Hardmeier C. Verkündigung und Schrift bei Jesaja. Zur Entstehung der Schriftprophetie als Oppositionsliteratur im alten Israel. “Theologie und Glaube”, 73 (1983). Р. 119–134. Jeremias J. Die Anfänge der Schriftprophetie. “Zeitschrift für Theologie und Kirche”, 93 (1996). P. 481–499. См. также: Jeremias J . Hosea und Amos. Studien zu den Anfängen des Dodekapropheton. Tübingen 1996. Об археологии этого периода см., напр.: Finkelstein I., Silberman N.A. The Bible Unearthed. New York, 2001. Finkelstein I., Silberman N.A. Ibid. Сравнение Ефрема (Израиля) с хлебом, который с одной стороны подгорел, а с другой остался непропечённым – продолжение метафоры, развернутой в 7:3-7. Cattaneo L., Mantegazza D. Ha parlato per mezzo dei profeti. Per una introduzione al profetismo. Lettura e commento del libro del profeta Osea. Gorla Minore, 2006. P. 246. Реникер Ф., Майер Г. Библейская энциклопедия Брокгауза. Кременчуг, 1999. С. 667. [Ориг.: Lexikon zur Bibel. Wuppertal, 1994]. В Ос. 8:9 – построенная на созвучии игра слов: пэрэ – Эфраим . Alonso Schökel L., Sicre Diaz J.L. Profetas. Vol II. Madrid, 1980. P. 899. Ср.: Bernini G. Osea – Michea – Naum – Abacuc. Introduzione, versione e note. Cinisello Balsamo, 1997. P. 179. В русском Синодальном переводе – Менаим. Ср: Hentschel G. Enteignung. Die soziale Frage in Micha 2. “Bibel und Kirche” 51 (1996). P. 155–158. Правосудие и в наше время на стороне сильных, причём не только в имущественных спорах. Функции судов и сегодня большей частью сводятся лишь к тому, чтобы исполнять интересы исполнительной власти, защищать представителей политической и экономической элиты, у которых сила в руке их , и подвергать несправедливым наказаниям слабых и бедных. Спустя века после Михи автор книги Премудрости Соломоновой вложит в уста гедонистов, которые притесняют бедняков, следующие слова: «Сила наша да будет законом правды!» (Прем. 2:11). Корень имеет значение притеснять , угнетать , обижать (ср., напр., Лев. 19:13. Втор. 24:14. Иез. 18:18; 22:29. Пс. 62/61:11. Притч. 14:31; 22:16; 28:3).

http://bogoslov.ru/article/6174492

«Египет в погибель 70 будет», т. е. Египет за свои злодеяния и оскорбление народа Божия судом Божиим определен на опустошение. Действительно, Египет был опустошаем несколько раз: – Навуходоносором, царем Вавилонским, при Егип. царе Нехао, войску которого он нанес страшное поражение при Кархемише на р.Ефрат; – Камбизом, царем Персидским, и обращен в Персидскую провинцию (ок. 525 до Р. X.). Геродот, чрез семьдесят лет, после поражения, понесенного Египтянами от Камбиза при г. Пелузиуме, видел еще поле, усеянное костями убитых 71 . Затем, Египет был опустошаем и взят Александром Македонским. Не говорим о внутренних междоусобиях и смутах, которые, по обычаю древних народов, сопровождались опустошениями. Да и теперь, после многократных опустошений Египта Греками, Римлянами, Сарацинами, что такое Египет сравнительно с прежним, как не пустыня? «Ужаснее всего, – гов. один путешественник 72 , – ужаснее всего хозяйничали Сарацины. Что оставили Персы, что было пощажено римскою лютостью и христианским фанатизмом, – то пало под могучими ударами поклонников ислама . Так была велика страсть к разрушению у этих завоевателей, что под их кровавыми руками исчезали с земли целые города. Всё разрушено, всё опустошено, всё в развалинах! Вся страна подобна полю битвы, покрытому остовами и остатками саванов». Исполнилось слово Божие о Египте! «В таинственном смысле, – поясняет св. Ефр. С., – пророк (под Египтом) разумеет гонителей святаго народа, и говорит, что крепость их сокрушится и сокровища их разсыплются; а по бл. Феод., слова: «Египет в погибель будет» значат – «угаснет неистовая страсть к идолам, потому что Египет – началовождь нечестия». «Идумея в поле погибели будет». Такой суд над Идумеями изрекает Бог и чрез св. прор. Иезекииля: поскольку Едом мстительски поступил с