Обетования за богоугодный пост: Когда ты, постясь, удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь говорить оскорбительное и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца, – тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают ( Ис.58:9–12 ). Пост лицемеров а) исполнен тщеславия: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою ( Мф.6:16 ); б) кажется для них заслугою: Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди; пощусь два раза в неделю… ( Лк.18:11–12 ); в) отвергается Богом: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души наши, а Ты не знаешь?» Вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, – день, в который томит человек душу свою и подстилает под себя рубище и пепел? ( Ис.58:3–5 ). Примеры чудных постов: Моисей пробыл у Господа [на Синае] сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил ( Исх.34:28 ). Господь Иисус поведен был духом в пустыню; там сорок дней Он ничего не ел ( Лк.4:1–2 ). Примеры общественных постов: Жители Иависа взяли кости Саула и сыновей его и погребли в Иависе и постились семь дней ( 1Цар.31:13 ; Есф.4:3,15–17 ). Иерусалимляне: Велик гнев и негодование, которое объявил Господь на народ сей [чрез Иеремию], посему объявили пост пред лицем Господа всему народу в Иерусалиме и всему народу, пришедшему в Иерусалим из городов иудейских ( Иер.36:7,9 ). Ниневитяне ( Иона.3:5–11 ). Примеры постов верующих: Давид: Колена мои изнемогли от поста и тело мое лишилось тука ( Пс.108:24 ). Ездра: Хлеба не ел и воды не пил, потому что плакал о преступлении переселенцев ( 1Езд.10:6 ). Апостолы: мы во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор.6:4–5 ). Павел: Я гораздо более был в труде и в изнурении, часто в голоде и жажде, в посте ( 2Кор.11:23,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Мартириуме (главной базилике) сразу начиналась вечерня, Эгерия отмечает то, что она совершалась по тому же чину, что и в предшествующие дни Страстной седмицы. После вечерни в часовне Воскресения (соответствует совр. кувуклии) читали Евангелие о погребении тела Христа Иосифом; следовали молитва, благословение оглашаемых и отпуст; на этом цикл служб В. п. завершался. Армянский перевод иерусалимского Лекционария сохранился в ряде рукописей, нек-рые из них отражают богослужебную практику V в. (в древнейших и важнейших рукописях арм. Лекционария - Hieros. Arm. 121, 1192 г., и Paris. Arm. 44, X в.,- отражена практика нач. и кон. V в. соответственно - см.: Renoux. Lectionnaire arménien. P. 45-49, 133-155). Согласно этим рукописям, в В. п. в Иерусалиме совершались те же службы, что описаны в «Паломничестве» Эгерии: ночное бдение, дневная служба чтений (предварявшаяся обрядом поклонения Кресту) и вечерня (Ibid. P. 269-295). В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 «остановкам» во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й «остановке» (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал ( gwbaxaj ) - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31) - 18. 1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) Совлечение одежд. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I. 58. Л. 39) На следующих «остановках» на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14.

http://pravenc.ru/text/150067.html

27-72 и Мф 26. 31-56. Затем процессия возвращалась в город и направлялась в сторону двора дома первосвященника Каиафы, где читалось Евангелие о суде над Христом и об отречении Петра (Мф 26. 57-75), после чего все шли с пением Пс 117 и 78 на Голгофу, где читали Ин 18. 2-27; наконец, с рассветом служба заканчивалась пением Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и чтением Ин 18. 28-19. 16a. К кон. V в. практика уже неск. изменилась: размеры евангельских чтений сокращены (Ин 13. 31-18. 1; Лк 22. 39-46; Мк 14. 33-42; Мф 36-56 для каждой из первых 4 «остановок» соответственно), а городская часть бдения получила иной порядок (что было связано с постройкой новых храмов в Иерусалиме в V в.), вместо двора первосвященника процессия стала отправляться с пением Пс 117 сначала на Голгофу, где читали Мф 26. 57-27. 2, затем во дворец Пилата, где читали Ин 18. 28 - 19. 16a и, наконец, снова на Голгофу, где служба заканчивалась чтением Лк 23. 24-31. Бдение по-прежнему представляло собой начинавшееся в четверг вечером и оканчивавшееся в пятницу на рассвете шествие с 7 «остановками», на каждой совершалось небольшое последование, состоявшее из псалма с припевом, 2 гимнографических циклов (ипакои), Евангелия и коленопреклонной молитвы. Бдение ( Tarchni š vili. Grand Lectionnaire. Vol. 1. N 642-664) начиналось на Елеонской горе, где до середины ночи все пребывали в молитве, а в полночь пели 1-е последование (Пс 2 (стих: Пс 2. 2), ипакои: «Со иными учениками» и «Сим образом Ты», Ин 13. 31-18. 2, молитва); 2-е последование происходило на месте Вознесения (Пс 40 (стих: Пс 40. 9), ипакои: «Давид пророчествова» и «О Иудино коварство!», Лк 22. 39-46, молитва); не вполне ясно место совершения 3-го последования (Пс 40 (с небиблейским стихом), ипакои: «Учитель вопияше» и «Иже на вечери», Мк 14. 33-42, ектения и молитва); 4-е последование (Пс 108 (с небиблейским стихом), ипакои: «Что помышляеши» и «Егда покланяхуся», Мф 26. 36-56, ектения и молитва) пелось в Гефсимании; 5-е (Пс 58. 2 (с небиблейским стихом), ипакои: «Разуме Петр» и «Каиафа име», Мф 26.

