Равным образом и тогда, когда говорит, что «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ), Он указывает нам на равенство. Ему следовало бы со всей силой опровергнуть это, если бы Он был меньше, и решительно никогда не говорить: «Я в Отце и Отец во Мне», или: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), или: «видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). А между тем Он, когда у Него была речь о силе, говорил: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), и когда была речь о власти, опять говорил: «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» ( Ин.5:21 ). Но этого Он не мог бы делать, если бы был другого существа; а если бы и мог, то Ему не следовало бы этого говорить, чтобы не подумали, что (у Них) одно и тоже существо. Если для того, чтобы не считали Его противником Богу, Он часто говорит и то, что Ему несвойственно, то тем более следовало (поступить так) в том случае. Но Он и словами: «дабы все чтили Сына, как чтут Отца» ( Ин.5:23 ), и словами: дела, «что творит Он», и Я также творю ( Ин.5:19 ), и тем, что называет Себя воскрешением и жизнью ( Ин.11:25 ) и светом миру ( Ин.8:12 ), – показывает, что Он равен Родившему, и утверждает то предположение, какое составили себе иудеи. Видишь ли, как много Он говорил, чтобы защитить Себя в том, что Он не разоряет закона? А мнение о равенстве Своем с Отцом не только не опровергает, но и утверждает. Так и в то время когда они сказали: ты говоришь хулу, потому что творишь Себя Богом ( Ин.10:33 ), Он подтвердил это, указав на равенство дел. 2. Но зачем я говорю о том, что Сын так поступал (говорил о Себе уничиженно), когда и Отец, не восприявший плоти, делает тоже самое? И Он, ради спасения слушающих, попустил сказать о Себе много уничиженного. Так слова: «воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» ( Быт.3:9 ), и: «посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них» ( Быт.18:21 ), и: «теперь Я знаю, что боишься ты Бога» ( Быт.22:12 ), и: «будут ли они слушать, или не будут» ( Иез.3:11 ), и: «о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» ( Втор.5:29 ) сего народа, и также: «нет между богами, как Ты, Господи» ( Пс.85:8 ), – это и многое другое подобное, встречающееся в ветхом завете, очевидно недостойно величества Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», таково определение Божие о грешном человеке. Но надобно, чтобы труд твой для земли не был потерянным или во вред для вечности твоей. Ужели для тебя, как и для язычника, и боги, и жизнь только на земле? Трудись, работай, но – всегда пред очами Бога, Судии всеведущего и строгого в правде. Не отнимай работой для земли ни времени, ни души твоей у дел служения Господу. Занимайся нуждами земными, но не иначе, как во славу Божию. Иначе, что ждёт тебя, если ты пренебрегаешь Владыкою неба и земли? «Господи! кто может пребывать в скинии Твоей? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто поступает непорочно, творит правду и говорит истину от сердца; – кто не клевещет языком своим, не делает другому зла; – кто клянётся ближнему и не изменяет; кто серебра своего не отдаёт в рост и не принимает даров против невинного» ( Пс.14:1–5 ). «Бесполезно богатство в день гнева, а правда спасает от смерти» ( Притч.11:4 ). «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке» ( Тит.2:11–12 ). 205 «Скитская пустыня – часть Нитрийской, называющейся ныне долиной Нитровой. Это – море песчаное, где можно ходить только по указанию звёзд. Она расположена на границах Ливии и Египта, на пятичасовом расстоянии от Нитрийской горы, отстоящей на 13-часовом расстоянии к юго-западу от Александрии» (Путеш. Норова, 1, 84, 85). 208 Сведения о монастыре и церкв., стр. 415. М. 1853. Словарь святых СПб. 1836 г. Макария древности 1, 200, 388. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892./Январь. - 1900. - 355, IV с., л. портр.: ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Теперь приступим к молитве Господней . photosight.ru. Фото: BIN63 «Да святится имя Твое» , — сказано в ней сразу после призывания Отца. Мы можем и должны говорить о том, что главной славой Бога является Его вселение в человека. Войти внутрь мира нашего, все освятить Своим присутствием внутри сердца человеческого хочет Господь. И не можем мы прославить Его как должно, пока не станем Его храмом и Его обителью. В Солнце и Луне прославиться, а в человеке нет – разве это подлинная слава для Творца? Отнюдь. Связав именем Своим бездны, положив печать имени Своего на весь созданный мир, Господь хочет, чтобы человек дал место славе Божией внутри себя самого. «Утверди сердце мое в страхе имени Твоего» (Пс. 85:11) говорит пророк, и мы да просим того же. «Да придет Царствие Твое» , — говорим далее. Но куда должно прийти Царствие, если сперва не внутрь существа человеческого? В Евангелии читаем: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, (Иисус Христос) отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или вот, там. Ибо вот, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:21) Если Царства этого внутри не будет, то никакое славное наружное действие не будет до конца славным и полезным для человека. И царь не славен, и силач слаб, и ученый глуп, если при наружных успехах страдают они от зависти, подозрений, похотей. «Нет, пусть прежде придет Царство Божие внутрь меня, — да скажет человек, — а потом уже пусть появится все остальное. А если иначе, то в этом ни твердой победы, ни окончательного торжества». Землей назван человек согрешивший. «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Что есть прах, если не вещество земли, которую мы топчем ежедневно. Если весь человек – земля, то и сердце в груди у него – кусочек земли. «Да будет воля Твоя как на небе, так и на земле» , — скажет человек, имея в виду землю своего сердца. На небе волю Божию творят Ангельские лики. Так же точно, так же быстро и охотно да исполняется воля Божия и сердцем человеческим, как и существом ангельским!

