Вся осень 1817 года и зима 1818 года по случаю пребывания императорской фамилии в Москве прошли в больших веселостях: балы, собрания, праздники не прерывались, и все московские вельможи-хлебосолы наперерыв один пред другим старались забавлять и тешить высочайших гостей. В эту зиму много было издержано на бальные наряды. Я для обеих дочерей заранее приготовила хорошенькие платья, потому что мне еще летом говорил Апраксин: «В Москву ждут двор к осени и на всю зиму, вы это имейте в виду и приготовьте, не спеша, хорошенькие туалеты для ваших барышень, потому что будут большие увеселения». Так я и распорядилась: засадила своих швей за пяльцы и для каждой дочери приготовила по два белых платья, серебром шитых по шелковому тюлю; два платья были вышиты мелкими мушками или горошком серебряною нитью, через ряд матовою и блестящею, а другие два платья с большими букетами по белой дымке, что было очень нарядно, богато и легко. Когда осенью мы возвратились в Москву, я велела сшить платья и показывала их Апраксину, большому знатоку в дамских туалетах, и он ими восхитился. – Тюлевые платья, – говорил он, – я посоветовал бы вашим барышням надеть на бал в Благородном собрании, где будет много публики и туалеты не так заметны; а дымковые платья поберегите для моего бала, ежели царская фамилия меня осчастливит своим посещением. Так мы и сделали. О6 этом бале я уж говорила, рассказывая об апраксинских праздниках. В тот год и балы в Собрании были очень нарядны и многолюдны; все, имевшие в Москве собственные дома, ежели хотели ездить в Благородное собрание, должны были записываться как члены, а посетительских билетов не могли иметь. He помню, какой номер билета был у меня в тот год, но у которой-то из моих дочерей был 1 000 для девиц; поэтому можно себе представить, поскольку персон бывало на больших балах в Благородном собрании. II Сверстницами моих дочерей были мои племянницы Неклюдовы и Дмитриевы-Мамоновы, которые иногда со мной выезжали и о которых я уже говорила; моя двоюродная сестра Машенька Толстая, княжны Шаховские, Вера, которая потом вышла за Жихарева, и княжны Ирина и Софья, дочери князя Павла Петровича; Львовы: Авдотья, Дарья и Варвара Михайловны; старшая из них была потом за Шидловским, а меньшая, вышедшая в немолодых летах за Головина, овдовев, пошла в монастырь и была игуменьей в Хотьковском монастыре и в Никитском; в монашестве она была названа (вместо Варвары) Верою. 497

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Если вспомнить то, что говорит в своей диссертации Введенский о принципиальной несовместимости языческого «естественного пантеизма» со сверхъестественным евангельским Откровением, становится понятной полная противоположность общих установок философской школы МДА позиции апологета магии имени как «общечеловеческого корня идеализма». Одновременно философия Флоренского не может быть рассмотрена и как возрождение мысли Голубинского, ибо исповедуемый в этих системах платонизм имеет совершенно различную типологию. Историческим выходом из этой ситуации явился для русской мысли, как известно, синтез «философии, филологии и математики» у А.Ф. Лосева с его эпатажным, но принципиальным «анафематствованием платонизма». Однако произошло это уже за академической оградой и в иных исторических условиях.   Примечания Zl, 1028b. A983a. Прп. Иоанн Дамаскин.  Источник знания. - М., 2002. С. 118. Климент Александрийский.  Строматы I, 1. духовной цензуры, п. 37. Котович 1909.  С. 438-439. же. С. 448. 1884-a.C. 27. же. С. 36. Лекции 1884-в. С. 124. Голубинский 1868.  С. 92. Там же. С. 93. же. С. 126. Там же. С. 188. 1884-а. С. 30. же. С. 72. Там же. С. 74. же. С. 138. Там же. С. 143. РГБ. Ф. 76/1. К. 1. Ед.хр. 1.Л. 12 о6, – 13/Расшифровка Н.В. Солодова. НИОР РГБ. Ф. 76/1. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 9 об. 1884-а. С. 63. Голубинский 1868.  С. 205. 1884-а. С. 65. Голубинский 1898.  С. 19. 1884-в. С. 61. же. С. 86. Голубинский 1898.  С. 22. 1884-а. С. 67. Голубинский 1898.  С. 22. Кудрявцев-Платонов В.Д.  Религия, ее сущность и происхождение. Тезисы//Сочинения. Т. 1-3. - СПб., 1892-1894. Т. 2. Вып. 1.С. 317. Кудрявцев-Платонов В.Д.  Религия и позитивная философия//Сочинения. Т. 1-3. - СПб., 1892-1894. Т. 2. Вып. 1. С. 332. Лосев А.Ф.  Владимир Соловьев и его время. - М., 1990. С. 135. См.:  Введенский 1894. Введенский 1894.  С.Х. же. С. XXXIII. Флоренский П., свящ.  Сочинения. Т. 2. С. 190. Введенский 1891.  С. 464. же. С. 444. Введенский А.И.  Религиозное сознание язычества: Опыт философской истории естественных религий: (Докторская диссертация).

