На Соборе отцы рассматривали также заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого церковного учителя III века. Его учение о предсуществовании человеческих душ было осуждено. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение мертвых. 7 августа. ПРАВМИР. Православная Церковь чтит память V Вселенского Собора. Пятый Вселенский Собор был в Константинополе, при святом благоверном царе Юстиниане I в 553 году, для решения вопроса о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский, осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указанных епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан издал указ, в котором в трех отдельных «Главах» осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о «Трех главах». Для решения этого спора и был созван Пятый Вселенский Собор. На этом Соборе присутствовало 165 епископов. Анафема (проклятие) была произнесена на лицо и на учение Феодора Мопсуетского безусловно; но относительно Феодорита и Ивы осуждение ограничилось только некоторыми сочинениями, лица же их как очищенные Халкидонским Собором без сомнения, вследствие раскаяния, были пощажены от анафемы. На Соборе отцы рассматривали также заблуждения пресвитера Оригена, знаменитого церковного учителя III века. Его учение о предсуществовании человеческих душ было осуждено. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение мертвых. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamya...

Действительно, один из наиболее значимых римо-католических историков и апологетов кард. Ц. Бароний (1538–1607) в своем монументальном сочинении Annales Ecclesiastici пишет: «Коль скоро дела обстояли бы так, как это описывают Акты, читатель, конечно же, согласится, что этот Собор не заслуживал бы не только имени Вселенского, но даже и поместного, поскольку он был собран невзирая на сопротивление Римского понтифика и соборные постановления были бы вынесены вопреки папским декретам» 66 . Бароний, разумеется, полагает, что вселенский авторитет Собору сообщило последующее утверждение его решений папой; однако он не может поверить, что признанный понтификами Собор был в своих действиях настолько чужд последующему учению Римской церкви о верховной власти папы. Поэтому он высказывает предположение, что Акты собора были подделаны, однако современные научные данные не подтверждают его апологетических построений. Собор и в действительности, несомненно, проходил именно так, как описывают акты; таким образом, сам Бароний, хотя и невольно, свидетельствует, что примирить реальную историю и постановления Пятого Вселенского собора с учением о верховной власти папы, строго говоря, невозможно. Сознавая это, активно опирался на историю Пятого Вселенского собора в своей полемике с защитниками папского абсолютизма и крупнейший мыслитель галликанского движения еп. Ж.-Б. Боссюэ (1627–1704). В своей «Защите декларации галликанского клира» (полемической работе, которая доказывала верховную власть вселенского собора над Римским понтификом) Боссюэ пишет: «А что они [защитники верховной власти епископа Рима] скажут о Вигилии? Неужели поступил неправильно Святой Пятый собор, который не просто в отсутствие папы, но и вопреки его запрету, обсуждал вопрос о “Трех главах” и осудил за ересь послание Ивы, которое все тот же Вигилий в своем Constitutum " e, обращенном ко всем Церквам, одобрил? А если Пятый собор действовал неправильно, то почему его суждениям следовали понтифики – два Пелагия и сам Григорий? Почему не осудили его, но утвердили как законный?» 67

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же останется тогда в Божественном Писании солидным? Что будет иметь прочность? И мы признаем, что человеку возможно ошибаться, насколько он – человек и что-нибудь делает своими собственными силами, но поскольку он – водим Божественным Духом и испытан пробным камнем Церкви в тех вещах, которые относятся к общей вере догматического учения, то (в таком случае) написанное им, мы утверждаем, является абсолютно истинным. Посему мы не можем легко допустить утверждение об ошибочности мнения в отношении такого великого мужа, брата Василия Великого и блаженной Макрины и друга Григория Богослова . Да и как можно думать, что, руководимый такими святыми, он мог впасть в заблуждение? Прибавим же, что и Пятый Вселенский Собор, собравшийся главным образом против Оригена и отвергнувший писания Оригена , как вредные и дурныя, сочинения Григория Нисского одобрил, чтобы, в силу этого, сей мудрейший муж был весьма далек от всякого подозрения: ибо этот Собор не одобрил бы его писания, если бы счел, что