В эти ужасные, кровавые дни в Соборе произошла большая перемена. Мелкие человеческие страсти стихли, враждебные пререкания смолкли, отчужденность сгладилась. В сознание Собора стал входить образ Патриарха, печальника, заступника и водителя Русской Церкви. На будущего избранника стали смотреть с надеждой. Настроение поднялось. Собор, поначалу напоминавший парламент, начал преображаться в подлинный Церковный Собор: в органическое церковное целое, объединенное одним волеустремлением — ко благу Церкви. Дух Божий повеял над собранием, всех утишая, всех примиряя… Избрание Патриарха состоялось 5 ноября. Накануне этого великого дня члены Собора решили съездить помолиться в Воскресенский монастырь (под Москвой), именуемый " Новый Иерусалим " . Этот монастырь был основан Патриархом Никоном, который жил идеей " Святой Руси " , " Третьего Рима " — святой русской земли, наследницы Византии. В монастыре был построен храм — точное воспроизведение Иерусалимского собора Воскресения Христова, с " кувуклией " , т. е. с пещерой — копией Гроба Господня, — в которой была устроена церковка. Здесь круглый год во время богослужений пели " Христос Воскресе " . В верхнем храме стояли патриаршие престолы, или троны, такие же, как в храме Гроба Господня в Иерусалиме, с тою разницею, что в Святом Граде патриарших престолов четыре, по числу Вселенских Патриархов — Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского (пятый, Римский, считался отпавшим), а у нас их было пять. Патриарх Никон поставил пятый, Русский, вместо отпавшего Рима. После низложения Патриарха Никона пятый престол было велено убрать, но потом его восстановили. " Новый Иерусалим " расположен чудесно. Подъезжаешь к нему густыми зелеными лесами, — и вдруг, как видение Апокалиптического Града, — белый монастырь… В эту поездку в монастыре служил я. Наше паломничество в Воскресенский монастырь, связанный с историческими традициями патриаршей власти, дало нам новый аргумент в пользу патриаршества; оно имело большое значение для членов Собора, внедряя в их сознание еще новую для них идею патриаршего единовластия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наконец защитники трех глав, утверждали, что 3) нельзя порицать послания на том основании, что оно внесено в соборные кодексы (записи). Возражение конечно ничтожно, и Юстиниану не стоило большого труда опровергнуть его. Юстиниан говорит: если бы эта мысль была правильна, то пришлось бы оправдать и Нестория и Евтихия, потому что из их сочинений и изречений много приведено в деяниях соборных; но кто не знает, что это приводится не для того, чтобы выставить их учение правильным, но для того, чтобы изобличить оное? Притом нужно принять во внимание и то, что на соборах некоторые из собиравшихся на них высказывают что-либо или по пристрастию, или по незнанию; но никто не внимает тому, кто скажет что-либо от себя частным образом, а все устремляют внимание только на то, что определено всеми с общего согласия (Д. V. 535 – 540). Таким образом император Юстиниан не щадил сил для того, чтобы склонить церковь к осуждению трех глав. Но дело мало подвигалось вперед. Западная церковь не оставляла своего сопротивления этому осуждению. Сам папа Вигилий, под влиянием западных епископов и духовенства, начал колебаться в своем решении – произнести анафему на три главы. При таком положении дела император для окончательного решения вопроса вознамерился составить новый Вселенский собор, пятый. V Вселенский собор Состав собора.-Отказ папы Вигилия и иных западных епископов от участия на соборе.-Императорский указ собору и его отношение к деятельности оного,-Соборное исследование о заблуждениях Феодора.– «Сокровища нечестия Феодорова»,-разбор возражений, направленных защитниками Феодора против его осуждения. Соборное исследование некоторых сочинений Феодорита, заключавших как несторианское учение, порицания на св. Кирилла и собор III Вселенский, так и защиту еретика Нестория. -Соборное исследование послания Ивы к Марию. – Соборное определении о трех главах.-Признание V Вселенского собора на Западе и окончание спора о трех главах. Пятый Вселенский собор собран был императором Юстинианом для решения вопроса о трех главах-Феодоре Мопсуестском, Феодорите Кирском и Иве Едесском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В двух последних заседаниях Собор изложил 30 канонов относительно церковной иерархии и дисциплины. Сверх того, Собор утвердил постановления не только трех предшествовавших Вселенских Соборов, но и поместных: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского, бывших в IV веке. Пятый Вселенский Собор, Константинопольский II , был в Константинополе, при императоре Юстиниане I, в 553 г., для решения