23). Вот эта-то отчужденность, аскетическая отрешенность от мира и есть самая характерная, типичная черта Православия. Все в нашем богослужении и напоминает, живо и ярко, об этой необходимой для истинного христианина аскетической отрешенности от мира. «Входя в храм во время богослужения, – говорит о. Иоанн Кронштадтский , – вы входите как бы в иной мир» (II, стр. 18). Какой же это иной мир? Это – тот именно мир, к которому всегда устремлены мысли и чувства подлинно православного христианина, сознающего себя в здешнем, земном мире только временным гостем – «странником» и «пришельцем» ( Евр.11:13 ). Это – мир горний, небесный, то небесное отечество наше, скорбь о разлуке с которым мы исповедуем в предшествующие Великому Посту недели, воспевая в наших храмах трогательно величественный гимн иудеев, за грехи свои обреченных на пребывание в далеком и мрачном плену Вавилонском: «На реках вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона... Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя...» ( Пс.136:1,5 ). Не можем забыть мы об этом небесном отечестве нашем, а потому и дóрог нам так наш православный храм, что он, всем своим внутренним устройством и совершаемым в нем богослужением, заставляет нас, еще сущих на земле, отрываться от всего земного и переноситься в этот горний небесный мир. Прекрасно выражено это в словах нашего великопостного богослужебного текста: «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице». Тем и влечет нас к себе наш православный храм, что он дает нам счастливую возможность еще находясь в этой «земной юдоли печали и слез» хотя бы на время почувствовать себя небожителями. «Воистину храм есть земное небо, – говорит о. Иоанн Кронштадтский , – ибо, где престол Божий, где таинства страшные совершаются, где Ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, там истинно небо и небо небесе». Действительно, все в храме напоминает православному христианину о том, что он должен быть чужд миру сему со всеми его страстями и похотями, – о том, что, еще живя в теле на земле, он должен умом и сердцем водворяться там, где предстоит ему жить вечно – в небесном отечестве нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Вот наше оружие. Вот камни, летящие в Голиафа. Вонзился камень в лоб его, и он упал лицом на землю (1 Цар. 17, 49). Итак, к духовной трапезе на входе в Великий пост добавляет нам Церковь поначалу всего один псалом, притом короткий. Главное слово в нём последнее — «камень». Это тот Камень, на Который если кто упадёт, разобьётся, а на кого он упадёт, того раздавит (Мф. 21, 44). Это — Христос. Его именем нам предстоит побеждать вавилонских младенцев — злые похоти, вырастающие из земли нашего сердца. Разбивать их о камень нужно без жалости, поскольку нас они не пожалеют, если мы позволим им вырасти. В победе над этими «младенцами» и заключается залог возвращения домой, в объятия Отца, на землю свободы, на духовную Родину. Весь пост есть роскошная богословская трапеза. Ощутит её вкус тот, кто подсушит чрево, напряжёт ум и сожмёт сердце печалью о содеянных грехах. Поспешим же на этот пир, братья, пока двери не заперты, пока глашатаи на распутьях продолжают звать, пока трапеза наполняется возлежащими. Рейтинг: 9.6 Голосов: 408 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Раба Божия Тамара 12 марта 2019, 20:15 Слава тебе, Боже! Как будто лично для меня это все объснил отец Андрей, как я хотела понять смысл именно этого псалма " На реках Вавилонских " ... Евфросинья 18 марта 2013, 08:42 Спаси Господь! Всегда читаю Ваши статьи. Полностью согласна с Наталией: пишите, отче, Бог Вам в помощь! Татиана 29 февраля 2012, 19:13 Владимиру: Библия и псалмы - не только и не столько конкретика, но и всегда символика. Господи Иисусе Христе, помилуй нас! Любовь 12 марта 2011, 13:38 Спаси Господи! За такое вразумление.Нас непросвещённых очень много.Вразумляйте нас свими статьями!Великая благодарность за всю Вашю работу. Ирина 11 марта 2011, 23:14 Спаси Вас Господь! Как все сразу стало ясно и понятно! Владимир 11 марта 2011, 22:42 Такая интерпретация пс. 136 - не новость. Следует, однако, отметить, что писался этот псалом в далёкие Ветхозаветные времена, когда взятие вражеского города сопровождалось избиением младенцев, ибо потенциального противника, согласно представлениям той эпохи, следовало давить в колыбели (см. 4 Цар 8, 12; Ос 10, 14; Наум 3, 10). Так что процедура в этом замечательном произведении псалмопевцем Давидом описана вполне конкретная.

