Акиндин, полемизируя с Варлаамом, называл божественный свет нетварным, а полемизируя с Паламой, — тварным. При этом он пояснял, что таинственным и нетварным был только Фаворский свет, виденный тремя апостолами, а всякий иной свет — пусть и являющийся созерцателям — отличен от него и есть тварный. См.: Επστολ προς Αθανσιον Κυζκου, 8, Π. Χρστου, σ. 418–419 ( прим. изд.). 106 См.: Συνοδικς Τμος A, PG 151, 691D–692A. 107 Там же, PG 151, 692А. 108 Там же, PG 151, 691D. 109 Там же, 3, PG 151, 680В. 110 Там же, 51, PG 151, 691С. 111 Там же, 52, PG 151, 691D–692A. 112 1 Тим. 3:15. 113 Мф. 16:18. 114 Варух. 4:2. 115 Мал. 4:2. 116 Мф. 13:9, 43; Мк. 4:9, 23. 117 2 Ин. 10:11. 118 Еф. 5:11. 119 Рим. 3:23. 120 Откр. 3:15–16. 121 Иак. 4:7. 122 Цитата не идентифицируется. 123 Цитата не идентифицируется. 124 Числ. 1:3; 3:15; 4:23, 27, 29, 32; Сирах. 7:24. 125 Имеется в виду трактат «О божественном соединении и разделении». 126 О понимании термина «разделение» применительно к Богу см. прим. 1 к вышеуказанному трактату. 127 Ин. 10:30. 128 Ин. 14: 28. 129 Евр. 10: 29. 130 Ис. 10:1–3. 131 с. 93:1. 132 Григорий Богослов, Письмо 101, PG 37,181 AB. 133 Ср.: Минея, 6 августа, стихира самогласна, глас 5 на Полиелее утрени 134 Преображения Господня: «Божества Твоего, Спасе, малу зарю обнажив совосшедшим с Тобою на гору». 135 Мф. 25: 31. 136 Палама говорит здесь о третьей «Триаде в защиту священнобезмолвствующих». 137 Иер. 23:18. В славянской Библии «ν ποστματι» переводится как «в совете», следуя Вульгате, где эти слова переведены как «in consilio», но словарь Lampe дает следующее значение: «πστημα=πστασις in sense of substance», что более соответствует настоящему контексту. 138 Григорий Богослов, Слово 28,19, PG 36, 52В. 139 Ис. 28:15. 140 Пс. 139:3 141 Дан. 13:42. 142 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 5,1, с. 402. 143 Мф. 13:43. 144 Григорий Богослов, Слово 40, 6, PG 36, 365В. Ср. также: тропарь 9 песни канона на утрени Преображения: «да вышний Бог явишися, стоя посреде богов апостол на Фаворе» (Минея 6 августа). 145

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Для всех монахов Богородица – Мать и Наставница, Покровительница, Приснодева и всех скорбящих Радосте, а для монахов Святой Горы Она и более того. По вере отцов Горы Афон Она и не может быть иной, ибо дала св. Петру Афонскому обещание обо всей Горе, о насельниках ее Они считают Ее настолько же своей, насколько дети считают своей мать и хозяйку дома. Потому на все праздники Божией Матери служатся всенощные, а праздник Успения отмечается особенной торжественностью и радостью–настолько, словно это вторая Пасха. Души поют от радости, ангелоподобные подвижники Афона ликуют и, как сладкоголосые соловьи, воспевают величие Пречистой Девы и Ее Сладчайшего Сына. «Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы» (Пс.118:130) «Блажени кротции, яко тии наследят землю» (Мф.5:5) В духовном облике отца Филарета его главной чертой, давшей ему первозданную красоту, была милость. Он был кротким, бесхитростным, не помнящим зла, он никогда не сердился; душа его была милосердной, долготерпеливой и жалостливой, истинным храмом Божиим. Ибо где есть мир и мягкость, и смирение, там Бог. Благословенный Старец был живым примером кротости и потому был столь богат мудростью и благодатью. «Ни одна из добродетелей, – говорит авва Евагрий, – не дает столько мудрости, как кротость». Почти необразованный, отец Филарет благодаря своей евангельской богоподобной добродетели кротости обрел такую мудрость, что многие знавшие его говорили, что казалось, будто Дух Святой, а не он сам говорил устами его. Он говорил просто, без всяких изысков, но мудро. У многих святых была такая Богом внушенная мудрость и Богом данная благодать, полученная по великому смирению. Назовем здесь имена Моисея, Давида и аввы Бена, кротостью которого, по слову Палладия, были укрощаемы даже дикие звери: «Один из старцев, которого и мы видели, по имени Бен, превосходил своей кротостью всех людей. Бывшие с ним братья уверяли, что ни клятва, ни ложь никогда не сходили с уст его, и ни один человек никогда не видал его во гневе. Он не произносил ни одного лишнего или праздного слова. Вся жизнь его проходила в глубоком безмолвна Нрава он был тихого, во всем уподобляясь ангелам: в бесконечном смирении он считал себя ничтожеством. Уступая нашим усердным просьбам преподать нам слово назидания, сказал нам несколько слов о кротости.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

