145. Ум наш есть нечто легкодвижное и незлобивое, легко отдающееся мечтам и неудержимо падкое на помыслы греховные, если не имеет в себе такого помысла, который, как самодержец над страстями, удерживал бы его непрестанно и обуздывал. 146. Созерцание и ведение обыкновенно бывают путеводителями и виновниками строгой жизни чрез то, что сердце, ими восхищенное горе, приходит в презрение земных удовольствий и всякой чувственной сласти житейской как вещей ничтожных. 147. И обратно, жизнь внимательная, во Христе Иисусе совершаемая, бывает отцом созерцания и ведения и родителем Божественных восхождений и мудрейших помышлений, сочетавшись с супругою – смирением, как говорит божественный пророк Исаия: терпящии Господа изменят крепость, окрылатеют аки орли (Ис. 40, 31). 148. Слишком строгим и тяжелым кажется людям – душевно безмолвствовать от всякого помысла. И воистину это притрудно и приболезненно: ибо не одним только непосвященным в тайны духовной брани – до боли тяжело бестелесное заключать и удерживать в телесном доме, но и тем, которые искусились во внутренней невещественной брани. Но кто непрестанною молитвою содержит в персях Господа Иисуса, тот, по пророку, не утрудится последуя Ему и дне человеча не пожелает (Иер. 17, 16), ради красоты, приятности и сладости Иисуса, и врагов своих – нечистых демонов, ходящих вокруг его, не постыдится, но возглаголет к ним во вратех сердца (Пс. 126, 5) и вспять прогонит их Иисусом. 149. Душа, воспаривши по смерти на воздух ко Вратам Небесным, и там не постыдится врагов, имея за себя с собою Христа; но и тогда, как ныне, дерзновенно возглаголет к ним во вратех. Только до самого исхода своего да не скучает он день и ночь взывать к Господу Иисусу Христу, Сыну Божию; и Он сотворит отмщение ее вскоре, по неложному Божественному обетованию Своему, которое изрек Он в притче о неправедном судье: ей, глаголю вам, сотворит отмщение вскоре (Лк. 18, 8), – и в настоящей жизни, и по исходе ее из тела. 150. Плывя по мысленному морю, дерзай о Иисусе; ибо Он Сам внутри тебя – в сердце твоем, таинственно взывает к тебе: не бойся Иакове, малый Израилю, Аз Бог твой, держай десницу твою (Ис. 41, 13, 14). Аще убо Бог по нас, какой лукавый на нас (Рим. 8, 31)? По нас Бог, Который ублажил чистых сердцем и законоположил, чтобы Сладчайший Иисус Единый Чистый Божественно наитствовал чистые сердца и обитал в них. Не престанем же, по божественному Павлу, обучать ум свой ко благочестию (1 Тим. 4, 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

II. 1. Источники II. 2. Жизнь II. 2. 1. Детство и образование. Дидим, по прозвищу «Слепец» (Δjdumος – одна из самых примечательных личностей своего времени, богатого выдающимися богословами. Его рождение приходится на 313 год. Эта дата вызывала много споров из-за разногласия источников 141 . Приблизительно в четырехлетнем возрасте 142 он потерял зрение из-за болезни глаз и ввиду этого, по его словам, не получил даже начальных знаний. Но его необычная сила воли и жажда знаний победили тяжелые жизненные обстоятельства. Он молился о даровании ему внутреннего света и, по словам Руфина, «к молитве присовокупил и труд обучения» 143 . Палладий объясняет образованность слепца лишь одним: «свой природный ум был для него наставником» 144 Но это объяснение не может быть достаточным. Сократ уточняет, что «Дидим легко изучил правила грамматики, риторике научился еще скорее. Перешедши же к наукам философским, он дивно усвоил диалектику, арифметику, музыку – вообще все науки философов слагал в душе так, что легко мог противостоять тем, которые изучали их при помощи глаз» 145 . По словам Иеронима Стридонского , Дидим изучил «даже до совершенства, кроме других наук, диалектику и геометрию 146 , для изучения которых наиболее необходимо зрение» 147 . Созомен говорит, что Дидим слушал учителей, ибо ослеп в молодых летах при первых опытах изучения азбуки 148 . При этом он добавляет важную подробность: «Говорят, что формы букв изучал он, касаясь пальцами дощечки, на которой они были глубоко вырезаны 149 ». По словам Руфина, он день и ночь велел читать ему вслух и время, когда чтецам предоставлялся отдых, он использовал для того, чтобы записать услышанное «на листах своего духа» 150 . В своих произведениях Дидим говорит, что не знал еврейский язык 151 , вследствие чего всегда опирался на греческий текст Ветхого Завета. 