и согласно которым получалось, что Халкидонский собор реабилитировал «друзей Нестория» — Иву и Феодорита. Таким образом, оригенистский кризис приобрел несколько искусственную связь с проблемой «Трех Глав».    Беспорядки, учиненные оригенистами в Палестине, не прекратились и после того, как в столице их в 543 г. осудил собор патриарха Мины. Источники, враждебные политике Юстиниана, утверждают, что Феодор Аскида продолжал покровительствовать своим друзьям-оригенистам из Новой лавры. После смерти Нонна, главы оригенистов Новой лавры (547), наиболее радикальные из его последователей, известные как «исохристы» (христоравные), добились, чтобы иерусалимским патриархом был выбран их сторонник Макарий (552). Конон, православный игумен основной лавры Мар-Савва, обратился за помощью непосредственно к Юстиниану. Помощь эта пришла немедленно в виде низложения Макария и замены его Евстохием, а также императорского письма к епископам, собравшимся в столице с целью осуждения «Трех Глав». Письмо содержало пятнадцать анафематизмов, воспроизводивших суть осужденных в 543г. положений. Епископам, в большем числе собравшимся теперь в столице, предлагалось это одобрить.    Латинская версия деяний Пятого Вселенского собора (единственно сохранившаяся) не содержит текста этих анафематизмов, а только осуждение Оригена, имя которого находится в списке еретиков, включающем Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория и Евтихия. Некоторые историки высказывали предположения, что имя Оригена добавлено позже, что его осуждение состоялось не на самом соборе и что даже если собор его осудил, то осуждение это не получило формального одобрения папы. Однако подавляющее большинство свидетельств доказывает обратное: Ориген был осужден в 553г. Практически единодушно Пятый собор по традиции считают собором, выступившим против «Трех Глав», а также против Оригена, Дидима и Евагрия, даже если официальный протокол заседания, где эти решения были приняты, до нас не дошел. 4. «Три Главы», папа Вигилий и Пятый Вселенский собор    В обширной литературе, посвященной христологическим спорам VI столетия, выражение «Три Главы» (κεφαλαια, capitula) первоначально означало те утверждения, которые содержались в анафематствованиях, опубликованных Юстинианом, и отражали мнения Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Впоследствии термин «глава» ввиду своей близости в греческом и латинском языках со словом, означающим «голову» (κεφαλ, caput), был применен к каждому из осужденных богословов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3284...

Догматические определения, каноны, а также судебные решения утверждались подписями всех епископов. Императорское утверждение принятых на Соборе постановлений наделяло их силой государственных законов, нарушение которых каралось светской властью. Веру в непогрешимость Вселенских Соборов выражали святые отцы Церкви: «Слово Божие через Вселенский (Никейский) Собор пребывает (остается) на веки» (св. Афанасий Великий ). «Исповедуйте веру, изложенную отцами нашими, сошедшимися в Никее, и не отвергайте ни одного из никейских изречений (постановлений), но знайте, что провозгласили это триста восемнадцать отцов по беспрекословному согласию и не без внушения Святого Духа» (св. Василий Великий ). Тексты догматических определений, канонов, судебных писем и посланий Вселенских Соборов сегодня помещены в сборнике под названием «Деяния Вселенских Соборов», а тексты канонов отдельно можно найти в «Книге правил». Православная Церковь признаёт семь В сел енски х Соборов, постановления которых стали выражением голоса всей христианской полноты и сознания Церкви. Православная Церковь признаёт семь Вселенских Соборов, постановления которых стали выражением голоса всей христианской полноты и сознания Церкви. Первый Вселенский Собор состоялся в Никее в 325 г. при императоре Константине Великом . Второй Вселенский Собор был созван в Константинополе в 381 г. при императоре Феодосии Великом. Третий Вселенский Собор проходил в Ефесе в 431 г. при императоре Феодосии II Младшем. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451 г. при императоре Маркиане. Пятый Вселенский Собор был созван в Константинополе в 553 г. при знаменитом императоре Юстиниане I Великом. Шестой Вселенский Собор проходил в Константинополе в 680 г. при императоре Константине IV Погонате. Седьмой Вселенский Собор состоялся в Никее в 787 г. при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара). Символ веры Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1 и II Вселенских Соборах: Никейском и Константинопольском (иначе Цареградском), поэтому оно еще называется Никео-Цареградским Символом веры.

