Рассказ духовной дочери. Написан около 26 года XX столетия Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса! (Пс. 76, 14, 15). Действительно, только Бог сотворил и устроил чудесным образом, что я вдруг изменила всю свою жизнь. В 1910 году, в конце июля, я задумала отслужить двенадцать молебнов Иверской иконе Божией Матери, чтобы Матерь Божия исполнила мое желание. Надо сказать, что я тогда была только по названию христианка, хотя и причащалась каждый Великий пост , но ни в уме, ни в сердце не было у меня ничего религиозного, о духовной жизни я не имела никакого представ­ления и молилась Богу просто по привычке с детства. У меня была няня, которая заставляла меня молиться, особенно на ночь, а когда я не хотела, она говорила: «Молись, молись, а то страшный сон приснится!..» И больше я ни от кого о Боге не слышала. Так и жила, полная грехов и всякой нечистоты, когда задумала ходить в Иверскую часовню к вечерним молебнам. Отслужив двенадцатый молебен, я возвращалась домой от Иверских ворот по Пятницкой улице. Настроение было нерадостное, какая-то тоска, предчувствие наполняли мою душу, и я, даже не замечая, где иду, вдруг повернула с Пятницкой не на Кузнецкую улицу, как обычно, а в противоположную сторону и очутилась на Полянке. Опомнилась, когда увидела на другой стороне улицы икону святого Пантелеймона с горящей перед ней лампадой. «Где же это я, — думаю, — и зачем я тут?» Потом сообразила: это же Афонское подворье Пантелеймонова монастыря. Моя мамаша как-то рассказывала, что когда я была еще ребенком, она была здесь в часовне, и там был монах Аристоклий, который ей очень верно сказал о ее жизни. Перешла на ту сторону, где была икона с лампадкой. Подошли две женщины. Я остановилась, не помню, для чего. Кажется, там было что-то наклеено, и я хотела прочитать. Вдруг женщины мне говорят:     — Вы тоже к старцу? Вы звонили? — К какому старцу? Куда звонить?.. — не поняла я. — Они, не дожидаясь моего ответа, дали звонок. Вышел отец …, буду­щий отец X…, и говорит: — Старец устал, и вы его не беспокойте. Он принимал до четырех часов, а теперь уже семь, приходите завтра!

http://pravmir.ru/starec-aristoklij/

Молитва Всё о молитве: что такое молитва? Как правильно молиться за другого человека дома и в церкви? 27 июля, 2015 Всё о молитве: что такое молитва? Как правильно молиться за другого человека дома и в церкви? Всё о молитве: что такое молитва? Как правильно молиться за другого человека дома и в церкви? Что такое молитва? Признаком правильного отношения человека к Богу является молитва, ибо это свойство истинного христианина, крещенного и помазанного Святым Духом, являющегося нашим учителем и утешителем (1 Ин. 2, 20) («…Вы имеете помазание от Духа Святаго и знаете все» (1 Ин. 2, 20). — Прим. ред.). Молитва — не только беседа с Богом, но, еще более, возвышение горе верующего сердца и ума и всех сил души (Пс. 18, 15) («Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой» (Пс. 18,15). — Прим. ред.). Без молитвы не находят Бога, молитва есть именно то средство, при помощи которого ищут и находят Бога (Мф. 7, 7-8). Молитва есть залог и узы, которыми Предвечная Любовь привлекает нас к Себе и желает возможно дольше удержать у Себя. Устная молитва возвышает душу и дух к Богу и является смиренным, добрым внешним упражнением — дерзновенной беседой с Богом; она ведет человека к внутренней молитве, а затем и к благодатной (сверхъестественной), как об этом говорит апостол Павел (1 Кор. 14,15) («Стану молиться духом, стану молиться и умом» (1 Кор. 14,15). — Прим. ред.). Внутренняя молитва творится непрестанно в вере, духе и уме, как говорит Господь наш Иисус Христос: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» (Ин. 4, 24), «беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает скорбь» (Пс. 76, 7) («…Беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь, и не будет более благоволить?» — Прим. ред.), «Приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче» (Рим. 8, 15). Внутренней молитвой человек приводится к молитве благодатной (сверхъестественной), которая является истинным соединением с Богом через веру, так что сотворенный дух наш совершенно растаивает и погружается в несотворенный Дух Божий. При такой молитве душа наполняется любовью к Богу, так что она может мыслить только о Боге, если же на сердце и ум приходят и мысли, и чувствования о другом, то это отзывается печалью в душе. При такой молитве душа не допускает ничего говорить языку или весьма мало, всегда воздыхает о Боге, ищет Его, в Нем находит единственное удовольствие, забывает весь мир и все сущее в мире и все более и более Богопознанием, любовью и радостью исполняется, и радости той не может выразить язык.

