– Но с ними было как-то все-таки спокойнее и надежнее... – Слава Богу, что и так мы достаточно долго оставались с ними. Житие человека – «70, аще в силах, 80 лет» (Пс. 89, 10), – по слову Псалмопевца Давида, а отец Кирилл (Павлов), скажем, скончался глубоко за 95. Да, конечно, я немножечко скорблю о том поколении тоже. У меня был пример – митрополит Питирим (Нечаев), я помню очень хорошо и ярко Патриарха Пимена (Извекова), встречался с митрополитом Иоанном (Разумовым), келейником Патриарха Сергия (Страгородского), однажды видел в Новгороде архимандрита Иосифа (Сапронова), современника Патриарха Тихона (Беллавина), ему было тогда около 90 лет (где-то в начале 1990-х). Да, мне было на кого равняться. И сейчас я думаю: неужели кто-то из современников будет судить о Церкви по мне, грешному! О подлинной и мнимой свободе – Вместе с тем в 1990-е Церковь получила свободу. А какую несвободу она имела в советское время? Понятно, что в храмы не всех пускали, за нами, детьми, например, бегали одноклассники с учительницей, чтобы посмотреть – идем ли мы на службу в лавру, а потом перед классом была «проработка». А что еще? – Прежде всего, для Церкви была запрещена всякая социальная деятельность. И даже богослужебная деятельность была ограничена. Да, в Москве была более комфортная обстановка. А в епархиях уполномоченные по делам религий могли чудить, как только хотели. Порой даже священников преследовали за то, что их собственные дети прислуживали в алтаре! Понимаете, когда священника могли снять с регистрации только за то, что он дал 3 рубля какому-то нуждающемуся человеку, это было что-то! Была вообще запрещена благотворительность, Священное Писание издавалось мизерными тиражами. На огромные области вместо храмов служили в каких-то крохотных кладбищенских церквушках, чудом уцелевших. В новых городах вообще не было храмов! – Я все время думаю, отец Никон, а чего они боялись? Ну, такое мощное государство! Неужели Священное Писание и труды отцов Церкви могли его «идеологически разрушить»?

http://radonezh.ru/2021/07/15/u-cerkovno...

Пение псалма при ежедневном жертвоприношении начиналось с излияния вина на жертву, ибо вино веселит сердце человека (Пс.103,15). Псалом при пении разделялся на три части с продолжительными паузами, на них замолкали пение и музыка, и раздавался звук трубы. Заканчивая третью часть псалма, левиты поднимали тон. Полагался особый псалом на каждый день при ежедневном жертвоприношении. Суббота — 91-й ( Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний ). Воскресенье — 23-й ( Господня земля и что наполняет ее ). Понедельник — 47-й ( Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего ). Вторник — 81-й ( Бог стал в сонме богов ). Среда — 93-й ( Боже отмщений, Господи Боже отмщений. Яви Себя! ). Четверг — 80-й ( Радостно пойте Богу ). Пятница — 92-й ( Господь воцарися ). Выбор их не случаен, за этим стоит богословие дней недели. Особенно торжественные псалмы предлагаются для дня священного покоя — субботы, первого дня недели (наше воскресенье) и пятницы. Характерен 92-й псалом, в надписании которого говорится: поется о том, что в шестой день, когда населена была земля, Господь воцарися, в лепоту облещеся . В торжественных случаях особые псалмы пелись не одними левитами — весь народ подпевал концы стихов, например 135-й, припевом которого являются слова яко ввек милость Его . Из 38 000 левитов было выделено 4000 певцов и музыкантов, при этом последних называли «огорчителями левитскими», ибо они звуками музыкальных инструментов заглушали стройное пение священнослужителей. Из музыкальных инструментов нам известны духовые — флейта (tof) и трубы (shofar), орган (naab), из струнных — псалтирь (nebel) и гусли (kinnor). Некоторые инструменты трудно отождествить, например «гефское орудие», или шушан эдуф. Вот что вкратце следует сказать о внешней стороне Псалтири и ее исполнении в храмовую эпоху. Журнал " Православие и современность " (41) Рейтинг: 8.4 Голосов: 37 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Millia 10 ноября 2013, 08:45 Spasi vas GOSPODI !

