– А нельзя просто прийти и сказать – «Батюшка, благословите причаститься, у меня нет ничего особенного»? Без исповеди? – Нет, исповедь нужна, ведь мелкие грехи остаются… По свидетельству святителя Игнатия, «одна исповедь искренняя и частая может освободить от греховных навыков, соделать покаяние плодоносным» (Св. Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты). – Однако критики называют обязательную исповедь перед Причастием профанацией Таинства. По их словам, верующий и так каждый вечер читает исповедание грехов – и этого достаточно, чтобы ему приобщиться. – Давайте вспомним, как проходит исповедь. Читается разрешительная молитва, человек целует Евангелие, крест, священник его благословляет. Само чинопоследование Таинства содержит как бы клятву, «целование креста»: «я постараюсь исправиться». Я говорю об этом на лекциях: каждый, кто дерзает причащаться, даёт обещание попробовать стать святым. Иначе, простите, и причащаться, может быть, не надо. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что литургийный возглас «Святая святым» – это не только призыв к святости, но и отлучение от Чаши тех, кто недостоин к ней приступить: «Священник, словно некий глашатай, подняв руку вверх, встав на возвышении, будучи видим всеми, в страшной тишине, громким голосом произносит грозное воззвание, которым одних призывает, а других отлучает» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Евреям, 17). – В полемике о подготовке к Причастию священника нередко сравнивают с «собакой на сене» – сам он безо всяких ограничений, без исповеди и поста причащается за каждой Литургией, но не допускает к этому мирян. Получается разделение на некую элитную «касту» священников, которым всё позволено, и всех прочих, что в корне противоречит самой природе христианской общины. – Здесь надо понять, что священник несёт крест своего служения. В том числе он всё время должен поднимать, вести за собой своих пасомых, а для этого должен сам постоянно духовно расти. То, что все священники якобы редко исповедуются, не совсем так. Например, у меня был период, когда нужно было ухаживать за тяжело больным родственником. Конечно, не всегда хватало терпения, прорывалось раздражение, и исповедоваться приходилось чуть ли не по несколько раз в неделю, потому что жить с сознанием греха невозможно, жжёт. Если же батюшка не идет на исповедь, забывает про соблюдение поста – это не самый лучший пример.

