Но благо тому, кто приготовит себя заранее всегдашним самоукорением, и возможет сказать в час скорби: «уготовихся и не смутихся» ( Пс.118:60 ). «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся» ( Пс.26:1 )? Желаю и тебе ежедневно исторгать из твоего сердца терние страстей, и насаждать в нем любовь, смирение, терпение, кротость и все угодное Богу. Если что исправишь, не приписывай этого себе; отвергай тонкое самомнение, которое незаметно в нас вкрадывается. Помни, что сия измена десницы Вышняго ( Пс.76:11 ). Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дадим славу! ( Пс.113:9 ). Да подаст тебе Господь преуспеяние во всем благом, и да сохранит тебя от невидимых козней невидимого врага. И. М. 23 августа 1852 года. 550 В ответ на письмо твое спешу сказать, что здоровье мое, слава Богу, поправилось: лихорадка меня оставила. Желаю, чтобы и тебя оставила тоска по твоей маменьке. Молись за нее Богу. Господь силен ее успокоить и утешить. Радуюсь, что ты благополучно, хотя и с трудом, добралась до своей обители. Будь уверена, что Бог несравненно более тебя любит твою маменьку и, за лишения вашего сообщества, вознаградит ее Своею милостью; потому что она принесла вас в жертву Ему, а Он Всеблаг и Многомилостив. Ужели же забудет Он труды и скорби, понесенные Его ради в разлуке с любимыми детьми? Будь же спокойна и прибегай к Царю и Господу нашему, Отцу щедрот, Богу всякие утехи. И. М. 14 ноября 1853 года. 551 Описывая свое смущение, бывшее после приобщения св. Таин, просишь ответа моего в утешение тебя; – совсем не о чем тут смущаться в непроизвольном случае; ты приступила и удостоилась принять св. Тайны, и должна была благодарить Бога в смиренном чувстве: но ты тем погрешила, что думала посмеяться врагу, но он, напротив, над тобою посмеялся. Буди же смиренна и не смущайся; смиренный и в самом побеждении не смущается, но приносит покаяние. А при смущении, какое покаяние? Оно-то и доказывает, что есть в нас высокоумие и гордость, и не может выносить своей низости; смирение же напротив всегда успокаивает своего обладателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

И. М. 27-го ноября 1843 года. 524 Слава Богу, что Он даровал маменьке Вашей успокоение в духе её, о согласии на Ваше увольнение, служить Ему в лике дев, обрекших Ему свое девство, с надеждою внити в небесный чертог с мудрыми девами. Сия измена десницы Вышняго ( Пс.76:11 ), а не наше дело. Да утвердит Господь над Вами сию милость! Что здоровье Ваше, при употребляемых целительных средствах, не поправляется, это должно предоставить воле Божией и Его о Вас промыслу; принимайте с благодарением сей крест и помните, что когда внешний наш человек тлеет, тогда внутренний обновляется ( 2Кор.4:16 ), по апостольскому учению. При телесной болезни изнемогают и страсти телесные, а может быть, при вступлении на поприще борьбы, обновится яко орля юность твоя. ( Пс.102:5 ). Вы все меня ублажаете выше меры моего достоинства; какая же польза из сего? Не паче ли, горе человеку тому, егда рекут ему вси человецы добре ( Лк.6:26 ), сказал Спаситель; и я вижу себя, что точно недостоин хвалы, по моим грехам, и боюсь осуждения за приписуемые мне, выше меры моей, достоинства. Ежели ж кто получит какую душевную пользу чрез мою худость, то это действует Сам Бог, по вере их; ибо Он творит чудеса и чрез бессловесных. За сознание Ваше и раскаяние в своих немощах, Господь силен даровать Вам прощение: а Вы старайтесь иметь исправление, не надеясь на свои силы, но на Божью помощь, и не обольщайтесь тем, что Вы уже и исправили что-либо; а всегда старайтесь сокрушать свое сердце, ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ), и близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет ( Пс.33:19 ). Знайте и то, что пред Богом приятнее грешник смиренный с покаянием, нежели праведник с гордостью. И. М. 13-го марта 1843 года. 525 Что делать, когда, при всех возможностях и средствах лечения, болезнь Ваша не проходит, и здоровье не восставляется? – нет ли тут особого промысла Божия, исцеляющего наши душевные болезни телесными недугами? И может быть, предоставлено быть Вам здоровою при перемене образа жизни, где спокойный дух, свободная совесть, удаление от забот могут, натурально, при помощи Божией, восставить Ваше здоровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Вложи во уши твои слова сии. О оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений, когда они, поражая скорбью и теснотой душу твою, побуждают тебя с болезнованием, сокрушением сердца и со слезами умолять Бога о помиловании; равно и о спасении других молись так, как о своем собственном. Если достигнешь этого и обратишь это в навык, то получишь от Господа обилие даров духовных, даров Духа Святого, Который любит душу, сочувствующую спасению других: потому что Сам Он, Всесвятый Дух, всячески хочет спасти всех нас, только бы мы не противились Ему, не ожесточали сердец своих. Братия! Будьте искренни и скажите: когда вы бываете совершенно покойны духом и вполне счастливы: тогда ли, когда соприкасаетесь своими душами с Богом на молитве или – когда предаетесь заботам мирским? Конечно, скажете, когда искренно молимся Богу. Так. Это испытал всякий: мысль тогда бывает ясна, свободна, легка, сердце покойно и легко, – весь чувствуешь себя прекрасно, на своем месте. А заботы всегда как-то тяжелы для души, связывают ее, лишая ее свободы. Прехождах в незлобии сердца моего посреде дому моего ( Пс.100:2 ), говорит Давид. Тебе необходимее всех, как священнику, преходить в незлобии сердца дома. Будь же незлобив к домашним. Если хочешь исправить кого от недостатков, не думай исправить его одними своими средствами: сами мы больше портим дело своими собственными страстями, например, гордостью и происходящей оттуда раздражительностью, – но возверзи печаль на Господа ( Пс.54:23 ) и помолись Ему, Испытующему наши сердца и утробы (Ср.: Пс.7:10 ), – от всего сердца, чтобы Он Сам просветил ум и сердце человека. Если Он увидит, что молитва твоя дышит любовью и исходит от всего сердца, то непременно исполнит желание твоего сердца, и ты вскоре же скажешь, увидевши перемену в том, за кого молился: сил измена десницы Вышняго ( Пс.76:11 ). Говорят: он служит с душой, он поет с душой, он читает с душой, он говорит с душой (с одушевлением). Что это значит? Значит то, что есть весьма много таких, которые служат, поют, читают, говорят без души, то есть, как бы одной плотью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Закон, Еврейское: Тора,— поражая, как стрелою, страхом Божиим, " с другой стороны как дождем орошает иссохшие души чаянием благоволения Божия и лучшей жизни, научает их правым делам, начертывая порядки богоугодной жизни. В Давидово время законом назывались 5 книг Моисея (так у Иисуса Навина (Нав. 8:31-32), так и доселе именуется у иудеев) и, может быть, книги Иисуса Навина и Судей. Впоследствии же этим словом означалось все Откровение, выражающее волю Божию и Его заповеди, обязательные для всех желающих угодить Ему (Ис. 5, 24, 1:10). Далее, под сим наименованием закона должно разуметь все богодухновенные писания, в которых имеем мы во всей широте открытую нам волю Божию — и законную, и евангельскую,— познание коих ныне необходимо всякому ищущему истинного блаженства. На страницах книг сих почивает благочестивый своим сочувствием и услаждением, как на сокровищнице благ несравненных (Притч. 