255 Это началось в начале пятидесятых годов, когда переставали уже ездить четверней и с форейтором; но в Москве были еще старушки и старички, которые, по старой памяти, доезжали свой век на четверне, а не на паре в низенькой карете. 256 Вероятно, речь идет о ранней преддекабристской организации, так называемом «Юношеском собратстве», во главе которого стоял шестнадцатилетний прапорщик Николай Муравьев; в числе членов «собратства» были Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Лев и Василий Перовские (см.: Нечкина, Движение декабристов, т. 1, с. 102–105). 257 П. И. Колошин (подробнее о нем см. примеч. к Главе семнадцатой), вступивший в декабристский Союз спасения в 1817 г., «был человек умный, усердно посещал лекции петербургских профессоров, был преподавателем географии в офицерской школе, составлял по поручению Гвардейского генерального штаба журнал военных действий союзных войск в кампанию 1814 г. «от Рейна до Парижа» с многочисленными картами» (Нечкина, Движение декабристов, т. 1, с. 168–169). Очевидно, эта последняя работа Колошина и дала повод для слухов о нем как о «чертившем карты» для Наполеона. 258 О6 этой «французской торговке» еще в 1805 г. С. П. Жихарев писал в своем дневнике: «Много денег оставлено в магазине мадам Обер-Шальме! Достаточно было на годовое продовольствие иному семейству. Недаром старики эту Обер-Шальме переименовали в Обер-Шельму» (см.: Жихарев, с. 12). В 1812 г. за француженкой было установлено секретное наблюдение, и в списке московского полицмейстера полковника Брокера против ее имени сделана помета: «Известна правительству по особым делам» (Адам Фомич Брокер (Его записки) – РА, 1868, 9, с. 1435). В сильное негодование привело московских жителей одно из «радений» Шальме Наполеону. Оно описано П. И. Бартеневым в примечаниях к воспоминаниям кн. A. А. Шаховского «Двенадцатый год»: «В Архангельском соборе, и именно в алтаре его, г-жа Обер-Шальме, бывшая долгое время поставщица французских мод для московского барства, снабжавшая наших щеголей и щеголих всякими заморскими товарами из огромного магазина своего (ныне дом-община в Глинищенском переулке, между Тверской и Большой Дмитровкой), в правление старика графа Гудовича игравшая большую роль в Москве и сделавшаяся по вступлении Наполеона в Москву приближенным к нему лицом, придумала устроить кухню для великого императора!» (A4, 1886, 11, с. 386). В примечании же к упоминавшейся выше записи Жихарева Бартенев отметил, что Шальме «последовала за остатками великой армии и погибла с нею» (Жихарев, с. 692).

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Григорий Нисский Первая гомилия на Песнь Песней. В действительности речь идет не о том, чтобы подавить в нас жизнь, но о придании душе духовной молодости. От нас требуется не истребление, не уничтожение природных деятельных способностей души, но их очищение. Другими словами, мы должны удалить всю грязь и нечистоту, которыми покрыло ее наше небрежение, чтобы сообщить ей природное сияние ее молодости с присущей ей врожденной силою. Ориген Двадцать вторая гомилия на Осию, 4. Ведь не существует ничего — будь то гнев или распутство, — что не было бы причастно Благу. В нем — основание метаморфозы. Для греков Благо представляет собой, собственно, полноту бытия. «Тяга к высшей жизни», даже будучи слепой, достойна уважения. Следует не подавлять желания но сделать его свободным, явив ему, что его устремление направлено к смерти и что только воскресение Христово может исполнить его. Вне причастности Благу ничто никогда не существовало, не существует, не будет и не сможет существовать. Возьмем, к примеру, распутство. Оно лишено Блага неразумным вожделением… но не менее верно и то, что оно причастно Благу через пребывающий в нем слабый отзвук единения и нежности. Так же и гнев причастен Благу через само заключенное в нем устремление, через желание улучшить то, что представляется дурным, и привести его в по видимости лучшее состояние. И даже желающий идти худшим из путей, поскольку он желает не иного, чем жизни, — и жизни, по его представлению, наилучшей, — самим этим желанием, самой жаждой жизни, самой тягой к жизни высшей также причастен Благу. Если бы Благо упразднилось вовсе, не осталось бы ни жизни, ни желания, ни движения и ничего иного. Дионисий Ареопагит О6 именах Божиих, 4, 20. Отстраненность придает человеку царственную силу «Град принадлежит тебе». «Врата Бога», но не более чем врата. Однажды некий греческий философ приказал одному их своих учеников в течение трех лет раздавать серебро тем, кто будет поносить его. По окончании испытания учитель сказал: «Теперь ты можешь отправляться в Афины для научения мудрости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

