В субботние дни А. на утрене поется в т. н. родительские субботы , а также в те субботы, в к-рые случится память святого, не имеющего тропаря. Субботняя А. поется со стихами псалмов (Пс 64. 5; 101. 13; 24. 13.- Типикон. Т. 1. С. 60) на 2-й глас, а в две вселенские субботы - на 8-й глас. На панихиде поется так же, как и во вселенские субботы. На вечерне А. заменяет собой прокимен и поется только в малые посты при совершении утрени с А. во вторник, среду, четверг, пятницу (т. о., А. на вечерне может петься вечером в понедельник, вторник, среду, четверг). В воскресенье вечером на вечерне А. не поется, в пятницу вечером А. поется только накануне двух вселенских суббот. На вечерне А. (кроме пятниц накануне вселенских суббот) поется со стихами псалмов (вечером в понедельник - Пс 37. 2, во вторник и четверг - 98. 5, в среду - 18. 5), на 6-й глас (Часослов. С. 156-157). В пятницы накануне двух вселенских суббот А. поется та же, что и на утрене в эти субботы, с опущением 2-го стиха. Этот же аллилуиарий поется на панихиде (Типикон. Гл. 14. Т. 1. С. 62), при отпевании монаха (Требник большой. Л. 108об.), младенца (Там же. Л. 107об.); чин отпевания священника содержит, кроме четырехкратного повторения этого аллилуиария (Там же. Л. 135, 136, 137об., 170), 4 аллилуиария со стихами псалмов 22, 23, 83, 111 (Там же. Л. 135об., 137, 138, 138об.). Употребление А. за заупокойным богослужением встречается и в испано-мосарабском обряде (Cabrol. Col. 1235). Такое различение служб в Иерусалимском Типиконе сообщает неск. печальный характер пению А., что не отвечает ветхозаветному и древнехрист. его пониманию, а также употреблению А. за литургией, где А. является торжественной, можно сказать, «пасхальной» аккламацией. Зап. традиция придает пению А. исключительно торжественный характер (см. Cabrol. Col. 1233-1235). Но можно указать пример торжественного понимания А. и в визант. гимнографии - службу вмч. Георгию , к-рая всегда бывает в послепасхальное время (23 апреля ст. ст.): стиховные стихиры малой вечерни здесь оканчиваются троекратным повторением А.

http://pravenc.ru/text/114768.html

Мифические чудовища ада, по учению Платона. 97. Имитию. На македониян, или духоборцев. Господь и Владыка наш, чтобы показать единение Всесвятого Духа с Собою и со Отцом, восстав из мертвых, сказал ученикам: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им (Ин.20:22.23.), как очевидно, полномочием принятого вами Духа, имеющего Божескую власть отпускать грехи. 98. Монаху Фронтину. Об ударяемом в ланиту (Мф.5:39). Если ты уязвлен словами и подвигнут ими к неудержимому гневу, то как же можешь стать делателем Владычнего винограда? Ибо таким делателем признает Он только того, кто, когда его ударили в одну ланиту, может обратить и другую, кто понес тяготу дне и вар (Мф.20:12), как исполнивший все делание заповеди Господней. Посему, если желаешь оных великих наград, то не возмущайся малыми трудами, но приучись возлюбить труды большие, чтобы не иначе принять тебе награду, как по засвидетельствовании совершенства твоих трудов. 99. Геласию. О гордости, бессилии и ничтожестве. У людей в обычае, хотя это и чуждо Божественным законам, превозноситься над многими или родом, или мудростью, или имуществом, или красотою, или чином. Но все это нимало не помогает гордости тех, которые, будучи взяты из земли, снова обратятся в землю. А что у тебя вовсе нет даже ничего и этого, не станешь и сам ты отрицать. Посему, если лишен ты всего надмевающего до превозношения, потому что и родом незнатен, и беден, и умом недалек, и крайне неучен, и некрасив, то для чего же, как будто ты славнее всех, бегаешь по городу и бываешь в нем предводителем многих смятений? Поэтому или познай сам себя и приобрети нрав, соразмерный твоему ничтожеству, или смело иди на труды и опасности, за которые вознаградят тебя те, которые имеют силу, потому что у тебя нет золота, нередко умягчающего суровость обстоятельств и бичей. 100. Чтецу Сиру. На Ученику Новатова высокомерия скажи: " Для чего, коснея в своем неразумии, хвалишься, будто бы ты чист? Для чего в посмеяние себе утверждаешь, что ты безгрешен? Для чего отказываешься от общения с равными тебе по естеству? Исаия возвещает о себе, что он нечист (Ис.6:5). Давиду известно, что всяк человек ложь (Пс.115:2) и что все во грехах мы и зачаты, и рождены (Пс.50:7). Сам Бог знает, что люди от юности прилежать на злая (Быт.8:21) и имеют нужду в единой милости человеколюбия. А ты предаешься высокомерию, кичась чистотою! Посему, или перестань обманывать себя, или собственными делами своими покажешь себя смешным, лучше же сказать, - весьма посрамленным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/940/...