о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Монсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский, осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил указанных трех епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, Юстиниан (в 554 г.) издал указ, в котором в трех отдельных «главах» осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и в частности в Африке), то и возник спор о «Трех Главах». Для решения этого спора и был созван пятый Вселенский Собор. На этом Соборе присутствовало 165 епископов. Папа Вигилий, бывший в Константинополе, отрекся присутствовать на Соборе, хотя был три раза приглашаем официальной депутацией от имени собравшихся епископов и самого императора. Собор открылся под председательством Евтихия, патриарха Константинопольского, который, с патриархами Александрийским и Антиохийским, сам предводительствовал депутациями, отправлявшимися к Вигилию. Согласно императорскому эдикту, дело о «Трех Главах» было тщательно рассмотрено в продолжение восьми заседаний, с 4 мая 553 г. до 2 июня того же года. И после всего проклятие было произнесено на лицо и на учение Феодора Монсуетского безусловно; но относительно Феодорита и Ивы осуждение ограничилось только некоторыми сочинениями, лица же их, как очищенные Халкидонским Собором, без сомнения, вследствие раскаяния, пощажены от анафемы. Необходимость этой меры основалась на том, что несториане, на основании осужденных сочинений, имели повод толковать в свою пользу Халкидонский Собор, что ожесточило монофизитов против этого Собора касательно главного пункта о «Трех Главах». Но, несмотря на это, император повелел обнародовать соборное постановление во вселенскую известность, а Вигилия, как единомышленника еретиков, наказать отлучением от Церкви. Впоследствии папа, узнав правильность суда, согласился с общим мнением отцов и подписал своеручно анафему на «Три Главы». Но епископы Истрии и вся область Аквилийского митрополита более века оставалась в расколе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Древняя восточная церковь точно также возвышала свой авторитетный голос в пользу Августина. И она так же, как и западная, ни разу не высказывалась за осуждение его личности и его взглядов. Осуждая ересь Пелагия, Целестия и Юлиана, при том в самых решительных выражениях, третий, пятый и шестой вселенские соборы в то же время не осуждают епископа иппонского и не набрасывают даже малейшей тени подозрения на его личность и убеждения. Напротив, пятый вселенский собор, разбирая заблуждения еретиков, в качестве руководства прочитал несколько больших отрывков из сочинений Августина и одобрил заключающийся в них мысли 20 . Шестой вселенский собор на десятом заседаний точно также обращался к авторитету Августина и наряду с другими свидетельствами приводил выдержку из противопелагианского «против Юлиана» 21 . А пятый вселенский собор на третьем заседании, указывая на древних христианских писателей, как на авторитетных выразителей христианских писателей, как на авторитетных выразителей христианских писателей, как на авторитетных выразителей христианской истины, в числе авторитетных имен упомянул и имя Августина, выражаясь буквально так: «мы следуем во всем св. отцам и учителям церкви – Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову , Григорию нисскому , Амвросию, Августину, Феофилу, Иоанну константинопольскому, Кириллу, Льву, Проклу. Принимаем все, что они изложили о правой вере и в осуждение еретиков 22 . Шестой вселенский собор из уст Мансвета, епископа медиоланского, точно также выслушал свидетельство об авторитете Августина, как св. отца и учителя церкви, в следующих выражениях: «со всяким уважением приемлем, содержим, защищаем предания св. апостолов и достопочтеннейших отцов;… приемлем также православных отцов, которые…оставили нам спасительные учения, как то: учение досточтимой памяти Григория, епископа города Назианза, Василия, епископа каппадокийского, Кирилла, предстоятеля александрийского, Афанасия, первосвященника той же александрийской церкви, Иоанна, предстоятеля константинопольского, Илария епископа пиктавийского, славного всякою мудростью Августина, епископа иппонийского, досточтимого венца христова – исповедника Амвросия, предстоятеля медиоланской церкви, и также ученейшего и просвещеннейшего пресвитера Иеронима 23 . Таким образом на пятом и шестом вселенских соборах был подтвержден и засвидетельствован, между прочими громкими именами, также авторитет Августина, как св. отца и учителя церкви. А на седьмом вселенском соборе папа римский Адриан в особом послании на имя императора Константина, приводя свидетельство из творений Августина, выразился об иппонском богослове, как «славнейшем отце и прекрасном учителе» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Pisarev...