487. Господь Иисус Христос учил поступать по десяти заповедям. Он повелевал для приобретения Жизни Вечной сохранять заповеди, учил понимать и исполнять их более совершенно, чем до Него их понимали (Мф.19,17; 5,1-48). О разделении заповедей на две скрижали 488. Десять заповедей были разделены на две скрижали. Это значит, что в них заключаются два вида любви, т.е. любовь к Богу и любовь к ближнему, и поэтому предписываются два рода обязанностей. 489. О6 этом говорил Господь Иисус Христос. На вопрос: кая (какая) заповедь больши есть в Законе! - Он отвечал: " Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго (ближнего) твоего, яко сам себе. В сию обою заповедию (на этих двух заповедях) весь Закон и пророцы висят (утверждаются) " (Мф.22,36-40). 490. Все люди являются нашими ближними. Потому что все - создания Единого Бога и произошли от одного человека. Но родственные по вере сугубо (вдвойне, особенно) близки нам как чада единого Отца Небесного по вере в Господа Иисуса Христа. 491. Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе, никтоже бо когда свою плоть возненавиде, но питает и греет ю (Еф.5,29). 492. В любви к Богу, ближнему и к самому себе должен быть следующий порядок. Любить себя следует только для Бога и отчасти для ближних, любить ближних следует для Бога, а любить Бога нужно для Него Самого, и более всего. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним. Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15,13). А любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. " Иже любит отца или матерь паче (более, нежели) Мене, - говорит Иисус Христос, - несть Мене достоин; и иже любит сына или дщерь (дочь) паче Мене, несть Мене достоин " (Мф.10,37). 493. Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить обязанности наши к Богу и ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

В п. 17-м: сроки на местах должны быть установлены под контролем Центральной Комиссии и с таким расчетом, чтобы важнейшие губернии пошли в первую очередь. Инструкцию разослать всем губкомам. СЕКРЕТАРЬ ЦК – Л. 16. Машинописная копия выписки позднейшего времени на бланке ЦК ВКП(б) – РКП(б) 1930-х гг. – АПРФ, ф. 3, оп. 1, д. 266, л. 12–13. Черновой протокол заседания Политбюро. Рукописный подлинник на двух листах линованной бумаги. Слева внизу запись о рассылке: “Троцкому, Сапронову, Яковлеву, Уншлихту, Красикову, Винокурову, Белобородову”. Список присутствовавших см. 23–17. – ПА ФСБ, ф. 1, оп. 6, д. 11, л. 31-о6. Машинописная выписка на бланке ЦК РКП(б), сделанная 20 марта 1922 г.; подпись – факсимиле В. М. Молотова. На л. 31об. круглая печать: “РОССИЙСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БОЛЬШЕВИКОВ”, в центре вензелем “ЦК”. Выше текста выписки напечатан адрес рассылки: “Т.т. Троцкому, Сапронову, Яковлеву, Уншлихту. Красикову, Винокурову, Белобородову”. На л. 31 внизу рукой И. С. Уншлихта помета: “2 копии. 21/3.22 г. Уншлихт”. Здесь же штамп Секретариата Президиума ВЧК с рукописными датой “22/III-1922 г.” и входящим номером. – PЦXIДHU, ф. 5, оп. 2, д. 48, л. 18-об. Другой экземпляр выписки той же машинописной закладки на бланке ЦК РКП(б), сделанный для В. И. Ленина. Подпись, дата и печать отсутствуют. Подчеркнутых фамилий -адресатов нет. На л. 18 штамп “Архив т. Ленина” с рукописными датой “26. III. 22” и входящим номером. 23–19 Донесение командующего войсками Московского военного округа Н.И. Муралова в ЦК РКП(б) о выезде в г. Шую 20 марта 1922 г. В[есьма] Срочно. Секретарю Ц.К.Р.К.П.(Б). Доношу, что сего 20-го Марта с поездом в 18 час. 30 мин. согласно Вашего распоряжения выезжаю в гор. Шую. Член В.Ц.И.К. Командвойск М.В.О.: Н. Муралов. – Л. 24. Машинописный подлинник на бланке командующего войсками МВО, подпись – автограф. Рукописная помета: “К материалам] о Шуе”. Рукописная резолюция: “ПБ. Ар[хив?]. 25/III. Н. С. [Лепешинская? Аллилуева?]”, дата размыта, возможно “20/III”. Рукописная помета о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 114, п. 5 от 20 марта 1922 г. 23–17). Формула срочности от руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил 6 декабря 2019, 22:06 Александр В, так говорить нельзя о Святом Духе. Вера 6 декабря 2019, 22:04 Господи, не допусти быть этому омерзению и посрамлению истиной веры православной!!! Запрети врагам Твоим воплотить их замысел, ибо не ведают, что творят! Антон 6 декабря 2019, 21:26 Главный вопрос, на который хотелось бы услышать ответ - для чего? И, если на него ответят честно, все встанет на свои места. Если, как уже писали, нет разницы где молиться, то зачем менять характерный облик храма и пятирядный пластиковый софринский иконостас? А где-то ведь в иконостасе иконы бумажные, но ай как хорошо! СПб 6 декабря 2019, 21:15 Почитала, что видят в своем проекте его создатели - архитектор Саид Джабраилов и архитектурное бюро " Архпойнт " (бюро, которое позиционирует себя как проектировщика баров и ресторанов). Проект подается как " обновление " , которого " ждут многие " . Главное слово описания проекта - " удобство для людей " - отдельное помещение для исповеди, вытяжки над свечными " нишами " , отличный вид на и пр. Проект получил какие-то премии на зарубежных выставках, авторы откровенно пишут, что нам надо на католиков ориентироваться. Частенько стали звучать призывы к " обновлению " и " минимализму " . Почти " дзен " . Давайте будем поосторожней с такими проектами, далекими от понимания русского храма. Господи, помоги устоять! Катерина 6 декабря 2019, 21:11 Сергей К 6 декабря 2019, 15:48 - ну почему сразу " пожалуй, последняя " область неокучанного сверхсовременными веяниями искусства. Иконопись. Иконопись-то позабыли. Современное искусство выражает дегенеративность падшего мира, а Вы собираетесь им нас " обновить " . Елена О6 декабря 2019, 16:11 - когда-то давно преподы Строгановки говорили нам, что художник думает и говорит со зрителем карандашом в руке. Это правда. Архитектор художник, говорящий со зрителем своими идеями, воплощенными в материалах. Разглагольствования даже сверхинтеллектуальные тут фиговый лист. Эти постройки на фотографиях говорят сами за себя, чем именно вдохновлялся авторский коллектив архитекторов.

