Предмет этой песни составляют все цари Вавилонские, и особенно последний Вавилонский царь Валтасар – гордый, властолюбивый, жестокий тиран, убитый мечем при взятии Вавилона Киром ( Дан.5:10 ; Ксеноф. Кн. IV. изд. Стеф. стр. 66 и кн. V, стр. 73). Во-вторых: ели и кедры радуются о падении Вавилонского царя Ст. 8. И кипарисы радуются о тебе, и кедры ливанские, говоря: с тех пор, как ты заснул, никто не приходит рубит нас. На второй сцене являются говорящими ели и кедры Ливанские, под которыми разумеются цари, начальники, вельможи, которые, быв покорены Вавилонскими царями, хотя вовсе не лишены достоинства и власти, однакож много были унижены (подобно тому, как будто у дерев вершины срублены), долго стенали под тяжелым игом жестокого владычества Вавилонских царей ( Иер.25:18–20 ). Потому они теперь и радуются их падению. В-третьих: являются тени умерших царей, которые в аде укоряют Вавилонскаго царя. Ст. 9. Ад (шеол) преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретит тебя при входе твоем; пробудил для тебя тени (рефаимов), всех вождей земли; поднял всех парей языческих с престолов их. Ст. 10. Все они будут говорит тебе: и ты сделался безсильным 29 , как мы! и ты стал подобен нам! Ст. 11. В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается черв, и черви – покров твой. На третьей сцене Пророк в олицетворении представляет ад, который будто пробуждает рефаимов – умерших царей и князей и повелевает им выйдти на встречу Вавилонскому царю и приветствовать его с приходом в дворец подземного царства, т. е. страну мертвых (ст. 9). Но повелению ада цари и князья так и сделали: встретив Вавилонского царя, вместо приветствия с приходом как бы насмехаются над его падением и унижением (ст. 10, 11). Шеол, ад, означает собственно обширную, подземную пропасть, – мрачное место ( Иов. 10:21, 22; 7:9 ; Пс.140:7 ), в котором содержатся души умерших. Шеол древние представляли в виде обширнейшего царства или крепости с воротами и крепкими запорами ( Ис.38:10 ) и разделяли его на три большие отделения, из коих в верхнем полагали рай, где находились души добрых людей и пользовались некоторою отрадою и светом; в среднем, более темном, содержались души людей не совсем добрых и не совершенно злых–в состоянии молчания, покоя ( Пс.93:17 ); а в нижнем–самом мрачном и ужасном отделении – тартаре заключены души злодеев и терпели различные, жестокие мучения. Шеол в Пс.93:17; 113:25 страною молчания, покоя, по крайней мере по отношению к первым двум отделениям; а последнее исполнено было ужасом, шумом, смятением, воплями страждущих злодеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

2Цар.16:7–8 ). Поэтому Он и молит Господа не дать ему погибнуть наравне с преступными виновниками мятежа, которые, будучи его ближними, как родной сын Авессалом, или пользовавшийся доверием и дружбою советник его Ахитофел, на словах перед ним и его сторонниками притворялись мирными, благонамеренными, вполне преданными ему людьми, а между тем в душе своей таили коварные замыслы и подготовляли народное восстание. Подобная же мольба в Пс.25:9–10 . Вм. двух глаголов слав.-грек.-дат.-т.: Не превлецы мене т. е. «на осуждение» (Зигабен) и «погибель» ( Ориген ) вместе с нечестивыми, и не погб мен, в еврейском (=халд. и сирск.) читается только один (ал-тимшехени) – буквально соответствующий по значению первому; последний же представляет второй объяснительный перевод того же слова, сделанный на основании сходства стиха с Пс.25:9 . д. Даждь имъ, Гди, по длмъ ихъ и по лкавств ихъ, по длмъ рк ихъ даждь имъ, воздаждь ихъ имъ. 4. Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими. к не размша въ дла Гдн и въ дла рк разориши и не созиждеши . 