И что мне сказать, представляя (50) красоту этого сына, кроме того, что Младенец же возрастал и преуспевал в возрасте и благоразумием, и благодать Божия была на Нем ( Лк.2:40,52 ), как и нам пришлось немного в этом убедиться? Как же такой и столь прекрасный [сын], отсеченный мечом смерти от самых, так сказать, чресл ваших, может не произвести неутешной скорби в сердце вашем? Кто не станет сокрушаться и страдать при отсечении мечом какого-либо из членов своих, как случилось с вами? Справедливо да воздыхают отцы, видя потерю такого отличного сына; да плачут и матери, взирая на отсечение столь прекрасного плода утробы. Ибо, поистине, отсечен член ваш, отрезана часть плоти вашей; горе велико, целительное врачевство найти трудно. Уныние в доме, скорбь у служителей, печаль у родных, а больше всех их у деда, господина патриция, и бабки, госпожи протоспафарии. Со всех сторон скорбь и печаль. Но послушай меня, муж добрый, великий благоразумием, мудрый умом, стяжавший обширные познания в течение многих лет: побереги себя самого, уврачуй себя самого. Обрати, убеждаю тебя, око ума своего на созерцание творения: взгляни на древние роды, на самого праотца нашего Адама, посмотри и подумай, кто, явившись [Col. 965] на свет, остался в этом веке, а не отцвел и не иссушен смертью скоро, подобно произрастающей траве? Или как в течении реки одно проходит, а другое вступает на его место, так и преемственные роды не останавливаются, но проходят с каждым днем; так было с родившими наших родителей и с их предшественниками; так, восходя, ум дойдет до начала и, нисходя, опять придет к концу всего этого. И кто есть, по словам Писания, иже поживет и не узрит смерти ( Пс.88:49 )? Настоящая жизнь есть некоторое определенное служение и однодневный труд, а потом тотчас возвращение домой; (51) разумею переход отсюда туда. Патриархи были и прошли; пророки были и прошли; отцы и матери были и прошли; братья, друзья и родные былии прошли. А что цари? Что вельможи? Что начальники? Что всякий возраст и весь род человеческий? Не все ли пошли в землю и пойдут спустя немного, как происшедшие из земли? Но вот что нужно: чтобы, хорошо потрудившись здесь и проведши жизнь согласно с волею Создателя Бога, мы оказались бы неосужденными, предстоя тамошнему страшнейшему Судилищу, чего сын ваш, верно и несомненно, достиг и сподобился.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Как объясняет святитель Иоанн Златоуст , толкователь Апостола Павла, «Апостол доказал это ясно и многими доводами». Согласно тому же отцу, апостольское изречение «грешни быша мнози» означает, что «после смерти Адама» и тот, кто не вкусил от запретного плода, через него «стал смертен». Поскольку над телом первозданных стало властно тление, биологическое наследование его у их потомков является естественным и достодолжным. 176 Раз первозданные стали тленными, замечает в другом месте Иоанн Златоуст , «то мертвость вошла и в рождающихся по преемству». 177 Поскольку грех имея следствием тление и смерть (духовную, телесную и вечную) и «поскольку единожды примесилась к естеству смерть, то мертвость вошла и в рождающихся по преемству» 178 ; тленность и смертность передались по наследству потомкам первозданных. Святитель Григорий Палама учит: поскольку Адам съел тлетворный плод и был побежден диаволом (Адам же есть «корень» человеческого рода), постольку он, «в свою очередь, произвел подверженные смерти отпрыски». 179 Святитель Анастасий Синаит добавляет: так как Адам «рождал детей» после грехопадения, по естественной причине и «происшедшие от него как от тленного тленными произошли». 180 Преподобный Никодим Святогорец замечает, что сказанное Богом Адаму: земля еси и в землю отидеши ( Быт.3:19 ) – относилось и к Еве, «потому что и Ева явилась для Адама причиной преступления. Для всего «рода» было наказание, ибо через первозданных перешло на весь род человеческий». 