См.: Моисеева С. А. Евсевий, еп. Александрийский//Православная энциклопедия. Т. 17. М., 2008. С. 249. См.: Моисеева С. А. Евсевий, еп. Александрийский. С. 249. О сошествии Иоанна Предтечи во ад. Слово на Святую Великую Пятницу Страстной недели отца нашего Евсевия, епископа Александрийского//Апокрифические сказания об Иисусе… С. 107–108. Там же. С. 109–114. Там же. С. 115. Иларион (Алфеев), еп. Христос… С. 117. Kontakia of Romanos, Byzantine Melodist. Vol. I: On the Person of Christ/transl. and annot. by M. Carpenter. Columbia, 1970. P. 218. В CPG находится среди гомилий Пс.-Евсевия Александрийского: CPG. Vol. III. A Cyrillo Alexandrino ad Iohannem Damascenum. Turnhout, 1979. P. 74. 5526. Иоанн Златоуст, свт. В святую и великую Пятницу на святую страсть Господню//Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе: в 12 т. СПб., 1905. Т. 11, кн. 2. С. 911–914. XXXVIII. Hymne du triomphe de la Croix//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 263–311. XXXIX. Hymne de l’adoration de la Croix//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 313–353. XLIII. 4e Hymne de la Résurrection//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 485–541. XLIV. 5e Hymne de la Résurrection//Romanos le Mélode. Hymnes. P. 543–563. Рус. пер.: Ефрем Сирин, прп. Кондак 44//Иларион (Алфеев), еп. Христос… С. 405–410. В этом кондаке ад общается с Адамом. Здесь и далее «ВК» — сокращение от «Великий канон», первая и вторая цифры означают номер песни и тропаря в ней в рамках последования канона на утрене четверга 5-й седмицы Великого поста. Текст канона и связанных с ним текстов приводится по: Службы Великого поста. М., 2010. Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Literatur von Justinian bis zum Ende des Oströmischen Reiches (527–1453). München, 1897. S. 673. Ibid. S. 667. Правдолюбов С., прот. Великий канон святителя Андрея Критского (История. Поэтика. Богословие). М., 2023. С. 279–280. Там же. С. 279. Там же. С. 280. Там же. Mioni E. Romano il Melode. Saggio critico e dieci inni inediti.Turin, 1937.

http://bogoslov.ru/article/6192882

1172 «Венок». С. 17. Ср. также: Уч. Зап. II отд. Имп. Акад. Наук. 1859 (Кн. V. С. XXV). Сопоставление Иннокентия и Филарета с Массильоном и Боссюэ делалось не раз. Ср., например, у Погодина: «Сравнения устарели, но когда читаешь Филарета и Иннокентия, невольно приходят на ум Боссюэт и Массильон» (Москвитянин. 1848. 4.5, отд.З. С. 80). 1177 IX. С. 243–245. «Но се, и книга завета на персях Его! Дерзнем, братие, дерзнем разгнуть сию священную книгу, да увидим и услышим, что речет о нас Господь ( Пс. 84:9 ). О, братие, Он речет мир на люди Своя», так же, возможно, поступал Иннокентий при произнесении беседы на литургии в навечерии Рождества Христова (III. С. 50–63), где содержится толкование Мф. 1:18–23 , и других рождественских проповедей. 1178 О разнобое между языком священных текстов и языком самой проповеди писал еще Погодин (Москвитянин. 1848. Ч. 5, отд. 3. С. 81): «У Филарета церковный язык вошел как-то в меру русского языка, так что их никак уже и не различишь; у Иннокентия церковный язык явственнеее и даже иногда слишком, что делается уже пороком речи». 1184 См. Барсов Н. К истории проповедей и сочинений Иннокентия. Христианское Чтение. 1886. 11–12. С. 752. 1204 Ср. о локальной окрашенности проповедей Иннокентия в рецензии на «Слова к Вологодской пастве» (ЖМНПр. 1843. Ч. XXXIX, отд. 6. С. 148–149). 1205 XI. С. 28–33. «Монастырь стоит на щере, каменной почве, и весною заливается водою; льдинами покрываются крыши» (Барсуков Η. П. Жизнь Погодина. Т. VI. С. 204–205). 1215 IV. С. 235. Ср. о «языках огненного цвета», «огнецветных языках», а не огненных (IV. С. 153). 