М., 1947. Т. 22. С. 127–131. 273 АСЭИ. М., 1958. Т. II. 314, 315; Флоря Б. Н. Отношения государства и Церкви у восточных и западных славян. М., 1992. С. 77. 277 АФЗХ. М., 1951. Ч. 1. 29; Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 122. Л. 458. 290 Хозяйственные книги Чудова монастыря 1585/86 г./Подгот. текста С. Н. Богатырева. М., 1996. С. 33–51. 291 Вотчинные хозяйственные книги XVI в./Под ред. А. Г. Манькова. М.; JL, 1980. С. 85, 108, 132; М.; Л., 1987. С. 102; М.; Л., 1978. С. 49, 175. АФЗХ. М., 1956. Ч. 2. 391. Зимин АЛ. Крупная феодальная вотчина… С. 154. 292 Источники по социально-экономической истории России XVI-XVIII вв.: Из архива Московского Новодевичьего монастыря. М., 1985. С. 91, 92. 304 РГАДА. ГКЭ. 2585; Ф. 1209. Кн. 175. Л. 22 об; Щумаков СЛ. Сотницы, грамоты и записи. М., 1902. Вып. 1. С. 64; САС. Вып. 2. С. 22. 313 Древнерусское градостроительство X-XV вв. М., 1993. С. 391–392; Голе- ва ГЛ., Степанищева Н. Б. Живая вода России//Экология и религия. М., 1994. Ч. 2. С. 382–383. 314 Бусева-Давыдова МЛ. Некоторые особенности пространственной организации древнерусских монастырей//Архитектурное наследство. М., 1986. Т. 34. С. 207; Беляев Л. A. Древние монастыри Москвы по данным археологии. М., 1994. С. 207. 315 Бусева-Давыдова ИЛ. Указ. соч. С. 201–207; Рябушина Н. А. К вопросу о композиции русских монастырей XV-XVII вв.//Архитектурное наследство. Т. 34. С. 193–200. 317 Бусева-Давыдова ИЛ. Толкования на литургию и представления о символике храма в Древней Руси//Восточнохристианский храм: Литургия и искусство. СПб., 1994. С. 197–203; Она же. Символика архитектуры по древнерусским письменным источникам XI-XVII вв.//Герменевтика древнерусской литературы. М., 1989. Сб. 2. С. 285–287. 318 Гарлев P. M. К вопросу об ориентации русских церквей//Краткие сообщения Ин-та археологии. М., 1978. Вып. 55. С. 40–43. 321 Бусева-Давыдова Л. А. Некоторые особенности пространственной организации древнерусских монастырей… С. 201–207. 322 Милъчик М. И. Ч Варакин Е. П.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Л. 109 ...к Великимь днямъ Христовым... – к Пасхе. Л. 110а ...на Успеньев день Пресвятые Богородицы... – Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии отмечается всегда 15 августа. ...10 пуд[ов] да чесноку 6 пуд[ов]. – Пуд – русская мера массы (веса), равная 16.38 кг. ...23 гривенки воску... – Гривна – древнерусская единица веса, представляющая собой серебряный слиток весом около фунта. 15 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (до 17 июня) РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 2, л. 43–45. Столбец из трёх сставов. Мелкая писцовая скоропись XVII в. Филигрань «Голова шута»; по обрезу видна верхняя часть знака – голова без шеи, изображение расплывчатое, напоминает: Дианова 1997, 314 (1663, 1664), 315 (1664, 1665), литерное сопровождение знака «MG», как в 664 (1659). Челобитная датирована по предыдущему документу, текст которого послужил для неё источником. Возможно, именно эта челобитная была прочитана 18 июля в присутствии двух игуменов Ферапонтова монастыря, пристава и монастырской братии, когда патриарх Никон обличал настоятелей в злоупотреблениях и разорении обители. (л. 43) Царю государю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу. Бьеть челом богомолецъ твой, смиренный Никон патриархъ . В ныншнем, государь, во 181 (1673)-м году по твоему, великого государя, указу присылан был ко мн, богомольцу твоему, Козьма Лопухин с твоим, государскимъ, жалованьемъ, с милостынею денежною и с шубами, и с твоимъ, государевымъ, милостивым словом, что, де, ты, государь, пожаловал меня, богомольца своего, велл в Ферапонтове монастыр, и в Кирилове, и в прочих монастырех обиход давать полной. Да по твоему же, государеву, указу велено ему, Козьм, имать выписи с книг, что мн, какова обиходу давано в прежних годх. И Ферапонтова, государь, монастыря игумен Афонасей, умысля с ворами, с казначеемъ Моисеемъ, да з житником