http://pravmir.ru/religiya-serdca/

Итак, возвысите, не бойтеся, говорит, возвестите градом Иудиным: се, Бог ваш, се, Господь с крепостию идет и мышца его со властию. Присовокупляя: се он не позволяет относить надежду на пришествие Господа на далекое расстояние, но показывает, что Искупитель находится недалеко и вблизи, и как бы уже при дверях. Он повелел им как бы протягивать руку и перстом указывать на Того, Кто предвозвещен был. А что Он будет не как один из святых пророков и не в виде служителя, но будет обладать властью и силою и господством, свойственными Богу, это показал, сказавши: с крепостию идет, и мышца его со властию. Ибо божественные пророки просили чего либо у Бога и принадлежали к подвластному Ему народу; но Спаситель всех и Господь не потому, что изливает молитву и не вследствие прошения получает и подает что-нибудь, но как истинно Сын, с достоинством, свойственным свободному, раздавал блага от Отца верующим в Него и все совершал собственною силою и властью. А что таинство домостроительства будет не бесплодно для Того, Кто ради нас сделался подобным нам и претерпел крест и смерть на нем, – это показывает, говоря: се мзда Его с Ним, и дело Его пред Ним. Мздою называет плод, происшедший от смерти Его по плоти. Ибо он сказал: аминь, аминь глаголю вам: аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит ( Ин.12:24 ). И опять: аще аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе ( Ин.12:32 ). Так же и Павел говорит: претерпе крест, о срамоте нерадив ( Евр.12:2 ); темже и Бог Его превознесе, и дарова ему имя, еже паче всякого имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Кол.2:9–11 ). Предвидя это Духом и божественный Давид поет и говорит Ему: вси языцы, елика сотворил еси, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи ( Пс.85:9 ). Итак, домостроительство не осталось без награды и без плода; но последовали за Ним и были как бы на глазах пастыря стада его и мышцею своею, то есть силою своею собирающего агнцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

II. Об Ангелах сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11 ). III. У каждого человека есть свой Ангел Хранитель. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Поэтому каждый из нас прибегает под охрану Ангела Хранителя и поступает по его внушениям. IV. Дьяволов мы называем также злыми духами. Они отпали от Бога и от Божией правды и полны лжи и грехов. Люди, возлюбившие ложь и творящие зло, соединяются с дьяволом и тем самым становятся, так сказать, его детьми. О том ясно говорит Господь Иисус Христос фарисеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Будем избегать дьявольских покушений, чтобы не стать рабами греха. В искушении будем молиться. Наивысшего из дьяволов называют сатаной или веельзевулом, князем бесовским ( Лк.10:18 ; Мф.12:24 ). д) О человеке 81. Кого сотворил Бог после всего? После всего сотворил Бог человека; мужа Адама и жену Еву, наших прародителей. 82. Из чего состоит человек? Человек состоит из тела и бессмертной души. 83. Из чего сотворил Бог тело человека? Тело человека сотворил Бог из земного праха, т. е. из содержащихся в земле веществ ( Быт.2:7 ). 84. Чем было оживлено тело сотворенного человека? Тело человека было оживлено душой, т. е. дыханием Божиим ( Быт.2:7 ). Пояснение: В момент смерти душа покидает тело. 85. По какому образу сотворил Бог человека? Бог сотворил человека по образу и подобию Своему ( Быт.1:26–27 ). 86. В чем состоит в человеке образ Божий? Образ Божий в человеке состоит в том, что душа человека есть существо духовное и бессмертное, одаренное умом, свободной волею и совестью. 