152 Все это приводит нас к следующим выводам: Дидим ослеп в раннем возрасте, но получил образование посредством посещения лекций, чтения книг по дощечкам и запоминая все благодаря выдающейся памяти и терпению. Палладий свидетельствует, что Дидим «украсился такою благодатью духовного ведения, что на нем самим делом исполнилось сказанное: “Господь умудряет слепцы”» ( Пс. 145, 8 ), 153 а Созомен называет Дидима церковным любомудром 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

147. Брат спросил у аввы Пимена: что лучше – говорить или молчать? Старец отвечал ему: кто говорит для Бога, тот хорошо делает; равно хорошо делает и тот, кто молчит для Бога. 148. Один брат спросил авву Пимена: может человек достигнуть того, чтобы говорить худо о ближнем? Старец сказал ему: мы и братия наши как бы две картины. Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем он видит совершенства; а когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собою брата, находит его худым. 149. Один брат спрашивал авву Пимена о лености. – Леность, отвечал старец, может встречаться при начале всякого дела, и она есть вреднейший порок. Но если человек узнает, какова она сама в себе, то бывает спокоен. 150. Авва Пимен говорил: три телесных подвига замечаем мы у аввы Памво: ежедневный пост до вечера, молчание и большое рукоделье. 151. Также сказывал, что авва Феона говорил: хотя иной и приобретает добродетель, но Бог не для него одного подает благодать Свою. Ибо Бог знает, что он не пребыл бы верен в труде своем. Но если благодать чрез него сообщается и ближнему его, тогда он пребывает в нем. 152. Один брат говорил авве Пимену: я желаю вступить в Киновию и там остаться жить. Старец сказал ему: если ты пожелаешь вступить в Киновию и станешь с заботливостью обращать внимание на каждый случай и на каждую вещь, то не можешь жить так, как живут в Киновии. Ибо там ты и кувшином не можешь распоряжаться по своей воле. 153. Брат спросил у аввы Пимена: что мне делать? Старец отвечал: в Писании сказано: яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем (Пс. 37, 19). 154. Авва Пимен говорил: что касается до блуда и злоречия, то человеку совсем не должно говорить о сих помыслах и даже не думать о них в сердце своем. Ибо если кто захочет внимательно рассуждать о них в сердце своем, не получит пользы; а будет иметь покой, если станет удаляться их. 155. Братия аввы Пимена сказали ему: пойдем отсюда. Здешние монастыри беспокоят нас, и мы губим души свои. Вот и дети своим плачем не дают нам безмолвствовать. Авва Пимен отвечал им: из-за гласов ангельских хотите вы уйти отсюда!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

146 Erant in montibus monasteria, quasi tabernacula repleta divinis choris psallentium, lectionis studiosorum, ieiunantium, orantium, exultantium spe futurorum, laborantium ad eleemosynas erogandas, mutua charitate et concordia iunctorum. Nullus ibi qui iniuria vel afficeret, vel afficeretur, nulla exactoris increpatio, sed multitudo ascetarum quorum unum omnium erat virtutis studium (Atbanas. in vita Antonii – Ceillier hist. génér. des aut. sacr. et eccles. Tom. IV. pag. 504). – Св. Афанасий, описывая жизнь Антония Великого , так изображает пустынножительство отшельников: «в горах были монастыри (в начале 4 века), как бы скинии, наполненные божественными хорами псалмопевцев, любителей чтения, постящихся, молящихся, утешающихся будущими надеждами, трудящихся для раздаяния милостыни, соединенных единодушною любовью и согласием. Смотря на них, действительно думаешь видеть как бы отдельную какую область благочестия и правды. Там нет обидчиков, ни обиженных; не слышишь строгого надзирательского голоса. Но как ни велико число отшельников, все они одушевлены одним рвением к усвоению добродетели». 