Отдельные места и выражения из Ветхого Завета обсуждаются также в письмах блаж. Иеронима: Ep. 20 (о слове осанна); Ep. 25 (о ветхозаветных именах Божиих); Ep. 26 (о словах аллилуйя, аминь, маран-афа и др.); Ep. 28 (о слове диапсалма); Ep. 29 (о словах ефод и терафим); Ep. 30 (о еврейском алфавите); Ep. 34 (комментарий на Пс.126 ); Ep. 36 (ответ на пять вопросов папы Дамаса из книги Бытия); Ep. 37 (о комментариях Ретиция на Песнь песней); Ep. 53 (о трудностях изучения Свящ. Писания); Ep. 57 (о наилучшем методе перевода и соотношении разных греческих и латинских переводов Ветхого Завета с текстом оригинала); Ep. 64 (о священнических жертвоприношениях и облачениях, по книге Левит); Ep. 65 (комментарий на Пс.44 ); Ep. 72 (о времени правления Соломона и Ахаза, по 3 и 4 книгам Царств); Ep. 73 (о Мелхиседеке); Ep. 74 (о суде Соломона, по 3Цар.3 ); Ep. 78 (о стоянках Израиля после выхода из Египта, по книгам Исход и Числа); Ep. 106 (о разночтениях в греческих и латинских переводах Псалтири); Ep. 129 (о Земле обетованной); Ep. 140 (комментарий на Пс.89 ). 2.3.2. Толкования на Новый Завет Параллельно с работой над ветхозаветными толкованиями блаж. Иероним составил и толкования на некоторые книги Нового Завета: 1. Commentarii in Evangelium Matthaei («Толкования на Евангелие [от] Матфея», CPL. 590; PL. 26. Col. 15–218; CCSL. 77 (D. Hurst, М. Adriaen. 1969); SC. 242, 259 (Е. Bonnard. 1977, 1979); рус. пер.: Творения. 1901. Ч. 16. С. 1–316). Это толкование, состоящее из четырех книг и целиком охватывающее все Евангелие от Матфея, было написано блаж. Иеронимом в большой спешке по просьбе его друга Евсевия Кремонского, отправлявшегося из Вифлеема в Италию весной 398 г. 431 В предисловии автор приводит краткие сведения о евангелистах и написанных ими Евангелиях, а также о неканонических Евангелиях 432 . Хотя он указывает на свое знакомство с трудами предшествующих толкователей: Оригена , Аполлинария, Дидима, Илария и др., в своем толковании он не ставил целью обобщить все, что они написали, но стремился кратко обозреть буквально-исторический смысл евангельского повествования, в которое он постарался, насколько возможно, вплести «цветы духовного смысла» 433 . В толковании блаж. Иероним обнаруживает прекрасное знание библейского текста и топографии Палестины, равно как и хорошее владение методами литературного анализа. Хотя многое из того, что, по словам автора, он узнал непосредственно от раввинов, взято им у Оригена (которого он не упускает случая критиковать за догматические заблуждения), цитаты из Евангелия от Евреев 434 , по всей вероятности, взяты непосредственно из текста источника 435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Смотри у Дж. Барра " Семантика библейского языка " (1961) и недавно вышедшее из печати обширное исследование М. Хенгеля " Иудаизм и Эллинизм " , I-II, 1974. 72 Напр., IIЦap.7,28; Пс.118,160, сравн. Втор.7,9; Исх.49,7 и т. д. 73 Пс.39,12; 60,8 и т. д. 74 IIIЦap.2,4; IVЦap.20,3; Исх.38,3; Пс.85,11 и т. д. 75 Напр., Парменид, " Фрагменты " 5д, 7: " Мысль и бытие являются одним и тем же. Мысль и то, для чего существует мысль, являются одним и тем же. " Сравн. Платон " Парменид " 128б. Сравни Климент Александрийский, " Строматы " , VI. 76 О нюансах отношений между " " и " lTgoj " смотри в наблюдениях М. Хейдеггера в его " Введение в Метафизику " (1953), особенно стр.88 и далее. 77 Это можно найти уже в истории греческой мысли в неоплатоновский период. Смотри напр., у Плотина " Эн. " V, 1, 8 и т. д. Сравн. К. Кремер " Неоплатоновская философия бытия и ее воздействие на Фому Аквинского " (1966), стр.79 и далее. Относительно того факта, что здесь мы имеем возрождение первоначального монизма в греческом мышлении смотри С. де Фогель " Философия " . " Исследования в сфере греческой философии " (Философские тексты и исследования, 19) I (1970), стр.397–416. Сравни относительно этих проблем Главу этой книги. 