http://pravmir.ru/molitva/

Разделы портала «Азбука веры» В.В. Лепахин Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и историки, философы, искусствоведы и литературоведы. Заново была поставлена проблема богословских основ исихазма и его влияния на церковное искусство. Перечитывая исследования в этой области, нельзя не заметить, что термин «исихазм» не только в разных, но, бывает, в одной и той же работе употребляется в разных смыслах, в него вкладывают подчас случайные признаки, невольно сближая исихазм с явлениями не только внешними по отношению к нему, но даже ему чуждыми. Исихазм (от греч — спокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединение) возникает в среде монашества как духовно-практическое делание, поэтому прежде всего следует уточнить содержание исихастской практики. В ее основе мы предлагаем выделять шесть элементов: 1. В Библии слово «сердце» употребляется более шестисот раз. Сердце играет важнейшую, если не главную, роль в духовной жизни человека. Сердце, по Священному Писанию, является органом всей симфонии душевных чувств, от сильнейшей радости до глубокой печали и скорби ( Ис.89:3, Иер.4:19 ), от восторженной любви до ненависти и ярости ( Втор.6:5 ; Мф.22:37 ; Иов.36:13 ; Пс.104:25 ). Сердце является также органом мысли: «Для чего мыслите худое в сердцах ваших?» — спрашивал Спаситель книжников ( Мф.9:4 , ср. Мк.2:6 ; Лк.3:15 ), а вместе с тем и средоточием мудрости ( Притч.23:15 ; Исх.28:3 ). Сердце — это орган воли, решимости, решительности ( Иов.23:16 ; Пс.9:38, 20:3 ). Сердце — это центр нравственной жизни человека, по своей функции оно совпадает с совестью или является «хранилищем» ее ( Пс.76:7, 118:69 ; Евр.10:22 ). Сердце выступает в Священном Писании как духовный центр сознательного и бессознательного. Оно так глубоко, а внутреннее содержание его так таинственно, что во всей глубине оно недоведомо не только другому человеку, но и самой личности. Сердце человеческое в полной мере знает только Бог, только Он ведает все тайные помыслы и намерения человека и, учитывая их, а не только внешние дела и слова, будет судить человека. Страшный Суд — это суд «по сердцу». Но именно потому, что сердце есть центр и бессознательного, оно в определенной мере беззащитно пред силой зла: сатана может похитить из него слово Божие ( Лк.8:12 ; Мф.13:19 ), он может вложить в сердце человека злые помыслы и намерения ( Ин.13:2 ). Тогда, как учит Иисус Христос, «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф.15:19 ). Итак, сердце является средоточием всей сознательной и бессознательной, умственной и эмоциональной, нравственной и волевой, таинственной и мистической жизни человека. Задача христианской жизни — очищение сердца: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». 1

http://azbyka.ru/isixazm-soderzhanie-pon...

