Оставляя в стороне немногие миниатюры со сценами чудесной жизни Иисуса: Преображения (л. 88 об., Пс.88:13 ), Умножения хлебов, Утишения ветра и моря ( Пс.88:10 ), Исцеления болящих ( Пс.101:4 ), Изгнания из храма торгующих, беседы с Самаритянкою (л. 33, Пс.35:10 ), при которой также присутствует Давид, – и др., обратим внимание на миниатюры Страстей, которым рисовальщик посвятил особенно много рисунков. «Страсти» всегда занимали собою миниатюристов, и сам ряд сцен этого содержания целиком сложился в лицевых рукописях. В самом деле, монументальное искусство в древнюю эпоху знает лишь очень немногие сюжеты из Страстей Господних, как видно в равеннских мозаиках церкви св. Аполлинария Нового, иллюстрирующих Евангелие. Вот почему композиции этих сюжетов в мозаиках св. Марка в Венеции явно копируют мелкие оригиналы миниатюрного производства и отличаются в подробностях сильным натурализмом, позднее присущим именно этому производству. В миниатюрах Хлуд. Псалтири многие сцены отличаются жизненною и историческою правдою, но общий характер их слишком вспоминает старые схемы и набросан поверхностно. Так, в первой миниатюре этого ряда – Умовение ног на Вечери (л. 50 об., Пс.50 ), Христос (надпись: νηπτρ) является в одном хитоне и подвязан передником, согласно с своим служением и самым текстом. Следуют сцены: Моления Христа (т. 68, 10), беседы с Петром (л. 37 об., Пс.38:2 ), изображение Петра кающегося, пред петухом (л. 38 об., Пс.38 ); двух лжесвидетелей на Христа перед судом ( Пс.34:11 , л. 31 об.); уговора Иуды с старейшинами ( Пс.40:8 , л. 40 об.); взятие Иисуса воинами, в двух миниатюрах: одна представляет воинов павших ( Пс.35 , л. 33 об.), другая (Пс. Исаии, 38, 10, л. 38) – Исаию пророчествующего и Христа, уводимого воинами ( Пс.55:7 , л. 51 об.) и пр. Ближайшая характеристика этих рисунков заключается в близости с изящными античными эскизами упомянутых равеннских мозаик. Напротив того, две миниатюры Тайной Вечери дают двоякий, исторический и символический перевод этого сюжета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

У самого Давида Он прямо назван «Христом и достопокланяемым Богом» 322 ; при чем Давид, «ожидая пришествие Его, воспевал» оное 323 , и «со слезами и сетованием говорил: «кто даст от Сиона спасение» ( Пс.13:7; 79:18–19 ) и молился сими словами: «Господи, при­клони небеса и сниди» ( Пс.143:5 ) 324 . По словам св. Ипполита Римского , Давид, «поя нечто пророчески об истинном Христе ясно предвозвестил все, что сделано было Ему от Иудеев во время (Его) страдания» 325 . Сам же «пророк (Давид) столько был привержен ко Христу, что говорил: «что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех на земли?» ( Пс.72:25 ), т. е. из всего горнего и дольнего ничего не желаю, кроме Тебя единого» 326 . По мнению св. Афанасия Великого , все то, что со­вершено по домостроительству, как то: рождение от Девы, чудотворения, восшествие на крест, домостроительственно-восприятую смерть, воскресение из мертвых, восхождение на не­беса – все это Давид называет «шествиями Божиими» и о сих­-то шествиях говорит он, что они сделались «явными» ( Пс.67:25 ) 327 . Поэтому, благодаря Бога за то, что Он «удостоил (его) такой чести, что открыл (ему) Сына Своего и сделал Его ведомым» для него, Псалмопевец словами: «безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси» ( Пс.50:8 ), по тол­кованию св. Иоанна Златоуста , как бы так говорит: «я по­знал, что Ты имеешь Сына, принявшего естество человеческое, и я возвестил вселенной крест, погребение, нисшествие (с неба), воскресение Его, сказал о суде Его, об избрании Апо­столов, об