домом Иудиным, и, совершая над ним мщение, много согрешил, за то, как говорит Иегова, и простру руку Мою на Едома, истреблю у них людей и скот, и сделаю из него пустыню... И совершу мщение Мое над Едомом рукою народа Моего Израиля ( Иез. 25:12–14 ). Сыны Едома совершали мщение над Иудеями, когда, при разрушении Иерусалима Навуходоносором, радовались их несчастью, помогали халдеям избивать их, (См. Авд. 1:8–16 ), и кричали: «истощайте, истощайте до оснований его» ( Пс. 136:7 ). Известно, что Идумея была опустошена при Маккавеях Иудою ( 1Мак. 5:62 ; 2Мак. 10:16 ), и Иоанном Гирканом 73 , и самое имя их исчезло с лица земли в массе аравитян. «Кровью праведною» пророк назвал кровь неповинную, как бы так говоря: без всякой благовидной причины отважились они (Идумеяне) на избиение Иудеев» (Бл. Феод.).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Пс.73:11.   Вскую отвращаеши руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего в конец; Пс.73:12.   Бог же Царь наш прежде века: содела спасение посреде земли. Древле «Бог» у иудеев именовался и «Царем» , и имел особое попечение об Иерусалиме, который по понятию древних иудеев находился «посреде земли» (см. Иез. 5:5). Некоторые отцы «спасением» считают искупление рода человеческого Спасителем в Иерусалиме (Афанасий, Иероним, Иларий). Пс.73:13.   Ты утвердил еси силою Твоею море: Ты стерл еси главы змиев в воде. Пс.73:14.   Ты сокрушил еси главу змиеву, дал еси того брашно людем Ефиопским. В историческом смысле описывает потопление египтян в Чермнем море. В духовном — возвещает о святом Крещении, потопляющем силу демонов и грехи людские в таинственных водах. Глава древнего «змия» диавола сокрушена силою Креста Христова (Евсевий, Дидим, Исихий). Пс.73:15.   Ты расторгл еси источники и потоки: Ты изсушил еси реки Ифамския. «Ифам» — страна очень богатая садами и водными потоками, ее часто посещал Соломон. Божественное мановение за умножившееся нечестие жителей «изсушило» эту изобиловавшую водами землю (Пелусиот). Пс.73:16.   Твой есть день, и Твоя есть нощь: Ты совершил еси зарю и солнце. Пс.73:17.   Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну Ты создал еси я. От частных Пророк переходит к благодеяниям общим, научая, что Бог есть Творец всего бытия. Под «жатвой» и «весной» подразумевает время (Феодорит). Пс.73:18.   Помяни сия: враг поноси Господеви, и людие безумнии раздражиша имя Твое. А этим указывает на «поношение» — искушение Христа «Господа» от «врага» — диавола в пустыне и на хуление Его Святейшего «имени безумными людьми» (Златоуст). Пс.73:19.   Не предаждь зверем душу исповедающуся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца. Назвав врагов «зверями» , продолжает побуждать к щедротам тем, что согрешившие заслуживают некоторого прощения своим «исповеданием» . Умоляет, чтобы не погиб таким образом и Израиль. Прошение это и было исполнено; ибо многие тысячи из распинавших уверовали и спаслись (Афанасий).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

72 Когда кипело сердце мое. Псалмопевец вспоминает о пережитых им сомнениях во всеблагости Господа. 72 Ты держишь меня за правую руку. Псалмопевец представляет Господа в образе своего проводника или даже поводыря. 72 примешь меня в славу. Эти слова допускают двоякое понимание. С одной стороны, может подразумеваться такое Божие благословение, как земные слава и признание. Однако более вероятно, что речь идет о небесной славе в вечности. Глава 73 Пс. 73 Этот псалом представляет собой плач о разрушении храма, произошедшем в 586 г. до Р.Х. По общему настроению его можно сравнить с книгой Плача Иеремии. 73 Для чего, Боже, отринул нас. Поражение, нанесенное израильтянам Вавилоном, явилось знаком того, что Бог отвернулся от Своего народа и больше не защищает его. Пророки (напр., Иез., гл. 9–11), оплакивая осквернение и разрушение храма, возлагали вину за произошедшее на Израиль, впавший в беззаконие и неверие (см. ком. к Пс. 21,2 ). возгорелся гнев Твой на овец. Псалмопевец, используя образ пастыря и его стада, подчеркивает трагичность разрыва некогда тесных и теплых отношений между Богом и Его народом (см. Пс. 22,1 ). 