Не могу изъяснить словами, превосходительнейший (excellentissime) сын мой, сколько приятны мне дела твои и жизнь. Услышав о новом в наши дни великом чуде, что посредством твоего Высочества (excellentia) весь народ Готов, от заблуждения арианской ереси, обращён в твердыне веры православной, я могу воскликнуть с Пророком: сия измена десницы Вышнего ( Пс.76:11 ). И какое, хотя бы каменное сердце, узнав о твоём деле, не тотчас смягчится, воссылая славу Богу всемогущему и исполняясь любовию к твоему Высочеству? Такие дела ваши, признаюсь, для меня приятнейший предмет и частых разговоров с собирающимися у меня моими чадами, и совместного с ними удивления. Такие дела часто возбуждают даже во мне негодование против меня самого, что вот я ленивый и бесплодный закосневаю в бездействии в то время, когда и цари, для блага небесного отечества, трудятся в собирании душ. Что же сажу и на оном страшном испытании Судие грядущему, если являюсь туда пустым, куда твоё Высочество приведёт за собою стада верных, которых недавно, ревностною и постоянною проповедью, привлекло к благодати истинной веры? Но для меня, благий муж, по дарованию Божию, то служит великим утешением, что и то святое дело, которого не имею в себе, люблю в тебе. Когда исполняюсь великою радостию о делах твоих, тогда то, что по труду твоё, по любви делается моим. Посему, в отношении к обращению Готов, и за ваш труд и за нашу радость, можно воскликнуть с Ангелами: слава в вышних Богу, и на земли мир человекам благой воли 1 ( Лк.2:14 ). Ибо мы, думаю, наипаче обязаны благодарностью к Господу всемогущему, потому что, хотя с вами нисколько не трудились, но сорадуясь вашему делу, становимся участниками вашими. А с каким благоволением принял дары вашего Высочества Блаженный Пётр, верховный Апостол, о том ясно свидетельствуем всем самая ваша жизнь. Писано: обеты правоходящих приятны Ему (Господу) ( Притч.15:8 ). Ибо по суду всемогущего Бога достойно внимания не то, что даётся, а то, от кого даётся. Посему-то написано: призри Господь на Авеля, и на то дары его; на Каина же и на жертвы его не внят ( Быт.4:4–5 ). Здесь пред словами: призрел Господь на дары, с намерением поставлено: призри на Авеля. Откуда ясно видно, что не приносящий по своим дарам, а дары по приносящему были угодны. Таким образом и вы являете, сколь приятно ваше приношение Богу, из того, что прежде дарования злата вы, в обращении подвластного вам народа, принесли Господу дары душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Чудо есть очевидное, доступное внешнему наблюдению, действие или событие сверхъестественное, производимое непосредственно силою Божию для достижения важных религиозных целей. Таково, например, воскрешение мертвого, насыщение пятью хлебами и двумя рыбами нескольких тысяч человек, мгновенное исцеление расслабленного по одному слову и многие другие действия Божественного всемогущества, о которых говорится в Библии . Они действительно суть события сверхъестественные, совершаемые только силою Божию, или иначе – чрезвычайные действия Божественного промышления о мире ( Мф.24:24 ; 2Сол.2:3 ). Сами от себя ни человек, ни ангел не могут совершать истинных чудес, и только один Бог может дать им силу чудотворений. Эта дивная и всемогущая сила Божия побудила Псалмопевца воскликнуть в изумлении величию Божию: «кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» ( Пс.76:15 ). В этих последних Бог являет себя Владыкою и Господом всей природы и ее сил и явно показывает, что, по своему исключительному могуществу, Он не есть один из многих ( 3Цар.20:23 ). Сила Божественная всемогущества с особенною очевидностью проявилась в чудесах Господа Иисуса Христа, совершенных Им Самим в продолжении Его земной жизни. В них Он явил Себя: а) Владыкою внешней природы, когда претворил воду в вино ( Ин.2:1–11 ), повелевал ветрам и морю ( Лк.8:24 , Мф.8:25–28 ), ходил по водам ( Мф.14:26 ); б) Владыкою природы человеческой, когда одним словом, одним прикосновением своей руки или одежды исцелял всякие болезни; в) Владыкою самой преисподней, когда одним приближением своим к людям, одержимым нечистыми духами, заставлял трепетать последних и одним словом изгонял их из людей вон ( Мф.8:28–34 , Лк.8:26–40 ); г) Владыкою жизни и смерти, когда воскресил сына вдовы Наинской ( Лк.7:11 ), дочь Иаира, начальника синагоги ( Мф. 9:18–19 , Лк.8:49 ) и, наконец, Лазаря, находившегося во гробе уже четыре дня ( Ин.11 ). Что эти чудеса были событиями сверхъестественными и, следовательно, действиями Божественного всемогущества, очевидным доказательством тому служит самое их свойство и образ их совершения. Все они, очевидно, превышают силы и законы природы. Никто здравомыслящий не станет утверждать, чтобы, например, возможно было человеку одним словом воскресить мертвого или исцелить болезнь, дать зрение слепорожденному, или повелевать стихиями природы. Очевидно, они не имели ничего подобного себе среди обыкновенных дел немощных людей – ни по характеру, ни по образу совершения. Это – дела, превосходящие естественные силы человека и обычные способы действования природы. Это были дела, поразительные для воображения и блистательные по своему характеру, свидетельствовавшие о высшем, неземном происхождении их Совершителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. Мовинкель. Фотография. Сер. XX в. [Норвеж. Mowinckel] Сигмунд Олаф Плютт (4.08. 1884, Хьеррингёй, Сев. Норвегия - 4.06.1965, Осло), норвежский библеист и протестантский теолог. Род. в семье пастора. Изучал теологию, а также историю, литературу и философию в ун-те Кристиании (Христиании, с 1925 Осло) с 1903 по 1908 г. В 1911 г. слушал лекции В. Грёнбека по истории религии в Копенгагене. С 1911 по 1913 г. был студентом философского фак-та в Марбургском ун-те в Германии, где изучал ассириологию у П. Йенсена. В 1912 г. слушал лекции Г. Гункеля о ВЗ в Гисене. В 1916 г. защитил в Кристиании докт. дис. на тему «Правитель Неемия» (Statholderen Nehemia), посвященную интерпретации Книг Неемии и Ездры. Начиная с 1917 г. преподавал ВЗ в ун-те Кристиании (Осло) в качестве доцента (1917-1922), экстраординарного профессора (1922-1933) и полного профессора (1933-1954). Продолжал читать лекции и после выхода на пенсию в 1954 г. Наряду с Гункелем М. являлся видным представителем направления Formgeschichte (Метод анализа форм), автором ок. 20 монографий, посвященных различным проблемам ветхозаветной библейской критики. Наиболее значителен вклад М. в изучение Псалтири. В своем монументальном 6-томном труде «Psalmenstudien», а также в более поздней работе «Offersang og sangoffer» (The Psalms in Israel " s Worship) М. попытался описать жанровую специфику псалмов и их связь с ритуалом Первого и Второго храмов. В частности, он выдвинул гипотезу о том, что первоначальным «местом в жизни» (Sitz im Leben) определенной группы псалмов (Пс (МТ) 8, 15, 24, 29, 33, 46-48, 50, 65-68, 75-76, 81-82, 84-85, 87, 93, 95-100, 118, 120-134, 149, а также Исх 15. 1-18) был осенний праздник Нового года, в к-рый ежегодно совершался ритуал интронизации Яхве. Данные псалмы исполнялись во время этого праздника, в их тексте нашли свое отражение различные связанные с ним культовые действия. Критическое рассмотрение гипотезы см. в: Petersen. 1998.

