Поэтому обращай внимание не на ограниченность человеческой речи, а на милосердие в словах [Господа], верь делам! Подумай над словами, которые Господь наш Иисус Христос сказал через Исаию, что Он послан Духом Святым 273 . Возможно, Сын меньше Духа, если Он послан Духом? Ты читаешь в Писании слова Сына, что Он послан Отцом и Духом: Я есмь первый и Я есмь вовек, и рука Моя основала землю, и десница Моя утвердила небо ( Ис.48:12–13 ), – и ниже: Я сказал, Я призвал, Я привёл его и сделал путь его благоприятным. Приступите ко Мне и слушайте это. Я и сначала говорил не тайно. Когда это происходило, Я был там, и ныне послал Меня Господь и Дух Его ( Ис.48:15–16 ). Несомненно, Сотворивший небо и землю ( Пс.123:8 ) говорит, что послан Господом и Духом Его. Вы видите, как просто Он говорит, и нет обиды из-за того, что Он был послан Отцом и был послан Духом. 76. Et ut agnoscas nullam maiestatis esse distantiam, etiam filius spiritum mittit, sicut ipse dixit: Cum uenerit autem paraclitus, quem ego mittam uobis a patre meo, spiritum ueritatis, qui a patre meo procedit. Hunc eundem paraclitum et a patre esse mittendum supra docuit dicens: Paracletus autem ille spiritus sanctus, quem mittet pater in nomine meo. Vide unitatem, quia quem deus pater mittit, mittit et filius, et quem mittit pater, mittit et spiritus. Aut si nolunt filium missum, quia «dexteram» patris filium legimus, ipsi de patre, quod de filio abnuunt, fatebuntur, nisi forte aut alterum sibi patrem aut alterum sibi filium inueniant Arriani. И чтобы ты признал, что [у Них] нет различия в величии, Сын так же посылает Духа, как Он Сам сказал: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца Моего исходит ( Ин.15:26 ). И раньше Он учил, что Тот же Утешитель должен быть послан Отцом: Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Моё ( Ин.14:26 ). Посмотри на единство: Кого посылает Бог Отец, Того посылает и Сын, и Кого посылает Отец, посылает и Дух. Или, если ариане не желают, чтобы Сын был послан, – так как мы читаем, что Сын сидит одесную Отца 274 , – в таком случае они сами признают в отношении Отца то, что отрицают в отношении Сына 275 , если, пожалуй, не изобретут другого Отца или другого Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Беседы с собственным сердцем (размышления и заметки). Ч. 1 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывком из этой книги. Размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает… Пс 76, 6–7 О Божественный дар слова — дар повелевать, увлекать, вязать и решить! В нем Творец как бы уступил человеку часть Своего всемогущества. Слово есть не только символ мысли, это — живое откровение нашего духа, воплощение разума, плоть и кровь чувства, дыхание воли. В недрах его, как в семени, таится залог жизни, и если малое зерно носит в себе силу, способную разрывать скалы, то и живое вдохновенное слово может двигать горами. Когда последнее, подобно раскаленному углю, исходит из горнила человеческого духа, оно захватывает и воспламеняет тысячи людей, повелевает даже неразумным животным, везде являя свое неотразимое действие. Созданный некогда всемогущим Божественным словом, мир до сих пор трепещет от огненного глагола истины, чувствуя в нем отблеск той же вечной творческой силы. Когда святой апостол Павел говорит, что Царствие Божие не в словеси, а в силе (см.: 1, Кор 4, 20), этим не уничтожается значение слова, ибо последнее само становится орудием силы, когда вдохновляется свыше и «рождается подлинно из пламя и света». Ни с чем не сравнимо слово Самого воплощенного Слова Христа, Который говорил, как «власть имеющий». Силою многою вещали уста пророков и апостолов, помазанные свыше. «Вот, Я вложу в уста твои слова Мои, как огонь, — говорит Господь Иеремии, — и народ сей будет, как дрова, которые он пожрет» (см.: Иер 5, 14). «Дух, идеже хощет, дышет» (Ин 3, 8). «Я был пастух и собирал сикоморы, — вещает о себе пророк Амос. — Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю»» (Ам 7, 14–15). И он пошел — этот пастырь бессловесного стада, и стал глаголом жечь сердца людей.