73 Вспомни. Псалмопевец молит Господа не только помыслить о существовавших некогда взаимоотношениях между Ним и избранным народом, но и, памятуя о прошлом, спасти Израиль от нынешних его несчастий. гору Сион. На горе Сион в Иерусалиме находился храм место, избранное Богом для Своего пребывания с Израилем (см. Пс. 2,6; 49,2; 127,5 ). 73 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам. Псалмопевец призывает Господа обозреть разрушения, которым подвергся священный город Иерусалим, в надежде, что это зрелище подвигнет Его на спасение Своего народа. во святилище. Захватив в 586 г. до Р.Х. Иерусалим, Навуходоносор повелел до основания разрушить святилище. 73 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка. Наибольший ужас псалмопевца вызывает то обстоятельство, что перед лицом всех бед Израиля Бог безмолвствует. Этот стих дает основание полагать, что псалом был создан вскоре после разрушения храма, поскольку в период его восстановления в стране несло служение сразу несколько пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Верные сравнивают здесь врагов со львами для означения лютости их, каковую оказали они в самом святилище Божием, которое положено здесь вместо храма, и притом в множественном числе для того, что разделено было на три части, как сказали мы инде. Следующия слова: положиша знамена своя во знамения – относятся к безчестию Бога: понеже враги, поставя свои знамена во храме, как бы торжествовали над Самим Богом, надменно ругаяся Ему. Некоторые толковники слова сии относят к волшебным гаданиям, как свидетельствует Иезекииль о Навуходоносоре, который много полагался на своих чародеев ( Иез. 21:21 ): но сие мнение не основательно. Первый смысл гораздо лучше приличествует месту сему; ибо кто читал историю о Святой земле, тот знает, что храм был особенным знамением как богослужения, так и присутствия Божия у Иудеев. Бог, как бы простерши некия знамена, содержал под владычеством Своим народ оный. Сим священным знамениям, которыя отличали Божий народ от язычников, Пророк противополагает здесь скверныя знамена, внесенныя во храм врагами; и потому повторяя имя знамений, увеличивает недостойный поступок их: ибо испровергши знаки благочестия, на место их поставили свои трофеи, или как инде сказано, внесли мерзость запустения ( Мф. 24:15 ). По переводу седмидесяти Толковников, ненавидящии Бога не кто иные суть, как те же враги Божии, опустошившие храм в то самое время, когда в честь Бога отправлялись в нем торжественные праздники. Глаголы, восхвалишася, и не познаша, означают, что враги не токмо не помыслили о том, что сделали, осквернив храм всемогущаго Бога, но еще и возгордилися тем, и как львы, по уловлении добычи, возрычали. Пс.73:5 . яко во исходе превыше: яко в дубраве древяне секирами разсекоша Пс.73:6 . двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушиша и. Пс.73:7 . Возжгоша огнем святило твое: на земли оскверниша жилище имене твоего. Пс.73:8 . Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли. Верные продолжают описывать злодеяния, учиненныя врагами во Иерусалиме, и говорят, что они не иначе поступили с ним, как грабители и разбойники.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