http://pravoslavie.ru/63010.html

53:3). «Не скройся от моления моего» (Пс. 54:2) , но «помилуй меня» (Пс. 55:2). «Пошли с небес милость Твою и истину Твою и посрами ищущих поглотить меня» (Пс. 56:4); «сокруши зубы их в устах их и разбей челюсти львов» (Пс. 57:7). Ты — «Бог мой, милующий меня» (Пс. 58:18), «спаси десницею Твоею» (Пс. 59:7), и я укроюсь «под кровом крыльев Твоих» (Пс. 60:5), когда «воздашь каждому по делам его» (Пс. 61:13). «Жаждет Тебя душа моя» (Пс. 62:2), «укрой меня от замысла коварных» (Пс. 63:3). Когда к Тебе придет всякая плоть» (Пс. 64:3), не отврати милости Своей от меня» (Пс. 65:20), но «освети меня лицом Твоим» (Пс. 66:2). «Бог для нас — Бог во спасение» (Пс. 67:21); благополучным сделай путь мой, Боже, «да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего» (Пс. 68:16). «Помощью моею будь, Господи, не замедли» (Пс. 69:6), потому что «на Тебя, Господи, уповаю; да не постыжусь вовек» (Пс. 70:1). Когда будешь «судить людей Твоих» (Пс. 71:2) и «удаляющиеся от Тебя погибнут» (Пс. 72:27), да не буду я «угнетенный посрамлен» (Пс. 73:21): ибо Ты — праведный Судия, одного «унижаешь, а другого возносишь» (Пс. 74:8), — «Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим?» (Пс. 75:8) «Ты Бог, творящий чудеса» (Пс. 76:15). Как Ты напитал народ Свой хлебом в «пустыне» и «желаемое ими дал им» (Пс. 77:20, 29), так меня алчущего да насытит благость Твоя и да встретят меня «щедроты Твои» (Пс. 78:8). «Хлеб слезный» (Пс. 79:6) и горечь печали пошли во время скорби и «меда» сладость произведи из скалы» (Пс. 80:17), чтобы получить мне внутреннюю усладу. «Боже» (Пс. 81:8), рассматривающий (дела) праведных и грешных, «Всевышний над всею землею» (Пс. 82:19), «услышь молитву мою» (Пс. 83:9), помилуй меня и благослови меня: Законоположник; «прости беззаконие» мое, и «покрой все грехи» (Пс. 84:3) мои, и «спаси раба Твоего, Боже мой, уповающего на Тебя» (Пс. 85:2). Боже, утвердивший Пс. 86:2), «приклони ухо Твое к молению моему» (Пс. 87:3). «Рука Твоя да пребудет» (Пс. 88:22) со мною, чтобы «не возвратился я в тление» (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

Образовавшаяся в какой-то момент система из 9 чтений (вероятно, это произошло уже вне традиции Иерусалима — например, в Константинополе, — когда ночное иерусалимское бдение получило распространение вне Святого Града и Палестины) была дополнена еще двумя, повествующими о Погребении Спасителя и 11), и в таком виде уже широко представлена в византийских рукописях. Окончательным этапом развития стало превращение цикла из 11 Евангелий в цикл из 12 — очевидно, ради ровного счета. При этом, например, в современной греческой практике доныне сохраняется память о прибавочном характере 12-го Евангелия — оно читается не священником, как остальные 11, а диаконом. Антифоны и седальны утрени Великой пятницы Многие из Евангелий утрени Великой пятницы просто включены в общий порядок утрени в тот или иной момент обычного последования этой службы. Но Евангелия со 2-го по 6-е выбиваются из этой схемы. Они обрамлены совершенно уникальными песнопениями, аналогов которым нет ни в одном другом богослужебном последовании церковного года — антифонами Великой пятницы. Прообразы этих антифонов описаны уже в армянском и грузинском переводах древнего иерусалимского Лекционария. В эпоху их создания та великая византийская гимнография Страстной седмицы, которая ныне составляет одну из вершин богослужебного наследия Православной Церкви, еще только начинала развиваться, и бдение Великой пятницы все еще было заполнено, в первую очередь, гимнографией ветхозаветной — псалмами. Армянский перевод иерусалимского Лекционария упоминает пение в начале бдения 15 псалмов; псалмы пелись с припевом — «антифоном» — который представлял собой не какое-либо христианское сочинение, а просто один из стихов тех же псалмов (эти 15 псалмов сгруппированы в 5 циклов по 3 псалма и одному антифону: 1) Пс 2-4 [антифон: Пс 2. 2]; 2) Пс 40-42 [антифон: Пс 40. 9]; 3) Пс 58-60 [антифон: Пс 58. 2]; 4) Пс 78-80 [антифон: Пс 87. 6 и 78. 13]; 5) Пс 108-110 [антифон: Пс 108. 3]). Кроме того, в переводе упомянуты и другие псалмы с аналогичными «антифонами», исполняемые по прибытии на места тех или иных остановок.

