1585 Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 189–190; Каптерев Н.Ф. Характер отношений. С. 182–195; Карташев А.В. Очерки. Т. 2. С. 202–204; Зеньковский С. 280–283. 1587 Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 190–202; Гиббенет Н. С. 91–97, 561–696; Карташев А.В. Очерки. Т 2. С.204–206. 1597 Благодаря этому мы знаем размеры одежды патриархов: «Макарий патриарх антиохийский верхнюю рясу носит: в длину два аршина пол 2 вершка (Паисий был несколько выше ростом, его ряса имела в длину 2 аршина и 3 вершка. – К.П.), а в ширину в плечах и о поясу и о подоле и рукава против того, что у александрийского». В поясе ряса достигала аршин без вершка, рукава в длину имели аршин (Гиббенет Н. С. 939). 1598 РГАДА. Ф. 52/1. 1667 г. 9. Л. 1–48 об.; Гиббенет Н. С. 913–962; Дмитриевский А.А. Приезд в Астрахань восточных патриархов. С. 318–335. 1602 В частности, на соборе рассматривалось дело о побоях, нанесенных человеку Никона окольничим Богданом Хитрово в 1658 г., что стало последней каплей, толкнувшей Никона к демонстративному отказу от патриаршества. Окольничий был, естественно, оправдан, и патриарх Макарий, желая отличиться, явно по собственной инициативе встал и осенил его крестным знамением (Гиббенет Н. С. 1070). 1605 РГАДА. Ф. 52/1. 1669 г. 11; Каптерев Н.Ф. Хлопоты московского правительства о восстановлении Паисия. С. 69–81; Гиббенет Н. С. 1100–1109. 1609 РГАДА. Ф. 52/1. 1671 г. 25. Л. 22; см. также о пребывании Макария на Кавказе: Каптерев Н.Ф. Хлопоты московского правительства о восстановлении Паисия. С. 212–214; Дмитриевский А.А. Приезд в Астрахань восточных патриархов. С. 354–358; Панченко К.А. Арабы и Кавказ. С. 65–67; Панченко К.А. Осведомители. С. 313–315. 1612 Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 239–241. Текст письма Досифея московскому патриарху см. Досифей. Грамоты. С. 60–66. 1615 Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 235, 243–245; РГАДА. Ф. 52/1. 1683 г. 2. 1619 Немногие из восточных патриархов писали своим московским благодетелям в таком тоне, как Досифей в марте 1691 г.: «Многажды вы хвалилися, что хотим сделать то и другое, а всегда являлись только слова, а дело не являлось ничего. Ныне время, когда все христианские государи восстали... бдите, труждайтесь, радейте» (Каптерев Н.Ф. Сношения иерусалимских патриархов. С. 282).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наиболее часто «постав» сукна на сумму в 16-20 р. доставляли патриаршим певчим дьякам (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 205. Л. 184 об., 202; 206. Л. 213; 280. Л. 78 и др.). В одном из описаний чина (1671) говорится, что дьяки «по крылосом пели «Аксиос большую... Многолетие государю царю, большой роспев... потом на левом крылосе пели Многолетие святейшим вселенским патриархом по имяном и святейшему Иоасафу патриарху Московскому и всеа Русии... трижды; да потом на правом пели преосвященному Мисаилу», поставленному в митрополиты» (ДАИ. Т. 5. С. 145). В авг. 1655 г., после поставления архиепископа Суздальского, патриаршим дьякам и подьякам был пожалован «постав» сукна в 32 р. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 309. Л. 129 об.- 130; ДАИ. Т. 5. С. 150 и др.). Иногда в столице совершалось поставление и игуменов крупных монастырей, и они по-своему вознаграждали труд певчих. В янв. 1623 г. новый игумен Иосифовой Волоколамской обители приказал выдать деньги из монастырской казны государевым певцам, а также 1-й станице патриарших дьяков за письмо «настольной грамоты» (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. 39. Л. 160-161). В погребении умерших патриархов принимали участие весь патриарший хор и большие станицы государевых дьяков. За чтение Псалтири и пение певцам в соборе или «на выносе» царь раздавал «из своих государьских рук» государственным и патриаршим дьякам 1-й и 2-й станиц по 1,5 р. на станицу, подьяческим станицам - от 0,5 до 0,15 р. Позднее всем им выдавались в неск. раз большие суммы денег в память об умершем патриархе (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 12. Л. 602; 75. Л. 534-536, 541 об., 542; 78. Л. 431-434 об. и др.). П. п. широко участвовали в светско-бытовых, общественных и политических церемониях. По случаю пребывания в Москве важных делегаций или посольств, наречения на царство, поставления на Патриаршество, в связи с крестинами и именинами лиц царского дома, в некоторые праздники, дни памяти, а также по иным поводам в государевых дворцовых либо патриарших дворцовых палатах («хоромах») устраивались торжественные приемы и обеды («столы»).

