30. Четверток Кто знает конец чьего-либо бытия, тот желает ведать и начало оного. Таково устройство вашего мыслящего духа. Покажи ему предел, а он спросит: где же средина и исходная точка? Но как основания зданий скрываются в земле; так начала многих событий теряются во мраке времен. Я спрашивал О. Никифора: кто и когда построил монастырь, в котором он настоятельствует. «Не знаю, отвечал он: говорят, что на месте его находилась темница, в которой заключена была св. великомученица Екатерина». После такого ответа самому мне надлежало доходить до искомого начала путем соображений. Монастырь называется по имени Саввы Освященного. Сей Богоугодный муж скончался в начале шестого века. Без сомнения, не скоро по смерти его христиане начали строить храмы и монастыри во имя его. Посему можно полагать, что Александрийская обитель возникла в седьмом, или восьмом столетии. Кто же положил в основание ей краеугольный камень? Не знаю. Камни ее молчат. Живых преданий о том не слышно. Арабских летописей и описаний путешествий по Египту у меня нет под руками. Итак, остается гадать, предполагать, соображать. Вероятно, Александрийские христиане, у которых Магометане и Копты после 640 года отняли все храмы, купили место под нынешнею обителью, расчистили его, нашли тут древние колонны (может быть, остатки Нептунова капища, которое, по сказанию Страбона, находилось близ моря, и пред которым высились два обелиска) и устроили себе приходскую церковь во имя Саввы Освященного 4 . Со временем около этаго святилища возникли келлии. Не было исторического лица – создателя обители; не осталось и предания о ней исторического. Община строила ее в бедственное время на свои лепты; и никто не думал увековечить свое имя надписью. Это предположение мое подтвердил один старожил, которого игумен по моей просьбе нарочно приглашал ко мне. Но он не знал ни года, ни века, в который построен был монастырь. Оставалось рассмотреть хартии, какие только хранятся в ризнице. Пользуясь добрым расположением О. Никифора, я дерзнул попросить его, чтобы он показал мне все дееписания монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

40 МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ МОНАСТЫРЯ. Монастырь преподобного Павла Фивейского стоит при высокой и дугообразной горе, которой отвесная вершина кажется угрюмою крепостью, немного пошатнувшеюся и подпертою частыми пирамидальными откосными устоями. Впрочем, эти устои – не скалы, а отсыпи. Юго-восточный рукав сей горы оканчивается отлогим утесом, как бы бастионом, от которого горный кряж протягается на юг прямолинейно, как крепостная стена. А рукав северо-восточный, весьма обрывистый, у подошвы которого поставлена обитель, оканчивается у ограды ее ребристою скалою с вычурным камнем на ней в. роде обезображенного сфинкса. Оба эти рукава, или отрога, простираются к долине Дер. Близь южной ограды монастырской, немного ниже, есть не большая поляна. Тут рядом углубятся три источника сланой воды. Их устья закрыты густыми ветвями диких приземистых финичий. Подъем в монастырь В монастыре преподобного Павла, как и в Антониевом, нет ни одних ворот. Людей, животных, и вещи поднимают в него воротом, устроенным под навесом на стене, обращенной в долину Дер, между двумя маловыступными башнями. Навес немного выдвинут вперед сей стены; и чрез отверстие в Нем спускается и поднимается толстая веревка. Опасение от грабежа Бедуинов обратило сей монастырь в глухой затвор. Кельи монашеские Спустившись с подъема внутрь обители, вступаешь на длинную площадь, обставленную с обеих сторон сплошными зданиями. Она чем далее тянется, тем уже становится. По левую сторону ее к южной ограде примыкают монашеские кельи, а по правую стоят так же кельи, и среди их, но в связи с ними высится, соборный, храм. Все, эти жилища пустынных отцов, построенные ломанными линиями и обмазанные глиною, – бедны, тесны, неопрятны, и некрасивы. 