Господь исполнил разумом царственного юношу и дал ему премудрость и широту сердца; ибо он возлюбил Господа и ходил во всех заповедях Давида, отца своего. Еще не было тогда храма, и народ приносил жертвы на высоких местах. Соломон принес великое всесожжение на высотах Гаваонских; ибо там хранилась скиния, осенявшая кивот завета в пустыне, и медный алтарь всесожжений, оставленные Давидом, когда он устроил новую скинию на Сионе; там явился ему Господь, во сне ночью, и сказал: «проси себе, чего хочешь?» – «Ты сотворил великую милость, отцу моему Давиду, молитвенно отвечал Соломон, за то, что он ходил праведно пред Тобой, и сохранил даже в роде его престол. Ныне, Господи Боже мой, дал Ты меня, раба своего, избранному народу, вместо Давида, а я малый отрок, и еще ничего не разумею; и так, дай рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить людей Твоих в правде и различать, что добро и что зло.» – Угодно было пред Господом слово Соломоново, и Он сказал ему: «поскольку не просил ты от меня дней многих, ни богатства, ни смерти врагов твоих, но просил себе разума и суда, исполню Я по слову твоему: вот Я дал тебе сердце разумное; подобного тебе в мудрости не восставало прежде тебя и не восстанет после; но Я дам тебе и то, чего не просил ты: богатства и славу, так что равного тебе Царя не будет во дни твои, и если пойдешь путем Моим и сохранишь заповеди Мои, подобно отцу твоему Давиду, умножу дни твои.» Проснулся Соломон от сновидения, и возвратившись в Иерусалим, принес всесожжения пред кивотом Божьим. Две женщины предстали на суд юному Царю; одна говорила: «Владыка мой, внемли: мы жили вместе, в одном доме, с сей женщиной; она родила три дня после меня, и во сне нечаянно задушила свое дитя; но в глубокую ночь встала, похитила моего младенца и положила ко мне своего. Утром, когда я хотела кормить сына моего, нашла я мертвого подле себя, и только на рассвете рассмотрела обман.» Другая восклицала: «нет, сын мой жив, а твой умер!» и обе спорили пред Царем. «Принесите меч,» сказал Соломон, рассеките на двое оставшегося младенца и разделите его поровну обеим.» Возмутилась утроба истинной , при столь грозном приговоре: «лучше отдай ей живого младенца, нежели умертвить сына моего!» воскликнула она, а другая женщина равнодушно требовала исполнения суда. Тогда мудрый Царь произнес суд: «отдайте живое дитя просившей сохранить его, ибо она истинная мать.» Пронесся приговор сей по всему Израилю и все исполнились благоговения к Царю, ибо увидели, что с ним Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

е. что книги третьего класса преимущественно нравственно-назидательного характера, подобно тому как и сам автор книги Сираха ставит своею целью точно такой-же характер книги: «понудися и сам написати нечто от надлежащих к наказанию и премудрости» (Предисловие). Таким образом, переводчик книги Сираха характеризует книги третьего класса, как прочие книги, т. е. отличные от Закона и Пророков, духа однако пророческого-же (ибо авторы их следовали, т. е. подражали Пророкам) и нравственно-назидательного характера, как содержащие наказание и премудрость: все это очень напоминает «прочие книги» Флавия, «содержащие (гимны и) правила жизни, а еще более напоминает другие книги (сочинения «О созерцательной жизни»), которые совершенствуют знание и благочестие. Сама книга Иисуса сына Сираха, подобно предисловию ее переводчика, говорит о наличности трех частей священных книг. Замечательны первые стихи XXXIX-oй главы: «Только тот, кто посвящает свою душу размышлению о законе Всевышнего, будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания (слав. повести) мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей; будет исследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками и притчей» (1 – 3 ст.). Закон Вышнего, мудрость всех древних и прорчества именуются раздельно, как нечто отличное друг от