«По моему мнению, Псалмы 89105 играют роль «центра» в окончательной редакции еврейской Псалтири. Это собрание псалмов является «ответом» на вопрос, поставленным в Псалме 88 об очевидном расторжении Божьего завета с царем Давидом. Коротко суммирую данный ответ: (1) Яхве – это Царь; (2) Он был нашим «прибежищем» в прошлом, задолго до появления монархии (напр., в Моисеев период); (3) Он продолжит быть нашим прибежищем теперь, когда монархия низвергнута; (4) Блаженны те, кто доверяют ему!» 658 Хотя Книга 5 достаточно объемная (44 псалма), имеет сложную структуру и включает псалмы разнообразных жанров (Псалмы Давида 107109, 121, 123, 130, 132, 137144; «хвалебные псалмы» 110117, 134, 145150; «песни восхождения» 119133; и один великий псалом о торе, 118), она все также «обрамлена» псалмами Давида ( Пс.107109 – в начале пятой книги, Пс.137144 – в конце, и Пс. 145150 как кульминация всей Псалтири). Ныне плененные сыны народа Божьего должны подражать своему великому царю Давиду, Помазаннику Божьему, который всегда полагался на Божью верность (Псалом 106) и доверял Божьему закону ( Пс.118 ). «Псалом 144 является кульминацией пятой книги Псалтири, а последующие галлели ( Пс.145150 ) выражают идею, высказанную в последних словах Псалма 144 (стих 21)». 659 Таким образом, плененный народ Божий призывается к «размышлению» над Псалмами, как над «Торой» – законом Божьим ( Пс.1 и 118), чтобы стать «народом Книги»! Отныне они должны полагаться на Бога как на царя и прибежище, а не на человеческих князей, которые, безусловно, разочаруют. Последующие исследования Вилсона лишь развивали идеи его революционной диссертации. 660 Другие ученые, такие как Клинтон Маккан и Дэвид Говард, принимая основные тезисы Вилсона, либо развивали его идеи (Маккан), либо добавляли к ним более детальный анализ (Говард). 661 Ученые продолжают обсуждение этих тем и в новом тысячелетии. Структура Псалтирь состоит из пяти так называемых «книг» или сборников: Книга 1 (Псалмы 140); Книга 2 (Псалмы 4171); Книга 3 (Псалмы 7288); Книга 4 (Псалмы 89105); Книга 5 (Псалмы 106150). Каждая книга завершается славословием, а последняя, пятая книга, завершается целой серией хвалебных гимнов ( Пс.145150 ):

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Братия! Всем нам предназначено Царство, уготованное от сложения мира ( Мф.25:34 ); все мы приглашены в чертог Царя небесного, призваны на брак Сына Божия, все мы – сыны брачные; но у всех ли нас существуют светильники горящие, просвещающие душу? Известно, – светильник тела есть око, а светильник души есть разум, который просвещается у всякого человека словом Господним, как говорит пророк Давид: слово Твое светильник ноге моей и свет стезе моей... Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых ( Пс.118:105,130 ). Итак, есть ли этот свет духовный в наших светильниках, иначе сказать, просвещен ли разум наш познанием истины? Или мы во тьме еще ходим, и не знаем, куда идем? Если же кто из нас к несчастью, находится еще во тьме и тени смертной, то пусть с усердием зовет к Отцу светов ( Иак.1:17 ): осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим ( Пс.118:135 ). Доброму разумению и ведению научи меня; ибо заповедям Твоим я верую ( Пс.118:66 ). Скорбь и горесть постигли меня – заповеди Твои утешение мое ( Пс.118:143 ). О, брат мой, ищущий Господа всем сердцем своим! Если ты жаждешь спасения, дарованного от Бога; если ты можешь уже неложно сказать пред Богом: душа моя хранит откровения Твои и я люблю их крепко. Я прилепился к откровениям Твоим, Господи, не постыди меня – если ты не малодушествуешь уже, но более укрепляешься сердцем в надежде на милосердие Божие, то прошу тебя, позаботься еще о том, достаточно ли у тебя милосердия к ближним – сего, так сказать, масла для горения светильника духовного, чтобы не уподобиться тебе тем девам глупым, которые вышли на встречу жениха и не взяли с собою достаточно елея. Знай, что этот елей, который поддерживает пламя невещественного огня есть ничто другое как милосердие, или милость, которую мы оказываем ближним; сосуд же, в котором хранится у нас этот елей духовный, есть наше сердце. Если же бывает временем, что разум твой просвещается откровением Божественных тайн, но ты не творишь милости ближним – бываешь безжалостным, жестокосердым и несострадательным, то это верный признак, что ожидает тебя злая участь – отриновение от лица Божия; ты будешь вне Царствия Божия ввержен во тьму внешнюю, где не будет никакой радости, но одна печаль, безутешный плач и скрежет зубов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