http://bogoslov.ru/article/398799

д) живут в послушании Богу: Чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией ( 1Петр.4:2 ); е) пребывают исполненными послушания Богу: Приветствует вас Епафрас, подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребыли совершенны и исполнены всем, что угодно Богу ( Кол.4:12 ). Да усовершит Он вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его ( Евр.13:21 ); ж) не оставляют послушания Богу, но пребывают твердыми в оном: Едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих. Буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки ( Пс.118:87,44 ); з) молятся, чтобы сохранить послушание Богу и быть сохраненными в нем: Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить во истине Твоей ( Пс.85:11 ). Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты – Бог мой ( Пс.142:10 ). Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился. Поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно. Утверди стопы мои в слове Твоем ( Пс.118:80,117,133 ); и) познают и понимают волю Божию: Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия ( Еф.5:17 ). Не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном ( Кол.1:9 ). Бог испытывает верных в послушании Ему: Народы некие оставил Господь, чтобы искушать ими израильтян, чтобы узнать, повинуются ли они заповедям Господним ( Суд.3:1,4 ). Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака, почему и получил его в предзнаменование ( Евр.11:17,19 ). Послушание Богу есть доказательство а) любви к Нему: Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась ( 1Ин.2:5 ). Это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его ( 1Ин.5:3 ). Любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его ( 2Ин.1:6 ). Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин.14:15,21 ); б) познания Бога: Что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди ( 1Ин.2:3 ). Послушание Богу совершенное не ожидает наград: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать ( Лк.17:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что же такое воля Божия совершенная, которой с поспешностью достигать увещевает и убеждает апостол каждого? О которых Господь сказал, ублажая их: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5:8), и которым еще заповедует: будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф.5:48); от тех не требует ли сим решительного очищения от греха, то есть решительного освобождения от страстей бесчестия и совершенного усвоения себе самой высшей добродетели? А это есть очищение и освящение сердца причастием совершенного и Божия Духа, несомненно происходящее в душе, которая с верою и любовью всецело предает себя Богу; как и Дух, указуя совершенный труд истины, и желающих оказаться сынами света и стать наследниками жизни, научая искать сего у Бога и веровать, говорит чрез Давида: Буди сердце мое непорочно в оправданиях Твоих, яко да не постыждуся (Пс.118:80); а сим дает разуметь, что стыд и бесчестие несут на себе не приобретшие сердца чистого от всякой скверны, нечистоты; ибо еще говорит: Тогда не постыждуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя (Пс.118:6). Так Дух учит, что исполнение всех заповедей и удаление от всякого грехопадения есть совершенное дерзновение пред Богом. А также и пророк указует на ту же цель, когда молясь сказал: Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей, и Духом Владычним утверди мя (Пс.50:12,14). И еще, спрашивая, кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святем Его, присовокупляет, кто, именно, достоин сего, и говорит: Неповинен руками и чист сердцем (Пс.23:3,4). Сим Дух показал, что должны собственною своею деятельностью совершенно отсечь от себя грех, совершаемый делом, словом и помышлением, а также, молясь и по вере надеясь, стараться ежедневно достигать совершенной чистоты духа. Ибо апостол ясно учит, сказывая, какими должны быть души, удаляющиеся от плотского брака и мирских уз и желающие пребывать в девстве. Он говорит: Не посягшая печется, да будет свята не телом только, но и духом (1Кор.7:34), повелевая душе быть свободною от действительных и мысленных, то есть от явных и тайных грехов, как должно невесте Христовой, желающей сочетаться с чистым и нескверным Небесным Царем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/766/...

