В феврале Св. Синод послал подтвердительный указ московскому магистрату, который со своей стороны немедленно рапортовал Синоду, что «строжайше подтверждено старшинам, купцам и старостам принадлежащих рядов; донесено также в московскую полицмейстерскую канцелярию, чтобы и она благоволила в своем ведомстве сделать распоряжение о непродаже печатных изображений». Об этих строжайших мерах магистрат еще раз рапортовал Синоду в мае 1776 года. О дальнейшей деятельности Антропова в звании синодального художника нет сведений в делах синодального архива. Можно положительно утверждать, что цель, с какою учреждено это новое звание, не была достигнута: недостатки в иконописании остались во всей своей силе, не смотря на усердные отбирания дурных икон и строжайшие предписания. 3десь не было ни одного из существенных условий, необходимых для успеха дела: цель не была выяснена надлежащим образом; уполномоченный, при всех достоинствах своего художественного образования, не был богословом и не знал ни византийской, ни русской иконографии; дело велось чисто формальным образом: к надзору за иконописанием приглашались не только консистория, но и магистрат и даже полицейские чиновники, не имевшие ровно никакого понятия о деле, к которому их призывали. О6 учениках Антропова ничто неизвестно; но, по всей вероятности, из школы Антропова могли выйти порядочные рисовальщики и не вышло ни одного хорошего иконописца. В результате оказывалось не поднятие иконописания на подобающую ему высоту, не возведение его к древним церковным основам, а наоборот – разрушение традиций, при отсутствии новых твердо установленных начал. Такова была судьба и других, довольно многочисленных мер к улучшению иконописания в XVII веке. Формализм и неопределенность, воззрения на задачи иконописания не могли вдохнуть дыхания жизни в умирающее церковное искусство. 2 Церковь Андрея Первозванного, как видно из документов того же архива, расписана была не вполне согласно с подлинником; сюжеты сочинены были вновь и в них отведено очень важное место таким надписям, каких не знало наше старинное искусство. 4 Хотя Св. Синод и решил в июне 1761 г, и в июне 1767 г. дать Антропову инструкцию, но она не была дана доселе, вероятно потому, что Императрица Екатерина II, в письме на имя обер-прокурора Св. Синода И. И. Мелиссино от 4 июня 1767 г. выразила несочувствие к монополии Антропова и Колокольникова в деле апробации икон, проектированной этою инструкцией (см. дело об образе св. Троицы с тремя лицами и четырьмя глазами 491–75.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Могла побывать в его руках и та рукопись ярославского монастыря, погибшая в московском пожаре 1812 года, с которой скопирован был текст гр. Мусина-Пушкина.    Вполне естественно, что Екатерина приказала перевести эту речь на европейские языки и громко разрекламировать на весь мир. Она в предшествующие годы еще придворной службы Платона-законоучителя хвалилась его «европеизмом» в переписке с Вольтером: «Доказательством того, что Платон — земной послужило мне то, что, когда он выходил из своего сада, а княжна Голицына подошла к нему просить благословения, он сорвал розу и благословил княжну». Теперь Вольтер, облагодетельствованный Екатериной и льстивший ей, получив речь Платона, писал ей: «Сия речь, обращенная к основателю Петербурга и Ваших флотов, есть, по мнению моему, знаменитейший в свете памятник. Я думаю, что никогда и ни один оратор не имел столь счастливого предмета к основанию своего слова, не исключая и греческого Платона. Поелику вы в Петербурге уже имеете своего Платона, то я уверен, что графы Орловы заменяют собою в Греции Мильтиадов и Фемистоклов». Показывала Екатерина Платона и другому своему гостю, энциклопедисту Дидро. О6 этом свидании по всей России пошел анекдот. Будто бы Дидро сам с издевательством обратился к Платону: «известно ли Вам, отче святый, что философ Дидро утверждает, что Бога нет?» Платон: «Это сказано еще раньше его». Дидро: «когда же и кем?» Платон: «Давид еще сказал: Рече безумен в сердце своем — несть Бог». Дидро от восхищения будто бы бросился на шею Платону и обнял его.    Но атмосфера синодальной деятельности как раз под давлением двух вольнодумных обер-прокуроров, Мелиссино и Чебышева, не могла не оттолкнуть впечатлительного Платона. Увидел он также, что и духовник царицы, придворный протоиерей Иоанн Памфилов, принципиальный враг монахов и архиереев, симпатичен Екатерине, и она, по его подсказке и протекции, склонна решать все церковные дела в интересах белого духовенства, а не черного. Особенно заносчиво держало себя пред своими «владыками» московское духовенство, опираясь на «всесильного» царского духовника.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

