Иоан. XIII, 18 и XV, 25. В последней своей любвеобильной беседе с учениками Своими Господь наш Иисус Христос два раза привел слова из псалмов 40-го и 68-го. В главе XIII, 18 Он с глубокою скорбью говорит о предающем Его: «но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» ( Пс. 40 ст. 10). В главе же XV, 25, говоря о ненавидящих Его, Господь глаголет: «но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно» ( Пс. 68 ст. 5). Но важнейшим из пророческих псалмов мы считаем псалом XXI, в котором Давид, находясь сам в скорби, рисует такую картину своего горя и страдания, которая по выражениям своим прообразует в самых точных подробностях страшнейшие человеческие страдания Того, – который благоволил восприять на Себя человеческую плоть со всеми ее скорбями, чувствованиями, страданиями и немощами кроме греха. Псалом XXI начинается тем воззванием к Богу, которое произносит Господь наш Иисус Христос, по человечеству на кресте. Устами скорбящего Давида псалом предрекает (ст. 8–9), как мимоходящие будут ругаться над Господом Иисусом, пригвожденным ко кресту, кивая головами своими и говоря: «Он уповал на Господа, пусть избавит его, пусть спасет» (пс. 21, ст. 9). И разве мы не читаем Лyku XXIII, 35 : «и стоял народ и смотрел; насмехались же вместе с ним и начальники, говоря: других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий». И в Ев. от Mamфeя XXVII, 42–43 читаем: «Уповал на Бога, пусть теперь избавит Его»; и у Mapka XV, 29 читаем: «проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря:… спаси Себя Самого». Далее ст. 15–18 псалма 21-го изображает такие страдания тела, которые вполне соответствуют страданиям смерти на кресте. Псалом говорит: «Все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла как черепок; язык мой прильпнул к гортани моей... ибо псы окружили меня; скопище злых обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои. А они смотрят и делают из меня зрелище».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Потому и сказано, что «жертва», приносимая «за грех», есть «святая святых» (ср. Лев.6:25 ). Если ты еще следишь за тем, что говорится, то мы дерзнем сказать нечто большее. А именно – что есть «жертва», приносимая «за грех» и «святая святых», как не Единородный Сын Божий (ср. Ин.3:18 ), Господь мой Иисус Христос? Только Он – «жертва за грех», и Он – «святая святых». Однако довольно трудно понять фразу «священник, совершающий жертву за грех, должен есть ее» (ср. Лев.6:26 ), ибо то, что, как сказано, должно быть съедено, по всей видимости, относится ко греху, как и в другом месте пророк говорит о священниках, что «грехами народа Моего кормятся они» ( Ос.4:8 ). Из этого также видно, что священнику должно съедать грех приносящего жертву. Часто мы на примерах из Священного Писания показываем, что Христос – тоже жертва, принесенная за грех мира и священника, приносящего жертву. Апостол объясняет это одним словом, когда говорит: «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу» ( Евр.9:14 ). Таким образом, священник, который ест «грехи народа», есть Тот, о Котором сказано: «Ты священник вовек по чину Мельхиседека» ( Пс.109:4 ). Как Он ест грехи народа? Послушай, что написано: «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий» ( Втор.4:24 ). Что поядает этот Бог-огонь? Будем ли мы столь маломысленны, что подумаем, будто Бог-огонь истребляет дерево, солому или сено (ср. 1Кор.3:12 )? Бог-огонь сожигает грехи человеческие, истребляет их, поглощает их, очищает их, как Он говорит в другом месте: «Огнем очищу тебя» 24 ( Ис.1:25 ). Это и значит есть грех того, кто приносит «жертву за грех», ибо «Он взял на себя наши грехи» ( Мф.8:17 ) и съел их и, словно огонь, поглотил их. И, напротив, тех, кто пребывает во грехе, как сказано, «поглотит смерть», ибо написано: «Смерть поглотит их» 25 ( Пс.48:15 ). Мне думается, что Христос в Евангелии сказал об этом: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк.12:49 ). И моя земля будет сожжена Божественным огнем, чтобы не произрастали уже на ней «тернии и волчцы» (ср. Быт.3:18 ). Потому должно тебе уразуметь написанное: «Огонь возгорелся во гневе Моем и поядает землю и произведения ее» ( Втор.32:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

