Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ БУНИС АЛИАТ [греч. Γρηγριος Μπονης Αλυτης] (сер. XV в.), иером., визант. мелург. Вероятно, мирское имя Г. Б. А.- Георгий (Ath. Dionys. 401, 1434 г.). В нек-рых рукописях есть указания на его происхождение из Силимврии (побережье Мраморного м.) (Brux. IV. 515. Fol. 18r, XVIII в.; РНБ. Греч. 132. Л. 27 об.). Сохранились автографы Г. Б. А. 1433-1447 гг., к-рые, судя по ремаркам, относятся к времени его пребывания на Афоне (указаны афонские мон-ри Эсфигмен, Ватопед и Великая Лавра; см.: Sinait. gr. 1262, 1437 г.). Согласно Хрисанфу из Мадита , Г. Б. А. был последним протопсалтом собора Св. Софии до падения К-поля ( Χρσανθος κ Μαδτων. Θεωρητικν Μγα τς Μουσικς. Τριστε, 1832. Αθναι, 1995r. Σ. 35). Кроме того, во мн. рукописях он упоминается как «монах из Константинополя» (см. подзаголовок ркп. Sinait. gr. 1262, ремарки в ркп. Athen. Bibl. Nat. 710, 1817 г.). Из его автографов наиболее важные - калофонический Кондакарь 1437 г. (Sinait. gr. 1262) и некалофонический Стихирарь 1445 г. (Dionys. 564). Деятельность Г. Б. А. относится к периоду развития калофонического стиля. Из песнопений суточного круга ему приписываются стихи «Блажени непорочнии», вероятнее всего, 1-го плагального гласа (Пс 118. 26: Vatop. 1495, XV в.), стихи антифонов на Преображение на глас βαρς (Athen. Bibl. Nat. 2406, 1453 г.) и стихи полиелея на глас βαρς (Пс 134.16: Xeropot. 273, кон. XVI в.). Именем Г. Б. А. надписаны также ирмосы 4-й песни канона на Рождество Богородицы «Пою Тя, слухом бо Господи» 2-го гласа ξω (Ath. Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.; 130, нач. XVIII в.; 564, нач. XVIII в.; Lesb. Leim. 245, 1649 г.; Ath. Xeropot. 329, 1-я пол. XVIII в.) и ирмосы канона Пасхи 1-го гласа - песни 3 (на 1-й глас τετρθωνος), 4 (2 варианта, 2-й - 1-го гласа ξω), 5 и 7 (Ath. Ivir. 991, кон. 1670 г.). В прокимне вечерни «Господь воцарися, в лепоту облечеся» 2-го плагального гласа (Атнеп. Bibl. Nat. 2406) использован прием эпифонимы (фраза калофонического мелоса в виде анаграмматизма , повторяющаяся неск. раз).

http://pravenc.ru/text/166823.html

[Греч. Μανουλ Θηβαος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения (не позднее 2-й пол. XIV в.). Ему принадлежат стихи непорочнов на погребение мирян и монахов (в т. ч. «Князи погнаша мя туне» (Пс 118. 161) на 4-й плагальный (8-й) глас (Ath. Iver. 973. Fol. 203v - 226, нач. XV в.; 974. Fol. 238-243v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 453-459, 1458 г. (письма Мануила Хрисафа ); БАН. РАИК. 154. Л. 168 об., 1430 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 198-209v, 210-217, рубеж XVI и XVII вв.; 357. Fol. 168-193v, нач. XVII в.), стихи антифона на полиелее в дни памяти святых «Господа, аллилуия. Блажен муж» на 4-й глас с ремаркой «городское» (πολτικον) или «фессалоникийское» - «Правда Его пребывает», «В век века», «Воссия во тьме свет правым», «Блажен муж щедря и дая», «Щедря и дая», «Устроит словеса своя на суде», «Грешник узрит и прогневается» (Пс 111. 3б, 4а, 5а, 10а) и «Веков, аминь» (Ath. Cutl. 457. Fol. 144, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 90, кон. XIV в.; 2406. Fol. 129, 1453 г.; Ath. Iver. 985. Fol. 91-98, 1425 г.; 974. Fol. 153-164; 949. Fol. 74-76v, рубеж XVII и XVIII вв.; 1250. Fol. 147-147v, ок. 1770 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 123v - 124v; Ath. Konstamon. 86. Fol. 179v - 184v, 1-я пол. XV в.,- рукопись фессалоникийской певч. традиции; Ath. Philoth. 122. Fol. 123-130v, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. 126. Л. 105-106, 2-я пол. XV в.; 130. Л. 150, нач. XVIII в.; 711. Л. 113 об.- 114, XVIII в.; 132. Л. 178 об., посл. треть XVIII в.; Ydra. Iliou. 597(33). Fol. 148-148v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 145-145v; 459. Fol. 138, обе рукописи - ок. 1700 г.; 8. Fol. 85v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 175v - 179, 1767-1770 гг.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 137-138, 1819 г.), стихира первомч. архидиак. Стефану (27 дек.) «Первый в мученицех» на 2-й плагальный (6-й) глас (РНБ. Греч. 126. Л. 249 об.-251; Sinait. gr. 1438. Fol. 150-157v, 1660 г.; Ath. Iver. 991. Fol. 108-109, 1670 г.; транскрипция Хурмузия: S. Sepulcri. 730. Fol. 99-102v), 2 версии калофонического стиха «Работайте Господеви со страхом» (Пс 2. 11) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 89v - 91, 93-94), стихи полиелея «Кукума» «Раби Господа» на 1-й глас, «поющегося в Фессалонике и в Константинополе» (Ath. Iver. 973. Fol. 131-145v), аллилуиарий на литургии (Ath. Cutl. 457. Fol. 199v - 202). Имя М. Ф. включено в каталог мелургов в рукописи нач. XIX в. Ath. Xeropot. 318 (Fol. 140-143).