друга, при теснейшей связи их между собою: главный предмет размышления – Закон, прилежащий к нему душою будет искать мудрости всех древних, будет поучаться в пророчествах. Если Закон Вышнего и пророчества не нуждаются в ближайшем определении, то такое находится для «мудрости всех древних»: сюда относятся повести мужей именитых и притчи. Объем «мудрости всех древних», как отдельной части Писания, талмудической хокмы 171 , а также и смысл выражения «повести мужей именитых» более определенно выясняются в XLIV, 3 – 5 книги Иисуса с. Сираха: «Это были господствующие в царствах своих и мужи именитые силою; они давали разумные советы, возвещали в пророчествах; они были руководителями народа при совещаниях и в книжном обучении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Заключение книги Иова парадоксально, но в этом парадоксе открывается одна из величайших истин бо–гопознания. Иов признает свое невежество. Он ничего не понял в своей судьбе; немногое ведомо ему и о творческой мудрости Творца. Он «помрачал Провидение, ничего не разумея»! Но глаза его видели Бога и он все понял сердцем и в «прахе и пепле» примирился с Богом. Он видел Бога и постиг свое невежество о Боге. Познал Бога, познав непостижимость Нго. Он жаловался Богу на Бога и был оправдан Богом. Человек ничтожество; он ничего не может дать Богу. Что для Бога человеческое добро и зло? Но «раб Божий Иов» дорог Богу, и Он является ему и говорит с ним и благословляет его. Во истину во плоти своей, своими глазами он увидел своего Искупителя, Заступника и Господа… Близость к Богу– В раю человек был неразлучен с Богом. Оставив Бога и повидимому оставленный Им, человек не может не искать Бога. Об этом постоянно говорят Псалмы. «Ищите Господа и силы Его, ищите Лица Его всегда!» (CIV, 4). «Я искал Господа и Он услышал меня… Обращающие взор к Нему просвещались… Вкусите и увидите, как благ Господь… Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе»… (XXXIII, 5–11). Только «вкусившие» бытия Бо–жия и могут действительно знать, что «благ Господь» и что от Него и в Нем все блага. Нам дано не только, искать, но и видеть Бога; не только видеть, но и вкушать, т. е. быть причастниками бытия Божия… «Сказал безумец в сердце своем: — нет Бога… Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро…» (XIII, 1–3). Безумье, безбожье, злодейство — одно и то же. В этом основа библейского учения о зле. Путь к Богу, добру и мудрости — один. Но люди не верят этому… «Как лань стремится к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому! Когда прииду и явлюсь пред лице Божие?.. Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей… Я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего!» (XLI; ср. LXVIII). Жажда Бога возможна, только если мы не можем жить без Бога, как без воды, т. е. если Бог необходим нашему духу. Бог — крепость, Бог — жизнь, Бог — милость, Бог — Спаситель, Бог — Бог наш, Сущий, без Которого нас нет. «Яви нам свет Лица Твоего, Господи!» (IV, 7). От Бога свет жизни и свет знания; в свете нет различия между сущностью и явлением; Свет Божий есть Бог… Ищущие Бога праведны и Бог не оставляет их (XXIII, IX, 11). Ищущие Бога торжествуют и веселятся (XXI, 24–29). «Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: — велик Господь!» (XXXIX, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Заповедуя всегда и везде молиться ( Лк.21:36 ; Еф.6:18 ; 1Тим.2:8 ), Слово Божие в то же время учит нас, что Бог Сам избрал и освятил особые места для молитвы и служения Ему. Наконец: а) Если Бог, всесовершенный Дух, живёт только духовно, созерцая в Самом Себе только духовную жизнь, то на каком основании может человек жить так же, когда он и телесен? б) Человек, по смерти, когда облечётся в одухотворённую плоть, будет жить духовно, но на каком основании насильно приписывать ему возможность так жить и теперь? в) Если в земной жизни человек живёт тем, что видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует вкус, то на каком основании он должен быть лишён этого в религиозной жизни? г) Если природа: зелень, цветы, птицы и всё т.