По мнению И. Панагопулоса , «вклад святых отцов… соединяет в себе филологическое исследование, реальный взгляд на историческую истину, стоящую за библейским свидетельством, экзистенциальный ответ на благодатные дары Божьи и актуализацию канонического Писания в богослужебной жизни Церкви» .   Сравнить нельзя уравнивать Историко-семасиологический этюд А.А. Тахо-Годи о термине «символ» в древнегреческой литературе позволит нам сделать некоторые предположения. Развитие значения этого термина, как показывает автор, несет в себе много интересных тонкостей на протяжении своей истории. Глагол symball и существительное symbolon первоначально имеют простые, очевидные семантические значения, но не имеют точного и прямого указания на символическое толкование. Есть только признаки загадочности, таинственности и даже мистичности в мире греческой классики. Так, symball – глагол, указывающий на соединение, слияние, встречу двух начал в чем-то одном; например, так в Священном Писании соединяются Ветхий и Новый Завет. Можно сказать, что канон – это символ Священного Писания, и здесь нет никакой натяжки, а только точное употребление изначального смысла термина «символ». Лексикон Суды и Большой Этимологик в значение понятия «символ» вносят и смысл «размер», «мера», что сходно по значению понятию «канон» – линейка. Существительное же symbolon означает результат встречи, это знак единства, момент совпадения – формовка; например, на просфоре печать совпадает с оттиском, Новый Завет – печать, Ветхий – оттиск. Надо отметить, что термин «символ» отсутствует в Священном Писании. И это понятно почему. В Ветхом Завете нет дефиниций, даже для таких нравственных понятий, как «праведность» (цэдэк), «милосердие» (хэсед) и т.п. «Дефиниция была для нее (античной науки) не только вратами научного знания, но и самой центральной – наряду с силлогизмом – формой, в которой это знание являлось» . Царство Небесное в Новом Завете раскрывается с помощью уподобления, а не определения. Символизм Писания – способ восприятия на слух, одно из мощнейших литературных средств и один из образов толкования.

http://bogoslov.ru/article/1549834

1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927; Диалектика художественной формы. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927; Музыка как предмет логики. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1927; Диалектика числа у Плотина. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1928; Критика платонизма у Аристотеля. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1929; Очерки античного символизма и мифологии. Т. 1 том не был создан]. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930; Вещь и имя. Книга создавалась во второй половине 1920-х гг. Сохранились: а) краткая редакция 1920-х гг. (1-е изд.: Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993); глава IV из утерянной полной редакции 1929 (1-е изд.: Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999); краткая редакция 1933 (1-е изд.: Лосев А. Ф. Имя. СПб.: Алетейа, 1997) Диалектика мифа. 1-е изд.: М.: Изд-е автора, 1930 (конфисковано и уничтожено, сохр. лишь несколько экземпляров 1-е изд., дошедшее до читателя: Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Правда, 1990.1-е расширенное изд. (с включением дополнительных неопубликованных текстов): М.: Мысль, 2001; Николай Кузанский и средневековая диалектика. Книга написана в 1930. Полный текст утерян, сохранились фрагменты; Трио Чайковского: Повесть. Написана в 1933; [Встреча]: Повесть. Название дано А.А. Тахо-Годи. Написана в 1933; Метеор: Повесть. Написана в 1930-х гг.; Женщина-мыслитель: Роман. Написан в 1933–1934. 1-е изд.: Москва, 1993. 4–8; Самое само. Написано в 1930-х гг. 1-е изд.: Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Мысль, 1994; Диалектические основы математики. Написано к 1936 г. 1-е изд.: Лосев А.Ф. Хаос и структура. М.: Мысль, 1997. Последняя глава книги, обнаруженная позже, впервые опубликована в кн.: Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М.: Мысль, 1999; Античная мифология с античными комментариями к ней. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Харьков; М.: Фолио; Эксмо, 2005; Теогония и космогония. Написано в 1930-е гг. 1-е изд.: Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996; Жизнь: Повесть. 1942; Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии. 1-е изд.: Ученые записки МГПИ им.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Хоружий сравнил творчество Лосева с " арьергардным боем русской христианской культуры " [цит. по: 6, с. 30]. Как отметил А.П. Козырев, Лосев в " Диалектике мифа " и в " Дополнениях к диалектике мифа " приходит к выводу, что ответом на разрушительный дух революции, через которую прошла русская интеллигенция, может быть только обращение к вере: " Лосев, как никто другой, с хирургической аккуратностью и точностью вскрыл и проанализировал миф революции , как работает мифологизация революционной идеи. По Лосеву, эта мифологизация связана с определенным типом личности, который основывается на возрожденческом, либерально-секулярном мировоззрении. В свою очередь это мировоззрение строится на идее о том, что каждый человек является сам себе господином и имеет право создавать свою философию " с. 54-55]. При этом в научных и художественных текстах Лосева, антиинтеллигентских по духу, чувствуется такое же томление интеллигентского духа, как и у авторов " Вех " . Е.А. Тахо-Годи назвала " Диалектику мифа " прямым продолжением тем, поднятых в " Вехах " , авторов которых Лосев уважал как старших авторитетов: " ...В " Диалектике мифа " разрабатываются многие " веховские " сюжеты: об атеизме как особой религиозной вере; об интеллигентском идолопоклонстве перед наукой и прогрессом; о неприятии позитивизма и рационализма в философии " с. 30]. Однако, как и веховцы, Лосев был интеллигентом изнутри, чувствовал это состояние и, вероятно, хотел преодолеть его. Показательный пример - отношение Лосева к Церкви и вере. С одной стороны, он внук священника, человек, для которого православная традиция всю жизнь оставалась живым и главным мировоззренческим основанием. С другой стороны, он уделял особое внимание модному в интеллигентских кругах того времени имяславию, критиковал позицию патриарха Сергия за сотрудничество с советской властью, имел склонность к отдельному, катакомбному православию, чувствовал необходимость в особом духовном статусе (который бы вытеснил интеллигентский статус, тоже в каком-то смысле " духовный " ) и принял тайно монашеский постриг ( " ангельский чин " ), о чем было известно только узкому кругу посвященных.