http://pravenc.ru/text/2561924.html

29. «Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?» (Пс. 93:8). Образумьтесь! Говорят о себе: Скряга: «Я – экономен», Транжира: «Я – щедр», Наглец: «Я – смел», Предатель: «Я – правдив». Постигать других и не постигать себя – значит потерять и других и себя. 30. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.» (Пс. 145:3). Царь и пыль Царь среди людей – это пыль пред Богом, Человек, подобный царю пред Богом – это пыль среди людей. 31. «Вымыслы [человеческие] ненавижу, а закон Твой люблю.» (Пс. 118:113). Избегай пустомыслия В крепкую лодку не просачивается вода, На бегущую лошадь не садятся оводы, Работающему человеку некогда мечтать. Тот, кто хранит сердце, не погружается в пустомыслие. 32. «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего.» (Пс. 100:2) Для ребенка все люди добрые Осенний дождь льет за окном, а человек в теплой комнате ежится, Гром грохочет еще далеко, а хозяйка уже спешит снять белье. Для того, кто боится грабителей, все люди – разбойники, Но для маленького ребенка все люди – добрые и все вокруг – мир добра. 33. «…Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому.» (Пс.83:3). Ищущий Истину Для голодного хлеб дороже золота. Тому, кто в отчаянии, может помочь и одно доброе слово. Попавшему в беду нужен хотя бы один верный друг. Ищущего Истину ничего, кроме нее, не привлекает. 34. «…Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес.» (Пс. 84:12). Понятно и удивительно То, что жук ползает, понятно, а то, что он может летать, – удивительно. То, что человек любит другого, понятно, а то, что он может полюбить всех людей, – удивительно. То, что человек борется за свою жизнь, понятно, а то, что он может ею пожертвовать, – удивительно. То, что человек может думать, понятно, а то, что он может постичь Непостижимое, – поразительно. 35. «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.» (Пс. 118:130). Истинная Любовь Лить колокола и золотить купола храмов – хорошо, но это еще далеко от Любви. Строить храмы и воздвигать монастыри – еще лучше, и это уже недалеко от Любви.