1221 Заметим, что Иннокентий любит игру света и тени, без красок. Ср. о тени Церкви (IV. С. 213), тенях нечестия (IV. С. 185), о молниях в ночном мраке (VI. С. 180). Характерны для Иннокентия размышления о светлом и темном круге празднеств (IV. С. 328), о «богосветлом круге Пятидесятницы» (IV. С. 92), слова о «светлых» (III. С. 83) «светоносных» тайнах (III. С. 92). 1234 IX. С. 76. Ср. в день отдания Пасхи: «Многие из нас, без сомнения, паки удостоятся видеть и воспевать воскресения день; а некоторые, – и это так же не подлежит сомнению, – будут праздновать, если окажутся достойны, следующую Пасху уже в невечернем дни Царствия Христова» (X. С. 155).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Чтение Слова Божия рассматривается Церковью как один из способов богообщения. Благоговейное чтение Священного Писания не только дает нам знание о Боге, но, отчасти, знание Самого Бога, т. е. в некоторой мере приобщение к Нему 105 . Поэтому подлинное знание того, что Бог нам открывает через Священное Писание, есть не то знание, которое приобретается при критическом исследовании, а то, в которое человек входит под действием Святого Духа 106 , и только Святой Дух дает душе это знание. Можно согласиться со словами свт.  Иоанна Златоуста : Даже один вид этих книг делает нас более воздержанными от греха… Если же присоединится и внимательное чтение, то душа, как бы вступая в таинственное святилище, очищается и делается лучшею, так как с нею беседует Бог через эти Писания (Слово 3 о Лазаре) 107 . По мысли прп.  Макария Египетского , приступая к чтению Священного Писания, человек встает перед ответственностью правильно воспринять послание Божие, так как Слово Божие – это «небесный дар», который уверовавшие просили и получали, и если человек не просит и не принимает его, то будет повинен в том, что не захотел принять дар жизни от Бога, т. е. Христа (Беседа XXXIX) 108 . По словам книги Премудрости Соломона, «В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» ( Прем. 1:4 ). Следовательно, для успешного изучения Слова Божия необходимы непорочность сердца и святость жизни. Для православного христианина, живущего духовной жизнью, естественно как можно чаще задумываться о Священном Писании. Свт.  Григорий Нисский , вероятно, вдохновляемый словами царя Давида «о законе Его размышляет он день и ночь» ( Пс. 1:2 ), так описывал свое отношение к Библии: когда я ложусь, я думаю о Слове Божием. И забываясь во сне, я думаю о нем же. И просыпаясь и бодрствуя, не отнимаю ум от живительной влаги Божественных Словес 109 . При таком живом, активном общении с Богом посредством Священного Писания человек, по мысли свт.  Филарета (Дроздова) , может «дойти до чистого состояния духовного, до спасения души, до славы чад Божиих» (Слово в день обретения мощей святителя Алексия, 1841 г.) 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

—177— Афанасия, напр. к епископам Египта и Ливии против Ариан и др. Сам Афанасий в ответном послании к Иовиану о вере говорит о μαθεν πα μν τν τς καθολικς κκλησας πστιν, употребляя термин в значении православности (ibid. I. 780). Ср. Дидима Алекс. к 1Пет. 1:1 : Petrus scribit eis, qui in totius orbis dispersionem morabunt (Migne XXXIX. 1755). Златоуст Hom. CV ed. Paris. V, 682 называет церковь οκουμενικν, зная древнее значение термина, как видно из толк. на Пс. СХ. π τν καθολικν π τ μερικ μετγειν λγον ib. 720. Ясно в значении „православный“ термин употреблён у Августина, как название христианина: egerunt legibus publicis, ad judices venerunt, dixerunt se catholicos, ut possent excludere haereticos. Quare te dicis catholicum, ut excludatur haereticus et nou potius es catholicus, ne sis exclusus haereticus? (Iu Psalm. LXV1I). Ещё точнее в значении „совершенный“ (=ортодоксальный, святой) и „вселенский“ термин объяснён в De Genesi ad litteram liber imperfectus § 4 Migne XXXIV. 