Ветхозаветные праведники поступали иначе. Авраам сделал большой пир, но не в день рождения Исаака, а когда младенец был отнят от груди ( Быт.21:8 ). Анна, вскормив сына своего Самуила, взяла три тельца, одну ефу муки и мех вина, пришла в дом Господень, и заколола тельца, и «привела отрока к Илию и сказала: …я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу» ( 1Цар.1:24, 28 ). Праведный Захария отметил рождение Предтечи не пиром, а благодарственной песнью Богу: «Благословен Господь Бог Израилев» ( Лк.1:68–79 ). Наконец, высший образец благоговения в этом явила Сама Пресвятая Дева Мария. Когда пастухи, поклонившись родившемуся Младенцу, рассказывали о явлении им ангела и о слышанном ими небесном гимне, Мария в то время, как «все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи, …сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» ( Лк.2:18–19 ). К сказанному о взгляде иудеев на деторождение надо еще добавить, что у евреев более, чем у других народов, было развито сознание врожденной греховности человека, и потому многие из них видели в этом дне начало и вину всех скорбей и страданий человека. Псалмопевец Давид говорил: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Ту же мысль высказывал праведный Иов: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов.14:4 ). Взгляд ветхозаветного иудейства на день рождения не мог не отразиться на воззрениях первых христиан, в основном состоявших из диаспоры. Они по обычаю своих благочестивых предков не праздновали дня рождения. Знаменательно, что даже в III веке Ориген увещевает христиан не праздновать день рождения. Ориген ссылается при этом на праведного Иова и пророка Иеремию, которые в сознании своей греховности скорбели о дне своего рождения ( Иов.3:11 ; Иер.20:14 ). Он говорит, что хотя после того, как родился Христос, ни один христианин не может жаловаться подобно Иову, ибо у христиан дети уже в крещении получают отпущение грехов, тем не менее следует избегать суетного языческого обычая, ибо только грешники празднуют день своего рождения, а святые печалятся в этот день, так как по причине первородного греха не может быть в этот день никакой радости 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Но если Божественное Писание говорит, что Сын послан от Отца, то еретик, быть может, сейчас же сделает это изречение пищей для своего заблуждения и, пожалуй, скажет, что вы, отказывающиеся называть Сына меньшим Отца, разве не видите Его —19— посылаемым от Него, как от кого-то большего и выше стоящего? Что же ответим, кроме того, что название посольства всего более подобает и соответствует состоянию уничижения? Ведь ты слышишь, что Павел, соединяя то и другое (богоравенство Христа и Его уничижение в образе раба), говорит, что Сын был послан от Отца тогда, когда и явился от жены и под законом как человек с нами, хотя и был Законодателем и Господом ( Гал.4:14 ). Если же Сын разумеется явившимся в образе раба, потом говорится, что Он послан от Отца, то совсем никакого вреда не наносится Ему в том отношении, чтобы быть единосущным Отцу и равночестным и отнюдь ни в чем обладающим менее. Ведь выражения наши, если относятся к Богу, требуют тщательной разборчивости. Их надо не так понимать, как мы привыкли употреблять их о себе, но так, как подобает самой Божественной и Верховной Природе. Что же иначе делать, если человеческий язык не имеет слов, могущих быть достаточными для выражения Божественной славы? Поэтому нелепо ради бессилия человеческого языка и бедности выражений причинять вред достоинству превышающей все славы. Вспомни слова