78 Идея добра, по–видимому, является также идентичной идеи истины и именно " lTgoj " творит эту идентичность, так что " " и " gnosij " становятся одним и тем же (напр., по всем трудам Платона " Мемнон " и " Республика " ). 79 Этот метод использовался в греческой классической историографии. Смотри у С. Н. Кохрэ " Христианство и классическая культура " , 1944, стр.457 и далее. 80 Неоплатоновская мысль выдает это отношение. Согласно его биографу Порфирию, Плотин стыдился своего тела и отказывался говорить о своих предках или позировать для скульптора или художника (Порфирий, " Жизнь Плотина " , 1). 81 Сравни Э. Л. Маскаль " Открытость бытия " , 1971, стр.246 и далее, который указывает на классическую мысль, как на платоновскую, так и аристотелеву, как придерживающихся учения о " закрытых " природах. Для всех язычников–греков " все имело приятно округленную природу, которая косвенно содержала все, чем бытие могло бы стать… Чего греческая мысль не могла терпеть…, так это идеи, что бытие могло стать более совершенным в своем роде путем приобретения какой-то характеристики, которая " раньше не подразумевалась в его природе " . 82

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Скачать epub pdf Псалом 77 Краткое надписание псалма сего: Разума Асафу , в переводе с еврейского «Учение Асафа» – выясняется из содержания всего псалма, который есть поучительная песнь, представляющая древнюю историю еврейского народа от времени исшествия его из Египта до царствования Давида. Указанием на важнейшие события в этой истории псалмопевец предостерегает современников своих от неверия и непослушания отцов своих и старается побудить их к соблюдению Закона и надежде на Бога (ст. 1–8). При сопоставлении же стихов 9 и 10 и затем 67–72 в общую связь содержания, нельзя не усмотреть и особенной цели сего псалма, состоящей в том, чтобы на основании исторических фактов и доводов убедить народ, что отвержение (ст. 67) сильного и влиятельного между другими колена Ефремова с городом его Силомом (ст. 60), в котором находилась долгое время скиния Моисеева, и избрание вместо него колена Иудина и горы Сион (ст. 68) есть дело Божие, а потому нужно примириться с этим и перестать не только выражать, но и чувствовать недовольство перенесением святилища Божия вместе с царскою властью из Силома на гору Сион. Эта как бы специальная цель псалма довольно ясно показывает, что он принадлежит тому пророку Асафу, который был современником Давида и начальником одного из певческо-музыкальных хоров при этом царе и который жил еще и при преемнике Давида Соломоне, и вместе с прочими певцами и музыкантами участвовал в торжестве освящения воздвигнутого им храма Иерусалимского ( 2Пар.5:12 ). Пс.77:1–2 Внемлите, людие мои, закону моему, приклоните ухо ваше во глаголы уст моих. Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва. Из сопоставления изречений первого стиха с последующими можно видеть, что говорит здесь не Сам Господь к народу – как это кажется с первого взгляда, – а от имени Божия говорит пророк к народу своему (людие мои), т.е. к народу израильскому, к которому он послан проповедовать волю Божию и возвещать славу Его (ст. 4 и 5). И прежде всего он приглашает народ свой с особенным вниманием отнестись (внемлите, людие мои, приклоните ухо ваше) к выслушанию закона Божия, который он будет им провещавать, или, что то же – «проповедовать», и эту проповедь свою, которую намеревается предложить в форме научения, или наставления, он называет законом своим (закону моему), в том же смысле, как и другие пророки свою проповедь именовали законом, или как апостол Павел назвал свою проповедь ( Рим.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

