Этот обряд их был так продолжителен, что спутники мои потеряли терпение и вышли из собора. Наконец, один иеромонах спросил мое имя, и разогнув большую книгу, начал читать приветствие на Арабском языке. Из всего я понял только часто повторяемые слова: «радуйся, авва Порфирие». Слышно было, что они ублажали меня разными приветами. Терпение мое в этот раз не истощилось, хотя я был истомлен в дороге, и с меня лился пот градом. Приветствием кончился обряд принятия поклонников; и я успокоился в палатке, поставленной в саду под огромными финичиями близ собора, после забот о несчастном иеродиаконе, который много страдал от ушиба и от растирания вывихнутой кисти ручной над парами. Пред захождением солнца, по желанию моему, принесли мне список помянутого приветствия. Вот перевод его слово в слово: Приветствие и похвальное слово Коптских монахов, обитающих к монастыре Великого Антония в пустыне Египетской. «С любовью начинаю говорить честности твоей, блаженнейший отец наш N. Какой язык человеческий может изречь добродетели твои, друг христов N, отче наш святой? Ты сохранил расхитят оное. Ты насадил и напоил христов; и он принес плод сторичный, и шестидесятный и тридесятный. О, величайший из православных митрополитов, отче святой авва... пастырю верный, проповедниче истины, водящий овцы свои на водные источники жизни и спасения, избранный богом от чрева матери твоей и поставленный от него архистратигом необоримым и страшным! Радуйся отче наш, авва..., подвизавшийся добрым подвигом апостолов, прешедший днесь к нам и напоивший нас от источников словес твоих святых. Радуйся отче наш авва..., законоположивший и утвердивший апостольские правила и заповеди монахам и мирянам. Радуйся отче наш, авва..., стяжавший неувядаемый и небесный венец Христа, которого возлюбил ты. Моли господа о нас, да простит грехи наши. Возвеличилась хвала твоя, отче наш авва... и крест Твой простерся до краев земли, и все народы от востока солнца до запада ведают славу твою. Добро пожаловал к нам днесь, отче наш святой, да исправишь нас животворными учениями твоими. Добро пожаловал к нам отче наш, авва..., новый Иоанн по девству твоему. Добро пожаловал к нам отче наш, авва.... Давид царь с сердцем твоим. Радуйся духоносне отче наш, авва..., ближний богу ради преосвященства твоего. Радуйся отче наш, авва..., звезда сияющая во вселенной благочестием твоим. Радуйся отче наш, авва..., зиждущий на незыблемом камени. Радуйся отче ниш, авва..., прееммче великого законоположника Иисуса Христа Господа нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1) Нынешний владыка их Петр до патриаршества был митрополитом Абиссинским, однако не ездил в Эфиопские страны. 2) У Коптов соборов поместных ныне не бывает. 3) Народ и священники избирают себе епископа и в Каире у патриарха своего испрашивают утверждения и рукоположения избранного, по большой части, из монахов. 4) Все епископы, кроме Абиссинского Митрополита, в каждые два или три года, приезжают в Каир, и дарят патриарху, кто 70, кто 80, кто сто ардебов пшеницы, 45 и каждый жертвует ему двадцать овец, десять кувшинов скоромнаго масла, и постольку же сыра и елея. 5) Епископы суть судии народа. Они приводят в исполнение духовные завещания, разделяя имущества покойных между их родными. 6) Рукополагая священников, они дуют им в уста, в знамение пренодания им Духа Святого. 7) Копты, мужчины, приобщаются порознь тела и крови Христовой, а женщины и девицы – одного тела, орошенного таинственною кровью, потому, что строгий обычай не позволяет им открывать лица даже и в церкви. 8) Св. Тайны преподаются возрастным после исповеди. 9) Грудных младенцев священник причащает, влагая им в уста конец указательного перста своего, омоченного в кровь Христову, и вливая несколько капель воды. 10) Копты воздают боголепное поклонение Божией матери, и ублажают ее обрадованиями. Акафистами. 