Обратился некогда Езекия к стене [говоря: « о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. И заплакал Езекия сильно » (4 Цар. 20:3), и Господь продолжил его жизнь], не к каменной, конечно, обратился он стене, но к стене, созидаемой учением апостолов и пророков. Разумею ту стену, о которой Павел похваляясь говорил: « мудрый строитель, положил основание » (1 Кор. 3:10), — ту стену, в которую вложен краеугольный Камень. Разумею Христа, [о Котором Писание говорит: « камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла » (Пс. 117:22), — разумею стену, построенную из святых камней, о которой говорит Писание], что (в ней) « подобно камням в венце » (Зах. 9:16), — разумею ту стену, из которой создан храм Божий. Что ты делаешь, Езекия? Зачем обратился ты к стене? [Краеугольный Камень, говорит, я ищу, — Краеугольный Камень, который есть Христос] Его я ищу — Подателя жизни и Избавителя от смерти; Его ищу и к Нему прибегаю. Обратившись и вместе с тем покаявшись, он приобрел себе жизнь и отклонил приговор, произнесенный о нем Богом, и Бог прибавил ему пятнадцать лет жизни. И когда со всех сторон был окружен и осажден врагами город, явился ангел, поборающий по нем, и поразил бесчисленные полчища ассириян. Такова сила покаяния! « Пошел Ангел Господень », говорится, « и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч » (4 Цар. 19:35). А самого вождя их Сеннахирима отпустил Бог живым не по чему другому, я думаю, как только чрез то, призывая его к покаянию. Известно именно, что когда Бог увидел, что он не убедился этим и не обратился, но остается твердым и непримиримым в своей злобе, тогда руками двух его сыновей Бог предал его смерти. Когда он думал, что уже избежал насланной Богом пагубной смерти, возвратился на родину и готов был наслаждаться благами мира в безопасности, тогда два сына его, Адрамелех и Сарасар, убивают его и убегают в горы Араратские. Видишь, возлюбленный, что принесло Езекии его исповедание, и какое зло причинила Сеннахириму его косность во грехе? Хочешь, я укажу тебе и другой путь покаяния и дверь исповедания? Подражай покаянию язычников: я разумею именно ниневитян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Когда человек устанет от забот, он может отдохнуть только в молитве. 47. «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.» (Ин. 6:63). Беспрерывно стремиться к Истин е Как беспрерывно ты дышишь, Как беспрерывно бьется твое сердце, Как беспрерывно в твоих жилах течет кровь, Так же беспрерывно ты должен стремиться к Истине, пока живешь. 48. «…Мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов…» (Еф. 2:3). Человек и птицы Человек сидел у себя в саду на скамье и читал книгу. Прилетела красивая птица и села на ветку. Человек залюбовался ею. Прилетела еще одна, такая же прекрасная. Прилетела третья птица, точно такая же как и две предыдущих, и опустилась на ветку рядом с ними. Человек восторженно любовался этим зрелищем. Но тут целая стая этих птиц, кружившая неподалеку, заметив трех, сидевших на дереве, подлетела к ним и, громко крича и ссорясь, стала рассаживаться на дереве. Человек поморщился, вздохнул, захлопнул книгу и ушел в дом. 49. «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня.» (Пс.117:18). Если ты будешь во сне ждать Если ты будешь искать самого себя на географической карте, то никогда не найдешь. Если ты будешь просить своих знакомых показать тебе, кто из них – ты, они поднимут тебя насмех. Если ты будешь пытаться открыть свой дом чужими ключами, это тебе никогда не удастся. Если ты будешь во сне ждать, что тебя разбудят люди, которые тебе снятся, ты никогда не проснешься вовремя. 50. «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.» (Галл. 5:24). Если ты захочешь оглянуться назад Этот мир живет так, что: Если ты захочешь сорвать травинку – оставишь свою руку, Если ты захочешь сойти с тропы – оставишь свою ногу, Если ты захочешь поглядеть вверх – потеряешь свою голову, Если ты захочешь оглянуться назад – потеряешь свое сердце. Комментарии Всего комментариев: 2 2012/02/23, 22:55:02 Спаси Господи за науку.Есть над чем задуматься. Лариса 2011/05/03, 14:35:23 Спаси Господи вас за такие кладези мудрости!!!!!!!! Слава Богу за всё!!! низкий вам поклон Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления Закончена публикация писем Сергия Веснина, это, без сомнения, лучшее описание Святой Горы Афон .