41 Соборный храм Собор во имя Иоанна предтечи с приделом архангела Михаила построен в 1443 или 1448 году эры мучеников (по-нашему в 1727 или 1732г.), по благословению сто-пятого патриарха аввы Иоанна, зодчим Георгием Абу Юсефом: как это видно из Арабской надписи на срединном столпе церкви, что с правой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Оказалось, что у св. Антония были две пещеры, одна побольше и веже, а другая рядом выше и меньше. В нижнюю пещеру я прошел чрез междустение, искусно иссеченное в горе, длиною в шестнадцать шагов, и слабо освещенное с запада. Оно было проделано еще в то время, когда строилось пирамиды, для обшивки которых брали хороший камень всюду, где только находили его. Самая же пещера с первого взгляда показалась мне естественною. В средине ее сложен из диких камней круглый престол низменный для богослужения. На нем нет ни доски, ни одежд. Окрест его можно ходить. Тут я преклонил колена мои, и приникши челом к святой трапезе, помолился Богу о царе и отечестве, о матери и о себе, о мире всего мира и благо стоянии святых Божиих церквей, и поручил всех и вся и себя самого предстательству св. Антония. В душе моей царствовало неизреченное веселие, – это знамение нашей близости к Богу и к святым угодникам Его. После молитвы осмотрена была мною подробно священная колыбель монашества. Она имеет вид лжицы с узкою рукоятью 37 , темновата и прохладна, не низка, но и не высока. Естественный свод ее, треснувший, походит на островерхую кровлю сельской избы. На нем виден как бы дракон ребристый и черный. Он напомнил мне явление дьявола св. Антонию в зраке сего чудовища. В одной стене пещеры иссечена полочка для поклажи хлеба, или книги. Так как слой горы в этом месте состоит из стекловидного хряща, похожего на белый мрамор, окрашенный легкою желтизной; то я думаю, что древние Египетские каменосечцы извлекли оттуда несколько кусков сего мрамора для убранства палат, или капищ фараоновых; и от того осталась тут пещера с искусственным междустением. Она в последствии послужила колыбелью монашества. Все мы отбили тут по куску мрамора с намерением сделать их него образ св. Антония в память посещения места дивных подвигов его. Рядом с сею пещерою, но не много выше и правее ее, иссечена другая, малая. Я с величайшим трудом достиг до ней, прижимаясь спиною к отвесу горы. Пещерка сия так низка и узка, что в ней можно только сидеть и спать, а стоять нельзя. Из ней видна долина Арабайская с противоположным хребтом горным. Но белесоватый туман помешал мне любоваться оттуда видами здешней пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Спокойное же добродетельное житие их, трудолюбие, и великое уважение к ним народа, удаляли от них всякое подозрение тем более, что в их святом обществе и худые люди делались добрыми. Когда при Константине Великом  и ближайших преемниках его христианство восторжествовало над язычеством: тогда церковь благословила тройственный обет отшельников, обет девства, послушания и произвольной нищеты, и приняла монашество в число своих священных установлений. А провидение Божие избрало и употребило оное орущем в искоренению язычества и в насаждению истинной веры в человеческом роде. Пещера св. Антония послужила питомником и рассадником распространителей сей веры. Ученики его основали монастыри на Синае, в Палестине, Сирии и Месопотамии. св. Афанасий Великий , которому Антоний пред смертью завещал свою мантию, с Аммонием и Исидором возжег любовь к Монашеству в христианах Римских. С востока и запада оно проникло в глубь севера. Благочестивые и трудолюбивые иноки, по особенному внушению Божию, с благословения