Соломона: “Слава Господня кроет слово” ( Притч.25:2 ). Подвергая точному исследованию славу Господню, мы уподобляемся тем, которые хотят измерить небо ладонью ( Ис.40:12 ). Итак, когда человекообразно что говорится о Боге, надо понимать богоприлично. Иначе что станешь делать, когда услышишь Давида, поющего: “Восседающий на Херувимах, явись, воздвигни могущество Твоё и приди на спасение нас” ( Пс.79:2–3 ) —20— Разве бестелесное может восседать? Где находящегося Бога всяческих призывает прийти к нам, говорящего чрез пророков: «Не небо ли и землю Я наполняю, говорит Господь» ( Иер.23:24 ). В каком месте придёт к нам Тот, Кто все наполняет? Написано также, что некоторые стали строить башню до высоты неба «и сошёл Господь видеть город и башню. И сказал Господь: придите и сойдя смесим их языки там» ( Быт.11:5–7 ). Где сошёл Господь? Или каким образом Святая Троица побуждает Себя Саму к сошествию? Как же, скажи мне, и Спаситель обещал послать нам с неба Утешителя? Куда же и откуда посылается Все Наполняющий? Ибо «Дух Господень наполнил вселенную», как написано ( Прем.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Виднэс М. Б. Неизвестный отрывок Псалтыри из Вестероса в Швеции//ТОДРЛ. 1971. Т 26. С. 352–356. Αn Early Slavonic Psalter from Rus. Vol. 1. Photoreproduction/Ed. by M. Altbauer, H. G. Lunt. Camb. (Mass.), 1978. Schenker A. Psalmen in den Hexapla: Erste krit. u. vollst. Ausg. der hexaplarischen Fragmenme auf dem Rande der Hs. Ottobianus graecus 398 zu den Ps. 24–32 . Città del Vaticano, 1982 (Studi e Testi; 295). 497 ρ. Норовская Псалтирь: Среднеболгарская рукопись XIV в. Ч. 1–2. София, 1989. Князевская О. А. [Рец.] Новая публикация славянской рукописи из ГИМ: Норовская псалтирь – среднеболгарская рукопись 14 в.//Археографический ежегодник за 1989 г. М., 1990. С. 329. Psalterii Sinaitici pars nova (monasterii s. Catharinae codex slavicus 2/N)/Sub red. Fr. V. Mares. Wien, 1997 (Österreichische Akademie der Wissenschaften, Phil.-hist. Klasse; Schriften der Balkan-Komision. Philologische Abteilung; 38). XXIV, 201 S. Библия 1499 года и Библия в синодальном переводе: С илл.: В 10 т. Т. 4. Псалтирь. М., 1997. 344 с. Фототипическое воспроизведение Псалтири из Геннадиевской Библии. Прозаические переводы с греческого и церковнославянского Псалтирь 1683 г. в пер. Аврамия Фирсова/Подг. текста, словоуказ. и пред. Е. А. Целуновой. München, 1989 (Slavistische Beitr.; 243). 652 с. Пер. еп. Порфирия (Успенского) : Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета 72 толковников: Образец второй: Псалтирь//ТКДА. 1869. 4. С. 37–70 [ Пс. 1–25 ]; Пятьдесят псалмов (26–75): Переведены с рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1873. 12. С. 173–240; Псалмы 76–118: Переведены с греческой рукописной Псалтири 862 г.//ТКДА. 1875. 8–11. С. 1–104. Отд. изд.: Порфирий, еп. [Чигиринский (Успенский К. А.)]. Псалтирь в русском переводе с греческого. 1 Киев, 1874 [ Пс. 175 ] – 1875 [ Пс. 76–150 ]; 2 СПб., 1893. 242 с.; 3 1906. 225 с. [на обложке: Изд. 2-е.]. Г. П. Федотов. Шестопсалмие: [Новый пер.]//Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения. Париж, 1952. 6. С. 21–23. Он же. Псалмы//Там же. 2001. 182. С. 101–112 ( Пс. 1–15 ); Он же. Перевод Псалтири//Там же. 2002–1. 183. С. 63–79 ( Пс. 16–30 );·2002-II. 184. С. 20–25 ( Пс. 32–35 ); 2003–I. 185. С. 96–107 ( Пс. 36–45 ); 2003–II. 186. С. 35–40 ( Пс. 46–50 ); 2004–II. 188. С. 93–103 ( Пс. 51–63 ); 2005–I. 189. С. (?) ( Пс. 64–79 ); 2005–II, 2006–I. 190. С. 19–31 ( Пс. 80–90 ); 2006–II. 191. С. 42–59 ( Пс. 91–105 ). [Продолжение следует.]