181 Ни один человек не избежал и не избежит смерти. Каждый смертный, который живет в этом мире, в землю пойдет, отнюдуже и создан бысть ( Иов.34:15 ). С того момента, как были услышаны страшные слова земля еси, и в землю отидеши, – брение снова возвращается в землю ( Иов.10:9 ). 182 Пророк и царь Давид спрашивает: «Кто есть человек иже поживет и не узрит смерти, избавит душу свою из руки адовы?» ( Пс.88:49 ). Премудрый Сирах утверждает: ...это приговор от Господа над всякой плотью. Итак для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? десять ли, сто ли, или тысяча лет, – в аде нет исследования о времени жизни ( Сир.41:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Не унывайте, когда бывают какие потрясения: это необходимо в обучении духовной жизни; старайтесь находить в себе вину и не обвинять никого из ближних. (преп. Макарий) Смиримся, попросим у Бога помощи. Он может искушаемым помощи, ибо и Сам искушен был. (преп. Анатолий) Что тяжело стало жить, не печалуся, не унывай и не смущайся! Нельзя юному переплыть бурное море страстей без волнений и страха ежечасно угрожающей погибели. Но это все временное: стихнет и буря, и заблещет красное солнышко, и достигнем уютного, тихого, вечно зеленеющего островка. Только потерпеть надо! (преп. Анатолий) Нужно не малодушествовать. Ведь без искушений не проживешь: кто есть, иже поживет и не узрит смерти (Пс.88:49), т.е. искушения? Искушение дорого тем, что соделывает терпение, терпение — искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невежами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других. (преп. Анатолий) Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностию, другой болезнию, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией. (преп. Амвросий) Покой обещан нам в будущем веке, а здесь на земле — труд и искушение. Блажен человек, иже претерпит искушение (Иак.1:12). (преп. Моисей) Многие бури и ураганы потрясают атмосферу и наносят различные крушения, а святой царь Давид изо всего извлекает хвалу Богу. И действия духов злобы поднебесных, подобно бурям, потрясают душу и сердца пребывающих на земле человеков. Нам, немощным, что теперь делать? Одно средство ближайшее и вернейшее — воздевать руки ко Господу Богу, подобно Моисею в пустыне, где нападала на него вражия сила Амаликова. Всевышним Богом прейдем стену искушений. С нами Бог. И бояться слишком не должно. (преп. Моисей) ИСПОВЕДЬ Приступая к Таинству исповеди, должно представлять себя со страхом, смирением и надеждою. Со страхом — как Богу, прогневанному грешником. В смирении — чрез сознание своей греховности. С надеждою — ибо приступаем к Чадолюбивому Отцу, пославшему для нашего искупления Сына Своего, Который взял грехи наши, пригвоздил их на Кресте и омыл пречистою Своею Кровию. (преп. Макарий)

http://pravmir.ru/nuzhno-zhit-nelicemern...

Писание говорит: человецы большим (высшим) кленутся, и всякому их прекословию кончина во извещение клятва есть (полагается конец произнесением клятвы Евр.6:16 ). Посему Бог , не имея никого выше себя, клялся собою ( Евр.6:13 . Быт.22:16 ), о святем своем ( Пс.88:36 ), именем своим великим ( Иер.44:26 ). По указанию Господа клятва в Ветхом Завете произносима была, при частных и общественных делах, во имя Божие ( Втор.6:13 . Быт.26:28 . Нав.9:19 ), с поднятием правой руки на небо ( Быт.14:22 . Втор.32:40 ); а часто с положением ее под стегно того, кому клянутся ( Быт.24:2. 