XXXIX, 7); на то же указывает пророк и в другом месте: людие, ихже не видех, работаша Ми; в слух уха послушаша Мя (Пс. XVII, 44, 45), т.е. не созерцая море разступившееся и камни раздавшиеся, но выслушав моих апостолов. Сказав: тело же свершил Ми еси, пророк еще присовокупляет: тогда рех: се прииду; в главизне книжне писано есть о Мне (Пс. XXXIX, 8). Здесь указывается на два обстоятельства: на то, что Господь придет, и на то, что Он придет тогда, когда будут отменены жертвоприношения; это произошло тогда, как власть над иудеями перешла к римлянам. О пришествии Господа мы находим предсказание у Варуха, который говорит: на земли явися и с человеки поживе (Вар. III, 38). Также Моисей говорит: Пророка от братии твоея, якоже мене, возставит тебе Господь Бог твой, того слушайте по всему. И человек той, иже не послушает словес его, елика возглаголет Пророк оный во имя Мое, потребится от народа своего (Втор. XVIII, 12-19). На ком другом сбылось это, как не на одном Христе? Хотя многие возстали пророки, и хотя всех их иудеи не послушали, но за это ничего не потерпели; а за не послушание Христу, они теперь повсюду влачат жизнь, как блуждающие и безприютные, как беглецы и изгнанники. Посмотри, как они, лишившись гражданства, отеческих законов и обычаев, всюду подвергаются безчестию и посрамлению, наказанию и мучению. А сколько они пострадали при Веспасиане и Тите, этого и сказать невозможно: так бедственная участь их превысила всякое несчастие; так исполнились пророческие слова: и человек той, иже не послушает пророка того, потребится. За то у них превратилось все в пустыню, что они не послушались того Пророка. Что Господь воскресит всех, это предсказал Исаия в следующих словах: воскреснут мертвии, и возстанут, иже во гробех: роса бо, яже от Тебе, исцеление им есть (Иса. XXVI, 19). И не только это он предсказал, но и то, что после крестной смерти Господа деяния Его будут блистательнее, и что по воскресении Его проповедь (евангельская) наиболее распространится. Он был предан своим учеником, связан, оскорблен, поруган, мучен и распят, и не получил бы погребения, если бы это зависело от иудеев; а одежды Его были разделены воинами, и окончил жизнь с подозрением в домогательстве власти, с именем богохульника и возмутителя; - ибо о нем говорили: всяк, иже царя себе творит, противится кесарю (Иоан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

[Бухарев А. М.] О втором псалме//ПрибТСО. Ч. 8. М., 1849. С. 353–403. (Отд. отт.: М., 1849. 53 с.) Автор установлен по указателю к ПрибТСО. [Репьев А. П.] Объяснение псалмов XV и XLIV//ПС. 1866. Т 2. С. 3–13; Т 3. С. 36–47. Автор установлен по «Русскому биографическому словарю». Зусьман П. Опыт объяснения XXXIX псалма//ПС. 1872. Т. 3. С. 361–404. Арсений [Москвин], митр. Киевский и Галицкий. Толкование на первые двадцать шесть псалмов: Из бесед, говоренных в г. Варшаве. Киев, 1873. 633, С. С. Опыт гомилетического толкования сто тридцать шестого псалма//ЧОЛДП. 1889. Ч. 1. Кн. 4. Отд. I. С. 304–322. Внебогослужебное собеседование в неделю блудного сына. Спасский П. Н. Общедоступное объяснение псалмов, наиболее употребительных при богослужении. Вып. 1. Шестопсалмие, или псалмы 3, 37, 62, 87, 102 и 142; Вып. 2. Богослужебные часы: I, III, IV и IX. Вып. 3. Кафизмы: I, II и III. Новгород, 1886–1890. ( 2 1890.) Он же. Псалом пятидесятый покаянный: Общедоступное толкование применительно к церк.-слав. тексту. Новгород, 1890. 16 с. П. К. Изъяснение шестопсалмия//ДЧ. 1891. Т. 1. С. 565–583; Т. 3. С. 123–129; 1892. Т. 1. С. 188–199, 625–629; Т. 2. С. 378–386; Т. 3. С. 73–75; 1893. Т. 1. С. 56–65. Отд. изд.: Казанский П. И. Изъяснение шестопсалмия. 