    9:35—41 Видящие и слепые     9:35—38. Прозревший человек отвечает так же, как иудео-христианские читатели Иоанна: с верой, в отличие от их противников.     9:39—41. Тема физической и духовной слепоты встречается у пророков (напр.: Ис. 42:16— 19; Иер. 5:21); религиозные власти, отнюдь не считающие себя духовно слепыми, проявляют наибольшую слепоту.     10:1—18 Пастырь, овцы и наемники    Первоначально текст Библии не был разделен на главы; в этом отрывке продолжается речь Иисуса, обращенная к фарисеям в 9:41. Она основана на «ветхозаветных образах Бога как Пастыря Израиля (Быт. 48:15; 49:24;    Пс.22 1; 27—9; 76:21; 77:71; Ис. 40.11; Иез. 34:11—31), Израиля как Его стада (Пс. 73:1; 77:52; 78:13; 99:3) и неверных и жестоких религиозных вождей как губителей Его стада (Иер. 23:1,2; Иез. 34). Верными пастырями (Иер. 3:15) в Ветхом Завете названы Моисей, Давид (2 Цар. 5:2; Пс. 77:71,72) и Мес-сия из дома Давидова (Мих. 5:4).     10:1,2. В зимние месяцы овец по ночам держали в загоне, обычно имевшим каменную ограду, защищенную сверху ветвями колючего кустарника. (После Праздника кущей зима уже была не за горами.) Еврейский закон различал воров и разбойников: воры вторгались в чужое жилище, а разбойники жили в пустыне и нападали на путников. Пастухи постоянно были на страже, охраняя свое стадо от опасностей любого рода.     10:3,4. В Ветхом Завете говорится, что Израиль «слушался голоса Бога», когда народ повиновался закону и Божьей вести, посланной через пророков. Истинные овцы — те, кто был верен завету с Богом, — знали Его (см. коммент. к 10:14,15). (Читатели Иоанна слушались Его с помощью Духа — возможность, которую иудаизм в тот период по преимуществу отрицал; ср.: 16:13—15.) Обычно пастухи знали всех своих овец поименам. В Ветхом Завете Бог называл Своих возлюбленных детей и верных рабов «по имени» (Исх. 33—12:17; ср.: Ис. 43:1).     10:5. В данном контексте «чужой», или «вор и разбойник» (ст. 1), символизирует фарисеев, которые пытаются обмануть овец (9:40,41). Главы синагог, которые отлучали иудео-христианских читателей Иоанна, считали себя верными пастырями, но прочтение этого отрывка показало аудитории Иоанна их истинное лицо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Предмет молитвы, по-видимому, ограничивается Церковию Иудейскою, но если она (молитва. - Сост.) должна быть следствием описанных в предыдущих частях псалма восхищений, то ее сокровенное значение должно простираться далее и обнимать всю Церковь Вселенскую. В первой части молитвы испрашивается внутреннее утверждение Церкви. " Поелику Бог, Отец Твой, повелел и положил в судьбах Своих, чтобы Ты, о Боже воплощенный, укрепился или паче укрепил владычество Твое, Церковь, то укрепи в нас то, что Ты соделал нам, продли чудесное сохранение Церкви Твоея, созидание в ней новыя Твоея твари, причастие Твоих заслуг и даруемые Тобою мир и радость о Духе Святе. Мы не имеем права на сии блага, но ты сохрани и доверши собственное Твое дело " . Вслед за сим молением пророк открывает предчувствие события своей молитвы, распространяющегося на всю Церковь. " Когда ты, о Боже воплощенный, укрепишь дело Твое на земле, тогда начиная от храма, который есть место таинственного присутствия Твоего (см. Апок.21:22) по всему Иерусалиму - по всему пространству Церкви Твоея, которая есть вышний Иерусалим (Гал.4:26), не один какой-либо народ или царь, как Иудейский, но многие народы и цари принесут Тебе дар, или дань покорности и служения царству Твоему " . Во второй части молитвы испрашивается приведение Церкви в безопасность от врагов. Зверь тростника значит или зверя, живущего в тростнике, дикого и нечистого, или зверя Египетского, поелику тростник есть произведение преимущественно Египетское (см.: Ис.19:6) и символ Египта (см.: Ис.36:6; Иез.29:6,7), или врага, вооруженного стрелою или копием из трости. Как бы то ни было, пророк сим открывает общее значение своей загадки: он говорит ясно, что дело идет о народах, браней желающих. Подробности не могли и не долженствовали быть ясны для его времени, а может быть, еще и доселе не открылись окончательным событием. " Прети зверю тростника, то есть удержи, воспяти стремление врагов, подобно зверям (Пс.73:19; 79:14) нападающих на Твое наследие и некогда имеющих соединить все свои силы под образом двух зверей из моря и от земли (Апок.13:1-11). Прети сонму тельцов, то есть сонму сильных, которые среди народов являются как крепкие тельцы между младыми юнцами. Прети сему лукавому сонму, который, дабы показаться истинною Твоею Церковию, подобною сребровидной голубице (см.: Пс.67:14), осыпает себя сотрением сребра, украшается притворною чистотою, Словом: расточи народы, которые желают браней и возмущают покой Твоего царства благодатного " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