епископов, всюду проповедовали язычникам евангелие, разрушали идольские капища и на месте их строили храмы и обители, нередко увлажая основания их кровью своею; искореняли волшебство и чары жрецов силою имен Иисуса Христа, своими молитвами и благотворными чудесами; переводили ветхий и новый завет на разные языки; сочиняли бытописания народов; даже сохранили все лучшие умственные произведения язычников, неутомимо переписывая их из послушания». После таких размышлений я еще раз входил в пещеру св. Антония, и еще раз молился в ней и испрашивал у Бога освящения и укрепления внутреннего человека, который в глубине бытия моего утаен также, как колыбель монашества укрыта в горе. Оттуда все мы сошли скорее и легче, и освежились купаньем в монастырском водоеме. К завтраку монахи подали нам свежие абрикосы из сада своего. Вкусен и сладок нам был сей плод, благословенный молитвами св. Антония. После вечерни совершен был обряд увещания двум молодым Коптам, приготовленным к принятию ангельского образа.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Κωνσταντνος Πρεσβτερος κα Οκονμος ξ Οκονμων, Τριακονταετηρς κκλησιαστικ, συνταγμτιον στορικν τν κκλησιαστικν συμβεβηκτων π 1821 μχρι 1852 τους. ϑνσι. 1864. Курганов Ф.А. , профессор, 1) Устройство управления в церкви королевства греческого. Казань. 1871. 2) Исторический очерк греко-болгарской распри. Православный Собеседник за 1873 год. Лебедев А. П. , профессор, История греко-восточной церкви под властью турок. От падения Константинополя в 1453 году до настоящего времени. Том первый. Москва. 1896. Продолжением этого труда служить ряд статей, помещённых в Богословском Вестнике за 1899–1901 год. Леонтьев К.Н., Из жизни христиан в Турции. Тома I–IIΙ. Москва. 1876. Maurer Georg. Ludw., Das griechische Volk in öffentlicher, kirchlicher und privatrechtlicher Beziehung. В. I–III. Heidelberg. 1835. Μαϑ Zαχριος, Κατλογος τν πρτων πισκπων κα τν φεξς πατριρχν ν Κωνσταντινουπλει. ν Ναυπλ. 1837. Этот каталога в русском переводе помещён в Христианском Чтении за 1862 год, т. 1 и II. Παλαμς Γρηγριος εροδικονος, εροσολομις τοι πτομος στορα τς γας πλεως εροσολμων π τς βεμελισεως ατς ως τν νετατων χρνων. ν εροσολμοις. 1864. Παπαδπουλος Γεργιος, σγχρονος εραρχα τς ρϑοδξου νατολικς κκλησας. Τμος Α´ ν ϑναις. 1895. Παπαδπουλος–Κεραμες ., νλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογας. Τμοι 3–4. ν Πετρουπλει. 1897. Παπαρρηγπουλος Κ., στορα το λληνικο ϑνους. Τμος πμπτος. ν ϑναις. 1887. Pichler A., Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident von ersten Anfängen bis zur jüngsten Gegenwart. Bande I–II. München. 1864–1865. Pitzipios Jacques, L’eglise orientale. Rome. 1855. Порфирий Успенский, епископ, 1) Книга бытия моего. Дневники и автобиографическая записки. Томы I–V. СПб. 1894–1899. 2) Александрийская патриархия. Сборник материалов, исследований и записок, относящихся до истории александрийской патриархии. Том I. СПб. 1898. 3) Путешествие в Метеорские и Осоолимпийские монастыри в Фессалии. СПб. 1896. 4) Первое и второе путешествия в Синайский монастырь в 1845 и в 1850 годах. СПб. 1856. 5) Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского, в 1850 году. СПб. 1856. 6) Антиохийский патриархат (Церковная Летопись Духовной Беседы за 1860 год). 7) Египет. Состояние апостольской православно-кафолической церкви египетской в первой половине XIX века (Труды Киевской духовной академии за 1868 г., 5, 10 и 11). 8) История Афона. Часть III. Афон монашеский. Отделение 1. Киев. 1877. Отделение 2. СПб. 1892. 9) Список антиохийских патриархов (Труды Киевской духовной академии за 1876 г., 3). 10) Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Части I и II. Киев. 1877. Москва. 1880. 11) Второе путешествие по св. горе афонской в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов афонских. Москва. 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