http://isihazm.ru/1/?id=120

на Лев. р. 130. Zell. 2. р. 136. Herz. IX. р. 715). Вероятно, основанием такого идолослужения вначале было боготворение светил небесных, особенно солнца, или обожание всепожирающей силы огня, которые были потом олицетворены, и в разные времена и в разных местах являлись в разных видах. Отсюда в Свящ. Писании служение Молоху соединяется иногда и со служением Ваалу, как божеству солнца, и поставляется вместе и со служением светилам небесным вообще (см. напр. Ам.5:26–27 . Деян.7:43 . Иер.19:5, 32:35 . 4Цар.21:3–7, 23:4–15 ), и названия: Молехет – богиня неба ( Иер.7:18, 44:17–21 ), Астарта (звезда) – богиня луны, равно как Адрамелех и Анамфлех, в которых видно тоже имя Молоха, указывают вместе и на служение светилам небесным. Herz. IX. р. 716. Zell. 2. р. 137. Keil и Del. на Иер. р. 118. сн. Астарта и Адрамелех и Анамелех. Св. Писание рано упоминает об идолослужении Молоху. Может быть, начало к этому положено было еще в Египте, или даже ранее (сн. Лев.18:21, 20:2–5 . сн. Ам.5:26 . Нав.24:2. 14 . Иез.20:7. 26 . сн. Zell. 1. р. 13). – В чем состояло служение Молоху? Из разных мест Св. Писания видно, что оно состояло преимущественно в приношении детей в жертву этому идолу. Так было у хананеев и финикиян и в колониях финикийских. Об этом свидетельства можно находить у Диодора Сицилийского, Иустина, Баррона, Курция, Порфирия, Тертуллиана , Евсевия, и других. Св. Писание идолослужение это изображает в следующих выражениях: «из детей своих давать Молоху» ( Лев.18:21, 20:2–5 ); «сожигать сынов и дочерей своих на огне богам своим» ( Втор.12:31 ); «приносить сынов и дочерей своих в жертву бесам, или приносить их в жертву идолам Ханаанским» ( Пс.105:37–38 ); «приносить сынов и дочерей своих в жертву на снедение им» ( Иез.16:20 ); «сожигать сынов и дочерей в огне» ( Иер.7:31, 19:5 ); «проводить сынов и дочерей чрез огонь Молоху» ( 4Цар.23:10 . 2Пар.28:3 ); «проводить чрез огонь в пищу идолам» ( Иез.23:37 ); «закалать детей» ( Ис.57:5 . Иез.16:21 ). Выражение «проводить чрез огонь для Молоха» ( 4Цар.23:10 ) в иных местах представляется сокращенно, без упоминания о Молохе ( Втор.18:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Особенно подробно отцы церкви останавливаются над библейским повествованием о происхождении человека и в связи с ним изъясняют многие стороны душевной жизни. Так в связи с этим повествованием Григорий Нисский решает вопросы о природе души, ее жизни, действиях, ее отношении к внешнему миру и к своему телу, бессмертии и пр. 118 . В связи с тем же предметом разрешаются вопросы: Феофилом Антиохийским 119 – о достоинстве духовно-телесной природы в человеке 120 , Василием Великим и Феодоритом Кирским 121 , Иустином 122 , Иринеем 123 , и бл. Августином 124 – о значении тела для души и ее превосходстве пред другими тварями, Иоанном Дамаскиным – о двоякой природе в человеке 125 и о превосходстве души над телом 126 , Василием Великим – о взаимном отношении между телом и душою 127 и др. Образ Божий был предметом рассуждения многих отцов и учителей церкви; причем одни, как напр. св. Ириней, Иларий, Василий Великий , Иероним и Дамаскин полагали его в свободе человека 128 , другие, как Ориген , Амвросий, Василий Великий , Григорий Нисский , Августин и Дамаскин – в разумности 129 , а некоторые, в том числе и бл. Августин, указывали на присущую душе нашей силу любви, как то образ одного из лиц Божественной Троицы 130 . Разнообразное значение слова «дух» в его отношении к душе и связь с телом, как составною частью человеческой природы, изъясняются отцами церкви подробно, как например Иоанном Златоустом , в связи с словами Писания, взятыми из 1Кор. 14:15 131 ; Мф. 14 132 . Изъяснение того же слова находим у Григория Великого ( Ин. 19:30 ; Пс. 103:4 ) 133 , Свят. Иринея ( 1Сол. 5:23 ) 134 , Макария Великого ( 1Кор. 6:17 ) 135 , у Ефрема Сирина 136 , Исаака Сирина 137 , Иоанна Кассиана 138 и др. Все их рассуждения в этом случае сводятся к мысли, что хотя слово «дух» и встречается в Писании на ряду с душою и телом, как третья составная часть природы человека, но на самом деле состав человека двойственный. Многие святые отцы церкви обстоятельно раскрывали отношение и связь между душою и телом при разъяснении часто встречающегося в Писании слова «плоть», причем особенно подробно останавливался над этим понятием св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