147 Provocemus a vobis ad conscientiam vestram; illa nos iudicet, illa nos damnet, si poterit negare omnes istos vestros deos homines fuisse…. si eadem et dæmones operantur, quæ et dii vestri, ubi est ergo præcellentia divinitatis (Tertul. apolog. cap. XXIII). «Обращаемся к вашей совести, говорил язычникам Тертуллиан в своей апологии: пусть она будет судьей и обвинителем нашим, если только может доказать, что ваши боги были не люди.... а если нечистые духи делают то же, чтò и ваши боги – что же это за божество?». 148 Один из Ангелов здесь назван имый область на огни, а в другом месте сказано об Ангеле воды (г. 16:5). Не можно ли из этого заключить, что Господь Бог поручил стихии мира надзору и управлению Ангелов? Или Ангел огня не был ли хранителем огня, неугасающего на алтаре вечного, небесного святилища? 150 Выражение гиперболическое, означающее кровопролитнейшее убийство великого множества людей. Так пр. Давид, говоря о многочисленности врагов своих и о жестокости их нападений, сравнивает их с водами, подходящими к самой душе: спаси мя Боже, яко внидоша воды до души моея ( Пс.68:1 ). Умножишася паче влас глевы моея ненавидящий мя туне и проч. (ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

1. Из двух циклов «Бесед на Книгу Бытия» первый, состоящий из девяти бесед, произнесен в Антиохии в течение Великого поста 386 г. Второй цикл – 67 бесед – представляет собой полный комментарий на Книгу Бытия: св. Иоанн изъясняет текст с начала до конца, разделив его на части. Вероятнее всего, беседы были произнесены в 388 г. Некоторые фрагменты из обоих циклов текстуально идентичны, что заставляет предполагать позднейшую редакцию. 2. «Беседы на Псалмы» включают толкования псалмов 3–12, 41–49, 108–117, 119–150, произнесенные предположительно в конце антиохийского периода жизни святителя и сохранившиеся в разных редакциях. К этой серии толкований примыкают две «Беседы на Псалом 58», а также толкования отдельных стихов из псалмов, например «Беседа на начало Псалма 41», произнесенная в 387 г., и «На Пс.115:1–3 » (ее текст найден в 1907 г.) Комментируя тексты псалмов, святитель нередко возвращается к своим излюбленным темам: о добродетелях и пороках ( Пс.100 , Пс.142 , Пс.146 ), о молитве ( Пс.7 , Пс.9 , Пс.141 ), псалмопении ( Пс.41 , Пс.134 , Пс.150 ) и св. причащении ( Пс.133 ). Некоторые беседы содержат полемику с арианами ( Пс.46 , Пс.109 , Пс.148 ). В отличие от своих прочих ветхозаветных толкований св. Иоанн Златоуст в беседах на Псалмы использует не только текст Септуагинты, но ссылается также на еврейский оригинал и сирийскую версию, а также на греческие переводы «других», т. е. Симмаха, Акилы и Феодотиона (см.: Пс.4 , Пс.55 и др.). К циклу «Бесед на Псалмы» примыкают две «Беседы на Пс.48 , Пс.17 и о гостеприимстве». 3. В греческой версии сохранилось шесть «Бесед на пророка Исаию», которые были произнесены частью в Антиохии, частью в Константинополе. Полный комментарий на пророка Исаию сохранился в армянской версии. Существуют также беседы на отдельные места из Книги Исаии, например «Беседа на Ис.6:1 ». 4. Святителю Иоанну Златоусту принадлежат пять «Бесед о св. Анне» и три «Беседы о Давиде и Сауле», произнесенные предположительно в 387 г. и содержащие комментарий отдельных глав из «Книг Царств». Две «Беседы о темноте пророческих речений» составлены в Антиохии в 386 г. Под именем Златоуста сохранились также фрагменты толкований на Иеремию, Даниила, Притчи и Иова в «Катенах на Священное Писание Ветхого Завета». Экзегетические элементы присутствуют в похвальных словах Златоуста, посвященных ветхозаветным праведникам (о них см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пс. 130. Да подаст Господь людям покаяние и утешит их надеждой, чтобы спастись им. Пс. 131. Да явит Господь милость Свою в мире, где, по нашим грехам, не прекращаются войны. Пс. 132. Да просветит Господь народы, чтобы стали они миролюбивыми и жили в мире. Пс. 133. Да защитит Господь людей от всякой напасти. Пс. 134. Да сосредоточатся люди во время молитвы и да соединятся