Иевом, да с чернцом Авраамием написали выписку не длом. Во 175 (1666)-м году декабря съ 22-го числа в даче, государь, мн, богомольцу твоему, написано у них; ржаные блые муки на хлбы – шесть четвертей, да на квас яшного солоду – четырнатцать четвертей, ржаного солоду – шесть четвертей, толокна – три осмины да ржи – шесть четвертей. А мн, государь, богомольцу твоему, 175 (1666)-го году декабря съ 22-го числа особных хлбов не пекли и квасов не варили, а давали всякой обиход брацкой, и квас давали з брацкого же погреба майя по первое число. А майя, государь, с перваго числа июля по 20-е число никакова брацкого обиходу и квасу не давано и в келью ко мн, богомольцу твоему, ходить никому не велено.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1172 Савва 1858, 186; Горский, Невоструев 1859, 288–307 155); Покровский 1916, 126; Щепкина и др. 1965. 153, Грибов 2002, 106–107. 1174 Савва 1858, 188; Горский, Невоструев 1859, 193–205 141); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 194. 1178 «Дв книги Иоанна описателя Лствицы, писаны в десть», «Книга Лствица писмяная в полдестъ в доскахь», «Книга Лственникъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ десть», две «книги Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичникъ съ толкованиемъ въ полъдесть на харать», «Книга Лствичникъ въ десть на харатъ», «Книга третья Иоанна Лствичника въ десть», «Книга Предзрние Святые Лствицы въ полъдесть», «Книга Лствичнйкь с толкованиемъ въ десть», «Книга Иоанна Лствичника въ полъдесть» – Беляев 1852, 11, 121, 122, 125, 126, 128, 129, 130, 132. 1183 Савва 1858, 218; Срезневский 1876, 50–110; Смирнов 1917, 296; Щепкина и др. 1965, 140; Протасьева 1973, 39–40, Грибов, Юхименко 2002, 100. 1185 Среди присланных книг значилась и «Книга Патерикъ Скитцкий въ десть» – Беляев 1852, 10, 118, 128, 130. 1191 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 306–314 387); Покровский 1916, 111, 124–125; Щепкина и др. 1965, 206–207. 1193 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 276 383); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 199. 1199 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 259 380); Покровский 1916, 124–125; Щепкина и др. 1965, 152. 1200 Савва 1858, 262; Горский, Невоструев 1869, 288–302 385); Покровский 1916, 129; Щепкина и др. 1965, 214. 1205 Флоринский 1880; Барсов 1883; Змеев 1896; Груздев 1974, 343; Колесов 1990; Коткова 1991, 173–195; Соболева 1990, 75–83; Панич 1992, 17–28. 1209 Демин 1978, 22; Лаврентьев 1989, 164–178; Лаврентьев 1993, 283. После того, как в 1674 г. библиотека Воскресенского монастыря была перевезена в Москву, книги, собранные патриархом Никоном по русской и всемирной истории, привлекли внимание прежде всего патриарха Иоакима. В описи домовой казны патриарха Иоакима 1677 г. (РГАДА, ф. 396, оп. 2, л. 1171) на л. 212 числится книга «летописная в десть в переплёте, писана скорописью с прописными красными словами, а на ней по листам с начала подписано на 19 листе: Лета 7169-го сию книгу положил в дом святого живоносного Воскресения Христова Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Нового Иеросалима смиренный Никон, Божиею милостию патриарх и проч.» – Володихин 1993, 175.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

231 Патриарх Никон , вероятно, даже готовил «хронику» суда над ним, для чего старцу Симонова монастыря Марку, бывшему черному подьяку Воскресенского монастыря, поручил делать подробные записи обо всех событиях, начиная с того времени, как Никон, приехав из Воскресенского монастыря, остановился на Архангельском подворье. Марк приехал в Ферапонтов монастырь вскоре после прибытия туда Никона, оставив свои записи у надежных людей для сохранения и последующей пересылки их к Никону. Но в ноябре 1668 г, тетради Марка перехвачены в Москве, а передававшие и хранившие их люди арестованы и приведены к следствию. Документы следственного дела см.: РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 103 – 118, 158 – 162. 