http://pravenc.ru/text/2579762.html

В расходных книгах государева Казенного приказа (с 1614) раскрывается состав 2 станиц дьяков - «большой», или 1-й (5 чел.), и «другой», или 2-й (4-5 чел.), перечислены 4 станицы подьяков по 5 чел. каждая. В 1618/19 г. упомянута группа из 5 «старинных» подьяков, занимавших в хоре промежуточное положение между дьяками и подьяками (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. 203. Л. 191; 204. Л. 723, 723 об., 777 и др.). В документах патриарших учреждений до нач. 30-х гг. XVII в. первые 2 станицы подьяков именовались «средними», последующие - «меньшими». С 1629/30 г. 1-я средняя станица возглавлялась «подьяконом», а затем получила название «подьяконовой» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 3. Л. 77 об., 376 об.). До патриарха Никона существенных перемен в устройстве хора не наблюдалось: он состоял из 6 станиц певцов, которые периодически пополнялись 1-2 станицами молодых подьяков (см.: Парфентьев. 1991. С. 15. Табл. 3А). С 1653/54 г. каждого из певчих подьяконовой станицы начали называть «подьяконом», саму же станицу с 1655/56 г. в штате хора стали записывать перед дьяками (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 36. Л. 11 об.- 12; 38. Л. 330 об.- 331). За посл. треть XVII в. количество станиц подьяков возросло до 8 (см.: Парфентьев. 1991. С. 15. Табл. 3Б). Внутри станиц П. п. существовала певч. специализация. В указах о зачислении певцов нередко встречаются распоряжения: «петь путем», «петь низом», «петь верхом», «быть нижником», «быть демественником» и т. п. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 15. Л. 7 об.; 18. Л. 5; 54. Л. 290; 89. Л. 14 и др.). Еще одна категория П. п.- крестовые дьяки, к-рые назначались обычно из подьяков. Количество их по сравнению с государевыми было незначительным. В штатных росписях 20-х гг. XVII в. упоминается всего по 2 дьяка, записанных после всего хора, за меньшими станицами подьяков (Там же. 1. Л. 186, 388; 3. Л. 95, 103 об., 265, 272 об.). В 30-х гг. их число оставалось прежним, но в росписях служилых людей Патриаршего двора они помещались не только перед хором, но и перед предшествующими ему старцами, портными и проч. мастерами, др. лицами (Там же. 8. Л. 3 об., 292 об.; 9. Л. 333 об., 473). В источниках последующего времени упоминается не более одного патриаршего крестового дьяка (Там же. 12. Л. 5 об.; 22. Л. 2 и др.). Виды жалования и системы окладов

http://pravenc.ru/text/2579762.html

86 Орлов поступил в училище при Синодальном хоре в возрасте 13 лет, что являлось скорее исключением, чем нормой. Как более старший и более развитый он, бесспорно, мог влиять на товарищей. Об успехах Орлова свидетельствуют пометки инспектора Бердникова на полях ряда документов. Июль 1872 года: «Его [дяди] хлопотам обязаны своим настоящим устройством и старшие Орловы, из которых один особенно (Василий), уволенный когда-то отцом из Заиконоспасского училища, в настоящее время в нашем училище один из лучших учеников» (РГАДА, ф. 1183, оп. 10, ч. 3, 3). Январь 1873: «Учатся и ведут себя Орловы хорошо, а Василий отлично хорошо» (РГАДА, ф. 1183, оп. 10, ч. 4, 18). Январь 1874: «На проведенном 4 января испытании воспитанников училища, обучающихся игре на скрипке, все тринадцать оказали значительные успехи, в особенности воспитанники 4 класса Василий Орлов и Петр Сергеев» (РГАДА, ф. 1183, оп. 9, ч. 4, 234). 