– Кто же разорил его, и по какому поводу? – Его разорили грехи. Дьявол внушил монахам делать тайно золото; в они накупили рабов, и с помощью занимались этим запрещенным ремеслом. Но рабы взбунтовались против них, и всех умертвила, а обитель разорили. Тридцать лет назад, один епископ наш сжег книги, учившие делать золото, и истребил все орудия потребные к тому. – Не случилось ли здесь еще чего-нибудь замечательного? Спросил я. – Какой ты пытливый! Сказал мне авва, шутя. Домогаешься звать: кто, да когда устроил нашу обитель, да что в вей случилось, да от чего. Ее строили и учреждали люди, а ее духи. Монахи в ней жили и умирали. Вот тебе и все! – Друже, не сердись. Любопытство не грешно, когда оно невинно, и у духовного просит лица знании. Эти слова мои, высказанный умилительным тоном, возвеселили добродушного авву, и он сказал мне: – От тебя не скроешь и сердца своего. – Помышления и тайны сердца твоего, отче, не нужны мне. Побереги их для духовника твоего; а мне поведай то, что я желаю знать о здешнем монастыре – Авва засмеялся и весело спросил меня: что ж тебе хочется знать? Я начал спрашивать его: – Сколько монахов спасается здесь о Господе? – Сто тридцать. Но из них только тридцать четыре живут здесь: все же прочие находятся, частью в Буше, частью в Каире, частью в Иерусалиме, и в странствиях по Египту за сбором милостыни. – Монастырь ваш общежительный? -У нас все общее. Каждый монах подучает от монастыря одеяние, обувь и пищу. Трапеза у нас также общая. Во время столования один инок читает поучения, или устав, в котором изложены правила наказания за проступки. – Скажи хотя одно правило. – Если монах ударит брата своего; то лишается общей трапезы в течении сорока дней, и питается только хлебом и водою; кроме сего в церкви каждый брат светит ему пред лицом свечкою. За блудодеяние налагается епитимия по приговору духовника и игумена, а за воровство не бывает и наказания. Ибо вора совсем изгоняют из монастыря. – Пускаете ли вы сюда женщин? – Ни в один мужеский монастырь наш не пускают их, по правилу. Несколько лет назад, семейство одного шеха, гонимое Мегметом-Али пашею, укрылось было в здешней обители; но вскоре померли двое из детей его, и потому он и жена его удалились отсюда: а монахи выкопали ту землю в саду, на которой кочевало это семейство, и наносили другую.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Торговля перешла в Розетту (Рахити), построенную близь сего моря внуком Халифа Харун-ал-Рашида. Настанет время, когда в сей город в свою очередь отдалится оттуда, и не увидит больших судов купеческих. И теперь он уже не близок к воде средиземной. Его ждет участь Фуи, которая ныне не более, как незавидная деревня. Наш Росс летит. Я сижу на крылечке, и порой пишу. Знаком мне Египет. Знаком мне Нил. Те же предметы, какие видел я назад тому пять лет, вижу и теперь. Вот среди реки песчаные косы взборождены и готовы под овощи. На обоих берегах ее высятся финичия. Стройны и красивы эти пальмы. На темени их – зеленые венцы. Ветер их колеблет; и они, помавая ими, приветствуют путников. Неизвестно, когда Египтяне начали садить финиковыя дерева в Нильской долине. Иродот, посетивший царство Фараонов, в описании его, нигде не упомянул о выращении там этих дерев с древнейших времен. Однако наглавия колонн в виде финиковых пальм в тамошних храмах, строенных за несколько веков до Иродота, и лики пальмоносцов, участвовавших в празднике в честь богини Изиды, доказывают, что дерево, о котором идет речь, было любимо и воспитываемо Египтянами еще в то время, когда управляли ими жрецы и учреждали обряды их веры. Страбон, бывший в Египте, первый из древних писателей, с точностью