http://pravoslavie.ru/126146.html

В стихе 21-м говорится, что «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». Идущие по следам Христа, идут за Ним, как Пастырем. Следующие стихи заимствованы почти дословно из 53-й главы Исаии и описывают искупительный подвиг Христа. Кроме того, образ Христа, как Пастыря, имеет основание в самих словах Христа – Ин. 10:11. Тем не менее, не исключается возможность видеть в Пастыре и Епископе Бога Отца. Через искупительный подвиг Христа блуждающие овцы вернулись к Богу. Образ Бога, как Пастыря, мы находим у Иезекииля: «Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог» (34,15). Если даже считать, что ап. Петр в ст. 25 говорит о Боге Отце, наши выводы в тексте совершенно от этого не меняются. См. Н. W. Веуег «episkopoj» в TWNT., B.II, стр. 611; С. Spicq (ор. cit., р. XLVI et р. 86) наименование «Пастырь и Епископ» относит ко Христу. 303 См. стр. 146—7 304 Евсевий, Церк. Ист. III,23. 305 . Ориген, «Толк. на кн. Иисуса Навина» VII,6. 306 Ср. Ерма «Пастырь»: «Если какая-нибудь из овец будет потеряна для Господа, то горе пастырям, или самих пастырей господин найдет дурными, что будут они отвечать. Неужели скажут, что измучены стадом? Не поверят им. Ибо невероятное дело, чтобы пастырь мог потерпеть что от овец; и он еще более будет наказан за ложь свою. И я пастырь, и должен дать Всевышнему отчет за вас» (Под. XI,31). 307 См. стр. 154. 308 См. статью G. Delling. «antilhmyij» в TWNT., B.l, S. 576. 309 Необходимо отметить, что в перечне даров l Кор. 12:8—10 отсутствует дар вспоможения. 310 О6 этом см. ниже. Стр. 197 и сл. 311 См. В. Reicke, «Diakonie, Festfreude u. Zelos», Uppsala 1951, S. 21, sq. 312 Трал. II,3; III,l; Магн. VI,1. Об этом см. ниже. 313 Пастырь, Подобие IX,26. 314 «Апостольское предание», IX. 315 Учение, XV, 1. 316 «Апостол. Постановления» II,44; III,15,19, 317 «Апостольское предание» ХХХ. 318 А. Harnack, «Quellen der sogen. Apostol. Kirchenordnung», S. 11. 319 На это указывают слова, которые служат связью между письмами к семи церквам и видением: «после сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3728...