3, 15, 8:11, 19) Гафец, propensio,— расположение как к невесте (Быт. 34:19; Есф. 2:17; Ис. 62:5). Таким образом праведный ищет себе утех не в пустых суетствах мира, но в слове Божием едином, которое и само по себе благо и верно ведет к нескончаемым благам в вечности. Оно для него сокровище несравнимое, как страстно любимая невеста, которую одну любят, об ней одной заботятся, хранят, украшают, лелеют.    И в законе Его поучится.    Поучится (будущее вместо настоящего, в знак непрерывности действия) — и сердцем (Пс. 48:4), и устами (Пс. 34:28). Еврейское выражение означает заботливое углубление и рассмотрение с сердечным интересом, когда кто сам с собою говорит и трактует, как бы что лучше сделать (Притч. 15:28), или рассматривает дивные дела Божий (Пс. 76, 13, 142:5; Иов. 27:4; Притч. 8:7; Пс. 34:28; Ис. 59:3). Так ревностно занимается благочестивый словом Божиим,— сколько внутренно, размышлением, исследованием, напечатлением в памяти, чем сильно располагается и к исполнению того делом,— столько же и внешне — языком его возвещает и сообщает другим. И это не однажды как или при случаях,— а постоянно, день и ночь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

конструкц., как у Ис.33:15 ) видеть зло» (все нравственно-нечистое противно очам славы Его – существа святейшего, как свету тьма сн. Ис.3:8 ; 1Ин.1:5 ; 2Кор.6:14 ) 74 , «и смотреть на злодейство (тех, кто в подданстве у неправды) 75 Ты не можешь (ст. 13)» – без того, чтобы не остановить или не наказать его: так начинает пророк пред Святым Израилевым свое новое умозаключение, языком т. е. песни псаломской (яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима, возненавидел еси вся делающия беззакония – Пс.5:5,6 ), которая воспитала не одно поколение поклонявшихся во святом храме ( Авв.2:20 ) и живо представлялась всякой душе благочестивой в положении пророка. «Для чего же Ты смотришь на преступников (суд Божий предрекаемый, – от халдеев, так изображаемых и у Ис.21:2 ; Ис.24:16 , – пророк созерцает, как уже наступивший), молчишь (остаешься зрителем праздным, как Суд.18:9 ; 4Цар.2:5 ), когда пожирает (крайне угнетает) беззаконный того, кто праведнее его (ст. 13)». Не то хочет сказать пророк, чтобы «угнетаемый был вполне праведен (perfecte justus), но по сравнению – что он праведнее своего притеснителя 76 » безбожного (ст. 11). Пророк ведет речь свою в той же силе, «в какой праведными могут быть названы Содом и Гоморра в сравнении с Иерусалимом (сн. Мф.11:24 ), мытарь в сравнении с Фарисеем ( Лк.18:14 ), грешник в сравнении с диаволом» 77 . Исключительное понятие о языческом мире, как грешном и безбожном ( Гал.2:15 ; Еф.2:12 ), в виду Божественных преимуществ народа избранного (сн. Рим.3:1,2 ; Рим.9:4,5 ), – не чуждо и апостольского времени 78 . «И (этим, т. е. тем, что не останавливаешь и не наказываешь притеснения, – Кирилл Ал.) делает людей такими, как рыбы в море, как движущиеся 79 в воде (что должно подразумевать ради предыдущего слова и ближ. контекста, – животные малые и большие в море великом и пространном – Пс.68:35 ; Пс.103:25 ), у которых нет властителя» (ст. 14), – которые, по еврейскому о сем царстве животных представлению, «не подражают другим животным, ходящим стадами и под одним начальником, как войско с предводителем 80 », но суть бесцарни (сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