указал как роды тамошних пальм (Phoenix et Caryota), так и места, где они росли в его время. В 17-й книге (818) своей географии он заметил, что эти дерева в нижнем Египте и около Александрии дают невкусные плоды, и ,что лучший род их находится в Фиваиде, и особенно на одном острове Нила, принадлежавшем Римскому префекту. Это – остров Табенне 6 . Отшельники Египетские, как мы знаем из Четь-минеи, питались аиниками в плели кошницы из пальмовых ветвей. Устье пещеры преподобного Павла Фивейского было просинено финичием. Около того потока, у которого жил в пещере Антоний Великий , росло много финиковых пальм. В средние века, по свидетельству Арабских писателей Абд- Аллатифа и Макризи 7 , жители Египта занимались выращиванием фиников, из которых лучшие находились в Фиваиде близ Ассуана.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Спутники мои пожелали видеть церковь евангелиста Марка, принадлежащую Коптам. Я повел их туда. Это древнее святилище весьма бедно. В алтаре южного придела у восточной стены стоит мраморный гроб первого благовестника спасения в Египте. Мы помолились пред ним Богу. Глава третья. Плавание по водоводу махмудиэ и по Нилу. 4, Вторник Александрия – красива. Мегмет-Али паша вновь создал, обогатил, украсил, и сделал свободным и веселым сей город. Присные мои вдоволь полюбовались им и накупили себе разных вещей. А я приобрел сведения о православной церкви в Египте, кои будут изложены в особом сочинении. Сколь ни покойно нам было в сем городе под кровом святой обители; но надлежало отправиться в Каир по Русской пословице: спасибо этому дому, пора к иному. Едущим в пустыни святого Антония и Павла Фивейского и на Синай не благоразумно было бы медлить в дороге, и не пугаться летних жаров Африканских потому только, что снега, покрывавшие Балкан, Тавр и Ливан, после прошлой холодной зимы, могли умерять эти жары с помощью северных ветров. Ибо на расчет человеческих вероятностей мало надежды. Знание Этрусков, умевших предугадывать погоды, потеряно. Воздушные перемены нашей земли так недавно и так мало изучены, что еще не известны ни круги времени, ни законы, в которых и по которым они совершаются, и потому нет возможности предвидеть и предсказывать их с такою точностью, с какою вперед узнают напр. затмение солнца, или появление кометы. Счастливее нас будут путники в то время, когда точные науки определят и вычислят законы и ход воздушных перемен на всем земном шаре. Тогда они свободно станут располагать своим временем, и будут узнавать более, нежели мы. Поблагодарив отца игумена за братский прием и подав 55 руб. сер. вкладу в св. обитель, я выехал из города к водоводу Махмудиэ, где ожидали меня спутники мои в парусной лодке, вчера нанятой за 150 пиастров до селения Атфи. Оканчивался десятый час дня. Канджа была готова к отплытию. Мне понравился этот плавучий домик. Он был нов, хорош, удобен, вместителен, покрыт, застеклен и устлан коврами и подушками. Я осенил его крестом и с верою вознес мольбу свою к Богу о благословении нас в путь дальний и опасный. В десять часов с четвертью канджа с помощью шестов заскользила по стоячей воде, и чрез 15 минут побежала под парусом, гонимая легким попутным ветром.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

