Само Таинство прощения грехов совершается не в момент чтения «разрешительной» молитвы, а всей совокупностью чинопоследования исповеди, однако «разрешительная» молитва является как бы печатью, удостоверяющей совершение Таинства. Итак – исповедь совершена, при искреннем раскаянии грех Богом прощен. Прощеный грешник, перекрестясь, целует крест, Евангелие и берет у батюшки благословение. Взять благословение – это попросить священника его иерейской властью ниспослать укрепляющую и освящающую благодать Святого Духа на себя и на свои дела. Для этого нужно сложить руки ладонями вверх (правую на левую), склонить голову и сказать: «Благослови, отче». Священник крестит человека знаком священнического благословения и кладет свою ладонь на сложенные ладони благословляемого. Следует приложиться устами к руке священника – не как к руке человеческой, но как к образу благословляющей десницы Подателя всех благ Господа. Если он готовился к причастию, то спрашивает: «Благословите причаститься?» – и при положительном ответе идет готовиться к принятию Святых Христовых Тайн. Все ли грехи прощаются в Таинстве Покаяния, или только названные? В Таинстве прощаются все грехи за исключением намеренно сокрытых. Если вы забыли назвать какой-то незначительный грех, то не переживайте. Таинство называется Таинством  Покаяния , а не “ Таинством перечисления всех совершённых грехов” . Прочтём разрешительную молитву священника после исповеди: “Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя)  вся согрешения твоя. И аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь”. митрополит Иларион Алфеев : …если человек не утаивает грехи сознательно, если исповедь приносится им искренне, чистосердечно, с намерением исправиться, ему прощаются все грехи: и те, которые он назвал, и те, о которых забыл, и те, которые он сам в себе не замечает. Однажды на лекции в Московской духовной семинарии я высказал эту мысль – о том, что грехи на исповеди или все прощаются, или все не прощаются, а третьего (то есть какого-то частичного, неполного прощения) не дано. Один семинарист очень резко возразил мне, сказав, что он «поднимет творения всех Святых Отцов», чтобы доказать обратное, а именно, что прощаются только названные на исповеди грехи. Он полгода работал в библиотеке, а потом пришел ко мне и сказал: «Вы были правы: прощаются все грехи».