XVII, 30) есть, вероятно, неправильный перевод . В пс. XVIII стоит Χριστο κυρου (ст. 8), а в 6 ст. Χριστο ατο, следовательно, κυρου зависит от Χριστο (Ср. Wellbausen, Die Pharisäer und Sadducäer, s. 132). В еван. Луки встречаются оба выражения: Χριστς κριος (II, 11) и τν Χριστν κυρου (II, 26). Ср. Schürer, Geschichte II. s. 511, anm. I. 497 Мы не излагаем содержания пс. XVIII, ибо он не вносит новых черт в картину мессианских чаяний, изображенную в пс. XVII. 498 См. Проф. А.В. Смирнов, Книга Юбилеев или Малое бытие. Вып. 2-ой. Казань, 1895, стр. 12–14; его же, Мессиан. ожидания, стр. 72, 73. 504 I. Langen, Das Julenthum in Palästina, s. 446: „enthalt diese Schrift eine so geistige und religiöse Auffassung von der messianischen Zeit, wie wir sie in jener Periode nicht zu suchen gewohnt sind“. 509 Ср. Проф. Смирнов, Мессиан. ожидания, стр. 52. Впрочем, вопрос о времени происхождения апокрифа весьма спорный, см. Schürer, Geschichte, III, s. 217 и дал. 510 См. Schürer, Geschichte, III, 214–217·, о. проф. Смирнов, Мессиан ожидания, стр. 48–51. Нüвп обращает внимание на то, что автор апокрифа при изображении царства земного не забывает и небесного... Национализм апокрифа стоит выше сомнения. Ради завета, – по автору, – который заключил Бог с отцами Израиля, Он не позволит искоренит народа своего (XII, 12, ср. IV, 5); самая земля создана ради Его народа. (Die messianischen Weissagungen des israelitisch-judischen Volkes bis zu den Targumin. Freiburg, 1899, s. 98–99. 513 Мы не излагаем мессианских и эсхатологических чаяний по талмуду, так как это далеко выходит за пределы нашей статьи. Говоря же о характере мессианских ожиданий талмуда, мы имеем в виду весьма документальное извлечение из него по вопросу о Мессии и его царстве у Hamburger " а, R. Е II, s. 738–781, и отчасти у Weber’a, Die Lehren des Talmud §§ 76–81 „Равви Акиба изъяснял упомянутые в кн. Дah. VII, 9 троны, что один (предназначен) для Бога, а другой для потомка Давида Мессии, – на это ему р. Иозе Гаглиги с нравом возразил: „Акиба, как долго ты будешь профанировать Божество, Шехину“! Учитель III в.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Так, у 70 соединяются разделенные в еврейском тексте псалмы 9 и 10 (в 9-й), 114 и 115113-й), и разделяются, соединяемые в еврейском тексте, 116 (на 114 и 115) и 147 псалмы (на 146 и 147). От этого происходит, что с 10-го по 113-й пс. у 70 числа псалмов на одно менее против еврейского текста, в начале 114 на два менее, с 116 по 147 опять на одно и с 148-го одинаковы. Принятое у 70 соединение девятого и десятого псалмов оправдывается алфавитным порядком их стихов, в остальных случаях ученые отдают предпочтение еврейскому делению. Но вообще, православному богослову, при чтении западной богословской литературы, в цитатах из Псалтири нужно принимать во внимание указанное деление и в своих сочинениях согласовывать его с делением псалмов по слав. и рус. переводам, чтобы не путать себя и читателей. В Православной церкви принято деление Псалтири на 20 кафизм: 1 каф. 1–8пс., 2 каф. 9–16, 3 каф. 17–23, 4 каф. 24–31, 5 каф. 32–36, 6 каф. 37–5, 7 каф. 46–54, 8 каф. 55–63, 9 каф. 64–69, 10 каф. 70–76, 11 каф. 77–84, 12 каф. 85–90, 13 каф. 91–100, 14 каф. 101–104, 15 каф. 105–108, 16 каф. 109–117, 17 каф. 118 пс., 18 каф. 119–133, 19 каф. 134–142, 20 каф. 143–150 пс. Это деление относится к 4 веку по Р.Х. и сделано применительно церковному чтению Псалтири за богослужением. От кого произошли и какое имеют значение и авторитет надписания псалмов? Из ветхозаветных книг видно, что священные писатели имели обычай, к сведению читателей, снабжать надписаниями свои книги и даже частные отделы их, например, пророческие речи на те или другие народы ( Ис.1:1;2:1;13:1 ; Иер.1:1;2:1;50:1 ; Авв.3:1 ), часть книг ( Притч.10:1;25:1 …) и т.п. Песни Давида и в исторических ветхозаветных книгах снабжены очень подробными надписаниями, сообщающими о писателе, цели, характере и историческом поводе к их произнесению ( 2Цар.22:1;23:1 ; 1Пар.16:8 ). По этой аналогии можно думать, что и псалмопевцы надписывали иногда сами свои псалмы, означая преимущественно, подобно пророкам свои имена и время или повод к произнесению псалмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Пс.75:11. Яко помышление человеческое исповестся Тебе, и останок помышления празднует Ти.    