Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, Давид в псалмах писал же про своих реальных врагов? Что мы сейчас подразумеваем, читая эти псалмы? Бесов? Или людей? 2 Ответа Здравствуйте, да, в псалмах говорится о личных врагах псалмопевца и о врагах Божьих (нераскаянных грешниках). Он ненавидел неправедных постольку поскольку объектом его ненависти была их неправедность, которая была их злом. Такая ненависть совершенна, о чем он сам говорит так: « Полною ненавистью ненавижу их » ( Пс. 138, 22 ). Святой Августин пишет: Совершенная ненависть бывает тогда, когда кто ненавидит зло и любит природу и кто, ненавидя зло, не питает ненависти к природе, т. е. человеческой, производящей зло, и наоборот, любя природу, или человека, не любит вместе с ним и зла его, но любит одну только природу и ненавидит одно только зло. Таким же образом и мы, христиане, должны любить врагов и, одновременно, ненавидеть их злые поступки. Спасибо! Почитайте толкование св. Иоанна Златоуста на 108 псалом , в котором Давид вроде бы проклинает врага и желает ему всяческих бед. Там есть развернутые ответы на все Ваши вопросы. Вот начало толкования: Здесь нам нужна великая внимательность, потому что сказанные слова, при одном их произношении и с первого взгляда, смущают многих из невнимательных. Весь этот псалом наполнен проклятиями; вся речь проникнута ими и обнаруживает в говорящем сильный и пламенный гнев, который не останавливается на самом нечестивце, но простирает наказание и на детей, и на отца, и на мать его, и не доволь­ствуется одним несчастьем, но прилагает бедствия к бед­ствиям. В самом деле, посмотри, чего просит он.  «Поставь над ним грешника,  и диавол да станет  одесную его», т.е. пусть будут обвинителями его люди порочные и коварные, и пусть он не преодолеет их. Это и значит:  «когда будет судиться он,  да выйдет осужденным». Не довольствуется и этим наказанием, но при таком осуждении просит еще, чтобы кто-нибудь другой полу­чил после него честь его:  «и достоинство его, говорит,  да приимет  другой«. Не останавливается и на этом, но заграждает для него единственную оставшуюся пристань, прося, чтобы он не удо­стоился никакой милости от Бога:  «и молитва его, говорит,  да будет в грех». Притом просит, чтобы он подвергся прежде­временной смерти:  »да будут, – говорит, – сыновья  его сиротами». Спасибо большое! Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/vragi-v-psalmah-...

Клевета Клевета запрещена: Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего ( Лев.19:16 ). Клевета происходит · от злого сердца: Порождения ехидны! как вы можете говорить доброе, будучи злы? ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое ( Мф.12:34–35 ); · от ненависти: Ибо отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят с мною языком лживым. Отвсюду окружают меня словами ненависти, вооружаются против меня без причины ( Пс.108:2–3 ); · от гордости: Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои ( Пс.118:69 ). (Сн. 1Тим.6:4 ); · от праздности: При том же они [молодые вдовицы], будучи праздны, приучаются ходить по домам, и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно ( 1Тим.5:13 ). Верные · должны оставить всякую клевету: Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас ( Еф.4:31 ); · должны остерегаться клеветы, потому что она расстраивает жизнь и причиняет несчастие человеку: Кто любит жизнь, и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей ( 1Петр.3:10 , Пс.33:13–17 ); · воздерживаться от всякой клеветы, потому что она удаляешь от Бога: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего ( Пс.14:1,3 ); · должны избегать тех, которые предаются клевете: Я [говорит св. апостол Павел] писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе ( 1Кор.5:11 ); · должны благословлять за клевету: И трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонять нас, мы терпим ( 1Кор.4:12 ). Блаженны переносящие клевету: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня ( Мф.5:11 ). Наказание за клевету: Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню: гордого очами и надменного сердцем не потерплю [говорит св. царь и пророк Давид] ( Пс.100:5 ). Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется ( Притч.19:5 ). Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники, царства Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ СИГИР [греч. Σιγηρς - Молчаливый] (1-я пол. XIV в.), визант. мелург. Его сочинения содержатся в древнейшем кодексе Пападики 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458) с надписаниями: «Андрея» (Fol. 119v), «кир Андрея» (Fol. 172), «доместика кир Андрея» (Fol. 119) и «протопсалта кир Андрея» (Fol. 136v). Самое известное творение А. С.- муз. обработка икоса 4-го плагального (8-го) гласа «        » (Αυτς μνος πρχεις θνατος - 1-я строфа кондака визант. гимнографа Анастасия ), поющегося в родительскую субботу периода Пятидесятницы (Ψυχοσββατον τς Πεντηκοστς; в рус. традиции называется Троицкой). В указанной рукописи это песнопение именуется «кондак, поемый над усопшими», в Пападики 1458 г. Мануила Хрисафа - «Икос кир Андрея. Этот поется после кондака, на седьмой песни» (Ath. Ivir. gr. 1120. Fol. 487v), в рукописи нач. XVII в. из мон-ря Симона Петра - «икос, поемый над телом [усопшего]» (ν τος λειψνοις - Ath. Simon. Petr. gr. 1. Fol. 217). Из соч. А. известны также: аллилуиарии 1, 2 и 3-го гласов; стих «      » (Διαρρξωμεν τος δεσμος - Пс 2. 3) в калофонической обработке; стихи «    » (Λγον γαθν - Пс 44. 2) 1-го гласа; стихи антифона на литургии на Рождество Христово «          » (Ανρ, Μακριος νρ φοβομενος τν Κριον - Пс 111. 1) 4-го гласа; стих «              » (Πληρωθτω τ στμα μου ανσες σου Κριε - Пс 70. 8) 1-го плагального (5-го) гласа; воскресный причастен «    » (Ανετε τν Κριον) 1-го «тяжкого» (πρωτβαρυς) гласа (РНБ. Греч. 237. Л. 370). В Матиматарии хартофилакса Хурмузия Гиамалиса (нач. XIX в.) содержатся следующие творения А. С.: матима 1-го гласа из службы свт. Григория Богослова (25 янв., хвалитная стихира на «Слава») «    » (Τν λραν το Πνεματος - S. Sepulcri. gr. 730. Fol. 378v); хвалитная стихира святых мучеников Сергия и Вакха (7 окт.) «          » (ρδβλθυοτεΗ τ καλν, τ τερπνν) 3-го гласа, впосл. украшенная и расширенная Мануилом Хрисафом (S. Sepulcri. gr. 728. Fol. 38v); хвалитная стихира в Великий четверг 4-го плагального (8-го) гласа «        » (Μηδες, πιστο - S. Sepulcri. gr. 733. Fol. 256). Лит: Στθης Γ. Θ. Η σματικ διαφοροποηση πως καταγρφεται στν κδικα ΕΒΕ 2458 τους τους 1336//ΚΒ Δημτρια - Επιστημονικ Συμπσιο Χριστιανικ Θεσσαλονκη - Παλαιολγειος Εποχ. Θεσσαλονκη, 1989. Σ. 169-188; idem. Χειργραφα. Τ. 1-3 [по указателям]; idem . Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 105, 108-109, 122, 170, 182, 196; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 383; Герцман Е. В. В поисках песнопений Греческой Церкви: Преосвященный Порфирий (Успенский) и его коллекция древних музыкальных рукописей. СПб., 1996. С. 198. Г. Статис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115318.html