итак, духовные братия, при столь радостных для нас заявлениях с вашей стороны, на будущей беседе мы согласны, по вашей просьбе, заняться с вами об иконопочитании, и сколько ни найдется у вас о том вопросов, на все их мы будем вам отвечать так же, как отвечали о храме Божьем от Слова Божия. В настоящую же беседу покорнейше просим вас, с христианской и братской любовью, выслушать от нас объяснение, на каком основании с самого начала бесед мы не стали вам доказывать об иконопочитании, но держались более сущности храма, доказывая его святость, устройство и т. п. Христ. Первая и самая важная причина тому была следующая. При первоначальных наших беседах с вами мы узнали от вас, что вы совершенно безразлично понимаете и судите о наших святынях, ибо, как священные образа вы не отличаете от идолов языческих, так и храм Божий вы не отличали от храмов языческих, равным образом и жилище Божие от жилищ бесовских; на сем основании и чтителей храма Божия вы не отличали от чтителей языческих капищ. Такое безразличное понимание как о святилище Божьем, так и о языческих мерзостях крайне удивляло нас вследствие вашей слепоты, и посему мы решились, при помощи Божией, уяснить вам прежде о храме Божьем, который так резко отличается от храмов идольских, как свет от тьмы, или как Христос от Велиара, и потому также чтители храма Божия, верущие отличаются от неверных язычников, по слову Апостола ( 2Кор.6:14–16 ). Теперь же, когда вы от наших духовных бесед просветились благодатью Божией душевными очами, по слову Пророка: «явление словес твоих просвещает и вразумляет младенцы» ( Пс.118:130 ), и когда вы стали отличать храм Божий от храмов языческих, и место жилища Божия от жилищ бесовских, то теперь мы можем при помощи Божией приступить к объяснению внутреннего устройства храма, его святыни и почитания святых образов. Итак, братия, если вы весь храм не могли отличать от храмов языческих, то как можно было уяснить вам о внутренней его святыне, ибо можно ли судить о месте престола царского, если вы еще незнакомы с домом его и дом царя не можете отличить от простых домов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Мудрый Филарет († 1867), митрополит Московский, стоял за необходимость перевода, а милостивый Филарет († 1857), митрополит Киевский, явился прямым противником перевода. Каждый из них имел в пользу своего мнения достаточные основания – в последовавшее за тем время перевод, как известно, исполнен был. Согласно чаяниям московского святителя, он содействовал успехам просвещения. Однако сбылись опасения и киевского святителя, так как на почве пользования новым русским переводом Библии развились и окрепли новые виды рационалистического сектантства, каковы штундизм и пашковщина. Между тем оба эти святителя справедливо почитались и почитаются как мужи высокого духа и великие предстоятели пред Богом. Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых ( Пс.118:130 ). Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис.55:9 ). Глава 9. Русские святые из мирян 134 Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. ( 1Тим.2:34 ). Среди гор и лесов юго-западного края, поближе к Червонной Руси, есть прекрасный живописный уголок. Это – Почаевская Успенская лавра, которая, подобно Успенской Киевской лавре, всегда в древности, как и ныне, служила ярким выражением и твердым оплотом для наших родных православно-русских начал. Здесь на вершине горы высится великолепный соборный храм, а внутри горы находится пещера с мощами преподобного Иова Железо. С горы внутрь этой пещеры ведет длинная галерея, со стен которой ныне глядят священные лики всех прославленных Господом угодников и угодниц Божиих нашей отечественной Церкви. Здесь в точном историческом порядке, в таблицах по векам, можно видеть лики всех русских святых. С благоговейным вниманием рассматривая эти священно-исторические таблицы, мы видим до четырех с половиной сотен священных ликов. Все эти лица, которые всю жизнь свою стремились к горнему Иерусалиму и, по ясному удостоверению знамений Божиих, вошли в покой Божий, обрели праведность и мир, и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Надо отметить, что вопрос о причастности Руси к апостольской проповеди живо волновал образованных русских людей в течение первого столетия после