24. Егда возмет кто от исполина корысти; и аще кто пленит неправедне, спасет ли ся; 25. Зане тако глаголет Господь: аще кто пленит исполина, возмет корысти: вземляй же от крепкого, спасется: аз же прю твою разсужду, и аз сыны твоя избавлю. 23. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицем до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих, и узнаешь, что Я Господь, что надеющиеся на Меня не постыдятся. 24. Может ли быть отнята у сильного добыча, и могут ли быть отняты у победителя взятые в плен? 25. Да! так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена, потому что Я буду состязаться с противниками твоими, и сыновей твоих Я спасу; Ст. 23 ср. 60:16. Теперь о материальном благополучии Сиона будут пещись не цари иудейские, а цари и правители языков. Они будут кланяться ему до земли и, будут лобызать самый прах ног его. Ст. 24–25. Для того, чтобы из языческого мира могли произойти чада Сиона, для сего он предварительно должен освободиться из-под власти сильного, т. е., сатаны ( Мф. 12:29 ). Такое избавление его, не возможное для человеческих усилий, становится возможным лишь потому, что сам Господь поразит сильного, т.е., сатану, и возьмет похищенное им ( Лк. 11:22 ), ср. объясн. 60:10. Хорошо по поводу этих двух стихов пишет блаж. Иероним: ”Господь наш и Спаситель, который сказал прежде чрез Исаию, сам повторяет ту же мысль в Евангелии: Како может кто внити в дом крепкаго, и сосуды его расхитити , аще не первее свяжет крепкаго, тогда дом его расхитит ; ( Мф. 12:29 ). Крепкий и исполин есть диавол, покоривший под свою власть все народы, осмелившийся сказать Спасителю: сия вся тебе дам, аще пад поклониши ми ся ( Мф. 4:9 ). Ибо мир лежал во власти злого, которого не мог победить ни один из праведников; никто, согласно Амосу, не мог вырвать добычи из уст львовых ( Ам. 3 ). Итак, предложивши вопрос, что ужели никто не может победить крепкого исполина и спасти то, что им было похищено, Господь отвечает, что все это должно совершиться в его пришествие, т. е., что взятые прежде народы у исполина будут отняты: вся утварь его и весь дом его будет разделен апостолам, когда исполнилось то, что написано: царь сил возлюбленнаго красотою дому разделити корысти ( Пс. 67:12 ), – тот именно, что возшед на высоту пленил есть плен, и даде даяния в человецех (ср. Пс. 67:19 и Еф. 4:8 ), т. е., тех, которые прежде были похищены на смерть, возвратил к жизни. Вместо: =В р.-с. и плененные сильным будут отняты, и добыча и т. д ., 70 читали: почему: ν τις ιχμαλωτεση γγαντα, λψεται σλα, λαμβνων δ=аще кто пленит исполина, возмет корысти, вземляй же и д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Как же это, следовательно. Спаситель повелевает молиться о том, чтобы не [попускал нам Бог] впадать в искушения (Мф. 26:41), когда некоторым образом всех Бог искушает? Потому что не к старейшинам только своего времени, но и ко всем читателям своей книги говорит Иудифь: Вспомните, как Он с Авраамом поступал (Быт. 12:1; 21:12; 22:1), как сильно Исаака искушал (Быт. 22:9; 26:1), что было с Иаковом, когда он в Месопотамии, в Сирии, пас овец дяди своего (брата матери своей) Лавана (Быт. 29). Как их искушал Он не для истязания сердца их, так и нам не мстит, а только для вразумления наказывает Господь приближающихся к Нему (Иудифь 8:26—27). О всех же вообще праведных говорит Давид в таких словах: Много скорбей у