http://bogoslov.ru/article/3647194

День причащения того или другого из членов семьи бывает семейным праздником. В доме с утра перед иконами возжигаются лампады, к обеду приготовляется лучший стол, причастившиеся, смотря по своей состоятельности, делают большие или меньшие благотворения; вечером в этот день, как и утром в следующий, стараются побывать на храмовом богослужении. Мы описали процесс покаянного подвига, как он понимается в Русской Православной Церкви и как он там добрыми христианами выполняется. В других же православных церквах верующий перед причастием как будто может ограничиться выслушиванием одной лишь разрешительной молитвы, а то и без этого даже может приступить к Св. Тайнам. Такого порядка древние не оправдывали. Когда-то после одного эпизода, вызвавшего волнения в народе, Константинопольский священник Евдемон «подал епископу Нектарию совет отменить покаянного пресвитера и позволить каждому приступать к таинству по суду собственной совести: ибо только этим способом можно соблюсти Церковь от поношения». «Я, – пишет Сократ, – тогда же сказал Евдемону: «Бог знает, пресвитер, принесет ли твой совет пользу или нет». Вижу, что он дал христианам предлог не обличать друг друга в прегрешениях и не соблюдать апостольского повеления, говорящего: не участвуйте в делах неплодных тьмы, но и обличайте» ( Eф. V, 1 ) 225 . И теперь нельзя оправдать ни первого, ни второго. Иоанново крещение покаяния не было равносильно нашему таинству покаяния. Однако св. Иоанн Креститель крестил исповедовавших перед ним грехи свои. По учению Церкви, таинство покаяния разрешает от грехов, очищает души сознавших, оплакавших свои грехи, с раскаянием исповедовавшихся. К прочитыванию духовником одной лишь разрешительной молитвы оно ни в коем случае не может сводиться. Священническая разрешительная молитва – лишь заключительный акт, не только неотделимый от предыдущего покаянного процесса, но и немыслимый без него. Как же можно духовнику разрешать грешника, когда тот не принес исповедания с раскаянием, и неизвестно, заслуживает ли он прощения? Если чтение разрешительной молитвы считать за действительное совершение таинства покаяния, то прочитывание ее над всеми без различия, в том числе и над совершенно неподготовленными, иногда только что прямо от житейской суеты и греха ворвавшимися в храм, будет означать, что Церковь разрешает всем и всякие грехи, – другими словами: что бы ты ни натворил, – зайди в храм и там сразу, без всякого труда и усилий с твоей стороны ты получишь полное прощение. Если же смотреть на пропитывание разрешительной молитвы как на обряд только, то это будет означать, что верующие могут приступать к Св. Тайнам без таинства покаяния, что они могут обходиться без этого таинства. Так и представляют себе дело те верующие, которые подходят к Св. Тайнам без выслушания разрешительной молитвы и иногда ни разу за всю свою жизнь не исполняют долга исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Достойно внимания еще немного остановиться на братстве ананеев. Это братство было духовно связано с братством святого Иосифа Исихаста. Когда позже, после откровения, святой Иосиф и святой Ефрем Катунакский, оставив зилотство, перешли в каноническую Христову Церковь, поминая Вселенского Патриарха, братство ананеев также захотело оставить зилотство. Вышеупомянутый иеромонах Анания, придя в кириакон (главный храм в идиоритмичных скитах) скита Святой Анны, как говорил сам, обильно почувствовал Божественную Благодать, как только взял кадило. Это было что-то, что он не чувствовал, находясь вдали от канонической Церкви. Однако некоторые отцы засомневались в каноничности его хиротонии, поэтому он сам обратился к проистамену Великой Лавры, к которой принадлежит скит Святой Анны, геронде Платону, чтобы тот сказал ему, что подобает сделать. Последний, в свою очередь, обратился во Вселенскую Патриархию, и Патриарх Афинагор ответил ему: «Принимаем брата, как есть». Приведенное выше рассказывал сам святой Ефрем Катунакский. Святой Ефрем, хотя сам не сомневался в собственном священстве, согласился на то, к чему склонял его старец Иосиф Ватопедский, т. е. чтобы после прекращения принадлежности к зилотским течениям над ним была прочитана молитва находящимся на тот момент в монастыре Ставроникиты блаженной памяти епископом Сидирокастрийским Иоанном. Тот прочитал над ним не что иное, как разрешительную молитву. Остается фактом то, что святой Ефрем Катунакский видел много чудесных событий в своей священнической жизни, когда принадлежал к зилотам, однако он их видел, как сам говорил, мутно. При переходе же в каноническую Церковь он видел все уже чисто. Святой Иосиф Исихаст, прежде чем вернуться в каноническую Церковь, принял в качестве послушников старца Ефрема, известного более как Ефрем Аризонский, он же проигумен монастыря Филофей, старца Харалампия, впоследствии игумена монастыря Дионисиат (отметим, что хиротония обоих в священники была совершена архиереем Вселенского Патриархата), старца Иосифа, в дальнейшем Ватопедского, который приехал из монастыря Ставровуни на Кипре и на Святой Горе носил имя монах Софроний. Насколько нам известно, монашеские постриги трех этих отцов совершил святой Ефрем Катунакский, который, будучи священником, много лет причащал их Святых Таин.

http://bogoslov.ru/article/6171932

Если же он  [или: она ] оказался  [или оказалась ] под запрещением или отлучением архиерейским или иерейским, или если проклятие отца своего или матери своей навлек  [или навлекла ] на себя, или под свое проклятие подпал  [или подпала ] , или нарушил  [или нарушила ] клятву, или какими-либо иными грехами как человек был связан,  [или была связана ], но во всем том сердцем сокрушенным покаялся  [или покаялась ] , и от вины во всем том и уз да разрешит его  [или: её ] . Все же, что по немощи естества он  [или она ] забвению предал  [или предала ], и то все да простит ему  [или: ей ] , ради человеколюбия Своего, по молитвам пресвятой и преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных Апостолов и всех святых, аминь. Цитаты о Разрешительной молитве «Относительно власти отпущения грехов, каковое, если оно преподается благочестивым людям в письменном виде, Восточная Церковь Христова именует «отпустительными грамотами», а латиняне — «индульгенциями», следует исповедовать, что она дана Христом Святой Церкви, и что их употребление для верных есть спасительнейшее пристанище, и что сии отпустительные грамоты преподаются во всей Кафолической Церкви, а также от четырех святейших патриархов — Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, ограниченно и с духовным рассуждением, кому подобает и когда подобает, в точности так, как относительно этих предметов сохраняет [образ действия] Восточная Церковь, а не как действует и в этих случаях неразумная вольность и злоупотребление латинян — сколько бед из этого последовало для Западной церкви, о том помнят все. А говорить, что власть давать их принадлежит исключительно Римскому папе — это очевидная ложь, и принадлежит к числу нелепых латинских новшеств». «Исповедание веры» Константинопольского собора 1727 года Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов

http://azbyka.ru/razreshitelnaya-molitva

Ибо Ты сказал, Господи: «Я совсем не хочу смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив», и что до семижды семидесяти раз должно прощать грехи, потому что величие Твоё беспримерно и милость Твоя безмерна; если же Ты, Господи, будешь замечать беззакония, то, Господи, кто устоит? Ибо Ты — Бог кающихся, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. Создавая образы покаяния на примере царей Давида и Манассии, автор молитвенных строк переносит их на современного грешника, призывая его к надежде на Божие милосердие. Словами молитвы Церковь ходатайствует о каждом кающемся. Столь же древнее происхождение имеет и вторая молитва. В качестве заключительной она также входит в состав чина Литургии апостола Иакова. В ней наряду с ходатайством присутствует уже и разрешительный мотив: Господи Иисусе Христе, Сын Бога живого, Пастырь и Агнец, подъемлющий грех мира, долг простивший двум должникам и грешнице даровавший отпущение грехов её! Сам, Владыка, ослабь, отпусти, прости грехи, беззакония, согрешения вольные и невольные, совершенные сознательно и по неведению, через преступление и ослушание этими рабами Твоими. И если они, как люди, в плоть облечённые и в мире живущие, обольщены были диаволом в слове ли или в деле, сознательно или по неведению; или слово священника нарушили, или оказались под священническим отлучением, или под собственное отлучение подпали, или под клятву были подведены, Ты Сам, как Благой и Незлобивый Владыка, этих рабов Твоих словом разрешить благоволи, прощая им и их собственное отлучение, и клятву по великой Твоей милости. Так, Владыка, человеколюбивый Господи, услышь нас, молящихся Твоей благости об этих рабах Твоих, и презри, как многомилостивый, все согрешения их, избавь их от вечной муки. Ибо Ты сказал, Владыка: «Что бы вы ни связали на земле, будет связано на небесах, и что бы вы ни разрешили на земле, будет разрешено на небесах. Ибо Ты — один безгрешный, и Тебе славу воссылаем со Безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-tainstve...

Как видим, основной темой этого отрывка является противопоставление посмертной судьбы отлученных от Церкви и святых. Надо отметить, что православная Церковь не выработала какого-то единого взгляда на причины нетленности — она может быть как свидетельством святости умершего, так и результатом его Близкие нашему отрывку рассуждения о нетленности находим у Симеона Нового Богослова: «Так бывает и с телами святых, что, когда бывают они причастными Божественного оного огня, т. е. благодати Святого Духа, исполняющего души их, то освящаются и, будучи проницаемы Божественным оным огнем, бывают светлыми, особенными от всех других тел и честнейшими их. Но когда душа выходит из тела, тогда тела их предаются тлению, и иные мало по малу разлагаются и бывают прахом, а другие не разлагаются в продолжении многих лет, и не нетленными совершенно не бывают, ни опять совершенно тленными, а сохраняют в себе признаки тления и нетления, пока не воспримут совершенного нетления и не обновятся совершенным воскресением, во время общего воскресения мертвых. И по какой это причине? По той, что не подобает телам людей облекаться во славу воскресения и делаться нетленными, прежде обновления всех тварей. Но как в начале, прежде вся тварь сотворена нетленною, а потом из нее взят и создан человек, так надлежит и опять прежде всей твари сделаться нетленною, а потом обновиться и стать нетленными и тленными телами людей, да будет снова весь человек нетленен и духовен и да обитает в нетленном, вечном и духовном Хорошо известно, что Симеон Новый Богослов был популярен прежде всего в монашеской среде. С афонским монашеством можно связать и 2-й отрывок на л. 243 об. Vat. gr. 840. Представления о том, что тела святых разлагаются (или несут в себе признаки и разложения, и нетления), а тела отлученных не разлагаются, пока над ними не будет прочитана разрешительная молитва, характерны для афонского монашества даже сейчас. В целом это вполне соотносится с православной богословской традицией, хотя в Греческой Церкви и не было единства относительно данного вопроса (так, арсениты считали нетленность признаком святости, что связано с нетленностью мощей патриарха Арсения, подобные представления широко распространены в России и Этот отрывок обратил на себя внимание Б.

