Отцы нашли, что сочинения Феодорита достойны также осуждения, хотя он сам как отказавшийся от Нестория и потому оправданный Халкидонским собором и не подлежит осуждению. Что же касается письма Ивы Эдесского, то собор также осудил его, не касаясь самого лица Ивы; собор в этом случае осудил то, что читано было им в заседаниях, то есть поврежденное несторианами письмо Ивы. Таким образом, осуждены были Феодор Мопсуетский и его сочинения, а также сочинения блаженного Феодорита в защиту Несто­рия против святого Кирилла и письмо Ивы Эдесского к Марию-персу. При этом собор утвердил вероопределения всех прежних Вселенских соборов, и в том числе Халкидонско­го. Папа Вигилий, во время соборных заседаний приславший императору свой отзыв против осуждения вышепоименованных лиц, по окончании собора все-таки подписал соборные определения и был отпущен в Рим после почти семилетнего пребывания в Константинополе. На дороге, впрочем, он умер. Преемник его Пелагий (555 г.) принимал Пятый Вселенский собор и поэтому должен был выдерживать борьбу против многих западных Церквей, не принимавших собора. Разделение в западных Церквах из-за Пятого Вселенского собора продолжалось до самого конца VI столетия, когда при папе Григории Великом , наконец, все признали его. § 19. Упорство монофизитов и монофизитские секты Старания Юстиниана присоединить к Православной Церкви монофизитов, вызвавшие, между прочим, Пятый Вселенский собор, не привели к желаемым результатам. Правда, умеренные монофизиты присоединились к Церкви, но в одном почти Константинопольском патриархате. Монофизиты же других патриархатов, особенно строгие (афтартодокеты), оставались по-прежнему упорными еретиками. В видах государственных Юстиниан сделал было попытку присоединить и строгих монофизитов, даже с уступкой им; в 564 году он потребовал, чтобы православные епископы приняли их в общение. Но епископы отказались принять в Церковь еретиков, не принимавших православного учения. За это Юстиниан начал их низлагать и ссылать в заточение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

81 В надписании этого собора говорится: καννες κτεθντεσ πατ τς γας Συνδδε, τς ν τι πεοιωνμ νο τς Θεο Λγκ Σοφας σοςσης, κα τς ζ οκκμενικην σνοδος βεβαιωσοης, πσην δ σχωατικην κα αρετικν πλκην πειλασης. Словали: κα τς ζ οκκμενικην σνοδος βεβαιωσοης – указывается на утверждение им деяний собора VII Вселенского, см. Beveregii. Pandeciae, t – II, также Славян. Корм., опыт Курса Церк. Законов, т. II, стр. 573. 82 См. 1 и 2 его правила, в которых встречаются выражения: «святый и вселенский собор определил»... Книга правил, стр. 437–438. 83 Память Первого собора празднуется в VII-ю неделю по Пасхе; шести первых вместе 16-го июля; Седьмого Вселенского 11-го октября. 86 Следы обращения власти Церкви к власти государственной за ограждением ее распоряжений; от упорства и непокорности виновных можно встречать еще до союза Церкви с государством. Собор Антиохийский осудил Павла Симосатского за его лжеучение; но Павел и ие думал слушаться сего осуждения, продолжал по-прежнему занимать епископскую кафедру и жить в доме епископа. Для отрешения виновного собор был вынужден прибегнуть к императору Аврелиану (Церк. Ист. Евс. VII. 30). 88 Историки единодушно говорят, что Первый Вселенский собор был созван властью и по указу императора Константина Великого (Евсев. о жизни Констант. III, 6, 12. Созом, I, 17. Феодор. I, 7). Ис­торики не свидетельствуют, что и Второй Вселенский собор созван также по указу и желанию императора Феодосия Великого (Сокр. V, 8. Созом. VII, 7. Феодор. V, 7). «Собравшись по твоему распоряжению в Константинополь», писали императору и сами отцы этого собора. (Деян. всел. собор, т. I, стр. 263). Подлинные акты соборов удостоверяют, что и Третий Вселенский собор был созван императором Феодосием младшим (Деян. Собор, т. 1, стр. 445–482, 486 и др.); что учреждение Четвертого Вселенского собора совершилось