Впоследствии, когда архимандрит Порфирий приступил к изданию своих сочинений «Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году» (СПб., 1856) и «Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония и преподобного Павла Фивейского в 1850 году» (СПб., 1856), он решил использовать в качестве иллюстраций некоторые материалы, относящиеся к истории Эфиопии. «Приступая к изданию своих сочинений, путешествий по Египту и Синайскому полуострову с разными чертежами и рисунками, надписями и видами, коих очень много, я желаю присовокупить к ним портрет шойского царя Сале-Саласси», – сообщал о. Порфирий в 1855 г. 5 В те годы о. Порфирий мечтал об установлении вероисповедного единства между Эфиопской Церковью и Православным Востоком. И, быть может, имея в виду, что Синайская обитель издревле была местом, куда с благоговением приходили христиане-паломники из Эфиопии, архимандрит Порфирий высказал мысль о том, что именно здесь может быть начато долгое и трудное дело по воссозданию церковного общения. В своем письме Синайскому архиепископу Константию от 2 апреля 1851 г. о. Порфирий отмечал: «Недаром она (Синайская обитель. – Прим. авт.) стоит на рубеже Африки и Азии. Из нее со временем может пролиться свет Православия в царство Абиссинское и Шойское и в страны омиритов, где некогда прославилось имя Христово. Нигде, кроме сей обители, нет лучше места, как для учреждения училища благовестников, долженствующих воскресить Православие в Египте, Абиссинии и далее, так и для принятия и руководства иноков из этих стран. Доселе эта обитель была врачебницей покаяния; пора ей быть вместе и училищем истины и светом для языков (народов. – Прим. авт.), сидящих во тьме. Еще раз да изыдет закон, но уже новозаветный, от Синая, и слово Господне от Хорива. Таковы помышления сердца моего» 6 . Высказывая эту идею, о. Порфирий имел в виду то обстоятельство, что Синайский монастырь в течение нескольких столетий имел тесные отношения с Россией, которая регулярно посылала этой обители щедрые пожертвования. Свою мысль о. Порфирий развил в 1851 г., отметив, что «на Абиссинию надобно бы нам обратить внимание и начать влияние на нее посредством Синайской обители. Ибо в тамошней стране есть исходная точка для наших действий во славу Божию и в пользу святого Православия. О сем давно я помышляю, но высказать свои помыслы довелось мне только теперь» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Сегодня утром игумен Саввинского монастыря О. Никифор прислал за мною карету, запряженную парою гнедых коней; и я отправился прямо к нему. Спутники мои следовали за мною на быстроногих ослах. Игумен встретил и принял меня весьма радушно, как старого знакомца, и заметив седины мои, показавшиеся в пятилетний промежуток между прежним и настоящим свиданием нашим, сказал: «мы оба ветшаем». Телом, а не духом: отвечал я. Потом полились наши разговоры. Души друзей, как струи Нила, неисчерпаемы. Глава вторая. Пребывание в Александрии 29. Середа Монастырь св. Саввы, который я мельком видел в первое путешествие мое по Египту, обозрен был мною сегодня подробно. Он находится в конце Александрии, напротив так называемых игл (обелисков) царицы Клеопатры у новой пристани, в недальнем расстоянии от них. Из окон его видны эти гранитные и узорчатые иглы, синее море, и остров Фарос с старинною зубчатою крепостью. Снаружи эта обитель ничем не отличается от обыкновенного дома; ибо на ней нет ни креста, ни купола; не видать ни башен, ни ворот святых, словом, никаких признаков жилья иноческого и храма Божия 1 . А внутри она построена в три яруса в виде продолговатого четвероугольника, с узким и тесным двором среди зданий. Одну сторону его занимает церковь , а прочие три обставлены сплошными строениями. Внизу находятся разные службы, в среднем ярусе – старинная