Хвалитными псалмами с их стихирами, таким образом, в бдение вводится опять, а в утреню впервые, стихирный напев гласа, после господства в службе сначала тропарно-седального, а затем канонного. Этим бдение в музыкальном отношении возвращается к своему началу (стихиры на Господи воззвах, стиховны и литийные), образуя священный круг бесконечности. Перебрав множество различных напевов того же гласа (стихирный, тропарный, седальный, антифонный, напев прокимна, канонный, кондакарный, светильный), бдение опять вступает в первый напев из этого длинного ряда, простейший из всех, и этою своею простотою, строгою и величественною, наиболее, может быть, отвечающий христианскому вкусу молящихся. Это возвращение к стихирному напеву вызывается еще и естественным понижением молитвенного восторга после того подъема его, какого этот восторг достиг в каноне («приидите, руками восплещим», «слово отрыгну»). Это понижение идет далее, чрез тихий напев великого славословия, в спокойную молитву двух ектений и, наконец, в простое чтение 1 часа. История употребления По Студийско-Алексиевскому (а может быть, и по древнему Иерусалимскому) уставу хвалитные псалмы имели припевы после каждого стиха, именно следующие (в скобках варианты со Студ. уст. Часослова СПб. Софийск. б. 1052 XIII в.): 148 пс. включительно до 6 ст.: «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) ст.: «Дадите славу Богу», 12 (136): «Тому (Тебе) подобает (песнь Богу?)»; 149 пс. с 1 ст.: «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; 150 пс. с 1 ст.: «Сыне Божий помилуй нас», на 3 (и 4): «Слава подавъшюму (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи» 2631 . Старообр. «Часовник» не указывает никаких припевов к хвалитным псалмам 2632 . По римскому чину пс. 148–150 имеют пред собою антифон «Аллилуиа» (1 раз) и после себя «Слава Отцу. Аллилуиа 3», между же собою не отделяются, в противоположность другим псалмам, «Слава Отцу»; по мозарабскому чину они имеют пред собою: «Lauda, Хвалите Господа с небес, Аллилуиа 2. Хвалите Его в вышних. Аллилуиа 2» и славословие тоже в конце лишь 3-го псалма. Хвалитные стихиры

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

148 Но надеющиеся на Бога не бесследны бывают. Они живут и укрепляются под покровом Божиим, оставляют по себе сынов и внуков, которые тоже сохраняются богом, если они исполняют заповеди Божии. ( Пс.24:14 ). 149 Господь промышляет и заботится обо всех и обо всем. Бог владычествует не только над землёй, но и над небом, которое есть престол Его ( Пс.10:4 ). Вот почему, в заключение псалма, Давид приглашает прославить Господа и Ангелов (составляющих воинство небесное, постоянно служащее Богу) и вместе с ними все творения Божии, но в особенности себя самого. 150 Зная свои прегрешения, Давид, испрашивая у Бога помощи, просит Господа поступить по правде с восставшими на него; но его судить судом милости, потому что если станет Бог судить по всей справедливости, то все окажутся виновными пред Ним ( Пс.30:2, 24:7 ) и достойными страшного наказания. Как нередко мы забываем это, воображая, что мы вполне хороши, даже гордимся собою! 151 Давид особенно умоляет Господа оказать ему помощь потому что ему угрожает смертельная опасность от врагов, в которой он чувствует себя уже как бы умершим и положенным во гроб. В псалме 87 описываются страдания чрезвычайно сходными чертами (см. Пс.87:6 ). 152 Несмотря на всю тяжесть своего положения, Давид не отчаивался, хотя он глубоко был опечален восстанием сына. Он размышлял, думал о делах Божиих, соображая, почему он страдает, или за что наказывает его Бог ( Пс.76:6,7,12:13 ). И найдя, через исследование дел Божиих, что Бог всегда справедлив и в тоже время долготерпелив и многомилостив, Давид обратился к Богу с самой усердной молитвой, простирая к Нему руки, а главнее всего устремляя к Нему свою душу, которая обращалась к Богу с такою неудержимою и великою силою, с какою например, земля во время засухи необходимо требует дождя. Также Давид обращался к Богу, когда был в пустыне во время преследования Саулом ( Пс.62:2 ). 