234 Примечательно, что после заключения протопопа Аввакума в земляную тюрьму в его посланиях 1670-х гг. появляется мотив «тьмы» и «сени смертной», близкий мотиву, заимствованному Никоном из Псалтири: протопоп пишет, находясь «в коньцы земли», обращается к чадам «изо тьмы», «из земли» – Демкова 1965, 218. 236 Я. Л. Барсков указал на издания «Соборного постановления» по двум спискам, где изложения «вин» патриарха Никона совпадают: СГТД. 4. 182 – 186; ПСЗРИ, 654 – 656; Дело 1897, 446 – 451; Гиббенет 2, 1093 – 1097 (ссылки на это издание даются в тексте в скобках) – Барсков 1912, 339. 246 Исаченко 2005, 117. Евфимий Чудовский в предисловии к переводу Номоканона с толкованиями писал о 2-м правиле I – II Константинопольского собора: «...второй канон, глаголющий о архиереях сице: аще ин кто архиерейскаго достоинства восхощет низити к монашескому житию, и от толе ничтоже архиерейское действовата». И далее: «Второй канон не попущает архиереем монашеское возложившим одеяние, архиерейства паки держатися. Покаяния бо монашеское житие обет и умиления всегдашняго подлог, и како к оному паки возвратитися, его же делыотвергошася...» – цит. по: Исаченко 2005, 117, 118. 256 Стольник Р. М. Стрешнев приезжал в Ферапонтов монастырь в марте 1669 г.; он привез Никону деньги на поминовение скончавшейся 3 марта царицы Марии Ильиничны Милославской – Шушерин 1997, 162; Тихомиров 1979, 314.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак. Основным источником сведений об И. является его Житие, состоящее из 3 самостоятельных по времени появления частей: бедного событиями жизнеописания святого, подробного сказания о погребении и описания чудес (от 18 до 20 чудотворений, из них одно прижизненное). Прот. И. И. Кузнецов, исследовавший рукописную традицию Жития И., не без оснований предположил, что первоначально было составлено сказание о погребении И., позднее - жизнеописание. По гипотезе В. О. Ключевского , тексты о чудесах блаженного за 1589-1590 гг. входили в памятную книгу московского Покровского на Рву собора, «в которую записаны были вскоре по смерти Иоанна в 1589/90 г., по-видимому, тогдашним протопопом собора Димитрием» ( Ключевский. Древнерус. жития. С. 330). Возможно, прот. Димитрий был также автором сказания о погребении святого. Блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак. XIX в. (XVII в. с поновлениями?) (ГИМ, музей «Покровский собор») Блаженные Василий и Иоанн Большой Колпак. XIX в. (XVII в. с поновлениями?) (ГИМ, музей «Покровский собор») Прот. Кузнецов выделял 4 группы списков Жития. К 1-й группе относится текст, включающий жизнеописание и сказание о погребении И. без рассказа о посмертных чудесах: ГИМ. Син. 850. Л. 289-292 об., 815-818 об., XVII в. В конце этой версии Жития есть помета: «Списано и сложено в самом царствующем граде Москве в лето 7155 (1647) году рукою многогрешнаго простаго монаха, а не ермонаха» ( Кузнецов. 1910. С. 417). Ключевский полагал, что Житие данного вида составлено на основе рассказов современников И. Ко 2-й группе относится список из той же рукописи ГИМ. Син. 850. Л. 928-933, к-рый содержит повествование о преставлении, погребении и о посмертных чудесах И. Списки 3-й группы - это краткий вид жизнеописания блаженного, в к-ром отсутствуют сведения о жизни святого в Ростове: РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 1067, XVII в.; ГИМ. Увар. 1216 (424) (128), XVIII в.; РНБ. КазДА. 654 (888), XVIII в.; ГИМ. Муз. 29 (28297), нач. XIX в.; ГИМ. Симон. 57, 1834 г.; ГИМ. Хлуд. 245, XIX в. В списке РНБ. КазДА. 654 (888) на л. 137 имеется запись: «Покровскаго что на Рву собора священником Михаилом Григорьевым Смольяниновым в лето 7182 (1674) генваря в 5 день». Сведения об И. содержатся также в ряде списков Жития прп. Иринарха Ростовского, которые Кузнецов отнес к 4-й группе житийных текстов, связанных с И.: ГИМ. Чуд. 360, XVII в.; РГБ. Унд. 314, XVII в.; РГБ. Больш. 391, 1710 г.