11) Много у них напевов, или гласов церковных: а главные два – радостный и печальный. Первый называется, коровий. Таковы прибытки знания моего в настоящий день. Не велики они, но ценны. Я простился с наследниками пустыни Антония Великого братолюбно, и вручил им 1200 турецких пенязей на нужды их обители. Они приняли вклад мой с благодарностью и снабдили меня хлебом, водою и угольями. За то спаси их Отец щедрот и всякие утехи. Ночь светла. Пустыня тиха. Земля холодна. Освещенные горы бросают длинные тени. Мой табор спит, а я бодрствую. Мне приятно смотреть в небо. Там звезды горят и дрожат. Горите вы звезды, горите как свечи пред ликом Ветхого деньми. С вами и дух мой разгорается, как пламень, и несется к престолу Божества. Глава тринадцатая. Возвращение в Буш

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Примечание. Обратное путешествие из монастыря св. Антония мы сделали в три дня. Но проводники наши по договору получили деньги за четыре дня. 7, Среда Утро было ясное и теплое. Нил блестел, как зеркало. Я радовался том, что исполнилось мое давнее желание видеть колыбели монашества. Спутники мои были благодушны. У иеродиакона перестала болеть рука. Гуммос Дауд рано уехал в Буш и в восемь часов прислал за нами верховых лошадей. Но один я с переводчиком отправился к нему в гости; присные же мои остались у Нила отдыхать. В Бушском подворье встретили меня монахи в почетные Копты с отменным уважением и радушием. В присутствии их я искренно благодарил гуммоса Дауда за сопутствие мне по знойным пустыням. На мою признательность они отвечали радостью о благополучном возвращении нашем. Увидев в шкафе несколько Арабских книг, я спросил монахов: где они печатаны, и что в них содержится. Гуммос Дауд отвечал мне: «все они напечатаны в Англии и присланы оттуда в дар нам; но владыка препроводил их сюда для поверки и оценки, – стоят ли они того, чтобы раздавать их по церквам. Что касается до их содержания, то загляните в них сами». Я наудачу взял одну книжицу, и развернув ее, подал переводчику, чтобы он прочел две – три строки. Мой Фадлалла начал переводить: «на границе Асины жил человек, по имени Пахомий. Он сделался христианином в Дафанском округе в деревне Шанасать». Оказалось, что в этой книжице содержатся жития некоторых святых. Потом авва Дауд подал мне печатную псалтирь на Арабском языке. Перелистывая ее, я заметил рад каждым псалмом чернилами написанное по-Арабски какое-то имя, и подумал, что Копты, читая псалмы, поминают в молитвах эти имена, но не доверяя своему мнению спросил: что значат эти надписания. Авва Дауд поведал мне, что над каждым псалмом начертано имя Коптского патриарха; над первым – имя евангелиста Марка, над вторым – имя его преемника, и так далее; на 109 псалме значится нынешний патриарх Петр. «Ибо, по мнению нашему, -прибавил он, сколько есть псалмов, столько будет у нас патриархов; после 150 владыки нашего последует кончина мира и второе пришествие Христово».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иеромонах Феофан продолжал свои прежние занятия и окончил поправку живописи на 26 иконах, заказанных для Назаретской церкви. (Эти иконы уже отправлены туда). Архимандрит Порфирий в бытность свою в Киеве перевёл с еллинского: 1) исповедание веры патриарха цареградского Геннадия Схолария (1453–1458 г.); 2) исповедание веры Дионисия, архиепископа Константинополя Нового Рима и вселенского патриарха (1672 г.); 3) службу с акафистом и молебном иже во святых отцу нашему Спиридону, Тримифунтскому чудотворцу (этот перевод с рассуждением о подлиннике представлен в конференции Киевской Духовной Академии); 4) радостный миру акафист честному и животворящему Кресту Спасителя нашего Иисуса Христа. По прибытии в Иерусалим он написал: 5) четыре учёные и деловые записки, первую о сириано иаковитах, вторую о престоле святейшей митрополии амидийской в Месопотамии, третью о православных в Абиссинии, четвёртую о православных приходах в Калькутте