Слова утешения Втор.31:8 «Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся». Пс.9:10-11 «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи». Пс.22:4 «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня». Пс.24:15-16 «Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен». Пс.26:9-10 «Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня». Пс.67:5-7 «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицом Его. Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище. Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне». Пс.41:12 «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего». Плач Иеремии ( Иер.3:19-25 ) «Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. Твердо помнит это душа моя и падает во мне. Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его». Ин.14:15-18 «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам». 2Кор.4:8-9 , 2Кор.4:16-18 «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем… Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».

http://azbyka.ru/bibliya-ob-odinochestve

Так как Бог создал мир не в следствие необходимости, а совершенно свободно, то значит, создал по какому-либо по­буждение, – ибо мог и не создать. А так как создал премудростью и разумом, значит, создал для какой-либо цели, – по­тому что премудрость не может действовать без цели. Право­славная Церковь преподает нам об этом предмете следующее: “должно верить, что Бог..., будучи добрым и вседобрейшим, хотя сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир с той целью, дабы и другие существа, прославляя Его, участвовали в Его блаженстве” (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 8; срав. Простр. Катих. стр. 35, М. 1845). Следовательно, Церковь считает побуждением к творению единственно бесконечную доброту Творца, а целью творения, с одной стороны, славу Творца, а с другой – блаженство тварей., И углубляясь в Слово Божие, легко убеждаемся, что другого побуждения, которое могло бы расположить Всевышнего создать вселенную, представить нельзя, кроме одной его доброты. К этой мысли приводить нас Священное Писание – а) частью уже в тех местах своих, где учит, что Бог есть существо всесовершенное ( Псал. 114:3 ; Мат. 5:45), а следовательно, всеславное ( Пс. 23:10; 28:3 ) и вседобрейшее ( 1Тим. 1:11 ; Пс. 15:11 ), что Он не нуж­дается ни в ком и ни в чем ( Деян. 17:25,26 ), что Он от века существовал один без мира ( Пс. 89:3 ; Ефес. 1:3–4 ), и следовательно, мог бы так же существовать и во веки веков, если бы не благоволил произвести другие существа; но – б) еще более в тех местах, где, возводя взоры наши на сами творения Божии, восклицает: благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его ( Пс. 144:9 ; срав. Прем. 11:25–27 ); или призывает нас исповедовать Его милости, явленные в деле творения: Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его. Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его; Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его; Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его; утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его; сотворил светила великие, ибо вовек милость Его; солнце – для управления днем, ибо вовек милость Его; луну и звезды – для управления ночью, ибо вовек милость Его ( Пс. 135:1–9 ). Отцы и учители Церкви единодушно называли доброту Творца причиной творения. Вот, например, слова –

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Пс.9:22 .  Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби? Пс.9:23 .  По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. «Вскую, Господи, отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех?» «Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют». Поскольку не защищаешь обидимых, то представляется, будто бы Ты, Владыка, далече отстоишь, и не взираешь на дела человеческия. Обидимые же, как бы от некоего огня, истаевают от малодушия, видя высокомерие делающих обиды. И весьма прилично о предающихся малодушию Пророк употребил слово: «возгарается», потому что уподобляются они попаляемым огнем, и как бы некий дым, из уст их исходят воздыхания. Пророк говорит, что от малодушия произойдет для них вред; потому что не помыслами благолепными водятся, но сомневаются в Твоем Промысле. Ибо сие означают слова: «увязают в советех, яже помышляют». И показывая тому причину, Пророк присовокупил: Пс.9:24 .  Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. «Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть». Производя тысячи зол, приобретают себе за это похвалы от льстецов. Пс.9:25 .  В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» «Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего». Здесь должно поставить знак препинания, и потом присовокупить: «не взыщет», в таком значении: «раздражи Господа», говоря: «не взыщет». Предавшись безумию и неистовству, как будто никто не надзирает над ним, устремляется на всякое беззаконие, и не помнит, что Судия взыщет за сделанное. Потом Пророк выражает сие яснее: «Несть Бога пред ним». Какая же сему причина? Пс.9:26 .  Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением. «Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы Твоя от лица его». Совершенно пренебрегает законы Твои, все время проводит в беззаконии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Вознесох избранного от людий Моих. Пс.88:21. Обретох Давида раба Моего.   Разумей Христа от семени Давидова, Который именуется Избранным: потому что «и Бог Его превознесе» (Флп. 2:9). Псалмопевец именует Его также Давидом, поскольку Он от семени Давидова, именует и рабом, потому что явился в зраке раба. Елеем святым Моим помазах Его.   Когда Тот, о Ком сказано: «Бог бе Слово» (Ин.1:1), родился по плоти от жены, и произошел человек, пребывая, как был, Богом; тогда, ради тебя приняв суд, наименован Христом. Ибо Слово, Которое есть Бог и предвечный Царь, усвоило Себе наше, чтобы мы обогатились тем, что Его. Пс.88:22. Ибо рука Моя заступит Его.    Спаситель сказал: «дела, яже даде мне Отец, да совершу я, та дела свидетельствуют о Мне, яко Той Мя посла» (Ин. 5:36). И еще: «о Се6е не глаголю ничесоже: Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела» (Ин. 14:10). Это-то и говорит теперь о Нем Отец: рука Моя заступит Его, и мыщца Моя укрепит Его. Пс.88:23. Ничтоже успеет враг на Него.    Хотя и сказали: «приидите, убием Его, и удержим достояние Его» (Мф. 21:38); но безуспешен был замысел сей у сатаны и у иудеев, и предприятие их оказалось неудавшимся; потому что Спаситель воскрес в третий день, поправ смерть и расхитив ад, восшел к сущему на небесах Отцу и Богу, и пребывает «одесную престола величествия на высоких» (Евр. 1:3), над всем господствуя вкупе с Родившим Его. Поэтому истинно сказанное: «ничто же успеет враг на Него». Пс.88:24. Изсеку от лица Его враги Его;    потому что преданы они римскому воинству, и погибли в конец. Пс.88:25. И истина Моя и милость Моя с Ним.    «Истиною» называет служение духом и истиною, какое ввел у нас Христос, по сказанному жене самарянской: «Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися» (Ин. 4:24). И «милость» сотворил с нами Бог не чрез иного кого, но чрез единородного Сына Своего. Ибо мы Им единым и научены кланяться духом и истиною, и помилованы, после того как истреблена смерть и устранено тление. И о имени Моем вознесется рог Его.    Ибо именами, всего более приличествующими Отцу, прославляется и сам Сын. Например: Отец есть истинный Бог, а равно и Сын; потому что Он есть Истина и Жизнь. Отец и есть, и именуется так, по естеству: то же и Сын. Ибо Сам говорит: «Аз есмь воскрешение и живот» (Ин. 11:25). Это сказал Он Отцу Своему: «Моя[п] вся[п] Твоя[п] суть, и Твоя[п] Моя[п]» (Ин. 17:10).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2599...

От веры перейдем к занимающей второе место [по порядку] надежде, ибо вторая, напояемая первой, приносит плод в тридцать, шестьдесят и сто крат (см. Мф. 13:8 ). Нет ничего выше, чем утвержденная надежда. О любви же, которая на третьем месте упоминается, но на первом месте стоит среди всех добродетелей, мы еще расскажем далее. Первый же был Енос, который был [сын] Сифа, – праведник от праведника; сей упова призывати имя Господа Бога ( Быт. 4:26 ). Ибо те, которые руководятся надеждой на Бога, к Нему Самому возводятся и просвещаются сиянием Его вечного Света. Давид-царь, состарившись, не мог согреться в оправданиях своих, попросил себе девицу – соманитянку, чтобы согревала его ( 3Цар. 1:3 ). Соманитянка же переводится как «небесная». Но не познал ее царь, то есть не растлил свою небесную надежду. Смотри же, что говорит Писание:И аще уснета два, тепло има будет ( Еккл. 4:11 ). Вера, если имеет надежду, делает свое дело и согревает обладающего, как говорит блаженный Петр: [Посему, возлюбленные,] препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа, как послушные дети ( 1Пет. 1:13–14 ). И Сирах: кто надеялся на Господа – и был оставлен? или кто пребывал в страхе Его – и был постыжен? ( Сир. 2:10 ). И Псалмопевец: Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его ( Пс. 39:5 ); и: да возвеселятся вси уповающии на Тя ( Пс. 5:12 ), и опять-таки: на Него упова сердце мое, и поможе ми, и процвете плоть моя ( Пс. 27:7 ) от Его помощи; и других руководил, говоря: Уповайте на Него, весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш ( Пс. 61:9 ); и: Уповай на Господа и твори благостыню ( Пс. 36:3 ); Открой ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит ( Пс. 36:5 ). И Исаия: [Col. 1440] уповахом на имя Господне и память, еяже желает душа наша ( Ис. 26:8 ). И вновь Павел: мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении ( Рим. 8:24–25 ); и: твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий ( Евр. 6:18–19 ). И продолжает: ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою ( 1Кор. 9:10 ). И в Евангелии от Луки о Симеоне говорится: Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк. 2:26 ). И не умертвил надежду, но чаял Возлюбленного Искупителя и Спасителя мира и, взяв Его на руки, радостно рек: «Отпусти меня, Владыка, в вожделенное Царство Твое, ибо я получил воздаяние надежды моей на Христа Господня», Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Так говорит Господь: «Не иссякнет кувшин с мукою, и кувшин с елеем не уменьшится до того дня, когда Господь даст дождь на землю» ( 3Цар.17:14 ). 9 . Против души, которая хочет идти по пути святых, насыщаясь хлебом и водой: И сказал царь Израильский: «Возьмите Михея и пошлите его к Эмиру, начальнику города, и скажите Иоасу, царскому сыну, чтобы он посадил его в темницу и чтобы он ел хлеб скорби и воду скорби, пока я не возвращусь с миром» ( 3Цар.22:26–27 LXX). 10 . Против помысла, который говорит нам: «Смотри, запасов, которые мы собрали, не хватит ни для нас, ни для братьев, которые придут к нам»: Ибо так говорит Господь: «Они будут есть и оставят [немного]». И они ели и оставили [немного], по слову Господа ( 4Цар.4:43–44 ). Из [Псалмов] Давида 11 . Против помысла, который ожесточает меня за жизнь в стеснении бедности: Господь пасет меня, и я ни в чем не буду иметь недостатка ( Пс.22:1 ). 12 . Против помысла, который, даже когда нет нужды, [заставляет] собирать больше хлеба, чем нужно, под предлогом гостеприимства: Я был молод, и вот, состарился, и не видел праведника оставленным или семени его ищущим хлеба ( Пс.36:25 ). 13 . Против помысла, который заботится о пище и одежде, но пренебрегает заботой об истине: Ибо о беззаконии моем я объявлю, и буду внимать (µεριµνσω) греху моему ( Пс.37:19 ). 14 . Против помыслов, которые советуют нам и говорят: «Не живи так строго; постом и постоянным трудом ты изнуришь свое слабое тело»: И будет трудиться он вечно, и будет жить до конца, чтобы не видеть тления (καταφθορν), когда увидит мудрецов умирающими ( Пс.48:10 ). 15 . Против помысла, который говорит мне: «Не изнуряй себя так нещадно и не отягощай душу свою бдением»: Сердце сокрушенное и смиренное Бог не презрит ( Пс.50:19 ). 16 . Против помысла, который беспокоится о пище и питье и старательно ищет, где бы их достать: Возложи на Господа заботы свои, и Он поддержит тебя ( Пс.54:23 ) 6 . 17 . Против помысла, который говорит мне: «Бдение не приносит тебе никакой пользы; напротив, оно собирает много помыслов против тебя»:

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Глава III . 1) Что же за преимущество быть иудеем, или какова польза от обрезания? 2) Многое всяческим образом. Во-первых же, что им вверены изречения Божии. 3) Ибо что же, если некоторые из них не уверовали? Неужели неверие их опустошит веру Божию? Да не будет. 4) Бог же верен, всякий же человек лжив, как написано: «Да оправдаешься в словах Твоих и победишь, когда судишься» ( Пс. 50:6 ). 5) Если же наша неправда поручается правде Божией, что скажем? Не будет ли Бог неправ, когда изъявляет гнев? 6) (говорю по человеческому рассуждению). Да не будет. Ибо иначе, каким образом Бог будет судить мир сей? 7) Ибо, если истина Божия в моей лжи изобилует к славе Его, за что еще и я судим, словно грешник? 8) И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро (как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так говорим)? Коих осуждение праведно. 