Три последних слова означают происхождение, получающее начало от человека, а bara – сотворил – указывает на действие существенно Божественное, действие причины абсолютной, в каком смысле и bore – Творец называется только один Бог 15 . Правда, корень этого слова означает идею отделения, отсечения, разделения и вполне соответствует переводу cecidim, secuit, secando effinxit, но этим еще нисколько не исключается значение творения из ничего. Ведь, и латинское creare, и французское créer и немецкое schaffen, употребленные для выражения творения из ничего, относятся также к корню skaz, в его первоначальном значении «secare, excavare, σκπτειν 16 . К тому же и особенность еврейского языка вовсе не подтверждает это толкование. Напротив, даже, она говорит скорее против него. То, что в наших европейских языках передается различными словами, на язык евреев, как и вообще на востоке, варьируется лишь посредством вербальной модификации одного корня и первоначальное значение слова не столько определялось корнем его, т. е. этимой его, сколько обычным его употреблением 17 . А обычное употребление bara, по мнению Гезениуса 18 , придавало ему значение первого рождения и Божественного действия. И это тем более очевидно, что в повествовании о творении bara употребляется исключительно в форме kal, каковая в противоположность pihel, выражающей физическое, материальное значение слова, по большей части, давала значение чисто метафизическое, духовное. Так – напр., rapha, употребляется в pihel в материальном значении – восстановлять, поправлять изломанный жертвенник – 1Цар.18:30 , в форме kal означает излечивать – Ис.19:22, 30:26 . Или еще, gelah в pihel имеет значение разбирать части (Руе. 47), основания дома ( Мих.1:5 ) – значение материальное, в форме kal означает – объявлять секреты ( Амос.3:7 ; Притч.20:19 ), сообщать о вещи ( 1Сам.20:2 ), – значение метафизическое. То же замечается и в глаголе bara. Если bara (baré inf. pihel) употребляется, напр., у Иез.23:47 в значении резать по частям мечем, или у Ос.17:15, 18 резать, рубить лес, т. е. в значении чисто материальном, принадлежащему человеку, то в форме kal оно имеет значение метафизическое, притом, по замечанию Hummelauer " a, принадлежащее исключительно Богу 19 . Так оно употребляется Быт.1:1; 2:3–4 ; Ис.40:28 ; Пс.148:5 – для значения первого происхождения земли и Ис.40:26 и 45:8 – неба; Быт.1:27; 5:1–2; 6:7 ; Втор.4:32 ; Ис.45:12 ; Екк.12:1 ; Пс.80 (89):48; 101(102):19 – первого происхождения человека (ср. Ис.43:1, 7, 15; 44:16 ; Мал.2:10 ); Быт.1:21 – первого происхождения животной жизни, т. е. для обозначения творения в его собственном смысле (ех nihilo). Употребляется также оно и в значении происхождения чего-либо чудесным образом- Исх.34:10 ; Чис.14:30 ; Ис.4:5; 41:20; 48:7; 45:18 ; Иер.31:22; в значении обращения, обновления. Пс.51:12, 103 (104); 30; Ис.43:7 и др. 20

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/ideja-...

Ответ на возражение 1. Даже если солнце (как [справедливо] заметил Дионисий), оставаясь одним и сияя однородным светом, содержит в себе первично и однородно субстанции и многоразличные качества чувственных существ, то тем более все вещи должны предсуществовать в некоем природном единстве в Причине всего 80 ; и хотя сами вещи разнообразны и [часто] противоположны друг другу, они предбытийствуют в Боге как [нечто] одно, без ущерба Его простоте. Сказанное является ответом и на возражение 2. Ответ на возражение 3. Тот же Дионисий сказал, что хотя существование превосходнее жизни, а жизнь – мудрости с точки зрения различения их как идей, однако живущее совершеннее просто существующего, поскольку живущее также и существует, а разумное – и существует, и живет 81 . И хоть, таким образом, существование не включает в себя жизни и мудрости, ибо то, что участвует в бытии, участвует не во всяком бытии, однако бытие Божие содержит в себе и жизнь, и мудрость, поскольку нет ни одного совершенства существующего, которого бы недоставало Тому, Кто есть Сущий сам по себе. Раздел 3. Может ли что-либо из сотворенного быть подобным Богу? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что ничто из сотворенного не может быть подобным Богу. Ибо сказано [в Писании]: «Нет между богами, как Ты, Господи» ( Пс. 85, 8 ). Но наипревосходнейшие из творений те, которые названы богами по причастию. Отсюда понятно, что о прочих тварях еще менее можно сказать, что они подобны Богу. Возражение 2. Далее, подобность подразумевает сравнение. Но недопустимо никакое сравнение между вещами, относящимися к различным родам. Следовательно, в этом случае не может идти речи и ни о каком подобии. Ведь не говорим же мы, что сладость подобна белизне. Но никакая тварь не принадлежит к тому же роду, что и Бог, поскольку Бог [вообще не относится] ни к какому роду, как это было показано выше (3, 5). Поэтому ясно, что ничто из сотворенного не подобно Богу. Возражение 3. Далее, мы говорим о подобии тех вещей, которые сходны по форме. Но ничто не может быть сходным с Богом по форме, ибо во всем, за исключением Бога, сущность и существование различны. Следовательно, никакое творение не может быть подобным Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