О печати Господней или запечатлении в т. миропомазания и преподании благодати в сем таинстве мы вот что читаем в писании: «Извествуяй же нас с вами во Христа и помазавый нас Бог, говорит ап. Павел, иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша». ( 2Кор. 1:21–22 ; Еф. 4:30 ). «Крещаемые в церкви, говорит св. Киприан, представляются начальникам церкви и нашей молитвой, и возложением рук приемлют Духа Св. и запечатлеваются Господней печатью». (пис. 60, стр. 337). Он же говорит: «спастись могут только возрождённые и запечатлённые знамением Христовым... спасётся только тот, кто найден будет запечатлённым кровью и знамением Христовым», (ч. 2, стр. 245–6; св. Вас. вел. ч. I, пс. 59, стр. 324) «Если предоградишь себя печатию, говорит св. Григорий бог., обезопасишь свою будущность лучшим и действеннейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом». (Бог. Мак. т. II, стр. 355; Кир. Иер. поуч. XVII, стр. 433). «Непечатственни благодати Духа неприемлющии, пишет Симеон солун., ниже знаменуемии знамением Христовым, печать бо есть миро Христова в Дусе, и иерей сие восклицает, внегда печатствовати миром глаголя, печать дара Духа Святаго аминь». «Бездарен убо и не печатствен Христу, мира неприемый» (гл. 43, л. 73 об.) Он же говорит: «Непомазавшийся миром, ниже Богу ниже ангелом знании, и непечатствованни тии, и незнаменанни Христу... сие убо миро совершает крещение, и Троицы храмы ны соделовает... и божественною Троицею запечатствованни, свящаемся бо убо и очищаемся, и возраждаемся во святей воде, тоя именованием: чрез миро же печать сия и дары приемлем, и яко же некрестивыйся неочищается, ниже возраждается в жизнь вечную: тако по крещении непомазавыйся, нипечатани знамения имать святыя Троицы ниже благодати Духа: друг друга бо держатся божественные тайны: и якоже нераздельна Троица и тоя дары», (гл. 73, л. 102 и об.; ещё л., 98, 94). «Идите... изсецыте, и не пощадите очима вашима, и не помилуйте говорит Бог ангелам; старца, и юношу, и деву, и младенцы, и жены избийте в потребление; а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся», ( Иез. 9:5–6 – читай у Кипр. ч. 2, стр. 245–7) «Спасти помазанные твоя пришел еси», поёт церковь . (Кон. 5 гл. ирмос. 4; Кипр. стр. 323, 329, 355; Кир. Иор. поуч. III. стр. 45.) Таким образом если «бездарен и не печатствен Христу, мира не приемый», ни Богу, ни ангелам не знаем, знамения св. Троицы и благодати св. Духа не имеет, то, спрашивается, как же он может быть рукоположен и при рукоположении получить печать священства и благодать Св. Духа? Ясно, что этого быть не может, а если бы он и был рукоположен, то от этого рукоположения он ничего бы не получил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

174 Стремма — участок земли площадью 1000 м 2 . 175 Литийница — предмет церковной утвари — небольшой поднос для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея. 176 Ср.: Притч. 12,8. 177 В греческом языке от слова «благочестие»  проис­ходит слово «эвсевизмос» — означающее пиетизм, т.е. скрупулезное исполнение внешних форм благочестия, не имеющих в себе внут­ренней духовной основы. 178 Скорее всего, это извещение от Бога было не заповедью стать священником, но указанием на такую возможность, потому что, когда кто-то спросил Старца, почему, несмотря на внутреннее из­вещение, он все-таки отказался от хиротонии, он ответил: «Христос подает нам дары. Но разве это значит, что мы обязательно должны их все принимать?» 