221: constitutam ab illo (Spiritu Sancto) matrem ecclesiam, quae catholica dicitur ex eo, quia universaliter perfecta est et in nullo claudicat, et per totum orbem diffusa est. В таком же смысле говорит Юстинианов Кадекс 1, 1: De Summa Trinitate et fide catholica (православной и всеместной): cunctos, hanc legem sequentes christianorum catholicorum nomen jubemus amplecti. В Базиликах: τ τν χριστιανν καθολικν νομα κελεομεν νοσθαι ср. πστις κ., – τος ρθοδξοις πισκποις... καθολικ κκλησα πσης τς οκουμνης, – κ. θρησκεα, – γα το θεο κ. κα π. (1–5 Heimb. 1. 1–3). Cp. Katteribusch, Das Apostolische Symbol, II Bd. 917–927: приводит ещё выражение Гилария (к Псал. 64 ) „ecclesiastica religio“, где вместо первого термина автор мог поставить „catholica“. Также А. Harnack, Lehrbuch der Dogmengeschichte, и Bd 3 Aufl. 371 flg. Anmerkung 1 указывает между многими из вышеприведённых цитат также и на Иринея, Против ересей III, 12. 2 Stieren 501–502, по которому Валентиниане, по-видимому, называли православных католиками: hi (qui а Valentino sunt) ad multitudinem propter eos, qui sunt ab Ecclesia, quos communes ecclesiasticos ipsi dicunt, inferunt sermones, per quos capiunt simpliciores. Если в подлиннике стояло καθολικος κκλησιαστικος или, по другому чтению, κ. κα ., то получается возможность

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что значит терпети о Господе (на ст. 22—23)     Филарета, Митроп. Московского     И послаша Варнаву преити даже до Антиохии: иже пришед и видев благодать Божию, возрадовася и моляше всех изволением сердца терпети о Господе (22, 23 ст.) .    Когда святые апостолы, находясь в Иерусалиме, услышали, что в Антиохии не только иудеи, но и язычники начали принимать веру во Иисуса Христа: тогда они, для удостоверения, как должно полагать, в сем вожделенном событии, а в случае подлинности оного и для утверждения верующих, из среды себя послаша Варнаву прейти даже до Антиохии.    Святой Варнава, пришед в Антиохию и видев благодать Божию, то есть по благодати Божией принятую и содержимую антиохиянами веру Христову, возрадовася. Велика была радость святого Варнавы особенно потому, что, сверх чаяния, вновь приняли веру Христову и язычники; великая и то радость, когда вера, давно принятая, верно сохраняется; ибо, как есть препятствия насаждению вновь веры Христовой, так есть препятствия и сохранению ее в первоначальной чистоте и силе, хотя, впрочем, она может победить и те и другие.    Посему и святой Варнава не совершенно предался радости верующих, но и заботился о них, и моляше всех изволением сердца терпети о Господе.    Что значит терпети о Господе? С мыслью о терпении всего сроднее мысль о бедствиях и страданиях. Посему терпети о Господе значит великодушно переносить бедствия и страдания за веру в Господа. Подлинно, сей род терпения заповедует Господь наш, когда говорит Своим последователям: предаст брат брата на смерть, и отец чадо: и восстанут чада на родители, и убиют их. И будете ненавидимы всеми имене Моего ради: претерпевый же до конца той спасен будет (Матф. X:21, 22). Так терпели о Господе святые мученики!    Но как Господь обещает спасение только претерпевшему до конца; мученичества же прекращаются, почему и терпение сего рода престает, то нужно далее изыскивать, что значит терпеть о Господе, хотя бы не было бедствий и страданий, испытующих терпение. В слове Божием находим, что терпеть Господа иногда значит прилежно и неослабно молиться, доколе не умилостивим Бога и не будем услышаны. Сие видим в Псалмопевце, который говорит: терпя потерпех Господа, внят ми, и услыша молитву мою (Пс. XXXIX:1) Еще же и вообще люди мужественные и постоянные в подвигах благочестия называются терпящии Господа, что можно видеть в следующем изречении: терпящий Господа изменят крепость, окрилатеют аки орли, потекут и не утрудятся (Ис. XI, 31). Все сии роды благочестивого терпения, или, одним словом, постоянство в вере, заповедовал святой Варнава христианам антиохийским, когда молил их, не только по нужде, по требованию обстоятельств, но изволением