http://pravenc.ru/text/469402.html

К. Л. надеялся составить и издать собственный катехизис на простонародном языке для научения необразованных (см. его письмо к де Вилхему 1618/19 г.: Legrand. Bibl. hell. XVIIe. T. 4. P. 314. N 98). Но составить ему удалось лишь исповедание веры, к-рое, однако, сыграло большую роль в появлении жанра катехизиса в правосл. Церкви. Весной 1629 г. в Женеве вышло «Исповедание веры» К. Л., что привело к волнениям среди православных, поскольку оно использовалось как протестантами, так и католиками с целью прозелитизма (особенно это касалось Молдо-Валахии и Украины). После того как «Исповедание веры» стало известно в К-поле, в ходе бурной политической борьбы К. Л. был низложен в 1633 и 1635 гг., стараниями Кирилла II Контариса (при поддержке австрийского посла), который в 1633 г., став патриархом К-польским, продержался на Патриаршем престоле всего месяц. Уже со 2-й попытки патриарху Кириллу Контарису удалось оставаться на престоле более года (15 марта 1635 - 26 июня 1636). Третью попытку Кирилл Контарис предпринял по согласованию с папской курией. Контарис добился обвинения К. Л. перед тур. султаном Мурадом IV в гос. измене в пользу России: казаки якобы захватили Азов по внушению К. Л., с тем чтобы впосл. осадить К-поль и поднять греков против турок. По повелению султана К. Л. был задушен, тело его брошено в море, впосл. найдено православными и захоронено на о-ве св. Андрея; в 1639 г. перемещено в монастырь Пресв. Богородицы Камариотиссы на о-ве Халки ( Todt. 2002. P. 630-631; Флоря. 1990. С. 35-36). Обвинения К. Л. в гос. измене в пользу России и влиянии на казаков, боровшихся с Речью Посполитой, были использованы Контарисом неслучайно и имели под собой основания. Политические отношения К. Л. с рус. правительством на фоне политических интересов Речи Посполитой, Османской империи и протестант. держав представляют большой интерес (см. подробно: Флоря. 1990). Как показывает Б. Н. Флоря на основе анализа архивных документов (хранящихся в РГАДА), в кон. 20-х и нач. 30-х гг. XVII в. К. Л. оказывал значительное воздействие на внешнюю рус. политику. К. Л., к-рого прежде всего интересовал вопрос признания правосл. Киевской митрополии со стороны правительства Польши, в своих связях с Россией транслировал интересы как османского правительства, так и протестант. держав в отношении Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/1840363.html

Впрочем, и в сельской местности встречались безземельные или малоземельные церкви, однако в Патриаршество Иоакима был взят курс на наделение приходских храмов землей ( Стефанович. 2002. С. 131-137). Материальной основой существования ряда московских храмов и их служителей помимо треб, пожертвований прихожан и сдачи в оброк небольших земельных участков при приходах была периодическая выдача из государева Казенного двора (позднее приказа) ладана, церковных облачений и сукна (позднее денег) причту. Сведения об этих выдачах (часто с упоминанием клириков) сохранились в книгах, получивших в лит-ре название расходных книг ладана, расходных книг церковного строения (под к-рым подразумеваются гл. обр. облачения), расходных книг выдачи духовенству московских и иногородних ружных церквей сукна или же денежного жалованья вместо сукна. Старейший документ, фиксирующий эти выдачи (наряду с выдачами иным лицам, несвязанным с церковной деятельностью),- Расходная книга об отпуске из Казенного двора вещей по царским указам, относящаяся к 1584/85 г. (ДАИ. Т. 1. С. 189-211. 131). Такие книги известны с 10-х гг. XVII в. (РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Д. 198, 199, 206-209, 277, 280-281, 355, 392-551; см. также: Роспись жалованья, получаемого священно- и церковнослужителями моск. соборов, церквей и мон-рей//ДАИ. Т. 9. С. 314-335. 107; Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1891. Т. 2. Стб. 373-546). Нек-рые из этих книг содержат сведения о лицах, служивших при московских храмах, получавших ругу, о престолах в храмах. Разумеется, далеко не все храмы Москвы и Подмосковья получали ругу и заносились в эти книги. Городские священно- и церковнослужители иногда занимались торговлей, хотя это не поощрялось ( Давиденко Д. Г. Ограничение церковнослужителей в праве торговли в сер. XVII в.//ДРВМ. 2011. 3. С. 40-41). Грамотность духовенства открывала возможности для заработков через переписывание книг и обучение детей грамоте. В ряде случаев архиерейскую дань платили землевладельцы, а священники храмов, находившихся на этих землях, были от нее освобождены и фактически выступали наемными работниками. Известны случаи, когда приходские общины выбирали из своей среды церковных старост, ведавших хозяйством храма и казной ( Стефанович. 2002. С. 58, 64, 271-272). Этот институт получил широкое распространение в XVIII-XX вв. Богослужение

http://pravenc.ru/text/2564192.html

1826. Январь-февраль. С. 272–275; Письма Стефану Яворскому //Маяк. 1842. Т. 2. Кн. 4. С. 114–132; Письма к отцу Феологу//Ярославские епархиальные ведомости. 1860. Часть неофициальная. С. 65, 66, 73; Письма святителя Димитрия, митрополита Ростовского Феологу//Ярославские епархиальные ведомости. 1874. Часть неофициальная. 31–38. С. 246–303; Письмо Иову, письмо отцу Феологу//Ярославские епархиальные ведомости. 1888. Часть неофициальная. 24–25, 29. С. 314–316, 395, 450. 199 Успенская драма: (Комедия на успение Богородицы)//Русская драматургия последней четверти XVII в. и начала XVIII в. М., 1972. С. 177–220; Рождественская драма: (Комедия на рождество Христово)//Там же. С. 220–274; Рождественская драма, или Ростовское действо: В 2 действиях, с прологом и эпилогом/Музыкально-сценическая реконструкция. М., 1989. 203 РГАДА Ф.381 Рукописное отделение собрания Московской синодальной типографии; Ф 1251 – Старопечатные книги; Ф 1785. Отдельные книги можно найти и в других собраниях, так Пролог, принадлежавший владыке Димитрию, сейчас хранится в Музее книги: РГБ, Музей Книги. Пролог. М, 1685. Инв. 1287; 1290. 206 Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма//Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996. С. 337–338. 207 Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма. С. 341; Шоню П. Цивилизация классической Европы. Екатеринбург, 2005. С. 399–402. 209 Кривушин И.В. Школа и образование в Византии//История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения. М., 2004. С. 394. 211 ÓMalley, John W., S.J. How Humanistic is the Jesuit Tradition?: From the 1599 Ratio Studiorum to Now//Jesuit Education 21: Conference Proceedings on the Future of Jesuit Higher Education. Philadelphia, 2000. P. 189–195. 212 Аверинцев С.С. Античная риторика и судьбы античного рационализма. С. 127; Он же. Два рождения европейского рационализма//Риторика и истоки европейской литературной традиции. С. 337. 214 Живов В.М. Особенности рецепции византийской культуры в древней Руси//Разыскания в области истории и предыстории русской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Приидте, благословении Отца Моего, наслдуйте уготованное вам Царство от сложения мира: взалкал бо ся, и дасте ми ясти»... – Мф. 25:34–35 . «Всякому, просящему у тебе, дай». – Лк. 6:30 . А в память блаженныя памяти государя царевича и великого князя Алекся Алексевича... – Царевич Алексей Алексеевич скончался 17 января 1670 г. Л. 102 ...я один жил с попом... – Поп Варлаам, который приехал с патриархом в Ферапонтов монастырь. 