отвержении Иудеев, о седении Его одесную Тебя» 328 . «Узнаете (же все это) о Христе, – замечает Св. Отец в дру­гом месте, – в Давидовой книге (Псалмов)» 329 . «Сводя все черты, которыми изображается Мессия в Псалтири», – го­ворит о. (ныне Преосвященный Никанор) Каменский – «можно приблизительно представить образ Мессии в сле­дующем виде: воспринявши человеческую природу от цар­ственного семени Давида и Соломона ( Пс.44:17, 18; 71:1 ), Мессия сойдет на землю тихо и незаметно ( Пс.71:6 ), и явится, во-первых, благовестителем о Боге, Его истинности, милости и правде ( Пс.21:23, 25; 39:10, 11; 68:31 ), о Самом Себе ( Пс.2:7–10 ) первоначально среди Своих братий – семени Иакова и Израиля ( Пс.21:23–24 ), а потом – и в более великом собрании ( Пс.39:10, 11; 21:26 ), откуда потом разнесется Его проповедь по всему миру и чрез преемство – в роды грядущие ( Пс.21:31, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Часто святитель объясняет цитаты Ветхого Завета посредством Нового. Например, толкуя Пс.8:2–3 , он использует тот факт, что Христос цитирует Пс.8:3 во время Своего входа в Иерусалим ( Мф.21:16 ). Свт. Кирилл приводит отрывки из Ин.12 и Мф.21 , описывающие этот же евангельский эпизод. Он заключает, что Давид в восьмом псалме предвидит Сына, вочеловечившегося и воссевшего на осленка, восхищается Его Воплощением и обращает к Нему свою молитву 16 . Следует учитывать тот факт, что «Толкование на Послание к евреям» является, прежде всего, полемическим сочинением. Поэтому экзегеза святителя часто имеет целью опровержение тезисов оппонентов. Рассмотрим экзегетический метод свт. Кирилла на примере его толкования стихов Евр.2:6–9 , цитирующих и комментирующих Пс.8:5–7 . Святитель толкует эти стихи в двух фрагментах. Первый фрагмент 17 , кажется, не имеет полемической направленности. В нем святитель представляет сначала «резюме веры», задающее рамки для истолкования последующих стихов. Первый человек был создан Богом по Своему образу и подобию. Он получил великую честь и повеление господствовать над творениями. Но из-за преступления Адама человеческая природа заболела. Вследствие греха Адама человек был лишен своего блаженного состояния, утратил Божественную славу, первоначальные блага и стал тленен. Однако Христос спас человечество и сделал возможным для человека вернуть утерянные блага. На основании такого введения свт. Кирилл осуществляет антропологическую экзегезу Пс.8:5–7 . Согласно ему, в Пс.8:5 св. пророк Давид удивляется тому, что Бог посещает человека, хотя человек произошел от земли и не имеет большого значения. В Пс.8:6 показывается, согласно святителю, что человеческая природа была создана низшей по отношению к ангельской природе. Тем не менее, Бог даровал человеку честь и славу ( Пс.8:6 ) и назначил его главой всего творения ( Пс.8:7 ). Однако в Евр.2:8 говорится, что мир еще не покорен человеку. Из этого святитель заключает, что св. апостол Павел дает эсхатологическую экзегезу Пс.8:5–7 , которую он именует «мистической» (ξγησιν μυστικν) 18 . Следуя этому указанию автора «Послания к евреям», свт. Кирилл ищет другой момент (καιρς) для истолкования Пс.8:5–7 19 . Таким образом, святитель толкует Пс.8:5–7 через призму Евр.2:8 . Он заключает, что св. пророк Давид и апостол Павел («тайноводцы») говорят об эстатологической эпохе. Итак, свт. Кирилл не осуществляет христологическую экзегезу Пс.8:5–7 , как это делает, очевидно, сам автор «Послания к евреям» в Евр.2:9 . Для святителя в Евр.2:9 речь идет о восстановлении человеческой природы Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Пс. 69, 2-3. 23 Пс. 113, 9. 