В «историческом» 77-м псалме о Давиде звучат следующие возвышенные слова: И избрал Давида, раба Своего, и взял Его от дворов овчих, и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего, и руками мудрыми водил их ( Пс.77:71-72 ). Из пастухов был первый письменный пророк, Амос ( Ам.1:1 ). Вот что сам пророк говорит о своем призвании: Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «Иди, пророчествуй к народу Моему Израилю ( Ам.7:14-15 ). Представление о пророческом служении как о  пастырстве , видимо, было довольно распространенным в монархический период израильской истории. Пророк Иеремия сетует перед Богом: Я не спешил быть пастырем у Тебя ( Иер.17:16 ). Итак, цари и пророки нередко называются в Ветхом Завете  пастырями . Кстати, таковыми не называются священники и левиты, хоть о последних и сказано, что они «учили народ» ( Неем.8:9 ). Управление народом вообще, и тем более народом Божьим – какое служение накладывает бóльшую ответственность, чем это? Далеко не всегда цари и пророки Израиля оказываются на высоте своего служения, часто в Священном Писании в их адрес звучит суровое обличение. 1.4. «Горе пастырям!» Инвективы в адрес царей, князей и пророков в Ветхом Завете звучат постоянно. Вот лишь некоторые примеры из книг поздних пророков (приводим только те из них, в которых используется термин «пастырь»): Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! – говорит Господь. Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих и разогнали их и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь ( Иер.23:1-2 ). Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! Не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и вóлною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораженной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью ( Иез.34:2-4 , и далее, вся глава).

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

примеч. 20. 66 ...а Оригених не ест, потому что слишком далеко вошел в море...— в течение 40 дней размачиваемые бобы указывают на окончание Великого поста, во время которого Симеон ничего не ел. Пучина, в которую попал Ориген, обозначает, что он погрузился в книги и потонул в мудрствовании. 67 Фуска— см. примеч. 55. 68 Номисма— византийская золотая монета. 69 Протокомитведал по преимуществу налогами. 70 Великий пост,или Четыредесятница, продолжается 40 дней; к нему присоединяется Страстная неделя, во время которой тоже полагалось поститься. 71 Фолий, несмысленный.— Ответ Симеона построен на игре цифровыми соответствиями: 40 нумиев составляют фолий. 72 Получите во сто крат в веке сем, в грядущем же жизнь вечную.— Парафраз. Матф. 19, 29. 73 Стола— верхняя одежда, доходящая до пола. 74 ...чтобы безопасно миновать владык мрака, обитающих воздух сей.— См. примеч. 47. 75 ...се день бедствия...— Эфес. 6, 13; Пс. 40, 2. 76 Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! —Пс. 40, 2. 77 Лот— племянник Авраама, неузнанный праведник среди грешников; праведность Лота открылась, когда ангелы вывели его из грешного Содома, прежде чем предать город гибели. 78 ...человек смотрит, на лицо, а Господь смотрит на сердце.— I Царств. 16, 7. 79 ...никому не постигнуть дел человеческих, кроме духа человеческого.— Парафраз. I Коринф. 2, 11. 80 ...небудем никого судить до срока...— ср. I Коринф. 4, 5. 81 Раав— блудница, которая укрыла израильских лазутчиков, посланных Иисусом Навином в Иерихон; при взятии города ее пощадили в награду за это. 82 ...Лазарь... удостоился великого блаженства в лоне Авраама.— Лазарь, согласно Евангелию Луки (16, 20 и ел.) — жалкий нищий, покрытый струпьями и питавшийся крохами со стола богача, за свою праведность ангелами “отнесен был на лоно Авраамово”. Этим образным выражением обозначали место, где после смерти наслаждаются в блаженстве души праведников, так как по своей образцовой жизни родоначальник еврейского народа Авраам был удостоен райского блаженства. Нередко, однако, Авраамово лоно понимается буквально, и тогда древнехристианское искусство изображает загробное существование праведников как сидение на коленях Авраама.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=913...