п. так восхищает человека и благотворно влияет на душу, то на каком основании отнять из мира религиозной жизни христианина все те предметы, которые входили в земной круг жизни и деятельности Господа Иисуса Христа, Его апостолов и всех великих людей? д) Если Сам Иисус Христос принял на Себя плоть и кровь, был окружён земными предметами, погружён в воду, коленопреклонялся, то почему отнимать всё это у человека? е) Если многие совершители Тайн Божиих православной Церкви, пользуясь вещественными предметами, прославились добродетельной жизнью, то на каком основании сектанты ставят себя выше их? Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о христианских обрядах Мк.7:5–8 . «Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми руками едят хлеб? Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас лицемерах Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Ис.29:13 ). Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное». Объясн. Здесь осуждается такая мертвенная и бездушная обрядность, при которой оставляют и отменяют заповедь Божию, чтобы соблюсти своё (человеческое) предание, относящееся только до плоти: Мк.7:8–9 . Христианские же обряды здесь не осуждаются и, как действующие главным образом на дух человека, имеют для себя основание и в Священном Писании: Ин.13:4–5 ; Мф.2:11 ; Деян.24:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

И после сего Иуда говорил с своим отцом Иаковом и сказал ему: «отец! натяни лук свой, и пусти стрелу свою, и порази злодея, и убей врага. Да будет у тебя сила на это, ибо мы не хотим убивать твоего брата! (...). И Иаков тотчас натянул лук свой, и пустил он стрелу свою, и поразил брата своего Исава, и убил его. И еще пустил он стрелу свою и попал в арамеянина Адрона в его левый грудной сосок, и обратил его в бегство, и убил его. После сего сыновья Иакова выступили с своими рабами, и распределнлись на четырех сторонах башни. Вперед вышел Иуда с Нафоали, и Гадом, и пятидесятью рабами на северной стороне башни, и они умертвили все, что было пред ними, и никто не спасся от них, даже ни один. И Левий, и Дан, и Асер выступили на восточной стороне башни с пятидесятый мужами, и убили ратников моавитян и аммонитян. И Робел с Исашаром и Завулоном выступили на южной стороне башни с пятидесятью мужами, и убили воинов Филистимлян. И Симеон, и Вениамин, и Енох, сын Робела, выступили на западной стороне башни с пятидесятью мужами, и перебили из Едомитян и Хореев (триста) сильных воинственных мужей; и семь сот убежали. И четыре сына Исава бежали с ними, и оставили отца своего убитого, как он пал на холме, который находится в Адураме 208 . И сыновья Иакова преследовали их до горы Сеир; a Иаков похоронил своего брата на холме, который находится в Адураме, и возвратился в свой дом. И сыновья Иакова стеснили сыновей Исава на горе Сеир, и согнули их выю, так что они стали рабами сыновей Иакова. И они послали к своему отцу спросить, заключить ли мир с ними или умертвить их. И Иаков велел сказать своим сыновьям, чтобы они заключили мир. И они заключили мир с ними, и наложили на них ярмо рабства, чтобы они платили Иакову и его сыновьям дань всякий год. И они, не переставая, платили Иакову дань до того дня, когда он ушел в Египет (...). И вот цари, которые владычествовали над Едомом, – прежде чем стал владычествовать царь над сынами Израиля, – до сего дня, в стране Едом. И был царем в Едоме Балак, сын Беора, и имя его города было Динаба. И Балак умер, и вместо него стал царем Иобаб, сын Зары (Zara) из Базуры. И вместо него стал царем Адафа, сын Барада, который поразил Мидианитян на поле Моав; и имя его города Авуф. И Адафа умер, и вместо него стал царем Салман из Амелека. И Салман умер, и вместо него стал царем Суал из Робаофа при реке. И Суал умер, и вместо него стал царем Беулуман, сын Акбура. И Беулуман, сын Акбура, умер, и вместо него стал царем Адафа, и имя жены его было Майя-Тобио, дочь Матрифы, дочери Мимиобид-Цаобы (Mimithbid – Zaob). Вот цари, которые управляли в стране Едом. Глава XXXIX