153 Давид молит Господа, чтобы Он помог ему скоро, в первое же утро, потому что иначе поздно будет помогать ему, так как он чувствует себя весьма слабым, а враги, напротив, увеличиваются, а потому жизни его грозит близкая опасность. О скорой и неотложной помощи в виду близкой опасности Давид взывал неоднократно. Так и мы всегда должны обращаться к Богу, в каком бы несчастье мы не находились. Также часто Давид просил неотступно помощи Божией потому именно, что он надеялся на Бога ( Пс.24,2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Евр. народа стр. 176 по 2 изд.). Близко к этому мнение древних: Оригена , Феодора Иракл., древнего греческого парафраста у Кордерия и Беды, которым следует и Калмет, – именно, что это песнь одного из Вавилонских пленников. Очень вероятно, что писатель ее был в плену (ср ст. 54. 61. 67 и 71) и после возвращения из плена, вполне сознавая такое благодеяние Божие (ст. 26. 65. 92–93), в то же время чувствует на себе и на своем народе остатки угнетения и от языческих правителей, и от внутренних врагов из среды своих соотечественников, и почерпает отсюда новое побуждение сильнее прилепляться к закону Божию и в нем искать себе утешение. 1631 Такого именно мнения о времени происхождения 145–150 псалмов держались и держатся большая часть новейших ученых исследователей Псалтири: Muisius, Grotius, Calmet (Scr S curs compl in h Ps), O v Gerlach, Toluck, Hengstenberg, Ewald, Dillmann, Zunz, Keil, Delitzsch, Ehrt и проч. Подобное мнение об отношении этих псалмов к восстановлению Иерусалима после плена встречается и у древних церковных толкователей: Оригена (Scr S curs compl T 16 p. 744), Златоуста, Феодорита, Евфимия Зигабена , хотя они за исключением Оригена , понимали такое отношение в смысле пророчественном, считая эти псалмы предсказаниями Давида о временах восстановления Иерусалима после плена. 1639 На основании особенно близкого соотношения этих псалмов между собою, в евр. Библии они обыкновенно соединяются в один под именем псалма 147-го. 1660 У псалмов 145, 147 и 148-го такие надписания читаются и в нашем славянском переводе, равно как и в других древних переводах, за исключением халдейского; у прочих же псалмов большею частью только по греческому и латинскому переводам, как напр. у Пс. 110 -го – в Вульгате и у бл. Августина, у Пс. 111 там же и у св. Афанасия, при 112-м псалме – у Евсевия, при 146 Пс. – в Ватиканском списке 70-ти и других древних греческих и латинских Псалтирях, при 150 Пс. – в древнем греческом кодексе Кольберта и некот др. (См. Calmeti Comment in h Ps и Scr S cirs compl.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Пс.118:148 .  Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим. Не только во время ночи, но и на рассвете, прежде даже восхождения солнца «предварял» Давид «утро поучением словес» Божиих, хотя был и царь. А мы, и находясь в бедности, и не имея никакой заботы, проводим ночь, ворочаясь на одре, и даже не приносим должной хвалы Подателю благ с наступлением дня (Феодорит). Пс.118:149 .  Глас мой услыши, Господи, по милости Твоей: по судьбе Твоей живи мя. Обладая столь великими благами, он молит о «милости», и своим примером учит и нас молиться о том же. Мы не можем знать, что для нас лучше. Поэтому разумно все предать Божию усмотрению и смиренно взывать: «по судьбе Твоей живи мя». «Судьба» – Промысел Божий о спасении человека. А так как неисследимы пути каждого, то благопотребно молиться так: «Имиже веси судьбами, спаси мя» (Златоуст, Феофан). Пс.118:150 .  