трапеза с подземным тайником и братские келии, а в верхнем – хорошие горницы для патриарха, игумена и дорогих гостей. Во всех трех ярусах пред церковью и кельями устроены сквозные ходы, обращенные во двор. Внизу ходишь под сводами, покоящимися на каменных столпах, в средине под деревянными потолками, лежащими на круглых арках, разграниченных маленькими колоннами из мрамора и гранита, вверху под небом и инде под тенью виноградных лоз между частоколом и кельями. Такое устройство придает монастырю вид особенный 2 . В церковь его входят с северной стороны изнутри двора. В ней поставлены три престола. Средний из их освящен во имя угодника Божия, спасавшегося в каменной расселине близ Иерусалима, северный – во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В Палестине о. Порфирий пришел к мысли о необходимости создания Духовной миссии в Иерусалиме как постоянного представительства Русской Православной Церкви при Патриархатах Востока, о чем сделал запись в своем дневнике 7 января 1844 г. Его идея не сразу нашла поддержку официальных российских властей, однако он самоотверженно отстаивал свою точку зрения и спустя несколько лет добился цели. Первая Русская Духовная миссия в Иерусалиме была учреждена резолюцией Николая I от 11 (23) февраля 1847 г. Порфирий Успенский возглавлял ее до 1854 г. За годы работы в Миссии архим. Порфирий со своими сотрудниками объездил все святыни Востока. С 18 марта по 17 августа 1850 г. им было предпринято второе путешествие по Египту, во время которого участники экспедиции посетили монастырь Саввы Освященного в Александрии, Новую Патриархию и Никольский храм в Каире, древние монастыри преп. Антония Великого и Павла Фивейского на Красном море, монастырь Св. Екатерины на Синае. В монастыре Святой Екатерины (июнь-август 1850 г.) Порфирий по просьбе братии составляет каталог греческих рукописей монастырской библиотеки. Это был первый научный каталог самой древней и богатой библиотеки православного Востока. Активное участие в его создании принимали, под руководством своего начальника, все члены Миссии, которых архим. Порфирий вовлекал в свои научные занятия. Лишь спустя 60 лет этот каталог издал другой известный византинист В. Н. Бенешевич . Несмотря на вековую давность, Порфириевский каталог и сегодня во многом сохраняет свое научное значение. Среди сотрудников Миссии состоял студент Петр Соловьев, который был одним из постоянных спутников архим. Порфирия в его поездках. Главная обязанность П. Соловьева состояла в рисовании: «рисовал ему все, что приказывалось» и «вел себя, как праведник». Рукой этого молодого художника-самоучки созданы многочисленные копии икон, миниатюр, пейзажные и архитектурные зарисовки, часть которых опубликована в книгах и альбомах Порфирия Успенского . Многие синайские рисунки датированы 1850 годом. По возвращении из Палестины в Петербург Петр Алексеевич Соловьев (1825–1898) стал сначала служить в Малоохтинской Мариинской церкви, а в 1855 г. получил сан протоиерея и был переведен в Покровскую церковь в Большой Коломне. Приходским священником он оставался до конца своих дней. Погребен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Κωνσταντνος Πρεσβτερος κα Οκονμος ξ Οκονμων, Τριακονταετηρς κκλησιαστικ, συνταγμτιον στορικν τν κκλησιαστικν συμβεβηκτων π 1821 μχρι 1852 τους. ϑνσι. 1864. Курганов Ф.А. , профессор, 1) Устройство управления в церкви королевства греческого. Казань. 1871. 2) Исторический очерк греко-болгарской распри. Православный Собеседник за 1873 год. Лебедев А. П. , профессор, История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя в 1453 году до настоящего времени. Том первый. Москва. 1896. Продолжением этого труда служить ряд статей, помещённых в Богословском Вестнике за 1899–1901 год. Леонтьев К.Н., Из жизни христиан в Турции. Тома I–IIΙ. Москва. 