http://bogoslov.ru/article/6176354

II. Св. игумения Афанасия завещала сестрам своего монастыря устраивать в память ее трапезу нищим в продолжение сорока дней после ее смерти. Но сестры исполняли это завещание только десять дней. Такое непослушание их вызвало святую из другого мира. В сопровождении двух ангелов она явилась некоторым из сестер и сказала: «Зачем вы не исполнили моего завещания? Да будет вам известно, что милостыня, творимая за душу до сорока дней, а также питание нищих и молитвы священников умилостивляют Бога. Если души усопших грешны, то через сие приемлют они от Господа отпущение грехов; если же они безгрешны, то благотворительность за них служит ко спасению благотворителям». Сказав это, она воткнула в землю свой жезл и стала невидима. На другой день утром сестры увидели, что жезл ее процвел. Тогда прославили они Господа Бога. («Четьи-Минеи» и «Пролог», 12 апреля). Беседа 2. О6 установленных Церковью днях для поминовения усопших I. Св. Церковь , завещавая нам поминать умерших собратий, установила и особенные дни, в которые она призывает нас молиться не только о родных, друзьях и знакомых, но и за всех вообще, умерших в надежде воскресения и жизни вечной. В нашей Православной Церкви от самой глубокой древности преимущественно днями поминовения считаются: третины, девятины, сорочины, полугодины и годины и, кроме того, общие дни поминовения умерших. II. а) Какие же причины поминовения особенно в эти дни? аа) В третий день по кончине умершего положено Церковью творить о нем поминовение , как говорится в постановлениях апостольских, в честь Воскресения Христова . Св. Макарий Александрийский , муж весьма опытный в предметах духовных и удостоенный особенного Божественного откровения о состоянии душ по смерти, изъясняет это пространнее. Когда в третий день бывает в Церкви приношение,– говорит он, – то душа умершего в этот день получает облегчение в скорби, какую чувствует она, по разлучении с телом. Ибо в продолжение двух дней по смерти тела позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить на земле, где хочет. Посему душа, любящая свое тело, скитается иногда около гроба, в котором положено тело, иногда около дома, в котором разлучилась с телом, и таким образом проводит два дня, ища подобно птице гнезда себе; а добродетельная душа посещает те места, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день Спаситель повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Ему. Вот почему в третий день Церковь совершает приношение и молитву за нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Проф. Н. Н. Глубоковский. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава 1928, стр. 63–64. 5 О6 исторической школе см. у Флоровского, стр. 322 и сл. 6 Н. Ф. Красносельцев (+1898). Д–р церк. ист. Казанской Духовной Академии. Проф. Новороссийского унив. Главные труды: «Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской Библиотеки», Казань, 1886; «Богосл. Иерус. Церкви в конце 4–го в.», Казань, 1888; «Типик Церкви Св. Софии в Константинополе», Одесса 1891; «О древних литургических толкованиях», Одесса, 1891. 7 А. А. Димитриевский: «Богослужение в Русской Церкви в 16 в.», Казань 1884; «Богослужение Страстной и Пасхальной седмиц в Св. Иерусалиме по уставу 9—10 вв.», Казань, 1894; «Древнейшие патриаршие типиконы: Святогробский, Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви», Киев 1907. «Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного востока», т. 1, Киев 1895, г. 2, Киев 1901, т. 3, 1, Петроград 1917. 8 И. Д. Мансветов, д–р церк. ист. и проф. Моск. Дух. Акад. «Он явился — пишет Глубоковский — принципиальным реформатором литургики и стал фактическим основоположником ее научного бытия. Он прочно аргументировал, что в литургических изысканиях надо восходить к первоначальному ядру, из которого постепенно развивалась вся дальнейшая богослужебная система, то органическим возрастанием по внутренним импульсам, то механическим напластованием по случайным внешним причинам». Цит. соч., стр. 64. Основные труды: «О песненном последовании в Приб. к твор. Св. Отцов, 1880; «Митроп. Макарий и его литургическая деятельность», Москва, 1882; «Церковный Устав (Типик): его образование и судьба в греческой и русской Церкви», Москва, 1885; см. его некрологи А. П. Лебедева в «Прав. Обозр.», 1886 и А. А. Дмивтриевского в ТКдА, 1886, 3, 331–391. 9 М. Н. Скабалланович, д–р церк. ист., проф. Киевской дух. Акад.: «Толковый Типикон», вып. 1—3, Киев 1915. «Христ. Праздники» в издании «Проп. Листка». 10 И. А. Карабинов, маг. бог. и проф. СПБ. Дух. Акад.: «Евхаристическая молитва», СПБ., 1908. 11