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Арианство было распространено на западе среди германских народов. Остатки язычества существовали в различных частях империи и имели главным своим центром философскую школу в Афинах. Иудеи же и представители других еретических учений находились, главным образом, в восточных провинциях. Наибольшим влиянием, конечно, пользовались монофизиты. Борьба с арианами выразилась в форме его военных предприятий на западе, окончившихся уже известными нам подчинениями, полными или частичными, германских государств. При убеждении Юстиниана в необходимости иметь в государстве единую веру, не могло быть и речи о терпимом отношении к представителям других религий и еретических учений, которые подвергались при нем суровым преследованиям при помощи военных и гражданских властей. Закрытие афинской школы Для окончательного искоренения остатков язычества Юстиниан закрыл в 529 году знаменитую философскую школу в Афинах, этот последний оплот отжившего язычества, которому, как было сказано выше, нанес уже раньше сильный удар основанный в V веке при Феодосии II Константинопольский университет. После закрытия школы при Юстиниане афинские профессора подверглись изгнанию; имущество школы было конфисковано. Один историк пишет: «В том же году, в котором св. Бенедикт разрушил последнее языческое национальное святилище в Италии, а именно храм Аполлона в священной роще на Монте Кассино, была также разрушена твердыня античного язычества в Греции». 404 С этих пор Афины утратили окончательно свое былое значение культурного центра и превратились в глухой провинциальный город. Полного искоренения язычества Юстиниан не достиг; оно продолжало скрываться в некоторых малодоступных местностях. Иудеи и близкие им по вере самаритяне в Палестине, не вынесшие правительственного преследования и поднявшие восстание, были усмирены с большой жестокостью. Синагоги разрушались; в остававшихся синагогах запрещалось читать книги Ветхого Завета по древнему еврейскому тексту, который должен был быть заменен греческим переводом семидесяти толковников; гражданские права отнимались. Несториане также преследовались. Церковные проблемы и пятый Вселенский собор Важнее всего, конечно, было отношение Юстиниана к монофизитам. Во-первых, отношение к ним имело государственное значение и ставили вопрос о в высшей степени важных для государства восточных провинциях: Египте и Сирии с Палестиной; во-вторых, на стороне монофизитов была супруга Юстиниана Феодора, имевшая на него сильное влияние. Один современный ей монофизитский писатель называет ее «правоверной, исполненной ревности», «христолюбивой царицей, поставленной Богом в трудные времена для поддержки гонимых». 405

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Феодосий, епископ мелитинский, вышедши на средину святого и вселенского собора, сказал: «государь, я человек деревенский, и потому прошу прочитать эту хартию». Он подал ее, и она была прочтена Иоанном, знатнейшим тайным советником и секретарем императорским, и содержала в себе следующее: «святые и уважаемые отцы, свидетельства которых привели та и другая стороны в доказательство своего учения, блистали прежде святого и вселенского пятого собора и написали свои догматические сочинения, из которых, как сказано, та и другая стороны привели свидетельства; но однако ни один из четырех святых вселенских соборов, а равно и бывший после них пятый святой и вселенский собор, не предали существующей по всему миру кафолической святой Церкви Божией определять или передавать или проповедовать в предстоящих догматических исследованиях число относительно вочеловечения Господа Иисуса Христа, истинного Бога нашего, кроме двух естеств, которые в Нем находятся непреложно, неслиянно и нераздельно в одной ипостаси или в одном лице; чудеса и страдания Его, единого Господа Иисуса Христа, истинного Бога нашего, исповедовать словами заповедал нам святой вселенский пятый собор. Просим вашу благочестивейшую власть, которая много употребила усердия и много сделала для того, чтобы соединить повсюду находящиеся церкви Божии, письменно утвердить вашими высочайшими указами или законами правые и непорочные догматы , преданные нам сказанными святыми пятью вселенскими соборами, чтобы никто не смел преступать или прелагать древние пределы, постановленные нашими отцами для спасения всех, также чтобы кто-нибудь не подвергся осуждению или обвинению, какому подвергались некоторые из прежде бывших, учивших или об одном действии и одном хотении, или о двух действиях и двух хотениях, разве то будет из числа еретиков, которых упомянутые святые пять вселенских соборов и прочие