праведного (Пс. 33:20); и апостол в Деяниях: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22). И если молитвы о невведении нас во искушение надлежащим образом мы не понимаем, чего большинству действительно и недостает, то должны мы, конечно, утверждать, что молитва апостолов не была услышана, потому что во время своей жизни они столько ужасного терпели в бесчисленных трудах, в многочисленных оскорблениях, [в пребывании] сверх меры в темницах, в частых смертных опасностях (2 Кор. 11:23); и Павел главным образом из–за иудеев пять раз получил по 39 ударов, три раза сечен был прутьями, однажды был побиваем камнями, трижды кораблекрушение терпел, ночь и день пробыл во глубине морской (2 Кор. 11:24—25); этот человек всячески был притесняем, приводим в отчаянные обстоятельства, преследуем и низлагаем (2 Кор. 4:8—9), ибо он и сам признается: Даже до настоящего часа терпим мы голод и жажду, наготу, кулачные побои, не имеем постоянного местожительства и работаем до утомления своими собственными руками: проклинают нас, а мы благословляем; преследуют, а мы терпим; порочат нас, а мы молимся (1 Кор. 4:11—13). Но если уж апостолы своею молитвою не достигли никакого успеха, то какою же надеждою быть услышанным от Бога может одушевляться кто–либо из менее мужественных? Если в 25–м псалме потом говорится: Испытай меня, Господи, и искуси меня; расплавь в огне внутренности мои и сердце мое (Пс. 25:2), то не понимающий точно заповеди Спасителя легко придет к мысли, что противоречит это учению нашего Спасителя о молитве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Хвалим есть... благословим есть: греч. παινεται... νευλογεται можно было бы здесь понять в смысле, сходном с русск. переводом «хвалится…благословляет себя». Раздраж гда гршный: по множеств гнва своег не взыщетъ: нсть бга пред нимъ. 25. В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» 25 . Развращенный нечестивец в высокомерии своём позволяет себе пренебрегать и хулить ( Раздраж) Господа, не обнаруживает в себе желания веровать в Него ( не взыщетъ), а во всех своих намерениях и действиях является совершенным безбожником, для которого нет ничего недозволенного и святого (ср. Иов.21:14–15; 15:25–26 ). Так язычники, нападавшие на Израиля, только одну свою силу считали за бога ( Авв.1:11 ; Иов.12:6 ) и, неистовствуя над побеждёнными, позволяли себе пренебрегать и хулить Господа Бога израилева ( Иез.35:12 и 13). По множеств гнва своег не взыщетъ. Большинство древних толкователей разумели эти слова (ср. 34 ст.), как мнение нечестивых о Боге, что Он «не станет достойно взыскивать с них, как бы того требовал праведный гнев Его» (Евф. Зигабен). Правильнейшим представляется, согласно с изъяснением Златоуста и пер. халдейским, тот смысл, что нечестивый не ищет Господа, т. е. не верует, в Него, не стремится к Нему (ср. Пс.13:2; 33:5; 77:34 и др.); весь стих, по такому толкованию и по букв. смыслу евр. т.: «нечестивый пренебрегает Господа; в надмении своём не ищет Его»… сквернютс на вско врем: емлютс сдьбы тво лица всми враги своими бладаетъ. 26. Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; кз. Рече бо въ сердцы своемъ: не подвижс рода въ родъ без 27. говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла»; 26–27. Нечестивый беспрепятственно совершает злые дела ( – ср. Пс.1:1:6 ) свои, и заслуженные им наказания праведного суда Божия ( сдьбы ср. ст. 17), по каким-то непостижимым действиям промысла, минуют его (= емлютс... лица не постигая его в здешней жизни (ср. Иов.21:7–9 и 80; Иер.12:1 ); а ко всем земным врагам своих он относится с презрением, не опасаясь с их стороны мщения, потому что, обнадеженный долговременною безнаказанностью, он вполне уверен в совершенной непоколебимости своего счастья и всегдашней безопасности своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Молитва