О сложной творческой истории «Писем...» и об их своеобразной жанровой природе см. в статье Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского «Письма русского путешественника Карамзина и их место в развитии русской культуры» в кн.: Карамзин H. М. Письма русского путешественника/Изд. подгот. Ю. М. Лотман, H. А. Марченко, Б. А. Успенский . Л., 1984 (серия «Литературные памятники»). Говоря о сложной и многослойной смысловой нагрузке текста Карамзина, авторы статьи справедливо утверждают: «По мере приближения к миру Карамзина перед читателем раскрываются богатство и сложность ассоциаций, игра точками зрения, та многослойная структура смысла, которая делает «Письма...» произведением, непосредственно предшествующим прозе Пушкина» (см.: там же, с. 576). 557 С Платоном и Иваном Бекетовыми Карамзин подружился еще во времена ученья в пансионе Шадена. Читательский восторг по поводу повести Карамзина ярче всего выразился в том факте, что так называемый «Лисин пруд» возле стен Симонова монастыря стал излюбленным местом прогулок московского общества; его даже начали с тех пор называть Лизиным прудом. Биограф Карамзина писал: « " Бедная Лиза» владела сердцами русских читателей пятнадцать лет без соперницы, и только в 1808 году она разделила свою славу с Марьиной рощей и потом Людмилой, первой балладой Жуковского, еще лет на 20» (Карамзин, Материалы для биографии, ч. 1, с. 205). 558 «Наталья, боярская дочь» была напечатана в 10–11 «Московского журнала» за 1792 г. (ч. VIII), «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» – в 1–3 журнала «Вестник Европы» за 1803 г. 559 О6 «Истории Российской с древнейших времен» Β. Н. Татищева см. примеч. 3 к Главе первой; «История российская от древнейших времен» в 15-ти частях M. М. Щербатова (1733–1790) выходила в С.-Петербурге в 1896–1898 гг.; повествование оканчивалось на 1610 г. 561 Точная дата смерти Екатерины Петровны Карамзиной (рожд. Пазухиной) неизвестна. Биограф H. М. Карамзина заметил, что она «скончалась во времена его младенчества» (Карамзин, Материалы для биографии, ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Ночью над берегом дикого моря Юноша грустный стоит; Полон сомнений, с тоскою на сердце Так он волнам говорит: «О, разрешите, что тайна от века, В чем состоит существо человека, Как он приходит, куда он идет? Кто там вверху над звездами живет?» Г. Гейне Особенность человека состоит в том, что он создан по образу и подобию Божию. Образ Божий в человеке находится во внешнем отношении его к видимой природе. «Соделаться образом Естества всем владычествующего,- по словам св. Григория Нисского , — не иное что значит, как при самом создании немедленно стать естеством царственным… Человеческое естество, поелику приуготовлялось для начальствования над другими, по причине подобия Царю вселенной, выставлялось как бы нашим одушевленным воображением, то общее с Первообразом имело и достоинство, и имя; но не в порфиру было облечено, не скипетром и диадемою показывало свой сан (его нет у Первообраза), а вместо багряницы облечено добродетелью, что царственнее всех одежд, вместо скипетра утверждено блаженством бессмертия, вместо царской диадемы украшено венцом правды, так что в точности уподобляясь красоте Первообраза, всем доказывало царский свой сан» (Св.  Григорий Нисский . О6 устроении человека. Творения. М., 1861. Ч. 1. Гл. 4. С. 88.) Мысль о том, что человек был создан по образу и по подобию Божию, во все времена была присуща христианскому церковному сознанию. Эта мысль четко и ясно раскрывалась Отцами Церкви в тех случаях, когда нужно было указать людям их истинное назначение и цель. Славянорусское «человек» по исследованию ученых происходит от греческого «обращать взор вверх», то есть существо, обращенное вверх, к небу, как цели бытия и своему будущему жилищу. Слово «человек» образовалось из «селовек» или «словека», то есть существо словесное. Это указывает на дар слова, как на отличительную способность человека. «Человек» значит мыслящий. В славянском и русском языках слово «образование» означает знание о том, что человек носит образ Бога в себе. А когда речь идет об образовании народа, это означает, что и весь народ носит в своей душе образ Бога. В образе и подобии Божием Отцы Церкви видят не простое отображение Божества, но такое отображение которое непременно влечет чувства духовного начала в себе.