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/29/pohiw...

514 То, что материя имеет такое количество частей, познается по справедливости двумя [пропорциями?], из которых она имеет одну в таком порядке: 1,2,3, 4,9, 8, и вместе с ними 27. Весь этот чрезвычайно темный фрагмент восходит к Филолаю и его сочинению «О ритмах и мерах» то ли через «Гармонику» Никомаха и «Наставление в музыке» Боэция (Boet., Inst, mus., III, 5–8), толи через «Тимей» Платона (Plat., Tim., 35b-36b) и перевод Халкидия (см. также комментарии А. А. Тахо-Годи к этому месту «Тимея»). То есть имеется в виду, что материя космоса (у Платона – душа космоса) устроена по принципу пифагорейской, в частности филолаевской, музыкальной гармонии. Кроме того, космический семичлен (1, 2, 3, 4, 8, 9, 27) соотносился со светилами (Луна, Солнце, Венера, Меркурий, Марс, Юпитер, Сатурн соответственно), что отчасти оправдывает помещение этого фрагмента в данную главу, поскольку она начинается с мысли, что светила придают иной смысл геометрическим фигурам и числам. 515 Музы же названы α=π του μσαι. Конъектура Аревало: μω σθαι со ссылкой на платоновского «Кратила»: 4Музы и вообще мусические искусства названы... от страстного стремления ( μω σθαι) к философской мудрости» (Plat., Crat., 406а). Однако перевод Исидора отвечает именно глаголу μσαι. 516 Звуки... не могут быть записаны. Система нотации во времена античности существовала, и Исидор, конечно, об этом знал. Его замечание касается отсутствия звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры. В наиболее совершенной форме система греческой нотации описана у Гауденция («Введение в гармонику», III в. н. э.); она воспроизведена у Боэция в 4-й книге его музыкального трактата. Нотация была буквенной, то есть каждой струне двухоктавного диапазона в каждом из ладов присваивались обозначения (частично перекрывавшиеся), заимствованные из греческого и финикийского языков или придуманные специально. Метрические характеристики мелодии практически не отмечались, так как они были связаны с размером стихов, которые при этом напевались: трохеем, ямбом, дактилем и т. д. (см. кн. I, гл. 17). Уже после Исидора, в XIII в. н. э., появились знаки так называемой «мензуральной нотации», а с XVI в. для записи музыки употребляются привычные нам ноты.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