1876. Maurer Georg. Ludw., Das griechische Volk in öffentlicher, kirchlicher und privatrechtlicher Beziehung. В. I–III. Heidelberg. 1835. Μαϑ Zαχριος, Κατλογος τν πρτων πισκπων κα τν φεξς πατριρχν ν Κωνσταντινουπλει. ν Ναυπλ. 1837. Этот каталога в русском переводе помещён в Христианском Чтении за 1862 год, т. 1 и II. Παλαμς Γρηγριος εροδικονος, εροσολομις τοι πτομος στορα τς γας πλεως εροσολμων π τς βεμελισεως ατς ως τν νετατων χρνων. ν εροσολμοις. 1864. Παπαδπουλος Γεργιος, σγχρονος εραρχα τς ρϑοδξου νατολικς κκλησας. Τμος Α´ ν ϑναις. 1895. Παπαδπουλος–Κεραμες ., νλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Τμοι 3–4. ν Πετρουπλει. 1897. Παπαρρηγπουλος Κ., στορα το λληνικο ϑνους. Τμος πμπτος. ν ϑναις. 1887. Pichler A., Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident von ersten Anfängen bis zur jüngsten Gegenwart. Bande I–II. München. 1864–1865. Pitzipios Jacques, L’eglise orientale. Rome. 1855. Порфирий Успенский, епископ, 1) Книга бытия моего. Дневники и автобиографическая записки. Томы I–V. СПб. 1894–1899. 2) Александрийская патриархия. Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории александрийской патриархии. Том I. СПб. 1898. 3) Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские монастыри в Фессалии. СПб. 1896. 4) Первое и второе путешествия в Синайский монастырь в 1845 и в 1850 годах. СПб. 1856. 5) Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского, в 1850 году. СПб. 1856. 6) Антиохийский патриархат (Церковная Летопись Духовной Беседы за 1860 год). 7) Египет. Состояние апостольской православно-кафолической церкви египетской в первой половине XIX века (Труды Киевской духовной академии за 1868 г., 5, 10 и 11). 8) История Афона. Часть III. Афон монашеский. Отделение 1. Киев. 1877. Отделение 2. СПб. 1892. 9) Список антиохийских патриархов (Труды Киевской духовной академии за 1876 г., 3). 10) Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Части I и II. Киев. 1877. Москва. 1880. 11) Второе путешествие по св. горе афонской в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов афонских. Москва. 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Около полудня великий Турок наш бросил якорь в новой пристани Александрии подле старинной зубчатой крепости, построенной на месте затопленного острова Фароса, на котором 70 толковников перевели ветхий Завет с Еврейского языка на Греческий. На небо неслись наши благодарственные молитвы. Радость озаряла все лица. Красивый город возбуждал общее любопытство. В два часа пополудни нас перевезли в соседний карантин. Лодка не подошла к берегу по причине мелководья; и нас с вещами перенесли туда Арабы на плечах. Аббас паша не Мегмет-Али. Волны разбили выгрузный помост пред карантином; а ему и дела нет до того. Это здание обширно и опрятно. С Европейцев не берут денег за помещение в нем, по воле покойного паши. С 25 по 27 Четыре дня провели мы в этом месте и прилежно учились Арабскому языку, слушая и повторяя басни, рассказываемые переводчиком нашим Фадлаллою. Замысловаты и поучительны Арабские басни. Вот одна из них. «Однажды слон, томимый жаждою, пробирался меж пальм к ближней реке. На протоптанную им тропинку, не знать, как, свалилось с одной пальмы голубиное гнездо с птенцами, только что оперившимися. Голубица, видя неминуемую опасность их, полетела к слону, и начала слезно умолять его, чтобы он не давил птенцов ее и своротил бы с обычной тропинки. Но гордый исполин не внял ее материнской просьбе, и наступил на трепещущих малюток. Их уже нет! Отчаянная мать взвилась, исчезла в лучах света, и полетела к орлу жаловаться на слона. Царь пернатых сжалился над нею, и велел быстрым соколам выклевать очи убийцы. Соколы исполнили царское веленье. Слепец, печально бродя по дремучим лесам, заблудился. Ищет воды и не находит ее. Томится от жажды; гордость не утоляет ее. В один из тех дней, когда зной бывает не стерпим, наказанный слон, сгорая внутренним жаром, стал и тяжко вздохнул. Вдруг послышалось ему: вдали голосят неугомонные квакушки. «Там есть холодная вода», подумал он, напряг последние свои силы, побрел на голоса, и упал в глубокий колодец. Раздвоилась вода, всплеснулась, сгустилась, сравнялась и устоялась над ним. – За обиду невинных отмщает сам Бог.» 28. Вторник