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Начало 1900-х в целом можно назвать временем расцвета церковного строительства в Мотовилихе. Именно и этот период были возведены Рождество-Богородицкая церковь в Запруде, Никольский храм за рекой Ивой. И вот примерно в 1906-1907 годах трудами благочестивых предков наших на Вышке-2 возникла церковь-часовня Воздвижения Креста Господня. Как и всегда было на Руси, строили храм Божий всем миром. Известно, что основные средства на строительство церкви-часовни дал мотовилихинский обыватель Василий Корнилов, о котором мы расскажем чуть ниже. Крестовоздвиженская часовня – деревянная, но при этом просторная и добротная, с тремя золочеными куполками, увенчанных крестами, – собирала на службы жителей Язовой, Вышки-2, Балмошной. Первоначально (вероятно, до 1919 года) она была приписана к Свято-Троицкой церкви завода Мотовилихи, которая, как заботливая мать, взращивала и опекала этот приход, направляя туда на служение добрых пастырей. Именно они, священники Свято-Троицкого храма, совершали здесь богослужения, проводили беседы, во время которых объясняли пастве истины Священного Писания, давали религиозно-нравственные наставления. О том, как проходили в нашей часовне духовно-нравственные беседы, рассказывает один из архивных документов – Отчет о внебогослужебных собеседованиях в приходе Свято-Троицкой церкви Мотовилихинского завода за 1913 г. Процитируем отрывок из него: «В Крестовоздвиженской часовне беседы в отчетном году вел штатный диакон Леонид Пономарёв (позднее — священник, который около 20 лет будет служить в этом храме настоятелем. — Авт.) по средам каждой седмицы… Эти беседы предварялись служением молебнов с чтением акафиста при общем народном пении, для чего в часовню вместе с отцом диаконом приезжали по очереди священники Свято-Троицкой церкви. Часовня, вмещающая в себя до ста человек, всегда была до тесноты полна слушателями. Отрадно была видеть ту охоту, с которой беседы посещались детьми школьного возраста». Не только священники, но и простые миряне принимали самое деятельное участие в жизни Крестовоздвиженской часовни на Вышке. При храме Святой Троицы в 1914 году было создано сестричество, объединявшее добродетельных женщин, которые во славу Божию творили дела любви и милосердия, оказывали нравственную поддержку там, где случилось горе. В обязанности сестер милосердия, среди которых наверняка были и жительницы Язовой, входила забота о6 опрятности Свято-Троицкого храма. Немало радели они и о благоустройстве Крестовоздвиженской часовни на Вышке-2, следили здесь за чистотой и порядком. Каждому, кто жил на этой земле, Крестовоздвиженская церковь была дорога. И каждый почитал великим благом внести свою, пусть небольшую, но искреннюю лепту в ее созидание и благоустройство. Быть может, внешне церковь наша выглядела скромно, но — стоило войти туда – и ощущение теплоты, намоленности, несказанной светлости сразу передавалось человеку…

http://sobory.ru/article/?object=53240

О пятом члене Символа веры 210. Господь Иисус Христос явил самое первое доказательство того, что страдания и смерть Его спасительны для людей, тем, что Он воскрес и этим положил основание и нашему блаженному воскресению. Ныне же Христос воста от мертвых, Начаток умершим бысть (1Кор.15,20). 211. О том состоянии, в котором был Иисус Христос после смерти Своей и до Воскресения, говорится в следующем церковном песнопении: " Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный " . 212. Слово " ад " в переводе с греческого языка означает место, лишенное света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т.е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия и соединенных с Ним света и блаженства (Иуд.1,6. Октоих, глас 5, стихиры 2,4). 213. Господь Иисус Христос нисходил в ад для того, чтобы и там проповедовать победу над смертью и освободить души, которые с верой ожидали Его Пришествия. 214. О6 этом в Священном Писании есть следующее свидетельство: зане (потому что) и Христос единою (однажды) о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет ны Богови: умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о немже и сущим в темнице духовом сошед проповеда (1Пет.3,18-19). 215. Слова Символа веры " воскресшаго в третий день по Писанием " взяты из Послания к коринфянам: предах бо вам исперва, еже и приях (я первоначально преподал вам, что и сам принял), яко (что) Христос умре грех наших ради, по Писанием; и яко погребен бысть, и яко воста (воскрес) в третий день по Писанием (1Кор.15,3-4). 216. Словами " по Писанию " обозначается то, что Иисус Христос умер и воскрес именно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета. 217. Например, в 53-й главе книги пророка Исаии многими и подробными чертами изображены страдание и смерть Иисуса Христа: Той язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша; наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы изцелехом (Ис.53,5). О Воскресении Христовом Апостол Петр приводит слова псалма 15: яко не оставиши души Моея во аде, ниже даси преподобному (и не дашь святому) Твоему видети истления (Деян.2,27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