– Не говорите так... – Потом, знаешь, эти идеи Флоренского в том смысле, как я говорю, продолжают в очень злобной форме отвергаться. Вот почему все, кто их отвергает, для меня активные противники. Для них математика есть математика, а для меня математика есть бытие. Поэтому, все чудеса, которые творятся в математических формулах, они еще в большей степени творятся в пространстве и во времени. Вот воззрения, которым я научился у Соловьева, а затем – у Флоренского. У Соловьева тоже эти идеи есть, но у Павла Александровича это развито. Он же специалист-математик, он не может употреблять слова впустую. Так что в этом отношении, конечно, Флоренский большой человек. Открытых учеников у него нет. Или, может быть, есть, но все боятся. Но все это, любезные мои друзья и собеседники, едва ли уж вас глубоко занимает. Тут нет ничего обидного, ибо философия – это не широкая, а очень узкая специальность, которая требует особой выучки, многих лет раздумья, чтения, писания... Так что геолог Павел Флоренский не обязан быть философом. Но, поскольку он все-таки ближайший родственник Павла Александровича Флоренского, его внук, он имеет право знать о своем деде существенные идеи. – А как все же кратко сформулировать основные открытия отца Павла в области духа? – вклинивается в монолог А. Ф. Лосева Павел Васильевич. – Философия, есть неразличимое тождество идеи и материй (пауза), воспринимаемое чувственно, чувственными формами... – Это вы дали определение философии... – Да, но это я выразил с бегу... – Но Павел-то, – идет на выручку А. Тахо-Годи, – спрашивает вас, какие открытия в философии сделал Флоренский... Так я же сказал какие. Из этого и видно. Тождество философии и математики. А ведь обычно как, философия говорит о бесконечности, но и слова о математике. Математика вся пересыпана учениями о бесконечности, но ни слова за пределы своей области, ни слова о философии. У Флоренского – целостный подход. Для него бесконечность, не есть понятие ни идеальное, ни материальное, а живое, которое при этом чувственно воспринимается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Живая вода. Поэзия Елены Тахо-Годи 4 мин., 24.12.2022 Один добрый знакомый (и почитатель творчества нынешней гостьи «Строф» ), узнав, что я собираюсь строить подборку из стихов Елены Тахо-Годи, вошедших в её недавнюю книгу «Из чёрной тьмы небытия…», искренне удивился. «Вряд ли у вас получится. Слишком лично и слишком мрачно». И, усмехнувшись, прозорливо добавил: «В лучших традициях Серебряного века, как говорится». Слава Богу, похожие впечатления у меня — за спиной. Эта — вроде бы «очень женская» — поэзия воплощает собою совсем другие сущности. Всё дело в том, что стихотворный космос Елены Аркадьевны обезоруживающе честен и этим очень притягателен. Правда, здесь, как говорят любители щегольнуть жаргоном, скрыта своя засада; ведь поэзия — всегда преображение, даже когда она сплошь — прямое высказывание. …Читая эти монологи, подумаешь и о том, что так, мол, «раскрываться нельзя». А потом отложишь в сторону чёрный том с полуразрушенным бюстом Александра Великого на обложке, глянешь в окно на позднюю российскую осень и вздохнёшь: «Только так и надо». Однако замечу, что скульптор ваял Македонского в образе бога Гелиоса, то есть перед нами — не просто Герой. Перед нами герой — особый. Лирический. Перейду к высказыванию из конгениального поэзии Елены Тахо-Годи отклика на нее. Из этюда Дмитрия Шеварова. Обратите внимание на слова о «женской гордости». «…Лирический герой Тахо-Годи преодолевает отчаяние, не прячась от него. Это античный стоик, каким в наши дни может быть только женщина. Она пре­одолевает не только бедствия, но и надежду на то, что в жизни всё может быть иначе. В этом преодолении нет гордости. А если и есть, то это не кокетливая fierté féminine, а пушкинское “гордое терпение во глубине сибирских руд”. Горняя недоступность высокой души…» Обмолвлюсь ещё, что читатели этого номера «Фомы» к жизненной судьбе нашей героини так или иначе тоже прикоснулись: Елена — не только племянница Азы Алибековны Тахо-Годи, но и «душа души» — арбатской Библиотеки «Дом А. Ф. Лосева».