9) Итак, что же? Превознесем ли их? Никак. Ибо мы уже показали причины, что как иудеи, так и эллины, все под грехом, 10) как написано: «Ибо нет праведного никого; 11) нет разумевающего; нет ищущего Бога. 12) Все уклонились, вместе стали негодны; нет делающего добро, нет даже ни одного» ( Пс. 13:1–3 ). 13) «Открытая гробница – гортань их; языком своим творят прельщение; яд аспидов под устами их» ( Пс.5:10, 139:3 ). 14) «Их уста злословия и горечи полны» ( Пс. 9:28 ). 15) «Быстры ноги их на пролитие крови; 16) сокрушение и несчастие на путях их; 17) и пути мира они не познали» ( Притч. 1:16 ; Ис. 59:7–8 ). 18) «Нет страха Божия пред очами их» ( Пс. 35:2 ). 19) Мы же знаем, что Закон все, что говорит, к состоящим под Законом говорит, да заграждаются всякие уста и да будет весь мир подчинен Богу, 20) ибо от дел Закона «не оправдается пред Ним никакая плоть» ( Пс. 142:2 ). Ибо чрез Закон – познание греха. 21) Ныне же, без Закона, явилась праведность Божия, засвидетельствованная Законом и пророками. 22) Праведность же Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех, кто верует в Него, ибо нет различия, 23) ведь все согрешили и лишены славы Божией. 24) Они оправданы даром, по благодати Его, искуплением, сущим во Христе Иисусе, 25) Которого Бог предложил в [жертву] умилостивления, через веру, в Крови Его, для явления правды Своей посредством отпущения предыдущих грехов, 26) в долготерпении Божием, к явлению правды Его в сие время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим того, кто от веры в Иисуса Христа. 27) Где же прославление твое? Исключено. Каким законом? Дел? Нет, но законом веры. 28) Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона. 29) Бог – иудеев только? Не и язычников ли? Конечно, и язычников, 30) потому что один же Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31) Итак, мы разоряем Закон верою? Да не будет; но Закон устанавливаем. Глава IV

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Впрочем, и воспо- 651// минание грехов также полезно и необходимо, но не совсем; только кающиеся с биением сердца должны взывать: ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною (Пс 50, 5); ибо пока еще мы каемся и уязвляемся воспоминанием о порочных делах, необходимо, чтобы слезы раскаяния, происходящие от исповедания вины, гасили мучительный огонь совести. Но если по милости Божией совесть больше не будет терзать смиряющегося и сокрушающегося таким образом и воспоминание о грехах будет усыплено, то из этого следует заключить, что таковой уже удовлетворил за грехи и совсем очищен от них. Впрочем, забыть грехи можно тогда только, когда искоренятся пороки и страсти прежние и сердце сделается совершенно чистым. Но известно, что такая чистота возможна не для тех, которые по нерадивости, беспечности не занимаются очищением себя от пороков, а для тех, которые с сокрушением и постоянной ревностью исправляют порчу, причиненную грехами, и всей силою души взывают к Богу: я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего (Пс 31, 5); слезы мои были для меня хлебом день и ночь (Пс 41, 4); они удостоятся слышать: изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако (Ис 44, 22); Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого, и грехов твоих не помяну (Ис 43, 25), и, освободившись от уз грехов своих, коими всякий связывается (Притч 5, 22), с благодарностью воспоют Господу: Ты разрешил узы мои. Тебе принесу жертву хвалы (Пс 115, 7, 8). глава 8 Разными способами можно достигнуть очищения грехов Грехи можно заглаживать, кроме всеобщей благодати крещения и мученичества, многими делами покаяния. Ибо вечное спасение обещается не только раскаянию, о котором говорит апостол Петр: покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши (Деян 3, 19); Иоанн 652//Креститель и Сам Господь говорят: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2); но еще любовь покрывает множество грехов (1 Пет 4, 8). Милостыней также врачуются язвы души нашей, потому что как вода угашает огонь, так милостыня очистит грехи (Сир 3, 30); и слезы омывают грехи, ибо Давид, сказав: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс 6, 7), далее говорит, что он не напрасно проливал их: удалитесь от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь голос плача моего (Пс 6, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Бог предал погребению тело Моисеево и сделал неизвестным даже гроб его. А православные выносят мощи из земли для поклонения. 