24 Монахиня Амвросия (Ключарева) – бывшая помещица, владелица имения близ деревни Шамордино, где трудами преп. старца Амвросия была устроена женская Шамординская обитель. 25 Лк. 21, 19. 26 Пс. 33, 20. 27 Пс. 31,10. 28 Пс. 59,9. 29 Мф. 7, 5. 30 Пс. 69, 3-4. 31 Пс. 91,8. 32 Пелынь, пелунь и пелун – полынь. (См. Даль В. И. Толковый словарь... Т. 3. С. 29.) 33 2 Кор. 12, 10. 34 Пс. 31, 10. 35 Пропущены зачеркнутые в рукописи слова, которые не удалось восстановить. 36 Преп. Моисей (Путилов) (15/28.01.1782 - 16/29.06.1862) - оптинский старец. 37 Ср. Пс. 67, 14: ...криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата... 38 Ин. 1,1. 39 Рим. 13, 7. 40 Притч. 9, 8. 41 Ср. Притч. 9, 7: Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличали же нечестиваго порочна сотворит себе... 42 Скобелев Михаил Дмитриевич (17/29.09.1843 - 25.06/7.07.1882) -русский военачальник, полководец, герой Плевны, освободитель балканских славян в русско-турецкой войне 1877 – 1878 гг. С его именем связано также присоединение Туркестана (Средней Азии) к России. 43 Пс. 74, 3. 44 Ср. Ин. 10, 38: ...Мне не веруете, делам (Моим) веруйте... 45 Евр. 13, 8. 46 В рукописи зачеркнуто. 47 См. 1 Кор. 13, 4: Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится... 48 Юлиан Отступник – римский император (361 – 363). Род. в 331 г. Убит в 363 г. 49 Мф. 25, 36. 50 Пс. 38, 9 - 10. Борится – по-видимому, от церк.-слав. «борити» – воевать, нападать. 51 Пс. 37, 13. 52 Вода из древнего колодца, найденного старцем преп. Амвросием летом 1891 г. при обустройстве им Рудновской дачи [бывшее владение покойной м. Амвросии (Ключаревой)] в Шамординском монастыре. «К этому колодцу батюшка посылал потом некоторых больных обдаваться из него водою, также раздавал из него воду и глину, которые оказались целебными» (Агапит (Беловидов), архим. Житие преп. Амвросия, старца Оптинского. С. 454). 53 Иак. 2,10. 54 Свт. Иоасаф (Иоаким Горленко), еп. Белгородский (1705 — 1754). Канонизация и открытие мощей святого состоялись 4.10.1911. 55

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

b) Катена кодекса Vat. Reg. gr. 40, XIII в. (CPG. C. 22; тип IX), использует в качестве источников две К.: выборку из «Первой палестинской катены» (источник 2 (в порядке расположения в тексте) для Пс 1-36. 8; отсутствует для Пс 11, 21, 31; источник 1 для Пс 51-150); в части Пс 51-76 рукопись является лучшим свидетелем для реконструкции утраченного текста «Первой палестинской катены»; выборку из катены кодекса ГИМ. Син. греч. 194. Кроме того, Vat. Reg. Christin. gr. 40 содержит ряд фрагментов некатенарного происхождения, в частности из «Большого комментария на Псалмы» прп. Исихия Иерусалимского (в части Пс 21-31 - лучший свидетель текста; см.: Dorival. 1975. P. 1985-2024). c) Катена на Пс 1. 4-151 кодекса Vat. gr. 2057, XI в. (CPG. C. 15; тип II). Э. Мюленберг полагает, что катена Vat. gr. 2057 и «Вторая катена Феодорита» зависят от одного источника, в к-ром к толкованиям блж. Феодорита прибавлена какая-то др. катена, состоящая из схолий Евсевия Кесарийского (под именем свт. Василия Великого), фрагментов «Большого комментария» прп. Исихия Иерусалимского (CPG, N 6554), парафраза «Первой палестинской катены», а также извлечений из комментариев святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, Феодора Мопсуестийского, схолий прп. Исихия (CPG, N 6553 и 6552 (под именем прп. Ефрема Сирина)) и Евагрия Понтийского ( M ü hlenberg. 1978. Bd. 3. S. 14, 22). По мнению Дориваля, катена из Vat. gr. 2057 намного более сложная, она использует в качестве источников не менее 7 других К., в различной степени представленных в разных частях Псалтири: «Вторую катену Феодорита» (почти все псалмы); «Первую палестинскую катену» (Пс 76-78; возможно, ряд др.); «Вторую палестинскую катену» (Пс 77. 