также по воле и распоряжению императора Маркиана (ibid т. III, 555, 666 и мн. Др.). Те же акты говорят, что Пятый Вселенский собор был созван указом Юстиниана и созван им по примеру прежних императоров, учреждавших такие соборы (Labb. t. V, 419–424, 562); что Шестой Вселенский собор был собран Константином Пагонатом (ibid, t. VI, 600–601, и мн. др.). Седьмой – императрицею Ириною (ibid. VII, 40, 49 и мн. др.). Очевидные указания историков и актов соборных решительно опровергают то мнение католиков, будто созвание Вселенских соборов древней церкви было исключительно делом прав власти и распоряжений рамского папы (см. Духов. Вестн., 1862 г. т. I, стр. 65–81).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Кирилла и письмо Ивы Эдесского к Марию персу. При этом собор утвердил вероопределения всех прежних вселенских соборов и в том числе Халкидонского. Папа Вигилий, во время соборных заседаний, приславший императору свой отзыв против осуждения вышепоименованных лиц, по окончании собора все-таки подписал соборные определения, и был отпущен в Рим, после почти семилетнего пребывания в Константинополе. По дороге, впрочем, он умер. Преемник его Пелагий (555 г). принимал пятый Вселенский собор, и потому должен был выдерживать борьбу против многих западных церквей, не принимавших собора. Разделение в западных церквах из-за пятого Вселенского собора продолжалось до самого конца 6-го столетия, когда при папе Григории Великом, наконец, все признали его. Упорство монофизитов и их секты Старания Юстиниана присоединить монофизитов к Православной Церкви (вызвашие пятый Вселенский Собор) не привели к желаемым результатам. Правда, умеренные монофизиты присоединились к Церкви, но в одном почти константинопольском патриархате. Монофизиты же других патриархатов особенно строгие (афтартодокеты), оставались по-прежнему упорными еретиками. В государственных интересах, Юстиниан сделал попытку присоединить и их, путем уступки им: в 564 году он потребовал, чтобы православные епископы приняли их в общение. Но епископы отказались принимать в церковь еретиков, не принимавших православного учения. За это Юстиниан начал их низлагать и ссылать в заточение. Такая участь постигла прежде всего патриарха Константинопольского Евтихия. Впрочем, Юстиниан вскоре умер (565 г). и замешательства в Церкви прекратились. Монофизиты, между тем, окончательно сформировались в отдельные от православной Церкви общества. В Александрии в 536 году был поставлен новый православный патриарх; но его признала только небольшая часть египтян, преимущественно греческого происхождения. Коренные жители, древние египтяне, известные под именем коптов, все монофизиты, выбрали своего патриарха и образовали свою коптскую монофизитскую церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

    V. История богословской мысли аа) преимущественно на востоке. – a) Завершение «богословской» стадии. 1. Первый вселенский собор. 2. Второй вселенский собор. 3. Заблуждения, возникшие под влиянием борьбы против арианства. α) Доктрина Маркелла анкирского. β) Доктрина Фотина сирмийского. γ) Доктрина Аполлинария лаодикийского. – δ «Христологическая» стадия. 1. Третий вселенский собор. 2. Четвертый вселенский собор. 3. Спор о догматическом авторитете вселенского четвертого собора, α) Твердая политика Маркиана и Льва I. Codex encyclius. β) Униональные попытки. «νωτικον» Зенона. схизма». γ) Распадение монофиситства на толки, δ) Торжество православия при Юстине. Осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима, ε) Спор о выражении: «Един святыя Троицы пострада», ς) Униональные стремления Юстиниана I. η) Спор о «трех главах». 4. Пятый вселенский собор, α) Итоги церковной политики Юстиниана I. β) Церковная политика его преемников, γ) Завершение «христологической» стадии; αα) Причины, объясняющие возникновение монофелитства, ββ) История спора. 5. Шестой вселенский собор, а) Следствия шестого•вселенского собора на западе и на востоке.