«И поднял меня дух и ввел меня во внутренний двор, и вот слава Господня наполнила весь храм. И я слышал кого-то говорящего мне из храма, а тот Муж стоял подле меня, и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых вовеки» Иез.43:5–7 . «И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое» Иез.37:26–27 . «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей » Пс.25:8 . «Господь во святом храме Своем». Пс.10:4 . Читай 3Цар.9:3 ; 2Пар.6:2 . 14. Откуда видно, что Бог слышит молитву, совершаемую в рукотвор. Храме? «Призри, Господи, от святого дома Твоего и вспомяни о нас, и приклони, Господи, ухо Твоё и услышь »! Вар.2:16 . «Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому Храму Твоему» Пс.27:2 . Читай 3Цар.8:22–52, 9:3 ; Деян.22:17–18 . «Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем» ( 2Пар.7:15 ). 15. Какое главнейшее священнодействие совершается в новозаветном Храме? «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем и с полною верою» Евр.10:19–22 . «Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю… Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню». 1Кор.11:18, 20 . 16. Какое благо для души получает человек в храме? «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость, и обрести благодать для благовременной помощи». Евр.4:16 . «Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего» Иер.17:12 . Ср. Ис.44:11 . – «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» Пс.91:14 . «Благословляем вас из дома Господня» Пс.117:26 . Читай Иез.47:1–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

113 Ср.: пс.-Максим, Различные главы V, 82, PG 90, 1384А (­ БИ IV, 6, 150, 8– 14, 701В) и V, 91, PG 90, 1388АВ (­ БИ VII, 4, 199, 8–18, 872D-873A). 114 Позиция самого Оригена была сложнее. Современные исследования позволяют думать, что «бестелесное» у него означало только отсутствие грубого земного тела, но не отсутствие тонкого, световидного тела вообще. Душа всегда одета в тело, но плотность последнего зависит от среды ее обитания. См.: В.В.Петров, «Тело и телесность в эсхатологии Иоанна Скотта», Космос и душа..., с. 669–671. 115 О предсуществовании см.: О трудностях XLII (PG91, 1325D-1328A), о предвидении падения – О трудностях VIII (PG 91,1104АВ). 116 ВО I, 5–13 (PG 90, 269АВ). В Об устроении человека 16 (PG 44, 185А) Григорий Нисский говорит о предведении Богом нового способа человеческого размножения. Сей способ «скотский» ( κτηνδης), Там же 16; 17; 18 и 28 (PG44, 181В; D ; 193В; 232С). О различении на мужчину и женщину, см.: Там же 16; 17 и 22 (PG44, 185А; D; 189С; 205А). См. также: Иоанн Дамаскин , гл. XXX (44) – О предведении и предопределении (рус. пер. с. 231–233). 118 Тунберг (Thunberg 1985, р. 60) полагает, что Максим пытался избежать этой опасности. Тем не менее Шервуд замечает, что иногда Максим думает в терминах тождества между началом и концом (Sherwood 1955, р. 90–91). 119 ВО LXI, 13 (ВО, БТ, с. 75). Ср., возможно: Там же, LIX, 262 (АО 1 (19), 1999, с. 67): «человек через преступление оставил позади свое начало вместе с бытием ( μα τ ε ναι). Бальтазар понимает μα τ ε ναι как «одновременно со вступлением в бытие» (АО 2 (16), 1998, с. 124). Его мнение разделяет Ларше (см.: Larchet, р. 187). 120 Ср.: Ириней Лионский , Против ересей IV, 38, 1 (рус. пер. с. 433): «Если кто скажет: что же? не мог ли Бог вначале представить человека совершенным? то пусть знает, что... [люди] не имеют совершенства как не несотворенные... Они находятся в состоянии младенческом, а потому необучены и еще неупражнены в отношении к совершенному образу жизни. Как мать может доставить младенцу совершенную пищу, но он еще не может принять пищи старшего возраста, так и Бог мог вначале даровать человеку совершенство, но человек не мог принять его, ибо он был еще младенец»; 39, 2 (рус. пер. с. 437): «как же будет Богом тот, кто еще не сделался человеком? Как будет совершенным только что произведенный? Как бессмертным, кто в смертной природе своей не послушался Творца? Ибо надлежит тебе прежде соблюсти чин человека, а потом участвовать в славе Божией». Ср. также: Леонтий Византийский (PG 86, 1348D): «На основании чего тело того, кто был вначале сотворен, должно было быть нетленным? Он не был бессмертным по своему устроению, и еще менее нетленным. Потому что, если бы он был в таком устроении, он не нуждался бы во вкушении от древа жизни...», пер. о. Дионисия (Шленова) .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