   Глас 5. Самоподобен    Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобдимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным; оружие непобедимое, бесов сопротивборче, слава мучеников, преподобных яко воистинну удобрение, пристанище спасения, даруяй миру велию милость.     Радуйся, Живоносный Крест, неодолимая победа благочестия, дверь рая, опора верных, ограда Церкви, которым разршено и упразднено тление, и попрана власть смерти, и мы вознесены от земли на небо, непобедимое оружие, противник 6есов, слава мучеников, как и воистину украшение преподобных, пристань спасения , дарующий миру великую милость.    Стих: Возносите Господа, Бога нашего, и покланяйтся подножию ногу Его, яко свято есть.     Превозносите Господа, Бога нашего, и покланяйтесь подножию ног Его, ибо оно свято (Пс. 98:5).    Радуйся, Господень Кресте, имже разрешися от клятвы человечество, сущия радости знамение, прогняяй враги во твоем воздвижении, всечестне. Нам пмощниче, крепость праведных, священников благлепие, воображаемый, и лютых избавляяй, жезл силы, имже пасемся, оружие мира, егоже со страхом обстоят ангели, Христа божественная слава, подающаго миру велию милость.     Радуйся, Господний Крест, которым разрешено от проклятия человечество, знамение действительной радости, прогоняющий врагов при твоем воздвижении, всеблагогвечночтимый, наш помощник; держава царей, крепость праведных, благолепие священников, одним изображением своим избавляющий от бедствий; жезл силы, которым мы пасемся; оружие мира, которое со страхом окружают ангелы; божественная слава Христа, подающего миру великую милость.    Стих: Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли.     Бог же Царь наш прежде века, совершил спасение посреди земли (Пс. 73:12).    Радуйся, слепых наставниче, немощных врачу, вокресение всех умерших, воздвигнувый ны во тлю падшия, Кресте честный, имже разрушися клятва, и процвете нетление, и земнии обожихомся, и диавол всекнечно низвержеся. Днесь воздвизаема тя видяще руками архиерейскими, возносим Вознесеннаго посреде тебе, и тебе покланяемся, почерпающе богатно велию милость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

258. Карфаг. Сб. Пр. 24 (33) (=Иппон. Сб. 393 г. Пр. 36.). 259. Gelasius, Decret, (Migne, Patrol. s. 1. t. 59. 260. Августин. De gestis cum Emerito. Bingham, Orig. XIV, 90. 261. Апостольские Постановления II, 57. VIII, 5. 262. См. выше, стр. 88–89 и 161–163. 263. Иоанн Златоуст. На 2 Сол. бес. 3. 264. Иоанн Златоуст. Бес. 3 О непостижимом. 265. Карф. Соб. 399 г. Пр. 24. 266. Caesar, Arel. Hom. 12. (Migne, Patrol. s. 1. 67), Cyprianus Cassinens, De vita Caesar. 267. Созомен. Церк. ист. VII, 17. 268. Васил. В. Бес. на шестодн. 2. ср. 7 и 9. 269. Сократ. Церк. ист. V, 22. 270. Иоанн Златоуст. На Быт. бес. 4. 271. Августин. На пс. 88, сл. 2. 272. Апостольские Постановления II, 57, см. ниже «Проповедовавшие лица». 273. См. выше, стр. 54, 63 и 86. 274. Амвросий. Об обяз. свящ. I. 275. Иоанн Златоуст. На Тим. бес. 57. 276. Апостольские Постановления II, 57. 277. Паломн. § 25. 278. Иоанн Златоуст. О словах Исаии бес. 2 и 3. Палладий еп. Еленопол. (V b.) Разговор о жизни Златоуста § 5. 279. Possidius (V b.). Vita August. Август. На пс. 94 и 95. 280. Иероним. Пис. 2 к Непот.; ср. пис. 61 к Памм. 281. Кипр. Письм. 2 к Март. и испов. 282. Gregorii M. Praefatio ad XL hom. in evang. Joannis diac. Vita Greg. M. II. 18. 283. См. выше стр. 173. 284. Евсевий. Церк ист. IV, 19. В «Жизни Константина» Евсевий говорит, что этот император часто говорит речи по религиозным вопросам пред множеством народа (IV, 29–34). 