в них заключаются Оригеновския бессмыслицы, которые осудить он имел величайшее тщание. Остается, таким образом, что он, который исповедал существование вечного огня, также держался и такого рода мнения – об очистительном огне, как это ясно обнаруживается и в его Катехизическом Слове и в слове о детях, которые преждевременно восхищаются из этой жизни. Итак, в то время, как писания Оригена – сожжены, его писания сохранены полностью, и не только сохранены, но еще более почтены, что не могло бы произойти, если бы нечто из того, что вы говорите, он, действительно, написал. А то, что вы говорите, что его сочинения были испорчены сторонниками Оригенова мнения, является бессмыслицей. Ибо если бы нечто такое и случилось, то, конечно, – после того, как был собран Пятый Вселенский Собор, что, конечно, ясно всякому, т. е. когда это (Оригеново) учение уже было изгнано из оград Церкви. Если бы, как мы сказали, он нечто таковое (что было бы в духе Оригеновского учения) написал, то, ясно, что Собор не мог бы не знать того, а коли бы знал, – без сомнения, и осудил бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Собор в этом случае осудил то, что читано было им в заседаниях, т.е. поврежденное несторианами письмо Ивы. Таким образом, осуждены были Феодор Мопсуетский и его сочинения, а также сочинения блаженного Феодорита в защиту Нестория против св.Кирилла и письмо Ивы Эдесского к Марию персу. При этом собор утвердил вероопределения всех прежних Вселенских Соборов и в том числе Халкидонокого. Папа Вигилий, во время соборных заседаний приславший императору свой отзыв против осуждения вышепоименованных лиц, по окончании Собора все-таки подписал соборные определения и был отпущен в Рим, почти после семилетнего пребывания в Константинополе. На дороге, впрочем, он умер. Преемник его Пелагий (555 г.) принял Пятый Вселенский Собор, и поэтому должен был выдерживать борьбу против многих западных церквей, не принимавших Собора. Разделение в западных церквах из-за Пятого Вселенского собора продолжалось до самого конца VI столетия, когда при папе Григории Великом , наконец, все признали его. § 18. Упорство монофизитов и монофизитские секты Старания Юстиниана присоединить к православной Церкви монофизитов, вызвавшие, между прочим, Пятый Вселенский Собор, привели к желаемому результату. Правда, умеренные монофизиты присоединились к Церкви лишь в одном Константинопольском патриархате. Монофизиты же других патриархатов оставались по-прежнему упорными еретиками. В видах государственных, Юстиниан сделал было попытку присоединить и строгих монофизитов, даже с уступкой им; в 564 г. он потребовал, чтобы православные епископы приняли их в общение. Но епископы отказались принять в Церковь еретиков, не принимавших православного учения. За это Юстиниан начал их низлагать и ссылать в заточение. Такая участь постигла прежде всего Евтихия, патриарха Константинопольского. Впрочем, Юстиниан скоро умер (565 г.) и возникавшие было замешательства в Церкви прекратились. Монофизиты, между тем, окончательно сформировались в отдельные от православной Церкви общества. В Александрии 536 г. поставлен был новый православный патриарх; но его знала только небольшая часть египтян, преимущественно греческого происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   2 июня было последнее заседание собора; изречены были против догматических заблуждений 14 канонов или анафематизмов, сходных большею частию буквально с теми, какие находятся в μολογα πστεως Юстиниана. Из них в третьем говорится, что: «одному и тому же Христу принадлежат добровольные страдания и чудеса», в пятом и десятом воплотившийся Господь называется «Единым святыя Троицы». Шестой канон называет святую Деву Богородицею. Последние три касаются прямо трех «глав». Следствия пятого вселенского собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана. Политика его ближайших преемников    Таким образом, пятый вселенский собор закончил свои заседания. Император известил об этом сакрою, подтверждающею постановления собора. Но никаких обращений в православную церковь не было. Напротив, монофиситы наглумились над усердием Юстиниана. Они ответили императору такими словами: «Ива эдесский и Феодорит были или хороши, или худы; если хороши, то зачем их предали анафеме, а если худы, то хорош же был Халкидонский собор, который признал их православными». Никаких новых полемических оружий для православных собор не дал.    