1) Православная Церковь , почитая св. мощи, отнюдь не идолопоклонствует. Церковь не обоготворяет мощи святых, как не обоготворяет солнца, луны, архангелов, ангелов, херувимов, но верит и учит, что должно почитать телеса святых, как членов тела Христова: должно почитать память мученика и св. угодника, которых почтил Сам Господь, о которых сказал апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои " ( 1Кор. 6:19 ). Почитая мощи св. угодников Божиих, мы почитаем ту силу Божию, которая пребывает в них, ту «жизнь Иисуса», которая является в их смертном теле, «ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» ( 2Кор. 4:11 ). Значит, никакого идолопоклонства в почитании св. мощей нет, если Церковь , почитая их, почитает Духа Святого, живущего в телах святых, и жизнь Иисусову, проявляющуюся в их телах. Что касается слов прор. Давида, в которых будто он учил, что Бог чрез мертвых не подает чудес, то такое сектантское толкование неправильно. Св. пророк Давид совсем не говорит, что Господь чрез мертвых не проявлял чудес. По воле Божией дерево претворило горькую воду в сладкую ( Исх. 15:25 ); «жезл» Ааронов расцвел ( Числ. 17:8 ). Бог может «из камней воздвигнуть детей Авраама» ( Мф. 3:9 ). Зная все это, царь и пророк Давид не мог держаться той мысли, какую ему навязывают сектанты, будто Господь не может творить чудес чрез останки св. угодников Божиих. Ясно, что здесь ( Пс. 87:11 ) идет речь о умерших грешниках, которые не удостоились того, чтобы чрез их тела Господь творил чудеса. Эти умершие грешники находятся во «мраке», «в земле забвенной» ( Пс. 87:15 ). Относительно же праведных угодников Божиих, тот же св. Давид выражается так: «Страшен Бог в великом сонме святых» ( Пс. 88:8 ); «в вечной памяти будет праведник» ( Пс. 111:6 ); «уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки» ( Пс. 144:21 ); «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

«Проходящие же, – повествуют Евангелисты, – злословили Его (Распятого Христа), кивая головами своими и говоря: если Ты Сын Божий, сойди со креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: уповал на Бога, пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо он сказал: Я Божий Сын» ( Мф.27:39–43 ; Мк.15:29–32 ). «Также и воины ругались над Ним, подходя и говоря: если Ты царь иудейский, спаси Себя Самого... Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас» ( Лк.23:36, 37, 39 ). Потому-то говорит Св. Ириней Л., и «пророки возвещали Его подвергающимся насмешкам и злословию от смотрящих на Него.» 1349 . По мнению свв. Отцов Церкви, все это неоднократно было предвозвещено Псалмопевцем, «предсказавшим, что про­изойдет с Ним» на кресте. Так о насмешках проходив­ших мимо Распятого Иудеев и окружавших Его воинов, по мнению св. Кирилла Иер. 1350 , разделяемому и св. Афанасием В. 1351 , пророк говорит: «Видеша Мя, покиваша главами своими» ( Пс.108:25 ), а о насмешках первосвященников и книжни­ков: «вси видящии Мя поругаша Ми ся, глаголаша устнами, покиваша главою: упова на Господа, да избавит Его, да спасет Его, яко хощет Его» ( Пс.21:8–9 ) 1352 . Имея же в виду все вообще насмешки над Распятым, Псалмопевец называет Его «поношением человеков и уничижением людей» ( Пс.21:7 ) 1353 и влагает в уста Его такие слова: «избави от оружия душу Мою, и из руки песии единородную Мою: спаси Мя от уст львовых» ( Пс.21:21, 22 ) 1354 , а самые «хулы, произносимые при кресте, разумеет», когда от лица Христа, «описы­вающего, как поступили с Ним Иудеи во время страдания», говорит: «разшириша на Мя уста своя» ( Пс.34:21 ) 1355 , а так­же – когда говорит о народе Иудейском: «глаголы уст его беззаконие» ( Пс.35:4 ) 1356 . – Издевательства первосвященников над Иисусом Христом особенно ясно предрекает, по изъяс­нению св. Ипполита, Соломон, когда как бы от лица их говорит о Христе: «увидим, аще словеса Его истинна, и искусим, яже сбудутся Ему. Аще бо есть истинный Сын Божий, защитит Его, и избавит Его от руки противящихся» ( Прем. 2:17–18 ) 1357 . Эту «злобу и жестокость Иудеев на сло­вах, – говорит св. Златоуст, – предвозвестил и прор. Исаия, так в кратких словах выражая поношение сие: «обезсла­вится от человек вид Твой, и слава Твоя от сынов челове­ческих» ( Ис.52:14 )» 1358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010