Нечто о начальнике Алтайской миссии, покойном отце архимандрите Макарии//Странник. 1862. Т. 2, 4, отд. I. С. 246. 301. Сумароков П. Миссионерство в Сибири//Христианское Чтение. 1884. Ч. 1.С. 113–147, 639–673. 302. Тихомиров Б.А. Предисловие//Пятикнижие Моисея в переводе архимандрита Макария. СПб., 2000. С. V-XXXV. 303. Тихон, иеромонах. Из Алтая. Воспоминания о архимандрите Макарии//Миссионер. 1879. 23. 304. Три письма из бумаг Иннокентия, архиепископа Херсонского/Со-общ. Н. Барсов //Православный Собеседник. 1885. Февраль. С. 201–214. 305. Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода. Преосвященному Агапиту, епископу Томскому. От 11 апреля 1841 года. [О переводе на русский язык книг Иова и Исаии, представленном начальником Алтайской миссии архимандритом Макарием (содержит письмо архимандрита Макария в Св. Синод)]. Л. 75–83об.//Открытие богомерзкой и богопротивной скопческой ереси, сочиненное в Соловецком монастыре/Сборник: Писарский список. – НИОР РГБ, ф. 87, 69. 306. Указ Св. Правительствующего Синода от 30.12.1844 г. [О подборе кандидатуры начальника Алтайской миссии: (Проект): Автограф. – НИОР РГБ, ф. 316, к. 12, ед. хр. 2, л. 1, 1об. 307. Улала, бывший главный стан Алтайской миссии//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1893. 28. С. 1027–1029. 308. [Архимандрит Владимир (Петров).] Улалинская женская община новокрещенных на Алтае//Христианское Чтение. 1863. Ч. 2. 7. С. 311–410. (То же. СПб., 1863; То же. Странник. 1863. Т. 3, 8, отд. I. С. 42–54; То же. Записки Миссионерского общества... СПб., 1867. Вып. II. С. 44–58.)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010