5. За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их. 4–5. По закону Моисееву Давид имел право отомстить врагам своим ( Исх.21:23–25 ); но проса Господа об избавлении от погибели вместе с ними, он отказывается от своего права мщения, а предоставляет правосудию Божию воздать им заслуженное воздаяние за все их злые дела и предприятия, так как они своими делами всего более оскорбили Самого Господа, потому что, восставая против помазанника Божия, которого Господь Сам избрал и которому дал обетование вечного царства в его роде ( 2Цар.7:8–16 ), они являлись чрез то противниками воли Божией, невнимательными к распоряжениям и действиям божественного Промысла ( не размша=не хотели вникнуть – въ дла Гдн и въ дла рк Праведное воздаяние Божие нечестивым презрителям дел Божиих будет состоять в том, что Господь разрушит их, как негодное здание – и не созиждет их, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Обращу на них очи Мои, на беду им, а не во благо. Ср. Иер. 21,10; 39,16 . Противоположный смысл содержится в словах Пс. 32,18; 33,16 . 9:5–6 Описание величия Божия. Бог предстает здесь как высший Судия. 9 Ибо Господь. Этими словами начинается прославление Бога. коснется... растает. См. Пс. 45,7; 103,32 ; Наум 1,5 . 9 чертоги. Букв.: «ступени», возможен перевод: «храм» (ср. Откр. 11,19 ), если при этом иметь в виду те ступени, которые ведут в храм, и, в особенности, в эсхатологический небесный Храм (ср. Иез. 40,6.22.26.31.34 ). призывает... имя Ему. Прославление величия Божия. См. 5,8. 9:7–16 Израиль, нарушивший завет с Богом, будет осужден и погибнет, но остаток его спасется и будет сохранен. 9 Не таковы ли... Не Я ли..? Эти риторические вопросы явно подразумевают ответ: «Да». сыны Ефиоплян. Букв.: «сыны Хушитов». Хуш был сыном Хама ( Быт. 10,6.7 ). Таким образом, Господь приравнивает здесь Свой народ к проклятому потомству Хама ( Быт. 9,20–25 ). Израиля из земли Египетской. Господь вывел народ Израиля из Египта. Но теперь Израиль ставится в один ряд с другими народами: Господь говорит Израилю, что он не лучше язычников. из Кафтора. Вероятно, это остров Крит. Арамлян из Кира. См. ком. к 1,5. 9 очи. См. ком. к 9,4. грешное царство. Т.е. Израиль. Я истреблю... земли. Заключая завет с Израилем, Господь грозил именно таким наказанием, если Его народ обратится к другим богам ( Втор. 6,15 ). не совсем. Остаток, сохранивший свою чистоту, спасется. 9 рассыплю дом Израилев по всем народам. Господь рассеет Свой народ среди других народов. Он сделает это руками ассирийцев, которые расселяли завоеванные народы в различных частях Ассирийской державы. как рассыпают зерна в решете. Как при просеивании зерно просыпается через решето, а высевки остаются в нем, так и Господом будет сохранен лишь благочестивый остаток (ср. «не совсем истреблю», ст. 8), а нечестивых грешников Он настигнет и истребит (ср. ст. 10). 9 От меча... грешники. Дом Иеровоамов погибнет от меча. См. ком. к 7,11. которые говорят. Ср. 4,1; 6,13; 7,16. Речь идет о грешниках, слова которых выражают их безбожную натуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Мф.25:9 .  А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас. Они отвечают так не вследствие скупости, а из боязни. Действительно, ведь, каждый получит награду по делам своим, и в день суда добродетели одних не могут превысить пороков других. И как во время вавилонского пленения Иеремия не мог помочь грешникам, и ему говорится: «Не проси за этот народ» ( Иер. 7, 16 ) так и тот день будет страшен, потому что каждый должен будет заботиться о себе самом. Пойдите лучше к продающим и купите себе. Это масло продается и покупается дорогой ценой и приобретается великим трудом, – под этим мы разумеем все милостыни, добродетели и советы учителей. Мф.25:10 .  Когда же пошли они покупать, пришел жених. Правда, как благоразумные они дают совет, что нельзя 582 встречать жениха без масла для светильников; но так как время для покупки уже истекло и, – с приближением дня судного, – уже не осталось места для покаяния, – как говорит псалмопевец: «Во гробе кто будет славить Тебя» ( Пс.6, 6 ), 583 то они вынуждены не новые дела совершать, а дать отчет в своих прежних делах. И готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. После дня судного не остается (или: не останется) средств к совершению добрых дел и к тому, чтобы оправдаться. Мф.25:11 .  После приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Правда, превосходно исповедание их, обнаружившееся в обращении 584 «Господь», а повторение его служит признаком веры. Но какая польза в том, что призываешь устами Того, Которого отрицаешь делами. Мф.25:12 .  Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Знает Господь тех, которые принадлежат Ему, а кто не знает [Его], тот не будет познан ( 2Тим. 2, 19 ); 585 не знает Господь делателей неправды; и хотя они девственны, и хотя в двояком отношении, т. е. и по чистоте тела и исповедованию истинной веры они могут быть прославлены ( 1Кор. 14, 38 ), 586 однако так как они не имеют елея познания, то достаточным наказанием для них является то, что они неведомы Жениху.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мф.25:7–8 . Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. «Поправили светильники»: светильники, горевшие до полуночи, конечно, должны были от нагару издавать слабый свет. Нужно было поправить их, и для того, чтобы свет был светлее, подлить в них масла. В это-то время у юродивых дев и оказался недостаток в масле, что свидетельствует о их непредусмотрительности, по которой они оказались не готовыми встретить жениха. Мф.25:9–10 . А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; «Готовые вошли» и пр.: вошли в дом невесты, где продолжалось брачное пиршество и куда, по пришествии, никого уже не впускали. Эти девы изображают тех христиан, которые приготовились войти в Царство Небесное верою во Христа, покаянием в своих грехах и делами благотворения. – «Двери затворились»: никто уже не мог войти туда. Так, когда праведные после суда Христова войдут в Царство Небесное, оно заключится для всех других, и грешники не будут иметь входа туда. Мф.25:11–12 . после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. «Не знаю вас» (ср. прим. к Мф.7:23 ): не признаю вас истинными христианами; вы не принадлежите к числу тех, кои оказались готовыми войти на брачный пир Царства Небесного, и Я не признаю вас Своими. Выражение знать кого на языке библейском нередко означает любить, одобрять, считать своим другом или учеником ( 1Сол.5:12 ; 2Тим.2:19 ; Пс.1:6 и др.). Не знать, значит осуждать, отвергать. «Когда сам Христос сказал это, то остается ожидать не иного чего, как геенны и несносного мучения; даже эти слова страшнее самой геенны: они сказаны и делающим беззаконие» (Злат.). Мф.25:13 . Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Но посмотри, не являются ли эти «шатры, раскинутые Господом» (ср. Чис.24:6 ), теми, о которых Спаситель упоминает в Евангелии, когда говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные шатры 37 » ( Лк.16:9 ). Потому и сказано, что они раскинуты Богом, дабы не были они «колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения» (ср. Еф.4:14 ). 4.9. Шатры эти также – «как кедры при водах». И кедры эти – не те, которым, как сказано, подобен похваляющийся и превозносящийся нечестивый (ср. Пс.36:35 ), но «кедры Божии», поддерживающие «виноградную лозу», принесенную «из Египта», и в которых покоится плод ее, и «горы покрылись тенью ее» (ср. Пс.79:9–11 ). И если уразумел ты, какое упокоение приносит путь мудрости, какую благодать и сладость дает он, отринь всякую невнимательность, всякое небрежение и стань на этот путь, и не устрашит тебя безлюдье пустыни. Ибо, пребывая в этих шатрах, получишь ты и манну небесную и будешь есть «хлеб ангельский» (ср. Пс.77:25 ). Встань на него, и да не устрашит тебя, как мы сказали, безлюдье пустыни. И тотчас присоединятся к тебе ангелы, представленные, как мне думается, в образе кедров. 5.1. Рассмотрим теперь то, что он пророчествовал о Христе. Ибо сказано о Нем: «Семя Его будет, как великие воды, превзойдет Агага царствование Его и возвысится царство Его и будет владычествовать над многими народами. Бог вывел Его из Египта, слава Его, как слава единорога 38 » ( Чис.24:7–8 ). Итак, Христос произошел от семени Израиля по плоти и господствует над народами, что не требует объяснения, особенно если прочитать сказанное Ему Отцом: «Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» ( Пс.2:8 ). Но что означает фраза «превзойдет Агага царствование Его»? «Агаг» переводится как «над кровлями» и в этом стихе не относится, как можно подумать, к названию какого-либо народа, но, как и в иных местах, это еврейское слово оставлено непереведенным, и потому кажется, что им назван народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Книги Ветхого Завета 1. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых ( Исх.23:8 ). 2. Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров ( Втор.10:17 ). 3. Не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых ( Втор.16:19 ). 4. Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! И весь народ скажет: аминь ( Втор.27:25 ). 5. Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно ( 1Цар.8:1-3 ). 6. Итак, да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства ( 2Пар.19:7 ). 7. Приносите жертвы правды [праведности] и уповайте на Господа ( Пс.4:6 ). 8. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек ( Пс.14:5 ). 9. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства ( Пс.25:9–10 ). 10. Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства ( Иов.15:34 ). 11. Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия ( Прит.17:23 ). 12. Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце ( Еккл.7:7 ). 13.Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них ( Ис.1:23 ).

http://azbyka.ru/bibliya-o-vzyatkah-i-ko...

Скаредность прорастает из мелочности, а скорее из неверия и ненадеяния. Ибо если в видимом – в том, что Его благость щедро дает нам блага на каждый день, – не полагаемся на нее, но сомневаемся, то [что сказать] о невидимых, вечных и пребывающих благах, которые обещал Он нам даровать, как же поверим Ему в том, что не видел… глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 )? Поэтому правильно нас упрекает Божественное Писание:Малодушия же человека кто стерпит? ( Притч. 18:14 ). Посему вверим Богу телесную нужду и уверены будем в Нем, и [нужду] духовную [также] вверим Ему. Итак, воздадим Ему за всё, потому что Он заботится о нас и знает нашу нужду прежде самого прошения нашего к Нему (см. Мф. 6:8 ). Ибо Бог опрощающихся 26 есть Простота ( γρ Θες τω ν πλωμνων, πλτης στν), как и Премудрость говорит: Иже ходит просто, ходит надеяся ( Притч. 10:9 ). И опять-таки: Верному весь мир богатство, неверному же ниже пенязь ( Притч. 17:6 ), и: благословение же Господне на главе праведного ( Притч. 11:26 ), и: душа благословенна всякая простая ( Притч. 11:25 ), и сеющий правду воспримет плату верного, ибо не убиет Господь гладом душу праведного ( Притч. 10:3 ).Надеяйся на богатство свое, сей падет; заступаяй же преподобных, той возсияет ( Притч. 11:28 ); Имение поспешаемо со беззаконием умалено бывает, собираяй же себе со благочестием изобилствовати будет ( Притч. 13:11 ). [Col. 1464] Говорит же и Моисей: Аще же брат от братии твоея будет тебе недостаточен… ниже сожмеши руки твоея пред братом твоим требующим. Отверзая, да отверзеши руку твою ему, и взаим да даси ему, елико просит, и елико ему не достанет ( Втор. 15:7–8 ). И Псалмопевец: Се, очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его; избавити от смерти души их, и препитати я в глад( Пс. 32:18–19 ); Богати обнищаша и взалкаша; взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага ( Пс. 33:11 ), Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы ( Пс. 36:25 ). И другой: милуяй же нищего блажен( Притч. 14:21 ). И: Души своей благотворит муж милостивый ( Притч. 11:17 ). Также и Апостол: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог ( 2Кор. 9:6–7 ). Душелюбивый и Благой Господь: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? ( Мф. 6:26 ). И продолжает: Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф. 6:31–33 ). Ему же слава во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Исх.15:14 .  Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских; Исх.15:15 .  тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана. Впечатление, произведенное переходом через Чермное море на народы, владеющие землей Ханаанской и живущие невдалеке от нее. Песнь приписывает им те же самые чувства, которые вызвало чудо и в народе еврейском ( Исх. 14:31 ): однородные явления производят одинаковые действия. После египтян филистимляне были первым народом, которого боялись евреи ( Исх. 13:17 ); главный враг поражен, и по законам психологии мысль переходит от египтян к филистимлянам ( Исх.15:15 , Нав. 2:9, 11 ). Исх.15:16 .  Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел. Подобное состояние народов желательно для евреев и во все дальнейшее время странствования до земли Ханаанской. Устрашенные помогающей евреям мышцею Всевышнего, немые как камень, т.е. бессильные что-нибудь предпринять ( 1Цар. 25:37 ), они не в состоянии будут оказать им сильного сопротивления ( Втор. 2:25, 11:25 , Нав. 2:9–11 ). Исх.15:17 .  Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка! Но и при этом условии введение и поселение евреев в Ханаане зависит от Бога ( Втор. 31:1–6 ), в силу чего он и умоляется довести данное дело до конца. «Гора достояния Твоего» – гористая Ханаанская местность ( Пс. 67:16–17 , Ис. 5:1 ), составляющая собственность Господа ( Иер. 2:7 ) и, как жилище Его, являющаяся местом святым, святилищем ( Пс. 77:54 ). Исх.15:18 .  Господь будет царствовать во веки и в вечность. Здесь, в Ханаане, Господь будет царем Своего народа ( Пс. 104:11 ). Исх.15:19 .  Когда вошли кони фараона с колесницами его и с всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские, а сыны Израилевы прошли по суше среди моря. Исх.15:20 .  И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

2.2. И тогда уста Валаама стали «полны проклятия, коварства и лжи; под языком его – мучение и пагуба; сидит в засаде с богатыми» ( Пс.9:28–29 ), ибо ожидает награды от богатого царя за то, что «в потаенных местах убивает невинного» ( Пс.9:29 ). Но Бог, «Который один творит чудеса великие» ( Пс.135:4 ), через недругов творит благо; поэтому «вложил Господь слово в уста Валаамовы» ( Чис.23:5 ), хотя его сердце еще не могло принять слово Божие. В его сердце была страсть к наживе, поэтому даже после того, как слово Божие обрелось в его устах, он сказал Валаку: «Пойди, я возвещу тебе» ( Чис.24:14 ), и научил его, как вводить в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и предавались блуду. Потому и пал народ, и началось в нем великое поражение, пока Финеес не убил израильтянина, блудодействовавшего с мадианитянкой, отвратив ярость Господа (ср. Чис.25:8 ). После этого, как сказано, Финеес повел войско на мадианитян, и убили двенадцать тысяч мужей, в том числе и Валаама, сына Веорова, убили мечом (ср. Чис.31:8 ). Однако мы несколько забежали вперед и сказали об этом в качестве отступления, для того, чтобы показать, что слово Божие было у Валаама не в сердце, а только в устах. Но то, что он высказывает, то, что говорит, он произносит от слова Божьего, и поэтому то, что он речет, есть слово Божие. 3.1. Итак, Валаам говорит: «Как прокляну я? Бог не проклинает его. Как сугубо прокляну? Господь не проклинает его сугубо 19 » ( Чис.23:8 ). Мы используем словосочетание «сугубо проклинать» согласно значению греческого слова, потому что мы хотим показать, какую силу придает ему приставка. Так что же мы скажем? Господь не проклинает ни Иакова, ни Израиля; а как ты думаешь, проклинает ли он кого-то еще? В Писании мы читаем, как Господь говорит змию: «Проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми» ( Быт.3:14 ); и Адаму говорит: «Проклята земля за тебя» ( Быт.3:17 ); и Каину: «Ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» ( Быт.4:11 ); и: «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир» ( Втор.27:15 ). А чтобы ты не подумал, что подобное встречается только в Ветхом Завете, ты найдешь сходное и в Евангелиях. Ибо написано, что Господь скажет тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» ( Мф.25:41 ). И когда говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!» ( Мф.23:29 ) и «Горе вам, богатые!» ( Лк.6:24 ) и произносит всякое подобное речение, что еще Он утверждает, как не то, что они прокляты?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010