http://pravoslavie.ru/2846.html

В заключении послания содержится пророческое предостережение: «Итак, не соизволяйте, по просьбе некоторых, посылать сюда ваших клириков исследователями, и не попускайте сего, да не явимся мы вносящими дымное надмение мира в Церковь Христову, которая желающим зрети Бога приносит свет простоты и день смиренномудрия» . Православие не знает других отношений между епископами и их церквями, кроме духовно-родственных и братских Православие не знает других отношений между епископами и их церквями, кроме духовно-родственных и братских, потому что их объединяющее начало едино и Глава Церкви один – Господь наш Иисус Христос. Он является объединяющим началом всех членов Церкви независимо от их иерархического положения, в Нем находит свое основание соборность Православной Церкви. И единственным путем к соборному единству всегда был путь благодатного озарения любви в Святом Духе, как учит нас святой апостол Павел: «Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви». (Ефес. 4: 15–16). Рейтинг: 10 Голосов: 144 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Иоанн Златоуст , святитель. Толкование на книгу Деяний. Беседа 7, 2. М., 1993. С. 45.   Помазанский Михаил , протопресвитер. Соборность и церковное сотрудничество//Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори (Пс. 113: 11): апологетические очерки (1978–1982). Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 1985. С. 67–76.   Кирилл Иерусалимский , святитель. Творения. Слова Тайноводственныя. Слово 4. М., 1855. С. 368.   Иларион   (Троицкий ) , священномученик. Христианства нет без Церкви. М.: изд. Сретенского монастыря, 2007. С. 28.   Лосский В.Н . Боговидение. М.: ACT, 2006. С. 704.  Там же. С. 709.  S. Ignatius. Epistola ad smyrnaeos. Cap. VIII, PG714.   Аквилонов Е.П.  О соборности Церкви в связи с вопросом о восстановлении всероссийского патриаршества. СПб.: Типография Училища глухонемых, 1905.

http://pravoslavie.ru/143689.html

Есть люди, которые на сии и подобныя повествования священныя набрасывают тень темного предания, и мало верят им. Доказательства истины, совершенно успокоительныя для верующих, нисколько не удовлетворяют неверующих. Но как гибельно такое неверие, достаточно указать на один опыт в судьбах еврейского народа. Исход этого народа из Египта был почти непрерывным рядом чудес. Однакожь Израильтяне, скучая постною пустынною пищею и воздыхая о египетских мясах, стали роптать на Моисея и на Бога. Несколько успокоенные, уже подходили они к земле обетованной. Но чревоугодие и чувственность постепенно повергают человека в малодушие и неверие. В виду земли, текущей медом и млеком, вероломный народ колеблется мыслию, не лучше ли опять возвратиться в Египет, в землю рабства? Тогда Господь говорит Моисею: «Доколе будет пренебрегать Меня народ сей? И доколе не будет Мне верить при всех тех знамениях, которыя делал Я среди его?» Сколько после сего упрека ни ходатайствовал Моисей за свой народ, Бог народов и вождей изрек свой приговор: «Все, которые видели знамения Мои в Египте и в пустыне, ...и не слушали гласа Моего, не увидят земли обетованной; ...все пренебрегшия Меня, не увидят ея» ( Чис.14:22–23 ). И действительно, все, вышедшие из Египта, кроме двух человек, положили свои кости, во время сорокалетняго странствования в пустыне. Остережемся, как бы не случилось что-либо подобное и во время нашего земного странствования. Много в нашем отечестве было знамений и чудес; бывали оне и в наши дни. Знамения сии внушают нам чтить истиннаго Бога, который есть «один, творяй чудеса» ( Пс.76:15 ). Если кому и не вполне известны подробности и доказательства, как совершилось то, или другое чудо; во всяком случае лучше веровать, исжели не веровать. Ибо вера есть опора души и основание надежды; а неверие есть разрушение спасительных убеждений и путь к отчаянию. Кто верует всему, что Бог сказал и сделал, тот с упованием прибегает и к заступлению Пречистой Богоматери, и спокойнее смотрит на свою будущность. А какая будущность, в ком и в чем успокоение для тех, для которых, чрез неверие, все погибло?