285. Лев I п. Пис. 70 (72) и 71 (73). 286. Карф. Соб. 399 г., пр. 98. 287. 1 Кор. 14. 34–35. 1 Тим. 2. 11, 1. 12. 288. Карф. Соб. 399 г., пр. 99. 289. Иероним. На Римл. 14, 1. 290. Епифаний Кипр. Якорь 49. Августин. Против ерес. 27. 291. Епифаний Кипр. Якорь 78, 79. Firmilianus Ep. 75 ad. Cyprian. 292. Иоанн Златоуст. На Деян. Бес. 19. 293. Августин. О науке христ. IV, 15. Иоанн Златоуст. О непостижим. бес. 3. 294. Оптат Милев. Прот. донатистов 3 (7). 295. Иоанн Златоуст. На Колос. бес. 2, на 1 Кор. 36 и др. 296. Апостольские Постановления VIII, 5. 297. Иоанн Златоуст. Бес. к Ант нар 4, 11. 12, 13. 20. Бес. по возвращ.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

«С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим 8:17). Также и в неблагополучной вечности непрестанная будет смерть. Однажды умерев, осужденные непрестанно будут умирать и желать смерти; непрестанно будут мучиться и страдать, и никакого не будут чувствовать утешения, прохлаждения, облегчения. Это смерть вторая, и смерть вечная. Отсюда следует: 1) Поскольку временная наша жизнь непостоянна и все в ней изменяется и проходит, то не должны мы к временным и мирским вещам прилепляться, а со всяческим усердием вечной жизни и тех благ искать. «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол 3:2). 2) Благополучием этого мира, то есть богатством, славой, честью, похвалой и прочим не превозноситься, ибо всякое благополучие временное — как приходит, так и отходит от нас, и бываем как один из несчастливых, нищих, бедных и презренных. 3) В неблагополучии не унывать, так как и оно проходит. И как после прошедшей ночи бывает день и после бури и непогоды сияет ведро, так и после скорби и печали радость, а после неблагополучия благополучие приходит. 4) Клевету, хуление, укорение и поношение своевольных и беззаконных людей великодушно терпеть и не огорчаться, ибо и это все проходит. Силен же Бог и клятву их во благословение нам обратить, по сказанному: «Они проклянут, Ты же благословишь» (Пс.108:28). 5) Кто в терпении, в благополучии и неблагополучии равно постоянен будет, тот в тишине, покое и мире всегда будет пребывать; и благоприятное, сладкое, Христову житию подобное и сообразное, будет иметь житие; и на земле небесную будет чувствовать радость, и во временной жизни вечной жизни сладости вкушать. Господи, помози ми! «И да возвеселятся уповающие на Тебя, вовек возрадуются, и Ты вселишься в них, и похвалятся о Тебе любящие имя Твое» (Пс.5:12).    Перевод П. Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 98. Ныне от всех бед освобождаешься    Бывает, что люди в различных случаях говорят: «ныне ты от всех бед освобождаешься». Говорится так тому, кто в плену был, но из него уходит. Хотя это слово и говорится людям, в этом мире живущим, однако не совсем оно приличествует им.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Термин √ll, сравнительно малоупотребительный, по значению сходен с термином √pl. В Пс.76:11 и 77:7 мы встречаем его как параллельное выражение с √pl [напр., Суд.2:7, 10 ; Пс.89:16–17 (ср. F.Delitzsch, Commentar über die Psalmen, s.633; D.W.Nowack, F.Baethgen, s.280), 91:5–6. (F.Delitzsch, op.cit., s.636. D.W.Nowack, F.Baethgen, op.cit., s.283), 103:13, 24,31; 105:19; 106:22, 24; 110:27; 117:17; 138:14 и др.]