http://pravenc.ru/text/150067.html

Согласно печатным изданиям литургических книг, амвросианский оффиций состоял из следующих служб: matutinae (букв.- утреня, служба соответствует той части визант. утрени , к-рая включает шестопсалмие и кафизмы), Laudes (букв.- Хвалы, служба соответствует заключительной части визант. утрени), 1, 3, 6 и 9-го часов (лат. horae minores - малые часы), вечерни (vesperae) и повечерия (completorium). Основой служб были псалмы и библейские песни (cantica), помимо этого службы включали в себя молитвы, чтения Свящ. Писания и житий святых, песнопения. Основные певч. жанры служб оффиция А. о.- гимн, антифон и респонсорий (см. Амвросианское пение ). Среди гимнов есть творения, написанные или приписываемые свт. Амвросию, Пруденцию , еп. Венанцию Фортунату , св. папе Григорию I Великому , и множество анонимных. На matutinae пели песнь вавилонских отроков (Дан 3). Каждым будним днем двухнедельного цикла читали одну из 10 декурий (decuria), на к-рые делились Пс 1-108, каждая декурия в свою очередь состояла из 3 ноктурн (ср. Кафизма ). По воскресеньям, Господским праздникам и в пасхальный период эти псалмы заменялись песнями пророков Исаии , Анны , Ионы , в зимнее время - Аввакума (Ис 26, 1 Цар 2, Иона 2, Авв 3). На Laudes пели песнь Захарии (Лк 14; см. Benedictus ) или прор. Моисея (Втор 32), песнь Исхода (Исх 15), Пс 148-150 ( Хвалитные псалмы , лат. Laudes - отсюда название службы). Кроме того, ежедневно читался Пс 50 (по воскресеньям - 2-я часть песни вавилонских отроков из Дан 3, по субботам - Пс 117) и в зависимости от дня недели - дневной псалом (psalmus directus: Пс 112, 53, 66, 69, 113, 142, 89). На этой службе также читались «4 стиха псалма» (psalmi quattuor versus): в обычное время года их брали из Пс 5, 62, 66, 83, 87, 88, 107, в Великий пост - из Пс 98 (по субботам), из Пс 58, 62, 69 и 101 (по воскресеньям). Псалмы 50 и 148-150 являются неотъемлемой частью утрени в большинстве как вост., так и зап. литургических традиций (R. Taft). На малых часах читали разделенный на строфы Пс 118. Кроме того, в состав 1-го и 3-го часов входили Пс 50, 6-го - Пс 53, 9-го - Пс 85 (кроме Великого поста, когда использовался Пс 50).