http://foma.ru/zhivaja-voda-pojezija-ele...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл удостоил А.А. Тахо-Годи ордена равноапостольной княгини Ольги 26 октября 2022 г. 15:12 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил Азу Алибековну Тахо-Годи, председателя правления культурно-просветительского общества «Лосевские беседы», ордена равноапостольной княгини Ольги (I степени). Высокая награда присуждена во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе и в связи со 100-летием со дня рождения. Об этом сообщил временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда в своем видеообращении к участникам международной научной конференции «Свидетель века: к 100-летию Азы Алибековны Тахо-Годи». Конференция проходит 26-28 октября 2022 года в Библиотеке-музее «Дом А.Ф. Лосева» в очно-дистанционном формате. Организаторы форума: Библиотека-музей «Дом А.Ф. Лосева», Институт философии РАН, Научный совет РАН «История мировой культуры», Научный совет РАН по классической филологии, сравнительному изучению языков и литератур, филологический и философский факультеты МГУ им. М.В. Ломоносова, Культурно-просветительское общество «Лосевские беседы» при поддержке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , Литературного института имени А.М. Горького и Русского ПЕН-центра. А.А. Тахо-Годи — хранительница наследия выдающегося философа А.Ф. Лосева, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, профессор кафедры классической филологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие. 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5971680.ht...

Нынешние молодые люди всего того, что мы пережили, и как нам было трудно, и представить не могут. Им все даром дается. В моих записках, которые чудом сохранились с юношеских лет (когда отца арестовали в 1937-м году, то все бумаги, в том числе и детские, забрали) была такая строчка: «Хочу учить “Отче наш”». А как учить, где взять текст молитвы? И помогла опять любовь к чтению. Мне попалась в руки книжка знаменитого немецкого поэта Генриха Гейне, его ранняя драма о каких-то братьях-разбойниках. По ходу действия в драме один из братьев, обращаясь к Богу, читает как раз «Отче наш». Книга эта была издана уже в советское время. Гейне ведь считался очень передовым человеком, и поэтому его много издавали. Он вообще был очень едкий, злой даже автор. Но это было его очень раннее, почти юношеское произведение. И там раскаявшийся разбойник эту молитву и произносит. Помню, я так обрадовалась, что знаю теперь, как «Отче наш» звучит не только по-французски, но и по-русски. Семья Тахо-Годи, 1936 год: в первом ряду слева направо: Махач и Аза, второй ряд – Нина Петровна Тахо-Годи (урожд.Семенова), Алибек Алибекович Тахо-Годи с дочерью Муминат, в третьем ряду – Хаджи-Мурат. Еще я в детстве делала маленькие, крохотные крестики и прятала их в корешки книг. У меня были замечательные, роскошные книги. Великолепные тома, которые стояли в моем шкафу. Мама покупала мне их сразу на трех языках. И эти книжные корешки были самым надежным местом, чтобы что-нибудь в них спрятать. А потом, когда я уже познакомилась с четой Лосевых, они меня и крестили. Мне тогда было 26 лет. Это было в знаменитом Преображенском соборе в Переделкино, который сейчас находится в резиденции Патриарха. У меня, можно сказать, два праздника. Один 8 сентября, потому что в крещении я Наталья, а Церковь вспоминает святую великомученицу Наталию как раз 8 сентября, в день Владимирской иконы Божией Матери. А 26-го октября, в день Иверской иконы Божией Матери, у меня день рождения. Как Алексей Федорович решал для себя проблему сочетания знания и веры?

