15. 2). 17. Валленштрема. О нем см. в письме 18. Кикилия, в мире Марфа Попова. 19. Ин. 19. 11. 20.  Дивно ведение Твое для меня (Пс. 138. 6). 21. Высокопреосвященный Никанор. 22. Письма с по РГИА. Ф. 1088. Д. 532. Публикуются впервые (А. Н. Стрижев). 23. Мф. 25. 40. 24. Мф. 4. 4. 25. Цесаревич Константин Павлович. Переписка с Ф. П. Опочининым. СПб., 1873. С. 3. 26. РГБ ОР. Ф. 41. К. 169. 27. Письмо РНБ РО. Ф. 545. Ед. хр. 13 — публикация А. М. Любомудрова; письма 4, 6, 7 — РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. публикация О. И. Шафрановой; письма и 5 были опубликованы в т. 4 Собрания сочинений святителя Игнатия. М., 1993. 28. В другой редакции «Слово из вечности» напечатано в Настоящем издании, т. 1. с. 171–173. 29. Архиепископ Григорий (Постников) — будущий Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. 30. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 31. Митрополит Филарет (Амфитеатров) — о нем см. Настоящее издание, т. 7, с. 32–34. (Далее — т. 7.) 32.  …Прокурором Святейшего Синода… — Граф Н. А. Протасов. 33. РГБ ОР. Ф. 425. К 3. Письмо публикуется впервые (О. Шафранова). 34.  терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21. 19). 35. 2 Кор. 12. 9. 36. Ср.: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5. 20). 37.  Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих (Пс. 118. 54). 38.  Вспоминаю о Боге и трепещу (Пс. 76. 4). 39. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 40. Опочининых. 41. РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. 42.  Л. А. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Киев, 1915. Ч. 1. С. 286–288. Волоцкой Алексей Александрович (1806–1875) — генерал-лейтенант, до августа 1859 г. — губернатор Ставропольского края; со святителем Игнатием был в дружеских отношениях с детства. 43. См.: Притч. 9. 1. 44. По свидетельству П. А. Брянчанинова, письмо это «было как бы напутствием к А. А. Плещееву, писано к нему за месяц до смерти его, когда еще никто не говорил и не думал о близости смертного его часа. Покойный Плещеев назвал это письмо подорожной своей в вечность, хранил его во все последние дни под подушкой; болезнь препятствовала Архимандриту Игнатию самому приехать к умиравшему другу».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

251 Книга прор. Аввакума вся написана прекрасным поэтическим языком, с правильным разъяснением, и оканчивается вдохновенною песнью (в 3 гл.), которая имеет совершенное сходство с псалмами, употреблявшимися в храме и, подобно им, назначена была для пения с музыкальными орудиями, как видно из приписки в конце ее (ст. 19): «начальнику хора на струнных моих орудиях» (с евр. перевод Макария). См. Павского Обозр. Кн. Псалмов стр. 14 примеч. 256 Ко времени Иосафата относят Псалмы: 82 Асафов, 45, 46 и 47 сынов Кореевых: ко времени Езекии: 74 и 75 Асафовы, 86 сынов Кореевых, и 65, 66, 90 и 91 неизвестных писателей. См. ниже об этих Пс. 258 В кн. пророков этого времени мы постоянно встречаем обличения в неправосудии, убийствах, насилии, притеснении вдов и сирот, прелюбодеянии, обманах, жестоком обращении с рабами, совершенного презрения и осквернения национальной святыни, как-то: храма, праздников и суббот и пр. и пр. (см напр. 2Пар.36:13–16 , Иер.21:12, 22:3,14, 23:14, 34:11 , Иез.9:9, 11:6, 22:23–31 и мн. др.). Вообще, судя по обличениям пророков, не было, кажется, ни одного порока, которому бы не предавались тогда Иудеи. И это не просто следствие обыкновенной человеческой слабости или увлечения, а плод крайней нравственной испорченности и глубокого падения, так что обычное у пророков сравнение тогдашних Иудеев с погибельными городами Содомом и Гоморрою – нисколько не преувеличено. 259 Ко временам Иосии и после него до плена Вавилонского, кажется, следует отнести Псалмы: 76–79 Асафовы и 92–99 неизвестных писателей. Пс. 76 имеет в себе много сродного с песнью Аввакума, а Пс. 92–99 составляют как бы отголосок второй части пророчеств Исаии (40–66 гл.), почему германскими богословами последнего времени и принято называть их псалмами девтероисаииными (Deuterojesajanische Psalmen, Генгстенберг, Делич и др.). Впрочем, в них не мало выражений и из других пророков – Михея, Аввакума и Иеремии. 265 К этому времени относят следующие 29 Псалмов: 84, 106, 110–120, 122, 124–5, 127–9, 133–6, 145–150; тогда как за весь период существования царства Иудейского со включением и времени плена насчитывают только 27: 45–47, 65, 66, 73–7678, 79, 82, 86, 88, 90–99, 101, 104 и 105. См об этих псалмах ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