крещения (и в этом, заметим, позволительно было бы усматривать одно из оснований для хронологического приурочения прото – «Слова»). Потребность самоопределения молодой христианизировавшейся державы подталкивала древнерусских книжников и, вероятно, политиков к размышлениям в этом направлении. Разумеется, богословски и историософски положение народа без «собственного» апостола не заключало в себе никакой ущербности, и многие это прекрасно понимали. Завершая рассказ о погублении в Киеве язычниками варягов – мучеников в статье 6491 (983) г., летописец рассуждает: «И диявол радовашеся сему, не веды, яко близ погибель хотяше быти ему. Тако бо и преже тъщащеся погубити род христианский, не прогоним бяше крестом честным в иных странах; зде же мьняшеся оканьныи, яко зде ми есть жилище, зде бо не суть учили апостоли, ни пророци прорекли; не веды пророка глаголюща: и нареку не люди моя люди моя ( Ос. 2, 23 . – А. Н.); о апостолах же рече: во всю землю изидоша вещания их. И в конец вселеныя глаголи их ( Пс. 18, 5 . – А. Н.). Аще бо и телом апостоли не суть зде были, но учения их акы трубы гласят во вселенеи в церквах, имже учением побежаем противнаго врага...» (НПЛ. С. 131; ПСРЛ 1. Стб. 83; 2. Стб. 70). И тем не менее потребность в «своем» святом, «своем» апостоле ощущалась весьма остро. Так, мысль о подвиге крестителя Руси св. князя Владимира как именно равноапостольном возникла рано; она отчетливо представлена уже в «Похвале Владимиру» митрополита Илариона – памятнике эпохи Ярослава Мудрого: «Подобниче великого Константина, равноумне, равнох(рист)олюбче» (Молдован 1984. С. 96). То же уподобление Владимира св. равноапостольному царю Константину Великому налицо и в ранних слоях летописания: «Се есть новый Костантин великого Рима, иже крестився сам, и люди своя крести: тако и се сотвори подобно ему... Сего бо в память держат Русстии людие, поминающе святое крещение, и прославляют Бога... поюще Господеви, новии людие, просвещении Святым Духом» (НПЛ. С. 16; ПСРЛ 1. Стб. 130–131; 2. Стб. 115, 117–118). Присутствующее и у Илариона определение новокрещеной Руси как «новых людей» еще более укрепляет в уверенности, что соответствующие летописные контексты относятся к числу древнейших в начальном летописании.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 11. Кн. 1. 117 Святитель Иоанн Златоуст. Слово 23, О милостыни и страннолюбии, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 12. Кн. 2. 118 Святитель Василий Великий. Беседа 7, К обогащающимся, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Василия, архиепископа Кесари Каппадокийской. Ч. 1. М., 1945. С. 108. 119 Святитель Иоанн Златоуст. Огласительные слова 2.4, цит. по изд.: Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. СПб., 1895–1906. Т. 2. Кн. 1. 120 Святитель Григорий Богослов. О смиренномудрии, целомудрии и воздержании, цит. по изд.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: В 6ти томах. М., 1889. Т. 5. 121 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.9 122 Там же 1.3.5, 1.3.18. 123 Там же 1.3.17–18. 124 Там же 1.3.34, 42. 125 Григорий Палама. Слово на житие прп. Петра Афонского 18. 126 Святитель Григорий Палама. О Божественных энергиях и их причаствуемости 37, 39:. 127 Святитель Григорий Палама. Письмо к Иоанну Гавре: 344–345. 128 Святитель Григорий Палама. О Божественной и обоживающей причаствуемости 151. 129 Преподобный Максим Исповедник. Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божиего 49, цит. по изд.: Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Вопросоответы к Фалассию. Часть 1. Вопросы I–LV. Перевод и комментарии С. Л. Епифановича и А. И. Сидорова. М., 1994. С. 253. 130 См.: Мф.17:2 ; Мк.9:2 . 131 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.10. 132 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.33. 133 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.5, цит. по изд.: Св. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. М., 2003. С. 63. 134 Святитель Григорий Палама. Триады 1.1.23, цит. по изд.: Там же, с. 37–38. 135 То есть Иисуса Христа. 136 Святитель Григорий Палама. Триады 1.3.5, цит. по изд.: Там же, с. 63–64. 137 Пс.89:17 . 138 Святитель Григорий Палама.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

