232 Патриарх Никон , вероятно, даже готовил «хронику» суда над ним, для чего старцу Симонова монастыря Марку, бывшему чёрному подьяку Воскресенского монастыря, поручил делать подробные записи обо всех событиях, начиная с того времени, как Никон, приехав из Воскресенского монастыря, остановился на Архангельском подворье. Марк приехал в Ферапонтов монастырь вскоре после прибытия туда Никона, оставив свои записи у надёжных людей для сохранения и последующей пересылки их к Никону. Но в ноябре 1668 тетради Марка перехвачены в Москве, а передававшие и хранившие их люди арестованы и приведены к следствию. Документы следственного дела см.: РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 103–118, 158–162. 235 Примечательно, что после заключения протопопа Аввакума в земляную тюрьму в его посланиях 1670-х годов появляется мотив «тьмы» и «сени смертной», близкий мотиву, заимствованному Никоном из Псалтири: протопоп пишет, находясь «в коньцы земли», обрашается к чадам «изо тьмы», «из земли» – Демкова 1965, 218. 237 Я.Л. Барсков указал на издания «Соборного постановления» по двум спискам, где изложения «вин» патриарха Никона совпадают: СГТД. 4, 182–186; ПСЗРИ, 654–656; Дело 1897, 446–451; Гиббенет 2, 1093–1097 (ссылки на это издание даются в тексте в скобках) – Барсков 1912, 339. 247 Исаченко 2005, 117. Евфимий Чудовский в предисловии к переводу Номоканона с толкованиями писал о 2-м правиле 1–11 Константинопольского собора: «...второй канон, глаголющий об архиереях сице; аще ин кто архиерейскаго достоинства восхощет низити к монашескому житию, и оттоле ничтоже архиерейское действовати». И далее: «Второй канон не попущает архиереем монашеское возложившим одеяние, архиерейства паки держатися. Покаяния бо монашеское житие обет и умиления всегдашняго подлог, и како к оному паки возвратитися, его же делы отвергошася...» – цит. по: Исаченко 2005, 117–118. 257 Стольник Р.М. Стрешнев приезжал в Ферапонтов монастырь в марте 1669 г.; он привёз Никону деньги на поминовение скончавшейся 3 марта царицы Марии Ильиничны Милославской – Шушерин 1997, 162; Тихомиров 1979, 314.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

По нек-рым сведениям, основатель мон-ря св. Феодор занимался иконописанием «и образ написа дяди своего прп. Сергия Чудотворца». С начала существования М. С. м. стала комплектоваться и его ризница; известны имена иконописцев и ювелиров, живших там в кон. XIV-XV в. (прп. Игнатий иконник, мон. Митрофан иконник, Андрей златой мастер и др.). В 1481 и 1484 гг. митр. Московский и всея Руси Геронтий, временно удаляясь в мон-рь, забирал туда и свою ризницу (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 313-314, 319). После пожара 1547 г. при написании новых икон «в перевод у Троицы имали иконы, с чего написати, да на Симонове» (ААЭ. Т. 1. С. 247. 238). «Сушило». 80-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г. «Сушило». 80-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г. Вклады предметов церковной утвари поступали в обитель и в XVI-XVII вв. В XVII в. в монастырь для художественных работ направлялись мастера из Оружейной палаты (РГАДА. Ф. 125. Д. 39. Л. 4, 1683 г.; Ф. 396. Оп. 1. Д. 22087). По-видимому, к XVII в. (по сравнению с кон. XIV-XV в.) в М. С. м. собственное художественное производство либо прекратило существование, либо перестало удовлетворять запросам братии, что можно рассматривать как показатель, во-первых, частичной утраты монастырским хозяйством натурального сырья, во-вторых, наличием в Москве центров высокопрофессиональных художественных ремесел, чьи изделия значительно превосходили по уровню монастырские поделки. В XVIII-XIX вв. основным источником комплектования ризницы были вклады. О ризничном имуществе дают сведения Описные книги мон-ря кон. XVIII-XIX в. Во время закрытия обители в 1788-1795 гг. монастырская ризница временно разместилась в московском в честь Богоявления монастыре , а в 1812 г. вместе с Синодальной ризницей была эвакуирована в Вологду ( Розанов. 1869. С. 161-162; ПСЗ. Т. 23. С. 690. 17322; ЦГА Москвы. Ф. 420. Оп. 1. Д. 204). Нек-рые предметы из драгоценных металлов в 1918 г. поступили в Оружейную палату (ЦГА Москвы. Ф. 203. Оп. 766. Д. 126; Ф. Р-1215. Оп. 3. Д. 90. Л. 17-18 об.). Нек-рые иконы, изразцы и надгробия оказались в фондах музея-заповедника «Коломенское» и ГТГ.