http://pravoslavie.ru/45119.html

Если я забуду тебя, Иерусалим,— забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего (Пс 136:5–6). Гора Елеон Яркие золотые купола русского монастыря Марии Магдалины на горе Елеон в окружении стройных зеленых деревьев у многих ассоциируются с Иерусалимом. Здесь хранятся мощи святой княгини Елизаветы Федоровны — впервые попав в обитель, она захотела быть здесь похороненной, и так случилось, что это желание исполнилось после ее мученической кончины... Здесь чувствуется дыхание немного другой культуры, чем в Горненском монастыре. Гуляя по монастырскому кладбищу (которое больше похоже на сад), слышно, как монахини называют друг друга «сестрами», а не «матушками». На этом кладбище растут рожковые деревья, плоды которых упоминаются в притче о блудном сыне. Тут похоронен араб Яков Халеби — верный помощник, пожалуй, самого известного начальника Русской духовной миссии архимандрита Антонина Капустина. Старый город Чтобы пройти к Пути Скорби (Via Dolorosa), да и вообще в Старый город, нужно все время подниматься вверх. Прогуляться здесь в одиночестве не получится: снуют паломники и туристы, не зная, в какую сторону идти, выискивая, где купить деревянный крестик... И вот ты тоже начинаешь суетиться, переживать, что без крестика пойдешь по Пути Скорби. Пожалуй, это главная опасность паломничества — проникнуться суетой вокруг, начать переживать о каждой мелкой детали и на все отвлекаться... Но вот мы уже там, где «пустой гроб стал колыбелью христианства». Внутри храма Гроба Господня, у места Голгофы, раздается красивое пение: это поют греки — сильно, слаженно, громко. Женщина в белом зажгла и несет к подсвечнику три свечи — они горят, потом замирают, потом снова загораются и снова замирают... Пока стою в очереди, чтоб приложиться к камню Голгофы, вижу, как к нему подходят и кадят греки, армяне, копты... За каждым из этих людей в разноцветных одеяниях — самобытная, живая и яркая церковная традиция, и все они уживаются здесь, на Святой земле...

http://foma.ru/evangelskij-marshrut.html

Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя; прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего (Пс 136:5-6). Гора Елеон Яркие золотые купола русского монастыря Марии Магдалины на горе Елеон в окружении стройных зеленых деревьев у многих ассоциируются с Иерусалимом. Здесь хранятся мощи святой княгини Елизаветы Федоровны - впервые попав в обитель, она захотела быть здесь похороненной, и так случилось, что это желание исполнилось после ее мученической кончины... Здесь чувствуется дыхание немного другой культуры, чем в Горненском монастыре. Гуляя по монастырскому кладбищу (которое больше похоже на сад), слышно, как монахини называют друг друга «сестрами», а не «матушками». На этом кладбище растут рожковые деревья, плоды которых упоминаются в притче о блудном сыне. Тут похоронен араб Яков Халеби - верный помощник, пожалуй, самого известного начальника Русской духовной миссии архимандрита Антонина Капустина. Старый город Чтобы пройти к Пути Скорби (Via Dolorosa), да и вообще в Старый город, нужно все время подниматься вверх. Прогуляться здесь в одиночестве не получится: снуют паломники и туристы, не зная, в какую сторону идти, выискивая, где купить деревянный крестик... И вот ты тоже начинаешь суетиться, переживать, что без крестика пойдешь по Пути Скорби. Пожалуй, это главная опасность паломничества - проникнуться суетой вокруг, начать переживать о каждой мелкой детали и на все отвлекаться... Но вот мы уже там, где «пустой гроб стал колыбелью христианства». Внутри храма Гроба Господня, у места Голгофы, раздается красивое пение: это поют греки - сильно, слаженно, громко. Женщина в белом зажгла и несет к подсвечнику три свечи - они горят, потом замирают, потом снова загораются и снова замирают... Пока стою в очереди, чтоб приложиться к камню Голгофы, вижу, как к нему подходят и кадят греки, армяне, копты... За каждым из этих людей в разноцветных одеяниях - самобытная, живая и яркая церковная традиция, и все они уживаются здесь, на Святой земле...