Простота Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного (1, ч. 2, с. 47). ...Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет (1, ч. 1, с. 108). ...Объяснение простое и прямое действительнее и полезнее, которого и следует держаться, особенно вам по вашему душевному настроению. Бог есть существо простое, и жизнь духовная должна быть простая. Образность в Православной Церкви допускается только в церковных обрядах и в семи Таинствах; потому они и называются Таинствами. Все же прочее имеет прямое и ясное значение. Поэтому и нужно избегать образности и иносказательности, особенно в исправлении нравственного своего устроения (2, ч. 1, с. 85). Не верь помыслам, ругающимся над тобой, будто бы тебя никто понимать не может из-за утонченного воспитания. Но ведь светское воспитание утончает человека лишь в лицемерии, в лукавстве, в хитрости и утонченной неискренности, но ни в чем добром. Добро христианское требует душевной и сердечной простоты, а не притворства, которых чужд мир светский, хотя и считает себя, будто бы он происходит от другого Адама, а не от общего (2, ч. 2, с. 91). ...Писала, что многие обращаются с тобой по политике. Хотя, может быть, это и правда, но полезнее для нас на все смотреть не с подозрением, а с простотой, подражая святому Давиду, который о себе говорит: Изменчивого ко мне (человека) лукавого я не знал ( Пс. 100, 4 ). Чтобы стяжать такое спасительное незнание, должно усердно молить Господа, чтобы помог и даровал нам иметь око благое, о котором в Святом Писании сказано: Чистое око не узрит лукавого (см. Авв. 1, 13 ). В числе девяти плодов Духа полагается благость, т.е. снисходительное и неподозрительное обращение с другими. Некто из святых пишет, что все мы находимся под епитимиями, т.е. за слабость нашу и за грешные немощи наши все мы находимся под запрещением Божиим. Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом ( 1Кор. 1, 29 ) (2, ч. 3, с. 58). Все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога (2, ч. 3, с. 84). Будем жить проще, и Бог помилует нас (2, ч. 2, с. 89). Смотри на все просто (3, с. 214). Мудрость внешняя есть буйство пред Богом; ценна же истинная простота душевная, которая есть матерь веры, и смирения, и нелицемерной любви. Золото в простом слитке имеет свою цену, также оловянные фигуры – свою (15, с. 49). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского. – Изд. 2-е. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 352 с. ISBN 978-5-485-00137-7. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Такашур. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты Согласно некоторым источникам, первый храм в селе Такашур была построена в 1861-1862 годах. Освящён 18 ноября 1862 года. По штату в нём служили один священник, один диакон и один псаломщик. По каким-то неуказанным причинам деревянный храм всего лишь за четверть века обветшал и стал " разрушающимся " . Взамен него в 1888 году было возведено существующее здание. Деревянный однопрестольный храм по типу однонефной базилики с восьмериком над центральным объёмом и колокольней в одной связи с храмом. Освящен 12 декабря 1888 года в честь Сретения Господня. В 1938 году храм закрыт и разворован. Сломана колокольня и восьмерик. Уничтожены интерьеры. 24 сентября 2015 года храм был вновь освящён епископом Леонидом. В настоящее время при храме действует небольшая монашеская община. Село Токашур – Сретенская церковь, деревянная, построена в 1888 г.; расстоянием от г. Вятки в 300 вер., от уездного города в 60 вер., от благоч. в 25 вер.; причта по штату положено: 1 св., 1 диак., 1 псал.; квартиры для причта казенные; земли: усад. и под церк. площ. 2,3 д.; пахотн. 49 д.; пахотною землею пользуются крестьяне; братский денежный доход: содержание от казны 539 р. на причт; кружеч. раздел: св. 234 р., диак. 156 р., пс. 78 р.; руги собир. на весь причт до 400 п. ржи и овса; прихожан: правосл. рус. 1184 м. п., 1224 ж. п.; крещ. вотяк. 108 м. п., 85 ж. п.; старообр. 179 м. п., 170 ж. п.; приход состоит из 18 селений, расст. 1-18 верстах. Село расположено на высоком месте среди глухих лесов, тянущихся на десятки верст; реки нет, а есть только ключ. В селе церк.-прих. школа, а в приходе две земские при деревнях Кокуевке в 12 в. и ст. Казанке в 14 вер.; кроме того в дер. Дамаскине школа Братства Св. и Чуд. Николая, в 10 вер. Прихожане все земледельцы; зимой почти все крестьяне занимаются выработкой лесных материалов. В 1906 г. открыт фельдшерский мед. пункт. Волост. правл. в 33 вер. Парох. прист. Горки в 60 вер., ст. ж. д. в Казани в 200 вер. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). - Вятка, 1912 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=56819