http://isihazm.ru/?id=132

Мф.5:23–24 и Мф.6:14–15 . Чтобы вера была тверда и молитва действенна необходимо прощать согрешения ближних против нас. 33-й ст. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус, отвечая, сказал им: и Я не скажу вам, коею властью сие творю делаю. См. Мф.21:23–27 . Глава XII. Притча о делателях в винограднике (1–12). О дани Кесарю (13–17). О воскресении мертвых (18–27). О большей заповеди в законе (28–34). Чей сын Христос (35–37). Речь против книжников (38–40). Две лепты бедной вдовы (41–44). 1-й ст. И начал говорить им притчами: виноградник насадил человек и обнес оградою, и ископал точило, и построил башню и предав его виноградарям, отшел. По сказанию Евангелиста Матфея Иисус Христос в это время произнес три притчи, из которых Евангелист Марк приводит только одну, именно о делателях в винограднике, которая изобличала недостоинство вождей народа Еврейского. См. Мф.21:27–32 . 2-й ст. И послал в свое время к делателям раба, принять от виноградарей плодов от виноградника; «В свое время» т. е. когда настало время собирания плодов. 3–9 ст. они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого раба; и тому камнями разбили голову, и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других, кого били: кого убивали. Имея же еще одного сына, любезного своего, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его; и наше будет наследие. И, взяв его, убили, и извергли вон из виноградника. Что же сотворит хозяин виноградника? Придет и погубит виноградарей и отдаст виноградник другим. Слова: «придет и предаст смерти,...» по Еванг. Матфею были сказаны слушателями, а по Еванг. Марку Самим Господом. Можно предполагать, что слова эти были сказаны сначала слушателями, а затем повторены и Господом. 10–17 ст. Или не читали вы сего Писания: камень тот, что отвергли строители, стал во главу угла; от Господа сталось сие и дивно в очах наших ( Пс.117:22–23 )? И искали схватить Его, но боялись народа: ибо уразумели, что об них сказал ту притчу. И, оставив Его, ушли. И послали к Нему некиих из фарисеев и продиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, пришедши, говорят Ему: Учитель! знаем, что истинен Ты и не радишь ни о ком же, ибо не смотришь на лице человеков, но воистину пути Божию учишь. Достойно ли давать подать кесарю, или нет? Давать ли нам, или не давать? Он же, ведая их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? Принесите Мне пенязь, увидеть Его. Они принесли; и говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. И в ответ им сказал Иисус: воздавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Ис.54:11–17 . В заключение главы дается поэтическое, трогательно-прекрасное описание особых Божественных забот об Его верном, новозаветном Израиле. Ис.54:11 . Бедная, бросаемая бурею, безутешная! Вот, Я по­ложу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров; «Бедная, бросаемая бурею, безутешная!» С такими словами пророк обращается к новозаветной иудейской церкви, и посредством их – ко всему духовному Сиону. Сколько в них поэтической нежности, трогательной заботливости и искренней теплоты чувства! И как сильно и хорошо такими немногими словами охвачены все превратности внешней и внутренней судьбы Израиля, начиная с постепенной внутренней нормы его нравственно-религиозной жизни и кончая потерей его политической самостоятельности, заставлявшей его постоянно переходить из одних рук в другие. Ис.54:12 . и сделаю окна твои из рубинов и ворота твои – из жемчужин, и всю ограду твою – из драгоцен­ных камней. «Я положу камни твои на рубине ... ворота твои из жемчужин и всю ограду твою из драгоценных камней.» В противоположность крайней неустойчивости ветхозаветной иудейской церкви, новозаветная христианская (во главе с уверовавшими иудеями) будет поставлена особенно твердо и прочно: в основание ее лягут рубины и сапфиры, воротами ее будут служить жемчужины, а ограда будет сделана сплошь из драгоценных камней. Все это свидетельствует, с одной стороны, о крайней