Приближишася гонящии мя беззаконием: от закона же Твоего удалишася. Из этих слов научаемся, чему подвергнутся гонители праведных. Так, книжники и фарисеи шли прямо на «беззаконие», преследуя апостолов, которым Господь сказал: «отметаяйся вас Мене отметается, отметаяйся же Мене отметается Пославшего Мя» ( Лк. 10, 16 ), как сказано: «враг буду врагом твоим, и сопротивлюся сопротивником твоим» ( Исх. 23, 22 ). Поэтому и удалились они от Закона евангельского, не послушавшись апостолов (Златоуст). Пс.118:151 .  Близ еси Ты, Господи, и вси путие Твои истина. «Близ Господь: о Нем бо живем, и движемся, и есмы» ( Деян. 17, 28 ), яко везде Сый и вся исполняяй. Пс.118:152 .  Исперва познах от свидений Твоих, яко в век основал я еси. «Исперва» – т.е. с первого раза познал Пророк, что слова Владыки тверды и заповеди Его постоянны. Законы царские и государственные изменяются, а с Божиими законами этого не бывает; но как небо и земля пребывают вовек, так и заповеди Божии. К ним ничего нельзя прибавить, и от них ничего нельзя отнять. Говорил и Господь: «небо и земля мимоидет, словеса же Моя не мимоидут» ( Мф. 24, 35 ) (Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Но лучше не ждать беды, чтобы беда заставила нас молиться. Вообще лучший учитель молитвы – это беда. Когда беда приходит, когда приходит болезнь – начинается молитва об исцелении. Приходит страх – начинается молитва о спасении. Приходит неприятность с детьми – начинается молитва о детях. Приходит еще какая-нибудь нужда – начинается молитва о том-то и том-то. Но я бы не хвалил этот вид молитвы, потому что все-таки нужно молиться до болезни, до нужды, до беды, до смерти, до опасности, до разлучения души с телом. То есть нужно молиться Богу, потому что Он есть, и нужно общаться с Ним.    Святитель Василий Великий определяет несколько видов молитвы, и первой полагает он молитву хвалебную. Бога нужно хвалить. В храмы нужно приходить для того, чтобы Бога хвалить. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его Небеса небес и вода, яже превыше небес» (Пс. 148: 1–4). Псалтирь заканчивается хвалебными псалмами: 148-м, 149-м, 150-м – мы читаем их на утрени. Начинается Псалтирь откровением о том, как надо жить: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых… но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет» (Пс. 1: 1–3). Это начало Псалтири. А в конце Псалтирь к чему приходит? К тому, что «хвалите Господа – хвалите Его змии, огни, бездны, град, снег, голоть, бури – все хвалите Господа». Человек настолько расширяет свою душу, что он желает, чтобы вся вселенная превратилась в храм, а он, человек, стал в этом храме священником. Это, собственно, и есть цель творения человека. Мир – это храм, а человек в нем священник. И первое, что нужно делать в отношении Господа Бога, это хвалить Его. «Хвалим, благословим, благодарим, поклоняемся Господеви, поюще и превозносяще Его во веки». Так что хвалите Господа больше, нежели пр о сите чего-нибудь. Очень важно вот что: молиться нужно всегда как грешник. Нельзя молиться как праведник, потому что праведность наша лжива, мнима, дырява. Надо молиться Богу как грешник: хвали Бога, но не забывай, что грешен. Испрашивай у Него прощения в грехах своих. «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». А потом проси у Бога, проси чего хочешь: дочке – мужа; замужней дочке – детей и верного жития с супругом, чтоб не разводились, не дрались, не ругались; сыну – живым-здоровым вернуться из армии; «выплатить ипотеку помоги мне, Господи», «выздороветь помоги». Проси у Бога – у Бога нужно просить, потому что всё, что нам нужно, у Него есть: слова «богатство» и «Бог» однокоренные, то есть Бог богат всем, у Него всё есть, Ему ничего не жалко. Только Он дает дозированно тому, кому надо, и вовремя.