—с) Иконоборчество. 1. Причины явления. Его характер. 2. Иконоборцы первой генерации – «христианообвинители». 3. Седьмой вселенский собор. 4. Причины возобновления иконоборчества. 5. Иконоборцы второй генерации. 6. Торжество православия. 7. Отношение запада к седьмому вселенскому собору. —бб) История богословской мысли на западе. – а) Споры «христологические». 1. Заблуждение пресвитера Лепория. 2. Адоптиане. – b) Спор о приснодевстве Богоматери. 1. Гельвидий. 2. Боноз. – с) Споры о взаимном отношении свободы и благодати. 1. Пелагианство. – d) Спор оригенистический между Иеронимом и Руфином. – е) Споры по вопросам церковного обряда и аскетики. 1. Иовиниан. 2. Вигилянтий. – f) Спор sui generis. 1. Прискиллиан. – вв) Борьба церкви против заблуждений с дуалистическою основою. 1. Манихеи. 2. Дуалистический элемент в заблуждениях Евстафия севастийского. 3. Ипсистарии. 4. Евхиты (мессалиане). α) в IV–V веке; β) в XI веке. 5. Павликиане. 6. Афинганы. 7. Аревурды. 8. Приложение: Богомилы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

Во благочестивом скончании бывшим приснопамятным, Христолюбивым греческим православным царем, иже в различная времена и лета, в защищение благочестивых догматов Божия церкве, на посрамление же и истребление злочестивых еретиков и их ересей от всея вселенныя святых отец собиравшим; купно же со святыми отцы, и онем православным царем подвизавшимся 103 делы и словесы из всея души своея о состоянии благочестивых догмат Божия церкве: Феодосию великому, составлынему вторый Вселенский 104 собор. Феодосию юному, составлынему третий Вселенский собор. Маркиану и Пульхерии, составльшим четвертый Вселенский собор. Иустиниану великому, составльшему пятый Вселенский собор. Константину Брадатому, составльшему шестый Вселенский собор. И Христолюбивому царю Константину и святой матери его царице Ирине седьмый Вселенский собор святых отец собравшим, на истребление иконоборныя ереси, и прокленшим вся иконоборцы. Утвердившим же святых икон поклонение, вечная память. Во блаженном скончании православному греческому Христолюбивому царю Михаилу и матери его святой царице Блаженной Феодоре. И святейшему Мефодию патриарху константинопольскому, второе собравшим святых отец Вселенский седьмый собор на осуждение проклятых иконоборцев. И тако сошедшеся вси православия наставницы, архиереи же, и священницы и иноци, светло и яве православие проповедаша, и Божия церковь во всю лепоту облечеся; паки святых икон поклонение утвердиша, и праздник сей в незабытную память узакониша вечно. Нечестивыя же и зловерныя и хулники святым иконам, к тому же и вся еретики проклинашпо предаша, и анафеме вечно. Того ради день сей празднующе днесь, православным онем царем, и святым и Божественным отцем нашим подвизавшимся о благочестии, и о православней и здравей вере, и о святых икон укреплении же и поклонении, яко еже нас ради велие сие таинство Божияго устроения, ясно укрепиша и нроповедаша, убо благодарение и вечную память приношаем о них сице глаголюще, вечная память. И всем приснопамятным благочестивым греческим царем православным, и благоверным царицам, и чадом их, подвизавшимся о укреплении апостольских и отеческих догмат Божия церкве и во благочестии почившим, вечная память.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предисловие Отдел третий. История богословской мысли I. Споры о Св. Троице (завершение «богословской» стадии споров о Богочеловеке) 1. Арианский спор Происхождение арианства и история арианского спора до первого вселенского собора Первый вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–381) Второй вселенский собор 2. Заблуждения, возникшие в период борьбы с арианством Маркелл Анкирский Фотин, еп. Сирмийский II. Споры христологические («христологическая» стадия споров о Богочеловеке) 1. Время до возникновения несторианского спора Переход от триадологических споров