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Канонизацией М. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших; его состав был определен во время подготовки к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 374). Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 5. Д. 695. Л. 314-315 об. Ист.: Пролог: Март-авг. М., 1660. Л. 1739-1743; Макарий (Миролюбов), архиеп. Ист. описание Красногорского мон-ря//ЧОИДР. 1880. Т. 3. С. 1-131; Савельева Н. В. Сказания XVII в. о святынях, святых и подвижниках Рус. Севера: Пинега и Мезень. СПб., 2010. С. 78-154. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 793; Описание Рос. империи в ист., геогр. и стат. отношениях. Т. 1. Кн. 2: Пушкарев И. Архангельская губ. СПб., 1845. С. 37; Максимов С. Год на Севере. СПб., 1864. Ч. 2: Поездка по северным рекам. С. 515-518; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Голубинский. Канонизация святых. С. 361; Сергий (Спасский). Т. 3. С. 565; Строев. Списки иерархов. Стб. 826; Ключевский. Древнерус. жития. С. 332, 398; Зверинский. Т. 2. 888. С. 189-190; Васильев А. Ист. очерк Красногорского мон-ря Архангельской губ. Пинежского у. СПб., 1880; Челмогорский В. Красногорский Богородицкий мон-рь//Кр. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 321-379; Кириллов А. В. Рукописные сборники сказаний о Грузинской иконе Божией Матери, что в Красногорском мон-ре Архангельской епархии//Архангельские ЕВ. 1911. Ч. неофиц. 17. С. 708-715; 18. С. 738-745; 20. С. 797-803; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 35, 44-45, 176; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 242-244; Смирнов Я. Е. Б-ка ярославских купцов Лыткиных в 1-й пол. XVII в.: Проблемы историогр. и источниковедческого изучения//Чтения по истории и культуре древней и новой России: (Мат-лы конф. Ярославль, 7-9 окт. 1998). Ярославль, 1998. С. 87-102; Белоброва О. В. Повесть о Черногорском мон-ре//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 237-240; Савельева Н. В. Сказания XVII в. о святынях, святых и подвижниках Рус. Севера: Пинега и Мезень. СПб., 2010. С. 11-77.

