Однако мы вполне можем научиться непрестанному совершению молитвы у святых Отцов, что относится, конечно, к молитве односложной. Несколько слов молитвы Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, в которых осуществляется весь смысл призывания имени Божия, легко произносимы в любое время на любом месте. Достаточно того, чтобы эти слова произносились принципиально, поскольку это нам необходимо, согласно завещанию апостола Павла: «Непрестанно молитеся» (1 Фес. 5:17).    Святые Отцы, исполнившие эту заповедь, получили награду, которая заключается в оставлении грехов, в просвещении и очищении. Они учат нас: «Следует поминать Бога чаще, нежели дышать», «с именем Иисусовым да будет соединен каждый твой вздох» и «именем Иисуса бичуй супостатов». Для нас не является чем-то недостижимым хранить несколько слов односложного призывания имени Господа нашего, где бы мы ни находились и чем бы ни занимались, если только мы этого захотим. Мы должны знать, что призывание имени Божия не есть лишь произнесение простых слов, но, с одной стороны, сила и энергия, страшная для сил тьмы, а с другой стороны, великое утешение нам, поскольку, согласно Писанию, «помянух Бога и возвеселихся» и «нощию сердцем моим глумляхся» (Пс. 76:4, 7).    Во всяком возрасте и в любой период своей жизни человек может, если хочет, находить связь со Христом, Который желает нашей безопасности и нашего спасения, каждого в отдельности и всех вместе, поскольку Он Сам говорит: «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28:20) и: «Не оставлю вас сиры» (Ин. 14:18).    Если всеобъемлющая любовь Божия убеждает нас, что «всяк просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Мф. 7:8), то ничего из того, что нас мучает и беспокоит, не останется неразрешенным. Кто остается без помощи, должен более осуждать себя, чем прекращать просить. «Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим» (Мф. 7:11), разве наш общий Отец презрит моление ваше, когда вы просите Его избавить вас от врагов ваших и излечить от истления, которому вы подверглись по причине своего отступления от Него? Он обещает, что услышит моление наше вскоре (ср. Лк. 18:8) и «по преизбыточествию, ихже просим или разумеем » (Еф. 3:20), помилует нас, — Тот, Кто «Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» (Рим. 8:32).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3420...

На литургии, которая временем ее совершения сближается с пасхальною, ибо «труда ради бденнаго бывает порану, чтение Апостола ( Деян.5:11–20 ) хотя не содержит в себе прямаго указания на настоящий праздник, но свидетельствуя о многоразличных чудесах, творимых Апостолами во имя Иисуса Христа, представляет нам действие той же Божественной силы Воскресшаго. Начальники Иудейские заключили проповедников Христовых в темницу, но Ангел Господень нощию отверзе двери темницы; извед же их рече: идите, и ставше глалите в церкви людям вся глаголы жизни сея. Не свидетельствует ли это о могуществе Того, для Котораго нет преград ни в затворенных дверях и ни в какой силе человеческой! Чтением Евангелия в неделю Фомину Церковь благовествует о событии, воспоминаемом в эту неделю ( Ин.20:19–31 ). Поучительность ее Церковь , в своих песнопениях указывая нам радостную истину воскресения Господа нашего, особенно обращает благоговейный взор на истину Его Божества и человечества. На стихирах вечерних она поет: «не несподобил еси, Блаже, показати Фоме пречистое ребро Твое, руку и ногу язвы; он же, осязав и видев, исповеда Тебе быти Бога не нага, и человека не проста, и вопияше: Господь мой и Бог мой, веровав Фома, зрением руку н ребр Твоих, Господа и Бога Тя исповеда». На стихирах литии Церковь произносит: «Господи, нестерпимым Твоего Божества блистанием, дверем пришел еси заключенным сущим, и став посреде учеников, ребро обнажил еси, и язв твоею руку и ногу струпы являя, печаль же и скорбь разрешая, яве возгласил еси: – во мне видите, о, друзи, плоти приятие, не духа ношу естество: сомнящемуся же ученику повелевал еси осязати трепетно: – он же, ощущая рукою Твое сугубое существо, со страхом вопияше верно, верою влеком: «Господь мой и Бог мой». Св. Григорий Богослов говорит о неделе Фоминой: «настоящее обновление мы ныне празднуем, переходя