Мы должны будем дать ответ Богу не только за дела и слова, но и за слушание (чужих слов), например: не внял ли ты ложному обвинению на ближнего, ибо сказано: «да не приимеши слуха суетна» (Исх. 23:1). Дадим Судии отчет даже в том, что имели в намерении. Всякое слово, движение ума и всякий помысл будут «исповеданы» Господу, когда изведется на позор сокровенное. Какое же «помышление человеческое исповестся Тебе?» — То, что не коварно ли и злонамеренно говорил ты с ближним, не хвалил ли его устами и языком, а в сердце не желал ли зла и не завидовал ему? (Златоуст, Афанасий). Пс.75:12. Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси иже окрест Его принесут дары.    Если кто из вас находится в таком положении, которое у людей считается безнадежным, или угнетается какою нуждою или опасностью, пусть «помолится и воздаст Господу Богу нашему» — и он увидит спасительный и блаженный плод этого прекрасного наставления. Если же кто под «молитвою» понимает «обещание», то и в этом случае получает великую пользу. Ибо премудрость говорит: «благо тебе еже не обещаватися, нежели обещавшуся тебе не отдати» (Екк. 5:4), то есть не давать обета Богу лучше, чем дав обет, обмануть Его. Почему и наставляет: «и да не солжеши слова во время молитвы твоея» (Златоуст). Пс.75:13. Страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных.    Бог же настолько страшен, что даже у тех, которые причастились Божественного Духа, но не вели жизнь достойную данной благодати и были злы, Дух отнимается за их лукавство; потому что в том божественном и страшном судилище за грехи у каждого отымется Дух, данный при крещении, и чрез это отнятие преданы они будут наказанию (Афанасий). 1 В конец, о Идифуме, псалом Асафу, 76    Дух Святым устами Давида преподает в этом псалме образец молитвы от лица бедствующего. «Идифум» и «Асаф» — начальники певцов Давидовых, которым Давид и передал этот псалом, чтобы они попеременно с ликами своими воспевали его в честь и славу Божию. Пророк наставляет унывающих в искушениях обращать свой дух в созерцание чудесных дел Божиих, и этим укреплять свою веру и надежду на Бога (Августин, Иероним).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

73) Кто в массе царскаго ополчения под воеводами и командирами в ряду с другими воинами, готовыми помочь ему и защитить его, выступив на брань, не мог показать воинской доблести и храбрости против супостатов и хоть одного из них поразит: тот как один станет воинствовать и бороться с толпою многих тем вражеских, или как может показать при этом воеводское какое дело, неискусен будучи в воевании? Если же в человеческих делах это невозможно, не тем ли более в божеских? Кто, убежав в пустыню, может узнавать набеги бесов и подступы страстей, явныя и неявныя, или на них делать нападение, наперед добре не обучившись отсечению своей воли, среди общества братий, под руководством опытнаго вождя в деле такой брани невидимой и мысленной? Если же это невозможно, то тем паче невозможно, чтоб такой за других успешно воевал и других научал одерживать победы над врагами. 