789 Прп. Максим возводил происхождение своего определения к ряду раннехристианских авторов, приводя, со ссылкой на Климента Строматевса (Александрийского), например, такое определение: «Воля – это природная способность стремления к тому, что сообразно природе» (opusc. 26: PG 91, 276C) (Θλησς στι φυσικ δναμις το κατ φσιν ντος ρεκτικ). Есть, однако, серьезные сомнения в принадлежности этого определения Клименту, так что, например, Мадден (см. Madden 1982 и наши примечания к opusc. 26) высказывает предположение, что его авторство принадлежит самому прп. Максиму или его ученикам, введшим это и сходные определения воли со ссылкой на древних авторов ради подкрепления своей позиции. Так это или нет, точно установить невозможно, но аргументы Маддена о неподлинности цитат достаточно убедительны и признаны практически всеми исследователями. От определения прп. Максима зависит определение прп. Иоанна Дамаскина и всех его последователей (см. Joann. Dam. exp. fid. 36.56– 57; 58.39–40). В настоящих комментариях мы лишь изредка будем указывать на параллельные места из Doctrina Patrum, трактата Пс.-Кирилла О Троице, Дамаскина и других сочинений, которые по части учения о воле и энергии зависят от прп. Максима. В критических изданиях Doctrina Patrum и Дамаскина такие параллельные места указаны, повторять их нет смысла. 790 Вариант перевода А. И. Орлова: «природная воля есть сила (или способность) стремления к сообразному с природой, обнимающая собой все свойства, существенно принадлежащие природе» (Орлов 2010, с. 117). Вероятно, впервые это определение встречается у прп. Максима в opusc. 16: PG 91, 185D, но подготавливает его и весьма сходное (в первой части) определение в, возможно, более раннем opusc. 14: PG 91, 153A. 791 То есть природная воля человека охватывает всю полноту умнотелесной природы, а не только один ум или одно чувство. Для прп. Максима это важно, поскольку, толкуя Гефсиманское моление, он должен будет объяснить и отвращение от смерти, и послушание Божией воле о Крестной жертве как различные, хотя и связанные в этом молении друг с другом воедино моменты проявления воли человеческой природы во Христе. Таким образом, воля природы не тождественна инстинкту самосохранения, но в условиях нашего существования после грехопадения она не исключает непредосудительного отвращения от смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