от смерти к жизни. Итак совлекитесь ветхаго человека и обновитесь, в обновлении жизни ( Рим.6:4 ) жительствуйте. Древняя мимо идоша, се быша вся нова ( 2Кор.5:17 ). Изменись добрым изменением, и в этом случае не думай о себе высоко, но скажи с Давидом: сия измена десницы Вышняго ( Пс.76:11 ) от Которого все благоуспешное в людях. Слово Божие хочет, чтобы ты не на одном месте стоял, но был приснодвижен, благодвижен, совершенно новосоздан, и если согрешаешь, обращался от греха, и, если благоуспеваешь, еще более напрягал силы. Вчера вера твоя была сообразна с обстоятельствами времени, ныне познай веру Божественную. Вчера вменял ты себе в честь казаться; ныне вмени в большую себе честь быть тем на самом деле. Вчера ты был любителем зрелищ, ныне окажись любителем созерцаний. Вчера был ты злоречив, дерзок, ныне говори одно доброе и будь кроток» 538 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ученые, принадлежащие к католической и православной церквям, напротив, более склонны разделять науку и религию на несмесимые «ни в нынешнем веке, ни в будущем» пути познания истины. Наиболее сильно эта мысль выражена в рассуждениях бельгийского астрофизика Жоржа Леметра о Боге сокровенном, пути Которого неизведанны и неисследимы для рационального знания и открываются только верой. Сколько бы ученые ни вглядывались вглубь материи и вдаль Вселенной, ни уходили бы мыслью в просторы минувшего времени, они нигде и никогда не найдут однозначных и неоспоримых доказательств Творческого Промысла, следы Которого всегда ускользнут от аналитической формулы и высокоточного измерения. «И следы Твои не познаются (Пс. 76:20)», – сказано в библейской книге Псалмов. Бог сокровенный откроется только верующему разуму и верующему сердцу, и это открытие станет тем белым камнем, о котором в Апокалипсисе сказано, что на нем «написано новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2:17). В Евангелии от Иоанна рассказывается о споре об Иисусе Христе, бывшем между фарисеями и книжниками. Служители, посланные схватить Его, возвратились к своим хозяевам ни с чем, утверждая: «Никогда человек не говорил так, как Этот Человек». Услышав это, фарисеи обратились к излюбленному приему – когда нечего сказать по существу, то лучше всего сделать отсылку к авторитету: «Неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:46–49). Эта книга написана, с одной стороны, для современных «невежд», которые узнали во Христе Бога и сказали: «Это Христос» (Ин. 7:41). Более научно образованным, чем они, скептикам, пытающимся поставить их на место, они могут указать на конкретные примеры, когда великие мира сего из числа ученых и героев современной цивилизации «уверовали в Него». С другой стороны, у автора есть некоторая надежда, что и те, кто сомневается в значимости религиозных путей познания истины, изменят свою точку зрения и не будут нарекать своих оппонентов невеждами, не знающими закона, а задумаются о том, что, может быть, есть такие стороны жизни и знания, которые пока еще для них не открыты. И для этих сомневающихся стоит вспомнить слова из Откровения Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

22 декабря свидетелями чуда стали паломники из Санкт-Петербурга. Николай С. рассказал: “Образ очень таинственный. Мы видели, как Господь приоткрывает очи и из них текут слезы. И сам лик в этот момент становится очень скорбным, словно Спасителя жестоко бичуют или распинают…”. Даруй нам, Господи, прежде конца покаяние! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, помилуй нас грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего.  (Молитва преподобного Нектария Оптинского ) Примечания: 1 Пс.76:15 . 2 Игнатий (Брянчанинов) , еп. Беседа в понедельник двадесят девятой недели. О чудесах и знамениях//Соч.: В 7 т. М., 1995. Т. 4. С. 297, 306, 310, 314. 3 Там же. С. 328, 300. 4 Духовная брань. О кознях врага спасения и как противостоять им. М., 1993. С. 132–133. 5 Мелешко Кирилл, прот. Новое чудо Богородицы//Православная Москва. 1996. 9. С. 1. 6 Игнатий (Брянчанинов), еп. Указ. соч. С. 318, 322, 323. 7 Свидетельства о них можно прочитать в книгах: “Святая Блаженная мати наша Ксения Петербуржская” (СПб., 1996), “Светильник веры и благочестия. Святой праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец. Житие и новые чудеса” (СПб., 1996). 