То же самое у пророка Исаии, в словах Ис.11:4 : Но судит правдою смиренному суд и обличит правостию смиренныя земли, и поразит землю словом уст своих и Духом устен убиет нечестиваго 74 ; – земные цари различными орудиями казни предают смерти преступников закона, а Он – словом одним поражает их! – Слова hod и hador в соединении между собою слишком обычны в псалмах для означения Божественного величия и Божественной славы, чтобы распространяться еще о них; см напр. Пс.95:6 ( Евр. 96 ); Пс.103:1 ( Евр. 104 ), Пс.110:3 ( Евр. 111 ). Розен-мюллер и Де-Ветте говорят, что «славою и великолепием» царя называется здесь меч – «qui est decus tuum et splendor», но невероятность такого толкования прямо бросается в глаза, особенно если читать 4-й стих в связи с 5-м, что, конечно, неизбежно в начале 5-го стиха повторяющееся слово hador в выражении с подлинника – «и в этом великолепии Твоем» слишком ясно показывает, что оно стоит в настоящем, полном значении своем 75 . 5) 5-й стих: и наляцы, и успевай, и царствуй (с евр. подл – «и в этом великолепии Твоем спеши, возсядь на колесницу») истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя 76 . Вот война, которую должен вести изображаемый в псалме величественный царь, – насаждение истины и правды, соединенной с кротостию; – война, очевидно, такая, которая не может быть ведена вещественным оружием. И принимать в буквальном смысле эту образную речь положительно не найдется никаких оснований; к одному только Мессии могут быть приложимы эти слова, – Царю, о котором говорит пророк Исаия: и будет препоясан правдою о чреслех своих и истиною обвит по ребрам своим ( Ис.11:5 ) 77 . 6) В 6-м стихе (Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг Царевых.) 78 . Царь представляется могущественным, непобедимым героем, поражающим множество народов. – Идет ли это к Соломону, который никогда не вел войны? И не указывает ли это прямо на Мессию, о котором в 109-м псалме сказано: Господь одесную тебе сокрушил есть в день гнева своего цари: судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Кто Бог, как Ты… Ср. Исх.15:11 ; Втор.3:24 ; 2Цар.7:22 ; 3Цар.8:23 ; Иер.10:6 ; Пс.35 /34:10, 77/76:14, 86/85:8, 89/88:7, 9. В этом риторическом вопросе – исповедание абсолютного превосходства YHWH над другими богами. Его ни с кем нельзя сравнить 360 . Слова перекликаются с собственным именем пророка (), представляющим собой сокращение от (Михайану или Михайену – кто, как YHWH?) 361 . …прощающий вину и не вменяющий преступления… Ср. Исх.34:7 ; Ис.43:25, 44:22 ; Иер.31:34 ; Пс.103 /102:3, 130/129:4. Согласно Михе, Божье величие проявляется не только в низложении врагов Исраэля, но и в том, что YHWH снимает вину () со своего народа. Народ виновен пред Богом, сознаёт свою вину и благодарит Его за прощение. Глагол буквально значит «поднимать», «нести»: YHWH снимает со своего народа вину, поднимает и уносит прочь, и преступлений () не вменяет. Хотя слово стоит в единственном числе (преступление), его можно интерпретировать в абсолютном смысле – не как какое-то отдельное преступление, а как все преступления вообще. В параллелизме с – причастие от выразительного глагола (проходить, переходить): преступления преодолены, оставлены позади, к ним нет возврата, YHWH уже не вспомнит о них и не вменит их. Тот факт, что глаголы и представлены здесь причастиями, не связанными со временем, говорит о том, что Божье