84, радостная песнь пилигрима при входе в храм. В настоящее время очень трудно сказать, когда составилось собрание 120–134 пс. Оно составлялось постепенно, из псалмов, существовавших ранее, но подходивших по своему настроению к путешествию пилигримов. Псалмы эти разного содержания: один из них мы уже цитировали в группе псалмов, изображающих противоположность между hasidhim и reschahim. Типичным представителем группы является псалом 122. «Я возрадовался, когда мне сказали: мы идем к дому Ягве! Наши ноги стоят у твоих ворот, о Иерусалим, вновь отстроенный Иерусалим, куда стекаются племена Ягве, чтобы славить его имя. Молитесь о мире для Иерусалима; пусть покой будет уделом тех, кто любит тебя. Иерусалим, пусть мир царствует над твоими стенами н башнями». Некоторые псалмы этой группы являются простыми молитвами (123, 130) другие восхваляют Ягве, Его милость к Израилю и вспоминают Его обетования (напр. пс. 132). Заканчивающий всю группу псалом 134 является как бы заключительной песней для всего путешествия пилигримов. Войдя в храм, они обращаются к левитам и священникам: «хвалите Ягве, все слуги Ягве, стоящие в доме Его ночью; поднимите руки к Его святилищу и хвалите Его!» На это клир отвечает: «да благословит тебя Ягве от Сиона, Создатель неба и земли». Следующая группа псалмов состоит из таких псалмов, которые специально были составлены для церковного употребления при богослужении, в отличие от всех остальных псалмов, которые также употреблялись при церковном богослужении, но были приспособлены для этой цели много позже своего появления. Яснее всего из этой группы псалмов выделяются две группы. Это, во-первых, заключительная группа 146–150 пс., представляющих из себя чисто церковные хвалебные гимны, начинающиеся и оканчивающиеся возгласом hallelujah, т. е славьте Jah (=Jahwe). Во-вторых, группа псалмов 113, 114, 115, 117, которые вместе с пс. 116 и 118 составляют до сих пор в еврейском богослужении так называемую группу hallel; она поётся на праздниках новолуния, освящения храма, Пасхи, Пятидесятницы и Кущей; 113 и 114 поются на Пасхе перед обедом, 115–118 – после обеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

12). 109. Ин. 14. 15. 110. Кол. 3. 14. 111.  Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас… и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10. 16–17, 22). 112.  А мне весьма почтенны друзья твои, Боже (Пс. 138. 17). 113. Пс. 118. 25. 114. Лк. 12. 32. 115. Ин. 8. 44. 116. См.: Ис. 64. 6. 117. Пс. 29. 7, 8. 118. Мф. 18. 3. 119. РНБ PO. Ф. 1927. Д. 288. С. 275–276. 120. РНБ РО. Ф. 1927. Д. 288. 121. РНБ PO. Ф. 1927. Д. 288. 122. См. о нем т. 7, с. 181–184. 123. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 124. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 125. РГБ OP. Ф. 425. К. 1. 126. Представьте себе, сударыня. 127. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 128. См. о нем т. 7, с. 114–116. 129. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 130. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 131. О ней см. Настоящее издание, т. 5, с. 487–510. 132.  Лазарев Михаил Петрович (1788–1851) — выдающийся деятель русского флота и флотоводец, ученый исследователь Антарктики, адмирал. В 1827 г. отличился в Наваринском сражении, в котором под его командованием участвовали П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. С 1832 г. он начальник штаба Черноморского флота, с 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Черного моря. Создал на флоте особую школу подготовки и воспитания моряков — патриотов Родины. 