72. Подобно тому, как борющиеся сжимают в тисках объятий [своих соперников] и сами сжимаются ими, так и вступающие с нами в схватку бесы также сдавливают нас, но одновременно и сами сдавливаются нами. Ибо [Псалмопевец] говорит: «поражаю их, и они не могут встать» ( Пс. 17:39 ). И еще: «злодеи, противники и враги мои... сами преткнутся и падут» ( Пс. 26:2 ). 73. Отдохновение сопряжено с мудростью, а [подвижнический] труд – с благоразумием. Ибо нельзя стяжать мудрость без [духовной] брани, и нельзя успешно пройти эту брань без благоразумия. Ведь благоразумию вверено противостоять ярости бесов, оно заставляет силы души действовать в соответствии с природой и подготавливает путь для мудрости. 74. Искушением монаха является помысел, который, поднимаясь через страстную часть души, омрачает ум. 75. Грехом монаха является согласие на оправдываемое [умом] наслаждение, [которое предлагает] помысел. 76. Ангелы радуются, когда уменьшается порок, бесы – когда [уменьшается] добродетель. Ибо первые суть служители сострадания и любви, а вторые – покорные рабы гнева и ненависти. Первые, приближаясь, преисполняют нас духовным созерцанием, а вторые, подходя, ввергают душу в постыдные мечтания. 77. Добродетели не пресекают нападений бесов, но сохраняют нас невредимыми от них. 78. Делание есть духовный метод, очищающий страстную часть души. 79. Для совершенного исцеления сил души недостаточно [одного] осуществления заповедей, если ум не унаследует еще соответствующие им и друг другу созерцания. 80. Невозможно противостоять всем тем помыслам, которые внушают нам Ангелы, но возможно отвергнуть все помыслы, внушаемые бесами. Ибо за первыми помыслами следует мирное состояние [души], а за вторыми – [состояние] смятения. 81. Любовь есть порождение бесстрастия; бесстрастие есть цвет [духовного] делания; духовное [делание] созидается соблюдением заповедей; стражем заповедей является страх Божий, рожденный правой верой. Вера же есть внутреннее благо, которому присуще существовать и в тех [людях], которые еще не уверовали в Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

Ст. 21. Моисею и брату его Аарону Бог поручил вывести народ Свой из Египта (см.: Исх. 7:1–2 ).   Псалом 77 В наставление – псалом предостерегает от бедствий, которые случились с древними евреями по их неразумию; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. В псалме как бы дается обзор Священной Истории, начиная от бегства древних евреев из Египта вплоть до воцарения Давида. В цепи событий раскрывается неизменная милость и любовь Бога и неблагодарность, неверность народа, который несет за это наказание. Псалмопевец ведет свой рассказ в назидание потомкам, чтобы они не впали в ошибку отцов. Ст. 1. ...приклони ухо – обычная формула зачина (ср.: Ис. 28:23 ). Ст. 2. ...сокровенное – во внешних событиях обнаруживает себя таинственный смысл истории еврейского народа – встреча милости Бога с грехом человека, -встреча, которая несет в себе одновременно и предостережение, и надежду. Этот стих приводится евангелистом Матфеем как пророчество о проповеди Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 13:35 ). Ст. 3. Каждое поколение древних евреев передавало потомкам рассказы из истории своего народа. Ст. 5. ...Иакову ...Израилю – так именовался древнееврейский народ, ведущий свое происхождение от сыновей Иакова (Израиля). В этом стихе идет речь о Законе Моисеевом, который регламентировал жизнь религиозной общины (см.: Втор. 4:1–45 ). Ст. 9. Сыны Ефремовы – потомки Ефрема, сына Иосифова. Ст. 10–11. ...завета Божия – см. примеч. к пс. 24, 10; ...закон Его – Закон Моисеев подробно изложен в Священном Писании (см.: Исх. 20–35 ; Втор. 4–28 ). ...