2 М., 1894. 90 с. ( 1 М., 1892. 89 с.) Самарин Ф. Д. Пособие к чтению шестопсалмия. М., 1899. 62 с. Павел (Леднев-Прусский), архим. Размышления при чтении пятидесятого псалма. М., 1894. 14 с. [Отд. отт. из: Братское слово. 1894. 4.] Моно О. Псалом 62-й: Любовь к Богу как живое чувство сердца.../Пер. [с франц.] Ю. Н. Щербацкой. М., 1896. 16 с. [Отд. отт. из: Радость христианина. 1896. Кн. 12.] Антонов В. Г., свящ. Объяснение покаянного 50 псалма. Киев, 1898. 28 с. Казанский П. И. Изъяснение псалма: «Благословлю Господа на всякое время». М., 1901. 54 с. [Отд. отт. из: Радость христианина. 1901. 7, 8/9.] Бандаков В. А, прот. Поучения на 50-й псалом – царя и пророка Давида. Таганрог, 1880. 43 с.; 2 М., 1902. 47 с. Казанский П. И. Благослови, душе моя, Господа!.. [Изъяснение 103 псалма]//ДЧ. 1903. 4. Ч. 1. С. 614–619. Ч. 2. С. 39–49, 246–252, 456–465. Ч. 3. 303–313, 516–528, 626–634. 1904. Ч. 3. 62–79.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Видя это, и Павел воскликнул так: о глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его (Римл. XI, 33). Провидя все это (Давид) и сказал: многа сотворил еси Ты Господи Боже мой, чудеса Твоя. Потом, сказав от лица Христова: всесожжений (и жертвы) о гресе не взыскал еси, он присовокупил: тогда рех: се прииду (Пс. XXXIX, 7, 8). Тогда - когда же? Когда наступит время совершеннейшаго учения; ибо менее совершенному (люди) должны были научиться от рабов Его, а возвышеннейшему и превышающему природу человеческую от Самого Законодателя. Посему-то и Павел сказал: многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, имже и века сотвори (Евр. I, 1, 2). И Иоанн также: закон Моисеем дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть (Иоан. I, 17). Значит, величайшая заслуга закона и в том, что он приготовил природу человеческую для этого Учителя. Потом, дабы ты не подумал, будто (Христос) есть новый Бог и вводит какое нибудь новшество, вот что говорит: в главизне книжне писано есть о Мне (ст. 8). То есть, пророки издревле предвозвестили Мое пришествие, и в самом начале священных книг открыли людям познание о Моем Божестве. 3. Так, когда Бог говорит в начале творения: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. I, 26), то гадательно открывает нам Божество Сына, к Которому он обращает речь. Потом, желая показать, что новое не противно прежнему учреждению, но что была воля Божия и на то, чтобы та жертва прекратилась и на место ея введена была эта (тут было в самом деле стремление к улучшению, а не противоречие и не борьба), Давид к словам: в главизне книжне писано есть о Мне, присовокупил: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех и закон Твой посреде чрева моего. Затем, чтобы изъяснить, в чем состоит воля Божия, он, не упоминая о жертвах, всесожжениях и приношениях, о трудах и тяжких подвигах, говорит: благовестих правду в Церкви велицей (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

4 Быт.4:20 . 5 Быт.4:20 . 6 Быт.4:22 . 7 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия XX//Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. – Т. IV, Кн. I. – М.: Златоуст, 1994. – С. 179, 300. 8 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. – Т.1., — СПб., 1904–1907. – С. 38. 9 Быт.5:29 . 10 Быт.9:20 . 11 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия XX//Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. – Т. IV, Кн. I. – М.: Златоуст, 1994. – С. 300. 12 Быт.10:9 . 13 Быт.25:27–28 . 14 Быт.11:49 . 15 Быт.11:3 . 16 Быт.46:33–34 . 17 Быт.39:21 . 18 Быт.40:4 . 19 Быт.41 . 20 Быт.50:2 . 21 Быт.50:26 . 22 Быт.49:8–12 . 23 Быт.49:22–26 . 24 Быт.49:27 . 25 Втор.10:14 . 26 Пс.23:1 . 