http://sedmitza.ru/lib/text/5585517/

Как же так! Святые находили в чем каяться, считали себя великими грешниками, а здесь — «нет грехов». Не «нет грехов» — а «не знаю», «не вижу», «не хочу знать». Есть другая формула такого безгрешного покаяния: «всем грешен», «всем грешна». И ни одного конкретного греха. А священник не следователь, он не будет доискиваться, уличать. Да, он имеет власть отпускать грехи. Но только исповеданный, сообщенный ему определенный грех, а не некое «всем грешен». Отчего же мы не видим своих грехов? «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши», — поется в Великом покаянном каноне. Если за нами нет никакого большого «злодейства», если мы живем, как все, то, кажется, и говорить на исповеди не о чем. Но эти-то незаметные, привычные в обществе и потому не осуждаемые им грехи, ежедневные и ежечасные, и делают нашу совесть слепой и глухой — спящей. С этим грузом миллионов песчинок она уже не в состоянии шевельнуться, когда мы обременим ее и тяжким грехом, может быть, смертным. Поэтому хорошо бы каждое свое действие, каждое слово проверять Законом Божиим, а не собственным мнением, не мнением среды, не привычкой. И каяться в своей слепоте, молиться, да дарует Господь видеть свои грехи. Это уже путь к спасению. По словам святых отцов, тот, кто сподобится видеть свои грехи, выше сподобившихся видеть Ангелов. Вот женщина что-то долго рассказывает священнику. Наконец исповедь окончена, прочитана разрешительная молитва. Женщина отходит, но лицо ее остается озабоченным. Мы, конечно, не знаем, в чем дело. Но часто бывает так: тяготит нечто совесть, а сказать не решаешься, ходишь вокруг да около, исповедуешь даже помыслы, подчищаешь все уголки и закоулки, а одно пятно так и остается. Вспомни тогда слова, с которыми священник обращался к тебе перед исповедью: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене: но не обинуяся рцы (говори) вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа. Се и икона Его пред нами, аз (я) же точию (только) свидетель есмь, да свидетельствую пред Ним вся, елика речеши мне. Аще ли что скрыеши от мене, сугуб (двойной) грех имаши. Внемли убо, понеже бы пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши (уйдешь)».

http://pravmir.ru/pervaya-ispoved-kniga-...

Когда отпевание завершается, священник прочитывает над покойным разрешительную молитву, в которой молится о прощении человеку его грехов (разрешение — это прощение, освобождение). Грехов, в которых он раскаялся, и грехов, которые забыл. Это не относится к грехам, в которых человек намеренно не каялся. После все участвующие в отпевании подходят ко гробу прощаться, просят у усопшего прощение, целуют венчик на лбу и икону на груди. Затем тело полностью закрывается покрывалом. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. После отпевания гроб с телом умершего провожают на кладбище, опускают в могилу и предают земле. Если есть возможность пригласить священника с собой на кладбище, то служиться лития — еще одна поминальная служба. После ее окончания священник сыплет крестообразно землю на гроб со словами: « Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней ». Если священник не едет на кладбище, то родные родные сами на кладбище крестообразно посыпают гроб землей, освященной после отпевания. После погребения, по традиции, родные и близкие почившего собираются вместе на поминальную трапезу. Во время трапезы все вспоминают добрые дела почившего, не столько для того, чтобы сказать, какой он был замечательный человек, а более для того, чтобы лишний раз напомнить друг другу, каким, вообще, должен быть человек. Чтобы мы могли подражать лучшему, что есть в наших ближних. Что нельзя делать после похорон? После похорон нельзя вести себя недостойно, в том числе по отношению к памяти почившего. Нельзя предаваться унынию, как это ни странно звучит. Стоит сосредоточить весь свой ум и свое страдающее сердце на помощи почившему, чтобы помочь ему перейти из жизни временной в жизнь вечную. Какой может быть помощь почившему? Молитва. Добрые дела в память о нем. Как хоронят самоубийц? Самоубийц хоронят без церковного отпевания. Самый дорогой дар, данный человеку, — жизнь — самоубийца как бы бросает в лицо Богу и говорит: «Возьми, мне это не нужно...» Именно поэтому в Православной Церкви не отпевают и церковно не поминают самоубийц.

http://foma.ru/pravoslavnyie-pohoronyi.h...