прочности и устойчивости церковного здания, а с другой – о богатстве и роскоши ее внешнего убранства. По-видимому, этот же самый образ, под видом «горнего Сиона или небесного Иерусалима» подробно раскрыт и в Апокалипсисе ( Откр.21:10–27 ), а в несколько измененной форме также и у пророка Иезекииля ( Иез.40–48 гл.). Ближайший, исторический смысл этого образа тот, что хотя новозаветная церковь тоже не обойдется без сильных потрясений и бурь, но они ей не страшны, подобно тому, как ярость морских волн бессильна против твердой гранитной скалы, или как внешняя осада не опасна для хорошо и сильно укрепленного города. В иносказательном пророческом смысле, по толкованию святых отцов – под краеугольным камнем, лежащим в основании здания Церкви, должно разуметь Христа (ср. Ис.28:16 ; Ам.7:8 ; Зах.3:8, 9 ; Пс.117:22 ; Мф.21:42 ; Лк.20:17–18 ; Деян.4:11 ; 1Пет.2:4–8 ); а под другими драгоценными камнями, сосредотачивающимися вокруг Него – Его апостолов и учеников, а также и всех их достойных преемников ( Мф.16:18 ; и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Теперь же мы обратимся к другим новозаветным писаниям и проследим ссылки на псалмы в Деяниях и посланиях Святых Апостолов. В Деяниях мы видим многие указания на пророческое значение псалмов. Дeяh. I, 20 мы находим указание на псалмы 68, 26 и 108, 8, в которых сказано о нечестивца: «да будет двор его пуст и да не будет живущего в нем»... «достоинство его да приимет другой». На основании этих слов избран вместо сына погибели Иуды Искариотского один из пребывавших с Апостолами во времена земного жития Господа нашего Иисуса Христа учеников – Матфей, который и сопричислен к одиннадцати Апостолам. Дeяh. II, 25–28, 30 . В речи своей к народу, в великий день Пятидесятницы и сошествия на верующих Духа Святаго, Петр Апостол указывает народу на псалом 15-й ст. 8–11: «ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление»: и на псалом 131-й ст. 11: «Клялся Господь Давиду в истине и не отречется ее: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем». К этому св. Апостол добавляет, что Давид, пророчествуя, говорит о воскресении Христа и о наследовании царства Давида одним из его потомков (см. Дeяhuя II, 30–31 ). Далее (ст. 32–35 со ссылкой на пс. 109), 1) Апостол Петр указывает на слова псалма 109, которые неприложимы к самому Давиду: «ибо Давид не восшел на небеса, но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Итак, твердо знай весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом сего Иисуса, которого вы распяли». Мы здесь еще прибавим слова св. Апостола Павла 1Kop. XV, 25–27 . «Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится, смерть!». 381 Дeяh. IV, 11 . Апостол Петр, исполнясь Духа Святаго, укоряет старейшин и книжников в непонимании совершившихся пред глазами их событий и вспоминает слова псалма 117-го ст. 22–23 о камне, который отвергли строители и который соделался главою угла. Мы напоминаем, что Сам Господь указывал фарисеям и книжникам на эти слова ( Mamф. XXI, 42 и парал.), и Петр только повторяет слова Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Мы», – поучает апостол, – «соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение... Но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос . Строит ли кто на сем основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет» ( 1Кор.3:9, 10–13 ) 8 . Второй Вселенский собор епископов, по окончании своих деяний, написал послание к папе Дамасу и другим епископам Римской церкви, заканчивающееся так: «Когда таким образом учение веры согласно, и христианская любовь утверждена в нас, – мы перестанем говорить слова, осужденные апостолом: «аз убо есмь Павлов, аз же Аполлосов, аз же Кифин» ( 1Кор.1:12 ); и когда все явимся Христовыми, так как Христос не разделился в нас, то по милости Божией сохраним тело Церкви неразделенным и смело предстанем пред престолом Господа». Главный деятель Третьего собора Вселенского , св. Кирилл Александрийский , в «Послании на святый Символ», помещаемом