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Среди икон местного ряда редкий сюжет - «Единородный Сыне», более не встретившийся в Поонежье. Обращает на себя внимание и образ «Преображение», на полях которого написаны святые Соловецкие чудотворцы: Зосима, Савватий, Герман и Филипп, митрополит Московский. Эта икона подчеркивает историческую и художественную связь Пияльского храма со Спасо-Преображенским Соловецким монастырем. . В деисусном ряду первоначально было более 20 икон. Помимо традиционных икон, апостолов, в его составе есть изображения московских митрополитов, святых князей Бориса и Глеба. XVII в. - время утверждения христианства в Поонежье, поэтому в составе иконостасов появляются «столпы» русского православия. Известно, что иконы трех верхних ярусов иконостаса Вознесенской церкви поновлены Алексеем Максимовым в 1857 г. Судя по сохранившимся памятникам, это в большей степени коснулось икон деисусного ряда. Поновления икон местного и праздничного рядов незначительны, т.к. их авторская живопись в хорошем состоянии. В местном и праздничном рядах повторяются одни и те же сюжеты: «Преображение», «Богоявление», «Успение», «Вход в Иерусалим». Они совпадают и по иконографии. Пока иконы не раскрыты, трудно судить о6 иконописцах, работавших над иконостасом Вознесенской церкви в середине XVII в. Однако уже сейчас можно дать предварительную характеристику. Композиции плотные, насыщенные. Значительное место уделено архитектурному или пейзажному фону. Отличительная особенность - «чешуйчатые» склоны горок. Архитектурный пейзаж состоит из набора повторяющихся форм: купола, щипцовые завершия, арочная форма оконных проемов. Цветовая гамма строится на сочетании локальных насыщенных цветов: темно-зеленого, красного, бордового, различных оттенков охры. По мере необходимости прихожане заказывали для церкви новые иконы. Во второй половине XVIII в. был дополнен местный ряд, появилась икона «Воздвижение Креста». Тот же иконописец написал трехфигурный поясной деисус (на трех досках), большую икону «Архангел Михаил» для церковной трапезной. Он предпочитает сложную орнаментацию одежд, имитирующую дорогие ткани, парчу. Но орнаменты выглядят аппликацией, драпировки не выявляют форму тела, отсутствует динамика фигур.

http://sobory.ru/article/?object=38507

По той же причине киры не могли быть некими византийскими наместниками в области Херсона. Самое болыиее, в них можно видеть преемников херсонских господ, «первенствующих» – протополитов, первых горожан, но опять-таки как представителей местной знати и имперской администрации, действующих под присмотром византийского архонта, может быть, как заместители последнего, прежде всего по вопросам контроля за прохождением товаров и сбора налогов, податей. Подробнее об их функциях при современном состоянии источников нам вряд ли удастся узнать. О6 исчезновении этих киров в начале IX в. вследствие обострения хазарско-византийских отношений можно было говорить предположительно, а в свете новых сфрагистических материалов эту точку зрения следует пересмотреть, чиновник с таким названием, санами царского спафария и ton oikeiakon продолжал действовать в фемном Херсоне в последней трети IX в. 2326 В тактиконах 842–843 гг. и 899 г. они отсутствуют, но ведь в них отсутствуют и протевоны, «отцы города», что не помешало им появиться в сфрагистическом материале Херсона фемного периода 2327 . Все эти лица были православные правители (гех 2328 ), игемоны (ton eparchion egemones 2329 ), в ситуации кондоминатного византийско-хазарского владения в Крыму радевшие все же больше об интересах ромейской стороны, нежели каганата, и не желавшие, чтобы хазары «подчинили страну их» (me katakyrieusai tes choras auton), το есть «страну Готфов» 2330 . Беспочвенно видеть в указании на обычный хороним проявление административной власти готов, которая якобы противопоставлялась власти Византии и Хазарии и выливалась в существование «маленькой самостоятельной христианской державы» в Готфии, а значит, и в Боспоре 2331 . Херсониты тоже имели свою администрацию, что не мешало им находиться под контролем Империи. К тому же в действиях этих местных киров и архонтов то и дело проглядывает ориентировка на указания Константинополя, стремление сохранять личину верноподданных василевса ромеев. Во всяком случае, именно так обстояло дело тогда, когда 24-летний Константин VI отправил в монастырь свою законную жену Марию, навязанную ему матерью, и вопреки воле патриарха обручился со своей любовницей (причем, возможно, даже дальней родственницей), кувикуларией Феодотой, одной из дворцовых служительниц при опочивальне императрицы Ирины, а вскоре венчал бывшую придворную на царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