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Из сказанного видно, что 1) бедствия хотя и попускает Бог, но не благоволит о них: зло не от Бога, хотя и терпится Им; 2) против бедствий и болезней спасительные и предохранительные средства употреблять не грешно, со словом Божиим согласно и освящено святыми примерами; 3) кто во время общественного бедствия бездействует, предохранительных и спасительных мер не употребляет, богоучрежденной власти, предлагающей таковые меры, не повинуется, тот грешит против Бога, против ближнего и против себя. Как в деле спасения, так и в устроении мирной и благополучной жизни нужна не одна помощь, испрашиваемая молитвой, но и собственные усилия человека: молись и трудись, на Бога надейся и сам не бездействуй. Итак, не будем несмысленны, но будем уразумевать, чего требует от нас Бог . Почти врача честию по надобности в нем ( Сир.38:1 ). Всяка душа властем предержащим да повинуется: начальник, Божий слуга, тебе во благое, в наказание же злым ( Рим.13:1,4 ). Слово пред молебным пением по случаю засухи Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. ( Иак.5:17–18 ). Святой апостол Иаков, научая христиан обращаться в своих нуждах с молитвою к Богу, указывает им на пророка Илию как на пример того, сколько действенна усиленная молитва праведного. Да послужит это ободрением и нам, собравшимся для того, чтобы молитвою испросить дождь на жаждущую нашу землю. Можно предположить, что кто-либо подумает: при пророке Илии было совершено чудо. Молиться о том, о чем молился Илия, – значит просить у Бога чуда. Можем ли мы надеяться на исполнение таковой нашей молитвы? – Со стороны Бога нет ничего невозможного. Бог Илии – наш Бог. Как прежде, так и ныне Он тот же Бог творяй чудеса ( Пс.76:15 ). Мы и сами слышим, и сами знаем о чудесах, совершающихся и в наше время. Не пойдем далеко за примерами: спросите у жителей окрестных сел и деревень, и они поведают вам единогласно, как часто они испрашивают у Бога дождь во время продолжительных засух.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

— Меня, юноши, весьма сильно беспокоит ваша судьба, и мне очень желательно было бы помиловать вас и отправить к царю для получения от него всяких почестей. Доверьтесь мне, как своему другу, послушайтесь меня и принесите жертвы богам. — Мы молимся, — отвечали святые, — Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он сохранил нас непорочными в вере, которой Он научил нас и за которую мы готовы умереть, и чтобы не попустил нам отступить от Него и впасть в погибель, в которой погибаете вы. Комит, услышав это, пришел в бешенство и велел повесить их за ноги, головой вниз, и строгать железными когтями. Долгое время мучили их таким образом, кровь их текла потоками, тело отрывалось кусками, кости обнажились... Наконец, святые громко возопили к Богу: «Царю и Боже веков! призри от святого жилища Твоего на нас, недостойных рабов Твоих, страдающих за имя Твое святое!» И невидимая помощь была подаваема святым свыше для мужественного перенесения столь жестоких мук. Видя непобедимое терпение страдальцев, мучитель приказал снять их и отвести в темницу. Но святые не могли от ран и боли идти сами: их понесли и бросили в темнице, как какую-нибудь ношу. И опять, как и ранее, явился им ангел Господень, сияющий великим светом, утешал их радостной надеждой и исцелил их от ран. И святые славили Бога, говоря: «Слава Тебе, Боже, за то что не оставляешь уповающих на Тебя и страждущих ради Тебя! «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты — Бог, творящий чудеса!» (Пс 115,3; 76,14—15). Вскоре мучитель опять вывел из темницы святых мучеников и приказал поставить их перед собой. Перед ними он поместил своих идолов и принуждал их поклониться этим идолам, угрожая за непослушание. «Если вы, — говорил он, — не исполните царского повеления и не поклонитесь нашим богам, то я предам вас смерти от меча, а тела ваши отдам на съедение хищным зверям и птицам». Но святые в один голос отвечали: «Не отступим от Христа Бога нашего и не поклонимся скверным идолам, немым и глухим, которые имеют очи и не видят, имеют уши и не слышат, имеют уста и не говорят, имеют ноги и не ходят. Да будут подобны им все делающие их и все поклоняющиеся им».