5. Халкидонский собор. – Четвертый собор – Халкидонский 451 г., при императоре Маркиане, собирался против архимандрита Евтихия и его защитника Диоскора архиепископа Александрийского, из коих первый, в противоположность Несторию, учил, что в Иисусе Христе человеческое естество при ипостасном соединении было совершенно поглощено божеским, вследствие чего утратило все, свойственное человеческой природе, кроме лишь видимого образа, так что после соединения в Иисусе Христе осталось только одно естество (божеское), которое в видимом телесном образе жило на земле, страдало, умерло и воскресло 575 . На этом соборе присутствовало 630 епископов, в числе коих видное место занимали и три представителя папы Льва Великого 576 . Собор осудил предшествовавший собор, Ефесский 449 г., благоприятствовавший Евтихию 577 , и самого председателя этого собора, Диоскора Александрийского 578 ; затем собор составил определение истинного учения 579 и постановил 27 правил 580 . В особом заседании было изложено 28 правило. 29 и 30 правила суть извлечения из IV деяния. 6. Пятый вселенский собор. – Константинопольский второй, собирался в 553 году, при Юстиниане I, для решения спора о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуестского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского, которые еще во времена третьего вселенского собора 581 в своих писаниях 582 выражали несторианские мнения. Так как собор Халкидонский, осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил указанных трех епископов (равно как и третий вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского собора, Юстиниан (в 544 г.) издал указ, в котором в трех отдельных «главах» осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и в частности в Африке), то и возник «спор о трех главах» 583 . Для решения этого спора и был созван пятый вселенский собор 584 . Папа Вигилий II (в 547 г.), находившийся в это время в Константинополе и заявивший свое сочувствие противникам собора, несмотря на приглашения, на собор не пошел, и собор составился вопреки его воле 585 . Но после нескольких колебаний он все-таки признал определение собора, осудившее Феодора Мопсуестского и некоторые сочинения Феодорита и Ивы Эдесского 586 . На этом соборе присутствовало 165 епископов 587 . Правил этот собор не издавал. Несмотря на признание этого собора папами Вигилием и Пелагием, он не был признаваем до конца 6-го века в Италии и Галлии, а испанские соборы даже и в 7-м веке не упоминают о нем 588 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

В 551 году император пригласил западных епископов на собор, чтобы склонить их к осуждению трех глав. Но они не поехали, а прибыли немногие, которые все-таки не согласились с эдиктом. Тогда Юстиниан низложил и заточил их, а на их место поставил тех, которые согласились на осуждение трех глав. Затем, в том же 551 г., издав новый эдикт о трех главах, в котором развивалась та мысль, что осуждение трех глав не противоречит Халкидонскому собору, — царь в 553 году созвал в Константинополе пятый Вселенский собор для окончательного решения вопроса о Феодоре Мопсуестийском, блаж. Феодорите и Иве Эдесском. Ход Собора На соборе присутствовало 165 восточных и западных епископов. Председателем был Евтихий, патриарх Константинопольский, преемник Мины. Папа Вигилий, находившийся все время в Константинополе, опасаясь противодействия западных епископов, отказался идти на собор и обещал подписать соборные определения после. Отцы собора на нескольких заседаниях читали еретические места из сочинений Феодора Мопсуестийского и все то, что было написано в его опровержение, разрешили вопрос, можно ли осуждать еретиков после смерти, и, наконец, пришли к заключению, согласному с