87 Официально в 1870-х училище так не называлось, но в быту уже тогда встречалось наименование «Синодальное училище», например, в прошениях на имя прокурора Московской Синодальной конторы. 88 Это могло быть в 1873/74 учебном году, когда Орлов посещал высшее отделение четвертого класса, возможно, теорию музыки вместе со взрослыми певчими. Теоретические занятия взрослых, как видно, имели место уже в начале 1870-х годов. 89 По всем документам Орлов окончил училище в мае 1874 года и в том же году поступил в Московскую консерваторию. 91 С некоторых пор это стало необходимым условием для тех, кто занимался регентской деятельностью в архиерейских, кафедральных и частных хорах или желал получить соответствующее место. Орлов тоже держал экзамен на получение аттестата от Придворной капеллы, и 16 февраля 1881 года ему был выдан аттестат первого разряда 580 за подписью Н. Бахметева. В нем указано, что Орлов имеет надлежащие познания для обучения певчих простому церковному пению и пению одобренных новейших духовных сочинений, но пение при богослужении концертов, равно как и собственных сочинений и переложений, не получивших одобрение Капеллы, ему воспрещается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

. . XV—XVII //- . , 1971. 32. [ Восканян В. К . Армяне в Москве в XV-XVII веках//Историко-филологический журнал. Ереван, 1971. С. 32]; Айвазян К. В . История отношений русской и армянской церквей в средние века. С. 126. Челобитье армянина Саркиса Аванесова, выходца из Крыма, принявшего русское подданство//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 4–8. Документ хранится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. г.]. Д. Л. 1–2, 7–15. См.: Челобитная И. Тавакалова о выдаче ему грамоты для свободной торговли в России//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 8–10. Документ хранится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. г.]. Д. Л. 1–5. Вероятно, речь о военном «походе русских войск под руководством Плещеева в ответ на набеги калмыков», после которого калмыцкие предводители признали власть московского царя, а участие в нем Ивана Тавакалова «могло быть рассмотрено как преданность русскому государству». Там же. С. 9–10. Агаян Ц. П . Роль России в исторических судьбах армянского народа. М., 1978. С. 123. См.: Прошение толмача Василия Даудова царю о выдаче его братьям и мастерам ковровых и шелковых дел проезжей грамоты из Персии в Россию (1668 август 8. — 1669 г. июнь 29.)//Армяно-русские отношения в XVII в. Сборник документов. Т. I. Ереван, 1953. С. 67–69. Документ хранится в: РГАДА. Ф. 100. Сношения России с Арменией. 1669 гг.]. Д. 4. Л. 1–5. Цит. по: Шохин Л. И . Армяне в России (по книгам Печатного приказа XVII — начала XVIII в.)//Paleobureaucratica. Сборник статей к 90-летию Н. Ф. Демидовой. М., 2012. С. 346–357. Айвазян К. В . История отношений русской и армянской церквей в средние века. С. 137. Там же. Сырцов И. Я . Самосжигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. Тобольск, 1888. С. 12. Там же. С. 11–12. Пермская летопись. Третий период/сост. В. Шишонко. Пермь, 1884. С. 512. См.: Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Тобольский//Русский биографический словарь/ред. А. А. Половцов. Т. VII. СПб., 1897. С. 48. См. также: Послания блаженного Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского. Казань, 1857.