при Деяниях этого собора, пишет: «Святейшие отцы..., собравшись некогда в Никее, составили достоуважаемый вселенский символ, с коими восседал и Сам Христос, сказавший: «идеже еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ). Ибо как можно сомневаться в том, что Христос председательствовал на святом и Вселенском этом соборе? потому что здесь некоторый базис и основание твердое, несокрушимое полагалось и даже распространялось на всю вселенную, то есть это святое и безукоризненное исповедание. Если это так, то разве мог отсутствовать Христос, когда Он есть основание , по словам премудрого Павла: «основания иного никто не может положить паче лежащего, еже есть Христос Иисус» ( 1Кор.3:11 )». Блаженный Феодорит в беседе, помещаемой также в Деяниях третьего Вселенского собора , обращаясь к еретикам, последователям Нестория, говорит: «Христос, камень претыкания и соблазна для неверных, но не посрамляющий верных, камень драгоценный и основание, по слову Исаии; Христос есть камень, который отвергли зиждущие и который сделался во главу угла ( Пс.117:22 ). Христос – основание Церкви . Христос есть камень, который нерукотворенно отторгнут и обратился в великую гору и покрыл вселенную, по пророчеству Даниила ( Дан.2:35 ), за которого, с которым и силою которого мы воинствуем, и ради которого мы удалены от царствующего града, но не исключаемся из Царства Небесного; ибо имеем «вышний» град «Иерусалим, которого художник и содетель Бог», как сказал Павел ( Евр.11:10 )» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Вопрос 832. Отец мой! Много отягощают меня люди, которые скоры на обиду ближнего; противореча им, я делаюсь им врагом, не получаю ни от кого помощи, скорблю и хочу оставить свою Церковь. Ответ. Скажи мне, грех ли преступать заповедь апостольскую, или нет? Очевидно, что решительно это грех. А если грех, то знай, что апостол говорит: привязался ли еси жене? Не ищи разрешения (1 Кор. 7, 27). Ты взял себе в жену Церковь: не ищи же оставить ее, а иначе всячески подвергнешь себя искушению и будешь раскаиваться в своем поступке. Итак, все, постигающее тебя, претерпи доблественно и впоследствии получишь милость от Бога, ибо Он говорит: претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22). Противостань злу, и Господь покорит врагов твоих под ноги твои, и они, напротив, сделаются друзьями тебе; до смерти подвизайся о истине, и Господь Бог поборет по тебе (Сир. 4, 32). Не ищи усильно помощи от людей; ибо имеющий надежду на человека скоро падает. Помощь Божия сильнее помощи бесчисленного множества людей; ибо Писание говорит: Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек? (Пс. 117, 6). Итак, утверди сердце свое в Господе, мужайся, крепись, и Господь будет с тобою. 833. Прошение того же к Великому Старцу: Владыко! Я не противлюсь тому, что ты повелеваешь мне; но помолись о мне, дабы я получил помощь от Бога и был покрыт от восстающих на меня искушений. Ответ. Знаю, что я ничтожен и не имею такой молитвы, какой хочет Бог; но, впрочем, тот, кто просит кого-либо помолиться о нем, должен присоединить и свой малый труд к молитве молящегося о нем, ибо написано: много может молитва праведнаго поспешествуема (Иак. 5, 16), то есть вспомоществуемая тем, кто просил молитвы. Итак, Ангел ваш должен знать, что Бог немало покрывал и покрывает тебя молитвами святых; но внимай тому, как молится о тебе диакон, произнося слово апостольское: право правяща слово Твоея истины (2 Тим. 2, 15), и ты право прави. И не устыдись человека (сильного), не человекоугодничай ни перед кем, и получишь благодать перед Богом и людьми; также не мудрствуй по-человечески, ибо всякое дело человеческое (совершаемое не по Богу) мерзко пред Богом; и да не преогорчит никого (твоя) Церковь, но да будет она образцом всякой справедливости; и Бог будет в тебе, и ты в Боге, и Он сохранит тебя от всякого зла и от всех сетей вражиих. Господь наш Иисус Христос (да будет) со духом твоим. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