http://azbyka.ru/ispoved

Через час жигуленок отца Стефана напоминал торговую повозку времен перестроечных челночников. Медицинско-фармацевтический характер груза был мгновенно определяем не только по наличию коробок с лекарствами на заднем сиденье и в багажнике, но и по вполне ощутимым запахам валерьянки, корвалола и прочих лечебных ингредиентов. Сердобольные работницы аптеки, узнав, откуда прибыл священник, не только сбросили цену, но еще и добавили свое пожертвование больным прихожанам. Батюшкино «Спаси Господи» хоть и было многократным и сердечно-искренним, все же звучало печально. Да и как не печалиться, если каждая упаковка лекарств вызывала в воображении отца Стефана не видение вылеченного духовного чада, а строгое лицо таможенника вкупе с пограничником? Предпоследний пункт таможенных правил покоя не давал и превращался в грозное, громадное, непреодолимое препятствие из колючего слова «запрещено». Перекрестился батюшка, иконку на стекле лобовом поправил, крест на подряснике рукавом протер, дабы сверкал позолотой, молитву прочел и поехал. К границе. Над таможней, на каждом из пятнадцати высоких металлических столбов горело по пять-шесть прожекторов. Отец Стефан за два часа их уже несколько раз пересчитал. А что еще было делать? На штрафплощадке книжку не почитаешь; буковки из-за мыслей в слова не складываются. Не до чтения при тревожной неизвестности. Даже подумалось «зря духовника послушался». Данное смущение батюшка все же быстренько отогнал и решил усиленно и непрестанно молиться. Благо для этого пособий не требуется. Да вот беда приключилась, о которой и в молитвах говорится «ум мой о лукавствии мира сего подвижеся», — мысли мирские одолевали. Не шла молитва… И немудрено, если в голове только молодой таможенник, который, увидев дюжину заполненных медикаментами коробок, полностью занявших заднее сиденье жигуленка, тут же потребовал декларацию, а ее не было и быть не могло. На все объяснения отца Стефана следовало лишь стандартное: «Без разрешительных документов провоз запрещен!» Растерялся батюшка, замельтешил, даже возмущаться начал, но, слава Богу, сумел себя остановить. Остановить-то остановил, а что делать, не знал, не понимал и не представлял.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Это очень важно, потому что накладывает отпечаток на наше отношение к смерти вообще. Смерть может стать вызовом, позволяющим нам вырастать в полную нашу меру, в постоянном стремлении быть всем тем, чем мы можем быть, — без всякой надежды стать лучшими позднее, если мы не стараемся сегодня поступить как должно. Опять-таки Достоевский, рассуждая в «Братьях Карамазовых» об аде,  говорит,  что  ад  можно  выразить двумя словами: «Слишком поздно!» Только память о смерти может позволить нам жить так, чтобы никогда не сталкиваться с этим страшным словом, ужасающей очевидностью: слишком поздно. Поздно  произнести  слова,  которые можно было сказать, поздно сделать движение, которое могло выразить наши отношения. Это не означает, что нельзя вообще больше ничего сделать, но сделано оно будет уже иначе, дорогой ценой, ценой большей душевной муки. Я хотел бы проиллюстрировать свои слова,  пояснить  их  примером.  Некоторое  время назад пришел ко мне человек восьмидесяти с лишним лет. Он искал совета, потому что не мог больше выносить ту муку, в какой жил лет шестьдесят. Во время Гражданской войны в России он убил любимую девушку. Они горячо любили друг друга и собирались пожениться, но во время перестрелки она внезапно высунулась, и он нечаянно застрелил ее. И шестьдесят лет он не мог найти покоя. Он не только оборвал жизнь, которая была бесконечно ему дорога, он оборвал жизнь, которая расцветала и была бесконечно дорога для любимой им девушки. Он сказал мне, что молился, просил прощения у Господа, ходил на исповедь, каялся, получал разрешительную молитву и причащался — делал все, что подсказывало сердце ему и тем, к кому он обращался, но так и не обрел покоя. Охваченный горячим состраданием и сочувствием, я сказал ему: «Вы обращались ко Христу, Которого вы не убивали, к священникам, которым вы не нанесли вреда. Почему вы никогда не подумали обратиться к девушке, которую вы убили?» Он изумился: «Разве не Бог дает прощение? Ведь только Он один и может прощать грехи людей на земле». Разумеется, это так. Но я сказал ему, что если девушка, которую он убил, простит его, если она заступится за него, то даже Бог не сможет пройти мимо ее прощения. Есть место в книге пророка Даниила, где говорится, что Даниил возносил молитву и Бог ответил ему, что молитва его тщетна, потому что старая женщина, обиженная им, молится против него и ее молитва прибивает к земле его молитву, как сильный ветер — дым, не давая ей взойти ввысь.

http://pravmir.ru/kak-mozhno-dumat-o-sme...