к христологическим: Аполлинарий Лаодикийский Христология противников Аполлинария. Феодор Мопсуэстийский Экскурс: Оригенистические споры в конце IV и начале V века 2. Несторианский спор Догматическая основа спора Побочные осложнения спора и история его до третьего вселенского собора Третий вселенский собор Продолжение спора после собора и примирение Вопрос об осуждении Феодора Мопсуэстийского 3. Монофизитский спор История спора до четвертого вселенского собора Четвертый вселенский собор Спор о догматическом авторитете четвертого вселенского собора и отношение к православию и к монофиситству императоров до Юстина I Распадение монофиситства на толки Торжество православия при Юстине I и осложнения, вызванные папистическими притязаниями Рима. Спор о выражении: «Един Св. Троицы пострада» Юстиниан I и его униональная политика. 4. Спор о трех главах Эдикты Юстиниана о трех главах Причины разногласия между восточными и западными богословами в вопросе о трех главах Пятый вселенский собор Следствия пятого вселенского собора. Общие итоги церковной политики Юстиниана. Политика его ближайших преемников 5. Монофелитский спор Причины возникновения спора и первая его стадия: спор о действиях во Христе Вторая стадия: спор о волях Шестой вселенский собор Марониты III. Иконоборческий спор Мотивы иконоборческого движения История иконоборства Седьмой вселенский собор Причины возобновления иконоборчества после седьмого вселенского собора Иконоборцы второй генерации. Торжество православия Иконоборчество на западе  

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Замечание на 3-ю, 6-ю и 7-ю статьи В этих трёх статьях 50-го ответа указываются как причина отделения старообрядцев от св. церкви клятвы и полемических книг поречения на двуперстное сложение. Но Денисов, как показано выше, в замечании на ответ пятый не доказал, что двуперстие есть догмат веры, не подлежащий изменению, не доказал даже и того, что двуперстие во все века было единственным неизменяемым обычаем православной церкви, – напротив, мы показали в тех же замечаниях на пятый ответ, что памятники древности свидетельствуют более о именословном перстосложении, а с ним вкупе и о троеперстном, ибо если для благословения употреблялось именословное перстосложение, то уже само собою явно, что для положения на себе крестного знамения существовало сложение троеперстное. Если двуперстное сложение не есть догмат веры, а только обряд, хотя бы даже и древний, то напрасно Денисов обвиняет церковь за изречение со властию соборных определений о перстосложении как для благословения, так и для крестного на себе знамения, отменяющих двуперстие: ибо православная церковь всегда имела и имеет право ради благословных вин соборне исправлять и изменять обряды, а противящихся таким её распоряжениям и определениям наказывать. Примеры этого мы неоднократно указывали в правилах 1-го Вселенского собора, отменившего древний, от апостольских времён сохранявшийся обычай праздновать пасху в четырнадцатый день луны, потом собора Антиохийского (пр. 1), который предал отлучению продолжающих содержать сей обычай (четыренадесятников), и соборов Лаодикийского (пр. 7), Второго Вселенского (пр. 7) и Шестого Вселенского (пр. 95), на которых сии четыренадесятники названы еретиками, также в 12-м правиле Шестого Вселенского собора, отменившем апостольское постановление о браке епископов. Согласно сему и собор 1667 года если бы положил проклятие на именуемых старообрядцев даже за одно только содержание двуперстного сложения (как они утверждают), то и тогда св. церковь, не изменившая ни в чём догмат веры, за одно эту клятву на неприемлющих установленное ею перстосложение не подлежала бы осуждению и не лишилась бы благодати, как нимало не превысившая своей власти, ибо сделала бы определение не о догмате веры, долженствующим пребывать неизменным, а об обряде, который по своему усмотрению может изменять и отменять, требуя от членов церкви должного повиновения таким своим распоряжениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