«Вывели вон из виноградника и убили» – это значит: Христос предан смерти вне города. Но, как мы говорили, что виноградником называется народ, то фарисеи, злые виноградари, умертвили Сына Владыки вне виноградника и в этом смысле, то есть помимо желания бесхитростного народа. Мф.21:40 .   Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Мф.21:41 .   Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Когда же придет? Во второе пришествие? Можно, конечно, и так понимать. Но лучше разуметь так: Господин виноградника – Бог Отец; Он послал Сына Своего, которого иудеи умертвили. Когда Он придет, то есть когда воззрит на беззаконие, совершенное начальниками, тогда «злодеев сих предаст злой смерти», пошлет на них римские войска. Виноградник же Свой отдаст иным виноградарям, то есть апостолам и христианским учителям. Можешь под виноградником разуметь и Божественное Писание: в нем ограда – буква; выкопанное точило – глубина духа; башня – возвышенное богословское учение. Сие Писание сначала было вверено злым виноградарям – фарисеям и книжникам, но потом Бог передал оное нам, усердно возделывающим его. И в этом смысле фарисеи убили Господа вне виноградника, то есть вопреки тому, что о Христе гласило Ветхозаветное Писание. Мф.21:42 .   Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла»? «Это от Господа, и есть дивно в очах наших»? ( Пс.117:22–23 ) Мф.21:43 .   Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; Мф.21:44 .   и тот, кто упадет на этот камень, разобьется; а на кого он упадет, того раздавит. Камнем называет Себя Самого, а строителями – учителей иудейских, которые отвергли Его, как непотребного, сказав: «Ты самарянин, и... бес в Тебе» ( Ин.8:48 ). Но Он, восстав из мертвых, положен во главу угла, то есть стал Главою церкви, соединяя иудеев и язычников единой верою. Как камень, положенный под угол в здании, одновременно поддерживает ту и другую стену, так и Христос соединил всех единой верою. Этот угол дивен, и от Господа, ибо церковь , содержащая и объединяющая нас верою, – Божественного происхождения; она достойна великого удивления по своему благолепному устройству. Дивен угол сей и в таком смысле, что слово Христово утверждено и засвидетельствовано чудесами, так что устройство церкви чудно. Царство Божие, то есть близость к Богу, отнято от иудеев и передано уверовавшим. Иудеи, споткнувшись о камень, то есть, соблазнившись о Христе, будут сокрушены и при втором пришествии, хотя и теперь уже раздавлены им, то есть рассеяны всюду по земле, как видим это на несчастных иудеях. Это и значит «раздавит», то есть рассеет их.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Несколько мессианских признаков, в показанном же роде, как по форме, так и по содержанию, – ещё указывается в 117 псалме. Исследование этих признаков, если не обещает привнести много существенно нового в образ Мессии по Псалтири, то может показать особенное прообразовательно-пророческое значение некоторых иных торжественных случаев из жизни Давида и их отношение к иным фактам из жизни и дела Иисуса Христа. Главным образом мессианские черты находят в следующих словах 117-го псалма: „Камень, который отвергли строители, содедался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших” (ст. 22–23). „О, Господи, спаси же! о, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне” (25–26). Но такие же, как здесь, мессианские черты могут быть находимы и в некоторых других местах 117 псалма. Некоторые экзегеты относят составление 117 псалма ко времени чудесного избавления Богом царя Езекии от Ассириян и ко времени его болезни 219 . Другие, напр.: Ориген , Иероним 220 и, в особенности, новые западные экзегеты относят его к различным случаям после плена Вавилонского, напр. когда были сказаны Неемиею слова, имеющие некоторое сходство с словами 23 ст. псалма (1, Ездр. 6:16 ) 221 . Осторожному Куртцу кажется, что в 117 псалме не находится никаких определённых указаний относительно его происхождения, тем не менее он говорит: „стихи 19 и 20 предполагают