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Отношения Бога к израильскому народу изображаются как отношение пастыря к овцам, которых первый оберегает и питает. – «Восседающий на Херувимах». Изображения последних находим над крышкой Ковчега Завета. Так как херувим служит символом быстроты, то молитва «яви Себя» означает – поспеши прийти со Своею помощью. Пс.79:3 .  Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас. Колено Ефремово было самым многочисленным, богатым и влиятельным в царстве Израильском, почему часто именем Ефрема обозначается вообще десятиколенное царство. До Давида и после разделения царства Еврейского оно имело преобладающее значение и влияние в ходе жизни сначала всего народа, а потом Израиля. Манассия упоминается здесь как родоначальник колена, происшедшего от брата Ефремова. Вениаминово колено по воцарении Давида разделилась; одна часть признавала его царем, другая – нет, и впоследствии, после Соломона, одна половина этого колена вошла в состав царства Израильского. Молитва за Израиля указывает, что последний был беспомощен помочь себе. Здесь нужно понимать гибель этого царства от ассириян. Пс.79:4 .  Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся! Припев, повторяющийся в псалме три раза – в ст. 4, 8 и 20. – «Восстанови» – молитва писателя от лица Израиля и за Израиля, который представляется потерявшим силу и значение, утративший свою самобытность, о восстановлении которой и молит автор. Пс.79:5 .  Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего? «Гневен к молитвам» – не исполняешь прошений, выраженных в молитвах. Пс.79:6 .  Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере, «Напитать... хлебом слезным, и напоить... слезами» – не давать просвета в жизни, осыпать только несчастиями. Пс.79:9 .  Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее; «Виноградной лозой» называется еврейский народ, выведенный из Египта. – «Выгнал народы и посадил ее» – разумеется завоевание евреями Палестины, очищение последней от населявших ее языческих племен и упрочение здесь политического значения и силы евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои, как сухое дерево, высохли» ( Пс.101:4 ). Здесь по свойственному ему обычаю он представляет будущие несчастья, как уже наступившие, и говорит, что время жизни его подобно дыму прошло без пользы и тело его иссохло как бы опаленное действием огня. Так и истолковал Акила: «и кости мои сделались хрупкими как обожженные». «Я подсечен, как трава, и сердце мое иссохло, так что я забыл есть хлеб мой» ( Пс.101:5 ). Подобно сену я завял и утратил свой прежний цвет. " От громкого стона моего плоть моя прилипла к костям моим» ( Пс.101:6 ). Я утратил охоту ко всякой пище и совершенно лишился прежнего благополучия; от скорби тело мое истощено и изнурено, так что кожа у меня облегает голые кости. «Я уподобился птице пустынной,... стал, как ночной во ро н на развалине дома. Не спал я и был, как птица одинокая на кровле» ( Пс.101:7–8 ). Посредством многих сравнений он старается полнее изобразить не­счастье: выбором каждой из упомянутых птиц он указывает на робость и отсутствие заступника, потому что и воробей от страха лишается сна, и ночной ворон, избегая обитаемых домов, держится пустых и заброшенных. «Нырище» Симмах перевел: «развалины». Так и остальные птицы живут в пустых местах. «Всякий день поносили меня враги мои и хвалящие мен я мною клялись» ( Пс.101:9 ). Я сделался посмешищем для врагов моих; теперь я служу клятвой для тех которые некогда завидовали мне и удивлялись; теперь они клянутся моими несчастьями: да не потерплю я того, что потерпел такой-то. «Ибо я ел пепел, как хлеб, и питье мое растворял слезами " ( Пс.101:10 ). 2. Так говорил он и в семьдесят девятом псалме: «будешь питать нас хлебом слезным и ...