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Из представленного нами изложения содержания книги Плач нетрудно видеть, что предметом ее служит разрушение Иерусалима и храма халдеями при последнем Иудейском царе Седекии. Состояние города и государства до – и после описываемой в книге Плач катастрофы и самая катастрофа изображаются в книге такими чертами, что в них нельзя не узнать картины последних дней Иерусалима. Народ безусловно полагается на политику царя и князей (Ил.2:6, 9; 4:7, 8, 20. Ср. Иер.37:2, 15; 38:5 , и мн. др.). Последние поддерживаются в своей политике искусными убеждениями ложных пророков (Пл.2:14; 4:13. Ср. Иер.6:13, 14; 8:11; 14:13; 23:14–19 ). Результатом политики придворной партии является осада (Пл.4:18 и др. Ср. Иер.39:1 и д. 52:3 и д. 4Цар.25:1 и д.). В осажденном городе возникает ужасный голод (Пл.1:19; 2:19; 4:4, 5, 9, 10. Ср. Иер. 37:21; 38:9; 52:6 ; 4Цар.25:3 ; Вар.2:3 ), сопровождающийся большой смертностью (Пл.1:19; 2,19; 4:9. Ср. Иер.38:2 ). Союзники изменяют Иерусалиму и переходят на сторону врагов (Пл.1:2, 19; 4:17. Ср. Авд. 11 и д. Иез.25:12 и д. Пс.136:7 ). После долгой осады город наконец взят, враги с шумом врываются во святилище и оскверняют его кровью убитых (Пл.1:2, 10; 2:1, 6, 7, 20. Ср. Пар.36:17). Городские стогны разрушены, укрепления срыты, храм сожжен и все драгоценности его вывезены в страну победителей (Пл.1:4, 10; 2:2, 5, 7, 8, 9; 4:1, 14. Ср. 4Цар.25:9, 10, 13 и д. 2Пар.36:19 ; Иер.52:13, 14, 17 и д.). Вся недвижимая собственность перешла в руки врагов. Оставшиеся в стране влачат печальное существование. Они подавлены нищетой и обременены непосильным трудом. (Пл.1:14, 19; 5:2, 5 и др. Ср. 4Цар.25:12 ; Иер.39:10; 52:16 ). Иерусалим и вся страна в запустении (Пл.1:4; 2:15 и д. Ср. 2Пар.36:31 ). Народ Иеговы погружен в глубокую печаль. Напротив, в соседних народах бедствия Израиля вызывают лишь насмешки и чувство злорадования. (Пл.1:21; 2:16. Ср. Авд.11 и д. Иез.25:12 и д.; Пс.136:7 ). Все эти черты с очевидностью указывают на окончательное разрушение Иерусалима при Седекии. При всяком ином историческом понимании пришлось бы стать в противоречие с ясным смыслом текста книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Злоба приносит много вреда Когда в начале не пресечется, великия беды делает, не иначе как огнь усилившийся многие домы поядает. Таковая вещь есть злоба, что ежели кто оной в самом начале не пресечет, то она безмерно умножается, не иначе как огнь, сухие материалы нашедший, глаголет Златоуст (5:229). Злоба, как смола, прилипчива и нечувствительно в добрые нравы входит и заражает их (2:209, см. СОБЛАЗН , 954). Злобные погубляют общество Ежели бы вси друг другу мстили, общество бы стоять не могло, ибо вси бы друг друга погубили. От взаимной бо вражды следует взаимная злоба и мщение, а от мщения взаимная пагуба, как то на брани бывает. «Аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете», глаголет Апостол ( Гал. 5, 15 ). И тако злобные вредят и погубляют общество: кроткие же пользуют и сохраняют своим терпением (2:362). Кто за Христом идет, того злоба мира сего преследует (4:13, см. ХРИСТИАНИН , 1082). Злоба в сердце, как смертоносная язва (5:136, см. ЗАВИСТЬ , 382). Злоба доводит до слепоты духовной, так как человек хвалится сделанным злом Иные до такой злобы доходят, что исполнивши злобу и хвалятся: «вот-де я дал ему; пусть он мене знает». К таким людям вышеписанный псалом приличествует: «что хвалишися во злобе, сильне?» и проч. (1:132). Злоба так помрачает человека, что он начинает хвалиться беззаконием Многие такою злобою напоенное имеют сердце, что, исполнивши ее, и хвалятся. Великое безумие хвалиться тем, о чем должно жалеть! Ближнему своему вред сделали; закон Божий, святый и вечный, нарушили; Бога, Вседержителя великаго и страшнаго прогневали; себе сатане записали, и вечному мучению подвергли: и делом сим беззаконным хвалятся!.. Так злоба помрачает око душевное, что бедный человек явной своей пагубы не видит (2:178). Злобные, совершивше злобу, часто тем хвалятся: вот я-де ему дал; пусть он мене знает. Таковым людям приличествует псаломническое слово: «что хвалишися во злобе, сильне?» ( Пс. 51, 3 ). Сей есть запах гнусный и мерзкий злобы: радоватися и хвалитися о повреждении и погибели других (5:229).