179 Ср.: Притч. 2, 8. 180 «Эвергетинос» — систематизированный сборник аскетических поучений Святых Отцов, составленный около XI века основателем и игуменом константинопольского монастыря Эвергетис Павлом и впервые изданный в конце XVIII века преподобным Никодимом Святогорцем. 181 1 Тим. 5, 22. 182 Ср.: Пс. 36, 17. 183 Ср.: Пс. 17, 21 184 См.: Иер. 5, 1 и Иез. 14, 14. 185 Греч. λαμπικρισμα. 186 «Вне искушений Промысл Божий не зрится». Святой Исаак Сирин.  Слово 44. 187 Ср.: 1 Сол. 2, 7. 188 Ср.: Иер. 17, 7. 189 Греч. Ερνη. 190 Святой праведный Иоанн Кронштадский.  Моя жизнь во Хрис­те. 191 Святой Нектарий Пентапольский.  Познай самого себя. 192 Святой Исаак Сирин.  Слово 73. 193 Психология — (досл.: душеведение); психиатрия — (досл.: душелечение). 194 Сир. 19,26. 195 Акривия (греч.— точность) — святоотеческий прин­цип строгого отношения к Священным Канонам и вообще к Преда­нию Церкви, при котором признается необходимым их буквальное, точное применение. 196 Икономия (греч.— домостроительство) — святооте­ческий принцип допущения в исключительных случаях отклонений от точности Священных Канонов в их практическом применении. 197 Мк. 9, 49. 198 Лк. 5, 16. 199 Старец говорил это в последние годы своей жизни. 200 Невидимые старцы — согласно святогорскому преданию, яв­ляются самыми святыми монахами Горы и живут совершенно уединенно, будучи никому не известны. Согласно тому же самому преданию, последняя Литургия на Земле будет совершена этими невидимыми двенадцатью. Их число всегда постоянно, потому что, если умирает один из них, его место занимает кто-нибудь из самых достойных монахов Святой Горы.

http://pravmir.ru/249925/

Исполним то, что мы обещали несколько выше, и по правилам риторов провозгласим славу вод и крещения. Когда еще не сияло солнце, не бледнела луна и не блистали звезды, неустроенную и невидимую материю невозделанного мира облегала великая бездна и непроницаемая тьма. Один Дух Божий подобно кормчему носился над водами ( Быт. 1, 2 ) и образом крещения воспроизводил рождающийся мир. Между небом и землею созидается средняя твердь, из вод производится небо (по еврейской этимологии небо samaim происходит от воды) и во славу Божию отделяются воды, которые превыше небес. Отсюда и у пророка Иезекииля над херувимами представляется распростертый кристалл ( Иез. 1:22 ), т.е. сплоченные и густые воды. Сначала из воды выходит живущее, и окрыленные верующие от земли возносятся на небо. Творится человек из персти ( Быт. 2, 7 ) и в руках Божиих обращаются таинства вод. Насаждается рай в Едеме (ст. 8) и одна река разделяется на четыре начала, река, которая после, исходя из храма и направляясь к востоку солнца (Иезек. 47, 1), оживляет мертвые и горькие воды. Растлевается мир, и не очищается без вод потопа ( Быт. 7, 17 ). Скоро голубь Духа Святого, по изгнании хищной птицы, прилетает к Ною, как ко Христу во Иордане, и ветвью обновления и мира возвещает мир миру ( Быт. 8, 11 ). Фараон, не хотевший выпустить народ Божий из Египта, с войском своим погибает в символе крещения ( Исх. 14, 13 ). И в псалмах о погибели его написано: ты утвердил еси силою твоею море: ты стерл еси главы змиев в воде: ты сокрушил главы великаго дракона ( Пс. 73, 13 ). Отсюда происходят и скорпионы и все жалящие насекомые, и так как они произошли от воды, то они и делают водобоящихся ( δροφοβους) и лимфатических. Море изменяется таинством креста и семьдесят пальм апостолов орошаются пучинами усладительного закона. Авраам и Исаак искапывают колодцы; чужеземцы противятся. Вирсавия – кладязь клятвенный ( Быт. 21:31 ); и царство Соломона получает имя от источников 73 . Ревекка обретается при колодезе ( Быт. 24 ); Рахиль по поводу воды приветствуется целованием богоборца ( Быт. 29 ); Моисей, отворивши колодезь, освобождает от обиды дочерей священника Мадиамскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010