ищущее Бога: Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи ( Пс.26:8 ). Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих ( Пс.118:10 ); уповающее на Бога: Господь крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею ( Пс.27:7 ); твердое: Не убоится худой молвы; сердце его твердо, уповая на Господа ( Пс.111:7 ); соблюдающее заповеди и закон Божий: В день сей Господь, Бог твой, завещевает тебе исполнять [все] постановления сии и законы: соблюдай и исполняй их от всего сердца твоего и от всей души твоей ( Втор.26:16 ); непорочное: Буду размышлять о пути непорочном: когда Ты придешь ко мне, буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего ( Пс.100:2 ); хвалящее и прославляющее Бога: Буду восхвалять Тебя, Господи, Боже мой, всем сердцем моим и славить имя Твое вечно ( Пс.85:12 ). Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, сларословем и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу ( Кол.3:16 ); исполненное законом Божиим: В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою ( Пс.118:11 ); молящееся: Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему ( Пс.118:58 ). Взываю всем сердцем [моим]: услышь меня, Господи; и сохраню уставы Твои ( Пс.118:145 ). мудрое: Мудрость почиет в сердце разумного и среди глупых дает знать о себе ( Притч.14:33 ). Сын мой! если сердце твое будет мудро, то порадуется и мое сердце ( Притч.23:15 ); без страха: Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться ( Пс.26:3 ); без гордости: Господи! не надмевалось сердце мое, и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое ( Пс.130:1 ); радующееся в Господе: О Нем веселится сердце наше, ибо на святое имя Его мы уповали ( Пс.32:21 ); боящееся Бога: Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей ( Втор.10:12 ). Только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего; ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами ( 1Цар.12:24 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Отличался деспотическим характером, имел склонность к роскоши, часто устраивал пиршества. По выражению Н. С. Лескова , «мог бы постоять за дело веры, но, к сожалению, не оно его занимало» (Святительские тени//ИВ. 1881. Июнь. С. 424). Соч.: Слово на новый 1743 г. М., 1744; Надгробное слово при погребении П. К. Хлебникова. СПб., 1744; Указ Варлаама (Скамницкого) духовной консистории об определении казначея архиерейского дома и 2 прошения 1743 и 1746 гг. на его имя//Тр. Вятской учен. арх. комис. 1905 г. Вятка, 1905. Вып. 3. Арх.: РГИА. Ф. 796. Инв. оп. 18, 42, 90, 201. Ист.: ОДДС. Т. 11. 1903. 59; Т. 12. 1902. 232; Т. 14. 1910. 192, 347, 440; Т. 15. 1907. 10, 161, 322, 347, 425; Т. 16. 1906. 24, 33, 114, 120, 129, 130, 135, 141, 234, 246, 255, 321; Т. 19. 1913. 32, 36, 67, 72; Т. 20. 1908. 55, 208, 279, 303; Т. 21. 1913. 1, 169, 328, 615, 622, 628, 659, 702; Т. 22. 1914. 31, 233, 272, 505, 535, 584, 805, 809, 855, 868, 904, 1168. Прил. III; Т. 23. 1911. 26, 76, 135, 151, 331, 378; Т. 26. 1907. 134, 180, 185, 356; Т. 27. 170; Т. 28. 1916. 18, 50, 78; Т. 29. 1913. 68; Т. 31. 1909. 41, 118, 152, 253, 265, 277; Т. 32. 1915. 13, 58; Т. 34. 1912. 115, 161, 350, 408, 413, 424; Т. 39. 1910. 13, 17, 24, 104, 116, 154. Лит.: Платон (Любарский). Иерархии. С. 55; Ардашев В. Летопись 700-летнего существования г. Устюга Великаго//Вологодские ГВ. 1857. 48. С. 352; Суворов Н. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии//Вологодские ЕВ. Приб. 1869. 14. С. 600-603; Иконников В. С. Арсений (Мацеевич)//РС. 1879. Апр. С. 752; Лесков Н. С. Святительские тени//ИВ. 1881. Май. С. 60-61, 66; Июнь. С. 424; Суворов Н. Дела давно минувших дней//Вологодские ЕВ. Приб. 1886. 23. С. 355-363; Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903. С. 14-15; Рудаков В. Рецензия на издание указа Варлаама (Скамницкого)//ИВ. 1906. Янв. С. 325; Потоцкий П. , прот. Заботы рус. пастырей церкви о развитии просвещения и проповедничества среди белого духовенства в эпоху имп. Екатерины II//ПС. 1909. Июль-Авг. С. 211.