http://foma.ru/aza-taho-godi-losev-molil...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2014 17 мин., 24.12.2014 1-я страница обложки –- символ рубля на круглом прянике (фото www.lori.ru) и надпись «Традиции в цене». См. рубрику «Тема номера. Традиционные ценности» (С.12-34). Пролог :      (на заставке фото enki22, www.flickr.com) Геннадий Шпаликов . « Людей теряют только раз …». Стихотворение//Фома. - – декабрь 2014. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Vita nova , или Почему книги должны соединяться с жизнью . В коллаже фото Steven Guzzardi, www.lori.ru//Фома. - – декабрь 2014. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Аза Тахо-Годи : « Лосев молился даже на ученых советах ». Известный филолог о пользе книжных корешков, древних языков и подарке мадам Жозефины . Беседа с Азой Тахо-Годи, хранительницей наследия великого русского ученого Алексея Федоровича Лосева. Беседовал Юрий Пущаев . Фото из архива А. А. Тахо-Годи//Фома. - – декабрь 2014. – С.6-11. – (рубрика « Интервью номера »). Имеются биографические справки: « Алексей Федорович Лосев » (С.9), « Аза Алибековна Тахо-Годи » (С.10). В материал включена биографическая заметка об А. Ф. Лосеве « Истории из жизни мудреца », которую подготовил Дмитрий Шеваров (С.9,10). Тема номера. Традиционные ценности   Т радиционные ценности возвращаются . Вступление от Редакции. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2014. – С.12-13. – (рубрика « Тема номера. Традиционные ценности »). Дмитрий Соколов-Митрич . По какому поводу живем? или Что понимают клиенты ПОТОМ-банка после сорока . Фото Наталии Федоровой//Фома. - – декабрь 2014. – С.14-15. – (рубрика « Тема номера. Традиционные ценности »). 17 добрых традиций: не забыть и не потерять . Рассказывают педагог-психолог высшей категории Татьяна Воробьева и иерей Стефан Домусчи , заведующий кафедрой вероучительных дисциплин Православного института св. Иоанна Богослова. Подготовили Валерия Михайлова и Дарья Баринова . Фото Владимира Соколова, Елены Тараториной, Наталии Федоровой, Анны Гальпериной и фото Pachakutik, www.flicr.com//Фома. - – декабрь 2014. – С.16-27. - (рубрика « Тема номера. Традиционные ценности »). Имеется иллюстрированная врезка:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-140...

Заслуженный профессор МГУ А.А.Тахо-Годи награждена Орденом Русской Православной Церкви МОСКВА На торжественной церемонии награждения лауреатов Международного фестиваля кино и телепрограмм «Радонеж», которая состоялась 27 ноября 2012 года в Большом зале Дома кино Союза кинематографистов РФ, по традиции была вручена Патриаршая награда выдающемуся автору Радио «Радонеж». На этот раз, как сказано в Патриашей грамоте, «во внимание к многолетним трудам по сохранению культурного отечественного наследия и в связи с 90-летием со дня рождения  доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ им М.В.Ломоносова, председатель культурно-просветительского общества «Лосевские беседы» Аза Алибековна Тахо-Годи награждена Орденом Русской Православной Церкви Святой преподобной Ефросинии, Великой княгини Московской 1 степени». В завершении церемонии, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Орден был вручен генеральным директором фестиваля и Радио «Радонеж» Е.К.Никифоровым. В связи с болезнью Азы Алибековны Орден приняла ее племянница Е.А.Тахо-Годи. От имени Азы Алибековны она зачитала ее благодарственное слово: «Духовная жизнь человека – большая тайна, - говорится в нем,- Разгадать ее трудно и раскрывается она, когда человек много всего пережил и перестрадал. Один из таких примеров – моя собственная история. Я родилась 26 октября 1922 года в доброй, хорошей, заботливой семье, где получила основы прекрасного образования, но где никогда не возникали метафизические вопросы. Еще девочкой я пыталась их задавать сама себе, искала их разрешения в книгах. Но в нашей замечательной домашней библиотеке, увы, не было самой главной – Библии, и слово Бог, хотя я его знала с младенчества, никогда не произносилось. Мои искания заметила старая учительница-француженка. Она без всяких объяснений подарила мне Библию, изданную на тончайшей бумаге с золотым обрезом. Тогда я впервые прочла эту вечную книгу по-французски, а «Отче наш» записала по-латыни на ее последней странице.

http://fest.radonezh.ru/article/news/zas...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010