И нужно ли подробно говорит о всем, чем противник превозносится пред Естеством добра? . Итак, поелику гора Ливан, повсюду заросшая и покрытая высокими кедрами, для чувств замечательное зрелище, то по сему самому гора сия очевидными примерами делится в Писании по противоположным понятиям, будучи взята для особой цели в том или другом значении. Так у одних и тех же Пророков можно видеть одно и тоже имя с разными значениями, употребляемыми в похвалу и в осуждение. «Господь» то сокрушает кедры ливанские», и весь Ливан с кедрами на нем «истнивает» (Пс.28:5—6), подобно слитому в пустыне тельцу (и сим пророчество научает, что самый порок и всякая пораждаемая им высота, превозносящаяся над боговедением, обратится в ничто); то приемлет слово сие в лучшем его значении, говоря: «праведник, яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс.91:13). Ибо истинно праведный (а праведный есть Господь), нас ради происшедший от земли, сей высоковетвистый «финикс» , возросший в лесу естества нашего, делается горою, на которой «умножаются» кедры, укореняющиеся на ней верою. Они то, как скоро «насаждены» будут «в дому» Божием, «процветут во дворех Бога нашего» (Пс.91:14). Под домом же, в котором происходить насаждение кедров Божиих, по руководству Апостола, уразумели мы Церковь; а под дворами — вечные скинии, в которых будет цветение, а в надлежащие времена и явление благих надежд. Итак, поелику тело Христово составляется из отдельных членов, и многие члены делаются единым телом, как говорит Апостол (1Кор.12:12); то по сему самому всецелую красоту Жениха наименовала невеста «избранным Ливаном» , определяя сим разность Ливана избранного с отверженным. Этот Ливан, по слову Исаии, падет вместе с высотами, когда «цвет от корене Иессеоеа взыдет» , и произрастет жезл власти (Ис.11:1), который естество льва, рыси и аспидов превратит в ручное и кроткое, так что «с тельцем лев вкупе пастися будут, и с козлищем рысь почиет» (Ис.11:6), а управлять ими станете То «Отроча» мало, Которое «родися нам» (Ис.9:6), которого рука бывает в пещере аспидов, прикасается к исчадиям аспидским и в бездействие приводит яд их. Когда совершится это, говорит Пророк, «Ливан с высокими падет» (Ис.10:34). На что указывает пророчество сими загадочными выражениями, излишне было бы излагать в точности, так как для всякого это явно. Ибо кто не знает родившееся нам Отроча, касающееся рукою аспидов, власть Которого губительных зверей делает приходящими в забвение о природной своей лютости, способными жить вместе с животными кроткими. Итак, поелику чрез это падает Ливан, — эта злоба, а вместе с тем падает и начало зла, — эти возношения на истину, то и невеста красоту Господа уподобляет Ливану избранному, выражая сие словами так: «вид Его яко Ливан избран, яко кедрове» .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

Величание: Прославляем тебя, Святитель отче Василий, и почитаем святую твою память, ибо ты молишься за нас Христу Богу нашему. Стихи из псалмов общие святителям. Прокимен, гл. 1: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего — знание. Стих: Слушайте это, все народы; внимайте этому, все живущие во вселенной (Пс. 48, 4.1). Кондак, гл. 4: Открывающий небесные тайны, преподобный Василий, ты явился поистине непоколебимым основанием Церкви, наделяя всех людей неотъемлемым сокровищем и запечатлевая его твоим учением. На литургии прокимен, гл. 6: Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое. Стих: К Тебе, Господи, взываю: твердыня моя, не будь безмолвен для меня (Пс. 27, 9.1). 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Тропарь, гл. 4: Единомысленники апостолов к вселенские учители, молите Господа всех о даровании вселенной мира и душам нашим великой милости. Кондак, гл. 2: Святых проповедников со словом Божиим на устах, красоту учителей, Ты взял к Себе, Господи, для покоя и наслаждения благами Твоими. Их труды и смерть Ты, один прославляющий святых Твоих, принял выше жертвы всесожжения. Прокимен, гл. 4: Священники Твои облекутся правдою и святые Твои возрадуются (Пс. 131, 9). Стих: Уста мои изрекут премудрость и размышление сердца моего — знание (Пс. 48, 4). 23 апреля. Память Великомученика Георгия  Победоносца Тропарь, гл. 4: Избавитель пленных, покровитель бедных, врач болящих и защитник христиан, великомученик Георгий, моли Христа Бога о спасении наших душ. Прокимен, гл. 4: Праведник цветет, как пальма; возвышается, подобно кедру на ливане. Стих: Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего (Пс. 91, 13–14). 9 мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая Тропарь, гл. 4: Настал день светлого празднества, радуется город Бари и с ним вся вселенная торжествует, воспевая духовные песни: ибо сегодня священное празднество перенесения честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, который, как солнце незаходимое, воссиял ярко светлыми лучами, разгоняя тьму искушений и бедствий от взывающих с верою: «Спасай нас, как ходатай наш, великий Николай».