. Оттеняемые здесь отличительные признаки взятых терминов необходимо иметь в виду при характеристике обозначаемого всеми ими общего понятия чуда как деяния. При употреблении в этом смысле все они направлены к одной цели – выяснить чудо как знаменательное действие. За неимением более точных, качественных определений, эти слова и употребляются для выражения всех качественных особенностей чуда как деяния. Должно, однако, оговориться, что предложенная здесь классификация терминов имеет условное значение. Слишком общее само по себе понятие «дело», приложимое к самым разнообразным фактам жизни, не позволяет точно формулировать различных их оттенков. Греческое ργον способно совместить в себе все указанные нами оттенки еврейских терминов. При этом само по себе обычное ργον пополняется особенностями библейского употребления. Основной корень ργον–varg (см. A.Vaniek, cit. Wörterbuch, bd.I, s.922), греч. – ργον–ργον др.-инд. vardza (uorgô или uergô) (см. E.Boisacq. Dictionnaire, liv.IV, p.271), др.-верх.-нем. Wërk, Wërah, нов.-верх.-нем. Werk (см. W.Prellwitz, cit. Wörterbuch, s.99). 98 Слав.-рус. «дело» Ф.Миклошич переводит на значение глагола laborare, а Горяев сродняет с корнем «делить», откуда и «доля», греч. δαι-δλ-λ-ειν, лат. dol-re (ср. Н.В.Горяев, op.cit., с.101. Латинское opus, вероятно, от корня ap=op (ср. A.Vaniek, op.cit., bd.1, s.35); res – от ra, санскр. ras (A.Vaniek, op.cit., bd.2, s.767–768). Значение этих слов – самое разнообразное, соответственно греческому ργον (ср. A.Forcellini, op.cit., p.455 и 302). Французское oeuvre и английское thing – не отличаются от предыдущих значений синонимов в других языках.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Поэтому Ангелы благовествуют таинство [рождения] и звезда указывает, что на земле родился Небесный. Поэтому пастухи спешат увидеть благовещенное спасение и волхвы несут царственные дары (см. Лк.2:7–20 ). Поэтому новая песнь воспевается о новых делах, что в вышних славимый Бог явился на земле как мир. И апостол свидетельствует, говоря: Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино, и средостение ограды разоривши, вражду плотию своею, закон заповедий ученьми упразднив, да оба созиждет собою во единаго новаго человека, творя мир, и примирит обоих во единем теле Богови крестом, убив вражду на нем ( Еф.2:14–16 ). Это желали видеть бывшие от века пророки и праведники, но не видели иначе, как только верою. Мы же и видехом, и руки наши осязаша, как написано, о Словеси животнем, и живот явися ( 1Ин.1:1–2 ), и мы приняли усыновление 98 . Но что воздадим Господеви о всех, яже воздаде нам ( Пс.115:3 )? Уже святой Давид, предупреждая, возгласил: чашу спасения прииму и имя Господне призову ( Пс.115:4 ). Итак, возрадуемся, братия, что и мы удостоились воздать воздаяние Господу за все, что Он воздал нам. Какое же это воздаяние? Крестоносная жизнь [монахов], которую мы избрали, и исповедание, в котором мы стоим и хвалимся упованием славы Божия ( Рим.5:2 ), что, бесспорно, есть свидетельство. И таким образом нам должно праздновать не один день, но в течение целой жизни. Грешники не могут праздновать и быть свободными. Те же, которые управляются плотью и находятся в плену у страстей, не могут ни праздновать, хотя кажутся празднующими, ни быть свободными, будучи рабами страстей, проданными греху. Поэтому и написано: всяк творяй грех раб есть греха. Раб же не пребывает в дому во век: сын пребывает во век ( Ин.8:34–35 ). Так как и мы удостоились быть названными сынами по благодати, то пребудем в доме вовек (ср. Ин.8:35 ), если только начатую жизнь твердо сохраним до конца ( Евр.3:14 ). Поэтому, укрепляемые Духом Святым, будем держаться нашего подвижнического состояния и