и Дакке; 6) сочинение о состоянии православной церкви египетской в первой половине XIX века; 7) деловую записку о патриаршей школе в Иерусалиме; 8) воспоминания и сказания классических писателей о горе Афонской в первом веке по Р. Х. с критическим разбором их; 9) слова и дела о св. горе Афонской в IX веке с критическим разбором их; 10) семь подробных известий о делах церкви палестинской и о происшествиях в св. Земле (для нашего генерального консула в Бейруте); 11) первое путешествие в синайский монастырь в 1845 году (не кончено); 12) второе путешествие по Египту до поездки в монастыри св. Антония и Павла Фивейского. Иеродиакон Мельхиседек продолжал переписку Афонских актов, приготовляемых архимандритом к изданию. Учитель и переводчик миссии Фадлалла Саруф слушал в местной семинарии уроки древней арабской словесности и занимался преподаванием оной студенту Соловьёву. Домочадец Фрументий выучился говорить, читать и писать по-абиссински. Иерусалим 3 апреля 1853 года. VIII. Отчёт за 1853 год 246 Наши духовные труженики при гробе Господнем в шестой год послушания своего, год тревожный по случаю союза магометан, католиков и протестантов против восточной церкви, продолжали свои учёные занятия, ожидая впрочем, со дня на день приказания выехать из Иерусалима в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В обители св. Георгия, как в богадельне, укрываются и получают пропитание вдовы, сироты и убогие обоего пола. Монашествующих в ней нет, кроме одного архидиакона Дионисия. Так как в наш век жили там сами патриархи; то игуменов не было. Монастырская церковь есть вместе и приходская. Теперь в ней служит женатый священник о. Константин. Он содержится жалованьем патриарха. 9. Кладбище в старом Каире Недалеко от Георгиевской обители находится кладбище православных христиан с храмом в память успения Божией матери. Оно ограждено каменною стеною высокою. Стихомерная надпись над храмом гласит: «что, древле на месте его стоял бедный дом, в котором скрывался Христос младенец от гонения Ирода, и что цари создали тут всечестный храм, в котором всякой верующий исполнял свои обязанности в отношении к Создателю своему. Но время, этот великомощный разрушитель всего земного, обратило и его в кучу развалин. Однако священная ревность Иерофея, славного архипастыря Египтян, опять воздвигла его своими и посторонними средствами, и прилежным старанием тезоименитого ему архимандрита». – Надпись заключена воззванием: «Ты убо странник, празднуя успение девоматери, молись о здателях и радуйся о господе. 1832 года апреля 15». – Коптские христиане показывают в том же городе другое убежище пресвятой Девы Марии и Богомладенца Иисуса, именно, пещеру в Успенской церкви своего монастыря. Нетрудно верить их показанию. Вышеописанное предание православных приемлется охотнее, как потому, что Греческим царям от Александрийских святителей известно было истинное место пребывания Господа Иисуса и пречистой матери его в Египте, так и потому, что оно назначается в доме, а не в пещере, в которую вливается вода Нила. Итак, Успенский храм стоит на месте священном. Там жила Божия матерь. Там исполнилось проречение Осии: из Египта воззвах Сына моего (11, 1.). Сей храм построен в виде продолговатаго дома без купола 18 . Восемь колонн поддерживают сквозное преддверие его. Внутренность же распределена на три части десятью подобными круглыми столпами, по пяти на каждой стороне. В нем светло и отрадно. Все иконы нисаны на св. горе Афонской в 1833 году на иждивение патриарха Иерофея. Тут я возблагорил Господа Иисуса, сподобившего меня видеть место пребывания Его в Египте, и молил Его сделать меня младенцем на злое, даровать мне благодушие и терпение во всяких напастях, благословить странствия мои, и воззвать из мира сего, из этого Египта, в царство небесное, когда умрет во мне ветхий человек, этот Ирод богопротивный.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