359. То, что брак есть Таинство, видно из следующих слов Апостола Павла: оставит человек отца своего и матеръ, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (и будут двое одна плоть). Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф.5,31-32). 360. Не всем должно вступать в брак. Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его. О6 этом именно сказал Господь Иисус Христос: " Не вси вмещают словесе сего, но имже дано есть: могий (кто может) вместити, да вместит " (Мф.19,11-12). И Апостол говорит: " Глаголю же безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут якоже и аз. Аще ли не удержатся, да посягают (если не могут воздержаться, пусть вступают в брак). Не оженивыйся печется (заботится) о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене... Вдаяй браку (выдающий замуж) свою деву, добре творит: и не вдаяй, лучше творит " (1Кор.7,8-9,32-33,38). О Елеосвящении 361. Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. 362. Это Таинство ведет начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху (Мк.6,13). Апостолы передали это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов Апостола Иакова: болит ли кто ввас, да призовет пресвитеры иерковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет (восставит) его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся (простятся) ему (Иак.5,14-15). Об одиннадцатом члене Символа веры 363. Воскресение мертвых, которого, согласно Символу веры, мы чаем, или ожидаем, - это действие Всемогущества Божия, через которое все тела умерших людей, соединившись опять с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны. Сеется тело душевное, востает тело духовное (1Кор.15,44). Подобает бо (надлежит) тленному сему облещися в нетление и мертвенному (смертному) сему облещися е безсмертие (1Кор.15,53).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Благослови нас, сонм страдальцев-мучеников во главе с первомучеником Иоанном. Почтите священномучеников Господних, древних и новых, во главе со священномучеником Ермогеном, Патриархом Московским. Поклонитесь сонму преподобных и любимых подвижников наших, наших неизбывных молитвенников, особенно дорогих, особенно близких. Они рассеяны по всем уголкам нашей земли. В дремучих лесах толпились их молитвы. Как их много! Они нанизаны по лицу нашей земли, как драгоценные камни: на севере, на юге, на западе, на востоке. Обнимите же их! Антоний и Феодосий Печерские, Сергий и Никон Московские-Радонежские, Сергий и Герман Валаамские, Зосима и Савватий Соловецкие, Серафим Саровский, Варлаам Хутынский, Александр Свирский, Коновский, Иларион Гдовский, и прочие, и прочие. Почти в каждой земле, в каждом уголке - свой угодник и свой покровитель. Ублажим полк предстателей наших, благоверных князей Александра Невского, Даниила Московского и прочих иже с ними. Вспомним юродивых, блаженных с Василием Блаженным во главе. Помяните, наконец, несметное количество праведных душ святых неявленных угодников. Они все на торжестве, все на сегодняшнем пиру веры. Вот в какую великую минуту церковных воспоминаний я появляюсь у вас, и я смущен, и в волнении душа моя. Как я приближусь к этому пиру веры? У меня нет одежды. У наших небесных гостей видится пурпур пламенной веры, белый цвет чистоты и голубой цвет целомудрия. У меня же нет таких тканей, мои одежды черны. Как же я приобщусь к этому пиру веры? У меня нет сил обнять его нет, способностей достойно почтить его, нет слов достойно петь его. Братия, дайте мне одежду последнего нищего, и я в рубище ничтожнейшего из людей паду здесь ниц, чтобы благословил меня Собор святых угодников быть последним прислужником на этом богатом пиру веры. А вы станьте в благоговейном молчании перед невидимым Собором святых угодников, окружите столы духовных яств, а я буду прислуживать вам. Вы насытитесь настоящей духовной трапезой и унесете с собой, как память о6 этом, хоть малое слово назидания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1834...