прощение не временно, оно навсегда. В следующем стихе ( Мих.7:19 ) тема прощения будет продолжена. : Исх.34:7 ; Лев.10:17, 16:22 ; Числ.14:18 ; Ос.14:3 ; Пс.32 /31:5, 85/84:3. : Притч.19:11 . Ср. Иов.7:21 , где наоборот: и . …остатку наследия Твоего (буквально, остатку наследия Его: – вновь внезапный переход от второго лица к третьему) – ср. с выражением в Мих.7:14 . Об остатке () – см. Мих.2:12, 4:7, 5:6–7 362 . Из вавилонского плена возвратился лишь остаток народа. Многие из переживших изгнание (и их потомки), даже когда по эдикту Корэша (538 г.) открылась возможность покинуть чужбину и вернуться в Эрец-Исраэль, предпочли навсегда остаться в Бавэле. А из ассирийского плена и вовсе не вернулся никто, или почти никто.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

А. II. С. 266. Позднее был добавлен Пс. 50 после «Никтоже достоин»: афинские кодексы Byz. Museum 6 и Ethnike bibl. 802 (XVII в.), Trempelas. P. 76. 471 Jacob A. Version georgienne. P. 72; Jacob A. Tradition manuscrite; Jacob A. For- mulaire. P. 56, 499; и наше описание раннего формуляра ЗЛАТ во Введении. 473 Это очевидно из рубрик, которые появились, чтобы предотвратить злоупотребления: напр. Sinai Gr. 968 (1426 г.) ПРЕЖД: ο λγεται δ εχ χερουβκο (Дмитриевский А. А. II. С. 395). Ср. также вариант Херувимской молитвы ПРЕЖД в некоторых манускриптах (Trempelas. P. 213214). 478 См. Таблицу у Жакоба (Jacob A. Formulaire), который приводит молитвы ЗЛАТ, содержащиеся в каждой рукописи, тем самым корректируя утверждение в Version géorgienne (P. 76) что молитва «Никтоже достоин» отсутствует в кодексах Sinai 962 и Paris Gr. 324. 483 К кодексам, перечисленным на стр. 142143 могут быть добавлены некоторые рукописи новой редакции ЗЛАТ, в которых ВАС все еще предшествует ЗЛАТ (см. списки, перечисленные у Жакоба (Jacob A. Formulaire. P. 5760), за исключением древней рецензии). 484 Молитва часто опущена в ВАС и позднейших евхологиях, в которых ЗЛАТ занимает первое место и содержит молитву. Обратите внимание на пять списков, перечисленных в приложении у Орлова (С. 124): Paris Gr. 328, p. 98; Paris Gr. 391, f. 39r, и несколько рукописей ВАС, которые приводят только первые слова молитвы: Grottaferrata Γβ VII (X в.), f. 121v, и Γβ VIII (XII в.) f. 40r; Sinai 966 (XIXII вв.), f. 36r; Paris Coislin Gr. 214 (XII в.), f. 21v; Oxford Cromwell 11 (1225 г.). p. 51; Oxford Bodleian Auct. E.S.13. (Misc. 78), XII в., f. 25r и т. д. Некоторые кодексы без этой молитвы отсылают служащего к тексту ЗЛАТ. 485 Nicetus Choniates Thesaurus I, 24//PG 140, 145, 165; Ср. ниже спор XII в., который положил начало этой литературе. Но молитва уже была в ЗЛАТ, что свидетельствует, что ЗЛАТ заимствовала ее из ВАС//PG 140, 184). См. также грузинскую версию ЗЛАТ XI в. на стр. 136. 488 См., например, западно-сирийское седре, которое было исследовано Матеосом (Mateos J.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

13:2). Ужели говорит так раб? И Исаия сказал: «Господь посла мя, и Дух Его» (Ис. 48:16). И: «сниде Дух Господа, и настави их» (Ис. 63:14). А слово: наставление, принимай опять не в низком значении. Ибо Писание свидетельствует, что это есть Божие дело. Сказано: «наставил еси, яко овцы, люди Твоя» (Пс. 76:21), и: «наставляяй, яко овча, Иосифа» (Пс. 79:2), и: «настави я на упование, и не убояшася» (Пс. 77:53). Посему, когда услышишь: «егда приидет» Утешитель, «Той... воспомянет вам,... и наставит... на всяку истину» (Ин. 16:13; Ин. 14:26), тогда слово наставление разумей, как научен, и не подкапывай понятия.    Но говоришь: «и ходатайствует о нас» (Рим. 8:26). Посему сколько проситель ниже благодетеля, столько и Дух по достоинству далек от Бога». Но разве не слыхал ты об Единородном, что Он есть одесную Бога, «и ходатайствует о нас» (Рим. 8:34)? За то, что Дух в тебе (если только совершенно в тебе), и за то, что нас ослепленных учит и наставляет избранию полезного, ты не искажай благочестивого и святого о Нем верования. Ибо крайняя мера непризнательности — человеколюбие благодетеля обращать в предлог к неблагодарности.    