их души с Богом. Пс. 135. Да защитит Господь беженцев, когда те оставляют свои дома и уходят, да спасутся они от варваров. Пс. 136. Да умирит Господь вспыльчивого. Пс. 137. Да просветит Господь правителей, чтобы те понимали нужды народа. Пс. 138. Да избавит Господь слабых духом от искушений кощунственными мыслями. Пс. 139. Да умирит Господь тяжелый характер главы семьи, чтобы не страдали от него домашние. Пс. 140. Да умирит Господь жестокого правителя, терзающего ближних. Пс. 141. Да умирит Господь смутьяна, приносящего горе людям, и даже если он курд, то пусть сделается ягненком (преподобный Арсений жил в Малой Азии, где курды считались самыми жестокими воинами. – Прим. пер.) Пс. 142. Да защитит Господь беременную женщину, чтобы не потерять ей плод. Пс. 143. Да умирит Господь брожение в народе, чтобы не было бунта. Пс. 144. Да благословит Бог труды людей и примет их. Пс. 145. Да исцелит Господь страдающих кровотечением. Пс. 146. Да исцелит Господь укушенных и раненых злодеями. Пс. 147. Да усмирит Господь диких зверей, да не причинят те вреда людям и хозяйству. Пс. 148. Да ниспошлет Господь благоприятную погоду, чтобы люди собрали богатый урожай и прославили Его. Все вышеприведенные толкования принадлежат преподобному Арсению, следующие два – старцу Паисию со Святой Горы Афон. Пс. 149. В благодарность Богу за Его многие милости и за обилие Его любви, что не знает границ и пребывает с нами. Пс. 150. Да ниспошлет Господь довольство и утешение братьям и сестрам нашим, в дальних землях сущим, и братьям и сестрам нашим усопшим, что еще дальше от нас. Аминь. О разделении псалмов на группы Псалтирь – священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание Псалтири разнообразно – в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчество о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем, и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Согласно печатным изданиям литургических книг, амвросианский оффиций состоял из следующих служб: matutinae (букв.- утреня, служба соответствует той части визант. утрени , к-рая включает шестопсалмие и кафизмы), Laudes (букв.- Хвалы, служба соответствует заключительной части визант. утрени), 1, 3, 6 и 9-го часов (лат. horae minores - малые часы), вечерни (vesperae) и повечерия (completorium). Основой служб были псалмы и библейские песни (cantica), помимо этого службы включали в себя молитвы, чтения Свящ. Писания и житий святых, песнопения. Основные певч. жанры служб оффиция А. о.- гимн, антифон и респонсорий (см. Амвросианское пение ). Среди гимнов есть творения, написанные или приписываемые свт. Амвросию, Пруденцию , еп. Венанцию Фортунату , св. папе Григорию I Великому , и множество анонимных. На matutinae пели песнь вавилонских отроков (Дан 3). Каждым будним днем двухнедельного цикла читали одну из 10 декурий (decuria), на к-рые делились Пс 1-108, каждая декурия в свою очередь состояла из 3 ноктурн (ср. Кафизма ). По воскресеньям, Господским праздникам и в пасхальный период эти псалмы заменялись песнями пророков Исаии , Анны , Ионы , в зимнее время - Аввакума (Ис 26, 1 Цар 2, Иона 2, Авв 3). На Laudes пели песнь Захарии (Лк 14; см. Benedictus ) или прор. Моисея (Втор 32), песнь Исхода (Исх 15), Пс 148-150 ( Хвалитные псалмы , лат. Laudes - отсюда название службы). Кроме того, ежедневно читался Пс 50 (по воскресеньям - 2-я часть песни вавилонских отроков из Дан 3, по субботам - Пс 117) и в зависимости от дня недели - дневной псалом (psalmus directus: Пс 112, 53, 66, 69, 113, 142, 89). На этой службе также читались «4 стиха псалма» (psalmi quattuor versus): в обычное время года их брали из Пс 5, 62, 66, 83, 87, 88, 107, в Великий пост - из Пс 98 (по субботам), из Пс 58, 62, 69 и 101 (по воскресеньям). Псалмы 50 и 148-150 являются неотъемлемой частью утрени в большинстве как вост., так и зап. литургических традиций (R. Taft). На малых часах читали разделенный на строфы Пс 118. Кроме того, в состав 1-го и 3-го часов входили Пс 50, 6-го - Пс 53, 9-го - Пс 85 (кроме Великого поста, когда использовался Пс 50).