храм уже построенным; 8 и 9 указывают на странность и непостоянство персидского царя, который то позволял и защищал дело построения храма, то запрещал, а 7, 10–12 ст., очевидно, указывают на неприязнь Самарян, которые всячески старались препятствовать построению храма”. К этому сводятся почти все существующие доводы и прочих экзегетов, относящих происхождение 117 псалма ко времени после плена. Но во 1-х: 19 и 20 ст. вовсе не заставляют необходимо предполагать храм, не говорим уже храм второй. Всё, что может здесь наводить на мысль о храме, заключается в слове „врата”, но это врата города Иерусалима или Сиона, в которые могут входить только праведные (Ср. 19 и 20 ст. пс. с 23 пс. 7–10 ст. и Ис. 26:2 ), так как Сион особенно избранное Иеговой место Его обитания ( Пс. 109:2; 131:17 ; Ис. 1:27 ). Здесь весьма полезно вспомнить ещё, как Иаков назвал вратами и домом Божиим то место, где явился ему Господь ( Быт. 28:17 ), что имеет одинаковое значение и по отношению к дому Божию, упоминаемому в 26 ст. 117 псалма. Далее, на сколько неосновательно общую мысль 8 ст. прилагать к определённо-конкретному факту, – это очевидно само собою; равно так же несправедливо широкие мысли 7, 10, 11 и 12 стихов, где упоминаются многие народы, относить к одному небольшому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

225 Давид называется краеугольным камнем в Таргуме, в Талмуде, в кн. Зогар и у многих других авторов, хотя и в различных смыслах (См. Rudelbach. Zeitschr. 1855; Bohl, Mess. Ps. S. 203). В Таргуме в ст. 22 вместо камня отверженного и потом сделавшегося краеугольным, прямо называется отрок из детей Иессея, который сделался царём и, потом, к концу псалма прибавляется: (Т. III. S. 274, 118 пс.). Евреи и до ныне приписывают 117 псалом Давиду. (См. перев. псалм. Пумпянского, который по поводу слова «толкнул» (13 ст.) замечает, что певец в этом слове намекает на Голиафа). 226 Беллярмин, а затем и наш его переводчик, преосвящ. Ириней поводом к происхождению 117 псалма считают восшествие Давида на царский престол (см. Толк. преосвящ. Иринея на 117 пс. ч II, изд, 1-e). По Болю 117 псалом составлен и воспет по случаю перенесения ковчега завета из дома Аведдара Гефянина, после того как Иегова поразил Озу за прикосновение к ковчегу завета, во время его перенесения из Кариафиарима (Mess. Ps. 202–204 ). 229 Последних 3-х стихов в некоторых Еврейских текстах нет (См. Pollygl., где в Таргуме оконч. 26 ст., и в др. переводах). 230 Слова 24 ст. «славлю Тебя (Господи), что Ты услышал меня, сделался моим спасением» содержат ту же мысль об избавлении певца от различных неприятностей, как и 5:10–13, 14–16, 8 и др. стихи. 232 Josephus Fiav. Antiqv. XV, II. 3: Vitringa, De Arhitect. VIII, 2; Coquet. De 1 " Orig. des lois des arts et des sciences, sixiem. édition, T. III, S. И, Jalin, Archäol. 1 § 48 p. 215; см. Bohl, S. 217 и Bade, S. 303; Comm. Генгетенберг T. IV, S. 308. 234 Де-Ветте, напр., заявляя, что субъект псалма есть царь, или предводитель народа, которого, однако с точностью определить трудно, говорит: «кажется, можно понять из слов 22 ст., что камень есть муж, которым ранее пренебрегали как негодным, а он стал теперь главою и спасителем государства». И потом продолжает: «это относят к Давиду, но к Давиду это относится только некоторым образом. Его не отвергала нация» (Comm. Psal. in Einleit. Ps. 118. S. 484), как будто бы в 22 ст. говорится об отвержении именно нацией. Далее Де-Ветте находит, что это относится к роду Асмонеев, который стал господствующим в государстве и церкви, вместо родов Аарона и Давида (Ibid). Наконец, после превращения самим же признанного лица в род, Де-Ветте превращает род в народ, утверждая, что вовсе не необходимо, чтобы 22 ст. относился к победителю, говорящему в псалме. «По примеру Кимхи, можно разуметь здесь и народ израильский, но только после его возвращения из плена». Таким образом Де-Ветте относит 117 псалом к трём различным временам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010