православные уважаемые соборы отвергли вместе с их нечестивыми учениями и сочинениями и, кратко сказать, со всем, что опровергнуто и отвергнуто святою кафолическою Церковию. Мы исповедуем одного и того же от святой единосущной и животворящей Троицы совершенным по божеству и совершенным по человечеству, имеющим два естества, божеское и человеческое, пребывающим в двух естествах и после неизглаголанного и нераздельного соединения, во взаимнодействии их и соответственно естествам, одного и того же Христа, в одной ипостаси или в одном лице пребывающего нераздельно и неразлучно, совершающего божеское и человеческое. И пусть никто, как объяснено выше, из лиц той или другой стороны не подвергается, по повелению вашего благочестия, обвинению или осуждению за это».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Таким образом, видим, что Алексей Ильич Осипов отреагировал на подобный факт как вполне православный человек и не противопоставляет свое мнение мнению Церкви. Но, приходится признать, что это учение, являясь учением неправым, находит себе место в умах православных христиан, что не удивительно, так как это учение проповедует такой авторитетный ученый. А последствия распространения заблуждений внутри Церкви нам хорошо известны. Литература 1 . Вопросы современного богословия – критика на лекции и статьи проф. А. И. Осипова «Существует ли спасение вне Церкви и где границы Церкви?», редакция «Православного Апологета», статья. [Электронный ресурс] – Режим доступа: 2 . Баринов Н., свящ. О «двух линиях» святых отцов в вопросе об апоката-стасисе, статья. [Электронный ресурс] – Режим доступа: 3 . Баринов Н., свящ. О еретическом учении о всеобщем спасении (апокатастасисе), статья. Ч.1. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Ч.2. [Электронный ресурс] – Режим до-ступа: 4 . Деяния Вселенских Соборов. Т. VI. [Текст] – Казань, 1908. 5 . Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное Изложение Православной Веры. Кн.4. Гл. 9 (Эл. книга). 6 . Кассиан (Янушев), иеродиак. Пятый Вселенский Собор о вечных мучениях, статья. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.blagogon.ru/biblio/574/ 7 . Кормчая (Номоканон). [Текст] – СПб.: 2011. 8 . Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского (Историко-догматическое исследование) (магистерская диссертация). [Текст] – М.: 1999. 9 . Максимов Г. , диак. Пятый Вселенский Собор и осуждение оригенизма, статья. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/put/63080.htm 10 . Максимов Г. Вечны ли адские муки? Ч. 1, 2, 3, статья. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/01.html, http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/02.html, http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/03.html 11 . О заблуждениях проф. А. И. Осипова в статье «Что нас ждет на Страшном Суде», опубликованной в журнале «Православная беседа» 2, 2008 г., статья.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часть I → Содержание Краткие сведения о распространении монофизитства после IV-ro Вселенского собора Спор о трех главах и пятый Вселенский собор I. Происхождение спора II. История спора о трех главах V Вселенский собор Монофелитство и VI Вселенский собор I. Монофелитство и поборники православия до VI -го Вселенского собора А. Монофелитство Б. Поборники православия II. Константинопольский VI Вселенский собор 680 года Иконоборство и VII Вселенский собор I. Происхождение иконоборства II. Господство иконоборства (741– 775г.) III. Никейский Вселенский собор 787 год IV. Последние времена иконоборства Приложения к «Истории Вселенских соборов» Никейский собор по тексту коптскому Константинопольский собор 448 года против Евтихия Собор разбойничий 449 года, руководимый Диоскором Собор Разбойничий 449 года, в Сирском текст Халкидонский IV-ый Вселенский собор 451 года 1) Обстоятельства созвания собора 2) Суд над собором разбойничьим и Диоскором 3) Догматические прения и вероопределение     Краткие сведения о распространении монофизитства после IV-ro Вселенского собора Собор Халкидонский четвертый Вселенский восторжествовал над ересью монофизитской; для всех стало очевидным, чем отличается истина православия от ереси монофизитской, которая также выдавала себя за истину. Но это не значит, чтобы по окончании собора Халкидонского не стало более еретиков монофизитов в восточной Церкви. В умах многих монофизитство пустило такие глубокие корни, что их не мог истребить и собор Халкидонский. В некоторых местах еще продолжали храниться предания собора разбойничьего 449 года. Что действительно было так на самом деле, это показали беспорядки, нестроения и даже открытые возмущения в разных церквах, какими встречены были догматические определения Халкидонского собора, тотчас по его окончании. Первым местом на Востоке, где Халкидонский собор встретил себе сопротивление, была церковь Палестинская. Сюда пробрался один из Александрийских монахов Феодосий, который был в Халкидоне во время деятельности здесь собора; с ним явились в Палестину и другие монахи, также бывшие свидетелями торжества православия в Халкидоне; они то и посеяли первые семена раздора в Церкви иерусалимской 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Пятый Вселенский Собор 553 г. в Константинополе.    