47:29 ). Поднятие руки было выражением указания на Бога, как свидетеля, а положение под стегно знамением искреннего обещания. Так и при Ветхозаветном воцарении народ произносил Клятву в верности и послушании Царю. Царь Давид положил завет в Хевроне пред Господем всем старейшинам израилевым ( 3Цар.10:3 ); первосвященник Иодай, при воцарении Иоаса, завеща завет между Господем, и между Царем, и между людьми, яко быти им в люди Господни ( 4Цар.11:17 ). И этот завет, по словам Иосифа Флавия, был не что иное, как взаимная клятва или Присяга 47 . Согласно с словами Писания: человецы большим кленутс я, и всякому их прекословию кончина есть клятва ( Евр.6:16 ), клятва или Присяга издревле употребляется в Церкви Христовой в делах важных и необходимых. По словам Тертуллиана , писателя III века, древние христиане по известному образцу произносили клятвенное обещание 48 . Св. Златоуст говорит, что древле клялись в Церкви пред священною трапезою и пред Евангелием 49 . У Греков, при воцарении Императора, произносима была всенародная Присяга Царю. По сказанию Никифора Грегораса (1365 г.), весь народ римский, при воцарении Андроника юного или III, дал торжественную ему клятву. Патриарх же и собор священнослужителей заключили свою Клятву в письмена, обещав, что как сами они, так и преемники их в управлении церковном будут хранить его царство в безопасности от всякой измены» 50 . Кантакузен свидетельствует, «что у греков хранится постоянный обычай, чтобы при воцарении нового Императора все начальники провинций собирались вместе и утверждали клятвою верность свою новому Царю» 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

По 80 правилу VI Всел. Собора, всякий клирик, не бывший, без особенно-настоятельной нужды или препятствия, в церкви три воскресные дня подряд, признается недостойным служителем Церкви: новый грех , от которого священнику надобно беречься, как от греха, особенно ему несвойственного. Присутствие при богослужении в дни воскресные и праздничные есть не только обязательнейший долг 86 , но и самая естественная потребность души каждого верующего: с какою любовью, оставляя свои обычные занятия, простые миряне часто спешат в день воскресный в храм Божий, чтобы найти там успокоение от тягостных своих забот и молитвой настроить себя к богоугодной деятелыюсти на следующие дни! Что же бы должна была сказать священнику собственная совесть, если бы, в то время, как люди, по званию и состоянию своему озабоченные разными житейскими делами, спешат в храм Божий, чтя день Господень и ища небесных утешений в доме Божием,– если бы в это время он – служитель Господень, которого место собственно в храме ( Лк.2:49 ), оставался дома и час молитвы проводил за каким-нибудь делом неважным, хотя бы вообще и не унизительным для служителя алтаря? Она бы должна была осуждать его и за то, если бы он не умел воспитать в себе приязанности к храму Божию живой, которая бы заставляла его, подобно псалмопевцу, веселиться о рекших: в дом Господень пойдем ( Пс.121:1 ), искать случая быть в храме Божием сколько можно чаще, чтобы чаще погружаться в молитву, как прилично тому, кто, как ходатай за людей пред Богом, должен особенно преуспевать и постоянно пребывать в молитве 87 . А о грехе небрежения о богослужении даже в узаконенное для всех время нечего уже и говорить: грех против прямой заповеди, он явно показывал бы, что такой небрежный священник вообще мало озабочен исполнением заповедейБожиих 88 и, след., не может быть признан верным слугой Божиим, достойным предстоятелем людей. д) Нарушение церковных уставов касательно постов Церковные правила осуждают священнослужителей, которые а) своевольно не постятся, когда заповедано поститься (в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

Примечания 233. 2Кор.10:12. 234. " Идиот " , с.404. 235. " Братья Карамазовы " , с.84. 236. Homil. XV, 40; Migne, P.G. t.34, col.609B 237. Also Sprach Zarathustra. Der Statten, vierter Teil (нем. - все дозволено). 238. " Братья Карамазовы " , с.308. 239. Там же, с.756,761. 240. Канон прп. Андрея Критского (четверг первой седмицы Великого поста), песнь 4, тропарь 7. 241. П.А. Флоренский. " Столп и Утверждение Истины " , с.177-178, М., 1914. 242. " Преступление и наказание " , с.542-543. 243. Лк.8:27-37. 244. " Бесы " , с.111. 