http://pravenc.ru/text/114338.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Для прокимнов восьми гласов на чтении Евангелия на воскресной Утрени использованы стихи следующих псалмов. Первый глас – “1. Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем; 2. Словеса Господня, словеса чиста ( Пс.11:6–7 )”. Второй глас – “1. Востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси, и сонм людей обыдет Тя ( Пс.7:7–8 ); 2. Господи Боже мой, на Тя уловах, спаси мя ( Пс.7.2 )”. Третий глас – “1. Рцыте во языцех, яко Господь воцарися, ибо исправи вселенную, яже не подвижится ( Пс.95:10 ); 2. Воспойте Господеви песнь нову, воспойте Господеви вся земля ( Пс.95:1 )”. Четвертый глас – “1. Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас, Имене Твоего ради ( Пс.78:9 ); 2. Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам ( Пс.43:2 )”. Пятый глас – “1. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, яко Ты царствуеши во зеки (самое близкое зто 1Цар.24:21 ); 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя ( Пс.9:2 )”. Шестой глас – “1. Господи, воздвигни силу Твою и прииди во еже спасти нас ( Пс.79:3 ); 2. Пасый Израиля, вонми, наставляяй яко овча Иосифа ( Пс.79:2 )”. Седьмой глас – “1. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесётся рука Твоя, не забуди убогих Твоих от конца ( Пс.9:33 ); 2. Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя ( Пс.9:2 )”. Восьмой глас – “1. Воцарится Господь во век, Бог Твой, Сионе, в род и род ( Пс.145:10 ); 2. Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем ( Пс.145:1: 2 )”. Итак, для прокимнов используются псалмы – 9, 11, 43, 79, 95, 145 и, кроме того, для прокимна “Всякое дыхание...” – стихи псалмов 148–150. Следовательно, прокимны, при всей их краткости, как бы обнимают всю Псалтирь, – мы как бы всю ее мысленно прочитываем прежде, чем приступим к слушанию Евангелия. Третий вид употребления псалмов на Утрени – это новозаветное преображение их содержания. Самый характерный пример представляет 18-я кафизма, псалмы которой претворены в песни в честь Святого Духа – степенны (антифоны недели утра Осмогласника).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Панихида ), полунощницы , утрени , часов (Великим постом - тритекти ). Они пелись по разделенной на 76 А. К-польской Псалтири (иногда называется также «Антифонарий» ), известной в рукописях (напр., Vat. gr. 342, IX в.- Pitra. T. 2. P. 209; Athen. Bibl. Nat. 2062, XIII в.- см. Κ. Γεωργου и др.). Псалмы и библейские песни в К-польской Псалтири разделены на более длинные, чем в традиц. разбивке, стихи; к псалмам и песням указаны припевы. Разделение Псалтири на А. рукописи приписывают Патриарху К-польскому Анфиму I (535-536) ( Мансветов. С. 91). В число этих «малых А.» входили: на вечерне - Пс 114 (припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас»), Пс 115 (припевы: «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: аллилуия», «Единородный Сыне», «Преславную Богородицу»), Пс 116 (припев: Трисвятое); на паннихис - Пс 119 (припев: «Яко благоутробен»), Пс 120 (припев: «Милосердия двери»), Пс 121 (припев: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас»); на утрене - Пс 50 (припевы менялись в зависимости от дня недели или праздника), Пс 148-150 ( хвалитные псалмы ; припев: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас», в конце прибавлялись др. припевы), Великое славословие (припев только в конце: Трисвятое); А. полунощницы и часов не сохранились. Перед певшимися в храме «малыми А.» вечерни и утрени в притворе пелись еще 8 А. (в наиболее общем случае); неизменными были 1-й А. и 2-я часть 8-го (Пс 85 с припевом: «Слава Тебе, Боже» и Пс 140 (Господи воззвах) с изменяемым припевом - на вечерне; Пс 3, 62, 133 (ср. Шестопсалмие ) с припевом: «Слава Тебе, Боже» и Песнь Вавилонских отроков с изменяемым припевом - на утрене). А. со 2-го по 7-й и 1-я часть 8-го («рядовые А.») изменялись в зависимости от дня недели, так что за неделю пропевалась вся Псалтирь. Припевами четных рядовых А. служили краткие тропари («Сохрани мя, Господи» и т. п.), нечетных - «аллилуия». В субботу на утрене рядовыми А. были библейские песни с припевами, в воскресенье - непорочны с припевами; во время 2-й части 8-го А. совершался вход из притвора в храм (Κ.

http://pravenc.ru/text/115824.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010