18 . Благодарственное письмо патриарха Никона царской семье (24 ноября – 7 декабря) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 2, л. 167–169. Столбец из трёх сставов. Писцовая скоропись XVII в. Почерк идентичен тому, каким писаны л. 101–103. Филигрань «Голова шута» типа: Дианова 1997, 311 (1660, 1662), 314 (1663, 1664), 315 (1664, 1665). Письмо датировано по упомянутым в нём датам. (л. 167) 2089 Великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Великия и Малыя и Блыя Росии самодержцу, государыни царице и великой княгини Наталии Кириловн, государю царевичю и великому князю Феодору Алексевичю, государю царевичю и великому князю Иоанну Алексевичю, государю царевичю и великому князю Петру Алексевичю, государыни царевн и великой княжн Ирин Михайловн, государыни царевн и великой княжн Анн Михайловн, государыни царевн и великой княжн Татьяне Михайловн, государыни царевн и великой княжн Евдоке Алексевне, государыни царевн и великой княжн Марфе Алексевне, государыни царевн и великой княжн Софии Алексевне, государыни царевн и великой княжн Екатерин Алексевне, государыни царевн и великой княжн Марии Алексевне, государыни царевн и великой княжн Феодосии Алексевне, царевн и великой княжн Наталии благодать, миръ, милость, душевное спасение и многолтное здравие от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Аминь. В нынешнем, государи, во 182 (1673)-м году ноября въ 24-й день присланъ от вас, государей, стряпчей Кузма Лопухин ко мн, богомольцу вашему, Никону патриарху , с вашим, государевым, с милостивым словом. И я, богомолец вашъ, за премногое ваше, государево, посещение Господа Бога молю и должное поклонение творю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В окт. 2007 г. прошло празднование 800-летия основания Е. м., состоялась научная конференция, организованная Владимиро-Суздальской епархией и ГВСМЗ. В Ризоположенской ц. установлена рака с частицей мощей прп. Евфросинии, переданной в мон-рь архиеп. Владимирским Евлогием (Смирновым). Впервые после возрождения Е. м. на торговой площади Суздаля проводилась Евфросиниевская ярмарка. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 498; ГА Владимирской обл. Ф. 556, 576, Р-336, Р-1826, Р-2590; Архив ИИМК РАН. Ф. P-III. 547; ГВСМЗ. Суздальский филиал. Ф. Ризоположенский мон-рь; Ф. Варганов. Ист.: Фёдоров А. Историческое собр. о Богоспасаемом граде Суздале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд.: Мат-лы. С. 56-58; Заседание архиерейского Синода Российской Православной свободной Церкви от 10/23 нояб. 1996 г.//Суздальский благовест: Газ. 1997. 3; Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2000. 4. С. 21. Лит.: [ Протопопов Я. Е.] Заметки о древностях суздальских//Владимирские ГВ. 1840. Ч. неофиц. 15. С. 59-60; Отрывки из путевых записок преосвящ. митр. Платона Московского и Калужского//Там же. 1842. 3. С. 9-11; Кислинский Д. История Суздаля и его древности//Владимирские ГВ. 1852. 48. С. 314-318; Археологические заметки о городах Суздаля и Шуе//ЗОРСА. 1851. Т. 1. Отд. 1. С. 96-97; Тихонравов К. Преподобенская ярмарка в г. Суздале//Владимирские ГВ. 1854. Ч. неофиц. 42. С. 325-327; Владимирский сб. М., 1857. С. 47, 51; Иоасаф (Гапонов), иером. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 93-95, 128; Толстой М. В. Путевые письма из древней Суздальской земли. М., 1869. С. 47-56; Суслов В. В. Мат-лы к истории древней новгородско-псковской архитектуры. СПб., 1888. С. 19; он же. Очерки по истории древнерус. зодчества. СПб., 1889. С. 77; он же, сост. Памятники древнего рус. зодчества. СПб., 1895. Вып. 1. Л. 12; Шереметев С. Д. Суздаль. СПб., 1891. С. 15-17; Токмаков И. Ф. Краткое ист. и археол. описание Ризоположенского Евфросиньева мон-ря в г. Суздале Владимирской губ. М., 1893; В. С., свящ. 25-летие службы настоятельницы суздальского Ризоположенского мон-ря игум.

http://pravenc.ru/text/187868.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010