http://pravenc.ru/text/2561300.html

6 Текст Чтений приводится по рукописному «Сильвестровскому сборнику»: РГАДА, Ф. 381. Тип. 53. Л. 99.. 7 Stupperich, Robert. Kiev – das zweite Jerusalem.//Zeitschrift für slavische Philologie. XII (1935). S. 346. 9 Согласно сведениям, любезно предоставленным автору статьи М. А. Федотовой, список «Сказания..» читается в Мгарском списке (XVII в.) Густынской летописи. Мгарский список назван так по месту его хранения – Мгарскому монастырю; сейчас хранится в РНБ (ОСРК, F. XVII. 14/10). До этого, судя по записи внизу первых двух листов списка, летопись хранилась в Печерском монастыре («Сия кроиника иеромонаха Варлаама еклесиарха святия обители манастира Печерского») и только затем была «дарованна Мгарскому монастырю». Возможно, рукопись принадлежала Варлааму Ясинскому, который сначала был в монастыре проповедником, затем стал настоятелем Киево-Печерской лавры, при этом заведовал ее типографией. Кроме того, именно Варлаам Ясинский предложил Димитрию Ростовскому принять на себя послушание по составлению Четьих- Миней. Мгарский список интересен тем, что после текста летописи идут три жития: Пространная редакция «Жития» княгини Ольги, «Житие» Варяга и сына его Иоанна и «Сказание о убиении.князей Бориса и Глеба». Два текста, «Житие Ольги и «Сказание о убиении.князей Бориса и Глеба», читаются именно в тех редакциях, которые были основными источниками для данных текстов в Четьих- Минеях Димитрия Ростовского . 10 Сказание о убиении святых славных страстотерпец российских князей Бориса и Глеба, в святом крещении нареченных Романа и Давида. РНБ, основное собрание рукописных книг, F. XVII. 14/10. Л. 314. Текст цитаты предоставлен М. А. Федоторвой. У святителя же молитва читается так: «Господи Иисусе Христе, сим человеческим образом явлейся на земли спасения ради нашего, и изволивый волею своею на кресте пригвоздитися грехов ради наших: ты и мене сподоби о имени Твоем претерпети страдание сие, еже не от сопротивных, но от брата моего приемлю неповинно, и не постави ему Господи в грех сего» ( Димитрий Ростовский ,свт. Жития святых. Кн. 3. Киево-Печерская Лавра, 1764. Л. 347).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Перу И. принадлежит наиболее полная редакция Жития св. кн. Александра Ярославича Невского, написанная в 1591 г. по благословению патриарха св. Иова. К Житию присоединено описание 3 чудес (первое - 1572 г.), в нек-рых списках добавлено видение, относящееся также к 1572 г., о к-ром рассказал автору инок владимирского Рождество-Богородицкого мон-ря Антоний. Редакция И. сохранилась в значительном количестве списков, в т. ч. в составе «Книги степенной царского родословия» (РГАДА. Ф. 381. 346, 1594 г.). Как показал А. В. Сиренов, ок. 1589 г. в связи с учреждением в России Патриаршества И. составил особую редакцию Степенной книги. Работу над текстом Степенной книги архиерей продолжил позднее. Редакция И. дошла в значительном количестве списков; возможно, целью автора было создание образцового текста (см.: Сиренов. 2007. С. 267-314, 488-495). И. является составителем нового собрания сочинений прп. Максима Грека , старший список этого собрания дошел в 2 рукописях кон. XVI в.: РГБ. Егор. 869 и ГИМ. Увар. 310 (более поздние списки: РГБ. Егор. 207, кон. XVI - нач. XVII в.; ГИМ. Увар. 166, нач. XVII в.; РГБ. Унд. 490, 3-я четв. XVIII в.). Собрание состоит из 82 глав, в него впервые включены послания прп. Максима Ф. И. Карпову и Николаю Немчину против католицизма и астрологии. Кроме того, список собрания трудов прп. Максима, составленного митр. Иоасафом , содержит вкладную запись И. в Рождество-Богородицкий мон-рь от 5 нояб. 1600 г. (ГИМ. Увар. 309. Л. 4-117; см.: Синицына. 1977. С. 227-228). По мнению Н. Н. Покровского , И. принадлежал Сибирский сборник, содержащий наиболее полный свод материалов судебного процесса над прп. Максимом (Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Изд. подгот.: Н. Н. Покровский. М., 1971. С. 17-18). Известны 22 рукописи, написанные по заказу И. Все рукописи - четьи книги. Как сообщается в пространных вкладных записях, кодексы писались не с одного списка, но с разных «добрых переводов». Большая часть книг (в т. ч. Степенная книга и собрание сочинений прп. Максима) была пожертвована И. Рождество-Богородицкому монастырю.