http://pravoslavie.ru/93298.html

В наших таблицах, первое число с н. 1 до 8 (или исключительно до 10) будет обозначать порядок антифонов на каждой службе; вторая, римская цифра будет указывать на порядковый номер антифона в самой Константинопольской Псалтыри; третья цифра, арабская, будет обозначать число псалмов. Поскольку псалмы соединялись в антифоны, содержащие больше или меньше псалмов, что зависело от их размеров (некоторые длинные псалмы составляли сами собою антифон, между тем как Пс. 118 разделялся на три антифона) рукопись указывает только на первый стих первого псалма каждого антифона; в скобках мы поставим и другие псалмы, принадлежащие данному антифону 553 . После псалмов каждого антифона мы указываем и припев, который пелся после каждого стиха псалмов антифона. Эти стихи были длиннее наших, так как Константинопольская Псалтырь разделялась только на 2.542 стиха, между тем как Иерусалимская (наша теперешнаяя) разделяется на 4.784. В конце каждого псалма (или по крайней мере, антифона) пелись Слава, И ныне, отдельно, с припевом. Некоторые антифоны пелись ежедневно, и поэтому они не входят в недельное распределение; постоянные антифоны были следующие: 1– ый антифон Вечерни: Пс. 85 . 2– ая часть 8-го антифона Вечерни: Пс. 140 (без 141,129 и 116!). 1-ый антифон Утрени: три псалма: 3, 62 и 133. (2-ая часть 8-го антифона Утрени была наша 8-ая песнь: Дан. 3,57–88 ). Пс. 50 и псалмы 148, 149 и 150, на Утрене. Псалмы 114, 115 и 116 – «малые антифоны» Вечерни – не исключались из чередования. Пс. 118 , разделенный на три антифона (1-ый и 3-ий – нечетные: с Аллилуиа, 2-ой – четный, с припевом), пелся на воскресной Утрене. Первой частью 8-го антифона был знаменитый «телеутаион» (последний) или «еисодикон» (входной), который повторялся как 2-ой антифон или «аколоуфон» (следующий) на следующей службе. 3-ий, 5-ый и 7-ой антифоны каждой службы были четными антифонами Псалтыря, они часто называются «упопсалмос » (упопсаллеин по-гречески значит отвечать поя); 6-ой антифон иногда называется «протелеутаион» (предпоследний). Эти технические названия непостоянны, и они отсутствуют то в Афины 2061, то в 2062; они точно указаны в нашем французском тексте в Ориенталиа Христиана Периодика (44, 1978, р. 393...), тут мы их не приводим, желая упростить наше изложение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

2) Катены 2 авторов. Вопрос определения и датировки К., содержащих схолии только 2 авторов, остается дискуссионным. По мнению первых исследователей (Фаульхабера, Р. Кадью, Девреса), составление самых ранних из них следует относить к VI в.- времени зарождения жанра К. и, следов., рассматривать их как первичные К. Дориваль, не отрицая в принципе первичного характера этих К., отмечает, что К. 2 авторов очень редки. Он выделяет лишь 2 кодекса, к-рые, по его мнению, несомненно, содержат К. 2 авторов. Один из них позднего происхождения, точно датировать 2-й затруднительно. A) Катена кодекса Vallic. D. 35, XV в. (CPG. С. 40. 4), состоит из фрагментов комментариев Евфимия Зигабена на псалмы (XI-XII вв.) и Феодорита Кирского, приводимых систематически для каждого стиха. Схолии Евсевия и фрагменты катены Никиты Ираклийского, расположенные на полях рукописи, позднего происхождения. Согласно предположению Дориваля, составление катены следует относить к нач. XII в., периоду наибольшей популярности комментариев Евфимия Зигабена в Византийской империи ( Dorival. 1993. T. 3. P. 236). B) Катена на Пс 148-150 кодекса Scorial. Ω IV 6, XVI в., состоящая из схолий прп. Исихия Иерусалимского (CPG, N 6552) и комментария на псалмы Феодорита Кирского; предположительно составлена в период между IX и XII вв., не исключена поздняя датировка XVI в. Остальные рукописи, относимые Герардом к данной категории (Ambros. F 12 sup.; Taurin. B VII 30; Bodl. Auct. D. 4. 1; Ath. Vatop. 660; Paris. gr. 165; Oxon. S. Trin. 78; Scorial. Ψ I 2; Bodl. Canon. gr. 62), Дориваль предлагает рассматривать либо как вторичные К., либо как катены-схолии (разновидность «изолированных»). Отличительной особенностью подлинной катены 2 авторов, по мнению Дориваля, является то, что она приводит не просто выборку из комментариев 2 толкователей, а полный текст этих комментариев, расположенный после каждого стиха соответствующего псалма. Подобный критерий не позволяет отнести к рассматриваемой категории катену на Пс 100 кодекса Vindob. Theol. gr. 8. Fol. 164-165r, XI в. (CPG. С. 18). Данная рукопись содержит неск. К. (см. ниже в разд. «Вторичные катены»). На указанных листах помещен полный текст комментария Диодора Тарсийского на Пс 100 (на внутреннем поле листа); на внешних полях - выдержки из «Палестинской катены» на Пс 101. 13-26; в промежутке между комментарием Диодора и «Палестинской катеной» - серия из 16 фрагментов без лемм (часть из них пронумерована): 9 схолий Феодорита и 7 - неизвестного автора (предположительно одного и того же; изд. см.: Dorival. 1993. T. 3. P. 236-238). Эта небольшая катена, составленная, видимо, в сер. XIII в., не может считаться катеной 2 авторов, т. к. приводит не полный текст комментариев на Пс 100, а лишь отрывки из них.