8 Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 159. 9 Там же. С. 54 10 Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. М., 1990. С. 309. 11 Там же. С. 307. 12 Там же. С. 307–309, 311. 13 Там же. С. 262. 14 [Евгений Поселянин]. Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому: [В 2 кн.]. Изд. Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Коломна, 1993. Кн. 1. С. 145­147 (В дальнейшем — Е. Поселянин. Сказания…). 15 Там же. С. 240. 16 [Свят. Димитрий, митрополит Ростовский]. Руно Орошенное. [Б. м.], 1702. Л. 2, 3. 17 Е. Поселянин. Сказания… Кн. 2. С. 450. 18 Там же. Кн. 1. С. 385–388. 19 Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Изд. Западноевропейского экзархата. М., 1989. С. 410 20 Россия перед вторым пришествием: Материалы к очерку русской эсхатологии. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1993. С. 235–236.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

265 об.–269 – молитвы разрешительные. Волок. 85, ф . 113 . Служебник. Конец XVI в. 4°. 299 л. Филигрань: Щит с подковой и птицей, вид: Лауцявичус, 2728 (1599 г.) Содержание: л. 249–271 – чин исповеди; л. 253 об.–261 – поновление; л. 263–265 – вопросник мужчинам (М- Соф. 848 ); л. 265–266 – вопросник женщинам (Ж-Соф. 848); л. 266 об.–267 об. – поучение детям духовным; л. 267 об.–271 – поновление священникам; л. 283–298 – чин исповеди (без конца); л. 283–298 – поновление (без конца). Описания: Строев П. Описание рукописей монастырей Волоколамского, Новый-Иерусалим, Саввина-Сторожевского и Пафнутиева-Боровского. СПб., 1891. С. 76, Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесённых из библиотеки Иосифова монастыря в библиотеку Московской Духовной Академии. М., 1882. С. 10–11. Волок. 87, ф. 113. Служебник с требником. Третья четверть XVI в. 4°. 418 л. Филигрань: Сфера (1550–1560-е гг.). Записи: л. 1 – «Служебник полнои и Потребник архиепископа Лаврентиа Казанского, а не давати его никому служити попом. И из монастыря никако ж, разве игумена, коли на путь, понеж в нем все три службы, и покаяне иноческое и священническое, и мирское, и постригане малаго и великаго образа, и освящение воды и на 50-цу последование, и пасхаля»; л. 416 – молитва о здравии царя Ивана Васильевича. Содержание: л. 256 об.–289 об. – чин исповеди (без конца); л. 262 об.–272 об. – поновление; л. 272 об.–274 об. – вопросник священникам (Основная редакция); л. 274 об.–282 – поновление священникам; л. 282–285 об. – поновление мирянам; л. 285 об.– 287 – поновление вельможам. Описания: Строев П. Описание рукописей монастырей Волоколамского ... С. 79, CXXXIX; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесённых из библиотеки Иосифова монастыря... С. 11–12. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 206. (поновление вельможам). Волок. 333, ф. 113 . Требник. Последняя четверть XV в. 8°. 389 + II л. Филигрань: Лилия в щите, с крестом, вид – Брике, 7220 (1476 г.). Запись: л. II об. – «Сеи Потребник дал по своей души поп Арсенеи Бузан, на багаделнои монастырь лета 7056». Содержание: л. 2 об.–9 об – чин исповеди; л. 9 об.–16 об. – поновление мирянам; л. 17–20 об. – молитва разрешительная; л. 33 об.–36 – поучение исповеднику; л. 36–39 – правило о назначении епитимий («Наставление о заповедях»)»; л. 40–40 об. – молитва разрешительная. Описания: Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесённых из библиотеки Иосифова монастыря... С. 26–27; ПС XV, 2358.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

   Достоин удивления Моисей, перешедший море без судов (Исх.14:21); но он, как естественно людям, прошел по земле, когда вода разступилась и поднялась с той и другой стороны. Велик и преемник его, Иисус, потому что перешел Иордан, вышедший из берегов (Нав.3:16); но подобно Чермному морю и этот последний, раступившись и приостановив течение, дал переправлявшемуся народу обнаженную сушу для прохода. И никто из людей никогда не ступал твердо ногою на воду: так как закон природы не допускает, чтобы вещество жидкое и текучее выдерживало (на себе) — твердое и гнетущее. Но мне кажется, что Господ и Владыка всяческих, чрезвычайно обрадованный