110. Злые ангелы называются диаволами, т.е. клеветниками, или обольстителями, потому что стараются коварствовать (являть свою хитрость) в отношении людей и, обольщая их, внушать им ложные мысли и злые желания. О6 этом Иисус Христос неверующим (в Него как Сына Божия) иудеям говорит: " Вы отца вашего диавола есте и похоти отца вашего хощете творити; он человекоубийиа бе искони, и во истине не стоит, яко несть истины в нем: егда глаголет лжу, от своих глаголет, яко ложь есть и отец лжи " (Ин.8,44). 111. Священное Писание открыло нам о сотворении мира то, что вначале Бог из ничего сотворил небо и землю. Земля была необразовавшаяся (или безвидна, т.е. не имела привычного нам внешнего вида) и пустая. Затем Бог постепенно сотворил (все, чт.е. на небе и на земле). В первый день бытия мира - свет. Во второй день - твердь, или видимое небо. В третий - вместилища вод на земле, сушу и растения. В четвертый - солнце, луну и звезды. В пятый - рыб и птиц. В шестой - животных четвероногих, живущих на суше, и, наконец, человека. Человеком творение закончилось, и в седьмой день Бог почил от всех дел Своих. Поэтому седьмой день назван субботой, что в переводе с еврейского языка означает покой (Быт.2,2). 112. Видимые твари сотворены не такими, какими видим их ныне. При сотворении все было добро зело, т.е. чисто, прекрасно и безвредно. 113. Известны особенности сотворения человека. Бог во Святой Троице сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию " (Быт.1,26). И сотворил Бог тело первого человека - Адама из земли; вдунул в лицо его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему в пищу, помимо прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взяв у Адама во время сна ребро, из него создал первую жену - Еву (Быт.2,21-22). 114. Образ Божий состоит, по объяснению Апостола Павла, в правде и в преподобии (святости) истины (Еф.4,24). 115. Дыхание жизни - это душа, существо духовное и бессмертное. 116. Слово " рай " означает " сад " . Так названо прекрасное и блаженное жилище первого человека, описанное в книге Бытие как подобное саду.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