78); «Третью палестинскую катену» (Пс 1, 11, 50 и др.); парафраз «Первой палестинской катены» (Пс 50, 77, 78, 101, 118, 131; возможно, др.); комбинацию «Второй...» и «Третьей палестинской катены», а также коллекцию схолий свт. Афанасия (Пс 51, 76, 77); выборку из катены кодекса Vat. gr. 754 (Пс 91-100). Материал этих К. дополнен в Vat. gr. 2057 фрагментами «Большого комментария на Псалмы» прп. Исихия Иерусалимского и рядом отрывков некатенарного происхождения ( Dorival. 1975. P. 2025-2077).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Ефрем Сирин ) (166: 355, 366). Свт. Тихон Задонский приводит из Ветхого и Нового Заветов пути достижения блаженства: «Не тое есть истинное блаженство, которое люди по слепому разуму мнят и утверждают, но тое, которое словом Божиим, которое есть правило и зерцало нашего разсуждения и христианскаго жития, поставляется и утверждается. Послушай убо, душа грешная, кому оно приписует блаженство. Глаголет оно: “Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!” ( Пс. 1: 1, 2 ). “Блаженны все, уповающие на Него” ( Пс. 2: 12 ). “Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!” ( Пс. 31: 1 ) 89 . “Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе” ( Пс. 32: 12 ). “Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь” ( Пс. 40: 2 ). “Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих” ( Пс. 64: 5 ). “Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя” ( Пс. 83: 5 ). “Блажен человек, которого сила в Тебе” ( Пс. 83: 6 ). “Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим” ( Пс. 93: 12 ). “Блаженны хранящие суд и творящие правду во всякое время!” ( Пс. 105: 3 ). “Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его” ( Пс. 111: 1 ). “Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его” ( Пс. 118: 1, 2 ). И Христос, праведный судия, ублажает: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах” ( Мф. 5: 3 –12 ). Таковыя же блаженства и подобныя и на прочиих Святаго Писания местах видим. Видишь убо, что слово Божие не богатых, славных и в веселостях века сего находящихся ублажает, но поучающихся в законе Господни, надеющихся на Господа, нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, кротких, милостивых сердцем, миротворцев, изгнанных правды ради, поношение терпящих ради имени Христова, и проч.» (24: 51, 52 со ссылкой на: Творения святителя Тихона. 6-е изд. Т. 3. 1899 г. С. 157, 158).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

d) Катена кодексов Paris. Coislin. 189, XVI в.; Bodl. Roe. 4. Fol. 28r - 109v, XIII-XIV вв., и Vindob. Theol. gr. 59, XIII в. (Пс 1-76) (CPG. C. 20; тип VII), составлена из 4 основных источников прямой традиции (фрагментов комментария блж. Феодорита, гомилий свт. Иоанна Златоуста, гомилий свт. Василия Великого и схолий Оригена), дополненных нек-рыми отрывками некатенарного происхождения др. авторов и чередующихся фрагментов из 5 К.: «Первой...», «Второй...» и «Третьей палестинской катены», «Катены Златоуста-Феодорита» и К. кодекса Ath. Vatop. 660 (краткая выборка «Третьей палестинской катены»). См.: Dorival. 1975. P. 2077-2116. e) Катена кодекса Monac. gr. 252. Fol. 40-129v, X в. (на Пс 17. 9-8). Данная рукопись содержит «Катену Златоуста-Феодорита», на указанных листах последняя: присутствует в чистом виде (Пс 17-50); дополняется фрагментами, взятыми из кодекса Ath. Laur. A 89, X в., содержащего сборник Златоуста-Феодорита, дополненный схолиями Оригена (Пс 51-61); отсутствует, уступая место сборнику Ath. Laur. A 89 (Пс 75-78, возможно, и далее). Кроме того, рукопись содержит ряд собственных фрагментов, взятых непосредственно из комментария блж. Феодорита на псалмы ( Dorival. 