Конечно, одному батюшке, будь он хоть четырежды альпинист, трижды следопыт, не одолеть этого дела. Но есть, есть, слава Богу, добрые помощники. Например, Павел Геннадьевич Кузьмин и Маргарита Ивановна Соболева, руководители фирмы «Екатеринодарбизнес». В прошлом году, если бы не их поддержка, батюшке пришлось бы ох как нелегко. Но помогли. Да, целые семьи в Краснодаре считают дело православного воспитания очень важным, им не надо доказывать, что их дети должны вырасти здоровыми не только телесно, но и духовно. Потому и отец Евгений — человек в городе известный. Куда бы мы с ним ни заходили, везде встречали его радушно, уважительно. Вице-президент Кубанского союза молодежи Михаил Алексеевич Джурило тепло вспоминал о панихиде на братских могилах моряков и солдат-пехотинцев в станице, где проходила линия обороны. Служил панихиду отец Евгений вместе со своими следопытами. А председатель краевого комитета по делам молодежи Андрей Владимирович Фонарёв назвал отца Евгения человеком уникальным: — Любовь к делу, любовь к детям и любовь к Богу — вот что отличает его. И сообщил радостную для отца Евгения новость. Комитет выделил для православных следопытов семьдесят путёвок в лагерь, в красивейшее в Краснодарском крае место — долину Очарования. Разумная политика, когда объединяются усилия светского руководства с руководством церковным, обязательно даст добрые результаты. В Краснодаре это хорошо понимают. О6 этом говорили мы и с митрополитом Краснодарским и Кубанским Исидором. Владыка много доброго сказал об отце Евгении Иванове и его детище — братстве православных следопытов. Но, думается, именно поддержка владыки, его помощь, его молитвенное окормление серьёзного дела воспитания краснодарских ребятишек сыграло здесь не последнюю роль. Владыка Исидор знает следопытов по имени, в лицо, он всегда интересуется их учёбой, их Дальнейшими планами. Доброе дело прижилось на богохранимой земле Краснодарской. Дети Кубани привыкают с малых лет жить с Богом в сердце, переживать за будущее России, вникать в её прошлое, стремятся стать в достойные ряды её граждан.

http://pravmir.ru/muzhskaya-zhizn-v-doli...

О седьмом прошении 427. Словами молитвы " избави нас от лукаваго " мы просим избавления от всякого зла, какое может нас постичь в мире, который со времени первого греха весь во зле лежит (1Ин.5,19), особенно же от зла греха и от лукавых внушений и наветов духа злобы - диавола. О славословии 428. К Молитве Господней присоединено славословие, во первых, для того, чтобы мы, прося себе у Отца Небесного милостей, в то же время воздавали Ему справедливое почитание; во-вторых, для того, чтобы мыслью о Его Вечном Царстве, силе и славе все более и более утверждались в надежде, что Он дарует нам просимое, потому что это в его власти и относится к его славе. 429. Слово " аминь " означает " истинно " , или " да будет " . 430. Это слово присоединяется к славословию потому, что этим показывается то, что молитва приносится с верой и без всякого сомнения, как учит Апостол Иаков (Иак.1,6). Учение о блаженстве 431. Чтобы утвердиться в надежде спасения и блаженства, к молитве следует присоединятъ собственный подвиг для достижения блаженства. О6 этом говорит Сам Господь: " Что же Мя зовете: Господи, Господи, и не творити, яже глаголю? (Лк.6,46). Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесех " (Мф.7,21). 432. Руководством в этом подвиге может быть учение Господа нашего Иисуса Христа, сокращенно предложенное в его изречениях о блаженстве. 433. Таких изречений девять: 1. Блажени нищии духом, яко тех есмь Царствие Небесное. 2. Блажени плачущии, яко тии утешатся. 3. Блажени кротцыи, яко тии наследят землю. 4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии пасытятся. 5. Блажени милостивии, яко тии помиловани юудут. 6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. 7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. 8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. 9, Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех (Мф.5,3-12).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