http://pravenc.ru/text/114338.html

В первую гобалу входили псалмы 2, 3 и 4. Антифоном к ним был стих «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его» ( Пс. 2, 2 ). Во вторую – псалмы 40, 41 и 42. Антифоном к ним служил стих «Слово законопреступное возложиша на мя; Господи, Господи, не остави мене» ( Пс. 40, 9; 37, 22 ). Третью гобалу составляли псалмы 58, 59 и 60. Антифоном к ним был стих «Изми мя от враг моих, Боже, и от востаю-щих на мя избави мя» ( Пс. 58, 2 ). Четвертая гобала состояла из 78, 79 и 80-го псалмов. Антифоном к ним служил стих «И тии от руки Твоея отринове-ни быша, мы же людие Твои и овцы пажити Твоея» ( Пс. 87 , 6Ь; 78, 13). , Пятая гобала состояла из псалмов 108, 109 и 110-го с антифоном «Глаголаша на. Μ я языком льстивым, и словесы ненавистными обыдоша Мя» ( Пс. 108 , 2Ь За). По прочтении пятой молитвы епископ читал Евангелие от Иоанна. По Иерусалимскому лекционару чтение начиналось словами «Аминь, аминь глаголю вам: несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его» (13, 16), а по Парижскому – «Егда изыде, глагола Иисус: ныне просла-вися Сын Человеческий» (30–31). По обоим лекционарам евангельское чтение заканчивалось словами «И сия рек Иисус, изыде со ученики Своими на он пол потока Кедрска, идеже бе вертоград, в оньже вниде Сам и ученицы Его» (18, I) 25 . По прочтении Евангелия, а это было, по словам Этерии, «в шестом часу ночи» (разумеется восточное времяисчисление; по европейскому – полночь), все с песнопениями шли вверх «на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо» 26 . Шествие сопровождалось пением 108-го псалма, который входил в предыдущую гобалу. В данном случае его исполняли с новым антифоном – «Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся» ( Пс. 108, 4 ). За пением псалма следовало чтение Евангелия из 22-й главы от Луки: по Иерусалимскому лекционару – со слов «Приближашеся же праздник опреснок, глаголемый пасха» (1) и кончая словами «И ина многа хуля-ще глаголаху Нань» (65); по Парижскому – со слов «И изшед иде по обычаю на гору Елеонскую» (39) и кончая словами «И рече им: что спите; воставше молитеся, да не внидете в напасть» (46) 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В миру же существуют свои запахи, и свои причины их использования. Как писал свящ. Павел Флоренский : «Всякий знает, что есть запахи освежающие и целомудренные, как есть запахи и обратные, что есть благоухания духовные, тогда как другие ложатся долу. И это не в смысле только того или иного действия их на человеческий организм и даже иногда совсем не ввиду такого действия: нет, ароматам, самим им, присуща та или иная характеристика»/Флоренский. 1977, с. 207/. И далее: «Ладаном естественно кадить во храме и розовым маслом умащать иконы... Напротив, столь же неуместным и внутренне невозможным представилось бы каждение табаком»/там же, с. 207/. И подробнее о табаке: «В табаке есть, помимо всяких рассуждений, нечто непосредственно нечистое, и дым папиросы оскверняет – совершенно так же, как нечистоты, впрочем, не «так же», а гораздо глубже, существеннее... Табак – чертов ладан, по определению народному; при чертове ладане Бога-то разве вспомнишь», слышал я от одного крестьянина...»/там же/. Даже в использовании духóв с христианской точки зрения не все так просто: «Это самое тонкое средство, которое употребляет сатана для обольщения людей, возбуждая в них влечение к якобы чему-то прекрасному, а на самом деле – скотскому. И вопрос этот довольно сложен. «Невинное» желание барышни «надушиться» – о котором и говорить-то много нечего, как может кто-либо подумать, – имеет и свою длинную историю, и свои основания, по начальной природе своей, чисто догматического характера – догматического в полном, то есть богословском, смысле»/ Варнава (Беляев) еп. Т. 2. 1996, с. 108/. А именно, благовония и ароматы имеют небесное происхождение/там же, с. 108/. Поскольку жизнь истинного христианина, жизнь в Церкви должна быть отражением небесной, то, неудивительно, что в богослужении благовония употребляются повсеместно/там же, с. 113/. По этой же причине употребляются они и в христианском быту – в домашнем и церковно-общественном обиходе. Но может существовать и негативное, и безблагодатное использование запахов: «Как у Бога есть церковь святых, или церковь преподобных ( Пс. 88:6; 149:1 ), так и у диавола есть своя церковь лукавнующих ( Пс. 25:5 ), то есть мир, где он, как обезьяна, по выражению учителя первохристианской Церкви Тертуллиана , копирует все, что видит в Церкви Божией, только извращая все и во всем поступая наоборот. Истину заменяют ложью, святость – нечестием, воздержание – страстями, веру – неверием, добродетель – грехом, духовное – телесным, благовония – зловонием, и наоборот, зловоние греха прикрывает благовонием искусно приготовленных его служителями ароматов/там же, с. 119/.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