в то время пламенным желанием сего мужа (Петра), с каким воскликнул он, говоря: «повели мне прийти к Тебе по воде» (Мф.14:28), в награду ему за многую любовь и веру дал тот новый и удивительный дар, принятия коего оказался достойным один только Петр из (всех) людей от Адама и до конца. Ведь по истине и исключительно свойственно Богу показание такого великаго знамения, превышающее ограниченность твари, как это казалось и Давиду, превосходнейшему из пророков. В одном из псалмов, восхваляя Бога и показывая неизреченную и непостижимую силу Его, он сказал то, что известно вам из обычнаго пения: «путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы» (Пс.76:20). Итак, что имел Господь между отличительными признаками божества, это сообщил и рабу, считая его достойным такой чести.    Достоин конечно, удивления, и велик Иоанн, возлежавший на персях Господа (Ин.13:23); велик и Иаков, как прозванный сыном грома (Мф.3:17); славен в почестях и Филипп, как восхищенный Духом, когда тайноводствовал он ефиоплянина к познанию Спасителя (Деян.8:39): однако все они должны уступить Петру и согласиться отойти на второе место, если сравнение дарований должно определять более достойнаго. Разсматривая и соображая все в отдельности, я нахожу этого мужа (Петра) и в теоретических разсуждениях и в практических действиях одинаково всюду опережающим и предваряющим всех учеников, и оставляющим позади себя подвизающихся на том же поприще жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2756...

Вячеслав 23 февраля 2013, 17:54 Слава Богу за всё! Елена.Украина 23 февраля 2013, 01:13 Хотелось бы ответить дорогим медикам: АЛЕКСАНДРЕ(20.02.2013) и АНДРЕЮ(21.02.2013) словами Иеромонаха Романа(Матюшина): " СОМНЕНЬЕ - ЧАДО МАЛОВЕРЬЯ, ОНО ИСКУСНО В СЛОВОПРЕНЬИ, ОНО ВНУШАЕТ ВЕЛЕГЛАСНО, ЧТО ВСЕ СТАРАНИЯ НАПРАСНЫ... ОСТАНОВИСЬ,ПРОРОЧЕ ЛГУЩИЙ, ОДНА ЕСТЬ ПРАВДА - ПРАВДА СВЫШЕ: И ОТВЕРЗАЕТСЯ ТОЛКУЩИМ, И ОБРЕТАЕТ ТОТ,КТО ИЩЕТ " . Не говорю,что медицина бессильна,но бывают случаи(нередко),когда она действительно бессильна. Если врач верующий,то он как апостол,может творить чудеса.А если неверующий,то будет надеяться только на себя,и забывать о том,что ГЛАВНЫЙ ВРАЧ - БОГ может или благословить его руки,сердце и ум, или же отнять это благословение,тогда он будет не лечить,а калЕчить. Дай Бог веры всем нашим врачам,чтобы они чувствовали и понимали,что они только ассистенты у Бога,Который Сам спасает человека,используя их руки,ум и сердце. А если Он хочет без врачей,через Свою Церковь исцелить кого-то,то кто Ему в этом может помешать? " КТО БОГ ВЕЛИЙ ЯКО БОГ НАШ? ТЫ ЕСИ БОГ ТВОРЯЙ ЧУДЕСА " .(Пс.76.14,15). Ксения 22 февраля 2013, 14:51 Слава Богу за всё!Пресвятая Богородице, спаси нас! Константин 22 февраля 2013, 13:52 Слава и поклонение Тебе Иисусе Христе. Взываем к Богородице, защити от житейских невзгод, от лихих помыслов.И давайте просто научимся Верить в Божественное провидение.. Николай 22 февраля 2013, 10:51 Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков. АМИНЬ. Господь всегда рядом. Пресвятая Богородице, спаси нас, не остави нас! Людмила 22 февраля 2013, 04:45 Людмила: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,и ныне, и присно,и во веки веков! Пресвятая Богородица,помилуй нас грешных! Очень рада за Леночку! андрей 21 февраля 2013, 21:49 с точки зрения медицины очень много неясностей. Нельзя ли поменьше эмоций и побольше документарных подтверждений? ВРач, православный. Андрей 21 февраля 2013, 19:26 Вопрос к автору. Где можно узнать более подробную медицинскую информацию? Какой вид опухоли, т.е. более подробный диагноз? Методы лечения,которые проводились больной? Хотелось бы также проследить дальнейшую судьбу таких больных. Дело в том, что многие рассказы о современных чудесах подаются с минимальной и недостаточной для людей,хоть немного знакомых с медициной, информацией.Почему я должен верить этой статье журналиста,пренебрегшего консультацией специалиста по медицине, хотя бы для исправления очевидных ляпов вроде " 1й степени инвалидности " ?Почему я должен верить " израильским врачам " ?Это новая разновидность всезнающих " британских ученых " ? Мне такие лубочно поданные чудеса не нужны. Мне вполне достаточно чудес которые совершил Христос.