http://pravicon.com/info-1751

" Мы имеем ум Христов " , - говорит апостол Павел (1 Кор 2:16). Сердце нового человека способно переживать такие состояния, о которых кратко сказано: " Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " (1Кор. 2:9). Апостол Павел пишет даже: " Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас " (Рим. 8:18). А преп. Серафим в согласии с древними Отцами говорит, что если бы человек знал о состояниях блаженства, которые бывают уже здесь, на земле, а тем более в будущей жизни, то согласился бы прожить тысячи лет в яме, наполненной гадами, грызущими его тело, чтобы только приобрести это благо. Таким же образом и воля нового человека целиком устремляется к любви и благодарности Богу, к желанию во всем творить волю Его, а не свою. Тело духовного человека тоже изменяется, становится частично подобным телу Адама до падения, способным к " духовным ощущениям " и действиям (хождение по водам, способность долгое время оставаться без пищи, моментальный переход через большие расстояния и т.п.). Словом, духовный человек весь обновляется, делается иным (отсюда прекрасное русское слово " инок " ) и по уму, и по сердцу, и воле, и телу Это иное состояние человека названо Отцами " обожением " . Данный термин наиболее точно выражает существо святости. Она есть именно теснейшее единение с Богом, стяжание Духа Святого, о котором говорил преп. Серафим. Она - Царство Божие, пришедшее в силе (Мк. 9:1) в тех верующих, о которых Спаситель сказал: " Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы " (Мк.16:17-18). Эти знамения являются одним из очевидных указаний на то, что святость есть единство с Духом Господним (1 Кор. 6:17), Который есть " Бог, творящий чудеса " (Пс. 76:15). Преп. Исаак Сирин. Слово 48. С. 299 - 302. О цели христианской жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Ответ. Нельзя молитву противопоставлять " делу " . Во время, например, молитвенного правила тебя благодать посещает, но потом, когда ты приступаешь к обычным делам, из-за невнимания к себе, к молитве, благодать теряется. Естественно, когда нет благодати, начинают оживать страсти. Если же состояние, приобретенное в молитве, сохранять и распространять на все наши поступки, тогда злопамятства не будет. Чувства, возникающие при молитве, искренни, их нельзя назвать лицемерием - зачем человеку лицемерить наедине с собой. А вот когда кто-либо говорит, что любит ближнего и готов ради него на все, но ведет себя при этом не по-христиански, тогда, в самом деле, его можно заподозрить в лицемерии и лукавстве. Если при молитве человек замечает в себе чувства умиления, сострадания, любви к ближнему, а потом, оставляя молитву, эти ощущения теряет, то это говорит о том, что в нем появляется только " заря " , отблески любви и надо стараться эти ощущения развивать и удерживать. Вопрос. Если внешне смиряешься, а внутри чувствуешь гнев и обиду, является ли это нарушением заповеди? Ответ. Если скрываешь свои чувства оттого, что боишься каких-то последствий, тогда ты лицемеришь. А если ты терпишь, искренне стараешься побороть помыслы, удержаться хотя бы внешне - это хорошо, тут нет ничего предосудительного. Есть даже такие слова в Псалтири: Смятохся и не глаголах (Пс.76:5). Это истолковывают так, что человек прогневался, но удержался от гневного ответа. Вопрос. Может ли человек любить ближнего больше, чем самого себя? Ответ. На этот вопрос есть ответ в Евангелии. Сам Господь Иисус Христос на Тайной вечери сказал Своим ученикам: " Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга " (Ин.13:34). " Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих " (Ин.15:13). Это как раз та заповедь, о которой сейчас спросили, - о том, чтобы любить ближнего больше, чем самого себя. Спаситель сказал: " Заповедь новую даю вам " - новую! А мы еще и Ветхозаветного заповедания не можем исполнить: Люби ближнего твоего, как самого себя (Лев.19:18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пс.34:4,21,25–26;37:13 ). 17–18. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящии спасение Твое. Аз же нищь есмь и убог, Господь попечется о мне: Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни. В то время, как злодеи, ищущее души Давида, чтобы погубить ее, не успеют в этом, и покроются стыдом и позором за эту свою бессильную злобу, все другие, ищущих Господа, именно милости и спасения от Него, пусть возрадуются и возвеселятся – видя, как бессильна злоба, как позорно коварство; и все, видящие спасение Тобою невинного, радуясь этому торжеству правды над коварством и кротости над злобой, пусть всегда непрестанно говорят: «да возвеличится Господь», разумеется – в делах Своей милости и в прославлении оной. Но среди всех таких ищущих и любящих спасение от Господа сам же Давид и первый он призывает Господа на помощь и заступление. «Я нищ и убог, говорит он с искренним смирением, но Господь будет иметь попечение о мне, как промыслитель, являющий бесчисленные чудеса Своей милости» (ст. 6). И, в сознании безмерной милости Божией и неотложной необходимости ее, для себя, Давид восклицает: «Ты помощник мой и избавитель мой: Боже мой, не закосни не замедли! т. е. поспеши на помощь мне против врагов, ищущих погубить душу мою (ст. 12 и 14). 4 Та же мысль выражена и в подлинном, еврейском тексте: Ты открыл – точнее – пронзил мне уши, т. е. сделал меня вечным рабом: ибо, по Закону, «если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю» и скажет господину своему: «не пойду я от тебя, потому что я люблю тебя и дом твой, потому что хорошо ему у господина его; то пусть господин его приведет его пред судей, и поставить его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом ею вечно» ( Исх.21:5–6 ; Вторз.15:16–17). – Примечательно, что в древности, напр., у Греков, раб или раба считались именно и только телом и назывались «тело мужское» и «тело женское». См. Carapanos. Dodone et ses ruines. XXXI, 2. 5 В древности, обыкновенно, отдельные книги с особым заглавием писались на свитках, т. е. длинных листах тростника – папируса или кожи – пергамена, которые свивались или навертывались на палочку с головкой, что и называется здесь главизна. Читать далее Источник: Псалтирь. Последовательное изъяснение славянскаго текста/составил Николай Ив. Троицкий. - Тула : Тип. И.Д. Фортунатова насл., 1904-1906./1904. [Первая половина. Псалмы 1-75]. С. 1-383.; 1906. [Вторая половина. Псалмы 76-150]. С. 387-713 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Смотри, какой это добросовестный раб [пророк Даниил – С. М.]! Показав, что иудеи еще не потерпели столько, сколько заслужили грехами, и своими страданиями не загладили беззаконий, он прибегает наконец к благоутробию и человеколюбию Божиему, говоря: и ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво (Дан. 9: 15). Как их Ты спас не за добрые дела их, но потому, что увидел (их) скорбь и тесноту, и услышал вопль их, так и нас освободи от настоящих бедствий по единому Твоему человеколюбию; другого права на спасение нет у нас. (2, с. 408.) Бог показывает долготерпение… Если же людские законы щадят ни в чем неповинных, то не гораздо ли больше, как и должно думать, сохранит корень Бог, предуготовляя плодам его благодеяние покаяния. Обрати, наконец, внимание на благодеяние покаяния и для самих грешников; причина божественного милосердия и в отношении к ним – та же самая. Если бы наказание предупреждало исправление, то мир окончательно бы погиб и уничтожился. Если бы Бог ускорял наказанием, церковь не приобрела бы Павла, не стяжала бы столь святого и великого мужа. Но Бог терпел его хулы, чтобы показать его обращение. Долготерпение Божие сделало гонителя проповедником, долготерпение Божие превратило волка в пастыря, долготерпение Божие из мытаря сделало евангелиста, через долготерпение Божие мы все помилованы, все переменились, все обратились. Когда увидишь, как бывший некогда пьяницей стал постником; когда увидишь, что хулитель стал богословом; когда увидишь, как сквернивший некогда свои уста постыдными песнями теперь очищает душу божественными песнопениями, – прославляй долготерпение Божие, восхваляй покаяние и, смотря на такую перемену, говори: вот изменение десницы Всевышнего (Пс. 76: 11). Бог благ ко всем людям, но преимущественно являет Свое долготерпение согрешающим. (3, с. 676.) Давид нигде не упоминает о своих добрых делах, но предоставляет свое спасение человеколюбию Божию. (1, с. 137.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010