Осуждение трех глав было принято на востоке без сильных протестов. Только Александр авильский (в Палестине) не подписал соборных определений, за что и был низложен. Но западные прямо заявили, что пятый вселенский собор состоялся во вред и уничижение Халкидонского собора. Рустик, диакон римский, и африканский аббат Феликс, обнародовавшие протест против постановлений пятого собора, сосланы были в Фиваиду. Вероятно, подверглись ссылке бывшие в Константинополе западные епископы, несогласные с собором. Факунду гермианскому также предстояла ссылка, но он скрылся еще раньше и написал послание к Мокиану (ad Mocianum). Клирики Вигилия были сосланы в рудники (а может быть – им только пригрозили этим). Вигилия также коснулась горькая участь: он был сослан в заточение. В результате преследований оказалось, что папа согласился на осуждение трех глав. 8 декабря 553 года папа написал послание к Евтихию константинопольскому, в котором он отказался от своих мнений. Но усердие папы дошло до крайности. 23 февраля 554 года он издал послание к западным епископам с целью убедить их, что осуждение трех глав законно. Здесь он заявляет, что послание Ивы не только сомнительно, но даже подложно. Отзывы отцов относительно послания Ивы к Марию имеют в виду другой документ, а не это послание. Вигилий ухитряется сказать, что враги приписывали Иве очень много лишнего. Так, между прочим, ему приписывались слова: «я нисколько не завидую Христу, ибо, если Он сделался Богом, то и я». Когда на Халкидонском соборе Иве указали на это его изречение, то он ответил, что не слыхал его даже от самого беса. На этих основаниях Вигилий утверждает, что самое послание Ивы к Марию Персу подложно. При таких искусственных толкованиях Вигилию нетрудно было согласиться с постановлениями пятого вселенского собора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

После этих споров наступила тишина, и продолжалась полтора века. Но потом опять возобновился процесс, и на этот раз для того, как говорят, чтобы при посредстве высшего церковного трибунала торжественнейшим образом решить его для всех времен. Пятый вселенский собор, по общепринятому мнению, признал Оригена еретиком, и в известных XV правилах осудил его главные заблуждения. Но это ошибка, которую внесли в свою историю Кедрин, Каллист и другие 128 . Император Юстиниан в 543 году действительно хотел, чтоб были осуждены: 1) оригениане, потому что эти безрассудные чтители Оригена , включившие его предположения в число догматов веры, и присовокупив к его ошибкам свои собственные, защищали те и другие с упорством и произвели кровавые разделения в церкви; 2) так называемые три главы, т. е. сочинения учеников и друзей Нестория: Феодора мопсуэтского, Феодорита кипрского, Ивы эдесского (1-го – все сочинения, 2-го – писания против Кирилла, 3-го – послание к Марию, где отрицается communicatio idiomatum»). По его распоряжению, созван был в Константинополе, при патр. Мине, частный собор, на котором единогласно осуждены заблуждения оригениан, и осуждение выражено в XV правилах. Но дело о трех главах, можно сказать, только начато, и потом, в продолжение почти 10 лет, было предметом сильнейших споров. Весь почти восток стоял против них; запад, в лице Фульгенция, Либерата и Факунда – за них. Понтиан карфагенский даже высказывал ту мысль, что ни император, ни другой человек не имеет права произносить суда над умершими. Вигилий, папа римский, как человек бесхарактерный, склонялся, соображаясь с обстоятельствами, то на ту, то на другую сторону: в 548 г. он подписал осуждение трех глав, а в 551 г. не хотел подписать второго эдикта императора против них. Для того, чтобы положить конец этому спору, Юстиниан созвал пятый вселенский собор в Константинополе, в 553 году. Собор, как известно, состоял из 164 епископов, которые, под председательством патриарха Евтихия, имели 8 заседаний. Анафематствованы были три главы и некоторые монофизитские формулы, подтверждены определения прежних вселенских соборов касательно Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория, Евтихия и тех, кои, как сказано в XI пр. VIII собр., подобное думали или думают. Об оригенистах не было нужды рассуждать на этом соборе; потому что они были уже осуждены – и притом решительно – собором частным. Но эдикт Юстиниана со списком осуждений был присовокуплен к делам V-ro вселенского собора; и это подало повод думать, что рассмотрение мыслей Оригеновых происходило на V-м соборе. Винценци даже самые правила почитает подложными, и сомневается, чтобы известное послание к Мине, направленное против Оригена , действительно вышло от Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