http://pravoslavie.ru/59568.html

И потому мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить Бога. Ибо если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем неблагодарным иудеям, которые, насытившись чудной трапезой в пустыне, говорили, что Христос воистину есть Пророк, хотели взять его и сделать царем; а когда Он сказал им: « Делайте… не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в животе вечнем» (Ин 6:27), тогда говорили Ему: « Кое убо Ты твориши знамение? Отцы наши ядоша манну в пустыни » (Ин 6:30–31). Прямо на таких падает слово: « Исповестся Тебе, егда благосотвориши ему, и таковой даже до века не узрит света»  (Пс 48:19–20). Потому Апостол Иаков учит нас: « Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушение впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать» (Иак 1:2–4) и прибавляет: « Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни»  (Иак 1:12). ___________________ 1 См. 1 Кор 2:14–15: « Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может». 2 Лучше есть помощь, яже от охранения… паче помощи, яже от дел — помощь предосторожности важнее помощи самих дел. Прочтите толкования: Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия Профессор А.П. Лопухин. Библейский комментарий на Новый Завет. Толкование во вторую неделю по Пятидесятнице (Евангельское чтение)  «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»  (Мф 4:17). « С того времени»: когда же это? С того времени, как Иоанн был посажен в темницу. Почему же Христос не проповедовал им сначала? Для чего Ему нужен был Иоанн, когда самые дела ясно свидетельствовали о Нем? С одной стороны, для того, чтобы отсюда видно было Его достоинство, когда и Он так же, как Отец, имеет пророков, о чем и Захария сказал: « И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего»  (Лк 1:76); с другой — для того, чтобы не оставить бесстыдным иудеям никакого извинения.

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

За сынвъ Евр. , „за злодеяние над сынами иудиными“. Указывается, за что постигнет врагов народа Божия наказание. В чем состояло „злодеяние“, точнее определяется в дальнейших словах. есть родительный предметный (ср. Авд.10 ; Авв.2:8, 17 ; Быт.16:5 ; Суд.9:24 ). LXX-mь переводятъ: ξ διιν ιν οδα, „за притеснения (славян. „за сынов Иуды“. В Вульгате читается: „pro ео, quod inique egerunt in filios Iuda“. Понеже кровь праведную на земл своей. Евр. , „за то, что пролили невинную кровь в земле их“. Суффикс при слове некоторые 475 относят к евреям: „пролили невинную кровь в земле евреев“, и думают, что здесь разумеется пролитие крови евреев при нападении египтян в царствование Ровоама, особенно же – при отпадении идумеев от Иудейского царства при Иораме. Но против такого понимания говорит то, что выражение „проливать невинную кровь“ не употребляется о неприятельских нападениях, а встречается обыкновенно о частных убийствах, совершенных в мирное время (ср. Вт.9:10, 13, 21:8, 27:25; 1Цар.19:5 ; 2Цар.3:28 ; 4Цар.21:16, 24:4 ; Пс.93 ; Евр.94:21 ; Пс.105 ; Евр.106:38 ; Притч.6:17 ; Ис.59:7 ; Иер.7:6, 22:3, 17, 26:15 ). Поэтому правильнее думать, что Иоиль говорит здесь о частных разбойнических набегах, какие идумеи нередко делали на владения евреев. Такие набеги, конечно, не обходились без пролития крови. Некоторые толкователи относят суффикс при к египтянам и идумеям. Те и другие, думают, вероятно, часто и безнаказанно убивали евреев, проживавших в их земле, на что и намекает Иоиль. Но такое мнение 476 не имеет данных для себя. История нам не