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Порфирия на востоке и путешествии его по св. местам были опять, в связи с некоторыми прежними, следующие новые работы, изданные в виде журнальных статей и книг: 1) Сирийская церковь . 2) Рас-эль – Айнские водометные колодцы у горы Тира. Отрывок из путешествия по св. земле. 3) Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 году. 4) Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и препод. Павла Фивейского в 1850 г. 5) Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния Египетских христиан (Коптов). 6) Письмена Кинея Манафы на Синайских утесах. 7) Восток Христианский: Египет и Синай, виды, очерки, планы и надписи к путешествиям. Вернувшись с востока, чрез Италию и Австрию, в отечество, архим. Порфирий пробыл в Петербурге до 1858 года, а 24 апреля сего года был снова, в третий раз, командирован на восток, теперь уже исключительно с ученою целью, для собирания сведений о церковной архитектуре и живописи, для описания церковных утварей, библиотек и архивов и для возобновления своих сношений с Коитским духовенством, внимание к которому со стороны православной церкви привлечено о. Порфирием ещё в 1850 году. На этот раз он отправился, чрез Константинополь и Солунь, на Афон, где пробыл до конца 1858 г., часть 1859 и 1861 г.г., со святой горы Афонской, в промежутки этого времени, предпринимая путешествия ещё в 1859 году в Фессалию и Метеорские монастыри, а в 1860 году – в Константинополь, св. Землю, Египет, Малую Азию, Сирию и Одессу, где оставался до конца 1860 года и первой четверти 1861 года, а затем опять вернулся чрез Константинополь на Афон, где пробыл до 15 июня сего года и в августе того же года возвратился в Россию. Этим кончились его путешествия за границу и с 13 августа 1861 года до конца жизни архим. Порфирий, рукоположенный в 1865 году епископа Чигиринского 1 , не покидал более Россию. Во время всех этих путешествий своих преосв. Порфирий так умножил свое знание, собранный им тогда материал научный так был обилен, что целой четверти столетия усидчивых трудов такого энергического и неустанного труженика, каким был и до конца жизни оставался преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

30. Четверток Кто знает конец чьего-либо бытия, тот желает ведать и начало оного. Таково устройство вашего мыслящего духа. Покажи ему предел, а он спросит: где же средина и исходная точка? Но как основания зданий скрываются в земле; так начала многих событий теряются во мраке времен. Я спрашивал О. Никифора: кто и когда построил монастырь, в котором он настоятельствует. «Не знаю, отвечал он: говорят, что на месте его находилась темница, в которой заключена была св. великомученица Екатерина». После такого ответа самому мне надлежало доходить до искомого начала путем соображений. Монастырь называется по имени Саввы Освященного. Сей Богоугодный муж скончался в начале шестого века. Без сомнения, не скоро по смерти его христиане начали строить храмы и монастыри во имя его. Посему можно полагать, что Александрийская обитель возникла в седьмом, или восьмом столетии. Кто же положил в основание ей краеугольный камень? Не знаю. Камни ее молчат. Живых преданий о том не слышно. Арабских летописей и описаний путешествий по Египту у меня нет под руками. Итак, остается