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМБЕЛОКИПИОТ [греч. Αμπελοκηπιτης - виноградарь], визант. свящ. и мелург (не позднее сер. XIV в.). Самая ранняя известная рукопись, содержащая его песнопения (Athen. Bibl. Nat. gr. 2622), датируется приблизительно 1340-1360 гг. (хотя в ркп. 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458) его прозвание отсутствует). Среди мелосов А. чаще всего встречаются аниксандарии (Пс 103. 28-35) 4-го плагального, или 8-го, гласа (Athen. Bibl. Nat. gr. 2062, рубеж XIV-XV вв.; Ath. Konstamon. gr. 86, 1-я пол. XV в.; Ath. Ivir. 949, рубеж XVII-XVIII вв.; Ath. Xeropot. 307, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Xeropot. 318, нач. XIX в.; и др.). Наиболее часто исполняемыми являются распевы 2 стихов: «            » (ρδβλθυοτεΕθου σκτος, κα γνετο νξ - Пс 103. 20) и «          » (Ως μεγαλνθη τ ργα σου, Κριε - Пс 103. 24) - Lesb. Leim. 459. Fol. 33-33v и 238. Fol. 33v - 34, рубеж XVII-XVIII вв.; РНБ. гр. 132, посл. треть XVIII в.; РНБ. гр. 711, 90-е гг. XVIII в.; и др. Изредка в рукописях 2-я половина последнего стиха «        » (Πντα ν σοφ ποησας - Пс 103. 35) выделена в самостоятельный распев (РНБ. гр. 130. Fol. 17v - 18, нач. XVIII в.). Эти древние мелосы стали неотъемлемой частью певч. репертуара, и в нач. XIX в. возникла необходимость перевести их в нотацию нового метода , что и было осуществлено Хурмузием Гиамалисом (S. Sepulcri. 703. Fol. 77-78v). Среди др. мелосов А. в певч. рукописях сохранились 2 причастна : воскресный «        » (Ανετε τν Κριον κ τν ορανν - Пс 148. 1) 1-го гласа (Ath. Iver. 974. Fol. 184v, 1-я пол. XV в.; Ath. Iver. 993. Fol. 101, сер. XVII в.; Ath. Doch. 337. Fol. 190, 1764 г.) и богородичный «      » (Ποτριον σωτηρου λψομαι - Пс 115. 4) 4-го гласа (Ath. Philoth. 122. Fol. 214v, 1-я пол. XV в.; Lesb. Leim. 258. Fol. 233-234, 1527 г.; Ath. Iver. 993. Fol. 119v, сер. XVII в.; Ath. Gregor. 5. Fol. 171, кон. XVII в.). Песнопения А. характеризуются особенностями, типичными для визант. калофонического пения . Лит.: Στθης Γ. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 108, 144, 402, 660; Τ. 2. Σ. 596; Τ. 3. Σ. 491, 496, 634, 756, 873, 874; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Τ. 1. Σ. 33, 100, 110, 156, 264; Conomos. Communion Cycle. P. 74, 98; Jakovljevi . Cyprus Catalogue. P. 9, 45, 58, 66, 68, 71; Πολτης Λ. Κατλογος χειρογρφων τς Εθνικς Βιβλιοθκης τς Ελλδος, ρ. 1857-2500. Αθναι, 1991. Σ. 101; Герцман Е. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. СПб., 1996. С. 288, 379, 398, 575. Е. В. Герцман Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/120394.html

2 Января. Поучение о Давиде И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом; Слезы мои были для меня хлебом и день и ночь. ( 2Цар.12:13 ; Пс.41:4 ) Согрешил царь Давид Богу, покаялся, и Бог простил его. Большим был грех царя, но еще больше покаяние. Он был виновен пред Богом за два тяжких греха – прелюбодеяние и убийство, но когда его изобличил Нафан, пророк Божий, он с болью воскликнул: Согрешил я пред Господом. Исповедовал, значит, свой грех и раскаялся горько-прегорько. И сокрушенно молился Богу, плача, постясь, лежа на земле и перенося кротко страшные