http://bogoslov.ru/article/6194919

Карпов А.Ю. «Слово на обновление Десятинной церкви» по списку М.А. Оболенского – Архив русской истории 1992, вып. 1, 86–111. Полный вариант статьи (см.: Оболенский, О двух древнейших святынях…) из архива Оболенского в РГАДА. Текст сказания по копии 19 века (местонахождение подлинника до сих пор неизвестно) без сокращений Оболенского на с. 101–111, предисловие Оболенского на с. 97–100, важное вступление-исследование публикатора на с. 86–97. Верещагин Е.М. Вновь найденное богослужебное последование обретению мощей Климента Римского – возможное поэтическое произведение Кирилла Философа. М., 1993. (Брошюра к XI Международному съезду славистов в Братиславе). Верещагин Е. «Просиял нам остров Климентов, разделенных соединяющий…» – Истина и Жизнь 1994, 1/2, 37–43 (предполагаемый «Свиток гимна» св. Кирилла-философа в честь обретения мощей св. папы Климента по слав. Минее, синод. 98, фонд 381 РГАДА). Верещагин Е.М. Последование под 30-м января из Минеи 98 (Ф. 381) РГАДА (Москва) – предполагаемый гимн первоучителя славян Кирилла. – Palaeobulgarica 18/1, 1994, 3–21 (только издание памятника). Задворный В.[Л.] Св. папа Римский Климент и его культ в Древней Руси. – Истина и Жизнь 1994, 10, 34–37. Ср. его же «Историю Римских пап». М., 1995, 72–75 (перев. на рус. «Слова на обновление Десятинной церкви» по изд. П.А. Лаврова приложен к статье на с. 38–39. Перевод, сверенный М.Ю. Неборским, вместе со славянским текстом [в новой орфографии] переиздан в книге: История Римских Пап, 75–78). Гладкова О.В. Св. Климент Римский – креститель Руси? – Древняя Русь и Запад. М., 1996, 37–39 (о ранних тенденциях в древнерусской литературе поставить крещение страны в связь с Климентом Римским в сб-ке резюме научной конференции). Царевская Т.Ю. Образ св. Климента Римского в новгородском искусстве XIII в. – Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь. К 100-летию А.Н. Грабара (1896–1990). СПб., 1999, 260–272. Уханова Е.В. Обретение мощей св. Климента, Папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в. – Византийский временник 59 (84), 2000, 116–128.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

(в Курской губернии – с 1782 по 1797 г.) в соответствии с манифестом Екатерины II от 19 сентября 1765 г. Целью генерального размежевания было определение и укрепление границ земельных владений. Вместе с манифестом были обнародованы генеральные правила, положенные в основу новых инструкций землемерам и межевым губернским канцеляриям. Землемеры записывали в межевые книги и наносили на планах, за кем при размежевании какие владения окажутся и сколько в них земель (Иванов П. Опыт исторического исследования о межевании земель в России. М., 1846). При межевании составлялись полевые журналы и записки, содержащие сведения о межах. Кроме того, на землемеров было возложено составление особых экономических примечаний: сюда заносились сведения о растительном и животном мире, качестве земель и лесов, судоходстве, промыслах, о числе душ и даже о курганах и пещерах. Эти экономические примечания, содержащие множество разнообразных данных, до сих пор почти не исследованы. Они хранятся в Межевом архиве РГАДА и представляют собой важный источник сведений по истории хозяйства России второй половины XVIII века. 323 Десятина – основная дометрическая русская мера площади. Десятина казенная ­­ 1,08 га (Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 383). 324 РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 633, л. 36 об; ф. 1354, оп. 219. Ч. 1. Б. 20. Пересчет площади в гектары сделан автором. 