27 Быт.2:7 . 28 Исх.30:15 . 29 Булатов С. Древнееврейские монеты. — Киев, 1886. — с. 138; Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т. 1., — СПб., 1904–1907. Репринт – Стокгольм, 1987. — С. 380. 30 Быт.1:28 . 31 Пс.8:6–7 . 32 Лк.12:42 ; Гал.4:2 и др. 33 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне. — Киев, 1910. – С. 12. См. также Коваль Т.Б. «Тяжкое благо». Христианская этика труда. Православие, Католицизм, Протестантизм. Опыт сравнительного анализа. — М., 1994. — С. 26. 34 Быт.21:23 ; 34. 35 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия XXXIX//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IV, Кн. I. – М.: Златоуст, 1994. — С. 430. 36 Быт.17:8 . 37 Быт.23:4 . 38 Быт.23:6 . 39 Быт.23:6 . 40 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия XLVIII//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IV, Кн. II. – М.: Златоуст, 1995. — С. 527. 41 Булатов С. Древнееврейские монеты. — Киев, 1886. — с. 11, 19. 42 Быт.23:16 . 43 Иез.33:23–25 . 44 Втор.5:22 . 45 Втор.5:19 . 46 Втор.5:21 . 47 Лев.25:23–24 . 48 Лев.25:25–27 . 49 Лев.25:10–11 . 50 Лев.25:28 . 51 Лев.25:15–16 . 52 Лев.27:14–15 . 53 Лев.27:16–19 . 54 Библейская энциклопедия. Т. 1 – М: Nb — PRESS, Центурион, АПС, 1991.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

О постановлениях Никейского Собора. CPGS 2120 (1). TLG 2035/3. Рус. пер.: т. 1, с. 399–444. См. также: Евсевий Кесарийский . Письмо к своей пастве. XXXIII, 8: 4 Opitz – 235 288 О Соборах Ариминском в Италии и Селевкийском в Исаврии. CPGS 2128. TLG 2035/10. Рус. пер.: т. 3, с. 92–166. XXXIII [sect. 2 Opitz; PG 26, 752 A] – 216 219 XXXIX [sect. 2–3 Opitz; PG 26, 761 B] – 216 217 Против ариан [кн. I-III]. CPGS 2093. TLG 2035/42. Русю перюЖ тю 2б сю 176–455ю Шб 28 хЗП 26б 69 ФИ – 178 39 ШШб 2 хЗП 26б 149 С – 248 355 ШШШб 62 хЗП 26б 453 И – 248 356 ПС.- Афанасий Великий Диалог с Арием на Никейском Соборе. CPGS 2250. TLG 2035/72. PG 28, 473 C – 248 359 Диалоги с македонианином. CPGS 2285. TLG 2035/99. I, 14 [PG 28, 1313 A] – 247 354 Книга об определениях. CPG 2254. TLG 2035/75. 6 [PG 28, 536 B] – 289 569 Там же – 201 сн . О Троице. CPG 2296. TLG 2035/107. PG 28, 1605 Ä 15–16 – 235 289 Против ариан [кн. IV]. CPGS 2230. TLG 2035/117. Рус. пер.: Творения, т. 2, с. 455–494. IV, 3: 10 Stegmann [PG 26, 472 A] – 235 289 Слово на Благовещение Богородицы. CPGS 2268. TLG 2035/87. 2 [PG 28, 920 B] – 294 596 3 [PG 28, 920 C] – 286 558 5 [PG 28, 924 B] – 288 567 9 [PG 28, 929 В 4–6, 8 sqq.] – 473 73 Там же – 472 63 Сочинение к некоему политику. CPG 2286. TLG 2035/100. Ср. ниже: Пс. – Ефрем Сирин . PG 28, 1397 AB – 118 3 Варсануфий и Иоан, прпп. Руководство к духовной жизни. CPGS 7350. TLG 2851/2. ИАБ IV, 1370–1406 (там же табл. соответствий номеров писем в разных изд. и пер.). В Издательстве Московской Патриархии в серии «Творения святых отцов и учителей Церкви» готовится отред. переизд. 226 [SC 450, p. 144: 45–47 Neyt- Angelis-Noah] – 422 128 Василий Кесарийский (Великий), свт. Рус. пер.: Творения. Ч. 1–7. М., 1845–1848 (ТСО 5–11). Имеются также отдел. репр. разных изд. и переизд. Беседа на «Внемли себе». CPGS 2847. TLG 2040/6. Рус. пер.: ч. 4, с. 30–46. PG 31, 197–217 – 410 60 Беседы на псалмы. CPGS 2836. TLG 2040/18. Рус. пер.: ч. 1, с. 177– 493. XXVIII, 7 [PG 29, 304 B] – 158 110 XXIX, 5 [PG 29, 317 B] – 267 441 XLIV, 5 [PG 29, 400 C] – 279 524 Там же – 278 523

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