http://pravenc.ru/text/Мовинкель.html

Архив Православная библиотека Беседы с собственным сердцем (размышления и заметки). Ч. 1 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга митрополита Анастасия (Грибановского) " Беседы с собственным сердцем " . Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывком из этой книги. Размышляю о днях древних, о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает… Пс 76, 6–7 О Божественный дар слова — дар повелевать, увлекать, вязать и решить! В нем Творец как бы уступил человеку часть Своего всемогущества. Слово есть не только символ мысли, это — живое откровение нашего духа, воплощение разума, плоть и кровь чувства, дыхание воли. В недрах его, как в семени, таится залог жизни, и если малое зерно носит в себе силу, способную разрывать скалы, то и живое вдохновенное слово может двигать горами. Когда последнее, подобно раскаленному углю, исходит из горнила человеческого духа, оно захватывает и воспламеняет тысячи людей, повелевает даже неразумным животным, везде являя свое неотразимое действие. Созданный некогда всемогущим Божественным словом, мир до сих пор трепещет от огненного глагола истины, чувствуя в нем отблеск той же вечной творческой силы. Когда святой апостол Павел говорит, что Царствие Божие не в словеси, а в силе (см.: 1, Кор 4, 20), этим не уничтожается значение слова, ибо последнее само становится орудием силы, когда вдохновляется свыше и «рождается подлинно из пламя и света». Ни с чем не сравнимо слово Самого воплощенного Слова Христа, Который говорил, как «власть имеющий». Силою многою вещали уста пророков и апостолов, помазанные свыше. «Вот, Я вложу в уста твои слова Мои, как огонь, — говорит Господь Иеремии, — и народ сей будет, как дрова, которые он пожрет» (см.: Иер 5, 14). «Дух, идеже хощет, дышет» (Ин 3, 8). «Я был пастух и собирал сикоморы, — вещает о себе пророк Амос. — Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: «иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю»» (Ам 7, 14–15). И он пошел — этот пастырь бессловесного стада, и стал глаголом жечь сердца людей.