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И это, заметим, может иметь место, при откровении «видения от Господа», как вообще и всегда, так особенно тогда, когда полная и подлинная из жизни-бытия человека реальность одних моментов откровения, например голос «свыше», чудесный свет и проч., для всех присутствующих, при данном «видении от Господа», бывает обще и вполне восприемлима, «реальность» – других моментов того же данного «видения от Господа», как принадлежащая бытию жизни высшего порядка вещей, остается вне духовного «поля зрения и восприятия» сих других, присутствующих при откровении видения, и бывает воспринята – «зрима или слышима» только «избранным судом Божиим», т. е. только «человеком Божиим», человеком возвышеннейших и проникновенных личных духовных сил, и притом – только «в восхищении духа сего человека Духом Божиим». Так пр. Даниил говорит о «видении», бывшем ему «на берегу большой реки – Тигра, «мужа, облеченного в льняную одежду», когда присутствовали и другие лица: «только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться» ( Дан.10.4 ..7): очевидно, «люди, бывшие с Даниилом, разбежались потому, что те моменты «видения», которые обозначены у пророка как «вид молнии, горящие свитильники, глас речей мужа», слышимый на подобие «голоса множества людей», были очевидны для всех, но только пр. Даниилу был ясен самый образ мужа и содержание слов его» ( Дан.10:5 ...21). Так Савл, будущий Ап. Павел, в «видении» на пути в Дамаск «видел и слышал» более и сверх того, чем что «видели и слышали» его спутники, как увидим сие из подробного рассмотрения сего «видения от Господа». Глава XXXIX «Видение», бывшее Савлу на пути его в Дамаск, было для него такой реальной действительностью и событием такого откровения «яве» Божественного признания лично от явившегося ему в видении «Иисуса Христа, что покорило собою всецело ум и волю Савла, определило в конечных основах всю его жизнь и создало собою великого Апостола «языков». «Видение» на пути в Дамаск для Савла было таким же призванием его к его апостольскому служению лично от Самого Иисуса Христа, каким таковое призвание было для других Апостолов лично от Иисуса Христа во время общественного Его служения ( Деян.22:6–11 ; 1Кор.15:8 ; Гал.1:12–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Итак спаси меня, Господа, – и все мы, верующие в Тебя и освобожденные Твоею помощию, во все дни жизни нашей будем воспевать Тебя в храме. Стих. 21, 22. И повелел Исаия, чтобы они взяли пластырь из свежих смокв, и положили на рану, и чтобы он выздоровел. И сказал Езекия: какое будет знамение, что я взойду в дом Господень. Это должно читать прежде, нежели молитву или писание Езекии, которое мы теперь изъяснили. Ибо прежде был приложен пластырь к ране, и прежде было потребовано им знамение будущего здоровья, нежели он принес благодарения Господу, о чем говорится, как о сделанном им по выздоровлении. Евреи говорят, что слово siin , которое опустили LXX, значит веред , а не рана . Ибо и Акила, и Симмах и Феодотион перевели: λος [веред], под чем они хотят понимать царскую болезнь , для которой враждебным считается все сладкое, принятое ли в пище, или приложенное к телу. Следовательно для того, чтобы проявилось могущество Божие, здоровье восстановлено чрез вещи вредные и неблагоприятные. Другие предполагают, что siin есть не веред , а нарыв , когда вспухающее тело наполняется созревшим и разлагающимся гноем. А по искусству врачей всякий гной вызывается на поверхность кожи сухими и истолченными смоквами; и