438 Orat. XLV in s. Pascha n. 8: τ ατεξουσ " τιμσας... α δδωσει νμον, λην τ ατεξουσ. 441 Orat. XXXVIII n. 4: σπεp ν τ ’Λδμ πεϑνομεν, οτως ν τ Хрιστ ζσωμεν, Χριστ α συγγενμενοι α συσταυρομενοι α συνϑαπτμενοι α συνανιστμενοι. 443 Orat. XXXIX in sancta lumina n.16: το ορανος οδς ’Λδμ χλεισεν αυτ τ α τος μετ’ ατν σπερ α παρδεισον. 447 См. ниже в рассказе об обращении родителя (Orat. XVIII, funebr. in patrem n. 6), где св. Григории говорит, что его отец, не будучи христианином, принадлежал уже по своим добродетелям к христианам, что он был из числа тех, которые «добрыми правами предваряют веру», что он и самую «веру получил в награду за эти добродетели». 448 Orat. XL in S. bapt. n. 32. Γενσϑω σo τ λουτρν μ το σματος μνον, λλ α τς ενος, μ τν μαρτημτων πλησις μνον, λλ α το τρπου διρϑωσις, μ τν προλαβντα βρβορον πολυξτω μνον, λλ α τv πηγην αϑαρτω. 449 Orat. XXVIII funebr. in patr. n. 5. O οδα, πτερον τv αλσασαν ατν χριν πaιvσω πλον, τv ενου προαρεσιν. 453 Ibid. n. 7–12. Τ δ συνεργει μν πρς σωτηραν α λογισμζ ιτ μιpv τv ϑεραπεαν παραδεχμενος, σονεργει δ α νειρατων φις. 455 Ibid. n. 12: ποριναμνη τ τv ψιν... α τv σωτηραν πιταχνουσα. μ τι παραμπεσν μποδο τ λσει α λσ τ σπουδαζμενον. n. 13: Πρσεισε μν τ δ δατος ναγεννσει α ΙΙνεματος, δ ς δμολογομεν Θε τv το ατ Χριστν νϑρπου μρϑωσν τε α τελεωσν α το χοιο πρς τ πνεμα μετϑεσιν α νπλασιν. Сравн. μρϑωσιν ατ Χριστν с Puм. VIII, 29 . 457 Ibid. τ δ πζ ν μσ βος παρασευ τς λλμψεως ν α πρ τς αϑρσεως ϑαρσις σφαλιζομνη τv δωρεν, να τελειτης τ αϑαρτητι πιστευϑ, α μ ινδυνεσ τ γαϑν ν ξει τολμσ μετ τς χριτος... τς διαϑσεως ξα, μεϑ’ ς προσηλϑε τ χαρσματι τς πστεως. 460 Orat. XLIV in novam dominicam n. 8. По случаю праздника говорит: «изменись добрым изменением, но и в таком случае не думай о себе много, но скажи с Давидом: сея измена десницы Вышняго (Пс. 11), παρ’ ο πv νϑρποις τ ατορϑομενον.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Письмо XXXVIII. Тому же    За то благодарим тебя, честной отец, что ты собой дал нам пример прекрасного раскаяния, убедив нас исповедью раскрыть таящиеся в нас мрачные залежи страстей — а она порождает ненависть к коснению в грехе. Ведь мы, воистину, лелеем страсти, воспоминание о которых, после совершения на деле, вызывает отвращение, и любим, будто лук, сосложение со злыми помыслами, после которого глаза души хуже видят добродетель и ведение, покрывшись, как чешуёй, страстными образами видимых вещей. Ведь «смежение зрачка» означает слово «лук», как говорят исследователи исконных смыслов. И, как чеснок, пожираем мы совершение страстей действием, из-за которого ум, исполнившись нечистоты, гнусными речами и повадками дышит на людей смрадом пороков, которых наелся делом. Так научи же, святой отец, как нам отринуть их и полюбить манну — я говорю об умном хлебе Божественного видения, сыплющемся на нас с небес (Исх.16:15), — и сберечь от тления, не запасая на завтра и не откладывая, чтобы не воскипела она червями плотских страстей, загнив от праздности, и не кичась ею напоказ, чтобы не исчезла она, растаяв в тщеславии. Такими вот речами ещё питай нас, твоих учеников, честной отец, и в молитве поручи нас Богу — ведь без твоего посредничества мы не в силах поклоняться Ему.    Этимологизирование в духе платоновского «Кратила»: κρμμυον — лук, κρης μσις — смежение зрачка. — Прим. пер. Письмо XXXIX. Тому же    Щедро питаешь ты, святой отец, и явного нашего, и мысленного человека. Первого снабжаешь тем, что поддерживает телесное существование, душе же подаёшь, что необходимо для возрастания в Духе. Ведь Бог наделил тебя изобилием и того, и другого, благословив вхождение твоё и похождение твоё (Пс.120:8). Вхождением называю я обладание дарованной тебе от Бога благодатью, которую ты преумножил деланием, а исхождением — раздачу другим людям твоего разума, производящую, будто плод, делание надлежащего — теми, понятно, кто воспринял твоё даяние. Письмо XL. Пресвитеру и игумену Фалассию...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