Посему «не оскорбляйте Духа Святаго» (Еф. 4:30). Слышите, что говорит начаток мучеников — Стефан, укоряя народ непокорный и не подчиняющийся. «Вы присно Духу Святому противитеся» (Деян. 7:51), говорит он. И еще Исаия: «разгневаша Духа Святаго..., и обратися им на вражду» (Ис. 63:10). И в другом месте: «дом Иаковль разгнева Дух Господень» (Мих. 2:7). Не выражает ли это полновластного могущества? Предоставляю суду читающих, какие понятия о Духе должны иметь слышащие сие. Как об орудии ли, как о чем ли подчиненном, равночестном твари и нам сослужебном? Или благочестивым весьма тяжело и единым словом поползнуться на такую хулу? Рабом ты называешь Духа? Но сказано: «раб не весть, что творит господь его» (Ин. 15:15), а Дух так же «весть... Божия», как и «дух человека — яже в человеце» (1Кор. 2:11). Глава 20. В ответ утверждающим, что Дух — ни в рабском, ни в господском чине, но в чине свободных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Это имей всегда в виду, как тогда, когда читаешь молитву Господню, так и тогда, когда читаешь другие молитвы; наблюдай, согласно ли сердце твое с тем, что произносит язык? Запись 104 Чем чище сердце, тем оно просторнее, тем более вмещает в себе любимых; чем грешнее, тем оно теснее, тем менее оно способно вмещать в себе любимых - до того, что оно ограничивается любовью только к себе и то ложною: любим себя в предметах, недостойных бессмертной души: в сребре и злате, в любодеянии, в пьянстве и прочем подобном. Запись 105 Если Господь сообщает непобедимую, непостижимую, Божественную силу Животворящему Кресту, то что удивительного, если Он сообщает непостижимую силу воссозидать нашу природу - Своим Пречистым, Страшным и Животворящим Тайнам Тела и Крови Своей? О, коль велий еси Господи! и коль чудны дела Твои! Как бесконечно Твое всемогущество! К чему прикоснется сила Твоя и благодать Твоя, то само делается животворящим. Запись 106 Если хочешь исправить кого от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами: сами мы больше портим дело своими собственными страстями, например гордостью и происходящею оттуда раздражительностью; но возверзи печаль на Господа [Пс. 54, 23] и помолись Ему, испытующему наши сердца и утробы [ср. Пс. 7, 10], от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека; если Он увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца и ты вскоре же скажешь, увидевши перемену в том, за кого молишься; сия измена десницы Вышняго [Пс. 76, 11]. Запись 107 Кто это в цветах так премудро, тонко, прекрасно устрояет, образует безобразное, т.е. безвидное, бесформенное вещество земли? Кто дает ему такую удивительную форму? Творец, дай нам лобызать в цветах Твою премудрость, Твою благость, Твое всемогущество. Запись 108 Наши душевные расположения, даже не выражаемые внешними знаками, сильно действуют на душевное расположение других. Это бывает сплошь и рядом, хотя не все замечают это. Я сержусь или имею неблагоприятные мысли о другом: и он чувствует это и равным образом начинает иметь неблагоприятные мысли обо мне. Есть какое-то средство сообщения наших душ между собою, кроме телесных чувств; что же касается действия души на других через чувства, то через чувство зрения душа удивительно действует на другого человека, хотя бы он был вдали от нас, но только был бы доступен нашему зрению и был на этот случай, когда мы устремляем на него свой взор, один. Так мы можем зрением привести другого в неловкое положение, в замешательство. Случалось мне не раз пристально смотреть из окна своего дома на проходящих мимо дома - и они, как бы привлекаемые какою-то силою к тому самому окну, из которого я смотрел, оглядывались на это окно и искали в нем лицо человеческое; иные же приходили в какое-то замешательство, вдруг ускоряли поступь, охорашивались, поправляли галстук, шляпу и прочее. Есть тут какой-то секрет. Запись 109

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1006...

