Не удалось извлечь искомое из базы (((

Полученные деньги Никандр частью роздал бедным, частью употребил на украшение сельских церквей и на Задонский монастырь, выстроил себе келию и питался трудами своих рук. Сорок лет провел Бехтеев в монастыре, и скончался в 1816 году. См. «Жизнь св. Тихона», СПб. 2 изд., стр. 147–150. 65 Из записок Иоанна келейника. 66 Жизнеописание святителя Тихона при его сочинениях. 67 Из записок Иоанна келейника. 68 Из записок Иоанна келейника. 69 Там же. 70 Из записок Иоанна келейника. 71 Иоанн Лествичник. Слово 8, § 12. 192 72 Из записок Иоанна келейника. 73 Воскресное Чтение, год 2, 37. 74 Из записок Иоанна келейника. 75 Там же. 76 Из записок Иоанна келейника. 77 Записки Чеботарева. 198 78 Например: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне, воссмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего; пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах (Пс 37:5–6). Помилуя мя, Боже, помилуй мя. Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся; остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною (Пс 37:10–11). Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Не остави мя, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего (Пс 37:22–23). 79 Дело в архиве Св. Синода. 1783 г., 417. 202 80 В 15 верстах от Задонска. 81 Записки Чеботарева. 82 Записки Чеботарева. 204 83 Усердием помещика Алексея Феодоровича Викулина в 1813 г. здесь устроен кладбищенский храм в честь Божией Матери живоносного источника, а в 1820 г. на север от храма, устроена богадельня для успокоения престарелых, неимущих пропитания и крова воинов. В 1860 г. открыта женская община, названная в честь Святителя – Тихоновской. Колодезь, над которым трудился Святитель, находится внутри самого храма, из него вода проведена во внешний резервуар, при котором в отдельном здании устроены купальни. Многие из приходящих на поклонение св. Тихону считают долгом быть и на его источнике, пьют воду, купаются, и иногда получают исцеление от болезней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

рк.), вероятно, это и есть измененный в связи с последним праздник 29 января, потому что в Богоявление армянская церковь с VIII в. 56 вспоминает не только Рождество, но и Крещение Господне. Гроб и мощи св. Иоанна находились в Севастии 57 . Чтения для названного праздника: Пс. 115:6 (выше), Деян. 13:17–42 , алл. Пс. 114 , Мф. 14:1–12 . Указанные раньше памяти 25–29 декабря в лекционариях хотя и палестинские, но назначенные для них там особые чтения сравнительно с положенными для 7 дней Рождества едва ли можно признать иерусалимскими. Подлежит также сомнению иерусалимское происхождение чтений, указываемых лекционариями на памяти муч. Маккавеев и апп. Филиппа и Андрея (15 и 30 ноября), так как эти памяти не иерусалимские. 2 P. Geyer. Itinera hierosolymitana. (Corpus scriptor. ecclesiastic latinor. Vindobon., v. XXXIX), pp. 78–98. 3 Св. Епифаний пишет (Exposit. fidei, с. 21): «Литургию от апостолов установлено совершать по средам, пяткам и воскресениям, среду и пяток (нужно проводить) в посте до 9-го часа, ибо Господь в начале среды был схвачен, а в пяток распят, поэтому апостолы и предали проводить эти дни в посте». 5 Термин «гимн» у Эферии равнозначущ с названием – «псалом» (например, в описании вечерни: dicuntur psalmi lucernares – dicuntur ymni – dicti fuerunt psalmi, Geyer, 72 и 91). Под антифонами же следует разуметь разного рода припевы к псалмам, выбранные из Св. Писания и сочиненные вновь, из коих вышли песнопения. Образцы их можно видеть, наприм., в Хлудовской Псалтири по уставу в. Константинопольской ц. (Архим. Амфилохий. Археологические заметки о греч. псалтири IX в., 1876, ср. с т.н. каноном антифонов патр. Анфима, Pitra, Monum. jur. eccl. graec., II), в бревиарие и псалтири древне-испанской ц. (Migne. lat. 86), антифонарие римской ц. (ibid. 77) и др., в нашем богослужении любопытное собрание антифонов дано в последовании Св. Страстей, именно, в его тропарях, – древнейшие из них представляют собою просто стихи псалмов. Антифоны различными способами припевались к стихам псалмов. Эферия отличает такие псалмы с антифонами от простых псалмов потому, что при пении антифон предпосылался псалму и, кроме того, антифоны украшались особыми мелодиями и напевами (psalmos… antiphonarum melodiis protelatos, I. Кассиан, De coenob. instit. II, 2): таким образом они как бы господствовали над псалмами. 6 Остатки этого храма теперь откопаны католическими монахами. См. статью H. Vincent’a L’eglise de l’Eleonora в Revue biblique, 1911, 2, р. 219. 17 Ibid. В сирском мартирологе 411 г. Райта память апп. Иоанна и Иакова в Иерусалиме стоит еще под 27 дек. (De-Rossi et Duchesne, Martyrologium Hieronymianum 1894, LII). 23 Н. Марр, Антиох Стратиг. Пленение Иерус. персами (Текст. и разыск. по арм. груз. филол., IX), 1909, стр. 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