может быть в грех , и Таинство Причащения – во грех, как это было с Иудой-предателем: «после сего куска вошел в него сатана» ( Ин.13:27 ). Пс.108:8             Да будут дни его – малы,                         назначенному ему – да примет другой. «Да будут дни его малы» – малыми, сравнительно с вечностью, стали дни жизни Адама после грехопадения. Смерть тогда пресекла накопление греха. «Малыми» стали дни у изменников в том отношении, что только временем земной жизни 514 ограничена для них ценность жизни. «Назначенное» – это и материальный «запас», и властные «полномочия», и «посещение» Божие 515 . То, что в полноте было человеку назначено – само назначение жизни, призвание, дар, – примет другой. Сказанное относится и к «первому Адаму», во искупление греха которого пришел «последний Адам», Христос ( 1Кор.15:45 ), и к Иуде, апостольское достоинство которого перешло к другому лицу ( Деян.1:25 ), и к той части еврейского народа, которая осталась с иудеями. Израилю через Моисея сказал Господь: «если вы слухом послушаете голос Мой и сохраните завет Мой… вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх.19:5,6 ). Таково было «назначенное» – назначение Израиля, но Христос говорит иудеям: «отнимется от вас Царство Божие и дано будут народу, приносящему плоды его» ( Мф.21:43 ). Пс.108:9             Да будут сыны его – сиротами,                         и жена его – вдовой. «Сироты» и «вдовы» – предмет особого попечения Божьего: Он – «Отец сирот и Судья вдов» ( Пс.68 /67:6), и упомянут «судья» на таком суде (дин), который есть заступничество и милость (см. Пс.7:9 ). Что отец для сироты – то такой судья для вдовы. Как Бог допустит, чтобы за грех отца дети стали сирыми, а за грех мужа жена стала вдовицей? Такова сила греха человеческого, что он может иметь космическое значение (как это было после греха Адама и перед Великим Потопом) и может иметь значение для всей семьи и для всего народа. Если народ в лице предстоятелей и вождей пойдет за предателем Иудой, то в народе дети осиротеют от Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Непорочность понимаем двояко. Или это есть отчуждение от греха, достигаемое при помощи разума, или это есть неизведание еще зла. В первом случае непорочность достигается, когда долгим старанием о добре и упражнением в нем как бы подсекаем в себе некий корень зла. Во втором случае непорочность бывает вследствие незнакомства на опыте с пороками, часто по молодости или же по роду жизни. Например, дитя не знает гордости, притворства, плутовства; или люди, живущие в деревне, незнакомы с торговыми обманами или судебными кляузами. Таких тоже называем непорочными, но не потому, что они по своей воле далеки от порока, а потому, что не привелось им на опыте изведать зла. Непорочный в истинном смысле слова упражнением в добродетели изгоняет из своей души всякое лукавство и удостаивается наследия благ, потому что «Господь... ходящих в непорочности не лишает благ» ( Пс.83:12 ). Он с уверенностью скажет: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей» ( Пс.25:1 ); и еще: «Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне» ( Пс.7:9 ). Характеризуют непорочного простота нрава, благородство, безыскуственность 686 . «Святыня» «Святыня» (о которой говорит апостол Павел в Послании к коринфянам ( 2Кор.7:1 )) есть всецелое посвящение себя Богу, непоколебимое во все время и при всяком случае и состоящее в старании и заботе угодить Богу; ибо поврежденное отметается от приношений Богу и однажды принесенное Ему обращать в общее и человеческое употребление нечестиво и дерзновенно 687 . Разумение Какого разумения мы обязаны просить себе у Бога и как можем стать достойными получить его? Об этом разумении узнаем от Самого Бога через Пророка, который говорит: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим; но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Господа» ( Иер.9:23–24 ). Узнаем и через апостола, который сказал: «Познавайте, что есть воля Божия» ( Еф.5:17 ). Можем же этого удостоиться, если исполним сказанное в Писании: «Остановитесь и познайте, что Я – Бог» ( Пс.45:11 ), и если уверуем, что истинно всякое слово Божие 688 . Мудрость