любить) определения семи вселенских соборов, которые по Божьей благодати и промышлению созваны были, в разные времена и в разных местах, против еретиков, для утверждения евангельской веры и жизни. А так как эти семь вселенских соборов приняли постановления некоторых поместных соборов, то и эти постановления, как одобренные (б. проверенные) высшим авторитетом (б. решением) вселенских соборов, должно принимать (б. любить) и содержать. Первый из вселенских соборов провозгласил Сына Богом единосущным Отцу, – против Ария, который суесловил, что Он (т. е. Сын) творение Божие. Второй (вселенский) собор провозгласил Духа Святого Богом истинным, от Отца исходящем, Сыну же единосущным, – против Македония, который богохульствовал, что Дух произошел от Сына творчески (сотворен); потому этот (второй всел. собор) и разъяснил (б. раскрыл) вопрос (член) о Духе, насколько (дело) касается Его существа и причины Его бытия. Презрев это разъяснение как несовершенное, епископ римский один, без патриархов вселенной, самовольно решился допустить прибавку «и от Сына», что послужило началом многих соблазнов в церкви. Третий (собор) провозгласил Христа истинным Богом и человеком, того же Христа в единстве ипостаси, – против Нестория, который говорил, что иной – Сын Божий, и иной – Христос по ипостаси. Четвертый и Пятый (всел. соборы) провозгласили нашего Иисуса в двух истинно пребывающих и после соединения естествах, – против Диоскора и Евтихия, которые суесловили, что два естества в Нем соединились в одно естество, а не в одну только ипостась. Пятый же (собор) отверг заблуждения (б. суесловие) Оригена , именно платоновские идеи, о предсуществовании душ и о прекращении некогда мучений (т. е. демонов и грешников). Шестой (собор) провозгласил две воли во Христе, нашем Господе (Владыке), – против Сергия, Кира, Гонория, Пирра, Петра, Павла, Феодора и Макария, которые полагали во Христе одно хотение, говоря, что единое по (своему) назначению есть просто едино, возвращаясь опять к ереси Евтихия и Диоскора, коль скоро из единства действования естественного следует единство естества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/k-...

и согласно которым получалось, что Халкидонский собор реабилитировал «друзей Нестория» — Иву и Феодорита. Таким образом, оригенистский кризис приобрел несколько искусственную связь с проблемой «Трех Глав». Беспорядки, учиненные оригенистами в Палестине, не прекратились и после того, как в столице их в 543 г. осудил собор патриарха Мины. Источники, враждебные политике Юстиниана, утверждают, что Феодор Аскида продолжал покровительствовать своим друзьям–оригенистам из Новой лавры. После смерти Нонна, главы оригенистов Новой лавры (547), наиболее радикальные из его последователей, известные как «исохристы» (христоравные), добились, чтобы иерусалимским патриархом был выбран их сторонник Макарий (552). Конон, православный игумен основной лавры Мар–Савва, обратился за помощью непосредственно к Юстиниану. Помощь эта пришла немедленно в виде низложения Макария и замены его Евстохием , а также императорского письма к епископам, собравшимся в столице с целью осуждения «Трех Глав». Письмо содержало пятнадцать анафематизмов, воспроизводивших суть осужденных в 543г. положений . Епископам, в большем числе собравшимся теперь в столице, предлагалось это одобрить. Латинская версия деяний Пятого Вселенского собора (единственно сохранившаяся) не содержит текста этих анафематизмов, а только осуждение Оригена, имя которого находится в списке еретиков, включающем Ария, Евномия, Македония, Аполлинария, Нестория и Евтихия . Некоторые историки высказывали предположения, что имя Оригена добавлено позже, что его осуждение состоялось не на самом соборе и что даже если собор его осудил, то осуждение это не получило формального одобрения папы. Однако подавляющее большинство свидетельств доказывает обратное: Ориген был осужден в 553г. Практически единодушно Пятый собор по традиции считают собором, выступившим против «Трех Глав», а также против Оригена, Дидима и Евагрия, даже если официальный протокол заседания, где эти решения были приняты, до нас не дошел. 