71 Ср.: Мф. 24, 15. 72 См. Житие преподобного Саввы Освященного. 73 Исх. 19, 18. 74 Ср.: Исх. 3, 12. 75 Ср.: Пс. 54, 10. 76 Притч. 6, 5. 77 Документ, подтверждающий и регламентирующий права мо­наха на жизнь в афонской келье. Выдается монастырем, на террито­рии которого келья расположена. Под «кельей» в этом и подобных случаях имеется в виду небольшое отдельно стоящее здание, часто с храмом, где обычно живут от одного до пяти монахов. В настоящем издании слова «келья» и «калива» за незначительностью различий между ними употребляются как синонимы. 78 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 79 Выражения самого Старца. 80 Ежегодно избираемый насельник скита, которому поручаются ключи от соборного храма и заведование общими скитскими делами. 81 См. Старец Паисий Святогорец.  Слова. Т. IV. 82 Ин. 2, 25. 83 Эта каливка сохранилась до сих пор: возле старого соборного храма Иверского скита, в нескольких метрах от источника основа­теля скита — святого преподобномученика Иакова. 84 Письменное разрешение Священного Кинота Святой Горы на сбор милостыни в афонских монастырях, скитах и кельях. 85 В данном случае: монастырь, расположенный на частной зем­ле и пользующийся почти полной независимостью от епархиаль­ного архиерея. 86 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 87 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 88 Город в Фессалии. 89 Произнесено 23 июня 1984 года. 90 Выборный орган, координирующий действия двадцати афон­ских общежительных монастырей. 91 См. Старец Паисий.  Отцы-святогорцы и святогорские исто­рии. 92 Высокое деревянное кресло с подлокотниками, в котором мож­но как стоять, так и сидеть. 93 Феотокарион  — сборник богослужебных канонов в честь Пресвятой Богородицы, составленный преподоб­ным Никодимом Святогорцем и впервые изданный в 1766 году. Со­держит шестьдесят два канона, написанных двадцатью двумя песнописцами разных эпох. 94 Ср.: Пс. 87, 7. 95 См. Старец Паисий Святогорец.  Преподобный Арсений Каппадокийский.