императорскими эдиктами, что Феодор Мопсуестийский действительно еретик несторианин и должен быть осужден. Были также прочитаны сочинения блаж. Феодорита и письмо Ивы. Отцы нашли, что сочинения Феодорита достойны также осуждения, хотя он сам, как отказавшийся от Нестория и потому оправданный Халкидонским собором, и не подлежит осуждению. Что же касается письма Ивы Эдесского, то собор также осудил его, не касаясь самого лица Ивы, собор в этом случае осудил то, что было прочитано им в заседаниях, то есть искаженное несторианами письмо Ивы. Таким образом были осуждены Феодор Мопсуестийский и его сочинения, а также сочинения блаж. Феодорита в защиту Нестория против св. Кирилла и письмо Ивы Эдесского к Марию персу. При этом собор утвердил вероопределения всех прежних вселенских соборов и в том числе Халкидонского, никаких новых правил составлено не было. Папа Вигилий, во время соборных заседаний, приславший императору свой отзыв против осуждения вышепоименованных лиц, по окончании собора все-таки подписал соборные определения, и был отпущен в Рим, после почти семилетнего пребывания в Константинополе. По дороге, впрочем, он умер. Преемник его Пелагий (555 г). принимал пятый Вселенский собор, и потому должен был выдерживать борьбу против многих западных церквей, не принимавших собора.

http://pravicon.com/info-3114

Наконец, защитники трех глав утверждали, что 3) нельзя порицать послания на том основании, что оно внесено в соборные кодексы (записи). Возражение, конечно, ничтожно, и Юстиниану не стоило большого труда опровергнуть его. Юстиниан говорит: если бы эта мысль была правильна, то пришлось бы оправдать и Нестория, и Евтихия, потому что из их сочинений и изречений много приведено в деяниях соборных; но кто не знает, что это приводится не для того, чтобы выставить их учение правильным, но для того, чтобы изобличить оное? Притом нужно принять во внимание и то, что на соборах некоторые из собиравшихся на них высказывают что-либо или по пристрастию, или по незнанию; но никто не внимает тому, кто скажет что-либо от себя частным образом, а все устремляют внимание только на то, что определено всеми с общего согласия (Д. V, 535–540). Таким образом, император Юстиниан не щадил сил для того, чтобы склонить церковь к осуждению трех глав. Но дело мало подвигалось вперед. Западная церковь не оставляла своего сопротивления этому осуждению. Сам папа Вигилий, под влиянием западных епископов и духовенства, начал колебаться в своем решении – произнести анафему на три главы. При таком положении дела император для окончательного решения вопроса вознамерился составить новый вселенский собор, пятый. III. Вселенский собор Состав собора. – Отказ папы Вигилия и иных западных епископов от участия на соборе. – Императорский указ собору и его отношение к деятельности оного. – Соборное исследование о заблуждениях Феодора – «Сокровища нечестия Феодорова» – разбор возражений, направленных защитниками Феодора против его осуждения. – Соборное исследование некоторых сочинений Феодорита, заключавших несторианское учение, порицания на св. Кирилла и собор III Вселенский, и защиту еретика Нестория. – Соборное исследование послания Ивы к Марию. – Соборное определение о трех главах. – Признание V Вселенского собора на Западе и окончание спора о трех главах. Пятый вселенский собор собран был императором Юстинианом для решения вопроса о трех главах: Феодоре Мопсуетском, Феодорите Кирском и Иве Едесском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Прошел уже год после бегства Вигилия в храм, когда Евтихий наконец отправил ему послание с предложением примирения. Юстиниан предложил собрать новый собор. Вигилий хотел, чтобы он состоялся на Западе, но император и тут настоял на