удары, которые Бог послал на него и на дом его, и на народ его из-за согрешения его. В своих покаянных псалмах он говорит: Я же червь, а не человек ( Пс.21:7 ); ... От голоса стенания моего кости мои прильнули к плоти моей ( Пс.101:6 ); не сплю ( Пс.101:8 ); Я ем пепел, как хлеб, и питье мое растворяю слезами ( Пс.101:10 ); Колена мои изнемогли от поста ( Пс.108:24 ). Вот настоящее покаяние, вот истинный кающийся! Он не погряз в грехе и не впал в отчаяние. А, надеясь на милость Божию, каялся непрестанно. И Бог, любящий кающихся, смиловался над этим примерным кающимся. И простил Бог его, и прославил его над всеми царями Израилевыми, и дал ему благодать превеликую, чтобы пел он самые прекрасные молитвы покаянные и чтобы предсказал приход в мир Спасителя мира, причем от его колена. Видите, братья, сколь удивительна милость Божия по отношению к кающимся! Так понравился Богу этот кающийся Давид, что Бог не постыдился Сам взять на Себя плоть от семени его. Благо тем, кто не погряз во грехе, и тем, кто не впал в отчаяние из-за греха. Покаяние спасает и от одного, и от другого зла. Господи Милостивый, смягчи сердца наши слезами покаянными. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

[Греч. Μανουλ Θηβαος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения (не позднее 2-й пол. XIV в.). Ему принадлежат стихи непорочнов на погребение мирян и монахов (в т. ч. «Князи погнаша мя туне» (Пс 118. 161) на 4-й плагальный (8-й) глас (Ath. Iver. 973. Fol. 203v - 226, нач. XV в.; 974. Fol. 238-243v, 1-я пол. XV в.; 1120. Fol. 453-459, 1458 г. (письма Мануила Хрисафа ); БАН. РАИК. 154. Л. 168 об., 1430 г.; Ath. Doch. 315. Fol. 198-209v, 210-217, рубеж XVI и XVII вв.; 357. Fol. 168-193v, нач. XVII в.), стихи антифона на полиелее в дни памяти святых «Господа, аллилуия. Блажен муж» на 4-й глас с ремаркой «городское» (πολτικον) или «фессалоникийское» - «Правда Его пребывает», «В век века», «Воссия во тьме свет правым», «Блажен муж щедря и дая», «Щедря и дая», «Устроит словеса своя на суде», «Грешник узрит и прогневается» (Пс 111. 3б, 4а, 5а, 10а) и «Веков, аминь» (Ath. Cutl. 457. Fol. 144, 2-я пол. XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 90, кон. XIV в.; 2406. Fol. 129, 1453 г.; Ath. Iver. 985. Fol. 91-98, 1425 г.; 974. Fol. 153-164; 949. Fol. 74-76v, рубеж XVII и XVIII вв.; 1250. Fol. 147-147v, ок. 1770 г.; БАН. РАИК. 154. Л. 123v - 124v; Ath. Konstamon. 86. Fol. 179v - 184v, 1-я пол. XV в.,- рукопись фессалоникийской певч. традиции; Ath. Philoth. 122. Fol. 123-130v, 1-я пол. XV в.; РНБ. Греч. 126. Л. 105-106, 2-я пол. XV в.; 130. Л. 150, нач. XVIII в.; 711. Л. 113 об.- 114, XVIII в.; 132. Л. 178 об., посл. треть XVIII в.; Ydra. Iliou. 597(33). Fol. 148-148v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 238. Fol. 145-145v; 459. Fol. 138, обе рукописи - ок. 1700 г.; 8. Fol. 85v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307. Fol. 175v - 179, 1767-1770 гг.; транскрипция хартофилакса Хурмузия в нотации Нового метода: S. Sepulcri. 704. Fol. 137-138, 1819 г.), стихира первомч. архидиак. Стефану (27 дек.) «Первый в мученицех» на 2-й плагальный (6-й) глас (РНБ. Греч. 126. Л. 249 об.-251; Sinait. gr. 1438. Fol. 150-157v, 1660 г.; Ath. Iver. 991. Fol. 108-109, 1670 г.; транскрипция Хурмузия: S. Sepulcri. 730. Fol. 99-102v), 2 версии калофонического стиха «Работайте Господеви со страхом» (Пс 2. 11) на 4-й плагальный глас (Ath. Konstamon. 86. Fol. 89v - 91, 93-94), стихи полиелея «Кукума» «Раби Господа» на 1-й глас, «поющегося в Фессалонике и в Константинополе» (Ath. Iver. 973. Fol. 131-145v), аллилуиарий на литургии (Ath. Cutl. 457. Fol. 199v - 202). Имя М. Ф. включено в каталог мелургов в рукописи нач. XIX в. Ath. Xeropot. 318 (Fol. 140-143).