Итак, Христос один Жених, Он не лишает и синагогу колосьев со Своей нивы. О если бы она сама не изгнала себя! Были у неё те, кого она сама могла собрать, но её народ мёртв, и она, лишившись Сына, бедствуя, с помощью Церкви собирала снопы колосьев, которыми могла жить. Приходящие несли их с радостью, как написано: Грядущие же придут с радостью, неся снопы колосьев своих ( Пс.125:6 ). 74. Quis enim sibi alius sponsam audeat ecclesiam uindicare, quam a Libano unus et solus uocauit dicens: Ades hue a Libano, sponsa, ades hue a Libano? Aut de quo alio potuit ecclesia dicere: Fauces eius dulcedines et totus desiderium? Et quia de calciamento pedum tractatum sumpsimus, cui alii nisi uerbo dei incamato conuenit dici: Crura eius columnae marmoreae fundatae super bases aureasl Solus enim Christus inambulat animis et graditur in mente sanctorum, in quibus uelut aureis basibus fundamentisque praetiosis solidata uestigia uerbi caelestis haeserunt. 75. Claret igitur et uirum et typum ad incarnationis spectare mysterium. Итак, ясно, что и муж, и прообраз указывают на тайну воплощения. 11. 76. Non ergo ad substantiam diuinitatis, sed ad incarnationem saepe, nonnumquam etiam ad causam pertinet, cum dicitur «factus». Nam si ad diuinitatem refers, ergo et in obprobrium deus factus est; sic enim habes: Tu autem reppulisti et ad nihilum redegisti, dispulisti Christum tuum, et infra: Factus est in obprobrium uicinis suis. Vicinis, inquit, non «ciuibus», non «domesticis», non «adhaerentibus», quoniam qui adhaeret domino unus spiritus est, qui uicinus est, non adhaeret. Et factus est in obprobrium, quia crux domini Iudaeis scandalum, Graecis stultitia. Nam sapientibus per eandem crucem excellentiorfactus est caelis, excellentior angelis, et melioris testamenti factus est sponsor ipse, qui erat «prioris». Итак, выражение «стал» относится не к божественной сущности, но часто к воплощению, а иногда и к определённому случаю. Если ты отнесёшь это к божеству, то получается, что Бог стал в поношение, как написано: Ты отринул и презрел, изгнал Помазанника Твоего ( Пс.88:39 ), и ниже: Он стал поношением у соседей Своих ( Пс.88:42 ). Сказано «у соседей», а не у сограждан, не у домашних, не у тех, кто соединён с Господом, потому что соединяющийся с Господом есть один дух [с Господом] ( 1Кор.6:17 ), а сосед – тот, кто не соединён с Господом. Он стал поношением, потому что крест Господень для иудеев – соблазн, а для эллинов – безумие ( 1Кор.1:23 ). Но для мудрых Христос крестом превознесён выше небес ( Евр.7:26 ), выше ангелов, стал поручителем лучшего завета ( Евр.7:22 ), как был поручителем первого завета 376 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Псалом продолжает восхваление чудодейственной силы Божьей, воспетой в предыдущем псалме (чудеса Твои, Пс. 74:2 ). Оба псалма обнаруживают живую связь с событиями, описанными в 4Цар. 18 – 19 . Даже если не удается доказать, что в них подразумевается разгром ассирийских войск, все равно речь здесь идет о триумфе Божественной силы. Тема «льва» просматривается через слово жилище (3), которое в некоторых случаях отвечает понятию «логовище льва» ( Пс. 9:30 ; Иер. 25:38 ). Такой мотив не противоречит драматическому накалу псалма и отсылает нас к Отк. 5 , где ярко воплощен образ Льва–Агнца. 2–4 Местопребывание льва. Четырехкратное указание местопребывания Господа (в Иудее… у Израиля… в Салиме… на Сионе) подчеркивает, что Он известен (ведом, 2) как одержавший победу над мощно оснащенным врагом (4, стрелы… щит… меч). Господь, Который в несказанном снисхождении Своем пребывает среди Своего народа, являет вызывающую благоговейный страх силу, одолев, казалось бы, непобедимого врага. 