сердца терпети о Господе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Действительно ли Ориген учил всему, в чем обвиняет его св. Епифаний – это отдельный вопрос 210 . В его антиоригенистских эскападах «истина соседствует с многочисленными ошибками» 643 . Действительно ли все то, что кажется Епифанию в Оригене еретическим, еретично – тоже вопрос, требующий особого разговора 211 . Но в чем Епифаний (и – в данном случае – Иероним) не обвиняет Оригена – так это в проповеди переселения душ. Нельзя также не заметить, что в IV столетии и никто из оригенистов не проповедует метемпсихоз. Мы уже видели, как отвергалась идея переселения души защитником и учеником Оригена – Руфином 212 . Отсутствует идея переселения душ и у таких христианских (неканонизированных) авторов, как Евагрий Понтийский († ок. 400) и Гай Марий Викторин (сведения отсутствуют после 362 г.). С Оригеном и с гностиками их роднит идея предсуществования душ. Но у них хватает духовного, богословского и философского такта, чтобы не перенимать у Платона (или у Оригена) идею реинкарнации. И Дидим Слепец († 395) разделяет предположение Оригена о предсуществовании душ. Но предсуществование душ не есть “перевоплощение душ” 213 , и последняя идея Дидимом отрицается: “Не следует обращать внимание на мифотворчество о переселении души” (Толкование на Пс. 34,17 .//PG XXXIX, 1332). По выводу А. И. Сидорова, “никакими определенными свидетельствами, позволяющими говорить о существовании “еретического оригенизма” в IV веке, мы не располагаем” 644 . Итак, ученики (к их числу добавим св. Григория Чудотворца, св. Григория Нисского, св. Иоанна Златоуста), многое почерпнув из наследия Оригена, не взяли у него идею переселения душ. Это означает по крайней мере, что Ориген сам весьма сдержанно относился к этому мифу, не используя реинкарнационную модель для разрешения всех тех богословских и экзегетических вопросов, которые он поднимал в своих многочисленных книгах. Идея миграции душ была все же столь эпизодична для его творчества, что многие поколения ортодоксальных богословов могли спокойно и уважительно пользоваться его наследием, отнюдь не разделяя при этом гипотезы о трансмиграции.

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Итак вступи на путь сей бодро и отважно,  с надеждою и упованием на помощь Всемогущего. Сего ради и вручается тебе сей пастырский жезл, как знамение силы и крепости от Святого Израилева, и в твое подкрепление, и в охранение твоей паствы от волков окрест блуждающих, а иногда и в среду самого стада вторгающихся. XXXVIII. Речь, произнесенная в Святейшем Синоде Архимандритом Герасимом, при наречении его во Епископа Старорусского, Викария С.-Петербургской епархии, 7 Марта 1863 года Богомудрые Архипастыри и Отцы! Премилосердый Господь, чрез вашу святыню и Августейшего Монарха, призывает меня к новому званию и служению. Нет сомнения, что это потребует от меня обширной и разнообразной деятельности и — нелегких для немощи моей — подвигов. Однако с безусловною покорностию отзываюсь я на глас Божий, повелевающий мне быть — домостроителем Божиим (Тим. 1:7) и образцем для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим. 4:12 ); потому что, в течении жизни моей, неоднократно уже слышался мне глас Божий, призывающий меня к служению святой Церкви. И внял я сему гласу еще там, в родной мне Сибири.