240. Пусть же враг не найдет в тебе своего образа, (пусть не найдет в тебе) ярости и бешенства, потому что в них образ непотребства. Враг же диавол, как лев рыкающий, ищет, кого бы он мог убить (или) кого поглотить (Ср. 1 Петр. V, 8). Да не найдет (в тебе) жадности к золоту, (да не найдет) у тебя скопленнаго в большом количестве (acervos) серебра (или) идолов пороков, да не лишит тебя голоса свободы… Голос свободы — это когда ты можешь сказать: «Придет этого мира князь и во мне не найдет ничего» (Иоан. XIV:30). Итак, если ты уверен в том, что он ничего не найдет в тебе, когда придет испытать (твои мысли и дела), то ты скажи то, что патриарх Иаков сказал Лавану: Изследуй, есть ли у меня что либо из твоего (Быт. XXXI:32). По справедливости блажен Иаков, у котораго ничего из своего не мог найти Лаван! Ибо Рахиль скрыла (принадлежащия ему) золотыя и серебреныя изображения идолов. 241. Итак, если мудрость, вера, презрение к миру (этому), если любовь (gratia) твоя покроет твою неверность, (проявляющуюся в нарушении заповедей), то ты будешь блажен, ибо ты не обращаещь внимания на суету и неистовство ложныя (Пс. XXXIX:5). Разве маловажно — лишить врага голоса, чтобы он не имел данных к обвинению тебя, в чем бы то ни было (ut arguendi te non possit habere auctoritatem)? Итак, кто чужд забот о суетном (non respicit in vanitates), тот и не может быть смущен, а кто прилежит суетному, тот смущается, и притом совершенно тщетно. Что же иное, как не суетность — собирать богатства? Ибо искание тленнаго достаточно уж свидетельствует о суетности (vanum est satis). Пусть ты соберешь богатства, но можешь ли ты знать (наверное), что тебе прйдется владеть им? 242. Разве не суетно, что купец днем и ночью находится в разъездах, чтобы накопить богатства (aggregare possit thesauri acervos), скупает товары, безпокоится о цене, чтобы не пришлось ему продать в убыток, следит за ценами разных рынков (locorum), и вдруг или зависть к его широкой (famosae) торговле понуждает разбойников (к нападению на него) или же сам он, не дождавшись попутнаго ветра, нетерпеливо пускается в поиски за наживой (dum lucrum quaerit) и терпит кораблекрушение? 243.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Агнцы Вассанские, как и весь скот богатых за Иорданских пастбищ, считался лучшим, как видно из указания Псалма XXI, 13 г Иезекииля XXXIX, 18. Виноградная лоза превосходно растет в Палестине (Ср. Чucлa XIII, 24 ; Исаии XVI, 8 др.) Выражение стиха 14-го напоминает слова благословения Иакова о Иуде в Быm. XLIX, II . Оба читаемые нами стиха рисуют в привлекательных красках благоденствие страны и богатство и довольство жителей. 673 (Ст. 15). Стих 15-й переводится западными, а также русскою Библиею для евреев с двумя изменениями; вместо Израиля употреблено весьма редкое имя его Иешурун и вместо слов «стал упрям» употреблено выражение « стал лягаться». Слово Иешурун есть существительное нарицательное, производное от глагола Иашар быть праведным и есть имя даваемое Израилю только в настоящем месте в гл. XXXIII, 5, 26 и в Исаии XLIV, (Еспин, О. Герлах, Альдис Райт в Библ. сл. Смитта с ссылкою на Кимхи). Таргумы, по указанию Райта, всегда передают это слово именем Израиль. Название праведного, даваемое народу, указывает на его призвание и на то, чем он должен был быть. Сопоставление благодеяний Божиих и цели, к которой должен был стремиться Израиль, (выраженной в его имени, праведного) с его упрямством и неблагодарностью вследствие, того, что он пользовался дарами Господними, весьма рельефно должно было рисовать народу в образах грех отпадения от царя своего Иеговы. 