своем и созвал собор в Константинополе. Пятый Вселенский собор Пятый Вселенский собор оказался самым коротким: он продолжался всего месяц, с 1 мая по 2 июня 553 года. Из 164 присутствовавших на нем епископов только восемь были западными. Повестка Пятого собора составилась следующим образом: на него явился представитель Юстиниана и объявил, что император требует, чтобы собравшиеся рассмотрели сочинения Феодора Мопсуестского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского и высказались за или против их осуждения. Первые три заседания Пятого собора были посвящены обсуждению отсутствия на нем папы Вигилия и многих западных епископов, которые на собор не явились, хотя и находились в то время в Константинополе. На приглашение прийти Вигилий ответил, что болен и, кроме того, не хочет присутствовать, поскольку среди участников собора мало западных епископов. Таким образом, папа, находившийся буквально рядом с местом проведения собора, так и не оказался его участником. На следующих трех заседаниях, с 12 по 19 мая, был решен собственно вопрос о «трех главах». Своими современниками Феодор Мопсуестский воспринимался как борец с аполлинаристами, а неточности, неясности и излишние резкости в его работах объясняли и извиняли полемической борьбой. Но в VI веке эти извинения уже не принимались во внимание, и его вполне можно было осудить как несторианина. Сложность заключалась в другом. Феодор Мопсуестский существовал не сам по себе, он был только последним звеном в долгой традиции антиохийского богословия. За его спиной стояли авторитетные отцы, которых он по праву считал своими предшественниками и учителями. Невозможно было осудить Феодора Мопсуестского, не затронув Диодора, а затронуть Диодора было нельзя, не бросив тень на Евстафия, при том что и Диодор, и Евстафий признавались святыми отцами и столпами Церкви. Граница еретичности пролегала где – то между ними, и Церковь сочла, что преступил ее именно Феодор: степень его неправославия оказалась достаточно большой, чтобы осудить его учение, а вместе с ним – и его самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как только собрание узнало об этом, отцы открыли собор в четвертый день майских нон, и начали с Феодора Мопсуестского 21 : рассмотревши с одной стороны его книги, с другой возражения против него Кирилла, Прокла, Вавилы, они провозгласили анафему Феодору Мопсуестскому и его книгам и определили (что было тогда предметом спора для многих), что еретиков Церковь может осуждать даже после смерти. Потом перешли к посланию Ивы 22 , и, сопоставив с ним халкидонские акты, решили, предав оное анафеме, уничтожить, как несогласное с истинною верою. То же последовало решение 23 и на анафематства Феодорита; а кроме этого ничего, потому что он был принят в общение Львом и халкидонскими отцами, так как явно проклял Нестория. По совершении этого изданы 14 правил которыми православная вера была изъяснена против Нестория, акефалов и других еретиков; происшедших от Евтихия и Севера. Итак, вот те акты пятого собора, которые дошли до нас. На, этом соборе был поднят вопрос также и о заблуждениях Оригена , Дидима и Евагрия 24 ; и когда были прочитаны сочинения монахов Евлогия, Конона, Кириака и Панкратия, которые они представили собору, в опровержение ложного учения Оригена , и рассмотрены сочинения, изданные против Оригена Юстинианом и одобренные папою Вигилием, тогда все отцы единогласно осудили Оригеновы заблуждения и общим приговором обвинили ложное учение его. Далее, этот пятый собор в самых сильных выражениях подтвердили римские первосвященники – сначала Вигилий (с согласия которого он и был созван) 25 , потом Пелагий 26 , написавший в его защиту знаменитое послание, далее, св. Григорий великий 