245. Так говорит и большой знаток не только человеческой, но и диавольской психологии святой Иоанн Лествичник. Scala Paradisi; Migne, P.G. t.88, col.1068A. 246. Пс.13:1. 247. " Братья Карамазовы " , с.385. 248. Откр.2:24. 249. В. Вересаев. " Живая жизнь " . М., 1911, с.208. 250. Otto J. Bierbaum. Dostojewski. Munchen, 1914, Zweite Aufl. S.49.   Православная теодицея - единственное решение вечных проблем   Достоевский бесспорно и неопровержимо доказал, что диавол существует. Но для Достоевского было бы катастрофой, не сумей он так же неопровержимо и бесспорно доказать существование и Бога. Лучше было бы ему тогда умереть в колыбели. И мы тогда не узнали бы об аде, страшнее, чем у Данте, и о мучениях, более тяжких, чем муки Прометея. Да, тяжело ему, но еще тяжелее нам, ибо без Бога невозможно вынести кошмарное присутствие диавола Достоевского. Достоевский до предела отяготил жизнь людей некоей метафизической горечью, к которой в изобилии присовокупил яд убийственного скепсиса. Из своей мятежной души, как из действующего вулкана, неустрашимый исповедник атеизма извергает некую огнедышащую лаву отчаяния, и в этой лаве погребаются мизерные умы немощных существ, называемых людьми. Славянский создатель диаволицеи имеет на то весомые основания: это мир и человек. Именно существованием такого мира и такого человека он не только неопровержимо доказывает существование диавола, но, как никто другой, и обосновывает существование греха, зла и диавола. Мир, каким он является - это производное или безумия, или отчаяния, или результат какой-то пакостной шутки. А человек? Человек, каким он является - это все вместе взятое и еще хуже: он - врата, через которые входит и исходит некое зловещее отчаяние, которое на своем пути облекается в него как в свое тело. Можно сказать, что некое метафизическое отчаяние нашло свое воплощение в человеке в виде невероятной тоски и потрясающего безумия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

С радостью приветствую вас, братия, но предмет письма весьма печален; оставил нас пастырь добрый, отец в Господе, руководитель и светильник, пасший много лет и много овец и оставивший пастбище исполненным питомцев, (682) числом более двухсот двадцати, муж почтенный и причастный Божественной благодати, весьма белый волосами и вместе убеленный сердцем, богатый любовью и еще более богатый милосердием, поистине украшенный многими добродетелями, чтобы мне, исчисляя всё порознь, не слишком распространить речь. О, не прискорбно ли это? Не плачевно? Не в беспомощном ли состоянии представляется паства, как [можно судить] на основании случившегося? Но что? [Col. 1409] Ужели нам оставаться в печали? Ужели еще более будем унывать? Предаваться горю? Нет, братия; но, зная, что Богом определено всем людям, пришедшим в бытие, снова уйти и получить лучшую и нетленную жизнь, которой первенец Христос (ср. 1Кор.15:20 ), Бог наш, начальник жизни, утешимся утешением Божиим, придем в себя и скажем: Господь даде, Господь отъят доброго учителя, священного игумена ( Иов.1:21 ). Ибо кто есть человек, иже поживет и не узрит смерти? ( Пс.88:49 ). Не будем смущаться [смертью] отца нашего. Надобно благодарить, что мы удостоились такого [мужа], что временное пребывание его [продолжилось] до глубокой старости и что он оставил вас не беспомощными и не одинокими, но и благословил при отшествии, и выразил соответственные пожелания, и поставил одного из вас настоятелем над вами, которого мы и просим препоясать чресла свои, как следует мужу совершенному, и с христоподобным смирением приняться за вверенное ему служение, шествуя по правилу и по следам того блаженного, то есть по заповеди Божией. Равным образом увещеваем и вас, доброе братство, с единодушною верою и любовью повиноваться в Господе новому настоятелю и показать, что действительно между вами Бог и преподобный отец, ободряющий и связующий всех в согласии и единодушии. Так, возлюбленные братия, так пребывайте, так