326 Рассчитано автором по материалам Межевого архива (РГАДА, ф. 1355, оп. 1, д. 634, л. 3, 4, 11 об., 20 об., 21, 22 об., 24). Следует отметить, что благодаря ходатайству настоятеля Софрониевой пустыни о. Феодосия (Маслова) этой обители в конце XVIII в. были выделены пустующие земли в Херсонском (Кизикирменском) уезде, где устроили монастырское подворье. Однако после кончины о. Феодосия подворье отделилось от Софрониевой пустыни и было преобразовано в самостоятельную пустынь. (Историко-статистическое описание Молченской… пустыни… С. 43–50). 335 Постав – машина для обработки зерен с помощью жерновов (Советский энциклопедический словарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

См.: Соловьёв Ю.Б. К истории происхождения Манифеста 26 февраля 1903 г.//Вспомогательные исторические дисциплины. Т. XI. Л., 1979; Ананьич Б.В. О тексте Манифеста 26 февраля 1903 г. (Из архива В.П.Мещерского)//ВИД. Т. XV. Л., 1983. Лопухин А.А. Отрывки из воспоминаний. М.-Пг., 1923. С. 73-75. Ср.: Дневник А.С.Суворина. М., 2000. С. 465. Лопухин А.А. Указ. соч. С. 74-75. Витте, впрочем, был уверен, что сам Мещерский выдал Плеве планы заговорщиков (см.: Мещерский - С.Ю.Витте, 4/17 сентября 1906 г.//РГИА. Ф. 1622. Оп. 1. Ед. хр. 439. Л. 2). ГА РФ. Ф. 586. Оп. 1. Ед. хр. 904. Лл. 135-144. РГАДА. Ф. 1378. Оп. 2. Ед. хр. 19. Л. 2. РГАДА. Ф. 1378. Оп. 2. Ед. хр. 18. Л. 3. Мещерский В.П. Дневник, 25 мая//Гражданин. 1913. 26 мая. N 21. С. 18. Мещерский В.П. Дневник, 15 декабря//Гражданин. 1905. 18 декабря. N 95. С. 20. Мещерский В.П. Дневник, 26 сентября//Гражданин. 1910. 3 октября. N 37. С. 9. Мещерский В.П. Дневник, 2 декабря//Гражданин. 1905. 4 декабря. N 92. С. 21. Мещерский В.П. Дневник, 6 января//Гражданин. 1906. 8 января. N 2. С. 5. Мещерский В.П. Дневник, 12 сентября//Гражданин. 1913. 15 сентября. N 36. С. 13. РГАДА. Ф. 1378. Оп. 2. Ед. хр. 18. Лл. 5 об.-6 об. Крыжановский С.Е. Воспоминания. С. 158-159. Мещерский - А.В.Кривошеину, 3 февраля 1914 г.//Русское прошлое. Кн. 5. М.-Пг., 1923. С. 83. См.: Кризис самодержавия в России. 1895- 1917. Л., 1984. С. 532. Так, например, Л.Д.Троцкий, называя салон Мещерского " реакционной трущобой " , не мог не признать в феврале 1914 г., что именно там в настоящий момент " делается история " (цит. по: Троцкий Л.Д. Литература и революция. М., 1991. С. 283). См.: Родзянко М.В. Крушение империи. Нью-Йорк, 1986. С. 84. Знамя. 1903. 17 (30) июня. N 161. С. 3. При этом, по отзыву известного дипломата Ю.Я.Соловьёва, журнал Мещерского " в области внешней политики проявлял гораздо большее понимание " , нежели большинство других органов печати. К сожалению, как замечает Соловьёв, " Гражданин " в силу " черносотенной " его репутации в мидовской среде, да и вообще в кругах тогдашнего политического истеблишмента, " почти никто не читал " (см.: Соловьёв Ю.Я. Воспоминания дипломата. 1893- 1922. М., 1959. С. 209).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Милостивый и великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец. Пожалуй меня, богомольца своего, и убогих и гладных крестьянишек Ферапонтова монастыря, не вели, государь, их на правеже насмерть забить и вели, государь, не замотчав, свой милостивой указ к нему, Ивану Чаплину, послать. Приложения Л. 201 ...с служкою с Ывашком Фалиным. – О служке Ивашке Фалине (Фалалееве) см.: Примечания. Л. 161. ...монастырского служку Митьку Яковлева. – Монастырский служка Митька Яковлев упоминается среди жителей Ферапонтова монастыря, допрошенных 26 ноября 1673 г. стряпчим К. Лопухиным в связи с жалобами ссыльного патриарха Никона царю на плохое содержание – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч.З, л. 81 – 88. Известно также, что в январе 1674 г. с другим служкой Офонькой Алексеевым Митька Яковлев сопровождал старца Мардария, который вез письма патриарха Никона в Москву – РГАДА, ф. 27, оп. I, д. 140а, ч. 3, л. 118 (челобитная пристава С. Наумова царю Алексею Михайловичу). а На обороте первого столбца (л. 201 об.) две пометы скорописью: одна – почерком всего документа об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу; вторая – о доставке документа сделана другим почерком 183 (1675)-го июля в 11-й де[нь] Ферапонтова монастыря с слушкою с Ывашком Фалелеевым. Сохранилась половина круглой восковой печати черного цвета. Б Слово на месте прорези для печати 33. Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (после 17 июня) РГАДА, ф. 27, оп. 1, Л. 140а, ч. 4, л. 203 – 204. Столбец из двух сставов. Писцовая скоропись, идентичная почерку предыдущего документа (л. 201 – 202). Филигрань «Гербовый щит» типа: Хивуд 1950, (1670). Челобитная датирована по дате, указанной в самой челобитной. (л. 203) Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу бьет челом богомолец твой, смиренный Никон патриарх . В прошлом, государь, во 182 (1673)-м году ноября в 24–й де[нь] присылал ты, великий государь, ко мне, богомольцу своему, стряпчего своего Козму Лопухина с наказною росписью, по чему давать мне, богомольцу твоему, с которого монастыря, з белозсрских и с вологоцких, хлебных и столовых запасов в год.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 167 ...государыни царевне и великой княжне Наталии Алексеевне... – Царевна Наталья Алексеевна (август 1673 – июнь 1716) – второй ребенок царя Алексея Михайловича и царицы Н.К. Милославской. Л. 169 ...к рыбному, к Петру Юрлову... – Рыбный – должность смотрителя царских рыбных ловель. Петр Иванович Юрлов упомянут в боярских книгах как дворянин московский с 1676 г., а с 1692 г. еше и как рейтар – Указатель 1853, 487. ...дворцового Цылинского езу, а Богословское он же, что на реке Шексне... – Ез (яз) – огороженное частоколом место в реке (поперек реки или не по всей ее ширине) для ловли рыбы. а На обороте грамоты остаток от круглой печати и две записи скорописью: первая почерком, которым составлен весь документ, об адресате Великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, вторая почерком, отличным от основного, о доставке документа 182 (1675)-го [года] декабря в 7-й день с Кузмою Лопухиным. В Слово между строк. 1674 г. 19.Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (12 января) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3. л. 119а, 120. Столбец из двух сставов. Писцовая скоропись. Филигрань «Голова шута» типа: Дианова 1997, (1660, 1662), 315 (1664, 1665), 317(1664, 1665). Эта и следующая челобитная датированы по сведениям, содержащимся в отписке царю пристава С. Шайсупова (до 16 марта 1673 г.): согласно этому документу, 12 января патриарх Никон звал в свою келью С. Шайсупова и просил его отправить в Москву старца Мардария с письмом царю. 18 января С. Шайсупов доносил, что келейный старец патриарха Никона в сопровождении московского стрельца Панкратия Владимирова и двух монастырских служек Митьки Яковлева и Офоньки Алексеева повез письма (не одно! – С. С.) Никона царю. На «отписке» С. Шайсупова помета о получении ее в Москве 16 марта – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 118. В «деле» патриарха Никона имеются выписки к докладу царю по «отписке» С. Шайсупова и двум челобитным патриарха Никона (РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 125а – 132), по содержанию совпадающим с публикуемыми ниже челобитными 19 и 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010