благодеяния Его и чудеса Его – перечисляются в последующих стихах. Ст. 12. Речь идет о бедствиях, постигших потомков египтян, когда фараон не хотел отпускать древних евреев из страны (см.: Исх. 6–14 ). Танеос (Цоан, Танис) -столица Нижнего Египта в дельте Нила, в 55 км к юго-западу от совр. Порт-Саида. Ст. 13–14. Вспоминается переход древних евреев через Красное море (см.: Исх. 12–14 ). Ст. 15–16. Во время странствования по пустыне изнемогавший от жажды народ роптал на Моисея. Тогда Моисей по повелению Бога ударил жезлом по скале, и из нее потекла вода (см.: Исх. 17:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пред благословением, преломлением и раздачею другого опреснока, глава семейства снова умывает руки (не столько для внешней, сколько для внутренней чистоты, как думают), произносит обыкновенную молитву, берет из блюда верхний опреснок и говорит: «Благословен Ты Господи Боже наш, Господь мира, произведший от земли хлеб.» Когда же берет вышеозначенную меньшую часть опреснока, то присоединяет: «Благословен и пр., освятивший нас своими заповедями и повелевший есть опресноки» 72 . Произнеся молитвы, делит эти опресноки на части, сам ест и другим даёт. После сего, берет несколько горьких трав и, обмакивая их в тот суп, о коем сказано было выше, говорит: «Благословен и проч., повелевший нам есть горькие травы». И таким образом сам ест, и другим приказывает есть 73 . Вслед за этим, глава семейства берет из блюда третий опреснок; отделив от него часть и несколько из горьких трав, ест омыв, свернувши с опресноком; в суп, однако же, не обмакивает; поскольку, говорят, так поступал раввин Гиллель в то время, когда существовал второй храм, и поступок свой оправдывал следующими словами Писания: опресноки с горьким зелием снедят ( Исх.12:8 ). Совершив таким образом обряды над тремя опресноками и двумя стаканами вина, они наконец начинают ужинать, что продолжается до самой полуночи. В полночь глава семейства вынимает спрятанную половину опреснока, некоторую часть его съедает, и другим даёт по куску 74 . За этим пьют по третьему стакану вина. При четвертом, последнем стакане 75 , глава семейства говорит : Напитаеши нас хлебом слезным, и напои нас слезами в меру ( Пс.79:6 ). Пролей гнев Твой на языки не знающии Тебе, и на царствия, яже Имене Твоего не призваша ( Пс.78:6 ). Излей на них гнев Твой и страх гнева Твоего смятет их ; Ты их проженеши во гневе, и потребиши их под небесем, Господи ( Плач.3:66 ) 76 ! По произнесении некоторых других молитв, употребляемых ими при столе, наконец заключают своё праздничное пиршество следующим прошением: «Всемогущий Боже, ныне в короткое время и скоро созижди храм Твой, скоро во дни наши, как можно ближе, ныне созижди, ныне созижди, ныне в короткое время храм твой созижди. Милосердый Боже, великий Боже, кроткий Боже, высочайший Боже, благий Боже, сладчайший Боже, прекрасный Боже, иудеев Боже, в короткое время храм Твой созижди, скоро, скоро, во дни наши, ныне созижди, ныне созижди, ныне скоро храм Твой созижди. Могущественный Боже, живый Боже, сильный Боже, славный Боже, тихий Боже, вечный Боже, страшный Боже, высокий Боже, Владыко Боже, богатый Боже, велелепный Боже, верный Боже, ныне в короткое время храм Твой созижди, скоро, скоро, во дни наши, в короткое время, скоро, ныне созижди, ныне созижди, ныне созижди, ныне созижди, ныне скоро храм Твой созижди.» 77 . 3. О наблюдении и препровождении 7-и праздничных дней Пасхи

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

59)  Аз есмь дверь, сказал Господь (Ин. 10, 9). Ибо Он тех, кои добре совершили весь путь добродетелей в непорочном течении деятельной жизни своей, вводит в область ведения и, как свет, показывает им пресветлые сокровища премудрости. Один и тот же Он есть и путь, и дверь, и ключ, и царствие: путь, как путеводитель; ключ, как отпирающий достойным вход к Божественным сокровищам; дверь, как вводитель; царствие, как наследуемый и по причастию во всех сущий 69]. 60) Господь называется светом, жизнию, воскресением, истиною: светом, и как озаритель душ, и как отгнатель тьмы неведения, и как просветитель ума к уразумению недоуменных вещей, и показатель таинств, доступных одним чистым; жизнию, как податель, душам, возлюбившим Его, подобающего движения в области Божественных вещей; воскресением, как возбуждающий ум от мертвого пристрастия к вещественному и делающий его чистым от всякого тления и мертвости; истиною, как дающий достойным неизменное расположение к делам благим 70]. 