http://pravenc.ru/text/2561924.html

Пост Примеры великих постников в православной церкви 1 . Св. апостол Павел. «Много раз, – говорит св. апостол Павел, – был я в путешествиях… в труде и изнурении, часто в бдении, голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» ( 2Кор.11:27 ). Тут апостол ясно отличает голод и жажду, т.е. пощение поневоле, от произвольного поста. Усмиряю и порабощаю тело мое, говорит он в другом послании ( 1Кор.9:27 ). «Умерщвляю, – говорит, т.е. постом», – так толкует св. Златоуст. Это то же самое, о чем говорит и псалмопевец: «Я изнурял постом душу мою ( Пс.34:13 )… колена мои изнемогли от поста» ( Пс.108:24 ). Значит, и такие святые люди, как апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? 2 . Св. Григорий Назианзин в слове о нищелюбии пишет о св. апостоле Петре, а Климент Александрийский в книге «Педагог» о св. евангелисте Матфее, что они питались только семенами хлебными. 3 . Апостол Иаков всю жизнь свою воздерживался от мяса и вина, как пишет Евсевий Кесарийский в своей церковной истории (кн. 2, гл. 22). 4 . Историк Евсевий (в гл. 17) рассказывает об учениках св. евангелиста Марка, что они принимали пищу только к вечеру, а мяса и вина совсем не употребляли. Значит, еще св. апостолы установили различие в пище. 5 . Преп. Иларион принимал пищу иногда чрез 3, иногда чрез 4 дня. 6 . Преп. Савва вкушал пищу чрез 5 дней. 7 . Преп. Паисий 5 дней в неделю постился, а в субботу и воскресенье подкреплял себя скудною пищею. 8 . Преподобные Герасим, Анин и Феодор Сикеот во всю св. четыредесятницу ничего не вкушали, подкрепляя себя только причащением св. тайн (см. «Троицкий листок», 554). 9 . Макарий Египетский был великий постник, но, когда случалось ему быть в гостях, он никогда не отказывался от трапезы, даже пил умеренно виноградное вино. Зато дома за каждую чашу вина Макарий целые сутки не позволял себе пить воды и за угощения изнурял себя долговременным постом («Четьи-Минеи», 19 января). Пост не вредит здоровью

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЮБОВЬ Высшая христианская добродетель; одно из имен Божиих ; в христианской философии - отношение к кому-либо (чему-либо) как к безусловно ценному, общение и единение с которым воспринимается как благо . В русском языке, так же как и во многих других современных языках, слово «любовь» многозначно. В древних языках разные типы Л. могли обозначаться самостоятельными терминами. Так, напр., в древнегреческом языке ρως, φιλα, γπη означают соответственно чувственную или плотскую Л., дружескую Л., Л.-милосердие. В латинском языке этим значениям в целом соответствуют amor, dilectio, caritas. Подобное различение наблюдается в санскрите, в семитских языках. Как религ. категория Л. занимает важное место в большинстве мировых религий. В христианстве Л.- центральное понятие, основной мотив, оказывающий решающее влияние как на учение о Боге, так и на учение о человеке ( Гэде. 2013. С. 117). В соответствии с той ролью, которую занимает учение о Л. в Свящ. Писании, вероучении и в этике христианства, его иногда называют «религией любви». Л.- это главная заповедь Христа и призвание христиан: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13. 35). Понятие «любовь» в ВЗ Наиболее часто в ВЗ для обозначения Л. используется слово   образованное от глагола   Этим глаголом в ВЗ обозначается Л. не только мужа к жене или жениха к невесте (Быт 24. 67; 29. 18, 20, 30), женщины к мужчине (1 Цар 18. 20; Песн 1. 3; 3. 1-4), отца к сыну (Быт 22. 2; 25. 28; 37. 3, 4; 44. 20; Притч 13. 25), невестки к свекрови (Руфь 4. 15), но и незаконная Л. к любовнице, прелюбодейке (Суд 16. 4, 15; Ос 3. 1), а также неугодная Богу Л. Соломона ко мн. женщинам, принадлежавшим к нечестивым народам (общение с к-рыми было запрещено для сынов Израилевых - 3 Цар 11. 1-2). Глаголом   и его дериватами могут обозначаться всевозможные разновидности Л.: Л. между друзьями (1 Цар 18. 1, 3; 20. 17; Иов 19. 19; 2 Пар 19. 2; Притч 9. 8; 15. 12; 16. 13), Л. раба, слуги к хозяину (Исх 21. 5; Втор 15. 16), Л. к ближнему (Лев 19. 18) и к пришельцу (Лев 19. 34; Втор 10. 18-19), даже предательская Л. Израиля, его измена Господу (Ис 57. 8; Иер 2. 25; Иез 16. 37; в пророческих книгах ВЗ Израиль нередко сравнивается с блудницей, изменявшей Господу с ложными богами, к-рые в свою очередь именуются его любовниками -  ). Объектами Л. могут быть также неодушевленные предметы и отвлеченные понятия: пища (Быт 27. 9, 14; Ос 3. 1), вино (Притч 21. 17), земледелие (2 Пар 26. 10; ср.: Ос 10. 11), сон (Притч 20. 13; Ис 56. 10), мудрость, знание, добро, истина (Притч 4. 6; 8. 17, 21; 12. 1; 22. 11; 29. 3; Ам 5. 15; Мих 6. 8; Зах 8. 19; ср.: Притч 19. 8), зло, грех, проклятие, невежество, смерть, идолы (Пс 10. 5; 108. 17; Притч 1. 22; 8. 36; 17. 19; Иер 8. 2; Мих 3. 2).

http://pravenc.ru/text/2561046.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010