Условия добродетели как стремления к святости или попечения о добрых делах. Сие стремление к святости, или расположение исполнять закон Божественный должно быть а) непрерывное или постоянное. Никтоже возложь руку на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии ( Лук.9:62 ), говорит Господь. Следовательно, переменчивость в образе доброй жизни, возвращение к прежним дурным привычкам и поступкам при совершении некоторых добрых дел – противны истинной добродетели. Равным образом скоропреходящее усердие к исполнению того или другого дела благочестия, или и самое исполнение усердное, но одновременное, совершаемое под преобладанием злых наклонностей и пороков, не могут усвоить христианину права на название добродетельного. (О непостоянстве в добродетели читай притчу о сеятеле; снеси с сказанием подвиж. св. и блаж. отцов 26:63). б) Всегда возрастающее. Этого требует а) свойство закона Божия: заповедь Господня широка зело ( Пс.118:27 ); b) высота образца святости, к которому все мы должны восходить ( Мф.5:4 ); с) самое свойство духа нашего, по которому мы непременно должны идти вперёд к своему усовершенствованию, иначе будем идти назад, уклоняясь от цели своего назначения. Апостол говорит о себе: задняя убо забывая, в передняя же простираяся, со усердием гоню к почести вышняго звания божия о Христе Иисусе ( Флп.3:14 ); d) Наконец и само свойство добродетели таково, что чем более мы упражняемся в ней, тем более чувствуем потребности упражнения в ней: «праведный ядый насыщает душу свою» ( Притч.13:26 ). –30 – в) Простирающееся на все заповеди Божии. Все они выражают одну и ту же волю Божию; следовательно, нарушающий одну какую-либо заповедь, нарушает весь закон: «иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен» ( Иак.2:10 ). Посему те не имеют духа истинной добродетели, кои, например, избегают грехов тяжких, а не чуждаются лёгких. Неправедный в мале и во мнозе неправеден есть ( Лук.16:10 ). Примеч . Смотри сказ. о жизни св. и блаженных отцов 258, 130 там же 14:35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пс.118:126 .   Время Господу действовать: закон Твой разорили. «Время сотворити Господеви: разориша закон Твой». Бог, распоряжающий все весом и мерою, весьма долго терпит грехи человеческие; но когда видит, что при долготерпении возрастает лукавство, тогда налагает наказание. Посему и здесь Пророк говорит следующее: время, Владыко, востать на помощь обиженным; потому что враги совершенно попрали закон Твой. Пс.118:127 .   А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого. «Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия». Они пренебрегли закон Твой, а я почитаю заповеди Твои более достолюбезными, нежели золото и драгоценные камни; потому что топаз принадлежит к числу дорогих камней; а им одним Пророк обозначил и все. Вероятно же, что в то время топаз предпочитался другим камням. Пс.118:128 .   Все повеления Твои – все признаю? справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. «Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех». Ибо любовь производит усердие, а усердие внушило идти путем правым, и возненавидело стезю неправды. Пс.118:129 .   Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя. «Дивна свидения Твоя: сего ради испыта я душа моя». Пророк показал, что не напрасно возлюбил их. Ибо говорит, что они досточудны, достаточны к тому, чтобы привлечь и возбудить к любви, способных усмотреть сие. Из чего же дознал ты доброту их? Пс.118:130 .   Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых. «Явление словес Твоих просвещает и вразумляет младенцы». Твоим озаряемый светом, говорит Пророк, приобрел я ведение сие, и всех, кто одержим неведением и подобен младенцам, закон Твой исполняет разумения. Пс.118:131 .   Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду. «Уста моя отверзох, и привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах». «Устами» называет здесь Пророк сердечное усердие; потому что оно привлекает благодать Духа. Ибо и в другом месте говорит: «расшири уста твоя, и исполню я» ( Псал. 80, 11 ). И божественный Апостол молился: «да во отверзение уст дастся ему слово» ( Ефес. 6, 19 ). Да и сам Пророк в другом псалме сказал: «Господь даст глагол благовествующим силою многою» ( Псал. 67, 12 ). Сие изрек и здесь: «уста моя отверзох, и превлекох Дух, яко заповедей Твоих желах». Узрев, что желаю заповедей Твоих, сподобил меня благодати Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