К нам в канджу пожаловали добрые гости, люди военные, полковник из Албанцев, и подслепый офицер из Бахчисарайских татар. Начались обоюдные вопросы: кто вы? откуда? куда? Что нового в Европе? Где мир, и где война? – Безопасна ли дорога в монастырь св. Антония? Каковы здешние Бедуины, люты или кротки? По обмене взаимных ответов полковник отправил своего слугу с письмами Коптского патриарха в Буш к игумену Дауду, и ушел во свояси. А мы поставили палатки у самого Нила, поплескались в струях его, и повечеряв легли спать. 29, Суббота Около десяти часов по полуночи приехал к вам на белом коне игумен Дауд, в красных сандалиях на босу ногу, в черной рясе Греческого покроя, в цветном шелковом подряснике, и в черном тюрбане на голове, составленном из одного длинного, скрученного платка, обмотанного по красному Фесу. Смуглое, но приятное лице его, испещренное оспою, маленькие глаза, улыбающиеся уста, хорошие приемы, смелая поступь, обнаруживали в нем добряка, весельчака и не труса. Такой вам нужен был игумен, то есть, вождь по пустыням Африканским. С первого раза он объявил нам, что по письмам от патриарха, н ради таких важных путешественников, как мы, сам он поедет с нами в оба монастыря; но посоветовал наперед отплыть до Бенисефа и посредством тамошнего градоначальника вызвать шеха, то есть старосту Бедуинов, которые на своих верблюдах возят путешественников к ев. Антонию, и заключить с ним условие. Поскольку у меня не было письменного вида от Каирского наши; то я сначала призадумался, а потом согласился ехать, решившись предъявить свой паспорт в случае надобности. За час до полудня наша канджа отчалила от берега. С нами поехал о. игумен. Пока мы тащились до Бенисефа то нашестах, то с помощью бечевы; я пользуясь добродушием и словоохотностию нового спутника, расспрашивал его о Коптской церкви. По его словам – «Копты ведут свое летосчисление с 284 года по рождестве Христове. В этот год воцарился Диоклитиан, лютый гонитель веры Христовой; и Александрийские христиане начали новое летосчисление, назвав его Эрою мучеников. По нашему счету идет 1850 год, а у них 1566».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1 Речь, произнесенная в сокращении в годовом собрании Киевского отдела Императорского Православного Палестинского Общества 10 апреля 1905 года. 2 «В этот день, пишет арх. Порфирий 8 сентября 1854 г. В своем дневнике, наступил пятьдесят первый год моей жизни. Я молился в церкви Лазенковского дворца и просил Бога продлить мой век, облагодетельствовать мою душу и благословить меня на дальнейшие труды». (Книга бытия моего, ч. VI, стр. 344–345. Спб. 1900). «Завтра, отмечает он под 7 сентября 1881 г., мне исполнится 77 лет. Вот сколько их подарил мне Вечный!» (Там же, т. VIII, стр. 538. Спб. 1902). 6 Это противоречие принадлежит пр. Порфирию. Книга бытия моего, V, 385; сн. Второе пут. По св. Афон. Горе, стр. 1. 14 Книга бытия моего, III, 47. Для характеристики миросозерцания матери пр. Порфирия может служить и «молебная песнь солнцу», перенятая последним от своей матери. Вот эта песенка: Солнышко, ведрышко, Выглянько! Твои детушки на камешке сидят, Уж сухарики и крошечки едят. Собакам бросают И их не оставляют (III, 256). 15 Вера была внушена пр. Порфирию матерью и «привита к душе в часы коленнопреклоненной молитвы, совершаемой, бывало, на одной половой доске с нею. С этою верою не вжаждешься во веки». (Первое путеш. в Синайский монастырь в 1845 г., стр. 9. Спб. 1856. Сн. Первое путеш. в Афон. Монастырь и скиты, ч. I, стр. 169). 16 Книга бытия моего, VIII,122; Первое путешествие по св. Афонской горе, ч. I, отд. I, стр. 169. Киев. 1877. 19 КПутешествие по Египту и в монастыри св. Антония В. и пр. Павла Фивейского в 1850 г, стр. 58. Спб 1856. 22 Гадание о судьбе по Евангелию – несомненно наследие этого воспитания. «В семействе нашем, пишет еп. Порфирий, сестры мои, родные и двоюродные, и сам я, когда учился в семинарии, все мы нередко загадывали всякий свое, и отгадку искали в Евангелии, которое всегда полагалось на голову» Путешеств. в метеорск. и оссо-олимпийекие мон. в Фессалии, стр. 177). 30 Книга бытия моего, I, 465, 559; II, 488; VII, 170; VIII, 319–320; Путеш. первое в Афон. мон. и скиты в 1845 г., ч. I, отд. П, стр. 341.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010