На третий день после кончины, 22 октября, утром, по окончании соборной литургии, последовал вынос тела усопшего в Печерскую церковь , находящуюся в нижнем этаже теплого Воскресенского собора. Здесь оно оставалось в продолжении трех суток до дня погребения и во все это время читалось над ним днем и ночью Евангелие священниками и диаконами поочередно и пелись многочисленные панихиды; 23, 24 и 25 октября совершены были в Печерской церкви ранние заупокойные литургии, а вечером накануне 25 октября заупокойное всенощное бдение. Отпевание и погребение происходило 25 октября. В этот день перед началом литургии гроб усопшего перенесен был из Печерской церкви в холодный Софийский собор. Заупокойную литургию совершал настоятель Духова монастыря архимандрит Нафанаил в сослужении четырех протоиереев: Дмитрие-Наволоцкой церкви В. Писарева, Спасовсеградской – И. Кузнецова, соборного ключаря Н. Якубова, Введенской кладбищенской церкви – А. Левитского и шести священников: Казанской церкви – А. Мальцова, Зосимосавватиевской – К. Голубева; соборных Н. Кирикова и В. Сиземского, Владимирской ц. И. Добрякова и Лазаревской кладбищенской И. Анурьева, в присутствии г. вице-губернатора и многих других начальственных лиц города, при необыкновенно многочисленном собрании народа, не вмещавшегося в стенах обширного собора. На отпевании участвовали, кроме поименованных выше лиц духовенства, ректор семинарии протоиерей П. Л. Лосев, настоятель Спасоприлуцкого монастыря игумен Павел и почти все остальное городское духовенство. Как на литургии, так и на отпевании не было произнесено, согласно письменному завещанию покойного, ни надгробного слова, ни речей, а вместо их, согласно тому же завещанию, ключарем собора прочтены были, после чтения разрешительной молитвы, «Предсмертная молитва и прощальное слово», составленные покойным о. протоиереем еще за 24 года до его кончины. Чтение этих умилительных излияний благочестивой и [...] души произвело сильное впечатление на присутствовавших и вызвало у многих слезы. По окончании отпевания, гроб усопшего, на раменах священников, в сопровождении всего присутствовавшего духовенства, при стройном пении погребальных песней, обнесен был чрез северные двери храма вокруг собора и опущен в могилу, приготовленную на месте, которое избрано самим покойным и указано в его вышеупомянутом завещании, в ограде Софийского собора, подле северной стены храма, неподалеку от соборного дома, в котором более 30-ти последних лет службы жил покойный о. протоиерей. Примечания:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

Обычай же вкладывания грамоты в руку усопшему появился на Руси в XI веке. Текст прощальной молитвы из Требника Господь Иисус Христос Бог наш, иже Божественная заповеди святым своим учеником и апостолом давый, во еже вязати и решити падших грехи, и от оных паки мы приемше вины тойже творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце вольное или невольное, ныне и. присно, и во веки веков, аминь. Текст разрешительной грамоты над усопшим из Служебника Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго; ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его [ю]; елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему [ей], человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь Перевод: Господь наш Иисус Христос божественною Своею благодатию, даром и властью, связывать и разрешать грехи человеческие, которую Он дал святым Своим ученикам и Апостолам, когда сказал им: «Примите Духа Святого. Если кому отпустите грехи, отпустятся им, если на ком удержите, будут удержаны»; и: «Что бы вы ни связали и ни разрешили на земле, будет связано и разрешено и на небесах», и от них на нас по преемству пришедшею, да подаст прощение чрез меня смиренного и этому чаду духовному  (имя) во всем, в чем он  [или: она ] как человек согрешил  [или согрешила ] пред Богом словом, или делом, или мыслию и всеми своими чувствами, вольно или невольно, сознательно или по неведению.

http://azbyka.ru/razreshitelnaya-molitva

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010