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Веру во единаго Бога нужно было почерпнуть из истинного источника, получить от надежного свидетеля и затем сеять ее в человеческих душах, словно на ниве. Самым надежным Свидетелем единобожия является Сам Бог, живой и истинный. Он Сам свидетельствует о Себе через избранных Своих, говоря: Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя иных богов кроме Меня (ср.: Исх. 20, 2-3). Единый, живой и истинный являл Себя постепенно. Среди сорняковых зарослей многобожия Он находил малые нивы и сеял на них доброе семя веры. Это были души праведников, души, подобные высоким свечам, которые Он зажигал пламенем веры, чтобы они светили во мраке многобожия. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Иосиф, Моисей, Исаия, Даниил - вот свечи Божии, верой возжженные! Единый живой и истинный явил Себя народу Иакова, или Израилю. По милости своей Он являл Себя вначале в Египте, в земли чуждей (Пс. 136, 4), затем в пустыне и, наконец, в Ханаане, в Земле обетованной. И некогда весь народ Израиля исповедовал веру во единаго Бога. Но народ Божий стал колебаться в истинной вере, и мрак идолопоклонства снова стал угрожать свету во тьме (ср.: Ин. 1, 5). Единый Живой, Истинный, милосердный и многомилостивый, видя эту опасность, послал к людям Сына Своего Единородного, Господа Иисуса Христа, чтобы Он рассеял тьму многобожия, укрепил сердца человеческие для восхождения к горнему и посеял доброе семя веры в Бога единого живого и истинного. Святые апостолы, трудолюбивые пчелы Христовы, разнесли эту веру, этот посев Божий, по всему миру. Воистину, как медоносные пчелы Божии, разлетелись апостолы из Иерусалима на все четыре стороны мира, по народам и племенам, чтобы, словно медом, напоить души человеческие благовестием о едином Живом и Истинном. Очищали они нивы душ от сорняка идолопоклонства, от веры в духов и божков. На возделанных нивах сеяли они святую веру во единого Живого и Истинного. Трудным и опасным был их труд! Поверьте мне, миссионеры Бога единого: эта невиданная прежде брань стоила пота и слез, ран и крови.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Хотя книга изображает индивидуальный плач, она, по природе своей, является коллективной и выражает плач целого народа. Такой жанр часто встречается в Псалмах (см. Пс.43, 59, 73, 78:79 ) где особенно отражено поражение в битве. Псалом 136 явно создавался во время или после пленения. Но книга Плача не ограничивается очерченным кругом вопросов, включая и другие темы, такие как выражение доверия (3:2024), смысл страданий (3:25) и молитва (5:1, 2022). Богословские темы Главная тема Плача коренится в богословии завета. Завет требует покорности, которая приносит Божьи благословения, о чем часто повторяет книга Второзаконие. Непослушание приносит проклятия и последующее уничтожение (Втр.28:1568). Плач – это ответ на последствия непослушания Иуды. Книга поразила жителей Иерусалима в самое сердце, ведь раньше они были абсолютно уверены в непогрешимости богословия Сиона, которое, похоже, противоречило тексту Второзакония. Это богословие, основанное на книге пророка Исайи, утверждало, что все, доверяющие Сиону спасутся ( Ис.14:32, 31:45, 33:2022, 37:35 ). Проповедь Иеремии, в которой он предвещал разрушение Иерусалима, встретила немалое сопротивление, из-за того, что головы людей были затуманены этим богословием Сиона ( Иер.26 ). Когда же истина оказалась на стороне богословия завета, некоторым показалось, что Бог не сдержал своих обещаний. А потому люди посчитали плач наилучшим ответом Богу. Бог теперь сражался против Иудеи ( Плач.2:45 ). Книга Плача раскрывает проблему народного горя, в противоположность книге Иова, где речь идет о горе личном. К людям, наконец, приходит осознание того, что падения Иерусалима можно было избежать. У Иудеи перед глазами был пример Северного Царства, а предупреждения Иеремии были вполне ясными. Слово Божье получило подтверждение и оставшимся в живых пришлось признать Божью праведность (1:18). Но даже теперь было сложно смириться с этой реальностью. Тем не менее, признание правоты Бога привело к исповеданию греха, и пониманию справедливости страданий (1:5,6,14,1819:22).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