1975. P. 2116-2126). f) Катена на Пс 1-118, 64 кодекса Ath. Laur. B 83, XI-XII вв., помимо собственных дополнительных отрывков некатенарного происхождения использует фрагменты, содержащиеся в четырех К.: выборки из «Первой палестинской катены» (почти все псалмы, кроме Пс 118; важный свидетель текста для реконструкции первичной катены); катены кодекса Ath. Esph. 73, XIII в. (Пс 1, 11, 21, возможно, др.); «Катены Златоуста-Феодорита» (Пс 1, 21, 31, возможно, др.); катены кодекса Vat. gr. 1422, X-XI вв. (Пс 41-61, 91-118), которая в свою очередь составлена из четырех К. и 3 коллекций схолий ( Dorival. 1975. P. 2126-2173). g) Катена на Пс 77-79 кодекса Sin. gr. 23, XIV в. Большая часть рукописи содержит катену Никиты Ираклийского на псалмы, последние 25 листов (нумерация обычно обозначается греч. буквами: Α, Β - первые 2 листа; α-κγ - остальные 23 листа) были добавлены позднее и содержат катену на Пс 77-79, составленную из 4 основных источников: вторичной катены кодекса Vat. Ottob. 398, X в., зависящей от Vat. gr. 754 и Ath. Vatop. 660; катены Никиты Ираклийского (лишь неск. фрагментов); компилятивного комментария Петра Лаодикийского; фрагментов комментария Феодорита на псалмы ( Dorival. 1975. P. 2173-2184).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Пс.30 (31) «В руки Твои предаю дух мой» Пс.39 (40) Мессия пришел исполнить волю Божию Пс.40 (41) О предателе Пс.44 (45) Мессия – Бог Пс.54 (55) О предателе Пс.67 (68) «Восшел на высоту, пленил плен» (Еф.4, Евр.1:3) Пс.68 (69) «Ревность Дома Твоего съедает Меня» Пс.71 (72) Описание славы Мессии Пс.94 (95) О неверии иудеев Пс.109 (110) Вечный Первосвященник по чину Мелхиседека Пс.117 (118) «Не умру, но жив буду..» Мессия – камень, отвергнутый строителями Пс.131 (132) Потомок Давида воцарится на веки Пророк Исаия Ис.2:2—3 Царство Мессии подобно горе Ис.6:9—10 Неверие иудеев Ис.7 Рождение от Девы Ис.9:1—2 Проповедь Мессии в Галилее Ис.9:6—7 Мессия – Бог крепкий, Отец вечности Ис.11:1—10 На Нем – Дух Господень, о Церкви Ис.12О радости и благодати Ис.25—27 Хвалебная песнь Мессии Ис.28:16 – краеугольный камень Ис.35:5—7 Исцелит всевозможные болезни Ис.42:1—4 О кротости Отрока Господня Ис.43:16—28 призвание язычников, Ис.44 Излияние благодати Св. Духа Ис.49 Мессия – свет народам Ис.50:4—11 О поругании Мессии Ис.53 О страданиях и воскресении Мессии Ис.54:1—5 О призвании язычников в Царство Ис.55 О вечном завете Ис.60:1—5 Его Царство – Новый Иерусалим Ис.61:1—2 Дела милосердия Мессии Прор. Иоиль Иоил.2:28—32 О дарах Св. Духа Прор. Осия Ос.1, 2 Призвание язычников Ос.6:1—2 Воскресение на третий день Ос.13 Уничтожение смерти Прор. Амос Ам.8О восстановлении скинии Давида Ам.8:9 Помрачение солнца Прор. Михей Мих.5О рождении Мессии в Вифлееме Прор. Иеремия Иер.23 Мессия – праведный Царь Иер.31 Избиение младенцев в Вифлееме Иер.31:31—34 Установление Нового Завета Варух Вар.3:36—38 О пришествии Бога на землю Прор. Иезекииль Иез.34:23—24 Мессия – Пастырь Иез.36:24—27 Закон Божий написан на сердцах Иез.37 Мессия -Царь и добрый Пастырь Прор. Даниил Дан.2:34—44 Мессианское Царство подобно горе Дан.7:13—14 Видение Сына Человеческого Дан.9:24—27 Пророчество о семидесяти седьминах Прор. Аггей Агг.2:6—7 О посещении Мессией храма Прор. Аввакум Авв.3 О вере Прор. Захария Зах.3:8—9 Грехи людей изгладятся в один день

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2623...