поить нас слезами в... меру» ( Пс.79:6 ). Этим он обозначает чрезмерность скорби, потому что если уже во время вкушения пищи он был подавлен горем, то едва ли был свободен от него в другое время. Этими, говорит, бедствиями я объят, потому что Ты, Владыка, обратил против меня гнев Твой. «От гнева Твоего и ярости Твоей, ибо Ты..., поднявши, низверг меня» ( Пс.101:11 ). И народ, и храм были прославлены содействием и волей Божией, и насколько были они возвышены, на­столько пали, когда народ был отведен в плен, а храм вместе с Иерусалимом опустошен; здесь действовал закон, и здесь совер­шалось подзаконное служение Богу, бывшее тенью грядущих благ, – но все это миновало. Говорит это и о самом себе: возвысив меня на зависть другим, Ты вдруг низринул меня. Это образное выра­жение – «низверг» – взято из того, когда поднимают что-нибудь вверх и потом разбивают о пол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Следующее за вечерней повечерие и все вообще вечернее богослужение заканчивается ектенией «Помолимся», на которой ублажаются и усопшие: благочестивые цари, православные архиереи, ктиторы, родители 78 и все прежде отшедшие отцы и братия наши, зде лежащие и повсюду православные. УТРЕННЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ Утреннее богослужение начинается полунощницей, самое название которой показывает, что она предназначается для совершения в полночь или в ближайшие к полночи часы. Значительная часть этой самой ранней полунощной службы, вся вторая ее половина посвящена молению об усопших. Моление об усопших на полунощнице. Полунощное моление об усопших имеет очень важное значение и глубокий смысл. Так естественно для живущих в час ожидания Жениха, грядущего в полнощи 79 , только что помянувши день он страшный 80 , совершить моление о душах усопших, молить страшного и нелицеприятного Судию явить к ним обычную милость 81 , просить и им помощи от Господа ( Пс.120:2 ), просить, чтобы Господь сохранил и их «от всякого зла», чтобы сохранил души их ( Пс.120:7 ), чтобы благословил и их «вхождение и исхождение отныне и до века» ( Пс.120:8 ). Поминовение усопших на самой ранней службе, на первой службе – не церковного дня, начинающегося с вечера, – а дня естественного, гражданского, делового, трудового дня, имеет еще и другое, не менее глубокое значение. И в делании духовном, и в делах житейских последующие поколения продолжают постройку на основании, положенном поколениями предшествующими, продолжают дело, начатое предками, пользуются плодами их трудов, пожинают то, что посеяно было другими ( Ин.4:37 ), и сами трудятся, и сами сеют для того, чтобы плоды посеянного пожали те, кто будет после них. Поэтому так естественно, чтобы православные, живущие на земле, готовясь выйти на дневную работу, молитвою начиная свой трудовой день, прежде всего, даже прежде нарочитого моления о самих себе, – оно будет в начале утрени, – с благодарностью молитвенно воспомянули тех, которые раньше их потрудились и приготовили почву для их настоящего делания 82 . С радостью наследуя плоды трудов усопших, с радостью продолжая их дело, живущие приглашают к радости и самих усопших, приглашают всех рабов Господних, каковыми православные остаются и по смерти, благословлять Господа ( Пс.133:1 ). Так как бы предначинается общая радость, которою уже и теперь «вкупе радуются 83 и сеяй и жняй» ( Ин.4:36 ), истее же, совершеннее возрадуются еси раби Господни в горних «дворех Бога нашего» ( Пс.133:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

6 . Второе колено рода человеческого составляли Каин и Авель, и Каин был первый человекоубийца. После, по причине умножившейся злобы людей, потоп наводнил землю (см. Быт.6:13 ); на содомлян за беззакония огонь ниспал с неба. С течением времени Бог избрал себе Израиль, но и сей развратился, и род избранный получил язву. Ибо Моисей на горе стоял перед Богом, а народ вместо Бога поклонялся тельцу. Тогда, как законодатель, Моисей сказал: Не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ), человек, взойдя в блудилище (см. Чис.25:8 ), дерзнул любодействовать. После Моисея посылаемы были пророки для врачевания Израиля, но врачи эти плакали, не могши прекратить болезни, так что некоторые из них говорили: Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми ( Мих.7:2 ); и в другом месте: Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного ( Пс.13:3 ). Также: Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились ( Ос.4:2 ). Приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам ( Пс.105:37 ); гадали, чародействовали, предвещали и еще: На одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике ( Ам.2:8 ). 