Грех логически объяснить невозможно. Это безумие. Потому что на самом деле грех – это похоть. По-хотение. Похоть очей: хочется на что-то смотреть; похоть плоти – хочется что-то плоти: чревоугодие или еще какие-то плотские грехи. И от этого человек меняется, он становится раздражительным, озлобленным, завистливым. Святые отцы говорят: похоть развращает сердце и омрачает ум (преподобный Антоний Великий). То есть изменяет ум человеческий. Почему, когда даже ребенку что-то хочется, а ему не дают, он начинает орать, кричать, топать. Он озлобляется. Когда похоть разжигает человека, он начинает раздражаться на своих домашних, одна половина на другую. Валериан по окончании школы      А Господь по Своей любви, по Своему милосердию к человеку, даже когда тот озлоблен, отвечает на это снисхождением. Вот Его поносят, уже Распятого: «Если ты Сын Божий, сойди со Креста, и уверуем»(Мф. 27:40). Самое удивительное, как Господь отвечает на эти слова. Он не с Креста сошел, а совершил больше: воскрес из мертвых. Но не уверовали ведь. А если бы сошел со Креста, то тоже бы не поверили. Похоть омрачила ум… «Парение похоти пременяет ум незлобив…»(Прем. 4:12). Спаситель на их глазах умер, но умер необычно. Когда человек уходит, его плоть как бы угасает, а здесь Господь «гласом велим» возгласил и испустил дух. Святые отцы объясняют это состояние Спасителя: это был победный клич – свершилось! Возвращаясь к вашему вопросу: смирение человека приобретает, участвуя в Таинствах церковных. Из святых нашего времени отец Сергий Мечёв наименовал приход покаяльно-богослужебной семьей. Покаяльной семьей, потому что покаяние – это стержень духовной жизни. Ибо, как говорит пророк Давид, «в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс. 50:7). Или как поется в церковных песнопениях: «От юности моея мнози борют мя страсти…»То есть все находятся в этой борьбе. И получается так, что человек все время как бы предлежащий подвиг должен нести, усугублять. Замечательно отец Сергий Мечёв объясняет молитву, которая читается над кающимся. После того как человек исповедует свои грехи, священник читает молитву, там такие слова, на которые многие не обращают внимания: «Господи Боже… подаждь ему образ покаяния». Вроде уже читается разрешительная молитва, испрашивается в этой молитве прощение, и тут же: «подаждь образ покаяния». Уже покаялся, что же ему еще-то? А это именно свидетельство о том, что каждый момент жизни есть очередная ступенька к духовному совершенствованию. И то, чего ты, пусть и большими трудами, достиг, это еще далеко не предел.

http://pravoslavie.ru/130160.html

Да и приведенный мной в начале эпизод из сложных взаимоотношений моих знакомых, по-христиански разрешившийся благодаря «Исповеди бывшей послушницы», говорит о том, что не только у меня эта публикация вызвала покаянные чувства, а не одно лишь осуждение персонажей. Теперь, собственно, о монашестве. Самое главное.  Я его – главное – сейчас напишу, и меня со всех сторон закидают испорченными эмоциями и продуктами, но я всё равно напишу. Это правило, из которого есть множество исключений, но они не отменяют правило, как чудеса Божии не отменяют законов физики, лишь проходя НАД этими законами. Настоящее монашество возможно только в одном случае: у ног старца. Не просто по благословению старца. А именно у его ног, то есть под постоянным руководством наставника, носителя реального опыта духовной школы. Только для того, чтобы это утверждение не столь странно звучало, надо слову «старец» вернуть первоначальный смысл, а не современный попсовый имидж в стиле фильма «Остров». Старец – это христианин, имеющий опыт внутренней молитвы (чаще всего подразумевается молитва Иисусова), способность видеть состояние человеческой души и находить способы помогать ее возрастанию на том же пути, который прошёл он сам. При этом предвидеть будущее, юродствовать и бороться с ИНН совершенно не обязательно. Мало того – это вовсе не обязательно священник, и не обязательно монах. Хорошо, если старец может, принимая исповедь, прочитать разрешительную молитву. Но дар молитвы и глубокий духовный опыт может иметь и женщина – как в монашестве, так и в игуменском чине, так и без того и другого. Кстати, именно в Никольском Черноостровском монастыре в 1998 году закончила свой земной путь моя духовная мать, схимонахиня Антония (Кавешникова), воспитанница преподобных Кукши Одесского и Амфилохия Почаевского (отец Амфилохий постригал ее в иночество). Последние месяцы ее жизни были омрачены весьма сложным отношением к ней монастырского начальства, она незадолго до смерти продиктовала совершенно отчаянное письмо об этом моему духовнику… Впрочем, не будем ворошить – матушка в Царстве Небесном давно всех простила.

http://pravmir.ru/problemyi-monashestva-...