" А я воз любил заповеди Твои более золота и топаза» ( Пс.118:127 ). Итак, те презрели закон Твой, а я Твои заповеди предпочитаю золоту и драгоценным каменьям. Топаз принадлежит к числу драгоценных камней; упоминая о нем, про­рок имел в виду, конечно, все вообще камни, а он, вероятно, в то время ценился дороже прочих. И в другом месте говорит про­рок: «закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра» ( Пс.118:72 ). Эти слова означают, что он любит заповеди больше всякого богат­ства – и вместе, и в отдельности взятого. Вот совершенство христиа­нина! Ведь и Господь говорил: «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ( Ин.15:10 ). «Посему ко всем заповедя м Твоим я направлял ся, всякий путь неправды возненавидел» ( Пс.118:128 ). Любовь производит усердие, усердие же побуждает держаться правильного пути, а путь неправды делает ненавистным. Значит, кто исполняет все заповеди, тот, во всяком случае, ненавидит неправый путь. «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак.2:10 ), – потому что Тот, Кто сказал: не убий: сказал и: не блуди; и Тот же, Кто сказал; не обижай, сказал и: не злословь; и кто сказал: не лги, тот же сказал и: не клянись. «Дивны откровения Твои, посе му углублялась в н их душа моя» ( Пс.118:129 ). Он показал, что не без основания любит откровения Божии: они, говорит, достойны удивления и способны увлечь и возбудить к любви тех, кто в состоянии воспринять их. И как же не удивительны они? Они наста­вляют человека в жизни совершенной и достойной, в обычаях добродетельных, в целомудрии и воздержании, в кротости и терпе­нии, в справедливости и доброте. Поэтому пророк и хвалится, что испытал их не на словах только, с легким сердцем, но как Бога мы должны любить всей душой, так должны любить и исполнять и заповеди Его. " Явление слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев» ( Пс.118:130 ). Твоим, говорит, озаряемый светом, я получил это познание; впрочем, и всем одержимым неведением и подоб­ным младенцам Твой закон дарует разум. И явление евангель­ских слов просвещает не только совершенных, но и слабых. Указывают эти слова и на другое. Господь сказал: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» ( Мф.11:25 ), разумея апо­столов, потому что в злобе они были младенцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

108–109 об. – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 111 об.–116 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 116 об.–117 об. – вопросник вельможам (В-Печ. тр.); л. 118–124 об. – поновление мужчинам; л. 124 об.–127 об. – поновление вельможам; л. 127 об.–128 об. – поновление детям; л. 129–134 – вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 134–136 – поновление женщинам. М и х. Q 49. Сборник. XII в. 4°. 247 л. Содержание: л. 211–223 об. – чин исповеди; л. 211–223 об. – поновление мирянам. Погод. 75а. Требник. Первая половина XV в. 4°. 134 л. Пергамен. Записи: л. 41 об. – «Господи, помози рабу Своему Никифору» (XV в.); л. 134 – «Помози, Господи, рабу Божию Василию» (XVI в.); л. 1 об. – «От Фед. Лопухова 1851 ноябр. 4. 100 сер ». Содержание: л. 116–124 – чин исповеди; л. 117 об.–118 – Наставление-вопросник; л. 118 об.–119 об. – поновление мирянам. Описания: Рукописные книги собрания М.П. Погодина: Каталог/Ред О.В. Творогов, В.М. Загребин Л., 1988. Вып. 1. С. 64–65; Гранстрем Е.Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей. С. 72; ПС XV, 1613; Дополнения к «Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в...... С. 46. Издание: Корогодина М.В. Исповедные тексты в Сербии и на Руси (по рукописным материалам, хранящимся на территории России)//Црквене Cmyдuje. Центра за црквене cmyдuje. Ниш, 2004. Година I. Bpoj 1. С. 134 (Наставление-вопросник) . Погод. 300. Служебник. Конволют: 1) л. 1–12 – XII в.; 2) л. 13–252 – середина XV в. 4°. 252 л. Содержание: л. 119 об.–130 – чин исповеди; л. 125–125 об. – Наставление вопросник; л. 130–133 – чин исповеди; л. 130–131 об. – поновление; л. 133–135 об. – молитвы перед причастием; л. 135 об.–138 – поновление. Описания: Рукописные книги собрания М.П. Погодина. Вып. 1. С. 211–212; ПС XV, 1537. Погод. 305. Требник. XII в. 16°. 296+ I л. Содержание: л. 2–28 – чин исповеди; л. 8 об. – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 9–11 об. – поновление; л. 11 об.–20 об. – поновление; л. 20 об.–21 – поновление; л.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010