Текст пригласительных грамот епископов на Собор не сохранился «Греческие акты этого Собора утрачены. Мы теперь располагаем латинским переводом, сделанным одновременно с заседаниями Собора для сведения папы Вигилия и использованным вскоре одним из его преемников - Пелагием (578—590 г.)». В мае 553 г. в Константинополе открылся пятый Вселенский Собор. Он был очень непродолжителен. Заседания начались 5-го мая и продолжались лишь до 2-го июня; их было всего 8. Местом соборных деяний была церковь, при покоях епископов. Председателем Собора был Евтихий. Кроме него, из видных лиц присутствовали - Домн Антиохийский, Феодор Аскида, Евстахий Иерусалимский, 6 западных епископов, а потом 8. Всех отцов сначала было 151, а потом число их возросло до 164.    План соборных занятий подробно намечался в послании на открытие Собора. В нем он выразил свою верность четырем бывшим Вселенским Соборам и изложил возникновение дела о трех главах. Он выставлял дело так, что будто бы несториане и доселе производили агитацию и, не смея заявить прямо, распространяли свои воззрения при помощи сочинений Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. Император указывал, что он уже оповестил епископов относительно трех глав, и несравненное большинство их согласилось с эдиктом императора. Сравнительно долго останавливается император в своем послании на отношении папы к трем главам. Обращаясь к отцам, император говорит: «Просим вас рассмотреть, что нечестиво написано Феодоритом против правой веры и первого Ефесского св. Собора и против памяти св. Кирилла и против 12-ти его глав и что тот же Феодорит написал нечестиво в защиту Феодора и Нестория и их хулений против святой памяти Кирилла. Просим также сделать исследование и о нечестивом послании, которое написал Ива к персу Марию; в нем составитель его отрицает, что Бог-Слово сделался человеком и что святая славная Приснодева Мария есть Богородица». Касается император и вопроса о том, можно ли осуждать после смерти еретиков и их творения; вопрос решается, конечно, в положительном смысле (Mansi IX р. 178).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

В продолжение всего царствования Юстиниана в богословии непрерывно продолжались напряженные дискуссии между защитниками идеи теопасхизма и ее противниками. Взгляды Леонтия Иерусалимского получили поддержку у нескольких богословов первой половины VI века, среди которых следует отметить «скифского монаха» Иоанна Максентия, ратовавшего за провозглашение теопасхистской формулы как в Константинополе, так и в Риме. Раздоры по этому поводу продолжались до тех пор, пока наконец император Юстиниан не опубликовал свое собственное вероопределение, а затем созвал в 553 году Пятый Вселенский Собор в Константинополе. На этом соборе были осуждены так называемые «Три главы»: (1) Феодор Мопсу-эстийский и все его писания; (2) те писания Феодорита Киррского , в которых он опровергает анафематизмы святого Кирилла Александрийского и Эфесский собор и отказывается признать какую бы то ни было форму теопасхизма; (3) письмо Ивы Эдесского, представляющее собой отчет о примирении между святым Кириллом и восточной Церковью (то есть Антиохией) в 433 году в толковании, неблагоприятном для Кирилла. Христологическое определение собора 553 года подтвердило законность и необходимость халкидонской формулы, но вместе с тем признало законность и некоторых выражений Севира Антиохийского – в частности, что различение природ во Христе может проводиться только «на словах и в мыслях, а не в конкретном смысле». С другой стороны, провозгашалась и законность формулы святого Кирилла «одна воплощенная природа Бога Слова»: в этом выражении, согласно вероопределению Юстиниана, Кирилл «употреблял слово «природа» вместо слова «ипостась " ». Тем самым халкидонская формула была истолкована в приемлемых для всех терминах, открывая дорогу для примирения с монофизитами. Несмотря на поистине экуменическую – в идеологическом, а не в политическом смысле – позицию Константинопольского собора, монофизиты отказались принять его