С Пришествием Христа часть народа Божьего, – иудеи были «отсечены» от Церкви (см. ст.15). «Сотрется имя их» – ср.: «Ты запретил народам, погубил нечестивого, имя их стер вовек и навсегда» ( Пс.9:6 ). «Стирать» означает физическое очищение и мистическое истребление; в конечном итоге, оно может означать забвение. О глаголе маха (стирать, вытирать) см. Пс.9:6 . Бог стирает: 1) человека и даже все человечество (в Великом Потопе); 2) имя человека и даже народа; 3) память из-под неба; 4) беззаконие и грех; предает их забвению, не вспоминает (ст. 14); 5) Иерусалим. «В потомстве (ахарит) последующем (ахер) " 524 – после земной жизни Спасителя – «сотрется имя их». Окончательно определится участь тех, кто знал, что убивают Сына: имя их сотрется из Книги жизни. Также и Иерусалим претерпел:       пришли римляне и «вытерли» Иерусалим, «как вытирают чашу, – вытерли и перевернули на лицо ее» ( 4Цар.21:13 ), так что от Храма не осталось камня на камне. Стих 13 значителен еще в одном отношении:        иудеи будут говорить, что они евреи, однако называться так они не достойны. В иудаизме родовая связь с Древним Израилем – пресеклась: иудеи были «отсечены» от народа Церкви. В поколении, следующем после земной жизни Мессии, имя тех, кто Мессию не принял, было «стерто» – они стали недостойны высокого имени «евреи» 525 . Пс.108:14             Да воспомянется вина 526 отцов его пред Господом,                         и грех матери его да не сотрется. «Воспомянется вина» – такая, которую для Господа невозможно простить. «Грех не сотрется» – такой, который для Господа невозможно простить. Сказал Господь: «Я, Я сам стираю беззакония твои ради Себя (Самого) и грехов твоих не вспомню» ( Ис.43:25 ) 527 . Распинатели и предатели в вере примкнули к той череде отцов, которая имеет духовную родословную от Каина – «да воспомянется вина отцов его пред Господом». О Каине известно, что он не примет милости от Бога, не может раскаяться. Каин – первый человек, который был проклят 528 . Но в чем не прощаемый грех матери, почему он «не сотрется»?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Тропарь 2, глас 1: Десною Твоею рукою приим ты слове, сохрани мя, соблюди, да не огнь мене опалит греховный. Русский перевод: Взяв Своей правой рукой, сохрани и соблюди меня, Слово, чтобы греховный огонь не попалил меня. Тропарь 2, глас 5: Десная Твоя рука, из мене Христе кающися, от лести всякия да сохранит. Русский перевод: Правая рука Твоя, Христе, да коснется и меня и от всякого коварства да сохранит меня. Во втором тропаре второго антифона дается новозаветная трактовка Давидова псалма. Автор утверждает, что десница Господня касается его; он просит быть огражденным ею от всякого зла: «Правая рука Твоя, Христе, да коснется и меня и от всякого коварства да сохранит меня» (5ый глас). Смирение и одновременно дерзновение возможно соединить в своих молитвах. Это то, чего не знали, не могли испытывать праведники Ветхого Завета. Тот, кто желает прикосновения правой руки Господней, хочет, чтобы Господь руководил всей его жизнью, он полностью полагается на промысл Божий. Безусловно, это верующий в Бога, имеющий надежду и любовь к Богу человек, иначе как он может предоставить свою жизнь Божественному Промыслителю? Он, по известному выражению, способен «чувствовать руку Божию». Каждый из нас всегда хочет прикосновения Божьей руки и Его помощи, Его благодати и милости в своей жизни. Когда враг рода человеческого пытается атаковать нас, когда приходит давление, всякий верующий знает, к Кому можно вознести свои молитвы, чтобы получить утешение, освобождение, спасение — таково одно из главных определений «прикосновения» руки Божией, «чтобы греховный огонь не попалил меня» (1ый глас), чтобы сохранил «от всякого коварства» (5ый глас). Почему «правая» рука? Права рука – как сила и власть Бога. Правая рука была символом силы и власти в древней культуре и фольклоре. Более того, это толкование согласуется с использованием фразы «десница Божья» («правая рука Бога») во всей Библии. Десница («правая рука») раскрывает нам вездесущность и абсолютное Божество Христа. Чаще всего подобные антропоморфизмы во множестве мы можем встретить в псалмах: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» ( Пс.15:8 ); «Его десница и святая мышца Его доставили Ему победу» ( Пс.108:31 ). Господь стоит одесную колеблющегося, отчаявшегося, бедного. Десница Бога иногда имеет особое значение Божьей силы в Спасении: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» ( Деян.5:31 ). Также много других стихов Писания говорит о деснице Бога, представляющей славу и победу, которую Бог дает Своему народу.

http://azbyka.ru/soderzhanie-stepennyh-a...