http://pravenc.ru/text/578308.html

...будучи ми в твоей столовой, свидтельствовал, глаголя, яко нчим мн заплатить за твою работу. – По мнению Я.Л. Барскова, патриарх Никон говорит здесь о первом соборном заседании во дворце в столовой палате 1 декабря 1666 г. – Барсков 1912, 343. «Иже воздает злое воздоброе. не подвижется злое из дому сего». – Притч. 17:13 . Господь бо, мстя, отмстит. – Ср.: Рим. 12:19 . «Ей, погибнут вси ненавидящий тя, и сокрушит Богъ челюсти их, и сами разсыплются, яко прах» – Переложение текстов трёх псалмов; ср.: Пс. 33:22 («погибнут вси ненавидяшии тя»); 57:7 («сокрушит Богъ челюсти их»); 34:5 («сами разсыплются, яко прах»). Самъ при испытании моем свидтельствовал... И после тово все не так сталося. – Разговор патриарха Никона с царём подобного содержания на соборном заседании 5 декабря 1666 г. описал и клирик Иван Шушерин в «Известии» (это заседание биограф датировал 3 декабря). По Шушерину, царь упрекал Никона в оскорблении его чести, когда перед поездкой на Собор патриарх постился, исповедался, соборовался и отслужил литургию, как будто готовясь к смерти. Никон подтвердил, что, совершая все эти деяния, он действительно приготовлял себя к смерти, а не только к страданиям к мучениям – Шушерин 1997, 124. ...якоже Иовъ сказует: «Смерть мужу покой есть». – Иов 3:23 . Л. 184 ...Господь Бог будет ти ратникъ... – Ср.: Рим. 12:19 . ...по длом руку твоею воздастъ теб Господь. – Выражение часто встречается в Ветхом Завете; ср.: Пс. 27:4; 61:13 ; Притч. 12:14 . «В длех руку своею увязъ грешник». – Пс. 9:17 . И паче всякого убийцы и душегубца пристав зло зло прелют... – Пристав Степан Лаврентьевич Наумов. Келарь всесовершен воръ... – Келарь Ферапонтова монастыря Макарий Злобин. Келарь – монастырский эконом; инок, ведающий монастырскими поместьями. «Иже бо аще погубит душу свою Мене ради и Евангелия ради, той спасет ю». – Мк. 8:35 . 1668 г. 3 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (9 октября) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 54–56. Столбец из трёх сставов. Автограф. Филигрань «Голова шута»; по срезу видны отдельно верхняя и нижняя части знака; верхняя часть напоминает: Дианова 1997, 314 (1663, 1664), 315 (1664, 1665), 316 (1664, 1666), 317 (1664, 1665), 318 (1665, 1666); нижняя часть типа: Дианова 1997, 310 (1660, 1661), 311 (1660, 1662), 315 (1664, 1665).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

294 Указ Севской Духовной Консистории строителю Глинской пустыни Гаию. Цит. по кн.: Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 26. 299 Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 11. Софрониева и Глинская пустынь. С. 2. 305 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87. Чудотворная икона… С. 30. Историко-статистическое описание Молченской… пустыни… С. 118. Списки иерархов и настоятелей… С. 649. 307 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87. Н. Самойлов и П. Строев называют этого настоятеля «Арсакий» (Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 12. Списки иерархов и настоятелей… С. 649), однако автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» ссылается в своем труде на архив обители («Дела о настоятелях Глинской пустыни»), поэтому мы придерживаемся в данном случае его точки зрения. 308 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87. Списки иерархов и настоятелей… С. 649. 309 Об епитимийцах см., например, «Ведомость о посланных в Путивльский Молченский монастырь и в Богородицкую Глинскую пустынь на указные епитимии за 1776 год» (ГАБО, ф. 494, оп. 1, д. 2, л. 12). 312 Софрониева и Глинская пустыни. С. 2. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 27. Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 12. 314 ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 39, л. 1. Ссылка здесь дана на «Описную церковную книгу Глинской пустыни за 1802 год». Однако в этой книге сведения приводятся сначала по описям 1789 и 1795 гг., а затем описаны вновь поступившие к 1802 г. церковная утварь, книги и облачения. 317 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 27. В известных нам документах храм Вознесения на втором этаже церкви Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в «Описи церковного имущества Глинской пустыни за 1817 год» (РГАДА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 207. Жизнеописание игумена Филарета… С. 57). 319 Генеральное размежевание земель проводилось в России в последней трети XVIII – начале XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