говорит, что в Идумее и Египте нередко умерщвляли евреев, поселившихся там. LXX-mь объясненное нами место переводят: νϑ’ ν ξχεαν αμα διαιον ν τ ατν, „за то, что пролили кровь праведную в земле их“; и в Вульгате „et effuderint sanguinem innocentem in terra sua“. Стих 20-й. же во вки населитс, и въ роды родвъ. Евр. , „а Иудея будет вечно населена и Иерусалим – в роды родов“. Союз употреблен в значении противоположения – но, а: „Египет и Едом сделаются пустынею, а Иудея и Иерусалим будут населены вечно“. Подобное обетование возвещается народу Божию и другими пророками. См. Ис.60:21 ; Иез.37:25; 43:7, 9 . „Въ роды родвъ“. (LXX-mь: ες γενες γενεν, Вульгата: in generationem et generationem) есть часто встречающаяся формула, которая употребляется для обозначения бесконечного времени. Пс.32 ; Евр.33:11 ; Пс.44 ; Евр.45:18 ; Пс.60 ; Евр.61:7 ; Пс.76 ; Евр.77:9 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Выражение (в чём его мысли) 506 70 перевели выражением: τν Χιστν ατο, – вместо очевидно прочитав: . На эту неточность перевода, которой лучше всего мог бы опровергнуть своих противников св. Афанасий, он не обратил внимания; но он защитил православный смысл этого трудно поддающегося толкованию, по переводу 70, места силой своего глубокого ума и знанием св. Писания. Приводя это место по 70, духоборцы говорили: «так как изречение сие упоминает о Христе, то сообразно с сим и наименованного Духа надобно представлять себе не иным как Духом Св.»; а из того, что о Нём говорится, как о созданном, они выводили далее заключение о тварности Его. Св. Афанасий до подробности разобрал эту аргументацию духоборцев, наглядно показал её несостоятельность и дал своё собственное объяснение означенного места. Прежде всего он обратился к слову πνεμα и рассмотрел различные его значения, чтобы определить тот смысл, в каком нужно понимать это слово у пророка Амоса в 4 гл. 13 ст. В результате его глубокого и обширного исследования различных значений слова πνεμα в св. Писании и рассмотрения различных добавлений к нему, когда оно употребляется для означения Св. Духа, оказалось 507 , что πνεμα в Писании означает дух человеческий ( Пс.76:7 ; Вар.3:1 ; Деян.3:86 ; Рим.8:16,17 ; 1Кор.2:11 ; 1Сол.5:23 ), дыхание ветра ( Быт.8:1 ; Ин.1:4 ; Пс.106:25; 148:7–8 ; Иез.28:26 ; Ис.7:2 ; 3Цар.18:45 ), также – смысл какого-либо места Писания ( 1Кор.3:6 ; Рим.7:14, 6, 25, 8:1–2 и др.) и, наконец, – направление или образ мысли ( Числ.14:24 ; Иез.18:31 ). Этим слоном обозначается и Дух Святый, но при этом значении слово πνεμα употребляется – или с одним из следующих и им подобных определений: το Θεο ( Быт.1:2 ; Числ.2:29 ; Суд.15:14 ; Мф.12:28 ; Рим.8:9 ; 1Кор.2:10–11, 3:16 и др.), Κυου ( Суд.3:10, 11:29, 13:24–25, 15:14 ; Ис.61:1 ; Мих.2:7 ; 2Кор.3:17 ), το Πατς ( Мф.10:20 ), το ϒο ( Гал.4:6–7 ), πα μο ( Иоил.2:28 ; Быт.6:3 ; Числ.11:29 ; Ис.30:1, 59:21 ; Зах.1:6 ), σο ( Пс.50:13, 142:10–11 ), ατο ( Ис.48:16, 63:9–10 ; Зах.7:12 ; 1Ин.4:13 ; Рим.8:9–11 ; 1Сол.4:8 ), παλητος ( Ин.15:26 ), τς ληϑεας ( Ин.15:26 ), τς χιτος ( Евр.10:29 ), το Χιστο ( 1Пет. 9:9–11 ; Рим.8:9–11 ; Фил.1:18–20 и др.), γιον ( Ин.20:22, 14:22 ; Мф.28:19 ; Деян.2:1–4,18, 21:11, 20:22 ; Еф.4:30 ; Евр.9:8, 13–14 , – или с определённым членом (τ πνεμα – Гал.3:2 ), и только в исключительных случаях Писание употребляет это слово для означения Св. Духа без всяких добавлений. Впрочем, в последнем случае всякие добавления заменяются ясностью речи Писания ( Лк.4:1 ; Мф.4:7 ; Лк.3:21, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010