… Слышу его и здесь, среди вас, святители Божии; и потому не могу и не смею теперь не сказать на призыв Господа, что сказал Самуил, вразумленный и когда первосвященником Илием: глаголи, Господи, яко слышит раб Твой ( 1Цар. 3:10 ). Говорю это, и покоряюсь судьбе моей, исходящей, как чувствую и сознаю, от лица Господня ( Пс. 16:2 )… He малым ободрением для слабости моей и вполне сознаваемого недостоинства служит то, что не один, не без руководства, буду проходить это многотрудное поприще служения: по устроению Божию, мне дается, в лице первенствующего в священном сонме вашем Иерарха, — мудрый и опытный руководитель, довериться коему, как архипастырю благостному, тем для меня будет легче, чем глубже, по милости Божией, утверждено во мне сознание служебного долга и благотворности послушания. Смиренно уповаю, что благодать Господа нашего может, по рукоположении вашем святительском, открыться и во мне  как в других избранных сосудах, обильно, с верою и любовию во Христе Иисусе ( 1Тим. 1:14 ), и таким образом соделать меня, недостойного, — непостыдным служителем и строителем таин Божиих. Еже и буди мне — молитвами вашими… XXXIX. Речь, сказанная Святейшему Синоду Архимандритом Иларионом, при наречении его во Епископа Черногорской и Бердской областей, 17 Мая 1863 года

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

Текст молитвы Вечерни (взятый из Пс. 54,18 ): «Вечером и утром и в полдень я сетую и трепещу» – несомненно, намек на это исполнение молитвы три раза в день. 277 Traditio Apostolica, 35 (В. Botte, Sources Chrétiennes,. 11, p. 68–71). Ср. также Les heures sacrées du N.T., La Maison-Dieu, 64 (1960) p. 29..., и A. Hamman, Le rythme de la prière chrétienne ancienne, ibidem, p. 6... 278 Барб. 336: греческий текст с французским переводом см. в Or. Chr. Рег. XXXIX (1973) р. 46; Дмитриевский, с. 38... 279 Ср. A.Z. Idelsohn, Jewish Liturgy and its Developpment, New York 1967, вся III гл.: Worship during the second Temple, c. 16 и слл. 281 Ср. нашу гл. III. прим. 70. И. Фунтулис в книге «Н εκοστετρωρος κομητος κολουθα» (Афины 1963) идентифицирует богослужение акимитов со службой 24 часов дня и ночи рукописей: Париж гр. 331 (XI в.). Лимон 295 (XII в.), Афины 7 ( Χ– ΧΙ вв., рукопись, которой он посвятил также исследование о «великих часах» Великих Четверга, Пятницы и Субботы, изд. в Университете в Фессалониках, 1964). Автор сличает также Син. гр. 864 и 868, как и другие рукописи эфиопской, мозарабской и галликанской традиций; мы не знали об этой работе до издания статьи об Утрене; мы должны были иметь ее в виду в нашей гипотезе о богослужении акимитов в храме Святой Софии. 284 Ср. J. Mateos, Loffice monastique à la fin du IV e s., Antioche. Palestine, Cappadoce, Oriens Christianus, 47 (1963) p. 53–88. 286 «Тритоекти» посвящен первый том собрания богослужебных текстов, прежде всего архаических, называемое Κεμενα Αειτουργικς, издаваемое профессором Фессалоникийского университета И. Фунтулис " ом; собрание насчитывает уже десять отдельных выпусков, пять других подготавливаются. Автор, отправляясь от описания, данного Симеоном Солунским , и по рукописям Барб. 336, Синай 956, 957, 961 и из Типикона Великой Церкви Хуана Матеоса восстановил полный чин этой службы: тексты и рубрики. Мы только с признательностью можем принять это издание и отсылать к нему нашего читателя относительно текста молитв, который является, исключая некоторый незначительный вариант в названии молитв, текстом из Барб.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Со всею ясностью термин определяется в применении к Церкви у Кирилла Иерус. Catech. XVIII. 23. Migne 33. 1044: «каноническою ( церковь ) называется потому, что находится во всей вселенной, от концов до концов земли, – и потому, что учит кафолично (ортодоксально или православно) и без недостатков всем догматам, долженствующим прийти в познание людей, о предметах видимых и невидимых, небесных и земных, – и потому, что подчиняет благочестию род человеческий, князей и начальников, мудрецов и простецов, – и потому, что сообщает всеобщее лекарство и исцеление от всякого рода грехов, совершаемых душою и телом, – в ней приобретается всякий вид добродетели, в словах и делах и всяческих духовных дарованиях». Замечательно другое место, где Кирилл употребляет термин о послании Апостольского Собора Деяний XV главы: κα γρφουσιν ο πστολοι κα ο πρεσβτεροι πσι τος θνεσι κаθολικν πιστολν в Catech. IV. 28 (Migne gr. XXXIII. 