87. В чем состоит подобие Божие в человеке? Подобие Божие в человеке состоит в том, что человек может и должен в своей жизни стремиться стать подобным Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Наконец, люди и представить себе не могли истину Воскресения, которую даровал всем нам Господь Спаситель. Но Иисус Христос действительно воскрес, и вся Церковь Божия преисполнена светом Воскресения Христова. Неверующий человек может потребовать зримых доказательств этому. Верующему человеку никакие дополнительные доказательства Воскресения Господнего не нужны, потому что он принимает эту истину всем сердцем, ходит в истине (ср. Пс.85:11 ) и живет с твердой уверенностью, что «с нами Бог»! А Бог всеми возможными способами показывает, что Он — милостивый Податель всяческих благ — духовных и телесных. Сподобимся же вместе со святителем Тихоном Задонским возблагодарить Господа Бога от всего сердца, от всей души своей и воскликнуть: «Много я Тебе, Господи Боже, должен. Не было меня — и вот я есть и живу. Ты, Господи, благоволил мне быть и числиться между делами рук Твоих. Не могу я без света жить и действовать — светила Твои, солнце, луна и звезды, светят мне. Не могу я без огня жить — огонь Твой согревает меня и варит мне пищу. Не могу я жить без воздуха — воздух Твой оживляет меня и сохраняет жизнь мою. О, что воздам Тебе, Господи, за все, что Ты даровал мне?» Аминь. Слово 86. О Святом Крещении. В пятницу 6-й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. ( Деян.19:3 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня из Апостольского чтения, предложенного нашему вниманию за Божественной литургией, мы узнали о том, как апостол Павел крестил учеников Иоанна Крестителя (см. Деян.19:1-8 ). Путешествие апостола продолжалось, самоотверженно нес он Божественную истину людям. Верный последователь Христов, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Верхними странами назывались провинции Фригия и Галатия, расположенные выше Ефеса. В этом городе, как мы слышали, апостол Павел нашел учеников, но из сказанного ими было очевидно, что они являлись учениками Иоанновыми, а не Иисусовыми, только готовились к принятию истины, но еще не познали ее. Павел обратился к ним с вопросом о Святом Духе. Но ученики отвечали, что о Духе Святом не слышали, а крестились в Иоанново крещение. Тогда апостол Павел поясняет им: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Преподобный скончался 11 ноября 826 года. В период своего игуменства в Студийской обители Феодор Студит регулярно произносил перед монастырской братией поучения, составившие в его письменном наследии два обширных цикла – «Великое оглашение» и «Малое оглашение». Публикуемая проповедь на Пятидесятницу относится к «Малому оглашению». Она была произнесена в период между 821 и 826 годом. Полное название публикуемой проповеди – «О сошествии Святого Духа и о смерти несчастного Евпрепиана». Часть текста гомилии посвящена размышлениям о печальной судьбе прежде принадлежавшего к числу монастырской братии монаха Евпрепиана, впавшего в тяжкие грехи и погибшего. Эти пастырские фрагменты в данной публикации опущены. Проповедь печатается в сокращении. Текст публикуется по изданию: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. 1. СПб., 1907. Б ратья и отцы! По благодати Пресвятого Духа мы сподобились праздновать Святую Пятидесятницу – Сошествие Святого Духа. О Его Сошествии Иисус Христос сказал: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя... наставит вас на всякую истину ( Ин.16:7–8, 13 ). Это обетование и благодеяние Его столь велико, что мы и понять Его не можем: ибо Господь обетовал послать не ангела, не человека, но Самого Соестественного Духа. Итак, Единородный Сын Божий, исполнив Отеческое дело, восходит на Небеса, а Дух Святой нисходит: не иной Бог – да не будет! – но другой Утешитель (ср. Ин.14:16 ), как написано. О, неизреченное человеколюбие! Сам Бог соделался Утешителем нашим. Так Он, подлинно, утешает отягченных несчастиями, предохраняя их от изнеможения духом, как свидетельствует об этом святой апостол, говоря: отвне – нападения, внутри – страхи. Но Бог, утешающий смиренных, утешил нас ( 2Кор.7:5–6 ). Он утешает устрашенное демонскими страхованиями сердце, возводя его через дерзновенное упование к непобедимому мужеству, как свидетельствует святой Давид: Ты, Господи, помог мне и утешил меня ( Пс.85:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/pj...