да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых делах ( Евр.10:24 ), в послушании, в смирении, в кротости, во всех других прекрасных стремлениях, не уклоняясь от своего намерения, но возбуждаясь все более и более, и тем больше, чем более приближающимся видим тот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Особливо же печалит Иерусалим то, что издеваются враги; и это, говорит он, соделалось по Твоему мановению. Плч.1:21 . Привел еси день, призвал еси время , и стало мне горе, горе. Просит же, чтобы и они подпали тем же бедствиям; ибо говорит: Плч.1:22 . Да приидет вся злоба их пред лице Твое . Видел и усмотрел Ты мое беззаконие, воззри и на их нечестие. И отреби их, яко же отребил меня о всех гресех моих, яко многа суть стенания моя, и сердце мое скорбит . Сирский толковник слово: «отреби» перевел здесь: «сокруши» их, как сокрушил меня. И сим оканчивается первый плач. ГЛАВА 2. И вот начало второго плача: Плч.2:1 . Како омрачи во гневе Своем Господь дщерь Сионю, сверже с небесе на землю славу Израилеву, и не помяне подножия ногу Своею в день гнева Своего . И из сего явствует, что божественный Давид подножием ног Божиих именует Божий храм; ибо говорит: «покланяйтеся подножию ногу Его» ( Пс.98:5 ). А Пророк уподобил бедствие мраку, и говорит, что город свержен с небес на землю. Поскольку лишен был благодати, по которой процветал; то легко соделался добычею врагов. Плч.2:2 . Погрузи Господь и не пощаде: вся красная Иаковля разори яростию Своею, твердыни дщере Иудины, изверже их на землю, то есть, сравнял с землею, оскверни цари ея, и князи ея . Сие предрек и блаженный Давид, ибо говорит: «положил ecu твердая его страх: расхищаху его вси мимоходящии путем» ( Пс.88:41–42 ). Плч.2:3 . Сокруши во гневе ярости Своея весь рог Израилев . «Рогом» называет князей и властелинов. Обрати вспять десницу его от лица врага, разжже во Иакове яко огнь пламы, и потреби вся окресть его . Бог не восхотел защитить от нападения неприязненных; уподобился же доблестному вождю, который легко может поразить врагов, но кладет руки назад, и неприязненным дает возможность одержать победу. И напротив того на меня, говорит Иаков, поднял Он руки Свои. Плч.2:4 . Напряже лук Свой, яко враг, утверди десницу Свою яко супостат, и изби вся красная в селениих дщере Сиони, излия яко огнь ярость Свою . Ибо враги во храм отваживались на убийства. Пророческое же слово дает видеть, что все это произошло по Божию попущению. Поскольку согрешили, то поступил с ними неприязненно, и руками врагов разорил ограды, сожег домы и причинил плач мужам и женам. Ибо сие сказует Пророк:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Итак, разорваны были сердца заблуждающихся, когда Бог раскрывал их, дабы приняли слово спасительной проповеди. На нечто подобное указывает и гласом Иеремии, говоря: «еда словеса моя не (суть) якоже огнь горящий, рече Господь, и яко млат сотрясающий камень» (Иер.23:29), — «живо бо слово Божие и действенно и острейше» (Евр.4:12). Итак, разрыв скал, как я указал, может служить очень ясным знамением перехода заблудившихся к лучшему, а заграждение рвов, как говорил я, указывает на окаменение Иудеев. Нечто такое сказал и божественный Исаия: «и будет в той день, заградит Господь от ровенника речнаго даже до Ринокур» (Ис.27:12), то есть заградится ум по всей Иудее, «да видяще не видят и слышаще не слышат, ни разумеют» (Мф.13ср. Лк.8:10), ибо «покрывало на сердцы их лежит», как написано, при чтении Ветхого Завета (2Кор.3:15). Колебание же земли, полагаю, означает переход