На средства Игнатия (Семёнова) , архиеп. Олонецкого, вложившего в Крестный мон-рь 5 тыс. р., в 1843 г. вокруг К. к. был сооружен мраморный киот (РГАДА. Ф. 1195. Оп. 5. Д. 66). На розовом поле мрамора была вырезана вкладная надпись с именем дарителя. Известно изображение К. к. в новом киоте ( Россиев П. А. Светлое Поморье//ИВ. 1907. 10. С. 239; Онежский Крестный мон-рь//ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 106). К. к. пребывал в соборе Воздвижения Креста до закрытия мон-ря. В нач. 20-х гг. XX в. он был перевезен на Соловки и хранился в музее Соловецкого отд. Архангельского об-ва краеведения (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018. Л. 8-13). Музей располагался в Благовещенской ц. Соловецкого мон-ря, где было сосредоточено ок. 500 экспонатов, в т. ч. «Никоновский крест из кипарисового дерева, обложенный листовым серебром, сооруженный самим патриархом для Крестного монастыря и затем перенесенный на Соловки» ( Иванов А. П. Памятники Соловецкой древности//Соловецкие о-ва: Ж. [О. Соловки], 1926. 2/3. С. 132). В 1939 г. в составе коллекции упраздненного Соловецкого музея К. к. был отправлен в Москву и передан в филиал ГИМ в Новодевичьем монастыре. В 1991 г. передан МП РПЦ и установлен в московской ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках (находится в приделе Всех святых, в земле Российской просиявших). В описи Крестовоздвиженского собора, составленной после закрытия обители в 1921 г., упомянута «копия Животворящего Креста Господня» (ГААО. Ф. Р-286. Оп. 1. Д. 1018. Л. 10). Она стояла в соборе монастыря в 1926 г., что подтверждается документами Онежского уездного финотдела: «Копия древнего креста без стекла, украшения с него все сорваны и самый крест попорчен» (ГААО. Ф. Р-230. Оп. 1. Д. 26 б. Л. 265). В июне 1928 г. копию К. к. и 2 большие иконы с изображением равноапостольных царей Константина и Елены, стоявшие по сторонам К. к., по просьбе верующих принял Троицкий собор Онеги (ГААО. Ф. Р-230. Оп. 1. Д. 26 б. Л. 314). После закрытия храма в 1931 г. (ГААО. Ф. 621. Оп. 1. Д. 1145. Л. 81-95) копия хранилась в кладбищенской ц.

http://pravenc.ru/text/Кийском ...

Коровиным ( Конокотин. 1859. 42. С. 314). Среди достопримечательностей также был деревянный крест, помещавшийся в Троицком соборе, изготовленный «в меру» истинного Животворящего Креста ( Рустик. 1896. С. 34). В 1744 г. архиеп. Гавриил (Русской) изготовил на свои средства и подарил настоятелю О. Б. м. митру, к-рая после многочисленных ремонтов была переделана в архимандричью шапку (Путевые заметки. 1895. С. 1093). С О. Б. м. были связаны мн. крестные ходы. Два из них совершались в обитель из Болхова: 26 июня, в день празднования Тихвинской иконе Божией Матери, и 20 июля, в день прор. Божия Илии ( Конокотин. 1859. 42. С. 313). По нек-рым данным, в XVII в. крестный ход 20 июля совершался в вотчину Милославских с. Ильинское Болховского у., а позднее стал оканчиваться в О. Б. м., где был погребен Милославский. 31 авг. совершался крестный ход из О. Б. м. в Болхов. Он установлен с разрешения Синода в память чудесного избавления Болхова от пожара 1 сент. 1863 г.: ежегодно в городской Преображенский собор на сент. приносили образ Тихвинской иконы Божией Матери. Соответственно 1 окт., также крестным ходом, Тихвинская икона Божией Матери возвращалась в О. Б. м. Вокруг монастырской ограды проходил ежегодный крестный ход на праздник Сретения Господня. Ежегодно 11 мая, на память принесения Тихвинской иконы Божией Матери, проводился крестный ход в часовню, располагавшуюся за стенами О. Б. м. (Там же; Путевые заметки. 1895. С. 1092). Архитектурный ансамбль К нач. XVII в. комплекс зданий мон-ря был деревянным. Первые каменные здания в О. Б. м. были построены во 2-й пол. XVII в. В 1758-1759 гг. в обители на средства, отпущенные Сенатом (2 тыс. р.), осуществлен ремонт храмов и всех хозяйственных построек под надзором В. Алисова, ученика школы архит. кн. Д. В. Ухтомского (РГАДА. Ф. 248. Кн. 7990. Л. 201 об., 204 об., 227, 234, 307). Законченный облик комплекс обители приобрел во 2-й пол. XIX в. I. Древнейший соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы существовал не позднее нач. XVII в. В 1613/14 г. он был сожжен, к 1627 г. восстановлен. Во 2-й пол. XVII в. после постройки Троицкого собора утратил статус соборного. До 1701 г. храм перестроен в камне ( Неделин. 2010. С. 125), в нем находился придел во имя прор. Божия Илии. В 1741 г. в храме устроен новый иконостас, поновлены иконы. В 1852 г. церковь разобрали, а ее престолы перенесли в Тихвинский собор и ц. в честь Собора Иоанна Предтечи. II. Еще одна существовавшая к нач. XVII в. деревянная церковь пророка Божия Илии, также сгоревшая в 1613/14 г. и восстановленная к 1627 г., была разобрана в XVII в., а ее престол перенесен в придел каменного храма Рождества Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/2581449.html