е. для праздника Воздвижения Креста 14 сент. (см. в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ). На 3-й день Обновления, 15 сент., богослужение совершалось в базилике св. Сиона с чтениями на литургии: Пс 147. 1-2, Ис 33. 17-22, Евр 8. 7-9. 10, аллилуиарий с Пс 64. 2 и евангельское чтение - Мф 23. 1-22. На 4-й день Обновления, 16 сент., богослужение происходило в Новой церкви Пресв. Богородицы, освященной 20 нояб. 543 г. Чтения включали: Пс 146. 2, 1, Зах 8. 3-8, Рим 11. 25-27, аллилуиарий с Пс 83. 2 и евангельское чтение - Мк 11. 15-8. На 5-й день праздника, 17 сент., богослужение вновь совершалось в ц. св. Сиона (согласно Лекционарию, но Календарь Sinait. iber. 34 указывает на «место Вознесения») с чтениями: Пс 124. 1-2, Евр 12. 18-28, аллилуиарий с Пс 86. 1 и евангельское чтение из Мф «в 7-й четверг Пасхи», что не поддается точной интерпретации, поскольку евангельское чтение в 7-й четверг по Пасхе соответствует Ин 7. 37-42,- очевидно, речь идет о чтении, начинающемся с Мф 16. 13 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Vol. 2. P. 39. N 1253; Ibid. P. 52. N 1375). В 6-й день Обновления Календарь Sinait. iber. О. 34 указывает на Вифлеем как на место совершения богослужения (груз. пер. Лекционария не уточняет, где оно находится); богослужебные чтения включают: Пс 131. 8, 1, Евр 9. 24-10. 7, аллилуиарий с Пс 44. 12 и евангельское чтение - Мк 12. 28-44. На 7-й день праздника особое место богослужения в Лекционарии не указано, в то время как Календарь называет Голгофу. Чтения в 7-й день состоят из Пс 86. 2, 7, Рим 9. 1-5, аллилуиария с Пс 95. 1 и евангельского чтения - Ин 2. 23-3. 6. В 8-й, последний день праздника Лекционарий назначает следующий набор чтений: Пс 64. 2-3, Гал 4. 18-26, аллилуиарий с Пс 147. 12 и евангельское чтение - Лк 20. 1-19. Календарь Sinait. Georg. 34 указывает в качестве места совершения богослужения св. Анастасис. Анализ подбора литургических чтений для 8-дневного праздничного цикла Обновления показывает, что, за исключением чтений на 2-й день праздника (Воздвижения Креста), большинство чтений в той или иной мере посвящено раскрытию через тексты ВЗ и НЗ учения о Церкви, чьим прообразом являлся ветхозаветный храм.

http://pravenc.ru/text/2578063.html

Пс 47:2 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 2: Славное сказано о тебе,/город Божий. Пс 86:3 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 3: Бог в чертогах его известен,/когда помогает ему. Пс 47:4 По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Стих 4: Как мы слышали, так и увидели/во граде Господа сил, во граде Бога нашего. Пс 47:9а По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Слава, и ныне: По молитвам Богородицы, Спаситель,/спаси нас. Антифон 2 Стих 1: Освятил обитель/Свою Всевышний. Пс 45:5б Спаси нас, Сын Божий,/дивный во святых, поющих Тебе: аллилуия. Стих 2: Святость и великолепие/во святилище Его. Пс 95:6б Спаси нас, Сын Божий,/дивный во святых, поющих Тебе: аллилуия. Стих 3: Это – врата Господни,/праведные войдут в них. Пс 117:20 Спаси нас, Сын Божий,/дивный во святых, поющих Тебе: аллилуия. Стих 4: Свят храм Твой,/дивен в правде. Пс 64:5г Спаси нас, Сын Божий,/дивный во святых, поющих Тебе: аллилуия. Слава, и ныне: Единородный Сын: Антифон 3 Стих 1: Лицо Твоё будут умолять/богатые из народа. Пс 44:13б Тропарь, глас 4 В сей день – предзнаменование Божия благоволения/и спасения людей предвестие:/в храме Божием Дева открыто является/и Христа всем предвозвещает./Ей и мы громогласно воззовем:/«Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!» Стих 2: Вся слава Дочери Царя внутри./Золотою бахромой Она одета, изукрашена. Пс 44:14 Тропарь: В сей день – предзнаменование Божия благоволения: Стих 3: Приведутся к Царю девы вслед за Ней,/подруг Ее приведут к Тебе. Пс 44:15 Тропарь: В сей день – предзнаменование Божия благоволения: Стих 4: Приведут в веселии и радости,/введут во храм Царя. Пс 44:16 Тропарь: В сей день – предзнаменование Божия благоволения: Придите, поклонимся и припадем ко Христу;/спаси нас, Сын Божий, по молитвам Богородицы,/поющих Тебе: аллилуия. Тропарь: В сей день – предзнаменование Божия благоволения: Слава, и ныне: Кондак, глас 4 Чистейший храм Спасителя,/многоценный чертог и Дева,/священное сокровище славы Божией,/в сей день вводится в дом Господень,/вводя благодать с Собою,/ту, что в Духе Божественном./Её воспевает Ангелы Божии;/Она – скиния Небесная.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010