гадать, предполагать, соображать. Вероятно, Александрийские христиане, у которых Магометане и Копты после 640 года отняли все храмы, купили место под нынешнею обителью, расчистили его, нашли тут древние колонны (может быть, остатки Нептунова капища, которое, по сказанию Страбона, находилось близ моря, и пред которым высились два обелиска) и устроили себе приходскую церковь во имя Саввы Освященного 4 . Со временем около этаго святилища возникли келлии. Не было исторического лица – создателя обители; не осталось и предания о ней исторического. Община строила ее в бедственное время на свои лепты; и никто не думал увековечить свое имя надписью. Это предположение мое подтвердил один старожил, которого игумен по моей просьбе нарочно приглашал ко мне. Но он не знал ни года, ни века, в который построен был монастырь. Оставалось рассмотреть хартии, какие только хранятся в ризнице. Пользуясь добрым расположением О. Никифора, я дерзнул попросить его, чтобы он показал мне все дееписания монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

великомученицы Екатерины, а южный во имя страстотерпца и Победоносца Георгия. Уцелевшие гранитные колонны темно-багряного цвета и большого размера, числом четырнадцать, и стоящие ныне, частью, вдоль церкви, частью, полукружием в алтаре, без нескольких пар своих пропавших без вести, свидетельствуют о том, что сие святилище построено было в лучшее время Греческого зодчества. В нем сохраняются частицы мощей св. Василия Великого , св. Иакова и св. Марины. В приделе царственной великомученицы стоит беломраморный налой четвероугольный, иссеченный из цельного куска с колоннами по углам и с четвероконечными крестами на трех лицевых сторонах его. Вверху есть круглое углубление для водружения креста, или толстой свечи. Сей налой выдают за тот камень, на котором усечена была честная глава св. Екатерины. В последствии его обделали в таком виде, в каком он теперь находится. Христиане лобызают его с благоговением 3 . Из числа св. образов, написание на которых служат вместо летописи монастыря, замечательны: образ св. Иоанна Богослова и Евангелиста Марка, сделанный складнем в виде книги, и подносимый архиерею для целования при входе его в храм, хорошей живописи, и икона Кипрской Божией матери, точный снимок с подлинной, написанный в 1659 году, по желанию Александрийского патриарха Паисия. Предвечный Младенец смотрит вниз и вдаль по направлению от Богоматери. Он как бы хочет спуститься с пречистых рук Ее. В церкви монастырской устроен молитвенный бабинец решетчатый по обычаю восточному, укрывающему женщину и девицу от взоров мужских. Вся она была обновлена и украшена туземным иеромонахом и духовником О. Моисеем, скончавшимся о Господе в 1831 году. Как в этой церкви на образах, иконостасе, и надгробных плитах, так и во дворе монастырском на могильных памятниках, начертаны разные надписи. Я снял их. Все они с 1620 года по 1850, обозначают круг времени в 230 лет. К монастырю примыкает сад с плодоносными деревами, огороженный каменною стеною, в 163 шага длиною и 62 шириною, с деревянною, высокою и круглою беседкой в средине, и с двумя колодцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Брат и друг повел меня в свою келью, отпер сундук, в котором лежали эти дееписания, и выложил их предо мною. Оказалось, что все они писаны на Арабском языке. Как же узнать дело? Как удовлетворить любопытству? Решено было позвать одного местного жителя из католиков, который скоро разбирает и хорошо понимает старинные рукописания. Явился желанный книгочей. С помощью его пересмотрены были все хартии. Но они поясняют судьбу монастыря только с 1517 года по 1774. Итак, надежда моя узнать время основания его не сбылась. О. Никифор сказал мне, что один из предшественников его истребил все старые дела, как