7 . Весьма велика была язва, покрывавшая человечество. От подошвы ног до темени головы не было у него здорового места... раны, неочищенные... и не смягченные елеем ( Ис.1:6 ). Посему пророки со слезами и сетованием говорили: кто даст с Сиона спасение? ( Пс.13:7 ) и в другом месте: Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе, и мы не отступим от Тебя ( Пс.79:18–19 ). Другой пророк молился сими словами: «Господи! преклони небеса Твои и сойди ( Пс.143:5 ), раны человечества превышают наше врачевание: пророков Твоих убили... разрушили Твои жертвенники ( 3Цар.19:10 ). Зло, которого мы не в силах исправить, требует Твоего исправления». 8 . Господь услышал молитву пророков, Отец не презрел погибающего рода нашего, послал с небес Врача – Сына Своего, Господа нашего. Один пророк и говорит: Господь, Которого вы ищете, грядет: и внезапно придет ( Мал.3:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Пс.79:4 . Боже, обрати ны, и просвети лице твое, и спасемся. Чего ради Бог часто не зрит на нас, тому причина сия: понеже и мы отвращаем лице от Него, и обращаем к вещам сотворенным. Но поскольку без помощи Божией не можем к Нему обратиться, сего ради Пророк, в лице народа Божия, обоих сих просит, глаголя: Боже, обрати ны! то есть, вдохни в нас любовь Твою, дабы, возымев отвращение от вещей сотворенных, к Тебе паки обратилися, и купно обрати к нам лице Твое, да тако соединяся с Тобою святым союзом любве, спасемся от всех врагов наших, воюющих на нас. Ибо когда Ты отвращаешь лице Твое от нас, тогда мы изнемогаем и погибаем: а когда паки обращаешь, мы возстаем и исцеляемся. Таким образом верные, с одной стороны, причину всех зол поставляют в том, что Бог, раздраженный грехами их, отвратил лице Свое от них, а с другой, – всю надежду спасения своего полагают в единой милости Его. По выражению Священнаго Писания, Бог просвещает лице Свое тогда, когда милует кого; и напротив, покрывает лице Свое мраком, или отвращает очи Свои, когда гневается на нас: но и самый гнев Его не есть некая возмутительная страсть в Нем, а одно токмо действие кроткаго правосудия. Пс.79:5 . Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб твоих? Понеже видел Пророк, коль великий гнев со стороны Бога возгорелся на народ согрешивший, и потому не скоро надеялся услышан быть: сего ради от лица всех людей сильнее молится, глаголя: Господи Боже сил, доколе гневаешися на молитву раб Твоих? В Еврейском тексте слова сии сильнее выражены так: доколе дымится гнев Твой на молитву раб Твоих? Здесь подразумевается скрытное противоположение между дымом Божия гнева и между курением жертвенным, которое употребляемо было под стихиями закона: так, как бы сказано было, что оное курение способствовало ко очищению воздуха, а противный оному дым помрачает небо, дабы молитвы и стенания людей не доходили к Богу. В сем разуме сказал и Иеремия, как читаем в Плаче его: покрылся еси облаком, да не дойдет к Тебе молитва ( Плач. 3:44 ). Но здесь встречается вопрос: чего ради верные, прибегая к Богу, нарицают Его гневливым и как бы неумолимым? Ибо не токмо жалуются, что не услышаны, но и говорят, что Бог, будучи призываем, гневается, так как бы с намерением презирал благочестивых молитвы. Да и чего ради сам Бог не скоро слушает верных, когда Сам же милостиво обещает и толикократно в Писании подтверждает, что молитвы рабов Его не тщетны будут? Где убо обетование оное: и будет прежде неже воззвати им, Аз услышу их, и еще глаголющим им, реку: что есть? ( Ис. 65:24 ). Сей вопрос решится тем, что Бог часто помощь Свою отлагает на время, искушая терпение рабов Своих. Пророк убо, по человеческому чувству, представляет Бога невнемлющим молитве, не с тем однако намерением, чтоб оставить молящихся во мнении сем (ибо иначе пресек бы им путь к Богу), но дабы понудить прилежнее молиться и возносить мысли свои к небу, а между тем возвергать печаль свою на Бога и ожидать от Него благовременныя помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