великомученицы Екатерины, а южный во имя страстотерпца и Победоносца Георгия. Уцелевшие гранитные колонны темно-багряного цвета и большого размера, числом четырнадцать, и стоящие ныне, частью, вдоль церкви, частью, полукружием в алтаре, без нескольких пар своих пропавших без вести, свидетельствуют о том, что сие святилище построено было в лучшее время Греческого зодчества. В нем сохраняются частицы мощей св. Василия Великого , св. Иакова и св. Марины. В приделе царственной великомученицы стоит беломраморный налой четвероугольный, иссеченный из цельного куска с колоннами по углам и с четвероконечными крестами на трех лицевых сторонах его. Вверху есть круглое углубление для водружения креста, или толстой свечи. Сей налой выдают за тот камень, на котором усечена была честная глава св. Екатерины. В последствии его обделали в таком виде, в каком он теперь находится. Христиане лобызают его с благоговением 3 . Из числа св. образов, написание на которых служат вместо летописи монастыря, замечательны: образ св. Иоанна Богослова и Евангелиста Марка, сделанный складнем в виде книги, и подносимый архиерею для целования при входе его в храм, хорошей живописи, и икона Кипрской Божией матери, точный снимок с подлинной, написанный в 1659 году, по желанию Александрийского патриарха Паисия. Предвечный Младенец смотрит вниз и вдаль по направлению от Богоматери. Он как бы хочет спуститься с пречистых рук Ее. В церкви монастырской устроен молитвенный бабинец решетчатый по обычаю восточному, укрывающему женщину и девицу от взоров мужских. Вся она была обновлена и украшена туземным иеромонахом и духовником О. Моисеем, скончавшимся о Господе в 1831 году. Как в этой церкви на образах, иконостасе, и надгробных плитах, так и во дворе монастырском на могильных памятниках, начертаны разные надписи. Я снял их. Все они с 1620 года по 1850, обозначают круг времени в 230 лет. К монастырю примыкает сад с плодоносными деревами, огороженный каменною стеною, в 163 шага длиною и 62 шириною, с деревянною, высокою и круглою беседкой в средине, и с двумя колодцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

– Довольно. Должно бить и народу у вас много. – Да, много. Кроме римских-католиков, лютеран, евреев и магометан, одних православных христиан считается 45 миллионов душ. – У-у-у! прозвучал игумен протяжно, расширив веки очей своих. Я говорил о нашем. благоденствии под мудрым управлением Государя, о процветания у нас земледелия, торговли и промышленности, о благоустройстве наших училищ, о военной силе сухопутной и морской, и о путях сообщений наших. – Авва слушал, слушал меня и наконец сказал: все в Московия благоустроено; но есть ли у вас страсти и смерть? – Этот неожиданный вопрос привел меня в восхищение; и я, целуя любезного авву, твердил ему: есть, есть. – У вас нет караванов, но есть страсти, и, верно, такие же, как и. у нас. Наши страсти тянутся одна за другою, как верблюды в дороге. Сперва показываются ид головы, потом туловища, и наконец хвосты, а за хвостами следует смерть. Так-ли у вас? – Сравнение твое, отче, как нельзя лучше, идет и к нам. – Что ж ты хвалишься? – Я показал тебе лице, а ты открыл изнанку. – Монах видит все вокруг и проникает в сокровенные глубины жизни. – Слушая тебя, отче, ощущаю веяние душеполезных наставлений великого Антония, который здесь спасался сам и других назидал словом и примером своим: – Ах! Мы недостойны произносить даже имя сего подвижника, в котором Бог был дивен, по слову псаломскому: «Дивен Бог во святых своих». – Скажи нам, отче: где родился св. Антоний? – В при-Нильском селении Геман ель-Арусе, которое отстоит от Буша на три часа пути, ниже по течению реки. – Мы знаем житие и наставления его; но нам неизвестна история монастыря, носящего имя его. Пожалуй, поведай нам все, что знаешь о нем. – Св.