492). Сравнение обоих мест дает видеть процесс преобразования и развития идеи, так как её древнее значение уцелело еще в γρφουσιν ο πστολοι κα ο πρεσβτεροι, но оно уже ослаблено рядом стоящим πσι τος θνεσι=γκκλιος – а в первом месте растворено в частных понятиях «вселенскости», «ортодоксальности», «святости» и «всеобщности лиц и предметов». Точно такое же двойственное отношение к термину находим у псевдо-Афанасия Quaest XXXVII: de parabolis scripturae: « церковь называется кафолическою потому, что она распространена по всему миру». По ed. Paris. 1698 г. II. 316: διατ κκλησα καλεται κκλησα κα διατ καθολικ? – κκλησα μν δι τ πντας κκαλεσθαι, καθολικ δ – διτι καθλου το κσμου κεχυμνη πρχει. Но в числе псевдо-афанасиевских сочинений есть καθολικ επιστολ τος κατ τπον δελφος ντιποιουμνοις πστεως κα σωτηρας, κα ος κατ ιγυπτον, κα Συραν κα Κιλικαν, κα Φοινκην, κα ραβαν ρθοδξοις πισκποις θανσιος κα ο συνεπσκοποι (ib. 29), где термин, по-видимому, взят в древнем смысле соборности, так как послание пишется от Афанасия и соепископов. Возможно, впрочем, и значение γκκλιος, как называются послания Афанасия, напр. к епископам Египта и Ливии против Ариан и др. Сам Афанасий в ответном послании к Иовиану о вере говорит о μαθεν πα μν τν τς καθολικς κκλησας πστιν, употребляя термин в значении православности (ibid. I. 780). Ср. Дидима Алекс. к 1Пет. 1:1 : Petrus scribit eis, qui in totius orbis dispersionem morabunt (Migne XXXIX. 1755). Златоуст Hom. CV ed. Paris. V, 682 называет церковь οκουμενικν, зная древнее значение термина, как видно из толк. на Пс. СХ. π τν καθολικν π τ μερικ μετγειν λγον ib. 720.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

что их жертвы и священство прекратились, и уже не будут возстановлены в прежнее состояние. Кто говорит об этом? Дивный и великий пророк Давид. Желая показать, что одна жертва имеет быть отменена, а введется другая, он сказал так: много сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Возвестих и глаголах (Пс. XXXIX, 6). Замечай мудрость пророка. Сказав: многа сотворил еси Ты Господи Боже мой, чудеса Твоя, и изумившись чудным делам Божиим, он ничего не говорит нам ни о видимой твари, - о небе и земле, о море, воде и огне, ни о дивных чудесах, совершившихся в Египте, ни о других подобных знамениях, но что называет дивным? Жертвы и приношения не восхотел еси (ст. 7). Что говоришь, скажи мне; это ли дивно и чудно? Никак, говорит. Просвещенный свыше, он пророческими очами видел не это одно, но и обращение (к вере Христовой) язычников, - как они, преданные (ложным) богам, поклонявшиеся камням и бывшие хуже безсловесных, вдруг прозрели и познали Владыку всех, и, оставив скверное служение демонам, стали совершать чистое и безкровное служение Богу; видел еще, что не только язычники, но и иудеи, из более простодушных, оставив жертвы и всесожжения и прочие чувственные обряды, обратились к нашему любомудрию; и размыслив о неизреченном человеколюбии Божием, превосходящем всякий ум, и изумившись тому, какая произошла перемена в делах и как Бог преобразил все, как людей из демонов сделал ангелами и ввел (между ними) образ жизни достойный неба (а все это сбылось тогда, когда была отменена древняя жертва и введена другая жертва тела Христова), - изумившись и удивившись этому, (пророк) сказал: многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя. А (чтобы показать), что он произнес все это пророчество от лица Христова, Давид к словам: жертвы и приношения не восхотел еси, прибавил: тело же совершил ми еси, разумея тело Владычнее, общую за вселенную жертву, которая очистила наши души, разрешила грехи, уничтожила смерть, отверзла небеса, показала нам многия и великия надежды и все прочее устроила.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1048...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010