16) Тех, кои вращаются в мире и встречаются с предметами страстей, бесы борют, увлекая их на дела страстные; а тех, которые в пустынях живут, где нет таких предметов, возмущают помыслами страстными. В этом втором виде брани гораздо труднее одержать победу, чем в первом. Там для дела требуются время, место и прочее удобство; ум же в помыслах своих удободвижен и неудержим. В противоборство сей невидимой брани дана нам чистая молитва, в коей и заповедали нам пребывать непрестанно. Она делает ум сильным в брани и всегда готовым к ней, так как может быть совершаема и без участия тела. 17) Указывая на совершенное умерщвление страстей, Апостол говорит: а иже Христовы суть плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Ибо когда умертвим страсти, уничтожим похоти и мудрование плоти подчиним духу, тогда только берем на себя крест, и последуем Христу. И удаление от мира есть ни что иное, как это умерщвление страстей и проявление сокровенной во Христе жизни. 18) Бедствующие от восстаний сего смертного тела и каждочастной почти войной его утомляемые, пусть не плоть за это осуждают, а самих себя; ибо если б они не давали ей силы, попечения о ней простирая до похоти, то не бедствовали бы столько от нее. Или не видят они распявших плоть свою со страстями и похотями и мертвость Иисусову в мертвенной плоти своей носящих, как они имеют ее содейственницей паче в добром, — не противоборствующей, но покорной и ведомой законом Божиим? Пусть и они так же сделают, и тогда такого же вкусят покоя. 19) Всякое сосложение помысла с какой–либо запрещенной похотью, или склонение на сласть похотную, — грешно для инока. Ибо сначала помысел начинает омрачать ум вожделетельной частью, потом душа склоняется на сласть греховную, не выдерживая брани, а наконец происходит сосложение, которое, как сказано, есть грех. Если продлится это, то отсюда порождается страстное влечение, которое мало–помалу приводит и к самому делу греховному. По сей–то причине Пророк и ублажает тех, кои избивают о камень младенцев вавилонских (Пс. 136, 9). Значение сего ясно для мудрых и разумных.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

Без помощи Божией победить свое злонравие невозможно ТЩАНИЕ человеческое само собою едва что может. Надобно бо человеку противу себе самого, то есть своего природного злонравия, вооружиться и стоять. Злонравию своему удобно и охотно последовать, но противу его стоять и победить его сами не можем. Якоже бо вниз по реке судно само собою и удобно плывет, но противу быстрин речных и ветра плыть само не может, – надобно к тому сильного гребца и правителя; тако естество наше, яко растленное, грешить удобно может и грешит, но противу греха стоять и победить его никак не может, – надобно к тому искать помощи и силы от победителя смерти и ада, Иисуса Господа, Который крепость людем Своим даст ( Пс. 28, 11 ). Сего ради должно нам к подвигу нашему помощи просить у Самого Бога, Который велит просить, и обещается подать: «просите, и дастся вам» ( Мф. 7, 7 ) (3:230–231). Помощь Божия необходима для исцеления души (2:41, см. НЕМОЩЬ , 602). Вера с помощью Божией сохраняется и умножается (3:22, см. ВЕРА , 158). Победить самого себя без помощи свыше невозможно Ты только тщись, пекись, трудись, подвизайся, невежество и немощь свою пред Ним признавай, и со усердием молись Ему: и подастся тебе помощь. Тако с помощью Его возможно тебе будет, что тебе самому и без Его помощи невозможно. «Вся возможешь» и ты «о укрепляющем тя Иисусе Христе» ( Флп. 4, 13 ). «Сила бо Его в немощах наших совершается», когда немощи наши признает ( 2Кор. 12, 9 ) (4:223). Необходима помощь Божия, чтобы победить себя (3:182, см. САМООТРЕЧЕНИЕ , 817). Без Бога добрыми быть не можем (4:40, см. МОЛИТВА , 554). Без помощи Божией невозможно подвизаться противу греха и побеждать его (5:333, см. ГРЕХ , 285). Помощь Божия делает возможным избежать греха (2:136, см. ГРЕХ, 292). Без помощи Божией человек из греха в грех падает (4:11, см. ДЕЛО ДОБРОЕ, 300). Помощь Божия необходима при очищении пороков души (2:23, см. БЛАГОДАТЬ , 37). Просить Господа помочь в борьбе со злом Ведая окаянство и слабость свою, что человек сам в себе удобно преклонен есть к падению, заблуждению и всякому злу, молится усердно Богу, чтобы подал ему помощь Свою, и не оставил его единаго без Своей благодати; и сам опасно поступает и бережется, чтобы в прежнее не впасть заблуждение (2:156).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010