решения. Во-первых, они уже вполне закостенели в своих взглядах и попросту не желали соглашаться с православными. Во-вторых, они продолжали видеть противоречия между Халкидонским и Константинопольским соборами, в противоположность православным, которые считали необходимыми оба собора: Халкидонский – чтобы покончить с евтихианством, Константинопольский – чтобы раз и навсегда дать правильное истолкование христологических взглядов святого Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Святой патриарх Фотий Константинопольский в послании к князю Михаилу Болгарскому пересказывает решение V Вселенского Собора: « " 178 (Святой и Вселенский Пятый Собор... еще осудил и проклял Оригена , Дидима и Евагрия, древние болезни неверных мужей, пытавшихся привнести в Церковь Божию эллинское баснословие... они словоблудили... и проповедовали конец бесконечной муки, и это есть воистину призвание ко всякому греху и к погибели, и бредили, что лукавым бесам снова даровано будет их первое достоинство и восхождение в вышнюю славу, из которой они ниспали... – перевод авт.) Изложение соборного решения имеется и в Номоканоне или Кормчей, где перечисляются осужденные ереси Оригена , среди которых и ересь об окончании мучения грешников 179 . (Пятый же святой Вселенский Собор... также проклял и отверг первого Оригена злоумного и все нечестивые его писания... безумно глаголющего... конец мучению и бесам снова в первый сан устроиться... – перевод авт.) Итак, Церковь в VI в. соборно сначала одновременно на пяти Поместных, а затем на V Вселенском Соборе непогрешимо предала анафеме ересь об окончании мучений грешников и спасении всех (апокатастасисе) безотносительно к учению о предсуществовании душ и с этим учением «всех, которые думают или будут думать подобно». 10. Осуждение ереси о всеобщем окончании мучений грешников в XI веке и анафематствование ее в чине Торжества Православия На этом осуждение Церковью ереси о всеобщем спасении не закончилось. Учение об окончании мучений нечестивых и всеобщем их помиловании еще раз всплыло в XI в. В Византии появился высокоталантливый философ Иоанн Итал, италийский грек в звании «ипат» (или «консул») философов, или, как называют эту должность сейчас, глава университета. Он был известен как одаренный преподаватель, толкователь учений Аристотеля, Платона, неоплатоников. Его собственная философская позиция строилась по преимуществу на платонизме 180 . Он пытался совместить ее с христианством. Его учение было рассмотрено на Константинопольском Соборе 1076–1084 годов (Собор собирался несколько раз) и предано анафеме 181 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Собор Халкидонский подтвердил определения бывших прежде трех Вселенских соборов и семи Поместных и равенство Константинопольской кафедры с Римской, которой она уступала только место. Прошло столетие после Халкидонского собора, но споры и смуты не прекращались между ожесточенными партиями, из которых одна держалась несторианства, другая евтихианства; и те, и другие старались оправдывать свои мнения ссылками на писания отцов Церкви, толкуя выражения их по-своему. Эти споры, распространяя смуту в умах, дошли до такого раздражения, что оказался необходимым новый Вселенский собор, Пятый. Он созван был в 553 году в Константинополе Юстинианом I. То был император, знаменитый в истории и гражданской, и церковной; глубоко вникая во все вопросы своего времени, он поставил целью своей жизни умиротворить Церковь . Пятый Вселенский собор, не провозглашая никаких новых догматов, торжественно утвердил вероопределение всех прежних Вселенских соборов и повторил осуждение и Несторию, и Евтихию. Сам император Юстиниан изложил исповедание Божества и человечества Иисуса Христа в молитве, которая тогда же вошла в состав литургии: Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Однако богословские споры и затем не прекратились. К прежним предметам пререканий присоединились новые – о единстве воли, соединенной с естеством в лице Христа Спасителя. В 648 году император Констанс II по внушению тогдашнего патриарха Феодора издал указ, известный под названием образца веры (типос), в котором запрещал под страхом строгих взысканий рассуждать о спорных вопросах, повелевая держаться во всем постановлений пяти Вселенских соборов. Не склоняясь ни на сторону истины, ни на сторону заблуждений, указ предписывал одно – молчание; но буря не унялась. Тогда начались гонения против ослушников царского указа, причем пострадали по ненависти врагов и прямые защитники православия: таковы были Мартин, папа Римский, и Максим Исповедник – святые, чествуемые Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010