4. «Три Главы», папа Вигилий и Пятый Вселенский собор В обширной литературе, посвященной христологическим спорам VI столетия, выражение «Три Главы» (κεφλαια, capitula) первоначально означало те утверждения, которые содержались в анафематствованиях, опубликованных Юстинианом, и отражали мнения Феодора Мопсуестийского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского. Впоследствии термин «глава» ввиду своей близости в греческом и латинском языках со словом, означающим «голову» (κεφαλ, caput), был применен к каждому из осужденных богословов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   Впрочем, не только со стороны содержания, но и с формальной стороны Filioque — это нецерковное и антиканоническое нововведение, ибо не-апостольским, не-каноническим, не-соборным образом введено оно в завершенный Символ веры Вселенской Церкви. Еще Третий Вселенский Собор (431 год) за целых полтора столетия до появления Filioque в своем 7-м правиле запретил кому бы то ни было высказывать и составлять иную веру, кроме веры, уже утвержденной в Символе веры, ибо, по исповеданию святых Отцов Четвертого Вселенского Собора, «достаточно и этого премудрого и спасительного Символа Божественной благодати для полного разумения и утверждения благочестия, ибо он совершенно учит об Отце, Сыне и Святом Духе». Кто дерзнул бы обнародовать иную веру, тому Третий Вселенский Собор грозит анафемой, если это мирянин, и извержением, если это клирик.    То, что 7-м правилом Третьего Вселенского Собора запрещено отдельным лицам и Поместным Церквам изменять, расширять или сокращать Никео-Цареградский Символ веры, видно из письма председателя Третьего Вселенского Собора, святого Кирилла Александрийского, Иоанну Антиохийскому. Святой Кирилл пишет: «Мы не допускаем ни себе, ни кому бы то ни было другому изменить хотя бы одно слово (λξιν) в Символе веры или выпустить хотя бы один слог (συλλαβν), помня сказавшего: «Не прелагай предел вечных, яже положиша Отцы твои» (Притч.22:28). Ибо говорили не они, а Сам Дух Бога и Отца, Который от Него исходит, но не чужд и Сыну в смысле сущности».    Решения Третьего и Четвертого Вселенских Соборов о неизменности Никео-Цареградского Символа веры подтверждают все последующие Вселенские Соборы. Так, Пятый Вселенский Собор повторяет решения Третьего и Четвертого Вселенских Соборов о неизменности Символа веры; Шестой Вселенский Собор, говоря об этой неизменности, указывает, что «для совершенного познания и утверждения православной веры достаточно этого святого и православного Символа Божественной благодати»; а когда на Седьмом Вселенском Соборе был прочитан Никео-Цареградский Символ веры, Отцы Собора единодушно возгласили: «Все мы так веруем, все точно так же мыслим и все согласно подписываемся... Это — вера апостольская, вера отеческая, вера православная, вера, утвердившая вселенную... Мы следуем древнему решению Церкви сохранять определения отцов и предаем анафеме тех, которые хоть что-нибудь прибавляют или отнимают у Церкви». Имея в виду такое твердое и неизменное отношение Святых Вселенских Соборов к Символу веры, святой Фотий, патриарх Цареградский, пишет: «Из семи Вселенских и Святых Соборов догмат о том, что Дух Святой исходит от Отца, решил Второй, принял его Третий, считал его святым Четвертый, единогласно был за него Пятый, открыто его признал Шестой, блестяще его борьбой запечатлел Седьмой Собор. Очевидно, что каждый из них свободно выразил и сохранил благочестие и богословское учение о том, что Дух исходит от Отца, но не от Сына».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010