61) Прославляет Бога в себе не тот, кто словами только благоговейно чтит Бога, но кто ради Бога из-за заповедей терпеливо переносит страдания и труды. Таковой взаимно Богом прославляется славою, сущею в Боге, как награду за добродетель по причастию нося в себе благодать бесстрастия. Ибо всякий, прославляющий Бога в себе страданиями из-за добродетели в деятельной своей жизни, и сам в Боге прославляется чрез бесстрастное озарение Божественными лучами в состоянии созерцания. И Господь, грядущи на вольную страсть, говорит: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем. Аще Бог прославися о Нем, и Бог прославит Его в Себе, и абие прославит Его (Ин. 13, 31, 32). Отсюда явно, что за страданиями ради добродетели последуют Божественные дары благодати 72]. 62) Пока душа совершает свое от силы в силу и от славы в славу прехождение, т. е. от добродетели преуспеяние в большей добродетели, и от ведения восхождение к высшему ведению, дотоле она не перестает быть пришельцею, по сказанному: много пришельствова душа моя (Пс. 119, 6). Ибо велико расстояние, и множество должно пройти ей степеней ведения, пока пройдешь в место селения дивна даже до дома Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго (Пс. 41, 5), – всегда к гласам глас, к духовным гласам духовный глас прилагая в преуспеянии в духовных созерцаниях, с радованием об умноузренных вещах, – с радованием и соответственным благодарением. Такие празднества совершают все, получившие благодать Духа, вопиющаго в сердцах их: Авва Отче (Гал. 4, 6) 77].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

39 . Впрочем, бывает и противоположное этому: если жар растопляет воск, то охлаждение делает его твердым. Также если похвала [человеческая] лишает душу силы, то порицание и оскорбление ведут ее к величию добродетели. Ибо [Господь] говорит: «Радуйтесь и веселитесь» ( Мф. 5, 12 ), если клевещут на вас люди 71 . И в другом месте изрекается: «В скорби распространил мя еси» ( Пс. 4, 2 ) 72 . И опять: «Поношение чающе душа моя, и страсть» ( Пс. 68, 21 ) 73 И можно узреть бесчисленное множество [других] подобных благ, приносящих пользу душе, истоком которых служит Священное Писание . 40 . Есть печаль полезная [для души] и есть печаль пагубная 74 . К делу печали полезной относится рыдание о собственных грехах и о неведении того, что уже близко 75 , а также [заботу] о том, чтобы не отпасть от избранного пути и достичь цели благости. Таковы виды истинной и благой печали. Есть и некая иная печаль, от врага [ее] внушающего, которой, как известно, свойственно сращиваться с этими [видами печали] 76 . Ведь враг насылает эту печаль, преисполненную неразумия; некоторые называют ее унынием 77 . Отгонять этого духа следует преимущественно молитвой и псалмопением. 41 . Мы, имеющие благие заботы, не должны считать, что кто–нибудь [из живущих в миру] не имеет житейских попечений. Ибо Писание гласит: «Всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль» ( Ис. 1, 5 ) 78 . [Так] Святой Дух в одном изречении описал и жизнь монашескую, и жизнь мирскую. Словами «болезнь главы» намекается на монашеский образ [жизни]; ведь глава есть владычествующее начало. «Мудраго очи во главе его» ( Екк.2:14 ), то есть, как я полагаю, в главе обретается способность [духовного] прозрения 79 . О «болезни» говорится потому, что всякий росток добродетели взращивается трудами 80 . Словами «сердце в печаль» указывается на неспокойный и дурной нрав. Ведь некоторые называют сердце жилищем гнева и печали 81 . [Поэтому в миру] незнатные печалятся, домогающиеся чужого томятся, бедные мучаются, богатые неиствуют и не знают сна ради сохранения своего имущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010