братства, в архиве к-рого документ был обнаружен. Мн. соборные рекомендации носят следы влияния сочинений Иоанна (Вишенского) , с к-рым, как и с Иовом (Княгиницким), И. поддерживал контакты. Одно из постановлений Собора предписывает пригласить с Афона в Западнорусскую митрополию «преподобных мужей россов, межи иными блаженных Киприяна и Иоанна пореклом Вишенского, и прочих тамо обретающихся, в житии и богословии цвитущих» (Советование о благочестии. 1845. Т. 1. С. 224, 247-248). Возможно, это постановление связано с И., долго жившим на Афоне и знавшим местных рус. насельников. В. Г. Пидгайко Соч.: Письмо патриарху Филарету// Кулиш П. А. Материалы для истории воссоединения Руси. М., 1877. Т. 1. С. 132-134; Се же путешествие (до) святого града Иерусалима, и Гроба Господня, и всех предел иерусалимских, и обоих пол Иордана и Помория//Лит. сборник, издаваемый Галицко-русской матицей. Львов, 1871. С. 99-125. Арх.: РГАДА. Ф. 52 (Сношения с Грецией). 10, 1624 г.; Ф. 124 (Малороссийские дела). 1, 1625 г.; ЦГИАК. Ф. 25. Оп. 1. Д. 50. Л. 434-436; Ф. 223. Оп. 1. Д. 688. Л. 10 об. Ист.: Рус. ист. сб. ОИДР. М., 1839. С. 247; Советование о благочестии//ПВКДА. 1845. Т. 1. 32. С. 224-251; Т. 2. 5, 7; Т. 4. Отд. 1. С. 34-39; ПСРЛ. 2003. Т. 40. С. 157; АЗР. Т. 4. 231; Т. 5. 12; АрхЮЗР. 1872. Ч. 1. Т. 5. 1; Зоря Галицкая яко альбум на год 1860. Львов, 1860. С. 228; РИБ. Т. 3. Кн. 3. Стб. 25, 31; Т. 4. Стб. 634-635; Голубев С. Т. Киевский митр. Петр (Могила) и его сподвижники. К., 1883. Прил. С. 314, 315, 334, 396; Грушевський М. С. Icmopiя Украïни-Руси. К.; Льbib, 1909. Т. 7. С. 523-524; Жукович П. Н. Мат-лы для истории Киевского и Львовского Соборов 1629 г. СПб., 1910. С. 13; Bronewski M. Ekthesis abo krótkie zebranie spraw, które si dziay na partykularnym, to jest pomiastnym, Synodzie w Brzeciu Litewskim. Wrócaw, 1955. S. 68; Заборовский Л. В., Захарьина Н. С. Из документов по истории русско-укр. взаимоотношений нач. 30-х гг. XVII в.//Славяне и их соседи. М., 1999. Вып. 7. С. 166-168.

http://pravenc.ru/text/674778.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010