27 , Николай первый 28 , Лев девятый 29 и другие, также соборывселенские шестой и седьмой и прочие (поместные). Не смотря на то, что этот собор утвержден и был под защитою Императора Юстиниана, многие не убоялись наносить ему разного рода порицания за то, что будто он был несогласен с собором халкидонским 30 , что незаконно осудил уже по смерти несколько невинных епископов, что уничтожил три главы, бывшие долгое время в употреблении. И это зло так широко разрослось, что не только несколько епископов в отдельности отвергали этот собор, но даже один поместный собор 31 из епископов Истрии, Лигурии, Венеции и других городов Италии, и прежде всего Павлин аквилейский 32 и Гонорат медиоланский дерзнули отвергнуть его публично, не только без согласия римского первосвященника, но даже при явном с его стороны противодействии. Посему Пелагий с Нарсесом патрицием и правителем целой Италии 33 вынуждены были позаботиться о обуздании столь наглого людского упрямства властию государя, а Павлина и Гонората, виновников гнусного раскола, отослать под военною стражею в Константинополь. Это обстоятельство еще более раздуло пожар, пока священнейшими увещаниями и декретами блаженных первосвященников Григория и Сергия 34 ересь не была обуздана до такой степени, что стали уважать пятый собор даже отвергавшие его епископы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

81–96. Гонение при Домициане. Ок. 105. Кончина Ап. Иоанна. 249–251. Гонение при Деции. 301–311. Гонение при Диоклетиане. 312. Указ о свободе христианского вероисповедания. 323. Победа Константина над Ликинием. 325. Первый Вселенский собор. 381. Второй Вселенский собор. 431. Третий Вселенский собор. 451. Четвертый Вселенский собор. 496. Крещение Клодвига, короля франков. 553. Пятый Вселенский собор. 589. Обращение вестготов к православию. 597. Начало обращения Англосаксов. 680. Шестой Вселенский собор. 692. Пято-шестой Трульский собор. 715–755. Апостольские труды Бонифация в Германии. 716–842. Иконоборство. 787. Седьмой Вселенский собор. 857. Появление лже-исидоровских декреталий. 863. Крещение Болгарского царя Бориса. Кирилл и Мефодий у моравов. Перевод Славянской Библии. 867. Окружное послание Фотия о заблуждениях Латинян. 867. Крещение Аскольда и Дира. 894. Крещение Богемского князя Боривоя. 957. Крещение русской княгини Ольги. 966. Крещение Мечислава, короля Польского. 988. Крещение св. Владимира. 1054. Отделение церкви западной от восточной при Михаиле Керулларии. 1299. Перенесение митр. кафедры из Киева во Владимир. 1325. Перенесение митр. кафедры из Владимира в Москву. 1354–1461. Время постепенного разделения Русской митрополии. 1439. Флорентийский Собор. 1517. Начало реформации Лютера. 1566–1568. Св. митрополит Филипп II. 1589. Учреждение патриаршества в России. 1594. Начало Богоявленского училища в Киеве. 1696. Начало унии в Литве. 1642–1647. Митрополит Петр Могила . 1667. Начало раскола старообрядцев. 1679. Открытие училища в Москве при типографском доме. 1721. Учреждение Св. Синода. 1808. Штаты для духовных училищ. 1839. Конец унии. 1 В эти-то дни Апостолы восполнили первоначальное свое число 12, избрав, по жребию, Матвея на место Иуды Искариотского. 2 Между крещеными самарянами находился некто Симон волхв. Увидев, что через возложение рук Апостольских дается Дух Святой, он принес им денег и сказал: «дайте и мне сию власть, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Святого Духа». Но Петр отвечал ему: «да погибнет с тобою серебро, твое, поскольку ты помыслил за деньги получить дар Божий. Нет тебе в сей части и жребия». По имени этого волхва и всякое приобретение священных должностей за деньги стало называться симонией.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010