http://pravenc.ru/text/катены.html

Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 110. Утреннее хваление Хвалитные псалмы и Великое славословие Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы обсудим 4-ую и последнюю часть Утрени. Начинается она вновь псалмами, но в соответствии с малой ее величиной используется для нее всего три последних псалма Псалтири, общая тема которых – призыв к хвалению Бога, отчего и называются они «Хвалитными». Примечательно, что они изначально входили в состав Утрени, притом одинаково как на Востоке, так и Западе. И скорее всего, именно их имеет в виду преп. Ефрем Сирин , говоря: «Хвалите Бога утром, чада церкви». С этих псалмов собственно и начинается Утреня. А все, что было до этого лишь приготавливало к ней. И за свой радостный тон эти псалмы не отменяются даже на Пасху! Чин пения хвалитных псалмов подробно изложен в Ирмологии и следованной Псалтири. Есть праздничный и будничный варианты их исполнения. В будни данные псалмы начинают стихословиться с 1-го стиха 148 пс., причем, простым, речитативным напевом. В праздничном же исполнении, хвалитные псалмы поются на глас дня и начинаются стихом, выражающим их общую тему. Таким стихом является последний стих 150 пс. «Всякое дыхание да хвалит Господа», которым же и заканчивается даное псалмопение, представляя в таком случае как бы один гимн, который концом своим возвращается к началу в знак бесконечности и непрерывности. В наше время все стихи этих псалмов поются без особых припевов, но когда-то эти псалмы имели припевы после каждого стиха, причем различные. Например, в 148 псалме до 7 ст. припевали «Тебе подобает песнь Боже», с 7 (8) стиха — «Дадите славу Богу», с 12 (13) стиха — «Тому (Тебе) подобает песнь»; в 149 пс. с 1 стиха — «Слава Тебе, Святый Отче», с 6 (7): «Пощади ны, Господи (Пощади ны)»; в 150 пс. с 1 стиха — «Сыне Божий помилуй нас», с 3 (и 4): «Слава подавшему (показавшему) свет», с 4 (5): «Тебе слава подобает Господи». Ныне же выработалась практика петь стихи хвалитных псалмов без припевов до последнего стиха 149 псалма «Сотворити в них суд написан», с которого ко всем последующим стихам могут начинать присоединяться хвалитные стихиры, которые не всегда бывают, а если и бывают, то в небольшом количестве. За исключением воскресных служб, их количество не должно превышать 4-х в виду усталости возникающей к концу немаленькой службы.

http://azbyka.ru/video/110-utrennee-hval...