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

Таковы изречения: Очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему (2 Пар. 16:9). Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится (Пс. 33:16—21; срав. 1 Петр. 3:12). Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику (Пс. 54:23; срав. 32:18—19). Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. 14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; 15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи, 16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем (Пс. 91:13—16). Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его … Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их (Пс. 102:13,17—18). Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит (Пс. 144:18—20). Благословения — на голове праведника, уста же беззаконных заградит насилие (Притч. 10:6). Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены ; (Матф. 10:29—30). Будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет (Лук. 21:17—18). Знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания (2 Петр. 2:9). Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28). Из многочисленных примеров особенного промышления Божия о людях благочестивых укажем на некоторые:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

 Максим Исповедник. К Марину. Ρ G 91, 281 AB. 105 Правильная атрибуция цитаты: Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры, 2, 23. Op. cit., 37, 9–13 (р. п.: С. 101 (173)). Но первая половина фразы дословно содержится также у Евстафия Антиохийского (Sermo catecheticus [Sp.] (fragmentum), 81, Spanneut, M. (editor), Recherches sur les ecrits d " Eustathe d " Antioche avec une, Lille (Facultiis Catholiques), 1948). 106  Максим Исповедник. К Марину. PG 91, 108С. 107  «Οκον διαζεξας λλλων οσαν τε και δναμιν, ν και νργειαν καλομεν, κ μσου των ντων πεποκεν κτερον». 108  Всякая тварная сущность содержит в себе сущностные различия и подлежит изменениям и превращениям, и всякая энергия вызывает в сущности, из которой происходит, пространственное или качественное изменение. Следовательно, и определения «сущность» и «энергия» не должно применительно к Богу понимать так же, как они понимаются применительно к тварным предметам, — примечание издателей. 109  Василий Великий. О Святом Духе, 9, 22. PG 32, 108С (р. п.: Творения. Ч. III. M., 1993. С. 265). 110  Исх. 3, 14. 111  Исх. 20, 2. 112  Ин. 8, 2. 113  Ин. 14, 6. 114  Дионисий Ареопагит. О божественных именах. 2, 4, С. 252 (р. п.: С. 253). 115  Там же, 2, 7. С. 264 (р. п.: С. 265). 116  Дан. 9, 24. 117 Пс. 49, 1; 135, 3. 118 Пс. 135, 2; 1 Тим. 6, 15; Откр. 19, 16. 119 Тим. 6, 15. 120 Рассмотрению перечисленных здесь имен Божиих посвящена глава 12 «О божественных именах». 121  Пс. 81, 1. 122  Слово «богословие» употребляется средневековыми авторами как синоним «Писания», понимаемого расширительно, как вся совокупность богословских творений священных писателей и отцов Церкви. 123  Ефес. 1, 18. 124  Рим. 8, 17; 2 Тим. 2, 12. 125  Рим. 8, 17. 126  Мф. 5, 3; Лк. 6, 20. 127 Максим Исповедник. Κεφλαια θεολογικ, 2, 86, PG 90, 1165AB (р. п.: Главы о богословии и о домостроительстве воплощения Сына Божия//Творения преподобного Максима Исповедника/Перевод, вступительная статья и комментарии А. И. Сидорова. M.: Мартис, 1993. Кн. 1. С. 252). 128