http://pravmir.ru/249925/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

71 Если Бог до искупления, в Ветхом Завете являл Себя благим (2 Цар 9, Пс 24 8 и мн др), то в искуплении Он явил Себя сверхблагим ( υπεραγαθος , по-слав обычно «всеблагий»). 72 Т. е. Кресту. 73 θνη «народы» со стороны их происхождения; в Библии «язычники» в противоположность избранному «народу» ( λας народ в его массе, δμος народ как политический организм). 74 γγονεν пр. сов. время, означающее действие совершившееся, но с продолжающимися результатами. 75 Ближайшим образом оправдание наше перед Богом, но в полном смысле и вообще правда, проявление правды Божией, потребовавшей такой тяжелой жертвы за грех. 76 απατσας глагол означает обман в смысле умышленного, враждебного акта. 77 ξλον только в Н.З. означает и растущее дерево ( δνδρον ), а у классиков отрубленное дерево, полено, благодаря такому позднейшему значению этого слова явилась полная возможность для противопоставления Креста райскому древу познания добра и зла, противопоставлению очень частому, самому любимому в службе Воздвижения и вообще в церковных песнопениях и у свв. отцов. 78 δελεαζεται глагол означает обман в смысле приманки, обольщения. 79 Диавол думал распятием совершенно погубить дело Христа, не подозревая, что в планах Промысла распятие было главным актом спасения; эта мысль впервые нашла обстоятельное раскрытие у св. Афанасия Великого. 80 κατενεχθες аор страд, от καταφρω сносить вниз, низводить. 81 εξασιος соб. «вне судьбы или вне меры поступающий; у древ, поэтов: «несправедливый», «нечестивый»; обычно «чрезвычайный», «необыкновенный». 82 τυραννδι слово, озн. незаконно присвоенную власть. 83 Через грехопадение Адама диавол овладел делом рук своего Царя Бога 84 πλασμα лепная фигура, изображение. 85 В деле искупления отмечается как важнейшая составная часть пролитие крови Христовой, на что указывали ветхозаветные жертвы. 86 φεως змеи; грехопадение Адама представляется под видом укушения ядовитой змеи, соблазнившей Еву. 87 Отмечается другая важнейшая сторона в искуплении уничтожение праведного (ср. пр 75) проклятия человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Кто связан печалью, тот побежден страстями. 68 Таким образом, печаль – аффективное состояние, томления души, которая не удовлетворена, какой-либо из первых трех (гедоманических) страстей. Например, если мы чего-нибудь не достигаем из задуманного: славы, богатства, ответной любви и проч., то можем от этого прийти в ярость, возгореться ненавистью (от любви до ненависти.), желанием отомстить. Когда же и это невозможно, то тогда душой овладевает печаль мирская. Другими словами, если гнев опьяняет душу буйством, то печаль – расслаблением, подобно похмельному синдрому. Печаль воздействует на душу подвижника постепенно, на самом же высшем уровне, когда человек уже совершенно расслаблен и пленен ею, она становиться причиной полного отчаяния и бывает причиной самоубийства. 69 Правда Отцы различают от печали мирской другой вид печали печали по Богу. 70 Прп. Иоанн Кассиан пишет: «Только в одном случае надо считать печаль полезной для нас, когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства». 71 В трактате «О восьми помыслах», который, в греческой традиции, приписывается прп. Ефрему Сиринуговорится: «Тогда только печалься, когда согрешишь; но и в этом случае соблюдай меру, чтобы не впасть в отчаяние и не погибнуть». 72 Сродный печали, которая разъедает душу, дух УНЫНИЯ, 73 означающий на славянском: разленение духа 74 , и переводит греч. κηδι’α – небрежение, отсутствие интереса. Начиная с Евагрия, уныние было отождествлено с «бесом полуденным», упоминание о котором находится в Пс.90:6 75 . Монах Евагрий и следующий ему прп. Иоанн Кассиан говорят, что бес уныния самый тяжкий из всех прочих. 76 Оно бывает причиной лени, отчаяния, духовного упадка, депрессий и проч. Уныние есть, как бы последняя крепость на пути к бесстрастию. Преодолев дух уныния, подвижник уже твердо становится на почву духовного праксиса, но здесь ему предстоит брань с двумя худшими прежних – демонами ТЩЕСЛАВИЯ и ГОРДОСТИ. Как свидетельствует Евагрий помысел тщеславия «наитончайший» 77 , он остается в стороне, когда воюют против подвижника прочие помыслы, но когда подвижник преуспевает в борьбе с ними, то подступает дух сей, искушая подвижника пустой славой, «являя ему величие (его) добродетелей», тем самым, обесценивая добрую славу и величие его во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Преподобный Николай, как мы уже знаем, с младенческих лет посвятил свою жизнь благоугождению Богу. Научившись подчинять разуму чувства и желания, усердный подвижник стал превыше страстей и греха. Добродетели пастыря не остались в тени — люди начали почитать Николая за его смиренномудрие и восхищались стойким нравом этого человека. Множество народа стекалось к святому, и все получали от него утешение и помощь. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их (Пс 77. 71–72). Вскоре Господь приготовил великому светочу достойную лам­паду. Вседержителю было угодно возвести пресвитера Николая в архиерейское достоинство, дабы он, соединив власть со справедли­востью, мог защитить ликийскую паству от козней видимых и не­видимых врагов. Смотрение Божье мудро устраивает жизнь святого — Господь привел Николая в Миры, главный город митрополии, как раз в то время, когда скончался предстоятель Ликийской Церкви. Духовенство и народ находились под влиянием удивительной богоугодной жизни почившего архиепископа. Они хотели избрать на его место человека, не уступающего прежнему владыке в святости и заботе о делах митрополии. Движимый Божественной ревностью, один архиерей предложил собравшемуся духовенству обратиться за помощью ко Господу: «Избрание епископа на престол — дело Божьего устроения. Нам подобает совершить молитву, а Господь Сам откроет, кто до­стоин стать предстоятелем нашей митрополии». Мудрый совет встретил всеобщее одобрение. Единодушие было полным, словно каждый и ранее держался этой мысли. Господь внял их усердной молитве, и в ночном видении Голос свыше повелел од­ному из участников собора: «Отправься рано утром в храм и встань в притворе. Кто пер­вым придет в церковь, тот и есть Мой избранник; примите его с честью и поставьте в архиепископы — имя этого мужа Николай». О Божественном повелении архиерей сообщил епископам и клирикам, и они усилили молитвы. Владыка, удостоившийся откро­вения, стал ожидать желанного мужа в притворе храма. На рассвете, после ударов в било, прежде всех пришел в цер­ковь подвигнутый Духом Святым богоблаженный Николай. Как только он появился у двери храма, архиерей остановил его и спросил: «Чадо, как твое имя?» Святой кротко ответил епископу: «Имя мое Николай, я раб твоей святости, владыка».

http://patriarchia.ru/db/text/70543.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010