утверждайтесь; всякое дело вначале не сразу вдруг бывает легко, но с течением времени достигает разумной опытности; не уподобляйтесь тем, которые по властолюбию бывают непостоянными (683) и неблагоразумными. Так как теперь жестокое гонение, то прошу вас не предавать веры и благочестия и в случае нападения отнюдь не увлекаться еретиками каким бы то ни было образом. Терпите мужественно, считая всё второстепенным, не только монастыри и всё находящееся в монастырях, хотя бы то безмерно обильное, но и собственные тела свои, избрав благое бегство и увенчиваясь блаженством гонения, преславным и предивным, как заповедал вам блаженный. Хотя он был уловлен увы, какое поражение! однако обратился, принял епитимию, соединился с благочестивыми и стал одним из братий и отцов наших 1290 , потому и принят был священноначальником нашим, блаженнейшим патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Св. Златоуст: «Везде, говорит Апостол, является (Евангелие), везде одерживает верх, везде утверждается» 316 . Феодорит: «( Церковь ) одна по всей земле и на море. Почему в молитве мы говорим: о святой и единой Кафолической и Апостольской Церкви, сущей от пределов и до пределов вселенной. Но она разделена по городам, селениям и деревням. Как каждый город имеет в себе много отдельных домов, но называется одним городом, так – бесчисленное множество Церквей на островах и на твёрдой земле, но все они составляют одну Церковь , будучи соединены согласием истинных догматов» 317 . 2 . Всеобщность Церкви по времени Церковь Христова называется Соборною или вселенскою и потому, что она объемлет собою истинно верующих во Христа из всех времён, до скончания мира. а) Иисус Христос говорил: созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей ( Мф.16:18 ); следовательно она будет стоять, доколе не настанет царство славы, и Церковь воинствующая или земная изменится в торжествующую, небесную. Также Спаситель говорил: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф.28:20 ); Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в веке ( Ин.14:16 ): отселе видно, что Св. Церковь , в которой пребывают Господь и Дух Его, будет существовать на земле до скончания мира. Сия истина ясно раскрыта в Евангельских притчах: о неводе ( Мф.13:47–49 ) и о плевелах сельных ( Мф.13:36 . и след.). б) Ап. Павел возвещает, что таинство причащения будет совершаться до пришествия Господня: елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дóндеже приидет ( 1Кор.11:26 ). Следственно, до пришествия Господа будет пребывать и Церковь , в которой совершается сие таинство. Тот же Апостол доказывает преимущественную славу Нового Завета в сравнении с Ветхим тем, что служение Ветхого Завета было престающее, то есть только на время установленное ( Гал.3:19 ), а служение Нового Завета – пребывающее или постоянное ( 2Кор.3:11 ), имеющее продолжаться до конца мира. в) Пребывание Христовой Церкви во все времена предсказано было Пророками под разными образами: то под образом вечного потомства и царства Давида ( Пс.88:29–38 . 2Цар.7:11–16 . Ис.9:6 . Иер.33:14–18 . Лк.1:32. 39. 75 .), то под образом царства святого народа, сокрушающего все другие царства и вечно пребывающего ( Дан.2:44. 7:27 ), то под образом восстановленного Иерусалима и Иуды, над которым воцарится Господь в горе Сионе от-ныне и до века ( Мих.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ст. 3. ...приклони ухо – см. примеч. к пс. 70:2. Святые отцы видят в этом стихе пророчество о молитве Господа нашего Иисуса Христа об учениках после Тайной вечери (см.: Ин. 17 ) или о молитве в Гефсиманском саду (см.: Мф. 26:36–39 ). Ст. 4. Этот стих перекликается с Мф. 26:38 . Ст. 5. ...лишенный помощи – эти слова напоминают о Господе нашем Иисусе Христе, покинутом ближайшими учениками (см.: Мф. 26:56 ). Ст. 7. ...