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Посему премудрый Павел пишет некоторым: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих ( 1Кор.4:15 ). Итак, бывшие сыновьями его, поставлены в качестве отцов. А что божественные ученики имели украшение главы божественной, будет ясно из слов, сказанных к ним однажды Христом: болящие исцеляйте, бесы изгоняйте, мертвые воскрешайте ( Мф.10:8 ); и опять: вы есте свет миру ( Мф.5:14 ). Ис.61:4 . И нарекутся родове правды, насаждение Господне во славу: и созиждут пустыни вечныя, запустевшия прежде воздвигнут, и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды. Сущие во Христе называются род избран, язык свят, люди обновления ( 1Пет.2:9 ) ради красоты свойственной им правды, говорю не о правде законной, но о той, которую они приобрели через учение Спасителя. Правда же Христова несравненно лучше правды законной. Поэтому Он сказал святым апостолам: аминь глаголю вам, яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное ( Мф.5:20 ). Итак нарекутся, говорит, родове правды и сверх того насаждение Господне; ибо мы – истинно нива Божия и о нас божественный Давид говорит: насаждены в дому Господни во дворех Бога нашего процветут ( Пс.91:14 ) – И премудрый Павел призванных через веру во Христе называет нивою Божией ( 1Кор.3:9 ). Также и в другом месте сказал: аз насадих, Аполлос напои, Бог же возрасти ( 1Кор.3:6 ); ибо Спаситель возделывает нас как ниву через святых тайноводителей. Посему они справедливо называют самих себя соработниками Божиими ( 1Кор.3:9 ). И премудрый Давид воспевает: праведник яко финикс процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится ( Пс.91:13 ). Итак, мы – насаждение Господа и во славу Его. И созиждут, говорит, города пустыя вечныя и обновят грады пустыя. Вероятно желает этим указать или на число имеющих быть призванными, которое будет так велико, что кроме существующих станут искать других городов и даже возобновлять некогда опустошенные города или, может быть, на следующее: чувствуя тесноту от множества, они будут поступать с церквами, некогда пустыми, как обыкновенно поступают те, которые желают восстановлять опустошенные города и стараются воздвигнуть как бы лежащие на земле (города). Посему сказано церкви: расшири место кущи твоея и покровов твоих, водрузи, не пощади. Еще надесно и налево простри ( Ис.54:2,3 ). Что пророчество об этом истинно, это весьма легко можно доказать из самых событий. Ис.61:5–7 . И приидут инороднии: пасущии овцы твоя, и иноплеменницы оратели, и виноградари. 267 Вы же священницы Господни наречетеся, служителие Бога 268 . Крепость язык снесте и в богатстве их чудни будете. (Вместо студа вашего сугубаго и вместо срама возвеселится часть их, и) 269 сице землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

См.: примечание к 1, 7, 28. 1469 Ср.: Максим Исповедник, ξγησις της κινσεως, 8 — PG 90, 121C; Диспут с Пирром — PG 91, 341С. 1470 6, 17, 65. 1471 Василий Великий, О Святом Духе, 8, 19 — Bruche 141/PG 32, 104А. 1472 Содержание сноски отсутствует. 1473 Исх 35:31. В Славянской Библии: Духа Божия, премудрости и разума . 1474 Рим 1:20. 1475 Василий Великий, О Святом Духе, 19, 48 — В. Pruche (ed.), Basile de Cesaree. Sur le Saint Esprit, 2nd edn. [Sources chretiennes 17 bis. Paris: Cerf, 1968], p. 85. 1476 Буквально: «истину» — την του πργματος λθειαν. 1477 См.: Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 1, 2 — PG 3, 121В. 1478 1 Тим. 1:7. 1479 Ср.: Пс. 63:4. 1480 Ср.: Ис. 30:12. 1481 Авв. 2:15. В самом Писании: «ближняго своего». 1482 Лк. 16:11. 1483 Лк. 16:9. 1484 См.: ниже. 1485 Ср.: Мф. 25:24. 1486 3 Цар. 12:13. 1487 1 Кор. 14:34. 1488 Максим Исповедник. Письмо к Иоанну Кувикуларию — PG 91, 461D–464A. 1489 1 Тим. 2:12. 1490 1 Кор. 14:34–35. 1491 Григорий Богослов, Стихотворения нравственные, 2. Советы девственным, 311–312, 320–321, 351 — PG 37, 602–603, 606. 1492 Сир. 25:19. 1493 Диадох Фотикийский, Главы, 36 — des Places 105. 1494 Евагрий Понтийский, Главы о молитве, 117 — PG 79, 1193А. 1495 Цитата не идентифицируется. 1496 Диадох Фотикийский, Главы, 40 — des Places, 108. 1497 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564C. 1498 Цитата не идентифицируется. 1499 Ср.: Εφ. 1:14. 1500 1 Кор. 8:1. В Славянской Библии: «разум кичит». 1501 1 Кор. 9:24. 1502 См.: их гомилии «На Преображение». 1503 Иоанн Синайский, Лествица, 28 — PG 88,1132D. 1504 Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρης, ст. 140. 1505 Там же. 1506 Он же, Слово 72 — Σπετσιρης, σ. 281. 1507 2 Кор. 11:14. 1508 Содержание сноски отсутствует. 1509 Содержание сноски отсутствует. 1510 Содержание сноски отсутствует. 1511 Содержание сноски отсутствует. 1512 Содержание сноски отсутствует. 1513 Содержание сноски отсутствует. 1514 Содержание сноски отсутствует. 1515 2 Кор. 11:14. 1516 Григорий Нисский, О цели по Богу — PG 46, 289ВС. 1517