Бурные и длительные «богословские обсуждения» (например, христологические споры, на которые указывает о. С. Булгаков) сами по себе отнюдь не являются нормальным и желательным явлением церковной жизни. Достаточно вспомнить ту глубокую 60-летнюю смуту и расстройство, в которые повергли Церковь «богословские обсуждения», вызванные арианством. Соборные вероопределения, которыми обычно заканчивались споры, всегда являлись экстренной мерой. Они ни в какой степени не оправдывают тех, кто вынуждает Церковь к столь крайней мере, возбуждая споры и смуту, становясь причиной соблазна (скандалов). Героизм, проявляемый на войне защитниками отечества, не делает войну, саму по себе, положительным и необходимым явлением. Если бы о. С. Булгаков был прав, утверждая, что надлежащее богословское обсуждение его доктрины еще не началось, что всякий суд о нем епископов Церкви является «преждевременным» и «насилующим», если бы богословские споры и обсуждения были нормой догматической жизни, единственным путем к познанию Истины, то никогда не было бы Отцов и Православия бы не существовало… были бы мнения, блуждания впотьмах, множество комиссий, разбирающих и обсуждающих отдельные положения, громадная литература, подготовка материалов к «будущему Собору», — и покинутое стадо верных, предоставленное «ветрам учения», не знающее, за кем идти, как веровать, в ожидании «обоснованного суждения» Собора, который в результате, по словам о. С. Булгакова, может еще «оказаться разбойничьим». О6 этом стаде верных, ради которых пролилась драгоценная Кровь Христова, ради которых в Пятидесятницу сошел Дух Святой, ради которых существует Церковь, о. С. Булгаков забывает. Забывает и о том, что в Церкви людям вручена сама Божественная Истина, а вместе с тем и ответственность за чистоту ее усвоения всеми членами Тела Христова, каждым в свою меру. Сознание этой ответственности, ревность о Церкви, побуждают не к промедлению и обсуждению, но прежде всего к решительному противодействию тому, что может принести духовный вред верным. Слово — не безразличное сотрясание воздуха, а действенная духовная сила, особенно слово учения в Церкви. Здесь не может иметь место квиетизм, но непрестанное бодрствование церковной власти и немедленное принятие тех или иных мер для наставления и ограждения паствы. Богословские споры, которые при этом ведутся, являются печальной необходимостью, той войной, в которой выдвигаются «искуснейшие», защищая общее достояние Церкви.» Вл. Спор о Софии. М. 1996. С. 13–15. — Эти слова во всей своей полноте относятся и к современным сторонникам «теологуменов», желающих тем самым защититься от справедливого обвинения в ереси!

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

Небольшой домик, комната, где он прожил последние годы своей жизни, не изгладятся из моей памяти. Сколько радостных дней и часов было проведено здесь, разве можно когда-нибудь забыть! Вы входили в комнату о. Арсения, и первое, что видели, – это иконы Владимирской и Казанской Божией Матери, Нерукотворный Спас, Николая Угодника и Иоанна Богослова. Иконы были древнего письма, необычной тонкой работы, перед ними постоянно горели две лампадки: красная и зеленая, стоял хрустальный стакан, в котором всегда было несколько живых цветов. Здесь же, на столике, покрытом белой скатертью, лежали: Евангелие, Псалтирь, Служебник и очередная Минея, на письменном столе, стоявшем у окна, лежали книги – богословские, по искусству и древней архитектуре, стихи современных и старых поэтов, технические труды, брошюры и журналы. У одной из стен стоял шкаф, забитый книгами, у другой стены располагался диван, на котором о. Арсений отдыхал днем и спал ночью. Три удобных старинных кресла дополняли обстановку, на стенах висело несколько картин, подаренных известными художниками, с которыми дружил о. Арсений. Почти все картины изображали природу, и только на одной была написана женщина на фоне лагерного барака. Красивое и привлекательное лицо было изможденным, усталым и почти серым от страданий, и только в глазах жили убежденность, сила и несгибаемая воля. Портрет был написан до пояса. Фоном картины служил серый барак, на женщине была серо-зеленая телогрейка, коричневая мятая шапка-ушанка. Все это создавало впечатление безысходного страдания человека, но стоило только взглянуть в глаза, и ты сразу видел, что человек жив; дух его не сломлен, он живет, несмотря на страдания, ожидание смерти, и ты понимал, что женщина никогда не согнется, не сдастся, не отречется. Сейчас она немощна, физически раздавлена, но дух Божий живет в ней и никогда не умрет, и глаза, смотрящие с портрета, рассказывали о6 этом. Портрет писал большой художник, друг о. Арсения. Кого изображал портрет, мы не знали, но было известно, что это была духовная дочь владыки Макария, погибшая в лагере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

   001    002    003    004   005     006    007