О том же говорится и в иконописных подлинниках. Как, например, в Сводном иконописном noдлuhhuke XVIII beka Палехской редакции на эту тему сказано: «Пятый вселенский собор бысть… на Оригеновы ереси, которые еретики последовали и учили не быти воскресению мертвым и пр. …Сей собор оныя ереси проклятию предаде и утверди от Священного Писания, что будет воскресение мертвым и мука грешникам вечная, а праведным царствие Божие» 32 . Также учение о конечности мучений было осуждено на одном из Поместных Соборов. В kohцe XI beka в Константинополе состоялся Поместный Собор, осудивший различные околохристианские мнения известного в то время богослова-философа Иоанна Итала 33 . Один из анафематизмов посвящен учению о том, что после окончательного Суда мучения будут не вечны. Этот анафематизм был напечатан в Постной Триоди в чине Торжества Православия и выглядит так 34  (предлагается без перевода с церковнославянского языка, но в русской транскрипции): Приемлющим и подающим тщетныя и еллинския глаголы, яко предбытие есть душам, и не от несущаго вся быша и приведошася. Яко конец есть муце, или устроение паки здания и человеческих вещей. И таковеми словесы Царство Небесное разрушенно всяко, и преходящее вводят, егоже вечным и непостижимым Сам Христос и Бог наш научи и предаде. И всем Ветхим и Новым писанием мы прияхом, яко и мука безконечна есть и Царство присносущное. Сицевымиже словесы, себе же погубляющим, и иным вечнаго осуждения виновным бывшим – Анафема. Должно отметить, что митр. Иларион и проф. А.И. Осипов не знакомы с чином Торжества Православия, при совершении которого уже на протяжении более тысячи лет ежегодно в той или иной форме анафематствуется учение о временности мучений после Страшного Суда. В современном чине в восьмом анафематизме осуждается именно учение о конечности мучений 35  (предлагается без перевода с церковнославянского языка, но в русской транскрипции): Отмещущим безсмертие души, кончину века, суд будущий, и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение, анафема.

http://azbyka.ru/pyatyj-vselenskij-sobor...

V. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство братства во имя святого князя Александра Невского. 1997. V. Пято-Шестой Собор и его учение о церковном образе. К оглавлению Так же как и сам образ, учение Церкви о нем не является позднейшим придатком к христианскому учению, оно непосредственно вытекает из учения о спасении и коренится в христианском мировоззрении. Оно изначала присуще христианству во всей полноте, так же как и все другие аспекты учения Церкви. Однако, так же как и в отношении других аспектов своего учения, Церковь раскрывала и формулировала учение об образе постепенно, в ответ на нападки, на непонимания, на лжеучения, возникавшие на ее историческом пути. Здесь было то же, что, например, в учении о двух природах Христа, Божественной и человеческой. Истина эта скорее конкретно, непосредственно переживалась первыми христианами, чем теоретически формулировалась. Догматическое же учение о ней было установлено Церковью в ответ на ереси и лжеучения. То же было и в отношении учения об образе. Впервые принципиальное указание, касающееся характера священного образа, было формулировано Пято-Шестым (Трулльским) Собором в ответ на практическую необходимость. Каноны этого Собора, касающиеся искусства, не являются «уступкой верующим», как думают некоторые представители современной науки. Тем более нельзя сказать, что касаются они только одного сюжета . Как мы увидим, здесь находит свое соборное выражение именно отношение к образу святых Отцов предыдущих времен, то есть само Предание Церкви. Пято-Шестой Собор открылся 1 сентября 692 года. Наименованием своим он обязан тому, что он дополнил два предшествующих ему Вселенских Собора: Пятый (553 г.) и Шестой (681 г.), оба имевшие место в Константинополе. Так же как Шестой Вселенский Собор, Пято-Шестой происходил в зале (in Trullo) императорского дворца. Отсюда его наименование — «Трулльский». Пятый Собор, осудивший монофизитство и оригенизм, и Шестой, осудивший монофелитство, занимались лишь догматическими вопросами. Целый же ряд канонических вопросов дисциплинарного порядка ожидал своего решения. С этой целью и был созван Пято-Шестой Собор, который обычно называется просто Шестым Вселенским Собором. Вопросы, решавшиеся на нем, касались разных сторон церковной жизни, которые требовали упорядочения, в том числе и церковного искусства. «В зрелую пшеницу истины замешались кое-какие остатки языческой и иудейской незрелости». Эти слова из послания Отцов Собора императору Юстиниану II имеют, как мы увидим, непосредственное отношение к нашему сюжету.