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

МДА 77, ф. 173.1. Сборник слов и богослужебных статей. 1480-е гг. 2°. 455 л. Филиграни: 1) Голова быка с короной и цветком, вид: Пиккар XV, 211 (1479–1480 гг.); 2) Голова быка с короной и цветком, тип: Лихачёв, 1203 – 1205 (1485 г.); 3) Голова быка с короной и розеткой, тип: Лихачёв, 1206–1207 (1485 г.). Содержание: л. 303–304 об. – молитва исповедная перед причастием; л. 304 об. – чин исповеди вскоре; л. 305–307 – чин исповеди; л. 305–306 об – поновление мирянам; л. 307–315 об. чин исповеди; л. 308–312 – поновление мирянам; л. 312-З1Зоб. – поновление священникам; л. 313 об.–314 об. – молитва разрешительная; л. 314 об.–315 – поновление; л. 315–315 об. – краткое поновление. Описания: Леонид, архим. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троицкой Сергиевой лавры в Библиотеку Троицкой духовной семинарии в 1747 году (ныне находящихся в Библиотеке Московской духовной академии). М., 1887. Вып. 2. С. 323–333; ПС XV, 2286. МДА 79, ф. 173. I Служебник с требником. XV в. 2°. 198 л. Запись: л. 2 – «Почата бысть сиа книга месяца ноемвриа 8 на памать святаго архангела Михаила». Содержание: л. 159–164 – чин исповеди; л. 160 об.–161 – поновление мирянам; л. 162–163 – молитва разрешительная. Описания: Леонид, архим. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троицкой Сергиевой лавры... Вып. 2. С. 299–301; ПС XV, 1524. МДА 184, ф. 173. I . Требник. XIV в 4°. 185 л. Пергамен. Содержание: л. 51 об.–71 об. – чин исповеди; л. 53 об.–54 – краткий вопросник мирянам (Кр-Свир. 91); л. 54–56 об. – поновление мужчинам; л. 56 об.–60 – поновление общее; л. 60–62 об. – поновление инокам; л. 68–71 об. – молитва разрешительная; л. 71–73 об. – чин причащения больного. Описание: Леонид, архим. Сведение о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища св. Троицкой Сергиевой лавры... Вып. 1. С. 12–14. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 106–108, 187–189, 191–192; Приложения ко второму тому. С. 13 (чин исповеди, в том числе вопросник Кр-Свир. 91, поновления мужчинам-мирянам, инокам и общее; чин причащения больного).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010