674 (Ст. 16–17). Ср. Ucx. XXXIV, 14 я Bmop. XXXI; 16 . Гебраисты передают слово раздражили стиха 16-го в смысле ревности. В прим. 4-м на XXXIV главу Исхода мы говорили, что народ израильский, как впоследствии христианская церковь , часто изображаются в Святом Писании как невесты Господня. (Ср. выраж. Исаии прор. LIV, 5: «Ибо твой Творец есть супруг твой». Ср. также как Eфec. V, 32 ). Стих 17-й поясняет то, что пророки называют блудодейством Израиля: оно есть забвение Бога истинного, для того чтобы, говоря словами пророка Иеремии, (II. 25) «любить чужих, и ходить во след их». Весьма замечательно указание, что жертвоприношения богам языческим суть жертвы бесам, на что указывал впоследствии и Апостол Павел (I Коринф.: X, 20). Шедим – еврейское слово, означающее бесов, значит буквально разрушители (от глагола шадад – опустошать, разрушать; О. Герлах, Еспинъ). – В Пс. 105 , ст. 37–38 употреблено то же выражение, причем по-видимому стих 38-й поясняет его, упоминая немедленно после слова разрушители, что израильтяне проливали кровь невинную, принося детей своих в жертву идолам ханаанским.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

    «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах» (Авв.3:17). Пророку ясно видно, что народ, который убьет Христа, потеряет изобилие духовных богатств, которые, по пророческому обычаю, представляет под видом земного плодородия. Итак, поскольку народ этот заслужил гнев Божий, ибо, не зная правды Божией, захотел установить свою, то далее (пророк) говорит: «Аз же о Господе возрадуюся, возвеселюся о Бозе Спасе моем. Господь Бог мой сила моя, и учинит нозе мои на совершение, и на высокая возводит мя, еже победити ми в песни его» (Авв.3:18-19), т. е. в той песне, о которой нечто подобное говорится в псалме: «И поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему» (Пс. XXXIX:3-4). Итак, тот побеждает в песне Господа, кто поет хвалу Ему, а не самому себе, соответственно выражению: «Хвалящийся хвались Господом» (1Кор. I:31) Но, на мой взгляд, некоторые кодексы, в коих стоит: «Возвеселюся о Боге Иисусе моем», излагают это место лучше, чем те, которые, желая это место перевести по-латыни, не поставили самого имени, сам звук которого нам любезен и приятен. Глава XXXIII. Что в пророческом Духе предсказали о Христе и призвании язычников Иеремия и Софония    Пророк Иеремия принадлежит к числу больших пророков, как и Исайя, а не малых, как прочие, из писаний которых я уже нечто привел. Он пророчествовал, когда в Иерусалиме царствовал Осия, а у римлян Анк Марций, и когда приближалось уже время Иудейского плена. Продолжал он пророчествование до пятого месяца плена, как мы это видим из его писаний. Рядом с ним мы ставим Софонию, одного из малых. Ибо последний сам говорит, что пророчествовал во дни Осии (Соф. I:1), хотя и не указывает, до какого времени. Таким образом, Иеремия пророчествовал во времена не только Анка Марция, но и Тарквиния Древнего, который был пятым царем у римлян. Ибо последний уже начал царствовать, когда случился этот плен. Итак, пророчествуя о Христе, Иеремия говорит: «Дыхание жизни нашей, помазанник Господень пойман в ямы их» (Плач. IV:20), указывая в этих кратких словах, что Христос — Господь наш и что Он пострадал за грехи наши. И в другом месте он также говорит: «Сей Бог наш... явится на земле и будет жить с человеками» (Bapyx:III, 36-38). Некоторые это свидетельство приписывают не Иеремии, а его писцу, который назывался Барухом; но более распространенное мнение считает его Иеремииным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010