АП РФ. Ф. 45. Оп. 1. Д. 282. Л. 57. Машинопись, заверенная копия. 359. Записка Наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова членам и кандидатам Политбюро ЦК ВКП(б) 4 апреля 1941 г. Направляю Вам проект Договора о дружбе между СССР и Югославией, который в последние два дня обсуждался совместно с югославской делегацией в Москве и на подписание которого эта делегация ждет санкции Югославского правительства. В. Молотов АВП РФ. Ф. О6. Оп. З. П. 27. Д. 375. Л. 21. Машинопись, незаверенная копия. 360. Беседа первого заместителя Наркома иностранных дел СССР А. Я. Вышинского с посланником Королевства Югославия в СССР М. Гавриловичем 4 апреля 1941 г. Сов. секретно В 14 ч. я принял Гавриловича и Савича и сообщил им ответ Советского правительства на сделанные ими 3 апреля предложения. Ответ, данный мною, сводился к следующему: Советское правительство согласно заключить соглашение в виде договора о дружбе и ненападении между СССР и Югославией. Предложенные делегацией проекты пакта мы не можем принять, так как заключение такого договора требует времени для взаимного ознакомления с тем, какими силами располагают договаривающиеся стороны. Развив в этом духе свою аргументацию и подчеркнув, что мы к заключению договоров относимся очень серьезно, что пакты, которые подписываются без должной подготовки, а потом забываются, нам не подходят, я указал также и на другое существенное обстоятельство. У нас имеется договор с Германией. Мы не хотим дать повода предполагать, что мы склонны его нарушить. Первыми мы этого договора нарушать не хотим. По этим соображениям мы предлагаем свой проект, с которым я и прошу делегацию ознакомиться. По ознакомлении с нашим проектом Гаврилович] и С[авич] заявили, что они наш проект принимают и готовы немедленно подписать. Просили назначить час и установить порядок подписания договора. Я обещал дополнительно уведомить Гавриловича]. В беседе с Гавриловичем] и С[авичем] я, воспользовавшись случаем, заявил, что мы не имеем никакого намерения вмешиваться во внутренние дела Югославии и что, если югославы захотели бы иметь не одного, а трех королей, мы не стали бы вмешиваться в это дело. Гаврилович] на это заметил, что с них довольно и одного короля, но что он признателен нам за такое заявление, хотя и до того он был убежден в нашей полной лояльности в этом вопросе. Савич сообщил мне краткий перечень предметов, которые они хотели бы получить от СССР, добавив, что более подробные данные военным атташе Поповичем сообщены Генштабу, (приложение]).

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

На письме запись: “на распоряжение!”. Рукописная помета о принадлежности к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 115, п. 12 от 22 марта 1922 г. 23–22). (Л. 34). В деле находится также такое же по содержанию сопроводительное письмо к документу л. 29-о6. с той же датой и подписью, направленное В. М. Молотову. На письме рукописная помета: “К свед[ению]. В. Молотов. 21/III”. (Л. 28). При экземпляре PЦXIДHU находится такое же по содержанию сопроводительное письмо с той же датой и подписью, направленное В. И Ленину, на письме штамп “Архив т. Ленина” с рукописным входящим номером. (Л. 35). 23–25 В деле находится сопроводительное письмо на бланке ЦК РКП(б) без даты, направленное из Секретариата ЦК РКП(б) по поручению В. М. Молотова “на голосование” “Всем членам Политбюро т.т. Каменеву, Сталину, Зиновьеву” за подписью заместителя секретаря Политбюро М. Н. Бураковой. (Л. 40). 23–38, 23–39 В деле находится сопроводительное письмо на бланке ЦК РКП(б) к этим двум документам, направленное 2 мая 1922 г. по поручению И. В. Сталина для заключения Л. Д. Троцкому за подписью помощника секретаря ЦК РКП(б) А. М. Назаретяна. На письме рукой Л. Д. Троцкого резолюция: “В Политбюро. Троцкий”. Штамп и рукописная помета о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 5, п. 7 от 4 мая 1922 г. 23–40). Штамп Секретного архива ЦК ВКП(б) с инвентарным номером. (Л. 59). 23–38, 23–39 В деле находится сопроводительное письмо на бланке ЦК РКП(б) к этим двум документам, направленное 2 мая 1922 г. по поручению И. В. Сталина для заключения Л. Д. Троцкому за подписью помощника секретаря ЦК РКП(б) А. М. Назаретяна. На письме рукой Л. Д. Троцкого резолюция: “В Политбюро. Троцкий”. Штамп и рукописная помета о принадлежности документа к делопроизводству заседания Политбюро, протокол 5, п. 7 от 4 мая 1922 г. 23–40). Штамп Секретного архива ЦК ВКП(б) с инвентарным номером. (Л. 59). 23–41 В деле находятся два документа об исполнении этого постановления: Заверенная помощником секретаря Политбюро Ш.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007