из одного состояния в другое некое, как и божественный Давид восклицает: «седяй на Херувимех, да подвижится земля» (Пс.98:3). Не думаем, чтобы призывал поднебесную к колебанию чувственному и телесному, ибо это бесцельно и совершенно бесполезно для нас, — но скорее требует, чтобы духоносцы как бы переставили землю от служения идолам к познанию истинного и по существу Бога, от мудрования плотского к желанию жить духовно, вообще от земного к небесному. А если говорит, что и самые гробы умерших разверзлись, то, думаем, это потому, и что сама смерть должна была оказаться побежденною, когда Христос по домостроению ради нас умер плотью, «да и мертвыми и живыми обладает» (Рим.14:9). Зах.14:6—7. И приидет Господь Бог (мой) и вси святии с ним. В он день не будет свет, и зима и мразь будет в день един, и день той знаем Господеви, и не день, и не нощь, и при вечере будет свет.    Бегло сказав о безбожных деяниях Иудеев против Спасителя всех нас Христа и о пленении Иудеи и даже самого Иерусалима, переходит потом к самому концу настоящего века и благополезно повествует о снисшествии Эммануила с неба. Снидет Он со святыми Ангелами, во славе Бога и Отца, дабы «судити вселенней в правду» (Пс.9:9), ибо, как пишет божественный Павел: «всем нам подобает явиться пред судилищем Христовым, чтобы каждому получить по достоинству соответственно тому, что сделал, доброе или худое» (2Кор.5:10).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Так даже и иудеи, недоумевая, и сожигаемые невыносимым пламенем зависти, говорили между собою: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит» (Ин. 11:47). Разноцветная одежда таким образом служит гадательным указанием на многообразную славу, которою Бог и Отец облек Сына, соделавшегося подобным нам по человечеству. Конечно, что касается до собственного естества, Он сам есть Господь славы, хотя по причине подобия нам смотрительно и говорит: «Отче!..., прославь Сына Твоего» (Ин. 17:1). Так возбуждаемы ли к скорби родившиеся от служанок, по тем причинам, о которых я сказал недавно. И кроме того впали в подозрение по причине повествования о сновидениях. Ибо зная наперед что сами будут по времени подчинены и поклонятся Иосифу, а он очень превознесен будет и достигнет наконец такой славы что ему поклоняться будут даже и родители, они скрежетали зубами своими и наконец приняли решение — убить его. Оскорбились и иудеи и огорчились не мало, зная, что Еммануил станет выше самих святых праотцов и примет поклонение от всего народа, даже более того, от всей земли. И разумея это, они говорили: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его» (Мф. 21:38; Мк. 12:7), между тем как блаженный Давид ясно говорит вочеловечившемуся Единородному: «Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи» (Пс. 85:9); а в другом месте он прямо выставляет на вид зависть самих израильтян ко Христу и нечестивый гнев их против Него, говоря: «Господь царствует: да трепещут народы!» (Пс. 98:1). Итак, достаточно показав жестокую и неукротимую зависть иудеев, мы кстати скажем теперь и о их несносных, и скверноубийственных злодеяниях, повсюду преследуя слово истории и восходя к самой цели вочеловечения Единородного. Ибо к тому приводит нас ход речи. 5. Повеление Отца побуждает божественного Иосифа идти в Сихем, чтобы посмотреть братьев, в добром ли они здоровье, где и каким образом пасут стада. И он отправляется в путь, едва находит их, притом отнюдь не в Сихеме, а напротив ушедшими в Дофаим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010