и 4Цар. 10 ), что произошло лет за 80 до пророчествования Михея, если под царствованием Иоафама разуметь и года его правления при отце. г. Сег ради глетъ гдь: с, азъ помышлю на плем ­ нихже не подвигнете вый вашихъ и не пойдете прости внезапу, к врем 3. Посему так говорит Господь: вот, Я помышляю навести на этот род такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись; ибо это время злое. Стих 3. Различные выражения усиливают значение бедствия: «его не свергнут с шеи» – намекается на рабство, на ярмо; «время злое», т. е. бедствие как бы переполняет сознание, и речь из описательной переходит в восклицание; ср. предсказания Иисуса Христа о погибели Иерусалима, или Его выражения: «дни отмщения» ( Лк. 21:22 ). Так и здесь, в следующем стихе, указывается значение грядущего горя с всемирной точки зрения, Иеремия точно так же предсказывает такое горе иудеям, которое выше их ожидания ( Иер. 26:3; 36:3 ). Таково именно и было пленение Вавилонское, которое они, видимо, не представляли возможным ( Мих. 3:11–12 ), надеясь на вечность Иерусалима и храма, что и побуждало их бороться с Вавилоном, даже после первого и второго пленения, посредством политических связей с Египтом. Пророк Амос в 5-й главе тоже предсказывает за бессудность и взяточничество полную погибель Израилю и переселение в Дамаск как наказание за те же беззакония, что и здесь, во 2-й главе Михея. Стих 16-й 5-й главы Амоса, предсказывающий о горьком плаче и искусных плакальщицах на улицах израильских, вполне соответствует стиху 4-му Михея и точно так же имеет в виду неожиданность для народа грядущего бедствия. Из Амоса, как и из книги пророка Михея ( Мих. 3:11 ), ясно, что иудеи, подобно своим потомкам – современникам Христа, даже плохо сознавали свою неугодность Богу, будучи сравнительно исправны в служении жертв и обрядов. Пророки здесь являются проповедниками жизненной религии, вопреки формальной или исключительно богослужебной, что яснее всего у Ис. 1 ; Ам. 5 ; Мих. 6 ; Пс. 49 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Богопочитание происходит от истинного богопознания (3:93, см. ПОДРАЖАНИЕ БОГУ, 700) (3:76, см. БОГОПОЗНАНИЕ , 99). От познания свойств Божиих последует истинное почитание Его (5:81, см. БОГОПОЗНАНИЕ, 99). Следует почитать Бога духом От познания духовнаго Божия существа последует, что человек будет Его почитать не веществом, не златом, не сребром, ни другими материалами, не разбором пищи и одеяния, и видимыми церемониями едиными; но духом, то есть, СТРАХОМ, ЛЮБОВЬЮ, СМИРЕНИЕМ, ТЕРПЕНИЕМ, ПОКОРЕНИЕМ воли своея воли Его, и прочими делами, от Него заповеданными. «Таковыми бо жертвами благоугождается Бог». Дух духом почитается. Богу всякая наружность и вещество не приятно, без внутренняго духа. Сего ради глаголет Господь: «истиннии поклонницы поклоняются Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему. Дух есть Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоин кланятися» ( Ин. 4, 23 и 24). Почтим убо Бога, яко Духа, духом; сотворим волю Его и ЗАПОВЕДИ Его; за ГРЕХИ наша дух сокрушен, СЕРДЦЕ сокрушенно и смиренно принесем. «Жертва бо Богу дух сокрушен: «СЕРДЦЕ сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» ( Пс. 50, 19 ). Все ТЩАНИЕ христианину надобно о том полагать, чтобы ДУШУ свою исправить. Бог бо к души нашей глаголет, а не к телу. ТЕЛО есть орудие ДУШИ, чрез которое она действует. Язык говорит, очи смотрят, руки делают, что ДУША замышляет и хощет. Аще убо ДУША исправна будет, то и дела внешняя будут исправны. Без душевнаго изволения уды телесные не действуют. Исправим убо душу нашу, яко дух, в покорение и послушание Богу: тогда и внешняя дела наша исправны будут, и тако будем Бога нашего духом и истиною почитать (5:80–81). Бога почитать не наружно, но внутренне Бога почитай не веществом и наружностию, но доброю совестию, страхом, любовию, послушанием, благодарением, молитвою, верою. Ибо Бог Дух есть невещественный, и потому ничим иным, как только духом и истиною почитается. Тщись Богу угождать верою и послушанием, то есть, делай тое, чего Он хощет, и что Ему угодно, и не делай того, чего Он не хощет, и что Ему неугодно. Без ПОСЛУШАНИЯ, что ни делает человек, неугодно Богу (5:153).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010