4. Быхом поношение соседом нашим, подражнение и поругание сущым окрест нас. Побежденные, разоренные и избитые, Иудеи стали еще и предметом позора пред всеми. – Быхом поношение соседом нашила,– сделались предметом посмеяния от соседей – смежных народов. – Подражнение и поругание сущим окрест нас, – стали предметом подражнения или открытой насмешки и поругания– бесстыдного и безнаказанного издевательства от народов, живущих в окрестностях, каковы Филистимляне, Финикияне, Моавитяне, Аммонитяне, особенно Идумеи и другие (ср. Пс.79:7 ; Пс.82:3–9 ). В таком позоре Евреев со стороны соседей обнаружилось их злорадство, вследствие зависти к прежнему могуществу Еврейского царства, в период блестящей славы его при Давиде и Соломоне. 5–7. Доколе Господи прогневаешися до конца? Разжжется яко огнь рвение Твое? Пролей гнев Твой на языки незнающыя Тебе, и на царствия, яже имене Твоего не призваша, яко поядоша Иакова, и место его опустошиша. Видя всюду разрушение, опустошение и истребление, псалмопевец со страхом и недоумением спрашивает: «доколе Ты, Господи, будешь гневаться на нас до конца в или в конец»? т. е. Ты гневаешься так, что мы, вследствие Твоего гнева, погибнем окончательно; и доколе будет разжигаться –пылать ревность Твоя, как огонь? – разумеется, Твоя ревность к правде, пылающая как огонь, уничтожить нас совершенно... Затем, в сознании своей преданности Богу, псалмопевец молит Его обратить свой огненный гнев на язычников – врагов, разорителей и истребителей народа. – Пролей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, –подобно тому, как некогда пролил воды потопа или огненный-серный дождь на жителей Содома и Гоморры, т. е. без меры великий. – Пролей гнев Твой и на царства, которые имени Твоего не призывают, – на языческие царства, в коих нет веры в истинного Бога. – Такой кары гнева Божия и в такой степени его эти народы и царства заслуживают потому, что они пожрали Иакова, и жилище его опустошили, – эти язычники, не зная Бога, истребляли Его народ беспощадно, как лютые – дикие звери, и самое жилище его разорили, а между тем народ этот – потомство благословенного Иакова, которому было обетовано, что оно будет бесчисленным, как песок морской и как звезды небесные.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В груз. переводе иерусалимского Лекционария, отражающем литургическую практику Св. града V-VII вв., упоминаются и песнопения, исполняемые на «Г., в.» в праздничные и особые дни ( Tarchnischvili. Grande Lectionnaire). Описание всенощного бдения (VII-VIII вв.), совершенного аввой Нилом на Синае, определенно говорит о «Г., в.» как о составной части вечерни, в городских храмах исполнявшейся с прибавлением гимнографических произведений (Il testo integrale. 1965/1966. P. 251-252). Т. о., в ранний период в кафедральном богослужении Иерусалима, а также в палестинской монастырской традиции «Г., в.» как обязательная часть вечерни представляла собой группу псалмов, исполнявшихся с фиксированными припевами. «Правило повседневного псалмопения св. Саввы» указывает следующие припевы: для понедельника, вторника и четверга - Аллилуия ; для среды и пятницы - короткие тропари (напр., «Воззвах к Тебе, спаси мя. Спасе мира, помилуй нас»), к-рые на вечерне под воскресные ( Renoux. 2000) и праздничные дни могли дополняться гимнографическими текстами (созданный на основе древних циклов этих текстов, к VII-VIII вв. получил широкое распространение жанр стихир на «Г., в.»). Именно в такой форме «Г., в.» содержится в палестинском Часослове (древнейшая сохранившаяся греч. ркп.- Sinait. gr. 863, IX в.; см.: Mateos. 1964), к-рый лег в основу круга суточных служб по Студийскому и Иерусалимскому уставам, в послеиконоборческую эпоху постепенно принятым повсюду в правосл. мире. Однако древняя иерусалимская богослужебная традиция знала употребление Пс 140 вне группы из неск. псалмов: согласно арм. и груз. переводам древнего иерусалимского Лекционария, этот псалом использовался в качестве прокимна воскресной вечерни, а согласно «Правилу повседневного псалмопения св. Саввы», стихи из Пс 140. 1-2 пелись в качестве прокимна на литургии Преждеосвященных Даров в пятницу. Своеобразно использованы псалмы 140, 141, 129 и 116 в одной из эфиоп. версий Часослова, имеющей греч. (вероятно, палестинский) прототип. Здесь присутствуют стихи из всех 4 псалмов, но строки из псалмов 129 и 116, с одной стороны, и из псалмов 140 и 141 - с другой, образуют 2 независимые группы, исполняемые вместе с гимнографическими произведениями, причем 1-я из них расположена в начальной части вечерни, а 2-я (т. е. собственно «Г., в.») - в заключительной (Часослов Эфиопской Церкви. С. 73-79). Константинопольская кафедральная традиция

http://pravenc.ru/text/ Господи воззвах ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010