74) Отсеки укоризненное нерадение и достойное поношения небрежение о заповедях Божиих; отбрось самоугодие и вооружись нещадно против плоти; презри славу и честь; возненавидь сластныя похотения тела; бегай сытости, от коей возгарается огнь в подчревии; облобызай скудость и всякия лишения; противостой страстям; обрати чувства свои во внутрь души; направь внутреннее твое к деланию лучшаго; не осуечайся человеческими делами; всю силу твою иждивай на делание заповедей; плачь, спи на земле, люби лишение и уединение; познай, наконец, не то, что окрест тебя, а что такое ты сам; будь выше ничтожности видимых вещей; устремляй мысленное око свое к созерцанию Бога, узревай красоты небесныя, и сошед оттуда возвещай братиям о благах вечной жизни и о таинствах царства небеснаго. Вот это и есть делом убежание от людей чрез крайнее подвижничество и цель пребывания в пустыни. 75) Если желаешь увидеть блага, которыя уготовал Бог любящим Его, вселись в пустыню отречения от своей воли, и бегай мира. Какого же это мира? — Похоти очес и плоти, гордости помыслов и прелести видимых вещей. Если убежишь от такого мира, то рано возсияет тебе свет чрез узрение божественной жизни и исцеления души твоей, т. е. слезы, скоро возсияют (Пс. 58, 8), и ты изменишься изменением десницы Вышняго (Пс. 76, 11), и рана страстей после сего не приближится телеси твоему (Пс. 90, 10). Таким образом ты, среди мира и людей пребывая, будешь как живущий в пустыни и людей не видящий. Если же таким образом не убежишь ты от сего мира, то убежание из мира видимаго нисколько не послужит тебе к преуспеянию в добродетелях и соединению с Богом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Смотри у Дж. Барра " Семантика библейского языка " (1961) и недавно вышедшее из печати обширное исследование М. Хенгеля " Иудаизм и Эллинизм " , I-II, 1974. 72 Напр., IIЦap.7,28; Пс.118,160, сравн. Втор.7,9; Исх.49,7 и т. д. 73 Пс.39,12; 60,8 и т. д. 74 IIIЦap.2,4; IVЦap.20,3; Исх.38,3; Пс.85,11 и т. д. 75 Напр., Парменид, " Фрагменты " 5д, 7: " Мысль и бытие являются одним и тем же. Мысль и то, для чего существует мысль, являются одним и тем же. " Сравн. Платон " Парменид " 128б. Сравни Климент Александрийский, " Строматы " , VI. 76 О нюансах отношений между " " и " lTgoj " смотри в наблюдениях М. Хейдеггера в его " Введение в Метафизику " (1953), особенно стр.88 и далее. 77 Это можно найти уже в истории греческой мысли в неоплатоновский период. Смотри напр., у Плотина " Эн. " V, 1, 8 и т. д. Сравн. К. Кремер " Неоплатоновская философия бытия и ее воздействие на Фому Аквинского " (1966), стр.79 и далее. Относительно того факта, что здесь мы имеем возрождение первоначального монизма в греческом мышлении смотри С. де Фогель " Философия " . " Исследования в сфере греческой философии " (Философские тексты и исследования, 19) I (1970), стр.397–416. Сравни относительно этих проблем Главу этой книги. 78 Идея добра, по–видимому, является также идентичной идеи истины и именно " lTgoj " творит эту идентичность, так что " " и " gnosij " становятся одним и тем же (напр., по всем трудам Платона " Мемнон " и " Республика " ). 79 Этот метод использовался в греческой классической историографии. Смотри у С. Н. Кохрэ " Христианство и классическая культура " , 1944, стр.457 и далее. 80 Неоплатоновская мысль выдает это отношение. Согласно его биографу Порфирию, Плотин стыдился своего тела и отказывался говорить о своих предках или позировать для скульптора или художника (Порфирий, " Жизнь Плотина " , 1). 81 Сравни Э. Л. Маскаль " Открытость бытия " , 1971, стр.246 и далее, который указывает на классическую мысль, как на платоновскую, так и аристотелеву, как придерживающихся учения о " закрытых " природах. Для всех язычников–греков " все имело приятно округленную природу, которая косвенно содержала все, чем бытие могло бы стать… Чего греческая мысль не могла терпеть…, так это идеи, что бытие могло стать более совершенным в своем роде путем приобретения какой-то характеристики, которая " раньше не подразумевалась в его природе " . 82

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010