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Не божиться же, не произносить имени Божия напрасно, – исполнение этой заповеди не требует никакого труда; но если уже кто и этого легкого бремени понести не хочет, то чего и ожидать от него? Какой иной добродетели, какого очищения от грехов надеяться можно, когда он ни во что ставит удобоисполнимые и грозные повеления Господни? Не клянись вовсе, – Господь говорит, – не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо не очистит Господь приемлющего имя Его всуе ( Исх.20:7 ), – не будет ему очищения от грехов и прощения: вот какое законное постановление! Вот приговор Господень! Однако ж, исполняется в точности и сие слово истины: нечестивый в дерзости своей пренебрегает Господа; нет Бога во всех помыслах его ( Пс.9:25 ); нет страха Божия пред глазами его ( Пс.35:2 ); и потому он как бы уверен в сердце своем, что ему в род и род не приключится зла ( Пс.9:27 ). Оттого и не хочет он вразумиться, чтобы делать добро; уста его полны неправды и лукавства ( Пс.35:4 ). На основании сих слов Священного Писания весьма справедливым должно почитаться и сие замечание опытных людей: кто божится, в том наверно правды нет. Напротив же, должно верить, и благомыслящие всегда верят больше тому из нас, кто никогда и ни за что не божится; вместо же всякой клятвы можно и должно верить одному честному его слову: да или нет. Указание той добродетели, от которой легко человек делается счастливым Хочет ли человек жить так, чтобы было ему благо на земле? Любит ли долгоденствие и благополучие во всем? Удерживай язык свой от зла, – говорит ему пророк Давид. И в законе Божием сказано: почитай отца твоего и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли ( Исх. 20:12 ). Не смей, брат, грубого слова сказать своим родителям, но успокаивай их во всем; не только доставляй им все необходимое для жизни, но и говори с ними ласково, приветливо: тогда хорошо тебе будет, весел и спокоен ты будешь. Итак, ищи же себе счастье, человек, не по своему плохому разуму, не своим путем стремись к нему, но по указанию Божию, как учат тебя пророки и апостолы, исполненные премудростью.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Начну же с того, с чего и следует начать, то есть с первого псалма, ибо достойно всякого исследования сказанное в нем: Не так – нечестивые; но они – как прах, возметаемый ветром ( Пс.1:4 ), потом прибавляет: Потому не устоят нечестивые на суде и прочее ( Пс.1:5 ). Если же это так, то как Сам Господь говорит в святом Евангелии: И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, и прочее ( Мф.25:32 ). Как же предстанут перед Судьей все народы, когда не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных? Что восстанут все – и нечестивые и грешные – это доказывается многими другими доказательствами, особенно же тем, что объявил Сам Владыка, говоря: Изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:29 ). Неужели все это составляет противоречие? Никак. Явствует же из этого, что нечестивые и грешные воскреснут, но не в воскресение жизни, а в воскресение осуждения, то есть, воскреснут не для того, чтобы наследовать жизнь вечную вместе с благочестивыми и праведными, но чтобы быть осужденными и услышать сей праведный приговор о них на суде: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ), как и в другом месте божественный пророк объявил, говоря: Да обратятся нечестивые в ад, – все народы, забывающие