133.  Корнилов Владимир Алексеевич (1806–1854) — выдающийся русский военно-морской деятель, ближайший соратник и ученик М. П. Лазарева. Один из главных организаторов Севастопольской обороны. В 1848 г. — контр-адмирал, с 1852 — вице-адмирал. 134. Полностью рассказ см. Настоящее издание, т. 5, с. 519–520. 135. Ф. 1166. Оп. 1. Д. 4. Л. 171–173. 136.  Шахова Е. Н. Собрание сочинений в стихах/Издал внук автора Н. Н. Шахов. СПб.: «Екатерининская» типогр., 1911. — XIV, 212, 130, 322 с. Далее: Собрание сочинений в стихах. 137. PO ИРЛИ, 138.  Шахова Е. Опыт в стихах пятнадцатилетней девицы. Писано в 1836 г. СПб.: Типогр. К. Вингебера, 1837. — 23 с. 139.  Шахова Е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1574 Кроме вышеуказанного сходства в содержании и употребления одинаковых славословий: «славьте Господа» и «аллилуиа» (в перев. хвалите Господа), в примере близкого сродства рассматриваемых псалмов между собой ср. еще Псс. 111, 127, 124, с 106:32–43 и 118:1–2; 112, 145 и 146; 113:11–16 и 134:6, 15–18; 113:17–20, 117:2–4 и 134:19–20; 134:10–12 и 135:17–22; 106:35 и 113:8; 106:10, 13, 14 и 114:3, 4, 8 и 119:1–2; 118, 169–170 и 129:1–5; 120:1 и 124:2; 133:1–3, 134:1, 2, 21 и 113:23 и проч. О внутреннем сродстве этих псалмов довольно подробно см в исследовании Ehrta – Abfassungszeit d Psalters S 80–88 и 96. 1575 Так св. И. Златоуст о Псс. 115 (См. его Бес. в русск. пер. СПБ 1860 Т. 2, стр. 91), 119 и прочих песнях степеней до 133 (стр. 130–131 и 142), 146, 147–149 (стр. 435–6 и 477). О тех же псалмах за исключением 115, и еще о псалмах 106, 117, 134 и 135, подобного мнения и бл. Феодорит (см. его изъясн. на эти Псс. в 28 т. Твор. Св. Оо в русск. перев.). 1580 Близкое сходство 106 псалма по мыслям и выражениям с Пс. 105 , а равно в 104-м Пс., согласно признают все ученые исследователи текста этих псалмов, не исключая и защитников гипотезы о Маккавейском их происхождении, и на основании такого сходства обыкновенно выводят заключение, что все эти псалмы принадлежат одному и тому же писателю. Так как заключение это не представляет ничего невероятного, то, в виду несомненности происхождения 104 и 105-го псалмов в последнее время плена Вавилонского, мы можем указать на него, как на новое доказательство того, что Пс. 106 -й написан не позже, как в первое время после возвращения из плена. Довольно подробное указание сходства псалмов 106 и 105 (евр. 107 и 106) см у Hengstenberga, Delitzscha, Lengerke и др. 1592 Подобным образом объясняют этот псалом уже Ориген , бл. Феодорит и Беда (Scr S curs compl T 16 p 213), а также многие из новейших: Stier, Kurtz (Zur Theologie der Psalmen), Delitzsch, Ehrt (Abfassungszeit des Psalters), Bunsen, Moll. И вообще большинство новейших толкователей согласны в том, что этот псалом написан вскоре после плена, и только расходятся в определении случая к его написанию и одни, как Ewald и Toluck, относят его к первому празднованию возвратившимися из плена праздника кущей ( 1Ездр.3:1–4 ), а другие, как Hengstenberg и O v Gerlach, к торжеству закладки второго храма Иерусалимского ( 1Ездр.9:8 и дал.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Обратимся же, братия мои, к Богу Спасителю нашему, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир, желает всем нам спастись, и в разум истины прийти ( 1Тим.2:4 ). Кто обращал взор к Нему, – говорит пророк Давид, – те просвещались и лица их не постыдятся ( Пс.33:6 ). Откровение слов Его просвещает, вразумляет самых простых людей ( Пс.118:130 ); только для этого нужно возлюбить их всем сердцем, углубляться в слово Его всей душой. Как люблю я закон Твой! – восклицал Давид, – весь день размышляю о нем. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое ( Пс.118:97, 148 ). Будем же и мы, подобно Давиду, углубляться в слово Господне, с любовью размышлять о чудных и страшных откровениях Его. Сказано было древним, – Господь говорит, – иже аще убиет, повинен есть суду; Аз же глаголю вам: яко всяк гневайся на брата всуе, повинен есть суду, тот же, кто скажет брату: пустой ты человек, повинен верховному суду; а иже речет: урод, повинен есть геенне огненной ( Мф.5:21, 22 ). Чтобы уразуметь смысл слов сих, обратимся к постановлениям древнего закона Моисеева, который предавал суду человеческому и смертной казни человекоубийц и нарушителей общественного спокойствия. Для этого назначался суд во всяком селении, где было свыше 120 душ, и на нем присуждали виновных к смерти. Кроме этих судов был еще у евреев верховный суд, – синедрион, из 72 членов, который решал дела важные, касающиеся всего государства; на нем судили богохульников, бунтовщиков и государственных преступников. Как тот, кто убьет человека, подвергается суду и смертной казни, так и тот, кто озлится на человека, хотя бы не сделал еще зла ему ни словом, ни делом, повинен уже суду Божию, – говорит Господь. Но если он скажет недругу: пустой ты человек или: бессовестный, то за то, как бунтовщик и нарушитель душевного мира брата своего, подлежит строжайшему суду и мучительной казни. Часто употребляемое евреями при малейшем на кого негодовании слово: рака – пустой, бесполезный человек – вовсе не представлялось им преступлением какой-нибудь заповеди Божьей, тогда как совершенная правда Божия или солнце правды, просвещающее нас свыше Своим учением, указывает нам и на такое слово как на богопротивное и душепагубное, и через то требует от нас совершенной чистоты от грехов, совершенной праведности.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

110.  Елеонский Н. Сравнение " библейских текстов с сарго-нидской летописью//ПО, 1864. 111.  Елеонс.кий Ф. Филологические, услуги ассириологии в деле изучения ветхозаветных книг//ХЧ. с. 741–744. 112.  Иероним (Досовский), архим. Библейская археология. — СПб., 1884. Из исследований о новейших раскопках в Палестине//Русский Паломник, 19–20. 113.  Кейль К.. Ф. Руководство к библейской археологии/Пер. с нем.: ч. I — II. — Киев, 1871:1894. — 592+384 с. 114.  Кондаков Н. Археологические путешествия по Сирии и Палестине. — СПб., 1909. 115.  Кондамен А. Вавилон и Библия. — Серг. Посад, 1912. — 102 с. 116.  К.осидовский 3. Библейские сказания/Пер. с польск. — М» 1966. — 455 с. 117.  Крачковская 5. Л. Новые археологические открытия в Заиордании//ВДИ. 4:с. 120–126. 118.  Матвеевский П. Об открытиях в Ниневии в отношении к св. Писанию. — СПб., — 18 с. 119.  Мунк С. Еврейские древности//Пер. с франц. — Пермь, 1879. — 283+III с. (автор — ориенталист, преемник Ренана по каф. семитолог, в «Колледж де Франс»). 120.  Муретов Д. М. Ветхозаветный храм: ч. 1. — М., 1890. — 505 с. 121.  Никольский Н.М. Вавилон и Библия//Критическое Обозрение. 3:с. 5–15. 122.  Его же. Израиль и Вавилон//Вестник Европы. — 1910: 5:с. 157–177; 6:с. 82–113. 123.  Нильсен Д. Библейская религия в свете новейших археологических раскопок//ВДИ. 1:с. 94–113. 124.  Олесницкий А. А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. — СПб., 1889. 125.  Его же. Судьба древних памятников св. Земли. — СПб., 1875. 126.  Павский Г. П., прот. Библейские древности для разумения св. Писания. — СПб.. 1884. — 127 с. 127.  Полянский Е. Я- Творения бл. Иеронима как источник для библейской археологии. — Казань, 1908. — 71+583+V с. 128.  Его же. Деньги древних евреев//ПС. 3–4:с. 485–498. 129.  Его же. Краткое историческое обозрение Палестины и библейских древностей//ПС. 4–6:10. 130.  П. Ф. Н. Ассиро-вавилонские памятники и Ветхий Завет//ВР. 24. 131.  Раулинсон Г. Библия и наука: Историческое разъяснение к Ветхому Завету/Пер, с англ. — СПб., 1899. — 134 с.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