«В этой молитве священник просит Бога, да простит усопшему согрешения вольные и невольные, и да разрешит его от различных клятв и запрещений. Этой молитвой разрешаются только бывшие на умерших запрещения, или епитимии, за их прежние грехи, в которых они раскаялись и за которые назначена была епитимия, а не самые те грехи, в которых усопшие не каялись (Нов. Скр., ч. IV, гл. 24, § 18; сн. гл. 21, § 4). Чтение разрешительной молитвы не есть разрешение грехов, какое совершается в таинстве покаяния, при котором требуется сокрушение во грехах, исповедание их и т. д. Разрешительная молитва, с одной стороны, есть молитва Богу об умершем, чтобы Бог простил согрешения вольные и невольные, соделанные ведением и неведением, и которые за немощь естества забвению предаде (в молитве говорится: «да сотворит чрез мене прощено по духу чадо… да разрешит его», а не так, как в таинстве покаяния: «прощаю и разрешаю тя»); с другой стороны, молитвой разрешаются клятвы, запрещения, которыми умерший при жизни его был связан за свои грехи, в которых он каялся, но которые клятвы при жизни не были разрешены. … Сама же молитва разрешительная такова, что она заключает в себе разрешение всякого рода запрещений и клятв, и ее не чуждались люди праведные. Например, св. Александр Невский, при погребении своем, принял разрешительную молитву, как живой, разогнув правую руку (Начерт. Церк. Истор., ч. II, стр. 350. Соф. Врем., т. I, стр. 273). Разрешительная молитва имеет для будущего то значение, что погребенный есть православный христианин и что он умер в общении с Церковью (Собран. мнений и отзыв. Филарета, Митр. Моск., т. IV, стр. 406)». Также необходимо отметить, что, несмотря на широкое использование разрешительной молитвы, в чинопоследовании погребения ее нет. Есть другая, именуемая в Требнике прощальной, которая читается священником в самом конце отпевания. Смысл ее заключен в просьбе о прощении грехов усопшего. Нет в Требнике и указаний на то, что эта молитва на особом листе бумаге должна быть вложена в руки усопшего. Однако прочно укрепился обычай читать вместо нее именно разрешительную молитву и влагать ее в руки. Традиции этой, согласно Киево-Печерскому Патерику, было положено начало в XI веке. Князь Симон усердно просил у преподобного Феодосия Печерского благословения, написанного как в жизни, так и по смерти: «Се убо прошу у тебе, да даси ми слово, яко да благословит мя душа твоя, якоже в животе, такоже и по смерти моей и твоей. Отче! не изыду тощ от Тебе, аще писанием не известиши ми». Преподобный, исполнив его просьбу, написал: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святых Сил безплотных и прочая словеса молитвы иерейския прощальныя, яже кончится сими: да будет и прощен в сем веце, и в будущем, егда приидет праведный Судия судити живым и мертвым» (юже молитву оттоле начаша влагати умершим в руце, якоже первый Симон вложити себе повеле) (Патерик Киево-Печерский, изд. в Киеве, 1830 г., л. 76).