Заключительное благословение народа (benedictio) имеет параллели в галликанской традиции. 2-й канон Барцинонского Собора (549) постановил совершать такое благословение как на вечерне, так и на утрене. После вечерни в рукописях указывается пение psallendum (иногда может называться laudes, видимо по той причине, что в его основе лежат стихи Пс 118), которое, судя по рубрикам, было связано с процессиями стационального богослужения. К этим стихам могли прибавляться другие, а также ритмизованные покаянные молитвы preces. Утреня в И.-м. о., возможно, под влиянием рим. традиции, начинается с гимна «Aeterne rerum Conditor» («Вечный вещей Создатель»; кроме пасхального периода) и молитвы-коллекты. Более древним началом были канонические псалмы (в будни - Пс 3, 50, 56; в воскресные дни - Пс 46, 99, 116). Далее совершается missa psalmorum (3 изменяемых по дням недели псалма, к-рые исполнялись певцом, а хор припевал стихи). Эта система пения Псалтири очень похожа на визант. песненное последование . Впосл. псалмы были сокращены до 3 изменяемых антифонов с респонсорием (missa) и молитвой. Следующий блок составляли библейские песни (missa canticorum). В Бревиарии Ортиса для воскресной утрени представлен полный набор из 9 песней в старолат. версии (Втор 32. 1-43; Ис 26. 9-20; Исх 15. 1-19; 1 Цар 2. 1-10; Авв 3. 2-19; 3 Езд 8. 20-36; Ис 38. 10-20; Ис 61. 10 - 62. 7; Быт 49. 2-27). Всего в традиции А использовалось 76 библейских песней, в традиции B - 47. После них пелись benedictiones (песнь отроков из Дан 3) и читалась молитва. Утреня в И.-м. о. не разделялась, как в рим. обряде, на ноктурны и laudes. Перед хвалитными псалмами (Пс 148-150) по воскресным дням, кроме периода Великого поста, пелся matutinarium (в традиции А он заменяется пением sono или benedictiones), связанный с темой начала дня. Далее следовали чтения из ВЗ и НЗ. В печатном Бревиарии после чтений указывается гимн (всего 12 вариантов для утрени, причем большинство из них неиспан. происхождения). В конце, как и на вечерне, читались молитва supplicatio, «Kyrie eleison», completuria, «Отче наш», psallendum с молитвой, благословение, psallendum с молитвой и отпуст.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Св. Василий, который в Regulae Îusius tractatae 177 считает утреннюю молитву средством получить радость и веселье, столь важные в духовной жизни, является в то же время свидетелем использования Пс. 50 как начала утренней молитвы 178 : радость и восторженность прощенного грешника, который не остается неподвижным в своей скорби, но позволяет Духу вести себя, чтобы превзойти самого себя и сметь объявлять о чудесах Бога. Примечательным фактом в нашей молитве является то, что в стихах 8, 9 и 10 наша молитва превращает повелительные наклонения Пс. 50 , стихов 12 и 14 (сотвори, утверди, дай мне познать в причастия прошедщего времени (сотворивший, утвердивший, давший познать) во множественном числе. То, что для Давида было милостью долженствующей наступить, для христиан, особенно рассматриваемых как церковное тело, уже является реальностью, поскольку Дух Святой был уже дан. Весьма удачно в ст. 6 молитвы толкование ст. 8 псалма, также как и вставка текста Марка 2,10 в ст. 7. Будущее время ст. 21 псалма, будущее условное, в ст. 12 молитвы становится повелительным наклонением прошения: прими жертву справедливости ( θυσαν δικαιοσνης) и возношение ( ναφορν) евхаристическое, или, что более вероятно, жертву хваления всей нашей жизни. Эта молитва читалась до Пс. 50 , который пелся, чередуя каждый стих с тропарем «пентикостарион», соответствующим праздничным дням 179 . Молитва не делает никаких намеков на переход из притвора в храм, что должно было иметь место во время восьмого антифона. 11-ая молитва Утрени Молитва псалмов 148–149–150 Славянский Служебник: 1. Боже, Боже наш,умныя и словесныя составивый силы Твоею волею, 2 . Τя молим и Тебе мили деемся: 3 . приими наше по силе славословие, со всеми создании Твоими, 4 . и богатыми Твоея благости воздаждь дарованьми: 5 . яко Тебе преклоняется всякое колено небесных, и земных, и преисподних=ср. Фил. 2,11 , 6 . и всякое дыхание и создание поет непостижимую Твою славу=ср. Пс. 150,6 : 7 . един бо еси Бог истинный и многомилостивый ­ ср. Исх. 34,6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010