34. Pag. 968. 35. Pag. 968. 36. Pag. 968. 37. Pag. 969. 38. Pag. 970. 39. Pag. 970. 40. Pag. 970. 41. Pag. 972. 42. Pag. 974. 43. Pag. 974. 44.  …сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50. 19. Pag. 974). 45. Pag. 974. 46. Pag. 974. 47. Pag. 975. 48. Pag. 975. 49. Pag. 976. 50.  Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7. 17). 51. Pag. 976. 52. Pag. 1084. 53. Pag. 1071. 54. Pag. 1069. 55. Pag. 1069. 56. Pag. 1069. 57. Pag. 1067. 58. Pag. 1071. 59. Pag. 1069. 60. Pag. 1077. 61. Алфавитный патерик. 62. Pag. 1077. 63. Pag. 1077. 64. Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 269. 65. Pag. 1073. 66. Pag. 1073. 67. Pag. 1073. 68. Pag. 1073. 69. Pag. 1075. 70. Pag. 1075. 71. Pag. 1075. 72. Pag. 1075. 73. Pag. 1075. 74. Pag. 1075. 75. Pag. 1075. 76. Pag. 1075. 77. Pag. 1075. 78. Pag. 1075. 79. Pag. 1075. 80. Pag. 1075. 81. Pag. 1076. 82. Pag. 1076. 83. Pag. 1076. 84. Pag. 1076. 85. Алфавитный патерик. 86. Pag. 1076. 87. Алфавитный патерик. 88. Pag. 1076. 89. Pag. 1076. 90. Pag. 1076. 91. Pag. 1076. 92. Pag. 1076. 93. Pag. 1076. 94. Pag. 1076. 95. Pag. 1076. 96. Pag. 1076. 97. Pag. 1076. 98. Pag. 1077. 99. Pag. 1077. 100. Pag. 1077. 101. Pag. 1077. 102. Pag. 1077. 103. Pag. 1077. 104. Pag. 1077. 105. Pag. 1077. 106. Pag. 1077. 107. Pag. 1077. 108. Pag. 1077. 109. Pag. 1077. 110. Pag. 1077. 111. Pag. 1077. 112. Pag. 1078. 113. Pag. 1078. 114.  …все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2. 16). 115. Pag. 1078. 116. Pag. 1078. 117. Pag. 1078. 118. Pag. 1078. 119. Pag. 1078. 120. Pag. 1078. 121. Pag. 1080. 122. Pag. 1080. 123. Pag. 1080. 124. Лк. 12. 35. 125. Pag. 1080. 126. Pag. 1080. 127. Pag. 1080. 128. Pag. 1080. 129. Pag. 1080. 130. Pag. 1080. 131. Pag. 1080. 132. Pag. 1080. 133. Pag. 1080. 134. Pag. 1080. 135. Pag. 1080. 136. Pag. 1081. 137. Pag. 1081. 138. Pag. 1081. 139. Pag. 1081. 140. Pag. 1081. 141. Pag. 1081. 142. Pag. 1081. 143. Pag. 1081. 144. Pag. 1081. 145. Pag. 1081. 146. Pag. 1081. 147. Pag. 1081.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Если слова простых людей действуют на душу, то неужели бессильны слова Того, Кто сказал: да будет свет, и бысть свет ( Быт.1:3 )? Но уста нечестивых полны, как сказано, коварства и лжи ( Пс.9:28 ). «Не понимаем мы того, что писано в книгах, от того и охоты нет их слушать», – так говорят нечестивые. Или иной, думая оправдаться тем, что у него много есть разных дел, возражает: «рад, бы и слушать, и читать, да все какой-то недосуг». Слушай же слово Господне, ты, который говоришь, что тебе некогда слушать его: рабе лукавый, от слов твоих сужду ти ( Лк.19:22 ). Простительно ли то, что есть у тебя дела поважнее дел богоугодных? Время, данное тебе на покаяние, ты посвятил не Богу, а наживе, – стоит ли это прощения? И притом же праздники и те вечера, которые ты проводишь в пустых разговорах, не доказывают ли твоего крайнего нерадения угождать Богу? Потому скажи лучше: как еще терпит меня, такого грешника? И, действительно, сколь долготерпелив Бог наш! И тогда, когда мы совершенно презираем Его, Он все еще освещает нас Своим солнышком, дает дышать нам Своим воздухом, дозволяет жить на Его земле и пользоваться всеми Его дарами. Слава, Господи, Твоему долготерпению! – нам же стыдение лица. А вы, малосведущие люди, которые говорите, что не понимаете слов Господних, оттого и слушать не хотите, слушайте, что говорит пророк: откровение слов Господних просвещает, вразумляет простых ( Пс.118:130 ). Премудрость Божия так устроила, что душеспасительные книги были почти все писаны самыми простыми людьми, чтобы никто не мог сказать на суде, что Писание, могущее спасти душу, было непонятно для него. Пророки, апостолы – учители всей вселенной были больше из пастухов, рыболовов; потому и учение Господне они преподали так просто, что и неграмотный многому может научиться от слов их. Но пусть кто и не понимает всего писанного в законе, – есть примеры, что Господь не оставляет без вразумления, если кто усерден только к чтению Писаний. Таков был казначей царицы эфиопской, который, возвращаясь из Иерусалима, не переставал, и сидя в коляске, читать книги пророков, хотя и не разумел главного в них – о ком говорилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010