-Антоний построил здесь небольшой монастырь с церковью для учеников своих. По смерти его, он мало по малу увеличивался в течении столетии, не от царских щедрот, а от подаяний христиан благочестивых. Мусульмане пощадили его. Султан Ель-Хакеш Дагер, разрушивший весьма многие обители 36 , не коснулся его. За 350 лет назад наш монастырь был разорен, и в течении 70-ти лет оставался в запустении. Но девяносто-первый патриарх Гавриил принудил Нитрийских обновить его и поселиться в нем, напоминая им, что они – духовные потомки св. Антония. Эти чернецы неохотно перешли сюда, и даже прибили Гавриила, так что он скончался от их побоев. Но с тех пор поныне сей монастырь постоянно был обитаем, и процветал молитвами великого угодника Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Сненир, Саннур, Сеннаар – названия схожие. Они означают равнину. Сколько же Сеннааров? теперь я знаю? Три. Один находится снежно с Абиссинией и Кордофаном и простирается вдоль восточного берега белого Нила, другой – здесь на пути в монастырь св. Антония, третий – в Месопотамии, где Немврод исполин построил города Вавилон, Орех, Архад и Халанни. Вероятно, по Месопотамскому Сеннаару, назван и Африканский каким-нибудь царем, который вышел с порубежья междуречья и завоевал Кордофан. Завоеватели, обыкновенно, дают вновь занятым местам имена тех областей, городов и даже селений, кои состояли в их прежнем владении. Все эти Сеннаары доказывают расселение Ноева племени по передней Азии и Африке». Спустя час по прибытии нашем на поле Сеннаарское, безводные облака закрыли нас от палящего солнца. Под их отрадною сенью мы отдохнули еще минут девяносто, и ровно в двенадцать с половиною часов снялись с места, и скоро опять взъехали на высь почти равную прежней. По ней поезд наш тянулся к юго-востоко-востоку через три или четыре ложбины с дождевыми руслами, в течении трех часов, и остановился на ночлег в пустом месте, который Бедуины называют Абуриш. На северо-западе были видны темные облака. А по захождении солнца они обложили все небо. Мы ждали дождя. 5, Пятница Однако его не было. Ночь в Абурише прошла тихо. Утром в пять часов я по обыкновению своему пошел пеший вперед. Смотрю туда, где высится гора св. Антония. Ее накрыло густое облако. Из-за одного края его восходило солнце, и поднимаясь, как бы запуталось в нем. Ядро и лучи небесного светила вместе с клочками облака образовали лице человека с бородою. «Видимая природа есть великолепный чертог, украшенный разными картинами, из коих одни стоят неподвижно и вечно, а другие являются и исчезают, видоизменяясь поминутно. Но те и другие равно очаровательны и многознаменательны». Это записано мною в шесть часов утра в Уади эн Шаш, где я, сидя на камне, поджидал спутников своих. Они приближались; и я опять пошел вперед с бедуином Аэшем. Чрез полчаса он обратил мое внимание на одну пещеру в земле, налево у дороги, и велел мне всунуть в нее голову и послушать. Эта пещера, или точнее сказать, расселина под уровнем земли очень мала, а отверстие ее с откосною ложбиною еще менее. В ней слышен был шум, как на мельнице, и изнутри ее веял ветерок. Очевидно, тут есть подземельная пустота, в которой шумно обращается воздух. Бедуины называют эту пещеру Эн-Нешаш Ель-Мутелеб: что значит, веяние лисичье. На вопрос мой, – не замечательно ли чем-нибудь это место, – они отвечали отрицательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Во второй части храма под тремя ступенями, по коим восходят в приалтарное отделение, будто находится гробница св. Антония, по словам Коптов. Но сами они не знают: есть ли в ней мощи сего угодника Божия. Третья часть пред самым алтарем, назначенная для чтецов и певцов, весьма темна. Потолок в ней устроен из финиковых брусьев в виде маловогнутого свода. Тут на обеих окраинах высокой арки начертана надпись на Коптском языке. Буквы ее, похожие на наши церковнославянские, весьма крупны 34 . Думаю, что тут написан какой-либо стих священный. Я отподобил только одну половину его, потому