У источника стояла часовня, на стенах к-рой еще в 80-х гг. XX в. сохранялись многочисленные надписи, сделанные заключенными, к-рые возили отсюда воду. На кресте и стенах часовни оставляли сообщения для заключенных, прибывавших с др. островов, и для тех, кто отбывал на материк. Не установлено, какое количество священнослужителей побывало в заключении на Анзерском о-ве и сколько из них здесь скончалось. Сщмч. Иларион (Троицкий) называет «анзерским выходцем» сщмч. Дамаскина (Цедрика), находившегося на Анзере в 1929-1933 гг. В числе соловецких узников был и последний наместник Симонова московского мон-ря игум. Антонин (Чубаров), погибший на Анзерском о-ве в 1925 или 1926 г. В 50-80-х гг. XX в. старинные скотные дворы, пастбища и сенокосы скита использовались колхозом «Беломор». С 1976 г. постройки скита находятся в ведении Соловецкого гос. историко-архитектурного и природного музея-заповедника. В нач. 90-х гг. XX в. по инициативе наместника Соловецкого мон-ря архим. Иосифа (Братищева) и музея-заповедника в скиту были начаты реставрационно-восстановительные работы, вскоре прекращенные из-за недостатка средств; скит продолжает разрушаться, рухнула колокольня. К 2001 г. сохранился Троицкий храм, примыкающие к нему трапезные палаты, келейный корпус и деревянный Млечный корпус, входивший в комплекс построек монастырской фермы. В настоящее время церковь и келейный корпус требуют восстановления. С 2000 г. скит находится на попечении ТСЛ. Ист.: Вкладная книга Анзерского скита 1710 г.//РНБ. Солов. 2/1370; Житие и чудеса преподобного отца нашего Елеазара чудотворца, начальника Анзерского скита, собрано от многих и верных сказителей и списано вкратце//ПС. 1860. 1. С. 108-120, 237-252; Житие Елеазара Анзерского, написанное им самим/Подгот. текста и коммент. Л. А. Дмитриева//ПЛДР. XVII век. 1989. Кн. 2. С. 299-304, 622-623; Тогда на Анзерском острове: Мат-лы по истории соловецкого отшельничества/Сост. С. Морозов. М., 2000; Преподобный Елеазар, основатель Свято-Троицкого Анзерского скита/Изд.

http://pravenc.ru/text/115452.html

102 Пс.39:7. В латинском переводе читается: «aures autum perficisti mihi»; чтение несогласное ни с еврейским текстом, ни с переводом 70, по которому это место приводится в Евр.10:9. Гарвей догадывается, что в тексте латинского перевода было оказано «perforasti», что совпадает с нынешним еврейским текстом. 103 Сего изречения нет в Св. Писании; но часть его (вторая) приводится у Климента Александрийского (Paed. III, 12). Массюет полагает, что Ириней и Климент за ним заимствовали его из Сир.39:14. Гарвей догадывается, что оно взято из апокрифического Евангелия Египтян. 104 Гарвей здесь видит намек на имя Иисуса (Иегова, Иошуа. Иегова спасение). 105 У Иоанна Дамаскина, который приводить в своих «Параллелях» это место Иринея, читается: «возвещая общение и единство и исповедуя воскресение плоти», но Грабе и Гарвей почитают это прибавление неуместным. 106 Эти слова взяты из книги Гермы «Пастырь». 107 Прит.8:27—31. Цитата не вполне точна. 108 Этот текст приводится выше в 6; по мнению Гарвея, настоящее чтение, согласное с Сирским текстом Евангелия, принадлежит самому Иринею, а прежнее — переводчику или переписчику, исправившему его по Вульгате. 109 По ошибке «памяти» вместо «двух». 110 Мф.21:31. О блуднице Раав и о значении красного говорят Климент Римский в своем аутентичном послании к коринфянам (гл. 12) и подробнее Юстин в «Разговоре с Трифоном» (гл. 111). 111 Рим.9:13; Мал.1:2. О том же см. в Послании Варнавы (гл. 13), а также у Юстина в «Разговоре с Трифоном». 112 См. подобное у Юстина в «Разговоре с Трифоном» (гл. 134). 113 См. выше, III.20:4. 114 Так понимает Гарвей текст латинского перевода id quod erat inoperatun conbitionis. 115 См. выше, III.12:10. 116 Это место в лат. тексте неисправно. 117 Предполагают, что здесь под пресвитером разумеется Поликарп или кто другой. 118 Т. е. язычникам до пришествия Христа. Эти слова идут еще от вышеупомянутого пресвитера и показывают, что он был языческого, а не иудейского происхождения. 119 Мф.13:11—16 и Лк.8:10, 10:23; Ис.6:10. Слова Исаии Ириней приводит не по тексту Евангельскому, а по пророческому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3425...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010