поэтому не следует пренебрегать врачебное искусство, когда оно основывается на практике и опыте, потому что и оно создано Богом (Сир. гл. 38). Итак до этого места записана молитва и изъявление благодарности. О прочем же, и именно о том, какое было дано знамение, – рассказано по порядку предшествующего повествования. Глава XXXIX. – Стих. 1, 2. В то время послал Меродах Валадан, сын Валадана, царь вавилонский, письма и дары к Езекии: ибо слышал, что он был болен и выздоровел. И обрадовался им Езекия, и показал им дом ароматов, и серебра, и золота, и благовоний, и масти наилучшей, и все хранилища утвари своей и все, что нашлось в сокровищницах его: не было слова, которого не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем. Выше мы читали, что в четырнадцатый год даря Езекии Сеннахирим, царь ассирийский, напал на все укрепленные города иудейские и взял их, и потом осадил Лахис, перешел в Ловну, послал в Иерусалим часть своего войска, и, по поражении чрез ангела ста восьмидесяти пяти тысяч войска его, убежал и сам в Ниневию, и был умерщвлен сыновьями в капище бога своего, и воцарился вместо него сын его Ассарадон; что Езекия был болен, и опять получил по вести Пророка, здоровье; что произошло неимоверное знамение, так что солнце на десять часовых пространств времени возвратилось к своему восходу, и день сделался почти вдвое большим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Книга сближает идею Премудрости Божией со Словом Божиим. Слово Божие творит, исцеляет, сохраняет людей и наказывает их (IX, 1–2, 12–13, 24–26, XVII,15–16, 22). Сама Премудрость имеет Свои слова (VIII, 18)… Премудрость Божия есть и Дух Божий — Дух Премудрости, человеколюбивый Дух, Дух Господа, наполняющий вселенную и знающий всякое слово (I, 5–7). Она есть дыхание силы Божией. Воля Божья открывается Премудростию и Духом Божиим. (IX, 17). Премудрость Божия, присутствуя в нас, в нас трудится (IX, 10). Она просвещает и спасает людей (IX,18–19). Книга Премудрости Иисуса Сына Сирахова тоже говорит о Божественном происхождении Премудрости: «один есть премудрый, весьма страшный, сидящий на престоле Своем, Господь: Он произвел Ее, и видел и измерил Ее, и излил Ее на все дела Свои и на всякую плоть по дару Своему и особенно наделил Ею любящих Его» (I, 7–10) ). Бог «измерил» Свою Премудрость (I, 19), но всеведению Его» нет границ (XVI, 16–19). Премудрость Его вездесуща (XXIV, 3–9)… Замечательно учение сына Сирахова о «началах творения» : «по определению Господа дела Его — от начала, и от сотворения их Он разделил части их. Навеки устроил Он дела Свои, и начала их — в роды их. Они (начала) не алчут, не утомляются и не прекращают своих действий. Ни одно из них не стесняет близкого ему и до века не воспротивятся они слову Его» (XVI, 26–29). Эти «начала творения» очевидно как бы вечные определения–силы Божии о каждой твари; они всегда действенны, согласны между собой и соответствуют воле Божией… Премудрость происходит от Слова Божия (I, 5). Все держится словом Божиим (ХЫИ, 28) и повинуется Ему (XXXIX, 38). По Новому Завету «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы… Он в Свете…» (I Но., I, 5–7). Свет есть символ чистого бытия, но в особенности — символ истины… Бог «знает все» (III, 20). Он «называет несуществующее, как существующее» (Рим., IV, 17), т. е. в вечном Его созерцании не сущее уже существует, как действительность, и благодаря предвидению этому и творится Богом. Бог Отец есть истинный Бог ), и истина есть истина Божия (V, 20, Рим., XV, 8). Его Премудрость прославляют на небесах (Ап., VII, 12). Отец — «истинен» (Но., VII, 28). Слово Божие есть истина (Но., XVII, 17)… Все Лица Преев. Троицы связаны совершенным взаимным знанием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Кто есть человек, который хочет жизни, любя видеть дни благие? Сохрани язык свой от зла, и уста свои, чтобы не говорить