ненужные. Я пожалел о невознаградимой утрате. По замечанию книгочея, в Арабских судебных хартиях христиане называются то неверными, то скверными, а святилище их именуется просто Греческою церковью, а не монастырем. И это подтвердило мое предположение, что общество христиан Александрийских построило себе приходскую церковь за городом. Так оно называло ее, так и в делах она писалась. Да и теперь Саввинский монастырь есть не что иное, как приход православных обывателей Александрии. В нем совершаются для них все службы и требы, не исключая и брака. При церкви монастырской, кроме игумена, ныне состоят: иеромонах Мелетий, иеродиакон Хрисанф, три семейные священника – Константин с острова Сими (он же и духовник общий), Николай Аравитянин из Алеппа, Марк из Крита, и псаломщик Иоанн Николаидис из Кесарии Каппадокийской. Он поет, не в нос, довольно хорошо. Из одной старой описи монастырского имущества видно, что в при-Нильском городе Розетте (Рахити) есть православная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, а в Дамиатте – св. Георгия. По заверению О. Никифора в первой служит теперь иеромонах Дамаскин, которого весь приход состоит из четырех домов, а во второй – два семейные священника, Гавриил и Антоний. В приходе их считается сто десять домов: все бедные. Подле монастыря св. Саввы находится больница для православных христиан 5 . Я обозрел ее. В изрядном каменном доме пять просторных и опрятных покоев вверху назначены для больных, и семь внизу для увечных и слепых.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

81 . Августин (Никитин) , архим. Русские паломники у христианских святынь Египта. СПб. 2003. 303. 82 . Каковкин А. Я. Об изображениях монахов в монастырских комплексах Египта (к вопросу о связи росписей с литургией)//Византинороссика. 1995. 1. 243–251. 83 . Порфирий Успенский , архим. Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и преп. Павла Фивейского, в 1850 г. СПб. 1856. 294. 84 . Bagnall R. S. Egypt in Late Antiquity. Princeton 1993. 85 . Walters С. C. Monastic archeology in Egypt. Warminster 1974. (Modern Egyptology Series). Нитрия и Скит 86 . White H. G. Evelyn. Monasteries of the Wâdi’n Natrûn. Ν. Y. 1920–1921. 1: New Coptic texts from the monastery of Saint Macarius/Ed. White H. G. E. 1932. 2: The history of the monasteries of Nitria and of Scetis/Ed. Hauser W. 1933. 3: The architecture and archeology/Ed. Hauser W. Келлии 87 . Le site monastique copte des Kellia. Sources historiques et explorations archéologiques. Actes du Colloque de Genève, 13–15 août 1984. Genève 1986. [Итоговая публикация]. 88 . Les Kellia. Ermitages coptes en Basse-Égypte/Musée d’art et d’histoire, Genève, 12 oct. 1989 – 7 janv. 1990. Genève 1990. [Подр., оч. информативный каталог выставки, посвященной осн. результатам раскопок с 1964 (когда место Келлий было открыто А. Гийомоном) по 1988 г.]. Белый и Красный монастыри (где настоятелъствовал Шенуте) 89 . Monneret de Villard U. Les Couvents près de Sohâg (Deyr el-Abiad et Deyr el-Ahmar). Milano 1 (1925) – (2) 1926. 90 . Crum W. E. Inscriptions from Shenoute’s monastery//JThS 1904. 5. 552–569. Прочие монашеские центры 91 . Фихман И. Ф. Оксиринх – город папирусов. М. 1976. [Оксиринх был монашеским городом]. 92 . Buschhausen Н. Die Ausgrabungen von Dayr Abu Fana in Mittelägypten im Jahre 1987//JÖB 1988. 38. 353–362; 1989. 39. 241–259. 93 . Crum W.E., White H. G. E. The monastery of Epiphanius at Thebes. 1–2. N.Y. 1926. Milano 1977. 94 . Quibell E. Excavations at Saqqara. Cairo 1 (1908) – 4 (1912). 95 . Rutschkowscaya M.-H. Le monastère de Baouit – état des publications//Divitae Aegypti. Koptologische und verwandte Studien zu Ehren von Martin Krause/Hrsg. Fluck C. et al. Wiesbaden 1995. 279–288.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010