http://azbyka.ru/razreshitelnaya-molitva

Таким образом, отвечая на заданный вопрос, должно сказать, что чтение разрешительной молитвы не является отпущением грехов умершего. Само же чтение молитвы и вложение ее в руки усопшего никак не прописано в уставе, а является всего лишь древней благочестивой традицией. История разрешительной грамоты над усопшим Разрешительная молитва (в народе именуется также подорожной) изначально читалась для снятия церковных запрещений и отлучений, однако, в настоящее время, акцент в ней ставится на прощении забытых по немощи грехов, а также на последнем священническом прощении всех вольных и невольных грехов, которые мог совершить христианин, при условии, однако, что эти грехи не являются нераскаянными. Существует церковное правило ( канон 32й святых Апостолов ), согласно которому с человека, находящегося при смерти и связанного каким-либо церковным прещением, снимались все епитимьи, дабы можно было преподать ему последнее духовное напутствие в виде Причащения. Если человек выживал, то епитимья снова вступала в силу. Обычно от епитимьи разрешал только епископ, но для умирающих это мог сделать и пресвитер. С этой целью ему и давалась грамота от архиерея, которую он мог бы прочитать над одром умирающего отлученного христианина, чтобы беспрепятственно преподать тому Святые Тайны (Труды Киевской Духовной Академии, 1876 г). В случае смерти, грамота скручивалась и влагалась в руку покойника, как свидетельство того, что он прощен и за него можно молиться во время проскомидии. Имеется множество исторических примеров, свидетельствующих о древности этой церковной традиции. Одним из самых ранних свидетельств является рассказ биографа святителя Григория Великого (†604), который написал молитву о разрешении от церковной анафемы для прочтения над гробом скончавшегося в отлучении от Таинств монаха. Читали такую молитву и на Востоке, например император Константин VII Порфирородный (905–959) упросил иерархов прочитать разрешительную молитву над своим умершим в отлучении от Церкви отцом (его отец Лев VI Мудрый состоял в запрещенном Церковью 4м браке).

http://azbyka.ru/razreshitelnaya-molitva

2016/10/14, 18:39:40 Верю нашему БОГУ.нашей МАТЕРИ БОЖЬЕЙ .ЦЕРКВИ нашей православной .своему духовному Отцу Павлу.МОНАХАМ и всем святым в монастырях. Благодарю БОГА .ЧТО ОНИ есть .могут выслушать наши исповеди и попросить у БОГА ПРОЩЕНИЯ за наши грехи . Низкий ИМ ВСЕМ поклон и храни ИХ ГОСПОДЬ раба Божья Любовь 2016/02/19, 01:34:50 Спаси Господи , замечательные слова . сергий 2016/01/27, 11:28:35 Миша, найдите священника, который после покаяния будет смотреть на Вас как на образ Божий и человека, которому Бог простил. Думаю, при Вашем большом желании такого человека Вам Бог пошлет. Я хожу на исповедь и после нее впечатление, что батюшка нашего прихода не помнит ни моих грехов, ни даже моего лица. Все как стирается что-ли. Светлана 2016/01/14, 13:14:58 Таинство исповеди и откровение помыслов - не одно и то же. Во втором случае не читается разрешительная молитва. Я как член РПЦ буду и впредь придерживаться русской традиции и исповедоваться священнику. Может быть во времена Симеона Нового Богослова исповедь монаху и была актуальна, а сейчас поиск достойных принять исповедь монахов - дело неблагодарное. Светлана 2016/01/14, 07:52:35 Спаси и помилуй Господи, Отца моего Духовного... и ради Его Святых молитв и нас благослави. Фавста-Флюра 2016/01/14, 07:43:17 Спаси и помилуй Господи, Отца моего Духовного... Фавста-Флюра 2016/01/14, 01:50:18 Проблема Священников что они не в силах отпустить грехи конкретные, потому потом долго мучаются о том что им исповедали а еще хуже начинают с посторонними обсуждать эти грехи не говоря конечно о конкретном человеке. Потом проблема и с Причастием что если типа не покаялся то и не Причащайся. Я бы пошел Причастился бы но как после Покаяния смотреть на меня Священник будет? А формально каяться типа гордость да и все я не могу. Для себя решил Иисусова Молитва Причастие через Имя Иисуса Христа, Покаяние и Аскетика вместе взятые, ее и держусь. Горько правда сознавать что не Причащаюсь Крови и Тела Христова но вот такая ситуация. Что в этом случае делать?

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=16&iid=2...