что весьма трудно было держаться на лестнице, кое-как подставленной, и писать в темноте. Самый алтарь, малый и темный, разделен на три части каменными стенами, в коих проделаны ходы для сообщения. Он весьма слабо освещается чрез маленькие и тусклые окна в небольшом куполе. Почти весь храм этот расписан в разные времена. На стенах и под арками его видны почернелые лики пророков, апостолов, преподобных, и мучеников на конях. Живопись весьма нехороша. По местам начертаны Коптские надписи. Монахи говорили мне, что сей храм древле освящен был во имя Панагии, т. е. Всесвятой. – К юго-западной части его примыкает малый и совершенно темный придел во имя четырех животных, символически изображающих у пророка Иезекииля четырех евангелистов. В алтаре его за престолом на стене написан Господь Иисус Христос сидящий. Но левую сторону его стоят орел, вол, и пророк Иезекииль, а по правую Богоматерь, человек и лев, все в молитвенном, благоговейном обращении к нему. Вот лик многоочитаго орла, но которому можно судить и о прочих: Под изображением Спасителя в углублении виден крест, нарисованный разноцветными красками, без лика Распятого. На арке, под которою входят в помянутый придел, есть Коптская надпись, вероятно, стих из св. писания 35 . Весьма замечательно зодчество храма св. Антония. Первые два отделения его и алтарь вывершены тремя куполами, которые точь в точь походят на опрокинутую воронку. На крыше храма они заострены, но подняты не более, как на два аршина от уровня ее, внутри же его утверждены, каждый, на широком каменном обруче, в котором проделаны маленькие окна с оконницами, составленными из стекольчатых кружков. Алтарный купол менее других. В первый раз в жизни я видел здесь воронкообразные купола.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Когда я вылез из этой язвины я начал сходить по наклонному усеку отвесной горы шириною в пядень: оробел так, что не мог двинуться с места и не понимал, какая сила втащила меня туда. Ибо все тело мое висело над стремниною. Уже цепкие Бедуины помогли мне слезть оттуда. Святой Антоний не жил в этой язвине. Немного ниже большой пещеры к горе примыкает узенькая площадка, подпертая стеною, складеной из дикого камня. На ней росла трава, и можно бы воспитывать овощи. Но тут нигде нет воды. По обозрении нами места подвигов великого отшельника, Бедуины начали стрелять. Студент Соловьев принялся рисовать вид пещер 38 . А я сел на камне и начертил следующие строки: «Истинно предание, которое указывает, здесь в горе, и у подошвы ее, два места подвигов св. Антония. Ибо они точно таковы, какими их изобразили древнейшие спасатели жития сего великого угодника Божия. По словам блаженного Иеронима ,– «Антоний, когда услышал на берегу Нила некий голос, повелевавший ему идти с Сарацинами в глубь пустыни, чрез три дня достиг того места, которое Бог назначил ему в обитание». – И мы дошли сюда в три дня. – «Преподобный муж поселился у каменистой горы, из подошвы которой вытекала вода и образовала ручеек». – Она струится оттуда и ныне. – «Около сего ручейка росло много фиников, которые делали место удобным для жизни и приятным». – Эти пальмы красуются тут и теперь. – «Близ их Антоний поселился в такой малой пещере, что в поперечнике ее заключалось столько пространства, сколько может занять человек, протянув свои ноги». – На месте ее, вероятно, стоит церковь Панагии-Всесвятой. – «Подвижник насадил виноград и разные дерева, воспитывал овощи, и сам выкопал водоем для поливки своего огорода». – Водоем его существует и теперь. – «Кроме помянутой пещеры были еще две, иссеченные в горе у вершины ее; и туда всходили с величайшим трудом по извилистой и стропотной стезе». – Тоже и ныне. – «В одну из них святой удалился, когда узнано было подгорное жилище его у потока; но и там он не укрылся от чад своих духовных» 39 . – Сия пещера цела и теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010