http://pravoslavie.ru/put/070124155532.h...

Жизнь в Церкви. Часть 5 – Владыка, что Вы на основании Вашего многолетнего опыта международной церковной работы могли бы сказать о перспективах экуменического движения? – Я не хочу делать громогласных заявлений о том, что мир катится к катастрофе. Но мне вполне очевидно, что, исходя из своих религиозных взглядов, перед лицом бедствий и страданий люди будут обязаны теснее сотрудничать друг с другом ради разделенного и страждущего человечества. Разные формы такого соработничества возможны и необходимы. Что же касается исполнения Первосвященнической молитвы Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17: 21), она не может не исполниться! Но о путях, ведущих к этому единству, ведомо Единому Богу. Согласитесь, что совсем недавно мы не могли даже представить себе восстановление канонического единства с Русской Зарубежной Церковью. А Господь сотворил чудо, и мы были его участниками. Можно лишь воспеть, всем сердцем славя Господа: «Кто бог Велий, яко Бог наш? Ты еси Бог творяй чудеса» (Пс. 76: 14–15). – Какие направления, методы миссионерской и катехизаторской работы показали себя наиболее эффективными в Московской епархии? – Разнообразная работа с детьми, возрожденные формы социального служения и, конечно же, воодушевленное, жертвенное восстановление порушенных святынь и строительство храмов. – Расскажите, пожалуйста, о Вашем участии в процессе примирения со Старообрядческими Церквями. – По отцовской линии мои родственники являются старообрядцами. И я с детства соприкасался с их взглядами и благочестием. А в дни моей юности в родном Ярославле встречался и со старообрядческим духовенством, что дало мне возможность понять и трагедию разделения, и его последствия. В годы моих трудов в сфере внешнецерковной деятельности у меня были широкие контакты со старообрядцами различных направлений. Я видел и стремление митрополита Никодима внести свой вклад в процесс примирения и разделял его мысли, связанные со снятием клятв, происшедшем на Поместном Соборе 1971 года. Я с вниманием отнесся к возрождению единоверия в Московской епархии. Любой интересующийся этим вопросом может, например, посетить Михаилоархангельский храм в Михайловой Слободе и увидеть ту атмосферу, в которой существуют ныне единоверцы моей епархии.