В Православной Церкви различаются 4 вида, или чина погребения, а именно: — погребение мирских человек (т.е. мирян), — монахов, — священников, — младенцев. В Пасхальную седмицу все эти чины изменяются. Все чины погребения по своему составу сходны с заупокойной утреней или всенощным бдением. Но каждый чин в отдельности имеет и свои особенности. Каков православный взгляд на кремацию? Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, попускается только при отсутствии всякой возможности предать теле земле. Какие существуют суеверия при погребении? Родственникам нельзя нести гроб; родственникам нельзя копать могилу; беременным нельзя присутствовать при погребении; в могилу нужно бросить деньги на счастье, а если умерший курил, положить в гроб пачку сигарет; на могиле нужно выпить спиртное за упокой души усопшего и налить в стакан или оставить в бутылке «душе усопшего»; нужно знать, какой дорогой идти на кладбище и уходить с него, при этом нельзя оборачиваться, если окликнут… Разрешает ли священник покойного от грехов в чине отпевания? В данном вопросе речь идет о чтении священником так называемой разрешительной молитвы, которую после прочтения он влагает в руки умершего. Именно из-за ее названия некоторые полагают, что молитва эта предназначена для того, чтобы «разрешить», т.е. отпустить грехи усопшего. Однако такой функции она в себе не несёт. Подробнее см. Разрешительная молитва . Цитаты о погребении «Дело милосердия – погребать умерших. Это дело должен каждый исполнять с готовностью. Особенно же должен заботиться о тех, которые умерли в крайней бедности – принося нужное для погребения их по обычаю Христианскому, как делал Товия ( Тов.2:1–7 ). Если же кто умрет из друзей или сродников, в таком случае православные и благочестивые люди, для исполнения этой обязанности, должны сопроводить тело умершего до самой могилы – с прошениями и молениями к Господу о душе скончавшегося».

http://azbyka.ru/pogrebenie

Как мы видим, эта книга последние два столетия во многом определяла практику совершения исповеди в Греции. Что же говорит этот труд об одном из важнейших моментов исповеди – разрешительной молитве? Собственно разрешительных молитв преподобный Никодим указывает две. Первая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, Пастырю и Агнче, вземляй грех мира…». Она входит в привычный для нас чин исповеди из современного русского Требника и стоит второй по порядку среди молитв, предваряющих саму исповедь. Для русского восприятия странно видеть ее здесь в качестве именно разрешительной молитвы. Далее святогорец приводит другую, более краткую молитву, которую духовник может прочитать вместо первой: «Господи [Иисусе Христе], Боже наш, Петрови и блуднице слезами грехи оставивый…». Эта молитва в качестве разрешительной входит в присутствующий в нашем Требнике «Чин егда случится вскоре вельми больному дати Причастие». Слова, данные в квадратных скобках, отсутствуют в нашем Требнике. По указанию преподобного, при чтении разрешительной молитвы духовник должен возложить на кающегося свою руку, то есть совершить «хиротесию», что дословно – «руковозложение». О возложении вместе с рукой и епитрахили на главу исповедающегося человека, как это принято в России, Никодим не говорит ничего. Далее в «Руководстве» говорится: «И тогда творишь прошение о милости и оставлении грехов кающегося». Очевидно, что речь идет о краткой сугубой ектении, которой часто завершаются чины Требника. В этой ектении содержится прошение «О милости, жизни, здравии и оставлении грехов». Автор продолжает: «Тогда, поворачиваясь к кающемуся, ты возлагаешь свою руку на его главу и произносишь сие утвердительное слово, которое, по мнению большинства, особенно же Гавриила Филадельфийского в его [книге] «О таинствах» и Хрисанфа Иерусалимского в «Руководстве к исповеди», является видом [εδος] Таинства Покаяния: «Благодать Всесвятаго Духа чрез мое ничтожество разрешает тебя и прощает» . Интересно, что эту формулу преподобный заимствует у митрополита Филадельфийского Гавриила Севира (+1616), из его труда «О таинствах» ( Συνταγμτιον περ τν γων κα ερν μυστηρων , Венеция 1600 ). Эту же формулу, только в немного измененном виде, приводит в своем «Новом руководстве к исповеди» ( Νον ξομολογητριον ) и Патриарх Каллиник III:

http://bogoslov.ru/article/3171386

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010