234. Царствие Христово есть, во-первых, весь мир; во-вторых, все верующие на земле; в-третьих, все блаженные (т.е. праведные, святые) на Небесах. Первое называют царством природы, второе - царством благодати, а третье - Царством Славы. 235. Слова Символа о том, что Царству Христову не будет конца, относятся к Царству Славы. О восьмом члене Символа веры 236. Дух Святой называется Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, т.е. Истинным Богом. 237. О6 этом свидетельствует Священное Писание словами, которые сказал Апостол Петр в обличение Анании: почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? И далее: не человеком солгал еси, но Богу (Деян.5,3-4). 238. Дух Святой называется Животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему сотворенному жизнь, и особенно духовную жизнь - людям. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие (Ин.3,5). 239. О том, что Дух Святой исходим от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: " Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца Дух Истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне " (Ин.15,26). 240. Учение об исхождении Святого Духа от Отца не может быть подвержено какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что Православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, являются достаточным и совершенным выражением истины. Во-вторых, потому, что Второй Вселенский Собор, главным предметом которого было утверждение истинного учения о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры; и Кафолическая Церковь признала это столь решительно, что Третий Вселенский Собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры, поэтому преподобный Иоанн Дамаскин пишет: " Духа Святаго и из Отца быти глаголем и Духа Отча именуем: от ЗСна же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем " (Точное изложение православной веры. Кн.1. Гл.11. С.4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Посвященное патриарху Тихону дело фонда Политбюро (д. 25) завершается документами, связанными с его кончиной 7 апреля 1925 г. Принципиально новых сведений они не содержат. Следует отметить разве что сам факт принятия Политбюро особого секретного решения в связи со смертью патриарха Тихона. В деле помещено известное послание патриарха об отношении к существующей государственной власти, подписанное им в день смерти. Экземпляр этот примечателен тем, что текст документа дан здесь в странной “антицерковной” редакции РОСТА; так, в строке “Господа и Спаса нашего Иисуса Христа” слова написаны сплошь со строчных букв, но зато “Советская Власть” – с заглавных 25–41). Члены Политбюро узнали о смерти патриарха из записки начальника Секретного отдела ОГПУ Т. Д. Дерибаса помощнику И. В. Сталина Л. 3. Мехлису. Ранее не известных фактов эта записка не содержала. Дерибас выражал пожелание, чтобы газеты ограничились самым кратким сообщением об этом событии, указав лишь, кто лечил патриарха, от какой болезни и в чьем присутствии он умер 25–42). Мехлис составил в соответствии с этим пожеланием текст постановления ПБ с инструкцией газетам. 08.04 1925 г. Политбюро опросом своих членов приняло это постановление 25–43), и граждане России и мира смогли на следующий день вполне законно узнать о кончине главы Русской Православной Церкви. А канцеляристы Политбюро могли теперь отправить дело 25 на полку секретного архива в логичном, законченном виде 67 . 1 История СССР с древнейших времен до наших дней. Вторая серия. Т. VIII. М., 1967. С. 585. Патриарх Тихон, не в первый уже раз призывая 6 февраля 1922 г. верующих и церковь жертвовать ценности на помощь голодающим, говорил об убыли от 12 до 25% населения в пораженных голодом губерниях – П-5 (буква П в номере документа отсылает ко второй книге издания – приложению). 4 Там же, л. 3-об. – автограф Ф. Э. Дзержинского. ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 5, д. 12, л. 76 – неисправная машинописная копия. 6 В деле 93, оп. 39, фонда Политбюро (ф. 3) АПРФ отложились выписки из постановлений Политбюро, отражающие итоги обсуждения вопроса о реализации конфискованных у самых разных владельцев ценностей на заседаниях главного властного органа страны, имевших место 14.02 1921 г., 16.02 1921 г. (или 1922г.??), 23.03 1921г., 12.01 1922г., 20.01 1922г., 26.01 1922г. (дважды), 20.03 1922 г., 4.05 1922 г., 16.05 1922 г., 18.05 1922 г., 26.05 1922 г., 12.06 1922 г., 22.06 1922 г., 26.06 1922 г., 17.08 1922 г. (л. 5, 7, 11, 38, 39, 42, 43-о6., 45, 46, 47, 49, 54, 56, 65, 66, 67).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

45 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 344 об.–346 об. С занятием в 1859 году Чечни и Дагестана, окружением Ведено и капитуляцией Шамиля в Гунибе завершилось покорение восточного Кавказа. Главнокомандующий Кавказской армией князь А. И. Барятинский был удостоен ордена Андрея Первозванного. 25 августа в Ставропольском кафедральном соборе было соверешено торжественное богослужение и благодарственный молебен. По заамвонной молитве свт. Игнатий произнес речь на текст «Господь крепость людем Своим даст. Господь благословит люди Своя миром» ( Пс. 28:11 ). 46 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 334–335. Синод не удовлетворил просьбу о переводе Крастилевского в другую Епархию. 47 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 322 о6.–324 об. О деле свящ. Синанова см.: Соколов… Ч. 1. С. 269–272. 49 Соколов… Ч. 1. С. 221. Резолюция наложена на прошении прот. Крастилевского назначить его штатным протоиереем в Троицкий собор Ставрополя. 51 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 337–338 об. Адресат – вероятно, гражданский губернатор П. А. Брянчанинов. Данное предложение было одобрено Наместником князем А. И. Барятинским, который исходатайствовал разрешение Государя провести всероссийскую подписку на сооружение храма. Проект был составлен А. М. Горностаевым. 54 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 350–354 об. В письме речь идет о полученном святителем Игнатием уведомлении Департамента общих дел Главного управления Наместника Кавказского от 13 апреля 1860 года за 2283, извещающем, что на ходатайство Князя Наместника об увеличении окладов содержания Кавказскому Епархиальному управлению Обер-прокурор Синода отозвался о постоянном внимании к этому обстоятельству и о невозможности в настоящее время увеличить оклады из-за нехватки средств. 55 ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 354 об.–359 об. Это конфиденциальное письмо написано одновременно с официальным отношением к Наместнику от 10 июня 1860 г., о чем говорит и составитель Жизнеописания (л. 354 об), и текст самого письма. Приведенная в Жизнеописании датировка 13 апреля 1860 года – по-видимому, описка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003   004     005    006    007