http://sedmitza.ru/lib/text/440335/

Собор извещает затем обо всем, что было сделано для исследования Трех Глав: он осуждает их, провозглашая свое почитание Халкидонского собора. Этим мудрым решением, пятый вселенский собор ответил на обвинения, которые люди увлекающиеся распространяли среди западных касательно дурных намерений большинства его членов. В то же время он ответил на предлоги, которыми противники Халкидонского собора пользовались для отвержения решений этого святого собрания. Таким образом он могущественно способствовал прекращению разногласий. Вигилий понял, что он ошибался, защищая дурное учение под предлогом уважения, которое он заявлял в отношении к Халкидонскому собору. Спустя шесть месяцев после закрытия собора, он писал к Константинопольскому патриарху Евтихию письмо, в котором сознавался, что он нарушил любовь, отделившись от братьев. Он прибавляет, что не должно стыдиться отречения (от заблуждения), когда узнаешь истину. «Исследовавши, говорит он, дело о Трех Главах, я нашел их достойными осуждения». Далее он высказывается против тех, которые защищают их, и осуждает свои собственные сочинения в защиту их. Затем он обнародовал пространную записку в доказательство того, что Три Главы содержат дурное учение. 202 И он вошел в общение с теми, которых прежде анафемствовал, и мир был восстановлен. Пятый вселенский собор не был созван и не находился под председательством римского епископа, хотя и присутствовавшего в городе, когда происходили заседания. Заседания этого собора происходили не только без этого епископа, но и против него. Однако же определения этого собора были признаваемы каноническими и сам папа подчинился им после некоторых затруднений, которые имели свое начало в незнании фактов. Восток присоединился к собору, таким образом, собор собирался без папы и против папы, и все же имел вселенский характер. Все обстоятельства этого великого исторического факта не доказывают ли с очевидностью, что в шестом веке, даже в Риме, не знали тех мнимых преимуществ, которые теперь приписывают папству?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Дева-мученица Иулия, За Христа Владыку распятая, Призывала силу Божию, Силу Древа Всечестнаго. Из шести жестоких ран Кровью землю обагрила; На Владыку уповала, Свою веру не скрывала. И Христос ее не утаил, Всему ясно объявил, В Царстве горнего бессмертия Поселил в чертоге праведных. Испустила душу Иулия: Словно голубь белокрылый, Взмыв из уст ее правдивых, На высоты воспарил. Люди это наблюдали, Громогласно восклицали: «Горе судиям неправым, Кровь невинную пролившим!» 3. Святые 15 000 мучеников . Были обезглавлены в Персии за веру Христову. 4. Св. мученик Афиноген . Составитель вечернего песнопения «Свете тихий» . Скончался за Христа в огне и удостоился вечной славы в Царстве Божием. 5. Воспоминание шести Вселенских Соборов . Сие общее воспоминание первых шести Вселенских Соборов совершается на неделе с 13 по 19 июля. Рассуждение Вселенские Соборы суть величайшие арены борьбы Православия с ересями. Под сей датой Церковь творит общее воспоминание первых шести Соборов. Первый Вселенский Собор состоялся в Никее в 325 году (в нем участвовало 318 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 29 мая и в седьмое воскресенье по Пасхе. Сей Собор опроверг ересь Ария против Бога Сына. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 году (в нем участвовало 150 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 22 мая. Сей Собор опроверг ересь Македония против Бога Духа Святого. Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году (в нем участвовало 200 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 9 сентября. Сей Собор опроверг ересь Нестория против Пресвятой Богородицы. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451 году (в нем участвовало 630 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 16 июля. Сей Собор опроверг монофизитскую ересь. Пятый Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 553 году (в нем участвовало 160 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 25 июля. Сей Собор опроверг ересь Оригена [и Феодора Мопсуестийского. – Пер.]. Шестой Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 680–681 и в 691 годах (в нем участвовало 170 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 23 января. Сей Собор опроверг монофелитскую ересь. Седьмой же Вселенский Собор, состоявшийся в Никее в 787 году (в нем участвовало 367 святых отцов), вспоминается не в этот день, а 11 октября [однако празднование , согласно уставу, бывает в Неделю предыдущую или приидущую , то есть в предыдущее либо в последующее воскресенье. – Пер.]. Сей Собор опроверг иконоборческую ересь. На всех Вселенских Соборах действием Святого Духа осуждены все [в ту пору существовавшие. – Пер.] ереси и навсегда утверждена православная вера 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010