коварства. Отступи от зла и делай благое. Ищи мира и стремись к нему [ст. 9–16]. И затем спустя семь строк (versus): Господь вблизи сокрушенных сердцем, и спасет Он сокрушенных духом [ст. 19]. В псалме XXXVI: Не препирайся с злобствующими и не соревнуй делающим неправду, ибо они, как трава, скоро будут стерты, и как зеленеющий овощ высохнут. Надейся на Господа и делай добро; ходи по земле и питайся верою. Услаждайся в Господе, и Он исполнит прошения сердца твоего. Раскрой пред Господом путь твой и положись на Него, и Он исполнит. И представит, как свет праведность твою, и праведный суд твой, как полдень. Умолкни пред Господом и надейся на Него. Не борись с преуспевающим на пути своем, с человеком, который делает то, что замышляет. Оставь гнев и отбрось ярость, не борись, чтобы сделать зло, ибо делающие зло погибнут; а полагающееся на Господа наследуют землю. Ведь еще немного, и нечестивый погибнет, и ты помыслишь о месте его, и вот его нет. А кроткие унаследують землю и будут наслаждаться множеством мира [ст. 1–12]. И немного после: Малое у праведного предпочтительнее с множеством богатства нечестивых, потому что мышцы нечестивых будут сокрушены, а праведных Господь поднимет [ст. 16, 17]. Отступи от зла и сделай добро [ст. 27]. Надейся на Господа и храни путь Его, и Он возвысит тебя, чтобы ты обладал землею. Сохрани простоту и смотри на прямого [чоловека], ибо в конце концов [сему] мужу имеет быть мир [ст. 37]. В псалме XXXIX: Блажен муж, который в Господе полагает уверенность свою и не отклоняется в сторону гордости и к великолепию лжи [ст. 5]. В псалме XLIII: В Господе мы будем радоваться всякий день, и во имя Твое исповедаться во век [ст. 9]. И немного после: Все это пришло на нас, но мы не забыли о Тебе и не солгали завету Твоему. Сердце наше не обратилось назад, и хождение наше не уклонилось от путей Твоих, хотя Ты покинул нас в земле драконов и покрыл нас тенью смертною.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Лк.11:38–40 . «Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?» Объясн. Если бы фарисеи очищали внутреннее как важнейшее, а вместе с тем и внешнее, то Господь не осудил бы их, ибо «кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее» (ст.40). Таинства и обряды Прав. Церкви введены не для внешнего только очищения, но главным образом для действия на внутреннее, на душу: Мф.5:23 ; Ин.3:5 ; Иак.5:14 . Лк.15:22 . «А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги». Объясн. Вот здесь и доказательство в пользу обрядности при известных событиях в жизни семейной и общецерковной: Ин.2:1–5 ; Мф.6:17 ; 2Цар.12:20–21 . Рим.8:9–10 . «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности». Объясн. Здесь под словом «плоть» не обряды церковные разумеются, а греховное состояние человека: Гал.5:19 . Дух Божий живёт в тех, кто покоряется воле Божией и исполняет её: Мф.7:21 ; Иак.1:22 . Исполнители же воли Божией никогда не чуждались установленных обрядов: Лк.22:41 ; Дан.6:10 ; Ин.13:4–5 . Евр.9:9–10 . «Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления». Объясн. Здесь говорится не о христианских, а о ветхозаветных обрядах, которые «относятся только до плоти и установлены только до времени исправления», и потому в христианское время действительно отменены, например, телесное обрезание: Деян.15:24 , и кровавые жертвы: Евр.10:4–5 . Христианские же обряды относятся не до плоти только, но чрез плоть до духа, потому что церковный обряд непременно имеет духовный смысл и духовно удовлетворяет с внешней и внутренней стороны, ибо то и другое сотворено Богом: Лк.11:40 ; если бы все обряды действительно были неугодны Господу, то Он не сказал бы: «оставь дар твой пред жертвенником... принеси дар твой»: Мф.5:24 . Ещё чрез пророка Исаию Господь возвестил, что жертвы обрядовые будут благоприятны Ему: Ис.56:7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010