4.5. И это же справедливо в отношении иных пророков: одно, несомненно, речет Господь, а не пророки, другое же говорят пророки, а не Господь. И таким образом приведенное возражение, по-видимому, разрешается, так как Господь отменяет и обращает к лучшему не столько Свои слова, сколько реченные пророками. 4.6. Мне думается, что такое объяснение соответствует духу Писания в общем и, в частности, тем утверждениям, где говорится, что Бог «благ и милосерд и многомилостив» ( Пс.85:5;144:8 ), а особенно реченным Иеремией, где ясно показано, что Бог по Своим многим щедротам и неизреченной благости говорит и не делает, речет и не исполняет. Так, Бог устами Иеремии говорит: «Иногда Я скажу о каком-либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком-либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его» ( Иер.18:7–10 ). Как же мы можем сказанное Валаамом в нерешительности предпочесть тому, что сказал Иеремия с полной уверенностью, если только первое не утверждается для нерадивых и пренебрегающих, а второе – для более совершенных, внимающих втайне? 5.1. Затем Валаам говорит: «Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить сего» ( Чис.23:20 ). Для того, чтобы благословлять, Валаама избрал не Валак, но Бог, Который «вложил слово в уста его» (ср. Чис.23:16 ) и благословил народ, а он не отвращается от этого благословения. Ибо даже если бы он хотел, то не смог бы изменить человеческим языком слово Божие. После этого сказано: «Не видно бедствия в Иакове, и не заметно несчастья в Израиле» ( Чис.23:21 ). Этими словами он ясно объявляет условия будущей жизни; ибо кто проходит через эту жизнь без скорбей и печалей? Даже если он Петр или Павел. Ведь как же у Павла нет скорбей и печалей, когда «три раза [его] били палками, однажды камнями побивали, три раза [он] терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской» ( 2Кор.11:25 ) и много еще чего он перенес, о чем пишет, повествуя о своих бедах и горестях? Но все это исполнится в том, что сказано: «Печаль и воздыхание удалятся» ( Ис.35:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И мимоиде Господь пред лицем его и воззва: Господь, Господь Бог щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив и истинен ( Исх. 34:6 ). «И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный». И ты, Господи Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный ( Пс.85:15 ). «Но Ты, Господи, Боже мой, щедрый и милостивый, долготерпеливый, и многомилостивый, и истинный». Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемери творят в сонмищих и в стогнах, яко да прославятся от человек. Аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою. Тебе же творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя, Яко да будет милостыня твоя в тайне: и Отец твой, видяй в тайне, той воздаст тебе яве. ( Мф.6:2-4 ). « И так, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Обаче от сущих дадите милостыню: и се вся чиста вам будут ( Лк.11:41 ). «Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто». И некий муж, хром от чрева матере своея сый, носимь бываше, егоже полагаху по вся дни пред дверьми церковными, рекомыми [красными], просити милостыни от входящих в церковь ( Деян.3:2 ). «И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм». Благоговеин и бояйся Бога со всем домом своим, творяй милостыни многи людем и моляйся Богу всегда ( Деян.10:2 ). «Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу». Аще утешаяй, во утешении: подаваяй, в простоте: предстояй [началствуяй], со тщанием: милуяй, с добрым изволением ( Рим.12:8 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Всякий христианин в Крещении обещается свято, непорочно и благочестиво во Христе Иисусе жить и Ему служить. Без святой и благочестивой жизни невозможно Христу служить. Но когда не благочестиво, а беззаконно живет, то Христу не служит, обетов своих не хранит, и так лжет Ему. И до тех пор будет пребывать во лжи, пока будет жить нераскаянной жизнью. Христианин! Тяжело человеку солгать, человеку простому, тяжелее – чиновнику, а намного тяжелее – царю. Сколь несравненно тяжелее и страшнее Богу солгать! Вспомни, Кому ты обеты свои давал в Крещении и, не сохранив их, Кому солгал? Богу ты солгал, а не человеку. Покайся, пока время не ушло, и исполни обеты свои – и да примет Господь тебя в милость свою. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя, яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих (Пс. 50:3–6). 85. Птица собирает птенцов своих   Видим, что птица малых птенцов своих собирает под свои крылья и согревает. Так и Христос Господь наш хочет собрать грешников под крылья благости Своей и согреть их, ибо говорит Иерусалиму: Иерусалим, Иерусалим, сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! (Мф. 23:37). Хочет, говорю, собрать грешников Христос Господь. И как не хочет Тот, Который по образу Своему и по подобию нас сотворил? Как не хочет Тот, Который бедствию нашему сострадает и соболезнует? Как не хочет Тот, Который к нам посылал пророков призвать нас к Себе? Как не хочет Тот, Который и Сам к нам ради нас пришел, пожил на земле, трудился, страдал и умер за нас? Как столь возлюбивший нас не хочет нас собрать под крылья Свои? О грешники! Хочет, хочет, и, простерев крылья благости Своей, ожидает нас. Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28). Собрались под Его крылья все святые и успокаиваются под кровом крыльев Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010