Бога ( Пс.9:18 ). Отсюда мы научаемся двум некоторым высоким догматам, именно: что души нечестивых и грешных до самого второго пришествия Судии содержатся во аде, и что грешники опять туда возвратятся для вечного мучения. Где же те, которые без ума утверждают, что души грешных очищаются чистительным огнем и затем получают жизнь вечную? Ибо ни в течение многого минувшего времени не могли они очиститься, ни по возвращении в ад приемлют очищение, но идут, говорит Судья, грешники в муку вечную, а не к временному очищению, праведники же в живот вечный, а не так, чтобы они получили это посредством очистительного огня, как утверждает латинское лжеучение, последующее Платону, эллинскому философу, и Оригену , начальнику ересей. Получают же сие те, которые всякою правдою и святостью и боголюбезными делами угодили Судии, как Он Сам о них свидетельствует, говоря: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, исчисляя по порядку и все боголюбивые их деяния. Но об этом достаточно и сказанного. Теперь же, если желаешь, обратимся к рассмотрению второго псалма, если найдется в нем что-либо достойное исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

Глава 20 1–28. Союзная война моавитян, аммонитян и идумеев против Иосафата и счастливое для последнего ее окончание. 29–37. Продолжительность, благочестие и слава царствования Иосафата; новый ошибочный союз его с домом Ахава и пророческое обличении ему. 2Пар.20:1 .  После сего Моавитяне и Аммонитяне, а с ними некоторые из страны Моанитской, пошли войною на Иосафата. 2Пар.20:2 .  И пришли, и донесли Иосафату, говоря: идет на тебя множество великое из-за моря, от Сирии, и вот они в Хацацон-Фамаре, то есть в Енгедди. Описываемый здесь поход Иосафата некоторые исследователи (например, Гезениус) отождествляли с рассказываемым в 4Цар.3 союзным походом Иосафата вместе с Иорамом и царем едомским против моавитян. Но, при некоторых чертах сходства обоих рассказов, каждый из них имеет и свои отличительные черты, не позволяющие отождествлять их. Здесь, таким образом, надо видеть самостоятельный факт, не отмеченный в книгах Царств. Указание на него не без основания находят в псалме ( Пс.82 ) (евр. 83), где стихи ( Пс.82:7–9 ) так же как во ( 2Пар.20:1 ), в числе врагов, ополчившихся против народа Божьего, называются Моав, Аммон, Едом, а также в псалме ( Пс.47:4–7 ) (евр. 48), где также можно видеть указания на победу Иосафата над союзниками (см. у Н. И. Троицкого , «Псалтирь. Последовательное изъяснение славянского текста», Тула, 1904, с. 226–227). Союзные силы, предпринявшие поход против Иосафата (ст. 1), состояли из моавитян, аммонитян (ст. 1), обитателей Сеира, т.е. идумеев (ст. 10–23), и «некоторых из страны Моанитской» (ст. 1). Последнее выражение в еврейском, в Vulgata и славянском текстах читается: некоторые из аммонитян (евр.: Mehaammonim, Vulgata: de Ammoniis, слав.: «от аммонитов»), что не дает удовлетворительного смысла: об аммонитянах есть упоминание ранее в том же стихе. LXX передают: κ τν Μιναων (впрочем, в кодексах 44, 74, 106, 120, 121, 134, 234: κ τν μμαντων). Минеями назывались жители округа Маон, находившегося в южной части удела Иудина колена, к юго-востоку от Хеврона ( ( Нав.15:55 ; 1Цар.23:25,25:2 ); «Толковая Библия», т. II, с. 98, 285 и 287; Onomasticon, 696). В этом округе оставались еще потомки прежних обитателей, которые, при случае, возмутились против покоривших их иудеев. Признавая, таким образом, правильность чтения LXX, а также русского синодального перевода – «из страны Моанитской», разницу между ними и еврейско-масорецком тексте, можно объяснить из перестановки одной евр. буквы: и (см. у проф. Гуляева, с. 540–541; Ср. Fr. Böttcher, «Neue exegetisch-kritische Aehrenlese zum Alten Testamente», 1865, s. 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010