5–11 Победный триумф льва. Тема льва продолжается здесь упоминанием гор хищнических (5). Могущественнее – отсюда безусловность победы над горными хищниками: лев выходит на охоту и возвращается с добычей величавой поступью победителя. В этой победе можно усмотреть две стороны: победа над (6–8) (ср.: 4Цар. 19:35 ; Ис. 30:31; 31:4 ) и победа во имя (9–11). а) В первом случае человеческая доблесть, навыки воителя и военное оснащение подвластны простому воздействию голоса Господа (6–7). Он не нуждается в дополнительной силе в помощь Себе, потому что никто не в силах устоять пред Ним (8). б) Во втором случае земля, сотрясаемая нашествием вражеских орд и наполненная звуками военных баталий, затихает под звук голоса Господа (9). Это победное вмешательство предназначено спасти всех угнетенных земли (10). Таким образом (под воздействием Его слова), человеческий гнев обращается в славословие Богу, остаток же гнева укрощается Господом (11). 12–13 Отдавая должное Льву. Итак, чем можем мы воздать Господу, Который сводит на нет (4, 6–7) яростную силу, направленную против нас? Ведь псалом завершается обращением ко всем, которые вокруг Него, то есть к народу Его, который радуется Его присутствию и разделяет лавры Его победы. Со своей стороны, мы должны проявить верность Ему и жить соответственно своему обету, отдавая дань Тому, Кто вызывает благоговейный страх (дары Страшному) и укрощает сердца царей, подчиняющихся Его верховной власти. Наше единственное спасение в этом угрожающем мире – в Нем. Псалом 76. Верный настрой памяти

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Видишь ли, как разнообразно и многовидно наше изменение? Подивись же Тому, Кто так прилично применил к нам сие наименование! Посему, как мне кажется, один из толковников [ 3 ] хорошо и удачно выразил ту же мысль другим названием, вместо: о изменяемых , сказав: о лилиях . Скорое увядание цветов почел он приличным применить к бренности человеческого естества. Но поскольку слово поставлено в будущем времени, ибо сказано: о тех, которые изменятся, как будто сие изменение произойдет с нами впоследствии, то посмотрим, не указывает ли оно нам на мысль о Воскресении, в котором дано будет нам изменение, и изменение в состояние лучшее и духовное? Ибо сказано: Сеется в тление, востает в нетлении (1Кор. 15, 42). Тогда изменится вместе с нами и вся чувственная тварь. Ибо и небеса яко риза обетшают, и яко одежду свиет их Бог, и изменятся (см.: Пс. 101, 27). Тогда, по слову Исаии, и солнце сделается в семь крат больше себя самого, а луна величиною, как ныне солнце (см.: Ис. 30, 26). Поскольку же словеса Божии писаны не для всех, а только для тех, которые имеют уши по внутреннему человеку, то Пророк и надписал: о изменяемых , как думаю, о тех, которые заботятся о себе самих и чрез упражнение в благочестии непрестанно более и более преуспевают. Ибо это есть прекраснейшее изменение, которое дарует нам десница Вышняго. Такое изменение сознавал в себе и блаженный Давид, когда, вкусив благ добродетели, простирался вперед. Ибо что говорит? И рех, ныне начах: сия измена десницы Вышняго (Пс. 76, 11). Посему для преуспевающего в добродетели нет мгновения, в которое бы он не изменялся. Ибо сказано: Егда бех младенец, яко младенец глаголах, яко младенец мудрствовах, яко младенец смышлях: егда же бых муж, отвергох младенческая (1 Кор. 13, 11). И опять, сделавшись мужем, не прекратил своей деятельности, но, задняя забывая, в предняя же простираяся, к намеренному тек, к почести вышняго звания (ср.: Флп. 3, 13-14). Посему и то - изменение, когда внутренний человек со дня на день обновляется. Поскольку же Пророк хочет возвестить нам о Возлюбленнем , Который принял на Себя домостроительство воплощения для нас, достойных такой милости, то говорит, что песнь сия дана сыном Кореовым . Ибо это песнь, а не псалом, и потому была передана одним голосом и только стройным пением, без сопровождения звуками органа. Песнь же о Возлюбленнем . И толковать ли тебе, какого Возлюбленного разумеет слово? Или и прежде моих слов знаешь это, помня об упоминаемом в Евангелии гласе: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте (Мф. 17, 5)? Он возлюблен Отцом, как Единородный, возлюблен всею тварью, как человеколюбивый Отец и благий Предстатель. А возлюбленное и благое - в существе своем одно и то же. Посему некоторые хорошо определили, назвав благим то, чего все желают.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1426...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010