во тьме – темнота считалась свойством ада (см.: Плач 3:6 ). Святые отцы усматривают в этом стихе прообраз погребения Господа нашего Иисуса Христа Иосифом и Никодимом (см.: Ин. 19:38–42 ). Ст. 9. Этот стих перекликается с евангельским повествованием о предательстве Господа нашего Иисуса Христа Его ближайшими учениками, о том, как насмехались над Ним во время Его страданий. Ст. 11–13. В этих стихах, в которых звучит протест против смерти, содержится пророчество о молитве Господа нашего Иисуса Христа в Гефсиманском саду (см.: Мф. 26:36–39 ). Ст. 13. ...во мраке ...в земле забвенной – описательное выражение ада; обитатели преисподней скоро бывают забыты и сами не вспоминают о земле (см.: Иов 14:21; 21:21 ; Еккл. 9:5 ). Ст. 16. В этом стихе св. отцы видят пророчество о полной скорбей и лишений жизни Господа нашего Иисуса Христа на земле начиная с детства, когда Его гнал Ирод, и до страданий на Кресте (см.: Мф. 27:31–49 ; Мк. 15:20–36 ; Лк. 23:33–46 ; Ин. 19:16–30 ). Ст. 17. ...угрозы Твои – во всех своих бедах Псалмопевец видит волю Божию (см.: Иов 6:4 ).   Псалом 88 Ст. 1. ...Ефама Израильтянина – псалом надписан именем одного из членов созданной царем Давидом коллегии музыкантов (см.: 1Пар. 25:1–7 ); в славян. (греч.) переводе Ефам назван Израильтянином, в евр. тексте – Езрахитом. Псалом делится на три части: в ст. 2–19 прославляется Бог и Его Завет, в ст. 20–38 звучит голос Самого Господа, в ст. 39 и след. – мольба о помощи Божией. Ст. 4–5. Речь идет об обещании, данном Богом псалмопевцу Давиду устами пророка Нафана (см.: 2Цар. 7:10–16 ). Ст. 6–8. Святые, сыны Божии – здесь: Небесные силы, Ангелы; ...в церкви святых, т. е. в торжествующей Церкви святых Небожителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Цитата не идентифицируется. 513 Василий Великий, Против Евномия, 5, PG 29, 772С. См. выше: Антирретик 2, 10, 37. 514 Там же, 5, PG 713В. 515 Там же, 4, PG 29, 689С; См.: также: 5, PG 29, 772С. 516 1, 4, 9. 517 Гл. 19–21. 518 Т. е. обладающим всеми силами. 519 К Афанасию Кизическому. 520 Антирретик 2, 10–21. 521 Лк. 24:49. 522 Ин. 3:5. 523 Тит. 3:5. 524 1 Кор. 6:17. 525 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 78 (16), PG 91,1253D. 526 Там же, 2, PG 91,1076С. 527 Там же, 28 (5, 24) PG 91,1144 AD. 528 Канон 21 января, песнь 8. 529 Григорий Богослов, Слово 30, PG 36, 132В. 530 1 Ин. 2:27. 531 Афанасий Александрийский, К Серапиону, епископу Тмуисскому послание 1, 24, PG 26, 585ВС. 532 Т. е. христиан. 533 Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия, 5, PG 29, 713А. 534 434 Прем. 7:23. 535 435 Еф. 4:30. 536 Максим Исповедник. Главы богословские 2, 88, PG 90,1168В. 537 Пс 144, 3–5. 538 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 8, PG 96, 560B. 539 Там же, 17, PG 96, 572B. 540 См.: 4, 14, 37; 15, 42. 541 Максим Исповедник, К Фалассию 61, схолия 16, PG 90, 637D; 644D. 542 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B. 543 Там же. 544 Иоанн Дамаскин, Беседа на Преображение, 2, PG 96, 545В. 545 Выражения, заимствованные из церковных песнопений о божественном свете. 546 Григорий Богослов, Слово 31, 24, Barbel 260/PG 36, 160В, парафраз. 547 Григорий Нисский, На заповеди блаженства, 7, PG 44, 1280В. 548 Григорий Нисский. О божественности Сына и Духа, PG 46, 573D. 549 576А. 550 Здесь подразумевается: В защиту священнобезмолвствующих 1, 3; 2, 3. 551 Ин. 14:28. 552 Василий Великий, Против Евномия 3, 1, PG 29, 656А. 553 Здесь мы глаголом «подразумевается» перевели греческое «συνυπακοεται», буквально означающее «вместе слышится». Поэтому и упоминание об ушах здесь уместно. 554 Существительное «πολυπραγμοσνη», от которого образовано данное прилагательное, будет многократно встречаться на протяжении ряда страниц, и мы будем в зависимости от контекста переводить его то как «тщательное исследование», то как «любопытство», т. к. по–гречески оно имеет оба этих значения. 555

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010