http://pravoslavie.ru/4254.html

Подпишитесь на наш Телеграм Доменико Гирландайо. Тайная вечеря. 1480. Фреска. Трапезная церкви Оньисанти, Флоренция Что такое вера? Не есть ли это открытие в себе взгляда, который преображает все вокруг, позволяет увидеть мир в абсолютно новом свете, разглядеть во всем окружающем Божественное присутствие? Взгляда, который высекает искру красоты и поэзии из каждого будничного момента, превращая его в Событие Встречи? Об этом — размышления протоиерея Владимира Зелинского, современного религиозного писателя, философа, богослова. « Ты удостоил мою память Своего пребывания… сделал ее Твоим жилищем с того дня, как я узнал Тебя» (Блаженный Августин. «Исповедь», книга 10, XXV) Что будит память Есть два внутренних побуждения, стимулирующих работу нашей памяти, как бы два удара молоточком, которые высекают воспоминания, таящиеся под спудом: перенесенная некогда боль (во многих ее разновидностях: стыд, гнев, злость, обида…) и благодарность. Голос благодарности куда более тихий, чем скрежет боли, зато у благодарности больше тем, вариаций, имен. Благодарность, кому бы она ни была, — это зашифрованная весть о Боге, о Котором мы узнаём еще до того, как овладеваем языком или только начинаем учить алфавит веры. Иногда оба эти вида памяти — та, которая отзывается болью, и та, которая откликается благодарностью, — соединяются вместе. «Нет ничего страшнее памяти смертной и дивнее памяти Божией, — говорит Добротолюбие, — та вселяет спасительную печаль, эта исполняет духовным веселием. Ибо пророк Давид поет: Помянух Бога и возвеселихся (Пс 76:4), а Премудрый учит: поминай последняя твоя и во веки не согрешишь (Сир 7:39)» (Илия пресвитер, Добр. III, 432). Зло и беспамятство Иногда, чтобы убедиться в благословении дара памяти, нужно прибегнуть к доказательству от противного: не от беспамятства ли совершается в мире большая часть зла? Когда приходит враг человека , он похищает Слово, некогда посеянное в нас (Мк 4:15), воруя прежде всего память или наводя на нее столбняк. Иной раз он грабит в открытую, среди бела дня, даже и не прячась. Всякий полагает, что может держать в жесткой узде если не поступки, то, по крайней мере, содержимое своего сознания. Ибо нам в слепоте нашей кажется, что все, мыслимое нами, — целиком наше, неотделимо от подручного нам я , которым мы можем распоряжаться по своему усмотрению. Но случается так, что кто-то вдруг словно отрубает это усмотрение от всего, что им движет и его держит, не только от системы «нравственного оповещения», но иной раз и от здравого смысла, даже инстинктивного чувства опасности. Вошел же сатана в Иуду… (Лк 22:3), вошел, не представившись, надев личину житейской хитрости или еще чего, и вот, не зная, как и почему, Иуда отдал в его распоряжение глаза свои, и расчеты, и пути шагов. Не с одним Иудой могло такое случиться, и тогда, с одной стороны, сатана вершит свое дело, а с другой — отданный ему в наем человек поодаль за ним наблюдает, но помешать сатане не в силах, да и не хочет, ибо в то мгновение отдан ему.

http://blog.predanie.ru/article/zametit-...

Разделы портала «Азбука веры» Хор Кафедрального собора на честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Кировограда Аудио: Кто Бог велий, яко Бог наш?/Ты еси Бог, творяй чудеса. Стих 1: Сказал еси в людех силу Твою. Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго. Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. Кто Бог велий, яко Бог наш?/Ты еси Бог, творяй чудеса. Стих 1: Сказал еси в людех силу Твою. Стих 2: И рех: ныне начах, сия измена десницы Вышняго. Стих 3: Помянух дела Господня, яко помяну от начала чудеса Твоя. Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты – Бог, творящий чудеса. Ты явил могущество Свое среди народов. И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних. Великим называется прокимен, который имеет 3 стиха (тогда как обычный прокимен имеет один стих) и потому поется 4½ раза. Великие прокимены употребляются только на вечерне и только в следующих случаях: в субботу вечера («Господь воцарися…» на воскресном бдении, который является самым частым великим прокименом и поется 51 раз в году), на вечернях двунадесятых Господских праздников и Антипасхи (всего 7 дней), в недели вечера Четыредесятницы (6 дней), во все дни Светлой седмицы (6 дней). Таким образом, великие прокимены поются 70 раз в году. Всегда, когда поется великий прокимен, ради него совершается вход на вечерне. По Уставу прокимен и его стихи должен возглашать (запевать) канонарх в центре храма; по нашей практике это делает диакон, находясь в алтаре рядом с Горним местом. Кроме собственно великих прокименов, в службах Православной Церкви есть песнопения, которые в книгах прокименами не именуются, но по факту являются великими прокименами: «Бог Господь…» на утрене, «Да исправится молитва моя…» на литургии Преждеосвященных Даров и «Воскресни, Боже, суди земли…» на литургии Великой Субботы. Великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш; Ты еси Бог, творяй чудеса» ( Пс.76:12–15 ) по Уставу исполняется 4 раза в году:

http://azbyka.ru/molitvoslov/kto-bog-vel...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010