http://pravenc.ru/text/154209.html

Молитва – это доверительный разговор между Богом и Его заветным народом: Божья позиция выражается в милости, ожидании послушания со стороны народа, а позиция Его народа – в уповании, напоминании о Его обетованиях. Воплощением правильных отношений с Богом служат Моисей и Самуил: они «взывали к Господу, и Он внимал им. В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им» ( Пс.98:6–7 ). Показанная в Библии молитвенная жизнь не требует каких-то технических навыков, доступных немногим изучившим систему символов и заклинаний, она открыта всем благодаря отношениям Бога со Своим избранным народом. Основанный на общении базис библейских молитв показал Моисей в своем призыве к молитве:«Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» ( Втор.4:7 ). Доступность и притягательность молитвы выражены в словах Давида: «Сей нищий воззвал, – и Господь услышал и спас его от всех бед его» ( Пс.33:7 ). Молитва в жизненных испытаниях . Бог близок к нам в любой момент жизни. Поэтому для молитвы открыты все сферы. Молиться можно в беде ( Пс.17:7 ), во время болезни ( Пс.29:3 ), когда возникает нужда в водительстве ( Пс.118:18 ), при раскаянии в грехе ( Пс.29:9–10 ), при непонимании Божьих путей ( Пс.21:2 ) или когда охватывает ложное чувство удаленности от Него ( Пс.32:13 ). Молитва символизируется словом взыскать, характеризующим ее как поиск мудрости и жизни ( Пс.118 ). Псалтирь полностью состоит из молитв, отражающих широкий круг эмоций, которые люди испытывают на своем жизненном пути. Другие образы молитвы . Близость к Богу . Молитва – это личная встреча с Богом, подобная обретению покоя на коленях у матери ( Пс.130:2 ). Пророк обещает, что в молитве Бог «будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» ( Соф.3:17 ). Средство служения . Молящиеся в Ветхом и Новом Заветах сознавали, что одна из главных целей молитвы заключается в обретении силы для помощи другим людям. Авраам, Моисей, Иисус Навин и Даниил молились за израильский народ, то же самое делали все пророки. Апостолы призывали церкви молиться за свое служение ( Рим.15:30–31 ; Кол.4:3 ; Евр.13:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

· огонь, молот, который разбивает: Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? ( Иер.23:29 ) · меч обоюдоострый: Слово Божие живо и действенно, и острие всякого меча обоюдоостро: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр.4:12 ). Слово Божие пребывает вечно: Навеки, Господи, слово Твое утверждено на небесах ( Пс.118:89 ). Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно ( Ис.40:8 ). Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет ( Лк.16:17 ); слова Христовы не прейдут: Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут ( Мф.25:35 ). Слово Божие действует с силою на тех, которые веруют: Я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и еллину ( Рим.1:16 ). Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия ( 1Кор.1:18 ); могущественно для обращения других: и слово Божие росло, и число учеников весьма умножилось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере ( Деян.6:7 ). Слово же Божие росло и распространялось ( Деян.12:24 ). Слово Божие имеет целью · просветить ум: Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых ( Пс.118:130 ); · научить: А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из писаний сохраняли надежду ( Рим.15:4 ). Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( 2Тим.3:16 ); · умудрить: Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых ( Пс.18:8 ). Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в Христа Иисуса ( 2Тим.3:15 ); · произвести веру: Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его ( Ин.20:31 ). Язычники, слыша это, радовались; и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предоставлены к вечной жизни ( Деян.13:48 ). Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим.10:17 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– «Нищих его насыщу хлебом», – урожаи пшеницы и ячменя будут так обильны, что бедняки, не имеющие своих посевов, будут собирать себе хлеб в достаточном количестве на нивах богачей, оставшийся после их жнецов (– что было в обыкновении, как это видно из распоряжения Вооза своим жнецам – позволить бедной Руфи собирать колосья на его богатой ниве в окрестностях Вифлеема). – Священников его облеку во спасение, – дарую милость, именно – прощение грехов самим священникам и всем, за кого они будут ходатайствовать в своих молитвах, принося жертвы, особенно – чрез первосвященника: и как одежды защищают тело, так эти молитвы священников будут спасать души их и всех, ищущих чрез них спасения. – И преподобные или благочестивые люди радостью возрадуются, ибо будут век и всегда получать прощение грехов, по милости Божией и при посредстве священников, здесь – во храме, от обитающего в нем Господа Бога. 17–18. Тамо возращу рог Давидови, уготовах светильник помазанному Моему. Враги его облеку студом, на нем же процветет святыня Моя. Высшее благословение свое Господь дарует самому царю Сиона, Давиду и всем его преемникам, кои пребудут верны навету с Богом (ст. 11–12). – Тамо – на Сионе Я возращу рог Давиду, говорит Господь: рог Давида, это образ могущества его царской власти, которое и обещает Господь возрастить или возвеличить победами его над врагами. – Уготовах светильник помазанному Моему, т. е. царю Давиду Я дам в руководство Свой Закон, как бы поставлю ему светильник, при свете; которого он будет видеть все опасности, своевременно их устранять и удобно и правильно разрешать всякие государственные дела, а потому и будет вполне благополучен ( Пс.118:1,45,105,130,133,165,175 ). – Враги его облеку студом, – враги царя Давида, как помазанника Божия, облекутся стыдом, т. е. при своих нападениях потерпят полное поражение и лица их покроются краской стыда, и сами они или оденутся в позорный одежды пленников или даже закованы будут в цепи, как жалкие рабы... На нем же процвет святыня моя – на Давиде, как царе-победителе, процветет святыня, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010